Научная статья на тему 'Критериальная система оценивания и психологические особенности школьников'

Критериальная система оценивания и психологические особенности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
967
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КРИТЕРИАЛЬНАЯ И ТРАДИЦИОННАЯ (НОРМАТИВНАЯ) СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / ТРЕВОЖНОСТЬ / СТРЕСС / МОТИВАЦИЯ / TRADITIONAL (NORMATIVE) AND CRITERION EVALUATION SYSTEM OF EDUCATION / HEALTHY LIFESTYLE / PHYSICAL CULTURE / ANXIETY / STRESS / MOTIVATION / EMOTIONAL ATTITUDE TO STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селищева Елена Андреевна

В статье рассматриваются особенности формирования навыков здорового образа жизни школьников; роль уроков физической культуры, системы оценивания учебных достижений учащихся и психологического сопровождения в этом процессе; отношение учащихся к этому предмету. Приводится описание альтернативной системы оценивания – критериальной, уже используемой в ряде российских школ; кратко описывается ее технология, основные преимущества и трудности, которые могут возникнуть в процессе практического применения. Автором было проведено исследование в ряде московских школ, где применяются разные системы оценивания: критериальная и традиционная (нормативная). Исследование было направлено на изучение мотивационной сферы, а также эмоционального отношения к учению школьников с различными системами оценивания. В статье приводится описание исследования, результаты и основные выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria evaluation system and psychological characteristics of students

In this article the author discusses the main features of the formation of healthy lifestyle of students, the role of physical training lessons, evaluation system and psychological support in this process, feelings of students to this subject. The author describes the alternative evaluation system – a criteria, which is already used in some Russian schools, briefly describing its technology, the main advantages and the difficulties that may arise in the practical application. The author conducted an experiment in some Moscow schools with different evaluation systems: the criterion and the traditional (normative). The purpose of the study was to study the motivational sphere, and the emotional relation to the studying of students with different systems of evaluation. The article describes the process of experiment, the results and the main conclusions.

Текст научной работы на тему «Критериальная система оценивания и психологические особенности школьников»

обуславливающие нарушения социальной адаптации. У пациентов с варикозным расширением вен нижних конечностей психическая и социальная адаптация не нарушалась, больные данной нозологической группы адекватно относились к своему заболеванию и его течению, спокойнее воспринимали предоперационный и послеоперационный этапы лечения.

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование позволило выявить преобладающие типы отношения к болезни у больных с венозной патологией, определить общие для обеих групп черты и черты, по которым они различаются при личностном реагировании на заболевание. Данное исследование позволило получить дополнительную информацию о пациентах данных нозологических групп, которую можно использовать с целью повышения эффективности лечения и реабилитации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Психологическая диагностика отношения к болезни : пособие для врачей [Электронный ресурс] / Л.И. Вассерман, А.Я. Вукс, Б.В. Иовлев, Э.Б. Карпова // URL: http://www.medpsy.ru/library/library122.pdf. - Дата обращения 01.12.2012.

2. Кудянова, И.Ю. Больные гемофилией: исследование аффективных расстройств и отношение к болезни [Текст] / И.Ю. Кудянова // Материалы VII конгресса молодых ученых и специалистов «Науки о человеке». - Томск : Изд-во Сибирского гос. мед. ун-та, 2006. - С. 167.

3. Цекин, В.П. Типы отношения к болезни у больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями [Электронный ресурс] / В.П. Цекин // Независимый Психиатрический Журнал. - 2004. - № 2. - URL: http://www.npar.ru/journal/2004/2/attitude.htm. - Дата обращения 01.12.2012.

REFERENCES

1. Wasserman, L.I, Vuks, A.J., Iovlev, B.V. and Karpov E.B. (2005), Psychological

Diagnostics for illness: a handbook for physicians, available at:

http ://www.medpsy.ru/library/library122.pdf.

2. Kudyanova, I.Y. (2006), “Haemophilia: a study of affective disorders and diseases”, Materials VII congress of young scientists and specialists “Human Sciences”, Tomsk, pp. 167.

3. Tsekin V.P. (2004), “Type of attitude to the disease in patients with cardiovascular disease”, Independent Psychiatric Journal, No. 2, available at: http ://www.npar.ru/journal/2004/2/attitude.htm

Контактная информация: vsachuk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 16.11.2012.

УДК 37.015.31

КРИТЕРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Елена Андреевна Селищева, специалист,

Московский городской педагогический университет, педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКС МГПУ)

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования навыков здорового образа жизни школьников; роль уроков физической культуры, системы оценивания учебных достижений учащихся и психологического сопровождения в этом процессе; отношение учащихся к этому предмету. Приводится описание альтернативной системы оценивания - критериальной, уже используемой в ряде российских школ; кратко описывается ее технология, основные преимущества и трудности,

которые могут возникнуть в процессе практического применения. Автором было проведено исследование в ряде московских школ, где применяются разные системы оценивания: критериальная и традиционная (нормативная). Исследование было направлено на изучение мотивационной сферы, а также эмоционального отношения к учению школьников с различными системами оценивания. В статье приводится описание исследования, результаты и основные выводы.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая культура, критериальная и традиционная (нормативная) системы оценивания учебных достижений, тревожность, стресс, мотивация.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.11.93.p114-117 CRITERIA EVALUATION SYSTEM AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS

OF STUDENTS Elena Andreevna Selishcheva, the expert,

Moscow City Teacher Training University

Annotation

In this article the author discusses the main features of the formation of healthy lifestyle of students, the role of physical training lessons, evaluation system and psychological support in this process, feelings of students to this subject. The author describes the alternative evaluation system - a criteria, which is already used in some Russian schools, briefly describing its technology, the main advantages and the difficulties that may arise in the practical application. The author conducted an experiment in some Moscow schools with different evaluation systems: the criterion and the traditional (normative). The purpose of the study was to study the motivational sphere, and the emotional relation to the studying of students with different systems of evaluation. The article describes the process of experiment, the results and the main conclusions.

Keywords: healthy lifestyle, physical culture, traditional (normative) and criterion evaluation system of education, anxiety, stress, motivation, emotional attitude to study.

Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки учащихся в современной школе делают задачу сохранения и укрепления здоровья одной из приоритетных. Важно понимать, что формирование здорового образа жизни - это не только отсутствие вредных привычек, а формирование полезных умений и навыков. В этом плане физическая культура, как учебная дисциплина, имеет особое значение в процессе формирования здорового образа жизни школьников, т.к. в большей степени влияет на становление «физического Я» школьников, чем другие учебные предметы.

Вместе с тем физкультура - далеко не самый любимый предмет у многих школьников основного и старшего звеньев школы. Они придумывают тысячи причин, приносят записки от родителей, чтобы получить освобождение от урока. И, если им приходиться идти на физкультуру, то многие испытывают при этом самый настоящий стресс. Причины такого поведения разные, в том числе страх получить низкую оценку, оказаться неуспешным в глазах одноклассников, особенно противоположного пола.

Оценка (точнее, отметка) влияет на активность, эмоциональное состояние, самооценку, мотивацию и другие характеристики учащихся. Очень часто это влияние оказывается отрицательным не из-за достижений учащихся, а из-за несовершенства самой системы оценивания (ее необъективности, непрозрачности).

На сегодняшний день среди специалистов нет единства мнений по поводу утверждения единой системы оценивания, в том числе и на уроках физической культуры. Очевидно, это связано с тем, что существующие системы оценивания не вполне соответствуют заявленным требованиям (объективности, прозрачности и др.).

Одной из причин необъективности педагогической оценки многие авторы выделяют недостаточную разработанность критериев оценивания. Поэтому введение в процесс образования критериального оценивания или его элементов могут помочь в решении данной проблемы [2].

Критериальная система оценивания, уже применяемая в ряде российских школ,

является одним из альтернативных вариантов традиционной (нормативной) системы оценивания. Использование технологии критериального оценивания заключается в сравнении достижений учащегося с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями. Критерии представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы [4].

Процесс критериального оценивания, на первый взгляд, кажется достаточно трудоемким, но он имеет ряд значительных преимуществ: делает «прозрачным» механизм выставления отметок, позволяет избежать субъективизма учителя при выставлении отметок, позволяет найти сильные и слабые стороны ученика, вырабатывает у детей навыки самооценивания [1].

Оценивание, осуществляемое по заранее определенным критериям, снижает тревожность, которая часто возникает именно в ситуации неизвестности и неопределенности. Если учащиеся заранее знают о критериях, по которым их будут оценивать, они знают, в чем их сильная сторона, а в чем - слабая. Они либо готовы к тому, что получат немаксимальную оценку, либо постараются «подтянуть» свои слабые стороны.

Учащиеся, не боящиеся оценивания, охотнее посещают уроки физической культуры. Школьная отметка при определенных психолого-педагогических условиях может стать мотивом, побуждающим учебную деятельность школьников. За желанием учащегося получать отметки могут скрываться разные причины: получить похвалу родителей или учителей; желание завоевать известное положение в классе; возможность поступить в высшее учебное заведение и другие.

В. А. Сухомлинский считал, что отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость. Если учитель усматривает в двойке или единице кнут, а в четвёрке и пятёрке пряник, то вскоре дети возненавидят и кнут и пряник. Главным стимулом, побуждающим к учению, он считал радость труда, успехи в учении [5].

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Нами было проведено исследование, целью которого было сравнение мотивационной сферы и эмоционального отношения к учению у учащихся из школ с разными системами оценивания - критериальной и традиционной (нормативной).

Исследование проводилось с помощью методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (А. М. Прихожан). В нем приняли участие учащиеся 7, 8 классов (65 человек) школы с традиционной (нормативной) системой оценивания; школы с критериальной системой оценивания (60 человек).

Результаты проведенного исследования показали, что практически совпадают у учащихся обеих школ показатели: «познавательная активность» (средний уровень), «гнев» (низкий уровень). Не совпадают показатели «мотивация достижения», «тревожность».

Показатель «мотивация достижения» у учащихся из школы с критериальной системой оценивания оказался на высоком уровне, а у учащихся из школы с традиционной системой оценивания - на среднем уровне.

У учащихся из школы с традиционной системой оценивания наблюдается позитивное отношение к учению при несколько повышенной чувствительности к оценочному аспекту обучения (выражена тревожность). В то время как у учащихся из школы с критериальной системой оценивания она тоже выявлена, но находится на среднем уровне.

Можно предположить, что это связано с тем, что критериальная система оценивания делает «прозрачным» механизм выставления отметок, что позволяет избежать многих стрессовых ситуаций при оценивании. Таким образом, критериальная система оценивания на уроках физической культуры имеет свои преимущества. Несмотря на кажущуюся трудоемкость внедрения в образовательный процесс, на практике она оказывается

очень удобной в использовании. Она позволяет решать целый ряд вопросов, связанных с повышением качества обучения и изменением его повседневной практики в сторону большей взаимной ответственности всех участников учебного процесса, а также оптимизации эмоционального состояния учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Критериальное оценивание достижений учащихся (по итогам работы городской экспериментальной площадки ИПССО МГПУ «Эффективное управление образовательными ресурсами школы в условиях сетевого взаимодействия») / под ред. В. А. Родионова, М. А. Ступницкой. - М. : Изд-во Московского гор. пед. ун-та, 2010. - 202 с.

2. Курдюкова, Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психоло-го-педагогическая проблема : дис. ... канд. психол. наук / Курдюкова Н.А. - СПб., 1997. -201 с.

3. Машковцев, А.И. Критериальное оценивание на уроках физкультуры / А.И. Машковцев. - М. : Чистые пруды, 2009. - 32 с.

4. Международный бакалавриат и российская школа / Л. И. Мильграм, А.М. Кондаков, Н.В. Любомирская, М.Я. Шнейдер [и др.] // Нормативно-методическая документация для российских образовательных учреждений / Министерство общего и профессионального образования РФ. - М., 1997. - C. 17-33.

5. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев : Ра-дяньска школа, 1974. - 160 с.

REFERENCES

1. Rodionov, V.A. and Stupnickaya M.A. (2010), Criteria evaluation of student achievements (following the results of work of a city experimental platform of IPSSO MGPU "Effective Management of Educational Resources of School in the conditions of Network Interaction"), publishing house MGPU, Moscow, Russian Federation.

2. Kurdyukova, N.A. (1997), Assessing the success of the studying as psychological and pedagogical problem, dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.

3. Mashkovcev, A.I. (2009), Criterial evaluation on lessons of physical education, publishing house “Chistie prude”, Moscow, Russian Federation.

4. Milgram, L.I. and Kondakov, A.M. (1974), International Baccalaureate and the Russian school, Regulations and methodologies for Russian educational institutions, The Ministry of General and professional education of the Russian Federation.

5. Suhomlinskiy, V.A. (1974), I give my heart to children, publishing house “Radyan-ska shkola”, Kiev, Ukraine.

Контактная информация: Lsel@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.11.2012.

УДК 796.92.093.642

УПРАВЛЕНИЕ СТРЕЛКОВОЙ ПОДГОТОВКОЙ БИАТЛОНИСТОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ С АУТОКОНТРОЛЕМ ДВИЖЕНИЙ

Вадим Валерьевич Фарбей, кандидат педагогических наук, доцент,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

(РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург

Аннотация

Применение тренажеров позволило использовать возможности искусственно создаваемой управляющей среды для повышения эффективности двигательных действий в стрелковой подготовке биатлонистов, формировать стабильный уровень техники стрельбы биатлона на основе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.