Научная статья на тему 'Критериально-диагностические характеристики и методики диагностики определения уровня сформированности полиэтнической культуры школьников*'

Критериально-диагностические характеристики и методики диагностики определения уровня сформированности полиэтнической культуры школьников* Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2487
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / DIAGNOSTIC TOOLKIT / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / POLYETHNIC CULTURE / КРИТЕРИАЛЬНОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АППАРАТ / КРИТЕРИИ / CRITERIA / ПОКАЗАТЕЛИ / INDICATORS / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ / SCHOOLCHILDREN'S POLYETHNIC CULTURE DEVELOPMENT LEVELS / CRITERIA AND DIAGNOSTICS PACKAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринёва Е.А., Белоногова Л.Н., Заббарова М.Г.

В статье представлены критерии, показатели, уровни сформированности полиэтнической культуры школьников на основе понимания сущности и содержания компонентов полиэтнической культуры. Авторами выделены три основных критерия. По каждому из них описаны показатели, которые конкретизируют каждый из обозначенных критериев, и дана уровневая характеристика по каждому из критериев. Представлены диагностические методики в соответствии с критериями, к которым относятся анкетирование, экспресс-опросники, тестирование, проективные методики. Авторами предложены рекомендации по обработке результатов. Методики, в основном, разработаны для младших школьников, но могут быть использованы в 5-6 классах средней школы. Каждая методика включает цель, описание инструментария и рекомендации по обработке результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND DIAGNOSTIC CHARACTERISTICS AND TECHNIQUES OF DETERMINING THE LEVEL OF SCHOOLCHILDRENS POLYETHNIC CULTURE

The article presents criteria, indicators, development levels of schoolchildrens polyethnic culture on the basis of understanding the essence and content of the components of polyethnic culture. The authors specify three main criteria, describe each criterions indicators which explain each of the designated criteria and characterize levels of each criteria. The authors also propose diagnostic techniques according to the criteria which include questionnaires, express questionnaires, testing, projective techniques and offer recommendations about processing the results. The techniques presented are developed for younger primary students but can be used in years 5 and 6 as well. Each technique includes purpose, description of its toolkit and recommendations on processing the results.

Текст научной работы на тему «Критериально-диагностические характеристики и методики диагностики определения уровня сформированности полиэтнической культуры школьников*»

#

КРИТЕРИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ*

CRITERIA AND DIAGNOSTIC CHARACTERISTICS AND TECHNIQUES OF DETERMINING THE LEVEL OF SCHOOLCHILDREN'S POLYETHNIC CULTURE

Е. А. Гринёва, Л. Н. Белоногова, М. Г. Заббарова

В статье представлены критерии, показатели, уровни сформированности полиэтнической культуры школьников на основе понимания сущности и содержания компонентов полиэтнической культуры. Авторами выделены три основных критерия. По каждому из них описаны показатели, которые конкретизируют каждый из обозначенных критериев, и дана уровневая характеристика по каждому из критериев. Представлены диагностические методики в соответствии с критериями, к которым относятся анкетирование, экспресс-опросники, тестирование, проективные методики. Авторами предложены рекомендации по обработке результатов. Методики, в основном, разработаны для младших школьников, но могут быть использованы в 5-6 классах средней школы. Каждая методика включает цель, описание инструментария и рекомендации по обработке результатов.

Ключевые слова: диагностический инструментарий, полиэтническая культура, критериально-диагностический аппарат, критерии, показатели, уровни сформированности полиэтнической культуры школьников.

E. A. Grineva, L. N. Belonogova, M. G. Zabbarova

The article presents criteria, indicators, development levels of schoolchildren's polyethnic culture on the basis of understanding the essence and content of the components of polyethnic culture. The authors specify three main criteria, describe each criterion's indicators which explain each of the designated criteria and characterize levels of each criteria. The authors also propose diagnostic techniques according to the criteria which include questionnaires, express questionnaires, testing, projective techniques and offer recommendations about processing the results. The techniques presented are developed for younger primary students but can be used in years 5 and 6 as well. Each technique includes purpose, description of its toolkit and recommendations on processing the results.

Keywords: diagnostic toolkit, polyethnic culture, criteria and diagnostics package, criteria, indicators, schoolchildren's polyethnic culture development levels.

В предыдущей статье «Полиэтническая культура школьников: диагностический аспект» авторами был представлен способ решения важной задачи - адаптация существующих и разработка оригинальных методик диагностики сформированности уровня полиэтнической культуры школьников. Определение критериально-диагностического аппарата происходило на основе понимания сущности процесса поликультурного воспитания. В статье было раскрыто содержание понятия «полиэтническая культура» и приведен перечень диагностических методик в соответствии с критериями сформированности полиэтнической культуры.

Для проведения диагностики учителю необходимо четко представлять критерии, показатели и уровни сформированности полиэтнической культуры (таблица 1).

Критерии были сформулированы на основе понимания сущности и содержательных компонентов полиэтни-

ческой культуры. Под критериями мы понимаем признак, на основании которого производится оценка чего-либо. Показатели конкретизируют каждый из обозначенных критериев.

Приведем описание диагностических методик определения сформированности полиэтнической культуры младшего школьника.

Когнитивный критерий

Анкета «Выявление уровня культурологических представлений младших школьников»

1. Знаете ли вы, люди каких национальностей проживают в Ульяновской области? (Перечислите их.)

2. Что вы знаете о культуре народов, проживающих в Ульяновской области?

3. Знаете ли вы свою национальность? Какая?

Исследование выполнено в рамках гранта РГНФ № 10-06-21607а/В.

•А*

Ф

Таблица 1

Уровни полиэтнической культуры младших школьников

Показатели

Уровневая характеристика

«

3 и я к

н К И

о И

- Наличие представлений и понятий о культуре народов Поволжья;

- познавательный интерес к изучению истории и культуры народов, проживающих рядом

Высокий уровень

Учащиеся проявляют полные, разносторонние поликультурные знания. Имеют устойчивый познавательный интерес к знаниям о культуре народов Поволжья. Средний уровень

Младшие школьники проявляют неполные поликультурные знания. Имеют слабый познавательный интерес к поликультурным знаниям, положительная мотивация к освоению поликультурных знаний имеется, но проявляется под педагогическим воздействием. Низкий уровень

Учащиеся проявляют отрывочные, бессистемные поликультурные знания. Не проявляют интереса к поликультурным знаниям, положительная мотивация к освоению поликультурных знаний не проявляется

й ы н

о н н

е -ц

он ь л а н о

и ц

о м

т

- Наличие системы ценностных ориентаций;

- понимание ценности своей и других культур;

- этнокультурная толерантность;

- потребность в общении с людьми другой культуры;

- эмоционально-ценностное отношение; -этническая идентичность

Высокий уровень

У младших школьников сформирована система ценностных ориентаций. Учащиеся понимают ценность своей и других культур. Школьники в достаточной степени обладают поликультурными качествами (толерантностью, эмпатией, общительностью, бесконфликтностью и др.), необходимыми для позитивного взаимодействия с представителями разных культур, проявляют потребность в общении. Учащиеся уважают национальные традиции, обычаи, язык; младшие школьники готовы к пониманию и дружбе для улучшения жизни всех людей, признанию прав людей другой национальности

Средний уровень

Ценностные ориентации у младших школьников недостаточно проявляются. Понимание ценности своей и других культур развито частично. Поликультурные качества (толерантность, эмпатия, общительность, бесконфликтность и др.), необходимые для позитивного взаимодействия с представителями разных культур, сформированы недостаточно. Потребность в общении с людьми другой культуры проявляется под педагогическим воздействием. Частично сформирована готовность к пониманию и дружбе для улучшения жизни всех людей; младшие школьники не всегда признают права людей другой национальности, недостаточно проявляют уважение к национальным традициям, обычаям, языку

Низкий уровень

Ценностные ориентации у младших школьников не сформированы. Не проявляется готовность к пониманию и дружбе для улучшения жизни всех людей и терпимое отношение к их поступкам. Учащиеся не обладают поликультурными качествами (толерантностью, эмпатией, общительностью, бесконфликтностью и др.), необходимыми для позитивного взаимодействия с представителями разных культур. Потребность в общении с людьми другой культуры отсутствует. Младшие школьники не признают прав людей другой национальности, не проявляют уважения к национальным традициям, обычаям и языку

й ы н т с о н ь л

и к с е ч и т к

а р

П

- Соблюдение норм и правил поликультурного общения;

- наличие поликультурных знаний и навыков;

- проявление активности, инициативы к объединению и общению с людьми другой национальности

Высокий уровень

Младшие школьники всегда соблюдают социальные нормы и правила, принятые в поликультурном обществе. Поликультурные умения и навыки сформированы в полной мере, учащиеся обладают большим опытом взаимодействия с представителями разных культур. Младшие школьники проявляют активность и инициативу к объединению и общению с людьми другой национальности

Средний уровень

Младшие школьники не всегда соблюдают социальные нормы и правила, принятые в поликультурном обществе.

Поликультурные умения и навыки сформированы частично, обладают небольшим опытом взаимодействия с представителями разных культур. Недостаточное проявление активности, инициативы к объединению и общению с людьми другой национальности

Низкий уровень

Младшие школьники не соблюдают социальные нормы и правила, принятые в поликультурном обществе.

Поликультурные умения и навыки не сформированы, опыт позитивного взаимодействия с представителями разных культур отсутствует. Учащиеся не проявляют активность, инициативу к объединению и общению с людьми другой национальности

4. Какой национальности ваши папа, мама, бабушка, дедушка?

5. Знаете ли вы традиции и обычаи вашей национальности? Какие?

6. Есть ли у вас дома что-либо из старинных вещей (предметов быта) вашей национальности? Какие?

7. Знаете ли вы национальности ваших одноклассников?

Обработка результатов

За каждый ответ в анкете ставился 1 балл. 6-7 баллов - высокий уровень, 3-5 баллов - средний уровень, 1-2 - низкий.

Эмоционально-ценностный критерий

Экспресс-опросник «Индекс этнической толерантности»

Инструкция. Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения (см. табл. 2).

Обработка результатов. Для количественного анализа подсчитывается общий результат. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 0 до 2 («согласен» - 2 балла, «в чем-то согласен, в чем-то нет» - 1 балл, «не согласен» - 0 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («не согласен» - 2

Таблица 2

Анкета экспресс-опросника «Индекс этнической толерантности»

№ Утверждение Согласен В чем-то согласен, в чем-то нет Не согласен

1 Твой друг другой национальности предал тебя, надо простить его

2 В споре со сверстниками другой национальности может быть правильной только одна точка зрения

3 Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные

4 С людьми старшего возраста, которые соблюдают национальные традиции и обычаи, приятно общаться

5 Ты хорошо себя чувствуешь, если говорят на твоем и другом языке

6 Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

7 Людям другой национальности надо помогать так же, как остальным

8 Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

9 Для улучшения жизни твоем городе (селе) необходимы понимание и дружба людей разных национальностей

10 Все народы, проживающие в твоем городе (селе), должны иметь равные права

11 Твой ровесник, который соблюдает национальные обычаи, вызывает у тебя раздражение

12 Ты хорошо себя чувствуешь, когда при тебе говорят на национальном языке, который ты не понимаешь

13 Я могу представить человека другой национальности своим близким другом

14 Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к людям другой национальности

15 Есть народы, проживающие в твоем городе (селе), к которым трудно хорошо относиться

16 Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры

17 Человека надо оценивать только по поступкам, а не по его национальности

18 То, что Поволжье - многонациональный регион, обогащает его культуру

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Нашей стране необходимо больше людей - таких, кто ради мира готов уважать другие народы

20 Нет такого спора между детьми разных национальностей, который нельзя было бы разрешить путем взаимных уступок

балла, «в чем-то согласен, в чем-то нет» - 1 балл, «согласен» - 0 баллов). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 20.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 11, 15, 16.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня этнической толерантности осуществляется по следующим ступеням:

0-9 - низкий уровень этнической толерантности. Такие результаты свидетельствуют о несформированности способности слышать людей другой национальности и терпимо относиться к их поступкам, отсутствии готовности к пониманию и дружбе для улучшения жизни всех людей; ребенок не признает прав людей другой национальности, не проявляет уважения к национальным традициям, обычаям и языку.

10-30 - средний уровень этнической толерантности. Ребенок не всегда слышит людей другой национальности и терпимо относится к их поступкам; частично сформирована готовность к пониманию и дружбе для улучшения жизни всех людей; младший школьник не всегда признает права людей другой национальности, недостаточно проявляет уважение к национальным традициям, обычаям, языку.

31-40 - высокий уровень этнической толерантности. Такие результаты свидетельствуют о способности ребенка слышать людей другой национальности, терпимом отношении к их поступкам, бесконфликтности, уважении к национальным традициям, обычаям, языку; младший школьник готов к пониманию и дружбе для улучшения жизни всех людей, признанию прав людей другой национальности.

Практически-деятельностный критерий

Тест «Проявляешь ли ты этническую толерантность?»

Тест направлен на диагностику практически-деятельностного компонента полиэтнической культуры.

1. Твои одноклассники носят элементы национальной одежды (тюбетейка, хиджаб):

V ты говоришь, что они выглядят смешно;

о ты просишь, чтобы они объяснили это.

2. Ильдар питается не так, как ты, по причине своей религии:

о это не важно;

V ты подсмеиваешься над ним.

3. Ты сидишь за партой с одноклассником (одноклассницей) другой национальности:

V очень хочу, чтобы меня пересадили;

о национальность не имеет значения.

4. Для соревнования нужно объединиться в команду:

о национальность ребят из моей команды не имеет

значения;

V стараешься объединиться с ребятами своей национальности.

5. Тебе нужно нарядить кукол в национальные костюмы:

V выберу костюмы только своей национальности;

о выберу национальный костюм, который мне больше понравится.

6. Необходимо выбрать народную музыку для проведения праздника:

о подберу музыку только своего народа;

V подберу музыку разных народов.

7. К вам на встречу пришел писатель, который рассказывает в своих произведениях о жизни своего народа:

о буду слушать с интересом;

V с нетерпением буду ждать окончания встречи.

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным,

и сосчитай, сколько кружочков получилось.

Обработка результатов. Дети могут самостоятельно обработать данные.

- Если у тебя только одни кружочки. Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность! Ты уверен в себе, ты умеешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других!

- Если у тебя от 3 до 6 кружочков. Да! Ты не очень проявляешь толерантность! Ты не достаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако ты добрый, и со временем у тебя это получится.

- Если у тебя менее трех кружочков. Задумайся! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься понять себя и принять себя таким, какой ты есть, то можешь стать более счастливым!

Диагностические методики по всем критериям полиэтнической культуры

Детские рисунки. Детские сочинения и эссе

Темы для детских рисунков и сочинений подбирались так, чтобы выявить уровень сформированности полиэтнической культуры младших школьников по всем критериям.

Рекомендуемые темы для детских рисунков

Когнитивный критерий:

1. Нарисуй народный костюм.

2. Помести орнамент на народный костюм.

3. Изобрази национальный праздник и афишу, приглашающую на него. Изобрази ремесла и продукцию ремесел, самых ценных и интересных для тебя.

Эмоционально-ценностный критерий:

1. Нарисуй праздничный стол своего дня рождения и рассади своих друзей по отношению к себе.

2. Изобрази «фотографию» класса: ты - в центре, размести вокруг себя своих друзей.

3. Выполни рисунок на тему по выбору: «Наша сила -в единстве всех народов» или «Славься, мой народ».

Практически-деятельностный критерий:

Изобрази, что бы ты сделал, чтобы все народы Поволжья жили в дружбе.

Рекомендуемые темы для эссе и сочинений

Когнитивный критерий:

1. Мой народ.

2. История народного костюма.

3. История народного жилища.

4. История народной игры.

5. История национальной кухни.

#

6. История народных обычаев и традиций.

Эмоционально-ценностный критерий:

1. Я - человек, который любит свой народ и уважает культуру других народов.

2. Хочу сказать свое слово: как я отношусь к другим народам.

3. Чужих меж нами нет. Мы - братья все...

4. Составить Закон Дружбы всех народов.

5. Составить обращение к взрослым, которое бы помогло дружбе всех народов твоего края.

Практически-деятельностный критерий:

1. Что я сделаю для дружбы народов своего края. сейчас (когда я - школьник); когда я стану взрослым; если я буду президентом.

2. Что я сделал для дружбы детей разных национальностей в своем классе (во дворе).

Обработка результатов. Анализ детских рисунков, сочинений и эссе производится с учетом всех критериев. Осуществляется качественный анализ экспериментальных данных по показателям таблицы 1. Учитель сопоставляет детские высказывания и рисунки с уровне-вой характеристикой и делает выводы по каждому ученику, по группе учеников и в целом по классу. Важна оценка личного мнения, впечатления, отношения каждого школьника.

Таким образом, диагностика позволяет определить реальную картину сформированности полиэтнической культуры школьников и совершенствовать работу в данном направлении.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Библер В. С. От науконаучения к логике культуры. - М.: Политиздат, 1991. - 413 с.

2. Griniewa E. A., Bielonogowa L. N. Диагностика патриотической воспитанности младших школьников // Paradygmaty wspolczesnej pedagogiki. -Siedlce: Akademia Podlaska - Siedleckie Towarzyst-wo Naukowe - Pedagogium, 2009. - С. 141-145.

3. Гринёва Е. А., Прохорова С. Ю. Методика диагностики экологической воспитанности младших школьников: метод. пособие. - Ульяновск: УИПКПРО, 2008. - 84 с.

4. Здерева Г. В. Принципы патриотического и межнационального воспитания // Среднее профессиональное образование. - 2005. - № 11. - С. 35-36.

5. Кузьмин М. Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. - № 6. - 1999. - С. 3-11.

6. Медведев Д. А. Послание Федеральному собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. kre mlin. ru/transcripts/59 79 (дата обращения 04.2011).

7. Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. -М.: Смысл, 2008. - 172 с.

8. Юнусова К. А. Этническая идентификация личности как фактор патриотического воспитания // Педагогика. - 2009. - № 1. - С. 43-47.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ

REALIZATION OF ETHNONATIONAL EDUCATION PRINCIPLES IN A SCHOOL HISTORY COURSE

З. Ф. Мубинова

Статья посвящена исследованию проблемы реализации принципов этнонационального воспитания в процессе преподавания истории в современной российской общеобразовательной школе.

Ключевые слова: принципы воспитания, этнонаци-ональное воспитание, принципы этнонационального воспитания, реализация принципов этнонациональ-ного воспитания в процессе преподавания истории.

Z. F. Mubinova

The article is devoted to the issue of realization of eth-nonational education principles in a history course in a modern Russian comprehensive school.

Keywords: educational principles, ethnonational education, ethnonational education principles, realization of ethnonational education principles in a history course.

Как показывает современная педагогическая наука и практика образовательно-воспитательной деятельности, воспитательный процесс в целом и этнонациональная его составляющая невозможны без

выработки, а также последовательной реализации принципов воспитания. Мы понимаем смысл современного этнонационального воспитания как сложный и многоуровневый, перманентный процесс овладения учащимися зна-

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.