Научная статья на тему 'КРИПТОВАЛЮТА КАК ПЛАТЕЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ НА МИРОВОМ ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ'

КРИПТОВАЛЮТА КАК ПЛАТЕЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ НА МИРОВОМ ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правотворчество / цифровизация / экономика / криптовалюта / цифровая валюта / финансовый рынок / финансовые технологии / цифровые технологии / lawmaking / digitalization / economy / cryptocurrency / digital currency / financial market / financial technologies / digital technologies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильин Александр Юрьевич

Неконтролируемое развитие цифровых финансовых технологий, вместе с имеющимися сложностями их правового регулирования, выражающееся в том, что новые цифровые финансовые технологии не подпадают под действие законодательства и вызывают вопросы относительно законности их применения, создает серьезные правовые и экономические проблемы для всех государств. В статье рассматриваются вопросы внедрения, развития, цифровых финансовых технологий, правового регулирования цифровой валюты (криптовалюты), и ее влияние как платежного инструмента на мировой финансовый рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The uncontrolled development of digital financial technologies, together with the existing difficulties of their legal regulation, expressed in the fact that new digital financial technologies are not subject to legislation and raise questions about the legality of their application, creates serious legal and economic problems for all states. The article discusses the issues of implementation, development, digital financial technologies, legal regulation of digital currency (cryptocurrency), and its impact as a payment instrument on the global financial market.

Текст научной работы на тему «КРИПТОВАЛЮТА КАК ПЛАТЕЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ НА МИРОВОМ ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ»

УДК 336.74 ББК 67.262

КРИПТОВАЛЮТА КАК ПЛАТЕЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ НА МИРОВОМ ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ

Аннотация. Неконтролируемое развитие цифровых финансовых технологий, вместе с имеющимися сложностями их правового регулирования, выражающееся в том, что новые цифровые финансовые технологии не подпадают под действие законодательства и вызывают вопросы относительно законности их применения, создает серьезные правовые и экономические проблемы для всех государств.

В статье рассматриваются вопросы внедрения, развития, цифровых финансовых технологий, правового регулирования цифровой валюты (криптовалюты), и ее влияние как платежного инструмента на мировой финансовый рынок.

Ключевые слова: правотворчество, цифровизация, экономика, криптовалюта, цифровая валюта, финансовый рынок, финансовые технологии, цифровые технологии.

A.Y. IL'IN,

Associate Professor, Department of International and Public Law, Faculty of Law, Financial University under the Government of the Russian Federation,

Doctor of Law aleksandr_kun@mail.ru 51/1 Leningradsky Ave., Moscow, 125993

CRYPTOCURRENCY AS A PAYMENT INSTRUMENT IN THE GLOBAL FINANCIAL MARKET

Annotation. The uncontrolled development of digital financial technologies, together with the existing difficulties of their legal regulation, expressed in the fact that new digital financial technologies are not subject to legislation and raise questions about the legality of their application, creates serious legal and economic problems for all states. The article discusses the issues of implementation, development, digital financial technologies, legal regulation of digital currency (cryptocurrency), and its impact as a payment instrument on the global financial market.

Key words: lawmaking, digitalization, economy, cryptocurrency, digital currency, financial market, financial technologies, digital technologies

Александр Юрьевич Ильин

доцент департамента международного и публичного права Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент

aleksandr_kun@mail.ru

125993, г. Москва, Ленинградский пр-т, д.51/1

Цифровизация экономики затрагивает все ее отрасли, в том числе и финансовый рынок, что непременно влечет за собой стремительное развитие новой для всего мира направления — цифровых финансовых технологий, которые кардинально меняют представление о финансовом рынке и изменяют механизмы предоставления финансовых услуг.

Цифровые валюты набирают популярность на финансовом рынке как платежный инструмент, в том числе криптовалюта.

В первые термин криптовалюта упоминается в статье o системе Биткойн «Crypto currency» (Криптографическая валюта), опубликованной в 2011 году в журнале Forbes1. При этом и создатель биткойна, и многие другие авторы, использовали термин «электронная наличность» (англ. electronic cash).

Криптовалюта представляет просто число, выступающее обозначением количества расчетных единиц [2, с. 61-64; 5, с. 130-138; 7].

На сегодняшний день Российский и мировой финансовые рынки, а также платежные системы испытывают определенные проблемы с внедрением данного платежного инструмента.

На территории Российской Федерации правовой статус криптовалюты регулируется ФЗ от 31.07.2020 №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который действует с 1 января 2021 года.

В Законе вместо термина «криптовалюта» используется другой — «цифровая валюта». Дефиниция содержит довольно громоздкую формулировку, поэтому обратим внимание на следующие признаки:

— цифровая валюта — это целостность электронных данных (цифрового кода или обозначения) в системе;

— определяется как платежное средство, не являющегося денежной единицей;

— является обезличенной цифровой валютой.

Закон запрещает оплату товаров, работ и услуг цифровой валютой. Но требования, связанные с обладанием цифровой валютой, возможно защитить в суде.

Однако, Закон предусматривает применение к организациям, осуществляющим ICO (привлечение инвестиций путем выпуска и продажи инвесторам токенов за криптовалюту), целый набор требований, которые включают в себя предоставление сведений об эмитенте, в том числе полное наименование, место нахождения и адрес, условия выпуска токенов и другие

1 Crypto Currency, Forbes, 20-04-2011.

требования. В тоже время требования к проведению ICO должны быть смягчены, чтобы обеспечить возможность развития технологии, но с обеспечением защиты прав инвесторов.

Одной из приоритетных задач Закона, является обеспечение безопасности и законности обмена цифровыми финансовыми активами, чему поспособствует регистрация специальных обменных площадок, закрепление за участниками обмена обязанности по предоставлению отчетности по совершенным операциям, установление ответственности за нарушение требований по осуществлению обмена цифровыми финансовыми активами, и решение вопроса о налогообложении подобных операций [3].

Однако, Российское законодательство не установило правила по налогообложению криптовалют, хотя в Законе, криптовалюта приравнена к цифровому финансовому активу, представляющее собой имущество в электронной форме.

Из чего следует, что законодательный акт предлагает рассматривать криптовалюту и токены в качестве имущества [6, с. 46-67].

Спорным вопросом является обложение операций с криптовалютой и самой криптовалюты НДС. Та как Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ, к рискам использования криптовалют относит:

1) нестабильность курса криптовалют;

2) отсутствие единого эмиссионного центра;

3) появление недобросовестных схем, направленных на отмывание доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма;

4) отсутствие гарантий защиты прав потребителей [3].

Вопросы механизма правового регулирования цифровой валюты волнуют не только Российскую Федерации. Быстрое развитие и внедрение цифровых методов в экономике определяет сложность правового регулирования новых цифровых технологий обусловливает необходимость знакомства с международным опытом в данной области [1].

Являясь одной из самой лояльных стран по отношению к криптовалютам, Канадой в 2014 году принят «Закон об исполнении некоторых положений бюджета, представленных в парламенте 11 февраля 2014 года, и другие меры» (Закон C-31)1, стал первым Законом о криптовалюте. Закон C-31 предусмотрел поправки к Закону о доходах от криминальной деятельности в финансовой сфере, декларировал новые обязательства по обращению виртуальных валют и их учету. В соответствии с положениями данного Закона криптовалютные биржи

1 BILL C-31 «An Act to implement certain provisions of the budget tabled in Parliament on February 11, 2014 and other measures», 19th JUNE, 2014.

должны пройти регистрацию в Центре анализа финансовых отчетности Канады (FINTRAC) и внедрить полную программу требований по борьбе с отмыванием денег. Действие Закона C-31 распространяется на все юридические лица, в том числе и иностранные, которые предоставляют свои услуги на территории Канады. Кроме того, они в обязательном порядке должны сообщать о любой транзакции криптовалюты, превышающей 10 000 канадских долларов.

Положения Зaкoнa C-31 предусматривают возможность для лиц, располагающих соответствующей информацией, сообщить о совершенных или предпринятых попытках совершения операций, связанных с отмыванием денег или финансированием террористической деятельности.

На данный момент в Канаде криптовалюта не является законным платежным средством и не поддерживается никаким правительством и центральным банком. Использование криптовалюты допустимо для покупки товаров и услуг и обмена на другой тип цифровых валют, что во всех случаях рассматривается как бартерная сделка, а криптовалюта, как товар, подлежит налогообложению в соответствии с Законом о подоходном налоге1.

Как и в Канаде, криптовалюта в США законным платежным средством не является, вопрос об определении правового положения цифровых валют остается нерешенным, что связано регулированием, различающимся в зависимости от штата, и, как следствие, отсутствием единой позиции. Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) в 2018 году на своем официальном сайте разместила Заявление о потенциально незаконных онлайн-платформах для торговли цифровыми активами, отметив, что криптовалюта подпадает под определение «ценных бумаг» и криптовалютные биржи для продажи цифровых активов должны пройти регистрацию для получения статуса национальных бирж ценных бумаг2.

В это время Комиссия по торговле товарными фьючерсами классифицирует виртуальные валюты как товар.

Шагом в единообразном правовом регулировании обращения криптовалют стала публикация в 2018 году Комиссией по унифицированному праву (ULC) Закона о единообразном регулировании бизнеса виртуальных валют (VCBA)3, содержащего требования, которые должны быть выполнены физическими и

1 Government of Canada [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.canada.ca/en/revenue-agency/programs/about-canada-revenue-agency-cra/compliance/digital-currency/cryptocurrency-guide.html

2 Statement on Potentially Unlawful Online Platforms for Trading Digital Assets, March 7,

2018.

3 Uniform Regulation of Virtual-Currency Business Act (VCBA), 2017.

операции и соблюдения

юридическими лицами, прежде чем они смогут заниматься бизнесом в сфере криптовалют. ULC стремится создать трехуровневый подход к требованию лицензирования. Лицо обязано получить лицензию при сумме доходов свыше 35 000 в год. Если эта сумма меньше, то есть возможность не получать лицензию, а зарегистрироваться в департаменте. Лица, имеющие объем деловой активности в виртуальной валюте менее 5000 долларов в год, освобождаются от VCBA.

А в Китае, на сегодняшний день, нет кодифицированного нормативного акта, регулирующего финансовые технологии, деятельность финтех-компаний и обращение криптовалюты (цифровой валюты). Выпуск, обращение и осуществление торговых операций с использованием биткоина и иных криптовалют в Китае с 2017 года находятся под запретом, а в 2018 году запрет распространился на совершение операций на рынке P2P-кредитования.

Народный банк Китая совместно с другими органами издал «Рекомендации по содействию здоровому развитию интернет-банкинга», где распределил управление отдельными секторами интернет-банкинга между различными департаментами.

Экономический кризис Китая в 2018 году, вызванный банкротством P2P-компаний и вытеснением с рынка небольших кредитных платформ, вызвал ужесточение правового регулирования в отношении онлайн-платежей. Народный банк Китая потребовал от компаний, занимающихся осуществлением онлайн-платежей, прекратить производить прямые расчеты с коммерческими банками с целью противодействия отмыванию денеп.

Но в некоторых странах криптовалюта приобретает статус полноценного платежного средства. Например, в 2017 году Япония внесла поправки в Закон о платежных услугах в части обмена криптовалют и легализовала их использование, определив виртуальные валюты как стоимостной контент имущества, с возможным использованием в качестве оплаты за товар или предоставляемые услуги; быть куплена или продана; передаваться через электронную систему обработки данных2.

Для проведения операций по обмену криптовалют лицо обязано зарегистрироваться в качестве бизнес-оператора в финансовом бюро, предварительно подав соответствующую заявку. Оператором может быть акционерное общество или иностранная организация, имеющая представительство в Японии, со стартовым капиталом в размере 10 миллионов йен.

1 Pan D. Yang X. China: Fintech 2019 // The ICLG to: Fintech Laws and Regulations, 2019.

2 The Law Library of Congress [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.loc.gov/law/help/cryptocurrency/world-survey.php

На лицо возлагается обязанность по предоставлению ежегодной финансовой отчетности о своей деятельности, отчета об имеющейся сумме криптовалют и других финансовых документов. Кроме того, управление денежными средствами и криптовалютой клиентов должно осуществляться отдельно от денежных средств и криптовалют бизнес-оператора. Соблюдение правил управления криптовалютой проверяется сертифицированными государственными бухгалтерами или бухгалтерскими фирмами 1.

Быстрое развитие информационных технологий в финансовой сфере в Российской Федерации и в мире опережает процесс правового регулирования правовых отношений в сфере цифровизации, что отрицательно сказывается на стабильности мирового финансового рынка.

Кроме того, государство должно поставить перед собой задачу не допустить выхода на рынок сомнительных цифровых технологий, не отвечающих требованиям по обеспечению безопасности.

Так как создается ситуация, при которой инновационные цифровые технологии остаются вне правового поля.

В целях развития нормативно-правовой базы наиболее результативным решением по совершенствованию правового регулирования является проведение детального и глубокого анализа применяемых информационных технологий в финансовой сфере, с целью выявления правовых и регуляторных барьеров. Анализ предполагает изучение деятельности кредитных организаций и финтех-компаний, а также изучение существующей нормативно-правовой базы с целью обнаружения пробелов в правовом регулировании и законодательстве и их преодолением.

Поскольку расчеты криптовалютой разными социальными группами осуществляется через сеть Интернет, государству помимо регулирования цифровых технологий и определения направлений их развития придется также определять путь развития самой сети Интернет.

Данные отношения должны развиваться только в правовых рамках, и законодатель не должен принимать нормы, содержащие необоснованные запреты. Принимаемые решения должны способствовать внедрению и продвижению цифровых технологий, а также минимизировать риски их использования для всех участников финансового рынка.

Правовое регулирование должно обеспечить стимулирование конкуренции, интеграцию страны в международную финансовую систему.

1 Закон Китая №59 «О платежных услугах», 2009.

Поэтому необходимо использовать в правотворческой деятельности опыт зарубежных стран — разработчиков по правовому регулированию цифровых технологий в целях их применения в собственной практике [4, с. 8-24].

По мнению А.В. Остроушко, наибольший интерес для изучения опыта зарубежных стран представляют следующие направления политики:

— регулирование финансовых технологий;

— регулирование поддержки государства подготовки кадров для IT-отрасли и финтех-отрасли в частном;

— регулирование цифровых финансовых активов;

— обеспечения информационной безопасности и цифровой идентификации субъектов и электронного документооборота;

— стимулы для развития финтех-компаний.

Поэтому процесс правового регулирования использования цифровой валюты (криптовалюты) как платежного инструмента на мировом финансовом рынке требует последовательного и грамотного решения всех возникающих вопросов и появления новых норм и подходов.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Forgione P. Pallotta A. Canada: Fintech 2019 // The ICLG to: Fintech Laws and Regulations, 2019.

2. Мащенко П.Л., Пилипенко М.О. Технология Блокчейн и ее практическое применение // Наука, техника, образование. — Олимп, 2017. — № 32. — С. 61-64.

3. Обзор по криптовалютам, ICO (Initial Coin Offering) и подходам к их регулированию, 2017.

4. Остроушко А.В. Имплементация международного и зарубежного опыта правового регулирования финансовых технологий в российское законодательство // Юридические исследования. — 2019. — № 8. — С. 8-24. [Электронный ресурс]. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30604

5. Пещеров А.И. Понятие и место криптовалюты в системе денежных средств // Юридическая мысль. — 2016. — Т. 95, № 3 — С. 130-138.

6. Поветкина Н.А., Леднева Ю.В. «Финтех» и «регтех»: границы правового регулирования // Право. Журнал высшей школы экономики. — 2018. — № 2. — С. 46-67.

7. Щербик Е.Е. Феномен криптовалют: опыт системного описания // Концепт. — 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.