ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
130
УДК 343.95
Н. В. Кастерина, А. В. Прозоров
КРИМИНОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЮ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ
Исследуются криминологические и психологические особенности осужденных к ограничению свободы на основе психолого-социологичес-кого анализа осужденных данной категории, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях Калининградской области. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что осужденные данной категории в период отбывания наказания либо не отрицают общепринятые нормы и ценности, образцы поведения, либо демонстрируют среднюю степень этого отрицания; они проявляют низкую либо среднюю степень готовности к реализации делинквентного поведения и агрессии. В большинстве случаев осужденные к ограничению свободы способны контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций.
This article is devoted to the investigation of forensic and psychological features of persons sentenced to restriction of liberty on the basis of a psychological and sociological analysis of persons sentenced to restriction of freedom registered at penal institutions of the Kaliningrad region. An analysis of the results of the study suggest that, during the sentence period, those sentenced to restriction of freedom either do not reject the commonly accepted norms, values, and behavior patterns or demonstrate the medium degree of rejection.
This category of convicted persons shows either low or medium degree of readiness for delinquent behavior and aggression. In most cases, those sentenced to restriction of liberty are able to control the behavioral manifestations of emotional reactions.
Ключевые слова: осужденный, ограничение свободы, делинквентное поведение, агрессия.
Keywords: persons sentenced to restriction of liberty, delinquent behavior, aggression.
Новый виц наказания — ограничение свободы — предусмотрено санкциями 116 статей Уголовного кодекса Российской Федерации. Всего в УК РФ названо 203 состава преступлений, за совершение которых возможно его применение. Ограничение свободы в качестве основного вида наказания назначается судом за преступления небольшой и средней тяжести на срок от двух месяцев до четырех лет, а на срок от шести месяцев до двух лет — в качестве дополнительного вида наказания. Осужденные наказываются ограничением свободы по выбору места пребывания или жительства, места работы или учебы, возможностей времяпрепровождения. Суд может выбрать несколько вариантов ограничения свободы.
© Кастерина Н. В., Прозоров А. В., 2013
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 9. С. 130 — 135.
Численность осужденных к ограничению свободы, находящихся на учете в уголовно-исполнительных инспекциях Калининградской области с 2010 г. по 1-й квартал 2013 г., составила 136 человек. В настоящее время это самая малочисленная категория осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, — не превосходит 9%. А поскольку ограничение свободы — новый вид наказания в России, ученые еще не успели провести глубокие исследования личности осужденного к такому наказанию.
Между тем изучение личности осужденного позволяет, по мнению специалистов, выявить особенности каждого из них, склонность к совершению правонарушений, получить иную информацию, необходимую для организации индивидуального профилактического воздействия [6, с. 10].
В социологии личность определяется как устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества [7, с. 182], в психологии — как абстрактное понятие, отличительный и устойчивый образ мышления, ощущения и действия какого-либо человека [2, с. 580].
При изучении личности осужденного без изоляции от общества целесообразно использовать следующий алгоритм [1, с. 39—40]:
1) сбор информации об осужденном без непосредственного контакта с ним:
— изучение материалов личного дела, установление анкетных данных, рода занятий до осуждения, взаимоотношений с родственниками, характера преступного деяния, наличия судимостей позволяют представить общую картину жизни осужденного, выявить условия формирования его личности;
— метод анализа независимых характеристик — в этом случае информация об изучаемом получается от ближайшего окружения;
2) наблюдение;
3) диагностика черт личности.
Кроме того, в целях получения необходимой информации о поведении осужденных уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 198 [4]. Такие средства могут применяться на усмотрение администрации, в первую очередь, по мнению сотрудников УИИ (85,3 %), в отношении осужденных, склонных к совершению правонарушений.
Что показали проведенные нами исследования осужденных к ограничению свободы? Основная их масса — мужчины. В рассматриваемой категории осужденных удельный вес женщин относительно невелик — 11,8 %, как и несовершеннолетних — 4 %. Впрочем, это характерно для всех видов наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.
Анализ распределения осужденных к ограничению свободы по возрастному критерию позволяет представить следующую картину. К возрастной группе 30—39 лет — периоду в жизни человека, когда наблюдается пик его социальной активности, — принадлежат 29,66 % осуж-
131
132
денных. Причем женщины здесь превосходят мужчин — их 39 %. Самая малочисленная возрастная группа осужденных — мужчины в возрасте 60 лет и старше — 0,96 %. Небольшую часть составляют женщины до 18 и 20 — 24 лет — по 9% в каждой из этих возрастных групп. Следует отметить, что среди мужчин, осужденных к ограничению свободы, наблюдается явная тенденция к снижению их численности после 40 лет. Таким образом, можно сделать вывод, что осужденные к ограничению свободы в максимальной степени представлены лицами среднего возраста.
По мнению специалистов [3, с. 58], наличие семьи — сдерживающий антикриминогенный фактор, поэтому в практике предотвращения правонарушений и преступлений со стороны осужденных к ограничению свободы можно было бы широко использовать ее возможности. Тем не менее основная масса осужденных к ограничению свободы на момент осуждения не имели семьи. Так, лишь 26 % изучаемой категории лиц состоят в браке, 58 % — не имеют семьи, 16 % — разведены (вдовствуют). Примечательно, что состоящих в браке женщин практически в четыре раза меньше, чем мужчин (8 и 26 % соответственно). Проведенные нами исследования свидетельствуют о том, что семья для осужденных рассматриваемой категории не является большой ценностью, они не хотят брать на себя ответственность за других людей. Распад семьи у этих людей, возможно, связан с нежеланием в чем-то ограничивать свои желания, добиваться своих целей только разрешенными законом способами [5, с. 23 — 24].
Как показывают многочисленные исследования, образовательный уровень — существенная характеристика личности вообще и осужденного в особенности. Чем выше образование человека, тем менее вероятно совершение им преступления. Иными словами, высокий образовательный уровень выступает антикриминогенным фактором [8, с. 23]. Согласно данным проведенного нами исследования, 51,3 % осужденных к ограничению свободы имеют среднее образование, 14,1 % — неполное среднее, 27,6 % — среднее специальное, по 1,9 % — неполное высшее и высшее, 5,1 % — начальное образование.
Подавляющее большинство осужденных к ограничению свободы трудоспособны, 4 % из них — инвалиды, причем это преимущественно лица пенсионного возраста. Род занятий до ареста позволяет судить об интересах осужденных, имеющихся у них навыках. Следует отметить, что наиболее криминогенная категория — лица, не занимавшиеся общественно полезной деятельностью и не имевшие легальных источников дохода. Однако больше половины представителей изучаемой категории (58,2 %) не были заняты трудом на момент осуждения. Это, на наш взгляд, можно обосновать, с одной стороны, социально-экономическими проблемами в России, с другой — нежеланием осужденных обеспечивать себя и свою семью.
Из всех состоявших на учете уголовно-исполнительных инспекций Калининградской области за период с 2010 г. по 1-й квартал 2013 г. 73 % имели первую судимость, раннее судимы — 27%. Значительную долю (47 %) составляют преступления, связанные с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; за тайное
хищение чужого имущества — 18 %; за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью — 14 %; угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью — 9 %; хулиганство — 4 %, грабеж — 3 %, другие составы — 5 %. При этом совсем незначительное число (5 %) лиц осуждены к ограничению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в то время как из числа всех осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, таких лиц 26 %. В состоянии алкогольного опьянения лицами, осужденными к ограничению свободы, совершено 28 % преступлений.
Большое криминологическое значение имеет информация о совершении преступления во время отбывания наказания. Она позволяет установить эффективность профилактики новых преступлений среди осужденных к ограничению свободы. Так, в отношении 2,9 % лиц этой категории возбуждены уголовные дела за совершение повторного преступления после постановки на учет. Совсем незначительное число осужденных к ограничению свободы имели дополнительные обязанности, возложенные судом по представлению уголовно-исполнительных инспекций, 2,4 %. Вместе с тем практически каждый десятый получал предупреждение о замене наказания на более строгий его вид.
Из осужденных к ограничению свободы, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях Калининградской области на 1 апреля 2013 г., ранее судимых за совершение преступлений насчитывалось 27 %, не занятых трудом или учебой — 37 %. В отношении 2,7 % проводятся первоначальные разыскные мероприятия, 1,4 % — находятся в розыске.
С целью выявления криминальной мотивации осужденных к ограничению свободы авторы настоящей статьи использовали тест «СОП (склонность к отклоняющемуся поведению)» (А. Н. Орел). В результате проведенного тестирования нами установлено, что высокую склонность к нарушению норм и правил поведения проявляют 12 % осужденных к ограничению свободы (большую долю составляют нарушители ПДД), среднюю - 48 % (28 % из них составляют нарушители ПДД), низкую — 40 %.
Высокую склонность к агрессии и насилию показали 12 % осужденных (доля осужденных за преступления против личности), среднюю -51 % и низкую — 37 %. По шкале волевого контроля эмоциональных реакций видно, что не умеют сдерживать свои негативные эмоции 25 % осужденных, 59 % обладают средней степенью волевого контроля, и 16 % имеют высокий уровень контроля эмоциональных реакций. Шкала склонности к делинквентному поведению зафиксировала высокие показатели у 12 % осужденных к ограничению свободы, средние — у 48 %, низкие — у 40 %.
Таким образом, полученные результаты указывают на то, что в основном осужденные к ограничению свободы в период отбывания наказания либо не склонны, либо склонны в средней степени к отрицанию общепринятых норм поведения и социальных ценностей. У них мало или в средней степени проявляется готовность к реализации делинквентного поведения, а также агрессивных тенденций в поведении, и в
133
134
большинстве случаев они способны контролировать свои эмоциональные реакции. Чем это можно объяснить?
Во время отбывания наказания у осужденных к ограничению свободы на передний план выступают задачи приспособления к новым условиям жизни, к тем ограничениям, которые установлены судом: не уходить из дома в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий, не участвовать в них, не изменять места жительства или пребывания, места работы или учебы без согласия уголовноисполнительной инспекции, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования.
Особого исследовательского внимания требуют осужденные к ограничению свободы за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Среди них нам удалось выделить злостных нарушителей специальных правил. К ним мы отнесли тех участников дорожного движения, которые (по сведениям информационного центра УМВД Калининградской области) признаны виновными в грубом нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств либо неоднократно или систематически нарушали данные требования, за что были привлечены к административной ответственности, поскольку ранее нарушение указанных правил не влекло уголовно-правовых последствий. По словам осужденных, у 19 % из них не оплачен административный штраф, 15 % не помнят, оплатили они штраф или нет. Это свидетельствует о том, что эти осужденные не осознали степень своей вины и общественной опасности своих действий. Наше исследование показало, что у таких лиц сформирована высокая склонность к нарушению общепринятых норм, правил, ценностей, образцов поведения. Указанный тип личности неосторожного правонарушителя должен подвергаться более интенсивному предупредительному воздействию, в том числе путем назначения предусмотренного законом более строгого наказания, чем ограничение свободы.
В целом можно отметить, что новый вид наказания снизит в ближайшие годы количество осужденных в местах лишения свободы на несколько десятков тысяч, позволит успешно решать вопросы ресоциализации правонарушителей.
Список литературы
1. Красненкова С. А. Социально-психологический паспорт личности осужденного, состоящего на учете в уголовно-исполнительной инспекции // Психологическое обеспечение уголовно-исполнительных инспекций : сб. матер. проблемного семинара. М., 2007.
2. Майерс Д. Психология / пер. с англ. И. А. Карпиков, В. А. Старовойтова. Минск, 2001.
3. Михлин А. С. Роль социальных и демографических свойств личности осужденных. М., 1970.
4. Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы : постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 198 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
5. Общая характеристика осужденных (по материалам контрольной переписи осужденных 1994 г.) / под ред. П. Г. Мищенкова. М., 1996.
6. Смирнова И. Н. Характеристика осужденных, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций : науч.-аналит. обзор. Псков, 2009.
7. Социология: учеб. для юр. вузов. СПб., 2000.
8. Характеристика осужденных к лишению свободы. По материалам специальной переписи 1999 г. / под ред. А. С. Михлина. М., 2001.
Об авторах
Наталия Владимировна Кастерина — канд. психол. наук, начальник филиала по Мамоновскому городскому округу Федерального казенного учреждения уголовно-исполнительной инспекции Управления федеральной службы исполнения наказания России по Калининградской области.
E-mail: [email protected]
Андрей Витальевич Прозоров — канд. пед. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: [email protected]
About the authors
Dr Natalya Kasterina, Head of the Momonovo Office of the Penal Department of the Kaliningrad branch of the Federal Penitentiary Service.
E-mail: [email protected]
Dr Andrei Prozorov, Associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: [email protected]
1З5