Научная статья на тему 'Криминологический контроль в сфере борьбы с преступностью'

Криминологический контроль в сфере борьбы с преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
253
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горшенков Андрей Геннадьевич

Борьба с преступностью является сложной управленческой деятельностью. Чтобы обеспечить результативность (эффективность) этой деятельностью, необходимо осуществлять за ней криминологический контроль, т. е. постоянное наблюдение в целях проверки и оценки этой деятельности, а также состояния криминологической ситуации в целом. Криминологический контроль рассматривается как подсистема (или составляющая часть) системы предупреждения преступлений, как многосложный элемент менеджмента. В зависимости от характера ситуации рассматриваются функции, формы, цели и задачи криминологического контроля; механизмы реализации конкретных форм контроля и критерии оценки контролируемых объектов. Высказывается идея необходимости подготовки специалистов в области криминологического контроля и их участия в разработке и реализации региональной уголовной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL CONTROL IN FIGHTING CRIMES

Fighting crimes is a complicated management activity. In order to ensure the results (effectiveness) of this activity it is necessary to have criminological control over it, i.e. to have constant supervision with the purpose of checking and evaluating this activity as well as the condition of criminological situation as a whole. Criminological control is viewed as a sub-system (or a component) of the crime prevention system, as a multifold management element. The functions, forms, goals and tasks of criminological control as well as the mechanism of specific control types and evaluation criteria are viewed depending on the situation's characteristics. The paper advocates the necessity of training specialists in criminological control and of their participation in the development and implementation of the regional criminal policy.

Текст научной работы на тему «Криминологический контроль в сфере борьбы с преступностью»

А.Г. Горшенков

кандидат юридических наук

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИМ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

A.G. Gorshenkov Ph. D. in Law

CRIMINOLOGICAL CONTROL IN FIGHTING CRIMES

Fighting crimes is a complicated management activity. In order to ensure the results (effectiveness) of this activity it is necessary to have criminological control over it, i.e. to have constant supervision with the purpose of checking and evaluating this activity as well as the condition of criminological situation as a whole.

Criminological control is viewed as a sub-system (or a component) of the crime prevention system, as a multifold management element. The functions, forms, goals and tasks of criminological control as well as the mechanism of specific control types and evaluation criteria are viewed depending on the situation's characteristics. The paper advocates the necessity of training specialists in criminological control and of their participation in the development and implementation of the regional criminal policy.

Понятие «борьба с преступностью» определяется в криминологической литературе как целенаправленная системная деятельность общества и государства, которая представляет собой общую организацию данной деятельности, предупреждение преступлений и правоохранительную деятельность. Такая деятельность преследует цель приобретения господства одних над другими1.

Однако такая цель как реальный результат, на наш взгляд, недостижима. История свидетельствует о непрерывном противодействии двух феноменов: преступного и непреступного. В данном противодействии всегда имел место попеременный успех с разной амплитудой положения относительного равновесия. Это объясняется известными законами диалектики. Следуя философской мысли Гегеля, можно сказать, что принудить преступника как живое существо, подчинить его власти других можно только внешне или физически (да и то чаще всего на время), но свободную волю в себе и для себя подчинить (принудить) невозможно. «Принудить к чему-либо можно только того, - писал мыслитель, - кто хочет, чтобы его принудили»2.

Мало у кого из преступников, особенно действующих в «вооруженных формированиях», появляется желание быть принужденным. Принудить осужденного к исправлению, воздержанию впредь от совершения преступления - задача в большинстве случаев также нереальная, хотя наши исследования показывают на позитивные результаты принудительного исправления как реализации одной из целей наказания преступника. Проведенные опросы показали, что исправление как цель наказания действует высокоэффективно лишь на 5 % осужденных. Уровень средней эффективности был оценен в 15 % и уровень низкой эффективности -в 27 %. На нулевую эффективность указали 53 % респондентов3.

Уголовная статистика с постоянством отражает как объективную закономерность неподатливость уголовно-исправительному принуждению около 30 % преступников4.

1 См.: Долгова А.И. Борьба с преступностью // Российская криминологическая энциклопедия / Под общ. ред. А..И. Долговой. М., 2000. С. 80.

2 Гегель Г.В.Ф. Философия права: пер. с нем./ ред. и сост. Д.А. Керимов и В.С. Нерсесянц. М., 1990. С. 141.

3 В 2005—2006 гг. автор участвовал составе исследовательской группы сектора криминологии центра уголовного права и процесса НИО юридического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского в криминологическом анкетировании 600 человек, в их числе 100 сотрудников правоохранительных органов Нижнего Новгорода, 300 нижегородцев и 200 граждан, осужденных к лишению свободы.

4 См.: Жевлаков Э.Н., Королева М.В. Рецидивная преступность // Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 839.

© А.Г. Горшенков, 2007

5

Таким образом, борьба с преступностью представляется сложным социальным процессом, в котором взаимодействуют многополярные силы, попеременно возникают, развиваются, прекращаются общественные отношения криминогенного (антикриминогенного), виктимогенного (антивиктимоген-ного), криминального (антикриминального) характера. И в этом процессе важную роль играет механизм социального контроля.

Слово «контроль» определяется, в частности, как «проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора»5. В криминологической литературе наиболее известен термин «контроль за преступностью» или «контроль преступности», которым обозначается «общественный механизм, стимулирующий правопослушность человеческого поведения, ослабление причин совершения преступлений, уменьшение опасности преступности»6.

В этом понятии криминологический контроль, на наш взгляд, не имеет принципиальных отличий от предупреждения преступлений, в частности, криминологической профилактики. Поэтому в данном случае криминологический контроль (преступности) выступает в его широком значении и реализуется в двух основных функциях (назначениях): стимулировании правопослушного (правоосознанного) поведения и минимизации противоправного, уголовно наказуемого поведения, что в итоге предполагает понижение уровня опасности преступности. По сути, здесь обозначены и три цели-ориентации: стимулирование правомерного поведения, минимизация противоправного поведения и сокращение преступности7.

Следовательно, в содержание криминологического контроля как предупредительного воздействия на преступность входят: выявление, изучение причин, условий совершения преступлений, оказание на них управленческого воздействия в целях их минимизации или устранения. Такое понятие криминологического контроля предполагает

его широкий смысл: «контролировать криминологическую ситуацию».

В зависимости от характерных признаков ситуации можно рассматривать адекватные виды криминологического контроля, например: 1) формальный и неформальный; 2) общий, видовой, индивидуальный; 3) государственный (правоохранительный и др.) и негосударственный (педагогический, производственный и др.). Например, при условии выделения в криминологической ситуации такого важного и опасного криминогенного элемента, как наркотизм, в частности, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, следует указать на сложную систему государственного контроля преступности в лице Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, аналогичных региональных и федеральных комитетов8.

В отличие от общего понятия криминологического контроля как всей системы предупредительной деятельности необходимо выделять в ней подсистемы контролирующей деятельности. В такой деятельности контроль используется как метод управленческого воздействия, что требует создания определенных механизмов. Примером такой деятельности может служить функционирование института участковых уполномоченных милиции, которые осуществляют криминологический контроль в отношении определенных физических (например, лиц, ранее судимых) и юридических лиц (в частности, имеющих на хранении огнестрельное оружие, боеприпасы), а также территорий административного участка (автомастерские, чердаки, подвалы, иные места возможного появления лиц, нарушающих общественный порядок, и др.).

Исходя из функций и целей-ориентиров криминологического контроля, можно выделить следующие основные формы его реали-зации9:

- наблюдение как изучение, исследование преступности, благоприятствующих ей усло-

5 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 292.

6 См.: Шестаков Д.А. Криминология. Преступность как свойство общества. СПб., 2001. С. 145 (со ссылкой на Г.И. Забрянского).

7 См.: Маркушин А.Г. Курс лекций по основам управле-

ния в органах внутренних дел. Н. Новгород, 1996. С. 12.

8 См.: Рос. газ. 2003. 6 авг.

9 См., например: Типовое положение о министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел субъекта Российской Федерации, утвержденное Приказом МВД РФ от 15 сентября 2003 г. № 730 // Рос. газ. 2003. 21 окт.

£г1'тто1оду

А.Г. ГОРшЕНкОв. криминологический контроль в сфере борьбы с преступностью 2ч"та1<*

0тЕ1

вий, предупредительных мероприятий и др.; например, контроль за своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению условий, способствующих совершению преступлений; универсальной формой наблюдения является прикладное криминологическое исследование;

- надзор как вид наблюдения за конкретизированным объектом с целью контроля (например, за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения, другими правонарушителями, состоящими на профилактическом учете в органах внутренних дел);

- проверка как вид надзора, призванная удостовериться, например, в соблюдении гражданами и должностными лицами правил хранения огнестрельного оружия и боеприпасов, в отсутствии нарушений правопорядка в определенных местах на административном участке, обслуживаемом участковым уполномоченным милиции;

- оценка как установление состояния контролируемого объекта (криминологической ситуации в целом, ее отдельных компонентов по тем или иным критериям);

- прогнозирование как криминологическое заключение о возможных изменениях в контролируемом объекте, выявлении нежелательных тенденций и способах их изменения.

В свою очередь, каждая из указанных форм криминологического контроля предполагает определенный механизм его реализации, в котором особое значение придается трем его основным элементам: субъекту, методу (средствам и мерам) и объекту соответствующего алгоритма решения той или иной криминологической задачи.

В частности, механизм криминологической оценки эффекта превентивных мероприятий включает в объект оценки:

1) меры, обеспечивающие соблюдение конкретных уголовно-правовых запретов (обеспечивающих пассивное правомерное поведение);

2) условия, стимулирующие использование гражданами прав, предоставленных им уголовным законом (в целях обеспечения активного правомерного поведения);

3) правоприменительные действия по реализации уголовной ответственности и исполнению наказания (достижения его целей);

4) предупредительная деятельность в отношении лиц, по поведению которых можно судить:

а) о возможности совершения ими преступлений,

б) о возможности оказаться жертвой преступления и др.

В качестве уникальной формы оценки рассматривается криминологическая экспертиза как изучение, оценка ее предмета (проекта или действующего нормативно-правового акта, мероприятия, продукции СМИ и т. д.) в целях определения их возможного или имеющегося стимулирующего влияния на преступность, отдельные ее свойства, последствия10.

Криминологический контроль как подсистему предупреждения преступлений, на наш взгляд, составляют:

1) организационная структура, определяющая цели, задачи, алгоритмы криминологического контроля, направления и сферы его реализации;

2) механизм сбора и первичной обработки (описания) криминологической информации;

3) механизм вторичной обработки (объяснения) и оценки информации;

4) механизм криминологического прогнозирования;

5) аналитический механизм разработки научных рекомендаций, предложений по различным элементам преступности, ее видам (как предплановый материал для системы «предупредительного воздействия на преступность», включающую: общесоциальное предупреждение, криминологическую профилактику и уголовно-правовое предуп-реждение)11.

Криминологический контроль в системе социального контроля отличается, главным образом, тем, что он направлен на обеспечение эффективности предупредительного воздействия на явления, процессы, детерминирующие преступления, преступную деятельность. Таким образом, криминологическому контролю присуща антикрими-

10 См.: Алексеев А.И. Экспертиза криминологическая // Российская криминологическая энциклопедия / Под общ. ред. А.И. Долговой. С. 795.

11 См.: Устинов В.С. Система предупредительного воз-

действия на преступность и уголовно-правовая профилактика: Учеб. пособие. М., 1983. С. 29-30.

нальная целенаправленность. Всякая иная деятельность, в той или иной мере отличающаяся контролирующим характером, тем не менее, не входит в систему криминологического контроля.

Например, управленческий контроль, осуществляемый государственными органами, организациями (учреждениями), предполагает различные виды и формы контролирующей деятельности: проверка, наблюдение, надзор за исполнением решений исполнительно-распорядительных органов, обеспечение качества управленческих действий, операций, надзор противопожарный, проверка, наблюдение на транспортных магистралях, прокурорский контроль или надзор как контроль за контролем, в том числе - криминологическим и др.

В условиях современного курса государственного управления на гуманизацию и либерализацию уголовной политики криминологический контроль приобретает особое значение. В данном случае речь идет о криминологическом обеспечении уголовной политики в целом и определенных ее составляющих в особенности. Одной из криминологических задач, думается, будет определение криминологической эффективности уголовного законодательства.

Сегодня уголовная политика в России вызывает неоднозначные (полярные) оценки правоведов. С одной стороны, приветствуется ориентация на либерализацию и гуманизацию уголовной политики, в частности, на альтернативное наказание. Например, отмечая позитивные изменения в УК РФ, внесенные Федеральным законом от 8 декабря 2003 г., некоторые исследователи пишут о новом состоянии уголовной политики, благодаря ее оптимизации, «цель которой - повышение эффективности данной политики на основе ее рационализации, гуманизации и либерализации»12.

Другие ученые не только ставят такую оптимизацию уголовной политики под сомнение, но и усматривают в этом серьезные негативные последствия. Так, например,

12 См.: Панченко П.Н., Штефан А.Н., Павлова О.Г. Уголовный кодекс Российской Федерации в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 года: основные черты и решения задач оптимизации уголовной политики. Н. Новгород, 2004. С. 7.

советник Председателя Конституционного Суда РФ. В.С. Овчинский называет «серьезным искажением современной российской уголовной политики... гипертрофированно-либеральный подход к самой сути этой политики»13.

В связи с этим возникает сложный вопрос о степени эффективности уголовной политики, а точнее, уголовного законодательства. Постановка такого вопроса предполагает идею поиска критериев и в целом формирования механизма оценки степени эффективности правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере борьбы с преступностью. Без такого механизма и соответствующих критериев оценки трудно говорить о криминологическом контроле как реальной функционирующей подсистеме в системе управленческого воздействия на преступность.

Итак, криминологический контроль как функциональная система уголовной политики, на наш взгляд, - это форма организации управленческой деятельности, реализуемая посредством упорядоченной совокупности криминологических методов в целях наблюдения, надзора и оценки криминологической ситуации, т. е., прежде всего, преступности и взаимодействующих с ней (криминогенных и антикриминогенных) факторов, а также системы предупредительного воздействия на преступность.

К числу управленческих задач, решаемых с помощью криминологического контроля, можно отнести следующие:

1) изучение и криминологическую характеристику преступлений;

2) описание и объяснение причинно-следственных связей преступных деяний;

3) изучение характера массово-коммуникативных вредоносных воздействий на личность;

4) обработку полученных данных с формированием научных предложений, рекомендаций;

5) реализацию предложений и рекомендаций;

6) проверку результатов реализации и оценку их эффективности;

13 Овчинский В. Преступление и ненаказание // Завтра.

2006. 6 дек.

£г1'тто1оду

А.Г. ГОРшЕНкОв. криминологический контроль в сфере борьбы с преступностью 2ч"та1<*

0тЕ1

7) оптимизацию механизма криминологического контроля.

Важнейшим и универсальным методом осуществления криминологического контроля (в целом, безотносительно к сфере информации) является криминологическое исследование, хотя его проведение и требует определенных средств.

Все сказанное выше приводит, в частности, к той же идее, которая неоднократно высказывалась участниками различных криминологических форумов14: криминологическая деятельность должна быть не только отраслью научной, но и отраслью практической, аналитико-управленческой деятельности. В основу ее и должно быть положено исследование преступности и наблюдение за ней в целях обеспечения эффективности государственно-правового воздействия на ее причинно-следственные связи, которые про-

являются в конкретных преступлениях.

Криминологический контроль целесообразен и необходим в системе регионального государственно-правового воздействия на преступность, а следовательно, необходимы специалисты для выполнения этой работы -высококвалифицированные криминологи. Они не менее важны и нужны в государственном и муниципальном управлении, чем специалисты в области связей с населением, учреждениями массовой информации.

Криминологический контроль представляется многосложным элементом менеджмента преступности, ибо «искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами»15 в сфере предупредительного воздействия на преступность без такого рода контроля криминологической ситуации просто не может быть искусством.

14 Мы имеем в виду, в частности: Обращение участников конференции «Здоровье нации и национальная безопасность» (Москва, 10-12 января 1995 г.), Обращение к Президенту Российской Федерации участников международной научно-практической конференции «Закономерности преступности и проблемы системного правового регулирования борьбы с ней» (Суздаль, 25-27 августа 2001 г.).

15 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. С. 350.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.