Научная статья на тему 'Криминологическое мышление в контексте истории, геополитики, философии, конфликтологии и права'

Криминологическое мышление в контексте истории, геополитики, философии, конфликтологии и права Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
89
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЯ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CRIMINOLOGY / COMPARATIVE APPROACH / CRIMINOLOGICAL THINKING / WESTERN EUROPE / CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зазулин Георгий Васильевич

Учебнику К.-Л. Кунца «Введение в криминологическое мышление» не хватает развёрнутого предисловия, написанного каким-либо известным отечественным криминологом, в котором, с одной стороны, была бы дана профессиональная оценка интересных для российской криминологии моментов, спорных утверждений швейцарского коллеги, с другой подчёркнуты в рамках сравнительного подхода некоторые достоинства отечественной криминологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL THINKING IN THE CONTEXT OF HISTORY, GEOPOLITICS, PHILOSOPHY, CONFLICTOLOGY AND LAW

The textbook by K.-L. Kunz «Introduction to criminological thinking» needs a detailed foreword written by some well-known Russian criminologist. In this foreword, a professional assessment of interesting to Russian criminology moments and the controversial statements of a Swiss colleague would be given, and some advantages of Russian criminology were emphasized within the framework of the comparative approach.

Текст научной работы на тему «Криминологическое мышление в контексте истории, геополитики, философии, конфликтологии и права»

УДК 343.9 ББК 67.51

Г.В. Зазулин

КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ, ГЕОПОЛИТИКИ, ФИЛОСОФИИ, КОНФЛИКТОЛОГИИ И ПРАВА

Аннотация: Учебнику К.-Л. Кунца «Введение в криминологическое мышление» не хватает развёрнутого предисловия, написанного каким-либо известным отечественным криминологом, в котором, с одной стороны, была бы дана профессиональная оценка интересных для российской криминологии моментов, спорных утверждений швейцарского коллеги, с другой - подчёркнуты в рамках сравнительного подхода некоторые достоинства отечественной криминологии.

Ключевые слова: криминология; сравнительный подход; криминологическое мышление; Западная Европа; цивилизация.

G.V. Zazulin

CRIMINOLOGICAL THINKING IN THE CONTEXT OF HISTORY, GEOPOLITICS, PHILOSOPHY,

CONFLICTOLOGY AND LAW

Summary: The textbook by K.-L. Kunz «Introduction to criminological thinking» needs a detailed foreword written by some well-known Russian criminologist. In this foreword, a professional assessment of interesting to Russian criminology moments and the controversial statements of a Swiss colleague would be given, and some advantages of Russian criminology were emphasized within the framework of the comparative approach. Key words: criminology; comparative approach; criminological thinking; Western Europe; civilization.

Мои первоначальные представления об учебнике профессора Карла-Людвига Кунца «Введение в криминологическое мышление» [6] сложились при прочтении тезисов его доклада, предисловия к данному учебнику [5], а также материалов Д.А. Шестакова «Ещё раз о фикции порождения преступления законом (К развитию преступностиведческой теории в связи с учебником Карла-Людвига Кунца)» [8] и Х.Д. Аликперова «Современная криминология в трактовке профессора Кунца» [1].

Карл-Людвиг Кунд

Введение в криминологическое мышление

Karl-Ludvig Kunz

Criminological thinking. An introduction

Из предисловия к книге К.-Л. Кунца я узнал, что «она освещает различные аспекты криминологического мышления». Основное внимание в ней уделяется предмету изучения криминологии, а «... также тому, какое влияние на криминологию имеет политическая среда».

Амбициозность названия учебника - использование термина «мышление» и утверждение в предисловии о том, что в книге рассмотрена связь между криминологией и политикой стали побудительным началом, «усадившим меня за письменный стол», определившим содержание этой статьи.

Мы не так много знаем о механизме мышления, но вряд ли кто-то будет отрицать, что оно использует слова, ведь мышление без использования таковых невозможно. Соответственно, научное мышление существует только тогда, когда есть термины, смысл (значение) которых всеми понимается одинаково.

Однако человечество, как историческое объединение противостоящих веками (в геополитическом смысле) Запада и Востока, никогда не было единым социокультурным субъектом. Более того, современное человече-

Чриминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

ство - это не только объединение борющихся на геополитическом уровне за доминирование локальных человеческих цивилизаций (китайской, индийской, исламской, европейской, российской, японской и др.), но и поле борьбы между представителями традиционного общества, модерна и постмодерна, которые используют одни и те же слова (термины), но вкладывают в них различный смысл. Наибо-

лее остро это ощущается на примере таких понятий, как демократия, справедливость, свобода, порядок, безопасность, права человека.

Для наглядности отличия основных современных локальных человеческих цивилизаций, их культурно-цивилизационных кодов (матриц), обуславливающих самобытность, сведены в таблицу (табл. 1) [4].

Табл. 1. Культурно-цивилизационные коды (матрицы) современных мировых цивилизаций

Вид цивилизации Код (матрица) цивилизации

Западная выгода (материальная, прежде всего) - экспансия -насильственность (внешнее проявление)

Российская совесть - святость - справедливость (во внешнем мире ощущение необходимости всеобщей справедливости)

Китайская добродетель - китаецентричность мира - несгибаемость

Индийская внутренняя свобода - этноцентризм - независимость нации (индуизм)

Исламская долг - распространение ценностей ислама

Как можно приспособиться к различному пониманию одних и тех же явлений? Думаю, для этого необходимо использовать предложенный отечественным философом А.Г. Ду-гиным парадигмальный анализ, т.е. учитывать, что при переходе от традиции к модерну смысл одного и того же слова (термина) меняется на противоположный, а при переходе к постмодерну - может стать каким угодно, т.к. в постмодерне он полностью зависит только от того субъективного, которое доминирует в «постмодернисте», использовавшем данное слово в своей речи или тексте [3]. Значит по А.Г. Дугину слово «преступление» одно, а смысла у него должно быть как минимум три: два слова имеют противоположные значения, а третье - какое угодно, вплоть до отрицания смысла вообще.

Изложенное выше нисколько не противоречит справедливому утверждению Д.А. Ше-стакова о «сосуществовании двух подходов к пониманию термина «преступление» (правового и преступностиведческого), так как речь идёт о разных контекстах определения этого важнейшего для криминологии понятия.

Завершая рассмотрение философского аспекта, который архиважен, когда речь идёт о мышлении, особенно научном, хочу подчер-

кнуть, что, поскольку, как уже было показано на геополитическом уровне, человечество никогда не было единым социокультурным субъектом (основанным на одних и тех же высших ценностях, ради которых люди живут, готовы эти ценности защищать с оружием в руках, а если потребуется, то отдать за них свою жизнь), нам необходимо сделать вывод о том, что у человечества нет «философии вообще», а есть «мировая философия», состоящая как минимум из трёх различных философий: западной, восточной и русской.1

Поскольку прошедшая в Клубе 27 сентября 2019 года международная беседа имела тему «Теоретическая криминология в сравнении», российские криминологи, участвовавшие в ней, не должны забывать вот о чём. Предельные основания криминологического мышления западного криминолога уходят корнями в западную философию, а российского, если

1 Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. Феникс. 1996. С. 511. (Составители данного словаря предприняли попытку показать смысловое содержание основных терминов философии Запада, философии Востока и философии России).

3(54)2019

он не европейничает2 - в русскую. Возможно, деление криминологии в немецкоязычных странах на три учебных направления, предложенное К.-Л. Кунцом: криминология «случайная»; криминология, ориентированная на уголовное право; социально-критическая криминология имеет место и в российских вузах. Однако в научном плане российским криминологам очень важно посмотреть на преступностиведение в России через призму парадигмального анализа и выделить внутри него: 1) криминологию, присущую традиционному обществу, 2) криминологию модерна и 3) постмодернисткую криминологию (конструктивизм).

В контексте отечественной конфликтологии развитию криминологического мышления будет способствовать осознание населением влияния не только на криминологию, но и на жизнь всех людей на планете не просто «политической среды», а мирового гегемона - глобальной олигархической власти (ГОВ). Она формирует в своих интересах фальшивые идеалы, вредные системы ценностей и стереотипы поведения.

А.П. Данилов среди видов разноплановой глобальной преступной деятельности, осуществляемой ГОВ, выделяет и информационно-идеологическую. Она заключается в установлении ГОВ через мировые СМИ, институты культуры и образования, интернет и телевидение, иные источники информации контроля над общественным мнением, управление им, в том числе посредством сообщения искажённой и/или ложной информации, в разложении через указанные средства нравственности, национальных культур и развитии у населения различных страхов для достижения своих корыстных целей и облегчения совершения преступлений, например, актов агрессии [2, с. 57].

Для противодействия ГОВ на политическом уровне необходимо ввести в научный оборот новый термин - «российская государственная контргегемония» - это согласованная деятельность всех российских государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций, направленная на обеспечение государ-

2 Европейничать - бездумно ориентироваться на Западную Европу, слепо перенимать всё европейское.

Криминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

ственных, национальных и цивилизационных интересов единого многонационального российского народа внутри страны и во всём мире.

В настоящее время данная деятельность заблокирована, т.к. руководящие государственные должности в своём большинстве заняты или «европейскими русскими», утратившими национальное самосознание, или космополитами, чьё сознание пропитано европоцентризмом, американизмом, отравлено русофобскими мифами. Поэтому «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» (далее по тексту - Стратегия), утверждённая Указом Президента РФ № 683 от 31.12.2015 года, призвавшая всех чиновников в обязательном порядке осуществлять свою деятельность на основе традиционных российских культурно-исторических и духовно-нравственных ценностей, фактически не выполняется (исключение - военная сфера), что очень негативно сказывается на криминогенной обстановке.

Отмечу, мои представления об учебнике профессора К.-Л. Кунца получили своё дальнейшее развитие после его выступления на беседе. Судя по 25-минутному докладу г-на Кунца, он отдаёт себе полный отчёт в том, что обсуждаемый учебник посвящён не всей европейской криминологии, а только пре-ступностиведению германоязычных европейских стран. По ходу доклада эту важную мысль автор учебника подчёркивал дважды (!). Это положение резко контрастирует с тем, как поступил «наш отечественный» издатель данной книги, необоснованно назвавший её «Введение в криминологическое мышление», как будто в книге речь идёт не о западноевропейском криминологическом мышлении, а о каком-то всемирном, всеобщем. Однако это же не так.

Момент истины наступил, когда автору был задан вопрос: «Вы сами являетесь сторонником однополярного мира (единого мирового порядка) или Вы за многополярный мир?». На него г-н Кунц ответить не смог, так как, скорее всего, не понял суть вопроса. Ведь для формирования ответа необходимо, чтобы криминологическое мышление автора учебника позволило ему усмотреть связи между политической борьбой на мировой арене (конфликтом между локальными человеческими цивилизациями) и преступностью в странах,

входящих в локальные цивилизации. Об этом я мог бы не писать, если бы Издательский Дом «Алеф-Пресс» не рекомендовал данный учебник студентам политологических факультетов, а ограничился только теми, кто обучается на юридических.

Дальнейшие размышления о состоявшейся научной беседе, более тщательное ознакомление с учебником профессора Кунца позволили полнее осознать, что мне - криминологу «принимающей стороны» - в нём не нравится кроме названия, которое должно быть более «скромным». Например, «Введение в западноевропейское криминологическое мышление» или «Введение в криминологическое мышление: западноевропейский опыт».

Русскому переводу данного учебника объективно не хватает развёрнутого предисловия, написанного каким-либо известным отечественным криминологом, в котором, с одной стороны, была бы дана профессиональная оценка интересных для российской криминологии моментов, спорных утверждений швейцарского коллеги, с другой - подчёркнуты в рамках сравнительного подхода некоторые достоинства отечественной криминологии.

Даже если исходить лишь из содержания отклика Д.А. Шестакова на тезисы доклада профессора Кунца [7], размещённого на сайте Санкт-Петербургского международного криминологического клуба до беседы, совершенно очевидно, что при написании предисловия к данному учебнику Дмитрием Анатольевичем, оно бы существенно помогло российским читателям, прежде всего студентам, в установлении непростых истин «преступно-стиведческого мышления».

Не сомневаюсь, что в предисловии (в противовес взглядам К.-Л. Кунца) было бы подчёркнуто, что юристу всегда необходимо помнить о двух подходах к понятию «преступление»: юридическом (уголовно-правовом) и криминологическом. В рамках последнего под преступлением следует понимать «виновное

деяние, представляющее для общества значительную опасность, безотносительно к признанию его в качестве такового законом» [9].

Думаю, что при издании на русском языке любого иностранного учебника по «криминологическому мышлению» в него следует включать предисловие, в котором именитые отечественные криминологи, например, создатели криминологических школ, могли бы объяснять, как иностранная авторская концепция соотносится с отечественной криминологической теорией, насколько она соответствует / не соответствует «историческому выбору» современной России, закреплённому, в частности, в положениях Стратегии.

Ведь невыполнение в течение почти четырёх лет Стратегии, требующей от руководителей всех органов власти руководствоваться в принятии решений национальными интересами, связано с тем, что в сознании руководителей, а многие из них в качестве высшего имеют юридическое образование, доминируют западноевропейские, а не традиционные российские духовно-нравственные ценности. Поэтому, решая различные проблемы постсоветского развития страны, в том числе противодействия преступности, им никогда не придёт в голову искать «пророков в своём Отечестве», тем более, что есть Запад, который во всех сферах, включая криминологию, предлагает свой собственный опыт, но не как опыт одной из локальных человеческих цивилизаций (европейской), а как достижение мировой мысли и вершину общечеловеческого блага.

Трансляторов и «внедрителей» западного опыта (как международного), несмотря на то, что он чужд сформированному православной верой мышлению русского человека и своеобразию нашего национального самосознания, в нашем Отечестве всегда хватало. Пора бы нам это осознать и сделать должные для практики противостояния «мягкой силе» выводы.

ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аликперов Х.Д. Современная криминология в трактовке профессора Кунца // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2019. № 3 (54). С. 39-41.

2. Данилов А.П. Информационно-идеологические меры противодействия глобально организованной преступности // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2019. № 2 (53). С. 57-59.

3. Дугин А.Г. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли. М.: Евразийское движение. 2009. 744 с.

4. Ивашов Л.Г. Геополитика русской цивилизации / Отв. ред. О.А. Платонов. М. Институт русской цивилизации. 2015. 800 с.

3(54)2019

5. Криминологическое мышление. Введение - Criminological Thinking. An Introduction (in Russian). URL: https://www.researchgate.net/publication/335110549_Kriminologiceskoe_myslenie_Vvedenie_~_Crimi-nological_Thinking_An_Introduction_in_Russian (дата обращения: 23.09.2019).

6. КунцК.-Л. Введение в криминологическое мышление / Пер. с нем. к.ю.н. Ангелины Козловой. СПб.: ООО Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2019. 362 с.

7. Теоретическая криминология в сравнении. URL: https://www.criminologyclub.ru/the-last-sessions/ 369-2019-10-01-21-12-23.html (дата обращения: 01.10.2019).

8. Шестаков Д.А. Ещё раз о фикции порождения преступления законом (К развитию преступности-ведческой теории в связи с учебником Карла-Людвига Кунца) // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2019. № 3 (54). С. 30-38.

9. ШестаковД.А. Криминология: преступность как свойство общества. Краткий курс. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, Издательство «Лань», 2001. 264 с.

REFERENCES

1. Alikperov H.D. Sovremennaya kriminologiya v traktovke professora Kuntsa. [Modern criminology in the interpretation of Professor Kunz]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2019, no. 3 (54), pp. 39-41.

2. DanilovA.P. Informatsionno-ideologicheskie mery protivodeystviya globalno organizovannoy prestupnosti. [Information and ideological measures of globally organized crime counteraction]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2019, no. 2 (53), pp. 57-59.

3. Dugin A.G. Postfilosofiya. Tri paradigmy v istorii mysli. [Postphilosophy. Three paradigms in the history of thought]. M.: Evraziyskoe dvizhenie, 2009, 744 p.

4. lvashovL.G. Geopolitika russkoy tsivilizatsii. [Geopolitics of Russian civilization]. Otv. red. O.A. Platonov. M. Institut russkoy tsivilizatsii, 2015, 800 p.

5. Kriminologicheskoe myshlenie. Vvedenie. [Criminological Thinking. An Introduction (in Russian)]. (URL: https://www.researchgate.net/publication/335110549_Kriminologiceskoe_myslenie_Vvedenie_--_Crimi-nological_Thinking_An_Introduction_in_Russian (date of submission: 23.09.2019).

6. Kunz K.-L. Vvedenie v kriminologicheskoe myshlenie. [Introduction to criminological thinking]. Per. s nem. k.y.n. Angeliny Kozlovoy. St.P: OOO Izdatelskiy Dom «Alef-Press», 2019, 362 p.

7. Teoreticheskaya kriminologiya v sravnenii. [Theoretical criminology in comparison]. URL: https://www. criminologyclub.ru/the-last-sessions/369-2019-10-01-21-12-23.html (date of submission: 01.10.2019).

8. Shestakov D.A. Eshche raz o fiktsii porozhdeniya prestupleniya zakonom (K razvitiyu prestupnostived-cheskoy teorii v svyazi s uchebnikom Karla-Lyudviga Kuntsa). [Once again on the fiction of the creation of crime by law (On the development of criminological theory in connection with the textbook of Karl-Ludwig Kunz)]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2019, no. 3 (54), pp. 30-38.

9. Shestakov D.A. Kriminologiya: prestupnost kak svoystvo obshchestva. Kratkiy kurs. [Criminology: crime as a social trait]. St.P.: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvenniy niversitet, Izdatelstvo «Lan», 2001, 264 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Георгий Васильевич Зазулин - кандидат юридических наук, доцент, ст. научный сотрудник ООО «Многопрофильное предприятие «ЭЛСИС»» (Санкт-Петербург, Россия); e-mail: zazulin.ecad@ gmail.com

INFORMATION ABOUT AUTHOR Georgy Vasilievich Zazulin - PhD in Laws, associate professor, senior researcher of Multidisciplinar Enterprise «ELSIS» Ltd. (Saint-Petersburg, Russia); e-mail: zazulin.ecad@gmail.com

РИМИНОАОГИЯ

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.