Научная статья на тему 'Криминологическое обеспечение предупреждения преступлений'

Криминологическое обеспечение предупреждения преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1688
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / CRIMINOLOGICAL PROVIDING / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / CRIME PREVENTION / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / PROGNOSTICATION / INFORMATION-ANALYTIC PROVIDING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евсеев А.В.

Рассматриваются понятие, цели, задачи и функции криминологического обеспечения предупреждения преступлений территориальных органов МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Евсеев А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminological providing of crime prevention

The article deals with the conception, objects and functions of criminological providing of crime prevention by territorial law-enforcement agencies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Криминологическое обеспечение предупреждения преступлений»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЕВСЕЕВ,

старший преподаватель кафедры ОРДОВДВИПКМВД России Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

E-mail: andrei.evseew@yandex.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются понятие, цели, задачи и функции криминологического обеспечения предупреждения преступлений территориальных органов МВД России.

Ключевые слова: криминологическое обеспечение, предупреждение преступлений, информационно-аналитическое обеспечение, прогнозирование.

Annotation. The article deals with the conception, objects and functions of criminological providing of crime prevention by territorial law-enforcement agencies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Keywords: criminological providing, crime prevention, information-analytic providing, prognostication.

В ст. 2 Конституции Российской Федерации провозглашается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства [1, с. 158]. Однако, этот важный социально — правовой потенциал Основного Закона нашей страны в настоящее время еще не нашел должного признания в обществе.

Проведенный комплексный анализ работы по изучению общественного мнения показал, что 84% респондентов считают острой проблему роста преступности, криминализации общества, а у 55% она вызывает сильное беспокойство [10].

Данные результаты свидетельствуют о том, что в современных условиях развития нашей страны теория криминологической безопасности, обоснованная и активно разрабатываемая известными российскими учеными-криминологами М.М. Бабаевым, С.Я. Лебедевым, В.А. Плешаковым, должна стать основой государственной политики в сфере контроля преступности.

Так, С.Я. Лебедев отмечает, что развитие идеи криминологической безопасности в правоохранительной практике должно способствовать пере-

несению смыслового акцента с объекта нападения (преступность) на объект защиты (личность, общество, государство), т.е., на те ценности, которым и должна быть гарантирована криминологическая безопасность. Именно эта идея призвана получить перспективное развитие в системе социально-правового контроля над преступностью и стать основой разработки новой концепции предупреждения преступлений органами внутренних дел, поскольку предупредительный контроль над преступностью и есть не что иное, как система обеспечения криминологической безопасности в ее структурно-функциональном качестве [12, с. 30].

Безусловно, с данным мнением следует согласиться, так как только предупреждением преступлений можно обеспечить безопасность граждан от криминальных угроз, удерживать преступность на социально допустимом уровне.

Ни для кого не является секретом, что успех в деятельности по предупреждению преступлений достигается применением на практике эффективных мер предупредительного характера, выработка которых напрямую зависит от оптимальности и адекватности ее криминологического обеспечения, под которым, по мнению С.Я. Лебедева, следует

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

понимать сбор и анализ криминологически обоснованной и криминологически значимой информации о закономерностях, состояниях, тенденциях и прогнозах развития криминологических ситуаций (международных, национальных, региональных, объектных и др.), направленные на создание научных предпосылок оптимизации, активизации и повышения эффективности полицейского контроля над преступностью и детерминирующими ее процессами. Кроме того, криминологическое обеспечение деятельности полиции — это регулярное (систематическое) наполнение повседневной полицейской деятельности органов внутренних дел новой научно-аналитической информацией криминологического характера, а также постоянный криминологический контроль (мониторинг) над целенаправленным и обоснованным использованием ее в полицейской практике [9].

Как известно, изучение и оценка преступности, детерминирующих ее процессов осуществляется в ходе информационно-аналитического обеспечения деятельности по предупреждению преступлений и проведения криминологических исследований с использованием всего багажа криминологических знаний, накопленных за весь период существования науки криминологии.

Начальной стадией процесса криминологического познания преступности, явлений и процессов, влияющих на нее, служит информационное обеспечение, под которым понимается целенаправленная деятельность, опирающаяся на правовые, организационные, технические и методические предпосылки по сбору, переработке, хранению и созданию условий для использования информации, необходимой для эффективного функционирования системы предупреждения преступлений [4, с. 14].

Данное определение наиболее точно формулирует понятие информационного обеспечения предупреждения преступлений, основной целью которого является предоставление криминологически обоснованной и криминологически значимой информации субъектам предупредительной деятельности.

В свою очередь, криминологическая информация, являясь составной частью социальной информации, имеет собственные содержание и особенности, поскольку отражает, прежде всего, такие нега-

тивные стороны социальной действительности, как преступность и иные правонарушения [11, с. 114].

Важно подчеркнуть, что только криминологически обоснованная и криминологически значимая информация способствует повышению эффективности предупредительной деятельности. Поэтому к криминологической информации предъявляются определенные требования, основными из которых являются: оптимальность, достоверность и точность, своевременность, комплексность и системность.

Для эффективного управления предупредительной деятельностью ОВД является важным не только владеть необходимой информацией, но и правильно ее оценивать. Одним из этапов оценки информации является ее классификация, основаниями для которой служат различные признаки: область применения, источники возникновения, форма передачи и др.

В процессе криминологического обеспечения предупредительной деятельности, на первоначальном этапе, особое значение имеет определение источников и носителей информации.

Основными источниками информации о преступности являются: статистические отчеты (МВД, прокуратуры, других правоохранительных органов, судов и органов юстиции); статистические карточки первичного учета, в том числе отражающие сведения о преступлении, о совершившем его лице, о подсудимом; показатели социально-экономической, социально-демографической и другой статистики; материалы обобщения уголовных дел, материалов и заявлений о преступлениях; результаты изучения общественной психологии, правового сознания, общественного мнения о преступности и борьбе с ней и др.

По форме передачи криминологическая информация классифицируется на следующие виды: устная (информация, выраженная в речевой форме), визуальная (информация, содержащаяся в видео объектах, — видеокассетах, кинофильмах и т.п.), документальная (информация из текстовых, графических и рисованных документов), а также информация, предоставленная электронными средствами передачи [5, с. 23].

Следует отметить, что источники и носители криминологической информации, необходимой для

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

решения задач предупреждения преступлений, разнообразны и многочисленны, поскольку это связано со спецификой криминологической обстановки на территории обслуживания органом внутренних дел. При этом потребности в криминологической информации при осуществлении деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений зависят непосредственно от уровня управления.

Так, в территориальном органе МВД России на районном уровне преобладают потребности в криминологической информации о конкретной криминологической обстановке на обслуживаемой территории. Поэтому необходимая информация в (У)ОМВД России на районном уровне черпается из первичных источников и носителей.

В то же время, необходимо отметить, что криминологическое обеспечение предполагает создание и постоянное пополнение информационных банков данных, охватывающих в систематизированном виде: нормативные правовые акты федерального и регионального уровней, регулирующих процессы предупреждения преступлений; теоретико-концептуальные подходы и разработки ученых и практиков, имеющие предупредительную направленность; блоки статистической информации правоохранительной, уголовно-правовой, уголовно-исполнительной направленности, демографического и экономического характера и др.; силы и средства органов, непосредственно осуществляющих правоохранительную деятельность, связанную с предупреждением преступлений и т.д.

В настоящее время в целях сбора, хранения, обработки и передачи необходимой информации активно создаются информационные системы, которые служат как бы посредниками между пользователем и источником тех или иных сведений. Важно отметить, что настоящий период характеризуется активной фазой внедрения современных информационных технологий в самом рабочем звене — территориальных органах МВД России на районном уровне.

В свете изложенного очевидно, что информационное обеспечение, без сомнений, является одной из основных стадий криминологического обеспечения предупреждения преступлений, которое позволяет получать, перерабатывать, хранить и предо-

ставлять необходимый объем информации о закономерностях преступности во всех ее проявлениях, детерминации и причинности, подверженности ее различным воздействиям.

В то же время, практика показывает, что положительных результатов в деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений можно добиться только при всестороннем и глубоком аналитическом изучении причин, их порождающих, предпринимаемых решений по борьбе с ними и выработке на этой основе эффективных мер предупредительного характера. Осуществлять такой анализ и изучение полученной информации призвана аналитическая работа, которая является важной стадией криминологического обеспечения предупредительной деятельности.

Под аналитической работой криминологического обеспечения ОВД следует понимать познавательную, творческую деятельность, имеющую исследовательский характер, заключающуюся в определении состояния, структуры и динамики криминологической обстановки, выявлении негативных отклонений в ней, установлении причин и условий, способствующих данным отклонениям, а также прогнозировании тенденций ее изменения, направленную на выработку наиболее эффективных управленческих решений предупредительного характера.

Перечень информации, подлежащей анализу на различных уровнях управления в органах внутренних дел, определен приказом МВД РФ от 12 февраля 1997 г. № 86 [2].

Важно понимать, что результатами анализов криминологической обстановки являются прогнозы возможного развития криминологических ситуаций в районе, регионе и т.д.

Следует отметить, что в настоящее время с целью недопущения выхода негативных явлений из-под контроля правоохранительных органов, роль и значение криминологического прогнозирования как одного из элементов (стадий) криминологического обеспечения полицейского контроля над преступностью значительно возрастает.

По мнению известного ученого-криминолога Г.А. Аванесова, криминологическое прогнозирование — это предвидение возможного состояния, уровня, структуры, характера и динамики преступ-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ности в будущем. При этом имеется в виду предвидение не только самих возможностей изменения преступности, но и путей такого изменения [3, с. 12].

В свете изложенного становится понятно, что если конечной целью органов внутренних дел в предупреждении преступлений является их недопущение, устранение возможности совершения, то основными целями криминологического обеспечения предупредительной деятельности являются: определение приоритетных задач органов внутренних дел, направленных на предупреждение преступлений и иных правонарушений; повышение эффективности предупредительной деятельности посредством выработки таких мер предупредительного характера, которые позволят успешно противодействовать преступным проявлениям.

В достижении отмеченных целей криминологическое обеспечение предупреждения преступлений решает следующие задачи: определение видов, объема, источников получения криминологической информации, ее носителей, сроков поступления и форм представления; обеспечение сбора и хранения поступающей криминологической информации, своевременного ее поиска, выдачи и накопления; изучение и оценка информации о состоянии преступности в отдельно взятом районе, городе, субъекте, стране в целом, ее тенденциях и закономерностях, причинах и условиях, результатах практической деятельности субъектов предупреждения преступлений по выполнению возложенных на них задач и условиях, в которых эти задачи решаются; исследование отдельных проблем борьбы с преступностью; прогнозирование будущего состояния преступности и определение факторов, влияющих на ее изменение; выработка адекватных, оптимальных и эффективных мер предупреждения преступлений; планирование мероприятий предупредительного характера; проведение криминологических экспертиз решений и нормативных актов, направленных на предупреждение преступлений; методическое обеспечение предупредительной деятельности; мониторинг над целенаправленным и обоснованным использованием криминологической информации в полицейской практике.

К сказанному необходимо добавить, что решением отмеченных задач криминологическое обеспе-

чение предупреждения преступлений выполняет важные функции.

Термин «функция» означает обязанность, круг деятельности, а также назначение, роль [8, с. 282].

В криминологическом обеспечении процесса предупреждения преступлений, как и в науке криминологии, принято выделять три основные функции: описательную (диагностическую), объяснительную (этиологическую) и предсказательную (прогностическую) [6, с. 36]. В теории описательная функция состоит в отражении явлений и процессов, входящих в предмет криминологии, на основе сбора эмпирического материала. В то же время, объяснительная функция позволяет выявить характер изучаемого процесса, его особенность, выяснить, почему данный процесс протекает так, а не иначе. В свою очередь, предсказательная функция позволяет заглянуть в будущее и определить возможное развитие явления или процесса.

Однако, нельзя не согласиться с мнением В.Д. Малкова, который считает, что наука криминология должна разрабатывать практические меры воздействия на нежелательные явления, детерминирующие преступность. По его мнению, целесообразно выделять еще и практически-преобразовательную функцию, которая позволяет реализовать результаты осуществления названных трех функций в практическом действии, направленном на желаемое преобразование объекта изучения [7, с. 11, 12]. Именно посредством данной функции криминологическое обеспечение решает задачи по разработке практических мер воздействия на причины и условия, способствующие совершению преступлений.

Нет сомнений в том, что в деятельности по криминологическому обеспечению предупреждения преступлений определяющее значение имеет констатация связи между преступностью, социальными процессами и явлениями, влияющими на нее, выявление механизма этой связи, прогнозирование развития криминологической ситуации, а также разработка практических мер предупреждения преступлений. В то же время, в процессе криминологического обеспечения представляется не менее значимым выявление проблемных вопросов, требующих первоочередного решения, выработка на основе анализов приоритетов дальнейшей деятельности

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

по предупреждению преступлений, а также определение, насколько целенаправленно и обоснованно используется криминологическая информация в полицейской деятельности. Поэтому очевидно, что к числу функций криминологического обеспечения предупредительной деятельности следует отнести сигнализирующую и целеполагающую функции, а также функцию контроля.

На основании изложенного можно сделать вывод, что криминологическое обеспечение предупреждения преступлений территориальными (У)ОМВД России на районном уровне должно быть адекватно криминогенным угрозам общественному порядку и общественной безопасности на территории обслуживания.

При этом объем криминологически значимой и криминологически обоснованной информации, подлежащей анализу, должен позволять осуществлять подготовку прогнозов возможного развития криминологической ситуации и зависеть от имеющихся ресурсных возможностей (кадровых, технических и т.д.) ее переработки, хранения и использования.

В свою очередь, основным критерием адекватности криминологического обеспечения предупредительной деятельности является эффективность управленческих решений предупредительного характера, определяемая состоянием правопорядка на территории обслуживания (У)ОМВД, которое характеризуется следующими показателями: уровнем преступности; динамикой преступности в целом, а также отдельных видов наиболее распространенных преступлений; структурой преступности; территориальной (линейной и объектовой) распространенностью преступности и конкретных видов преступных посягательств; уровнем латентной преступности; степенью преступной активности конкретных групп населения, в том числе несовершеннолетних, женщин, лиц, ранее совершавших преступления, не имеющих постоянного источника доходов и др.; виктимологическими аспектами преступности; состоянием несовершеннолетней, организованной и экономической преступности, незаконного оборота наркотиков и оружия; состоянием правопорядка на улицах и других общественных местах; состоянием безопасности дорожного движения и пожарной безопасности.

Литература

1. Конституция РФ: офиц. текст с историко-правовым комментарием: по сост. на 5 февр. 2014 г. (№ 2-ФКЗ) / сост. Б.А. Страшун. 4-е изд., измененное. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. 158 с.

2. Об утверждении временного наставления по службе штабов органов внутренних дел (с изменениями на 8 февраля 2011 г.): приказ МВД России от 12 февраля 1997 г. № 86.

3. Аванесов Г.А. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью: учебное пособие / Г.А. Аванесов. М.: Высшая школа МВД СССР, 1972. С. 12.

4. Жалинский А.Э. Эффективность преступлений и криминологическая информация / А.Э. Жалинский, М.В. Костицкий; научный редактор В.Т. Нор. Львов: Изд-во «Вища школа», 1980. С. 145.

5. Информационно-аналитическое обеспечение оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел: курс лекций / под общ. ред. А.М. Кононова, Р. А. Софьина. М.: ДГСК МВД России, 2011. С. 23.

6. Криминология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [Г.А. Аванесов и др.]; под ред. Г.А. Аване-сова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 36.

7. Криминология: учебник / под ред. проф. Малкова В.Д. М.: ЗАО Юстицинформ, 2004. С. 11—12.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / под ред. ил.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 20-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1988. С. 282.

9. Обеспечение прав и свобод человека в деятельности органов внутренних дел. Материалы научно-практического семинара. Рязань, 2013.

10. Общественное мнение об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел РФ в 2012 г.: отчет о научно исследовательской работе. М.: ВНИИ МВД России, 2012. URL: http://www.vnii-mvd.ru/node/1860 (дата обращения: 21.02.2014).

11. Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: учебник для слушателей Академии управле-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ния МВД России / под редакцией В.Д. Малкова, А.Ф. Токарева. М.: Академия управления МВД России, 2000. С. 114.

12. Профилактическая деятельность государства, как одно из основных средств сдерживания преступности в Российской Федерации: материалы международной научно-практической конференции (14—16 дек. 2005 г.) / ВНИИ МВД России. М.: ВНИИ МВД России, 2007. С. 30.

References

1. The Constitution of the Russian Federation: official. text with historical and legal commentary: in comp. on 5 Feb. 2014 (No. 2-FKZ) / comp. B.A. Strashun. 4-e Izd., changed. M.: Norma: INFRA-M, 2014. 158 p.

2. About approval of the temporary instruction on service of staff of internal Affairs bodies (amended on February 8, 2011): the order of the Ministry of interior of Russia dated 12 February 1997, No. 86.

3. Avanesov G.A. Criminological forecasting and planning against crime: textbook / G.A. Avanesov. M.: Higher school of MIA of the USSR, 1972. P. 12.

4. Zhalinsky A.E. The effectiveness of crime and criminological information / A.E. Galinski, M.V. Kostecki; scientific editor V.T. Nors. Lvov: Publishing house «high school», 1980. P. 145.

5. Information and analytical support of operational activities of internal Affairs bodies: a course of lectures / under the editorship of A. Kononov, R.A. Sofina. M.: DGSC the Ministry of internal Affairs of Russia, 2011. P. 23.

6. Criminology: textbook for students of higher educational institutions on a speciality «Jurisprudence» / [G.A. Avanesov et al.]; edited by G.A. Avanesov. 5-e Izd., revised and enlarged extra M.: UNITY-DANA, 2010. P. 36.

7. Criminology: textbook / edited by Professor Malkova V.D. M.: ZAO Justicing, 2004. P. 11—12.

8. Ozhegov S.I. Dictionary of Russian language: 57000 approx. words / ed. by Il.-interviewer ACADEMY OF SCIENCES OF THE USSR N.Yu. Shvedova. 20-e Izd., erased. M.: Rus. lang., 1988. P. 282.

9. The guarantee of rights and freedoms in the activities of internal Affairs bodies. Materials of scientific-practical seminar. Ryazan, 2013.

10. Public opinion about the level of security of the person and the activities of internal Affairs bodies of the Russian Federation in 2012: report on scientific research work. M.: VNII MVD of Russia, 2012. URL: http:// www.vnii-mvd.ru/node/1860 (accessed 21.02.2014).

11. The organization of activity of bodies of internal Affairs for crime prevention: a textbook for the students of the Academy of management of MVD of Russia / under the editorship of V.D. Malkova, A.F. Tokarev). M.: Academy of management of MVD of Russia, 2000. P. 114.

12. Preventive activities of the state as a means of deterring crime in the Russian Federation: materials of the international scientifically-practical conference (14—16 Dec. 2005) / Institute of MIA Russia. M.: VNII MVD of Russia, 2007. P. 30.

ЮРИДИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

Юридическая психология. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Шевченко В.М. Изд-во ЮНИТИ, 2015.

Пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, с учетом типовых профессиональных образовательных программ и квалификационных требований.

Излагаются теоретические понятия и положения по дисциплине «Юридическая психология», рассматриваются практические задания и ролевые игры, направленные на использование психологических знаний в практической деятельности юриста.

Для студентов и преподавателей юридических факультетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.