Научная статья на тему 'Проблемы электронного мониторинга за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы'

Проблемы электронного мониторинга за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
938
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ / RESTRICTION OF LIBERTY / ОСУЖДЕННЫЙ / CONVICTED PERSON / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / PENAL INSPECTION / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / TECHNICAL MEANS / ЭЛЕКТРОННЫЙ МОНИТОРИНГ / ELECTRONIC MONITORING / ОБЯЗАННОСТЬ / OBLIGATION / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / AUDIOVISUAL CONTROL / ИНСТРУКЦИЯ / INSTRUCTION / ИНФОРМАЦИЯ О ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ / INFORMATION ON PRIVATE LIFE / НАДЗОР / SUPERVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комбаров Роман Владимирович

применение в отношении осужденного технических средств надзора и контроля является правом, а не обязанностью уголовно-исполнительной инспекции. При этом состав комплекта оборудования в каждом конкретном случае определяется исходя из особенностей организации контроля по соблюдению осужденным установленных судом ограничений. Вместе с обязанностью по ношению технических средств надзора и контроля у осужденного автоматически появляется обязанность по бережному отношению к установленному оборудованию и соблюдению рекомендуемых условий эксплуатации. В случае повреждения технических средств надзора и контроля, при условии, что данное повреждение не связано с отказом от ношения установленного оборудования, осужденный несет только материальную ответственность. Однако следует избегать подключения технических средств надзора и контроля по проводной телефонной линии, обеспечивающей возможность подключения телефонного аппарата по закрытой схеме (исходящая связь только на определенный номер), так как при этом нарушается право осужденного или иных лиц, заключивших договор на оказание услуг по предоставлению телефонной связи. Кроме того, российское законодательство не предусматривает в отношении осужденного ограничения на осуществление им телефонных переговоров. Следует отметить отсутствие четких инструкций, регулирующих порядок применения технических средств надзора и контроля в отношении осужденных к ограничению свободы. Данные инструкции необходимы в целях единообразного понимания и выполнения требований уголовно-исполнительного законодательства. Кроме того, инструкции, регулирующие порядок применения технических средств надзора и контроля в отношении осужденных к ограничению свободы, должны содержать положения, исключающие применение электронных браслетов по медицинским показаниям (например, наличие аллергической реакции, кардиостимулятора). Согласно перечню аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы, к стационарным устройствам аудиовизуального контроля можно отнести и видеокамеры с функцией воспроизведения звука либо без таковой. При этом использование устройств подобного рода неизбежно приведет к нарушению прав на неприкосновенность жилища, частной жизни, личную и семейную тайну у лиц, проживающих совместно с осужденным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ELECTRONIC MONITORING OF SENTENCED TO PUNISHMENT IN THE FORM OF RESTRICTION OF LIBERTY

applying technical means of supervision and control to convicted persons is a right, but not an obligation of the penal inspection. At that, the set of equipment in each case is determined by the peculiarities of organizing surveillance of the convict's observation of the restrictions set by the court. Together with an obligation to carry the technical means of supervision and control, the convicted person automatically acquires an obligation to take care of the equipment installed and to observe the recommended operating conditions. In case of damaging the technical means of supervision and control and if the damage is not connected with the refusal to carry the equipment, the convicted person has material responsibility only. However, it is necessary to avoid connecting the technical means of supervision and control to the wire telephone line, which makes it possible to connect the phone on a closed circuit (outward traffic to a certain number) in which case the right of the convicted person or anyone else who has concluded a contract for getting telephone line connection will be violated... applying technical means of supervision and control to convicted persons is a right, but not an obligation of the penal inspection. At that, the set of equipment in each case is determined by the peculiarities of organizing surveillance of the convict's observation of the restrictions set by the court. Together with an obligation to carry the technical means of supervision and control, the convicted person automatically acquires an obligation to take care of the equipment installed and to observe the recommended operating conditions. In case of damaging the technical means of supervision and control and if the damage is not connected with the refusal to carry the equipment, the convicted person has material responsibility only. However, it is necessary to avoid connecting the technical means of supervision and control to the wire telephone line, which makes it possible to connect the phone on a closed circuit (outward traffic to a certain number) in which case the right of the convicted person or anyone else who has concluded a contract for getting telephone line connection will be violated. Besides, the Russian legislation does not foresee any restrictions for the convicted person to make telephone calls. It should be noted that there are no clear-cut instructions regulating application of technical means of supervision and control to the persons sentenced to restriction of liberty. Such instructions are necessary for the same understanding and meeting the requirements of the penal legislation. Besides, the instructions regulating the procedure of applying technical means of supervision and control to the persons sentenced to restriction of liberty must contain provisions excluding the use of monitoring devices for medical reasons (for example, having an allergy, a pacemaker). In accordance with the list of audiovisual, electronic, and other technical means of supervision and control used by penal inspections in order to ensure surveillance of the persons sentenced to restriction of liberty, video camera with or without playback function can also be referred to the stationary audiovisual monitoring devices. In this case, the use of such devices will inevitably lead to violating the rights to inviolability of the home, privacy, personal and family secrets of those who live together with the convicted person function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Проблемы электронного мониторинга за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы»

УДК 343 .847 РОМАН ВЛАДИМИРОВИЧ КОМБАРОВ,

ББК 67.409.11 преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права

К63 и организации воспитательной работы с осужденными

(Вологодский институт права и экономики ФСИН России)

Е-шай: r-v-kombarov@ya.ru.

ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО МОНИТОРИНГА ЗА ОСУЖДЕННЫМИ К НАКАЗАНИЮ

В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ

Реферат: применение в отношении осужденного технических средств надзора и контроля является правом, а не обязанностью уголовно-исполнительной инспекции. При этом состав комплекта оборудования в каждом конкретном случае определяется исходя из особенностей организации контроля по соблюдению осужденным установленных судом ограничений.

Вместе с обязанностью по ношению технических средств надзора и контроля у осужденного автоматически появляется обязанность по бережному отношению к установленному оборудованию и соблюдению рекомендуемых условий эксплуатации. В случае повреждения технических средств надзора и контроля, при условии, что данное повреждение не связано с отказом от ношения установленного оборудования, осужденный несет только материальную ответственность.

Однако следует избегать подключения технических средств надзора и контроля по проводной телефонной линии, обеспечивающей возможность подключения телефонного аппарата по закрытой схеме (исходящая связь только на определенный номер), так как при этом нарушается право осужденного или иных лиц, заключивших договор на оказание услуг по предоставлению телефонной связи. Кроме того, российское законодательство не предусматривает в отношении осужденного ограничения на осуществление им телефонных переговоров.

Следует отметить отсутствие четких инструкций, регулирующих порядок применения технических средств надзора и контроля в отношении осужденных к ограничению свободы. Данные инструкции необходимы в целях единообразного понимания и выполнения требований уголовно-исполнительного законодательства. Кроме того, инструкции, регулирующие порядок применения технических средств надзора и контроля в отношении осужденных к ограничению свободы, должны содержать положения, исключающие применение электронных браслетов по медицинским показаниям (например, наличие аллергической реакции, кардиостимулятора).

Согласно перечню аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы, к стационарным устройствам аудиовизуального контроля можно отнести и видеокамеры с функцией воспроизведения звука либо без таковой. При этом использование устройств подобного рода неизбежно приведет к нарушению прав на неприкосновенность жилища, частной жизни, личную и семейную тайну у лиц, проживающих совместно с осужденным.

Ключевые слова: ограничение свободы, осужденный, уголовно-исполнительная инспекция, технические средства, электронный мониторинг, обязанность, аудиовизуальный контроль, инструкция, информация о частной жизни, надзор.

Осужденные к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, должны чувствовать ограничения в правах, испытывать моральное страдание от самого факта их осуждения. Для этого органам, исполняющим такие меры уголовно-правового характера, важно вести постоянный учет и контроль осужденных, которые, в свою очередь, требуют внедрения средств наблюдения за виновными, соответствующих современному уровню развития научно-технического прогресса [1].

Безусловно, учитывая возложенные на осужденных ограничения, часто сложно проконтролировать

их исполнение без помощи технических средств надзора и контроля. Кроме того, ввиду большой нагрузки на уголовно-исполнительные инспекции (далее - инспекция) и отсутствия должного финансирования и материально-технической базы осуществление полноценного контроля за тем, действительно ли осужденные не уходят из дома в определенное время суток, не посещают места проведения массовых и иных мероприятий, не участвуют в указанных мероприятиях и т. д., практически невозможно. Вместе с тем любое допущенное осужденным нарушение условий и порядка отбывания наказания

требует немедленного реагирования и применения в отношении его мер воздействия. В связи с этим в ч. 1 ст. 60 УК РФ предусмотрено, что для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля.

Согласно п. 36 Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258 [2], устройства технических средств надзора и контроля могут устанавливаться инспекцией в целях осуществления надзора за соблюдением осужденным следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток; не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования; не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования; не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях; не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия инспекции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 198 «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы» [3] такими устройствами являются:

1) средства персонального надзора и контроля, а именно: браслет электронный, надеваемый на осужденного на период более 3 месяцев; стационарное контрольное устройство и мобильное контрольное устройство, осуществляющие прием и обработку сигналов электронного браслета; ретранслятор, расширяющий зону приема сигналов электронного браслета; персональный трекер, предназначенный для ношения на теле осужденным на период не более 3 месяцев и идентификации и отслеживания его по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS;

2) стационарное устройство аудиовизуального контроля, предназначенное для автоматической визуальной и голосовой идентификации осужденного;

3) технические средства и устройства региональных информационных центров, включающие: сервер мониторинга и сервер аудиовизуального контроля, являющиеся программно-аппаратными комплексами; стационарный (в виде компьютера) и мо-

бильный (в виде комплекса портативных переносных устройств) пульт мониторинга.

Состав комплекта оборудования в каждом конкретном случае определяется исходя из особенностей организации контроля по соблюдению осужденным установленных судом ограничений.

Следует отметить, что применение в отношении осужденного технических средств надзора и контроля является правом инспекции, а не обязанностью. Так, начальник инспекции либо лицо, его замещающее, в соответствии с ограничениями, установленными осужденному судом, на основании сведений, характеризующих его личность, а также с учетом технической возможности установки соответствующего оборудования может принять решение о применении к нему технических средств надзора и контроля при постановке осужденного на персональный учет, а также в дальнейшем при исполнении наказания. Такое решение принимается в форме постановления, которое объявляется осужденному под роспись. В случае надевания на осужденного технических средств (браслета электронного или персонального трекера) по месту проживания и (или) установки в помещении контрольного устройства постановление объявляется всем проживающим лицам.

Установка оборудования после вынесения постановления должна быть произведена в течение трех рабочих дней, при этом осужденному разъясняются порядок и условия его эксплуатации, а также ответственность в случае повреждения технических средств надзора и контроля, о чем составляется соответствующий акт. Кроме того, осужденному под роспись вручается памятка по эксплуатации технических средств надзора и контроля.

Таким образом, наряду с обязанностью по ношению технических средств надзора и контроля, у осужденного автоматически появляется обязанность по бережному отношению к установленному оборудованию и соблюдению рекомендуемых условий эксплуатации. В случае повреждения технических средств надзора и контроля, при условии, что данное повреждение не связано с отказом от ношения установленного оборудования, осужденный несет только материальную ответственность.

Отказ осужденного от использования в отношении его технических средств надзора и контроля является злостным уклонением от отбывания наказания (п. «б» ч. 4 ст. 58) и влечет за собой последствия, предусмотренные ч. 5 ст. 58 УК РФ.

В случае невозможности дальнейшего использования в отношении осужденного средств надзора и контроля либо при изменении судом установленных ограничений начальник инспекции либо лицо, его

замещающее, выносит постановление об отмене (замене) использования в отношении осужденного аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля. Сотрудник инспекции, ответственный за использование средств надзора и контроля, в течение трех рабочих дней с момента вынесения данного постановления осуществляет снятие (замену) необходимого оборудования.

Без применения электронного мониторинга «надзор превратится в нечто «вялотекущее» и сугубо формальное» [4], но вместе с тем, как верно отметила Т. В. Непомнящая, «без хорошо отлаженного механизма электронного мониторинга с помощью электронных браслетов наказание в виде ограничения свободы вообще не имеет смысла» [5, с. 178].

Так, на наш взгляд, следует избегать подключения технических средств надзора и контроля по проводной телефонной линии, обеспечивающей возможность подключения телефонного аппарата по закрытой схеме (исходящая связь только на определенный номер), так как при этом нарушается право осужденного или иных лиц, заключивших договор на оказание услуг по предоставлению телефонной связи. Кроме того, российское законодательство не предусматривает в отношении осужденного ограничения на осуществление им телефонных переговоров.

Необходимо также обратить внимание на отсутствие четких инструкций, регулирующих порядок применения технических средств надзора и контроля в отношении осужденных к ограничению свободы. Данные инструкции необходимы в целях единообразного понимания и выполнения требований уголовно-исполнительного законодательства. Так, проект методических рекомендаций «О порядке применения уголовно-исполнительными инспекциями электронных средств надзора и контроля за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы» [6] подробно описывает процесс применения данных технических средств, но между тем процесс использования устройств аудиовизуального контроля за осужденными, а также сам перечень входящего в него оборудования до сих пор не определены.

К стационарным устройствам аудиовизуального контроля можно отнести и видеокамеры с функцией воспроизведения звука либо без таковой. При этом использование устройств подобного рода неизбежно приведет к нарушению прав на неприкосновенность жилища, частной жизни, личную и семейную тайну у лиц, проживающих совместно с осужденным. Согласно ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Кроме того, ст. 152.1 ГК РФ прямо указывает, что обнародование и дальнейшее использование изо-

бражения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. Согласно ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [7] одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации и защиты информации является неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Видеонаблюдение без согласия лица будет правомерным только в том случае, если оно проводится в рамках оперативно-розыскных мероприятий и только в отношении конкретных лиц и по конкретным фактам. Это регламентировано Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [8].

Правило 3.11 Стандартных минимальных правил Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением [9], гласит: «В процессе применения не связанных с тюремным заключением мер уважается право правонарушителя на личную жизнь, а также право на личную жизнь семьи правонарушителя».

На наш взгляд, требуется исключить из перечня технических средств надзора и контроля стационарные устройства аудиовизуального контроля, предназначенные для автоматической визуальной и голосовой идентификации.

Кроме того, инструкции, регулирующие порядок применения технических средств надзора и контроля в отношении осужденных к ограничению свободы, должны содержать положения, исключающие применение электронных браслетов по медицинским показаниям (например, наличие аллергической реакции, кардиостимулятора).

Предполагается, что технические средства надзора и контроля будут применяться в отношении осужденных к ограничению свободы, которые относятся к так называемой группе риска (склонные к побегу и рецидиву). Существует определенная система - портрет, при помощи которого и психологи, и сотрудники инспекции устанавливают, способен ли этот осужденный совершить повторное преступление, склонен ли он к совершению повторного преступления. Если осужденный определяется как склонный к совершению повторного преступления, то в отношении его в обязательном порядке будет применяться электронный браслет [10, с. 82].

Вместе с тем трудности по осуществлению надзора могут возникнуть в случаях, когда осужденный проживает в густонаселенном (или отдаленном) пункте. На наш взгляд, ограничиваться применением элек-

тронного мониторинга только в отношении лиц, склонных к побегу или совершению нового преступления, не стоит, так как уголовно-исполнительное законодательство, устанавливая право инспекции на применение технических средств надзора и контроля, не определяет категории осужденных к ограничению свободы, к которым возможно их применение. Ин-

спекция, опираясь на характеристику личности осужденного, условий проживания, удаленности от расположения инспекции и другие факторы, должна сама определить, к кому применять электронный мониторинг, а к кому нет.

Список литературы

1. Минязева Т. Ф. Правовое положение осужденных. М., 2000. 212 с.

2. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы : приказ Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258 // Рос. газ. 2010. 27 окт.

3. Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы : постановление Правительства Рос. Федерации от 31 марта 2010 г. № 198 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 14. Ст. 1663.

4. Головко Л. В. Альтернатива лишению свободы - очередная химера? // ЭЖ-Юрист. 2010. № 3. URL: http://www.gazeta-yurist.ru/article.php?i=965 (дата обращения: 15.11.2014).

5. Непомнящая Т. В. Проблемы назначения и исполнения наказания в виде ограничения свободы // Вестник Омского университета. Сер. «Право». 2010. № 3. С. 175-178.

6. О порядке применения уголовно-исполнительными инспекциями электронных средств надзора и контроля за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы : проект методических рекомендаций. М., 2011. 18 с.

7. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3448.

8. Об оперативно-розыскной деятельности : федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.

9. Международные акты о правах человека : сб. док. / сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М., 2002. 944 с.

10. Перетятько Н. М., Рождествина А. А. Актуальные вопросы применения ограничения свободы и домашнего ареста : практ. пособие. М.; Саратов, 2010. 96 с.

ROMAN VLADIMIROVICH KOMBAROV,

lecturer of the department of penal law and organization of educational work

with the convicted persons (Vologda Institute of Law and Economy of the FPS of Russia)

Е-mail: r-v-kombarov@ya.ru.

PROBLEMS OF ELECTRONIC MONITORING OF SENTENCED TO PUNISHMENT IN THE FORM OF RESTRICTION OF LIBERTY

Annotation: applying technical means of supervision and control to convicted persons is a right, but not an obligation of the penal inspection. At that, the set of equipment in each case is determined by the peculiarities of organizing surveillance of the convict's observation of the restrictions set by the court.

Together with an obligation to carry the technical means of supervision and control, the convicted person automatically acquires an obligation to take care of the equipment installed and to observe the recommended operating conditions. In case of damaging the technical means of supervision and control and if the damage is not connected with the refusal to carry the equipment, the convicted person has material responsibility only.

However, it is necessary to avoid connecting the technical means of supervision and control to the wire telephone line, which makes it possible to connect the phone on a closed circuit (outward traffic to a certain number) in which case the right of the convicted person or anyone else who has concluded a contract for getting telephone line connection will be violated. Besides, the Russian legislation does not foresee any restrictions for the convicted person to make telephone calls.

It should be noted that there are no clear-cut instructions regulating application of technical means of supervision and control to the persons sentenced to restriction of liberty. Such instructions are necessary for the same understanding and meeting the requirements of the penal legislation. Besides, the instructions regulating the procedure of applying technical means of supervision and control to the persons sentenced to restriction of liberty must contain provisions excluding the use of monitoring devices for medical reasons (for example, having an allergy, a pacemaker).

In accordance with the list of audiovisual, electronic, and other technical means of supervision and control used by penal inspections in order to ensure surveillance of the persons sentenced to restriction of liberty, video camera with or without playback function can also be referred to the stationary audiovisual monitoring devices. In this case, the use of such devices will inevitably lead to violating the rights to inviolability of the home, privacy, personal and family secrets of those who live together with the convicted person.

Key words: restriction of liberty, the convicted person, penal inspection, technical means, electronic monitoring, obligation, audiovisual control, instruction, information on private life, supervision.

References

1. Minyazeva T. F. Pravovoe polozhenie osuzhdennykh [Legal status of the condemned]. Moscow, 2000. 212 p.

2. Prikaz Ministerstva iustitsii Rossii ot 11 oktiabria 2010 g. № 258 «Ob utverzhdenii Instruktsii po organizatsii is-polneniia nakazaniia v vide ogranicheniia svobody» [The Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation from October, 11th, 2010, № 258 «About the approval of the Instruction on the organization of an execution of the punishment in the form of restriction of freedom»]. Rossiiskaia gazeta - Russian newspaper, 2010, 27 October.

3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31 marta 2010 g. № 198 «Ob utverzhdenii perechnia au-diovizual'nykh, elektronnykh i inykh tehnicheskikh sredstv nadzora i kontrolia, ispol'zuemykh ugolovno-ispolnitelnymi inspektsiiami dlia obespechenia nadzora za osuzhdennymi k nakazaniiu v vide ogranicheniia svobo-dy» [The Resolution of the government of the Russian Federation from March, 31st, 2010, № 198 «About the approval of the list of the audiovisual, electronic and other technical means of supervision and control used by criminal and executive inspections for ensuring supervision for condemned to punishment in the form of restriction of freedom»]. Sobranie zakonodatelstva Rossiiskoi Federatsii - Russian Federation Code, 2010, no. 14, art. 1663.

4. Golovko L. V. Al'ternativa lisheniju svobody - ocherednaja himera? [Alternativa to imprisonment - the next chimera?]. JeZh-Jurist - EZ-Iurist, 2010, no. 3. Available at: http://www.gazeta-yurist.ru/article.php?i=965 (Accessed 15 November 2014).

5. Nepomniashchaia T. V. Problemy naznacheniia i ispolneniia nakazaniia v vide ogranicheniia svobody [Problems of appointment and an execution of the punishment in the form of restriction of freedom]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriia «Pravo» - Bulletin of the Omsk university. Series «Right», 2010, no. 3, pp. 175-178.

6. Proekt metodicheskikh rekomendatsii «O poriadke primeneniia ugolovno-ispolnitel' nymi inspektsiiami elektronnykh sredstv nadzora i kontrolia za osuzdennymi k nakazaniiu v vide ogranicheniia svobody» [The draft of methodical recommendations «About an order of application by criminal and executive inspectorates of electronic means of supervision and control for condemned to punishment in the form of restriction of freedom»]. Moscow, 2011. 18 p.

7. Federal'nyi zakon ot 27 July 2006 g. № 149-FZ «Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiiakh i o zash-chite informatsii» [The Federal law of the Russian Federation from July, 27th, 2006, № 149-FZ «About information, information technologies and about information security»]. Sobranie zakonodatelstva Rossiiskoi federatsii -Russian Federation Code, 2006, no. 31, part 1, art. 3448.

8. Federal'nyi zakon ot 12 August 1995 g. № 144-FZ «Ob operativno-rozisknoi deiatel'nosti» [The Federal law of the Russian Federation from August 12d, 1995, № 144-FZ «About operational search activity»]. Sobranie zakonodatelstva Rossiiskoi federatsii - Russian Federation Code, 1995, no. 33, art. 3249.

9. Mezdunarodnye akty o pravakh cheloveka [International acts of human rights]. Originators V. A. Kartash-kin, E. A. Lukasheva. Moscow, 2002, 944 p.

10. Peretyatko N. M., Rozhdestvina A. A. Aktualnye voprosy primeneniia ogranicheniia svobody i domashnego aresta [Topical issues of application of restriction of freedom and house arrest]. Moscow, Saratov, 2010, 96 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.