Научная статья УДК 343
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-71-76 NIION: 2015-0066-4/22-400 MOSURED: 77/27-011-2022-04-599
Криптовалюта с криминальной окраской
Сергей Вячеславович Ермаков1, Денис Дмитриевич Губанов2
1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, ermak27@mail.ru
2 Управление внутренних дел по Северо-Западному административному округу г. Москвы, Москва, Россия, dionis.gubanov@yandex.ru
Аннотация. В статье освещены отдельные аспекты совершения операций с криптовалютами, проблемы деятельности правоохранительных органов по противодействию преступлениям, совершенным с использованием криптовалют. Рассматриваются вопросы регулирования криптовалют, примеры их использования для легализации имущества, добытого преступным путем, меры по противодействию данным преступлениям. Сделан вывод о необходимости организации взаимодействия правоохранительных органов с криптовалютными биржами, оснащения подразделений органов внутренних дел программно-аппаратными комплексами, обеспечивающими контроль в сфере оборота криптовалют.
Ключевые слова: криптовалюта, виртуальная валюта, виртуальные активы, цифровая валюта, биткоин, Bitcoin, биржа, преступление, финансовые операции, легализация, отмывание преступных доходов, расследование агрессии, государство-агрессор, государство-жертва агрессии, международный трибунал, уголовная ответственность
Для цитирования: Ермаков С. В., Губанов Д. Д. Криптовалюта с криминальной окраской // Вестник экономической безопасности. 2022. № 4. С. 71-76. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-71-76.
Original article
Gryptocurrency with criminal paint
Sergey V. Ermakov1, Denis D. Gubanov2
1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, ermak27@mail.ru
2 Department of Internal Affairs for the North-Western Administrative District of Moscow, Russia, dionis.gubanov@yandex.ru
Abstract. The article highlights certain aspects of transactions with cryptocurrency, the problems of the activities of the authorities to combat crimes committed using digital crypto currencies. The methods of regulation of ciyptocurrencies, examples of their use for the legalization of property in a criminal way, measures to counter this crime have been considered. It is concluded that it is necessary to interact with the internal affairs bodies with cryptocurrency exchanges, equip the internal affairs bodies with software and hardware systems that provide control in the field of cryptocurrency turnover.
Keywords: cryptocurrency, virtual currency, virtual assets, digital currency, bitcoin, exchange, crime, financial transactions, legalization, money laundering, investigation
For citation: Ermakov S. V., Gubanov D. D. Cryptocurrency with criminal paint. Bulletin of economic security. 2022;(4):71-6. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-71-76.
В связи с развитием информационных технологий меняются предметы, способы и средства совершения преступлений. Все больше преступлений совершается в сети Интернет и с использованием компьютерной техники и технологий. С появлением криптовалют появились разнообразные формы их использования в преступной деятельности. Криптовалюта может выступать предметом преступления (вымогательство, хищение, получение взятки), при совершении противоправных
© Ермаков С. В., Губанов Д. Д., 2022
сделок с запрещенными в гражданском обороте предметами, изделиями и веществами, а также использоваться при легализации преступных доходов.
Криптовалюты для одних лиц являются рискованными инвестициями, показывающими значительный рост, для других - средством расчетов в криминальном мире (в том числе в DarkNet), для третьих - способом уклонения от государственного финансового контроля.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
По существу криптовалюта - это спекулятивный инвестиционный квазифинансовый инструмент, нематериальный актив, позволяющий без осуществления государственного финансового контроля хранить средства в виде цифровых записей, осуществлять прозрачные трансграничные платежи и переводы между анонимными субъектами, в том числе посредством компьютерной технологии блокчейн, а также обменивать цифровые записи на фиатные деньги.
Несмотря на все преимущества использования криптовалют участников данного рынка, для государства данное новшество в финансовой сфере представляет угрозу, так как теряется контроль за сектором экономических отношений между гражданами, субъектами финансово-хозяйственной деятельности. Граждане, осуществляющие приобретение ничем не обеспеченных виртуальных активов, рискуют своими реальными денежными средствами, и в тоже время получают неконтролируемые доходы, обусловленные ростом обменного курса криптовалюты.
Таким образом, криптовалюты являются угрозой в отношении монополии государств на эмиссию денежных знаков, контроля за денежным обращением.
Для организации противодействия преступлениям, совершаемым с криптовалютой, со стороны правоохранительной системы необходимо, прежде всего, понимание особенностей криптовалюты и правового статуса.
Так в чем привлекательность использования крип-товалюты в преступной деятельности? Анонимность, сложность с идентификацией владельца (бенефициара), децентрализация криптовалют - являются основными факторами, привлекающими криминальных элементов и в тоже время создающими технические проблемы для деятельности правоохранительных органов. В связи с децентрализацией учета криптовалют, такого рода операции позволяют субъектам хозяйственной и незаконной деятельности не пользоваться дорогостоящими услугами банков [1, с. 181], избежать контроля со стороны государственных органов или третьих лиц, сохранить анонимность сведений о себе, при этом сама операция будет иметь прозрачный вид, так как вся информация о движении средств проверяется и сохраняется по технологии блокчейн.
Таким образом, использование криптовалют имеет ряд особенностей по защите и сохранности самих средств, таких как: прозрачность использования; защищенность криптографическими средствами; сложность блокирования, ареста; невозможность подделки; отсутствие полноценного государственного контроля и надзора.
Как было верно замечено учеными, что важно обратить внимание на полномасштабное развитие сервисов для конвертации криптовалюты [2, с. 85]. Масштабное привлечение средств граждан в данный квазифинансовый инструмент может повлечь, в том числе и негативные экономические и даже социальные последствия.
На протяжении последних нескольких лет ряд развитых государств пытаются адаптироваться к новой
системе расчетов, принимая законодательные акты о цифровых финансовых активах, заключая соглашения с биржами, включая криптомонеты в денежную систему страны, и даже готовится запустить эмиссию собственной цифровой валюты.
Так, например, Банк Японии начал тестировать собственную цифровую валюту центрального банка CBDC (Central Bank Digital Currency) [3].
В США, штате Огайо правительством штата был разработан проект оплаты налогов предпринимателями криптовалютой Bitcoin. Криптовалютная биржа Coinbase получила лицензию на работу с цифровыми активами от центрального банка Ирландии, от Федерального управления финансового надзора Германии (BaFin) [4].
Само по себе использование криптовалют при расчетах между гражданами не является преступлением в России, но при осуществлении расчетов за запрещенные к обороту предметы, вещества, противоправные услуги, а также при легализации (отмывании) преступных доходов, в случае применения криптовалют в схемах по приданию правомерности владения преступными активами, они могут приобретать криминальную окраску.
FATF возложила ответственность на национальные органы за реализацию правил ПОД / ФТ путем использования национальных законов и правил в пределах их юрисдикции. FATF в своих руководствах использует термин «виртуальные активы», а в отчетах FATF «виртуальные валюты». Провайдеры услуг виртуальных активов должны подлежать лицензированию или регистрации. Обновленное руководство по риск-ориентированному подходу к виртуальным активам и поставщикам услуг виртуальных активов принято FATF 28 октября 2021 г. [5].
Совершенно очевидно, что необходима правовая регламентация использования криптовалют [6, с. 271]. В настоящее время образовалась терминологическая неопределенность с криптовалютой и вопросами ее правового регулирования, что вызывает проблемы не только у граждан, но и у специалистов в данной сфере. Используемые понятия в относительно новой сфере общественных отношений достаточно разнообразны, и могут широко и произвольно трактоваться. Заметим лишь, что термины «криптовалюта», «цифровая валюта», «виртуальная валюта», «виртуальный актив», «цифровые права», «цифровой финансовый актив» различны по своему содержанию и не могут использоваться в качестве синонимов.
В России принят закон о цифровых финансовых активах, исходя из буквального толкования которого, нельзя сделать однозначный вывод, что он регулирует сферу криптовалют [7].
Содержание понятий, изложенных в законе, вызывает неопределенности в толковании. Из пояснительной записки к проекту указанного закона [8] следует, что предметом регулирования предполагались вопросы обращения криптовалют и токенов, но изначальный текст проекта закона подвергся значительным изменениям. В принятом законе о цифровых финансовых активах
отсутствует термин «криптовалюта», а вместо этого используется понятие «цифровая валюта». При этом «цифровая валюта» признается имуществом в сфере отношений по банкротству и в исполнительном производстве.
Это порождает проблемы у правоприменителя с отождествлением (криптовалюта - как вариант цифровой валюты) или различным пониманием данных понятий. Например, в заключении комиссии Совета судей Российской Федерации по этике от 23 августа 2021 г. № 7-КЭ «О праве судьи на владение пользование и распоряжении цифровыми финансовыми активами, цифровой валютой», отмечено, что оборот цифровой валюты («криптовалюты») в Российской Федерации ограничен законом [9].
В контексте вышеназванного закона о цифровых финансовых активах «цифровая валюта» - это не крип-товалюта, а «цифровая валюта центрального банка» CBDC (Central Bank Digital Currency).
В Гражданском кодексе РФ используется термин «цифровые права», которые признаются объектами гражданских прав (ст. 128).
В судебной и следственной практике «виртуальные активы» рассматриваются в качестве предмета преступления.
Следует отметить что, несмотря на предпринятые попытки по законодательному определению и регулированию новых финансовых инструментов, в настоящее время зачастую криптовалюта широко используется в криминальной сфере. В руководстве ЦБ вызывают опасения покупки криптовалюты гражданами, и обсуждается вопрос о запрещении использования криптовалют с установлением ответственности [10].
Преступники, используют операции с криптовалю-тами в своих противоправных целях, изобретая новые схемы и способы легализации доходов, добытых преступным путем, ответственность за которые предусмо-
трена ст. ст. 174, 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Исходя из положений Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», под легализацией следует понимать придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления [11].
На необходимость закрепления в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации вопросов использования цифровых валют при легализации (отмывании) доходов указывали специалисты [12, с. 289].
Так, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 г. № 32 (ред. от 26.02.2019) «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» предметом преступлений, предусмотренных названными статьями, могут выступать в том числе и денежные средства, преобразованные из виртуальных активов (криптовалюты), приобретенных в результате совершения преступления [13].
Так, в период с 12.07.2018 по 15.10.2018 гг. П. посредством совершения «финансовых» операций по купле-продаже криптовалюты с использованием ресурсов обменника криптовалюты <^оса1Ьйсо^», с последующим их переводом на банковские счета ПАО Сбербанк, придавал правомерный вид владению, пользованию и распоряжению денежными средствами на общую сумму 325840,14 рублей, приобретенными в результате незаконного сбыта наркотических средств, тем самым обеспечил возможность введения денежных средств в легальный гражданско-правовой оборот [14].
Ведущие децентрализованные криптовалютные биржи
ColnMarfcctCap ранжирует вед/ufie децентрализованные биржи на гснаве объема торга б и
рыночной доле рынков DeFI.
L' e 11 у" News
ETH vs. BTC? Who Will
T ' Report: A Glimpse Into Crypto
О
в
& Изб ран HCi Spot Деривативы Dex Кредитование
Объем (24 ч) Доля рынка % Кол-во рынков
# * Наименование
График объема (1 дн.)
Л".1- PancakeSwap (V2)
2 Q dYdX
3 (vil Uniswap (V3)
4 Uniswap (V2)
5 TraderJoe в Sushiswap
506,470,032,341
-100.72«
210,178.126,998
- 25.64X
207, 4 79,0 00,442
- в.ззя
46,043,499,201
- 1В.ЭЗ*
34,505,112,009 - 7.129S
26,340,298,472
• 8.8Ж
11.2Э57К
2397
10 Oracroook
Swap
Swap
Рис. 1. Децентрализованные криптовалютные биржи [15]
May 2021
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Рис. 2. Централизованные криптовалютные биржи [15]
Следует отметить, что одного только факта использования криптовалюты при совершении предикатного преступления недостаточно для обвинений лица в легализации, а необходимо установление системы действий по приданию правомерного вида владения преступными доходами.
Рассмотрим пример использования криптовалюты для легализации имущества добытого преступным путем, и примерный алгоритм расследования. Так, например, совершая одно из самых распространенных преступлений, а именно - мошенничество, злоумышленник(и) неправомерно завладевают имуществом. Для придания законного вида имуществу с ним будут совершаться различные операции.
Децентрализованная криптовалютная биржа (БЕХ)1 в этом плане будет являться удобным инструментом, так похитив денежные средства, мошенник мгновенно покупает виртуальный актив, представленный на бирже, а далее проводит ряд операций, стараясь запутать следы, в конечном итоге, выводя денежные средства на счета аффилированных лиц. При этом «бенефициар» может остаться полностью анонимным. Следствие будет иметь дело лишь с учредителем подставного юридического лица, брокером, сопровождающим операции, и фирмой - которой причинен ущерб. Для того, чтобы восстановить всю цепочку операций, необходимо будет задействовать множество ресурсов правоохранительных органов и получить информационное содействие от криптовалютных бирж.
В последнее время отмечаются значительные объемы торгов на БЕХ биржах.
Получить ценную информацию от децентрализованных бирж невозможно, так как они не хранят средства и персональные данные пользователей.
На централизованных криптобиржах2 используется правило «знай своего клиента». Криптобиржи обычно запрашивают ФИО, дату рождения, почту, номер телефона, страну и адрес проживания, ГО (паспорт, права или другой документ). Данные сведения предоставляются правоохранительным органам по запросам. Запросы правоохранительных органов на централизованные криптовалютные биржи, в том числе находящиеся за рубежом, можно направлять, непосредственно через электронную форму обратной связи, расположенную на сайте биржи, с указанием служебной почты сотрудника правоохранительного органа. Например, так работает система запросов биржи Вшапсе для правоохранительных органов (LERS) [16].
Не все биржи оказывают содействие правоохранительным органам и соответственно, должны проверяться компетентными органами соответствующего государства. В данных ситуациях возможно направление запросов правоохранительных органов в Росфин-мониторинг в рамках организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем3.
Проведя в ходе расследования допросы установленных лиц для определения роли и действий каждого участника, и получив ответ криптовалютной биржи о содержании операций, проводимых интересующим следствие клиентом, необходимо установить расчетные
1 Децентрализованные биржи (БЕХ) позволяют людям обмениваться криптовалютными токенами напрямую друг с другом, в том числе «монетой» с криминальным происхождением.
2 Централизованные криптобиржи (СЕХ), где участники торгов доверяют свои капиталы третьей стороне.
3 Приказ Генпрокуратуры России № 511, Росфинмони-торинга № 244, МВД России № 541, ФСБ России № 433, ФТС России № 1313, СК России № 80 от 21.08.2018 «Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем».
счета конечных получателей, которые в свою очередь должны будут обналичить денежные средства. Чтобы приблизиться к установлению всех обстоятельств совершенного преступления, следствию необходимо установить также сотрудников биржи (брокеров), участвовавших в проведении операций с интересующим нас электронным кошельком.
Так как оборот криптовалюты основан на использовании компьютерных технологий, то и противодействие незаконному обороту возможно путем разработки, внедрения и использования специальных программных средств, доступных для сотрудников соответствующих служб и подразделений правоохранительных органов. Отследить вероятный путь денежных средств, добытых преступным путем, возможно, в том числе с использованием различных специальных программных инструментов, таких как «Прозрачный блокчейн»1.
Однако установить всех участников преступной схемы не всегда представляется возможным в связи с основным постулатом цифрой валюты - децентрализация учета. Кроме того, трудности возникают при использовании злоумышленниками аккаунтов с крипто-кошельками, зарегистрированных на подставных либо вымышленных лиц, при совершении множества операций, проводимых с криптовалютой, при использовании миксеров2.
Даже получив интересующие IP-адреса, правоохранители сталкиваются с проблемой установления местонахождения конечного оборудования, так как в интернет среде используются различные средства анонимизации (VPN, Tor и другие). В данных случаях без сотрудничества подозреваемого или обвиняемого со следствием сложно доказать связь лица с криптовалютой и совершенными операциями.
Подводя итоги исследования, следует отметить, что налаживание сотрудничества правоохранительных органов с криптовалюными биржами в целях блокировки электронного кошелька, а также наложением ареста на виртуальные активы является одни из самых перспективных направлений правоприменительной и нормот-ворческой работы в Российской Федерации в сфере противодействия отмыванию преступных доходов.
Список источников
1. Казинская С. Н. «Криптовалюта» как великая афера XXI века // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 3. С. 181-184.
2. Иванцов С.В., Сидоренко Э.Л., СпасенниковБ.А., Березкин Ю. М., Суходолов Я. А. Преступления, связанные с использованием криптовалюты : основные криминологические тенденции // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13. № 1. С. 85-93.
1 «Прозрачный блокчейн» - программный продукт для отслеживания транзакций с криптовалютой. Разработан Росфинмо-ниторингом.
2 «Миксеры криптовалют» - сервисы анонимизации, усложняющие отслеживание транзакций.
3. Официальный сайт Банка Японии // [Электронный ресурс] URL: https://www.boj.or.jp/en/paym/digital/ index.htm/ (дата обращения: 29.11.2021).
4. Корнеев А. Coinbase получила лицензию на хранение криптовалюты в Германии. Сайт РБК // [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/crypto/ news/60d9e83a9a79472621728be2 (дата обращения: 29.11.2021).
5. Официальный сайт FATF // [Электронный ресурс] URL: https://www.fatf-gafi.org/publications/ fatfrecommendations/documents/guidance-rba-virtual-assets-2021.html (дата обращения: 26.11.2021).
6. Накова М. Р., Козлова Н. С. Криптовалюты : перспектива для экономики или угроза экономической безопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 5. С. 271-274.
7. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31 (часть I). Ст. 5018.
8. Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Законопроект № 419059-7 // [Электронный ресурс] URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/419059-7 (дата обращения: 29.11.2021).
9. Официальный сайт Совета Судей Российской Федерации // [Электронный ресурс] иКЬ: https://ssrf.ru (дата обращения: 29.11.2021).
10. Банк России расширит запрет на использование криптовалюты // [Электронный ресурс] URL: http:// www.rbc.ru/ (дата обращения: 29.11.2021).
11. Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3418.
12. Пушкарев В. В. Реализация уголовного преследования в условиях цифровой экономики : легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, с помощью стэйблкоинов // Самоуправление. 2019. Т. 2, № 1. С. 287-289.
13. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 г. № 32 (ред. от 26.02.2019) «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. 9.
14. Приговор Октябрьского районного суда г. Кирова от 13 февраля 2020 года. Дело № 1-44/2020 (11801000015000175) // [Электронный ресурс] URL: https://sudact.ru/regular/doc/QfdjN3V9rHbV/ (дата обращения: 29.11.2021).
15. Сайт coinmarketcap.com // [Электронный ресурс] URL: https://coinmarketcap.com/ru/rankings/ exchanges/dex/ (дата обращения: 02.12.2021).
16. Сайт Binance // [Электронный ресурс] URL: https://www.binance.com/ru/support/law-enforcement (дата обращения: 29.11.2021).
References
1. Kazinskaya S. N. «Cryptocurrency» as the great scam of the XXI century // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. № 3. P. 181-184.
2. Ivantsov S. V., Sidorenko E. L., Spasennikov B. A., Berezkin Yu. M., Sukhodolov Ya. A. Crimes related to the use of cryptocurrencies : basic criminological trends // All-Russian Journal of Criminology. 2019. Vol. 13. № 1. P. 85-93.
3. Official website of the Bank of Japan // [Electronic resource] URL: https://www.boj.or.jp/en/paym/digital/ index.htm/ (accessed: 29.11.2021).
4. Korneev A. Coinbase has received a license to store cryptocurrencies in Germany. RBC website // [Electronic resource] URL: https://www.rbc.ru/crypto/ news/60d9e83a9a79472621728be2 (accessed: 29.11.2021).
5. FATF official website // [Electronic resource] URL: https://www.fatf-gafi.org/publications/ fatfrecommendations/documents/guidance-rba-virtual-assets-2021.html (accessed: 26.11.2021).
6. Nakova M. R., Kozlova N. S. Cryptocurrencies: a prospect for the economy or a threat to economic security // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 5. P. 271-274.
7. Federal Law № 259-FZ of 31.07.2020 «On Digital Financial Assets, Digital Currency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2020. № 31 (Part I). Art. 5018.
8. Official website of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. Bill № 419059-7 //
[Electronic resource] URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/419059-7 (accessed: 29.11.2021).
9. Official website of the Council of Judges of the Russian Federation // [Electronic resource] URL: https:// ssrf.ru (accessed: 29.11.2021).
10. The Bank of Russia will expand the ban on the use of cryptocurrencies // [Electronic resource] URL: http:// www.rbc.ru/ (accessed: 29.11.2021).
11. Federal Law № 115-FZ of 07.08.2001 «On countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2001. № 33 (Part I). Art. 3418.
12. Pushkarev V. V. Implementation of criminal prosecution in the digital economy: legalization (laundering) of proceeds from crime with the help of stablecoins // Self-government. 2019. Vol. 2, № 1. P. 287-289.
13. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation № 32 dated July 7, 2015 (ed. dated 26.02.2019) «On judicial practice in cases of legalization (laundering) of funds or other property acquired by criminal means, and on the acquisition or sale of property knowingly obtained by criminal means» // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2015. № 9.
14. The verdict of the Oktyabrsky District Court of Kirov dated February 13, 2020. Case № 1-44/2020 (11801000015000175) // [Electronic resource] URL: https://sudact.ru/regular/doc/QfdjN3V9rHbV/ (accessed: 29.11.2021).
15. Website coinmarketcap.com // [Electronic resource] URL: https://coinmarketcap.com/ru/rankings/ exchanges/dex/ (accessed: 02.12.2021).
16. Balance website // [Electronic resource] URL: https://www.binance.com/ru/support/law-enforcement (accessed: 29.11.2021).
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Информация об авторах
G. В. Ермаков - заместитель начальника кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент;
Д. Д. Губанов - следователь Следственного управления УВД по Северо-Западному административному округу ГУ МВД России по г. Москве.
Information about the authors
S. V. Ermakov - Deputy Head of the Department of Preliminary Investigation of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;
D. D. Gubanov - Investigator of the Investigation Department of the Internal Affairs Directorate for the North-Western Administrative District of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Moscow.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 07.04.2022; одобрена после рецензирования 17.06.2022; принята к публикации 18.08.2022.
The article was submitted 07.04.2022; approved after reviewing 17.06.2022; accepted for publication 18.08.2022.