Научная статья на тему 'КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕСТУПНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ'

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕСТУПНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
246
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / АВАРИИ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ / СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комиссаров Евгений Леонидович, Санташов Андрей Леонидович

Статья посвящена исследованию криминологических проблем преступности в условиях чрезвычайных ситуаций. Актуальность изучения преступности при чрезвычайных ситуациях очевидна для развития криминологического знания в этой области: специалисты широко исследуют чрезвычайные ситуации социального характера (террористические акты, массовые беспорядки и т.п.), в то время как природным и техногенным бедствиям не уделяется должного внимания. Выявлены преступления, которые могут провоцировать возникновение чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL PROBLEMS OF CRIME IN EMERGENCIES

The relevance of studying crime in emergency situations is obvious for the development of criminological high knowledge in this area: specialists widely study social emergencies (terrorist acts, riots, etc.), while natural and man-made disasters are not given due attention. This article is devoted to the study of criminological problems of crime in emergency situations. Crimes that can provoke the occurrence of emergency situations have been identified.

Текст научной работы на тему «КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕСТУПНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

ЮИЙДИИЕСКИ

ЙШЛ

ЕДЕВАВВВ

DOI 10.47576/2712-7516_2022_12_167 УДК 343.9

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕСТУПНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Комиссаров Евгений Леонидович,

доцент, начальник кафедры физической культуры, Вологодский институт права и экономики ФСИН России, г. Вологда, Россия, e-mail: ekomissarov035@gmail. com

Санташов Андрей Леонидович,

доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник (по социологическим следованиям) научно-исследовательского отдела, Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, г. Москва, Россия, e-mail: santashov@list.ru.

Статья посвящена исследованию криминологических проблем преступности в условиях чрезвычайных ситуаций. Актуальность изучения преступности при чрезвычайных ситуациях очевидна для развития криминологического знания в этой области: специалисты широко исследуют чрезвычайные ситуации социального характера (террористические акты, массовые беспорядки и т.п.), в то время как природным и техногенным бедствиям не уделяется должного внимания. Выявлены преступления, которые могут провоцировать возникновение чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: преступность; аварии; чрезвычайные ситуации; техногенные катастрофы; стихийные бедствия.

UDC 343.9

CRIMINOLOGICAL PROBLEMS OF CRIME IN EMERGENCIES

Komissarov Evgeny Leonidovich,

Associate Professor, Head of the Department of Physical Culture, Vologda Institute of Law and Economics, Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda, Russia, e-mail: ekomissarov035@gmail. com

Santashov Andrey Leonidovich,

Doctor of Law, Associate Professor, Chief Researcher (for Sociological Research) of the Research Department, Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Moscow, Russia, e-mail: (santashov@list.ru).

The relevance of studying crime in emergency situations is obvious for the development of criminological high knowledge in this area: specialists widely study social emergencies (terrorist acts, riots, etc.), while natural and man-made disasters are not given due attention. This article is devoted to the study of criminological problems of crime in emergency situations. Crimes that can provoke the occurrence of emergency situations have been identified.

Keywords: crime; accidents; emergencies; man-made disasters; natural disasters.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [6], под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации [4, с. 23-24].

В 2020 году по сравнению с прошедшим годом в России количество чрезвычайных ситуаций возросло почти на треть. Об этом 24 декабря сообщил глава МЧС России Евгений Зиничев. «В этом году количество чрезвычайных ситуаций в нашей стране выросло на 29 % по сравнению с прошлым годом», - уточнил в интервью ТАСС руководитель министерства, отметив, что не стал бы связывать этот факт с пандемией коронавирусной инфекции [5].

Е.Н. Зиничев подчеркнул, что, несмотря на рост числа ЧС, произошло значительное сокращение количества погибших и пострадавших в них. Так, благодаря внедрению информационных технологий в прогнозирование и предупредительным мерам удалось минимизировать ущерб и не допустить гибели людей, например, во время тайфунов и циклонов, действовавших в конце лета - начале осени на Дальнем Востоке.

Основное содержание чрезвычайной ситуации составляет изменение условий жизнедеятельности людей. Это изменение возникает в момент реализации угрозы аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, и представляет собой исчезновение прежних условий человеческого существования и возникновение качественно новых. Для чрезвычайной ситуации характерной является также высокая опасность вновь возникших условий жизнедеятельности населения.

С позиции криминологического знания это изменение означает трансформацию социальной среды, личностных характеристик людей, части процессов взаимодействия между ними, что в совокупности обусловливает высокую степень вероятности изменения криминальной ситуации в регионе бедствия, причем как в худшую, так и в лучшую сторону.

Происходящие в результате бедствия изменения условий жизнедеятельности людей должны анализироваться с позиций криминологического знания. При этом чем значительнее и масштабнее происходящие трансформации социальной жизни в регионе чрезвычайной ситуации, тем большее внимание криминологов должны привлекать вновь сложившиеся условия жизнедеятельности населения. Наиболее востребованным является проведение криминологического исследования чрезвычайных ситуаций, в границах которых по окончании бедствия на пострадавшей территории формируются обстоятельства, в совокупности оцениваемые как кризисная ситуация.

В процессе криминологического исследования чрезвычайных ситуаций должно быть, по возможности, установлено следующее:

- характер изменения и структура вновь сложившихся условий жизнедеятельности людей, в совокупности образующих чрезвычайную ситуацию;

- тенденции преступности, сопутствующие выявленным изменениям условий жизнедеятельности населения;

- влияние вновь сложившихся условий жизнедеятельности на трансформацию личностных характеристик людей, потерпевших от чрезвычайной ситуации;

- влияние вновь сложившихся условий жизнедеятельности на процессы взаимодействия среды и личности в зоне чрезвычайной ситуации, особенно с позиции возникновения обстоятельств, способствующих совершению преступлений;

- конкретные обстоятельства, личность, их различные взаимодействия, следствием которых явилось зафиксированное движение преступности.

Криминологическое изучение чрезвычайных ситуаций, по возможности, должно охватывать период с момента констатации изменения социальной среды вследствие

реализации угрозы техногенного, социального или природного бедствия и до фактического окончания чрезвычайной ситуации.

Статистический анализ картины преступности, сложившейся в результате возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, проводимый на основании данных о преступности в масштабе субъектов Российской Федерации, территорию которых затронула катастрофа, не является инструментом для получения достоверной информации об особенностях развития криминальной ситуации в регионах, потерпевших от бедствия. Это происходит по той причине, что в соотношении с пространственной протяженностью конкретного субъекта Российской Федерации перенесшие катастрофу регионы часто образуют малую часть его территории, а в таких условиях любые изменения преступности в регионах бедствия, если и отражаются на общей картине криминальной активности в субъекте, то очень слабо и неявно.

В регионах, пострадавших от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, существует высокая вероятность ухудшения криминальной ситуации, при этом рост регистрируемой преступности имеет устойчивый, поступательный характер. Параллельно повышается уровень латентности совершаемых преступлений, что не позволяет в полной мере отразить объективную криминологическую обстановку.

Ухудшение криминальной ситуации в регионе бедствия является результатом действия отрицательных факторов, порожденных или усиленных сложившимися на территории особыми условиями, возникшими под влиянием чрезвычайного события.

В структуре регистрируемой преступности в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера весьма вероятна тенденция к возрастанию числа краж и грабежей, так называемых фактов мародерства. Этой тенденцией могут быть в итоге обусловлены увеличение числа общеуголовных корыстных преступлений и рост общей преступности.

В условиях природных и техногенных чрезвычайных ситуаций вероятно возрастание криминальной активности лиц, ранее судимых, а также лиц, не имеющих постоянного источника дохода. Возможно также

увеличение числа хулиганских действий со стороны несовершеннолетних.

Основными обстоятельствами, возникающими в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и детерминирующими преступность как свое следствие, являются:

а) превышение пределов крайней необходимости. Это превышение может быть неосознанным (неосторожным) или сознательным (умышленным), когда преступник осуществляет преступное посягательство под видом крайней необходимости (проникновение на территории магазинов, складов, частных жилых и нежилых построек и т.п.) или объясняет этим свои деяния;

б) неудовлетворенность жизненно важных потребностей пострадавшего населения в условиях чрезвычайной ситуации. Состояние крайней нужды населения, возникающее как итог недостаточной разрешенности социальных вопросов, порождает увеличение числа противоправных посягательств, мотивом которых является стремление людей удовлетворить собственные жизненно важные потребности. При этом недоступность или отсутствие у граждан правомерных средств удовлетворения неотложных потребностей является фактором, облегчающим выбор для достижения тех же целей преступных форм поведения;

в) рост уровня тревожности, агрессии в обществе, напряженность межличностных отношений. Безудержное разрастание негативных настроений в обществе обусловливает массовость и обострение конфликтов, в том числе на почве столкновения однородных интересов, часто разрешаемых преступным способом;

в) психологический стресс в результате чрезвычайных событий. Стрессовое состояние отдельных граждан может спровоцировать насильственные преступления с их стороны в результате обострения неприязненных отношений, психических отклонений;

г) незанятость местного населения, молодежи;

д) маргинализация широких общественных слоев в условиях чрезвычайной ситуации. Маргинальная среда, в свою очередь, питает формирование и деятельность асоциальных и антисоциальных общественных (в основном молодежных) организаций и

объединений, в том числе криминальной направленности;

е) снижение возможностей правоохранительных органов предупреждать и пресекать преступления;

ж) объективно обусловленное снижение уровня раскрываемости преступлений. Это приводит к возрастанию рецидивной преступности. Кроме того, информированность людей о низком уровне раскрываемости преступлений способствует формированию криминального «опережающего» сознания среди населения, распространению мнения о безнаказанности;

з) падение активности населения в поддержке усилий правоохранительных органов по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений;

и) угроза разрушения или разрушение мест производства, хранения, реализации товарно-материальных ценностей, способствующие корыстным и корыстно-насильственным преступлениям;

к) угроза разрушения или разрушение мест хранения объектов разрешительной системы (оружия, драгметаллов, документов, содержащих государственную, коммерческую тайну и иную информацию ограниченного доступа и т.п.), обусловливающие преступления против общественной безопасности и общественного порядка, безопасности государства и т.п.;

л) снижение криминологических защитных свойств зданий и сооружений (разрушение дверей, запоров, поломка сигнализации, отсутствие охраны и т.п.);

м) угроза разрушения или разрушение мест содержания, снижение уровня охраны и режима содержания лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений или осужденных.

По мнению В.А. Антонова, под чрезвычайной ситуацией следует понимать сложив -шеюся на определенной территории обстановку, вызванную событиями социального (криминального или некриминального) или несоциального (природного или техногенного) характера, создающую угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства, которая требует экстренных действий организационного (привлечение сил и средств специальных государственных и иных органов и организаций), правового

(при необходимости введение режима чрезвычайного, военного положения или режима особых условий) и экономического характера [1, с. 11].

Весь комплекс чрезвычайных ситуаций необходимо разделить на два типа:

1) чрезвычайные ситуации социального характера;

2) чрезвычайные ситуации несоциального характера.

В свою очередь, чрезвычайные ситуации социального характера делятся на два вида:

а) чрезвычайные ситуации криминального характера;

а) чрезвычайные ситуации некриминального характера.

Чрезвычайные ситуации несоциального характера также делятся на два вида:

- чрезвычайные ситуации природного характера;

- чрезвычайные ситуации техногенного характера.

В юридической литературе выделяют три группы факторов (причин) возникновения чрезвычайных ситуаций.

1. Природный фактор: землетрясение, наводнение, лесные пожары, сель, оползни и т.д. Такие явления природы, как правило, трудно прогнозируются, охватывают территорию нескольких административно-территориальных единиц, причиняют значительный имущественный ущерб и представляют реальную опасность для жизни людей. К этой же группе факторов относятся явления биологического характера: массовые заболевания людей, животных и иные явления медико-биологического свойства - эпидемии и эпизоотии (два последних явления могут быть связаны и с действием (бездействием) людей). Эти явления также трудно поддаются контролю, требуют многочисленных затрат на осуществление санитарно-карантинных мероприятий, что, в свою очередь, связано с ограничением в ряде случаев прав граждан, организаций (например, свободы передвижения).

2. Техногенный фактор: аварии на всех видах транспорта, крушения и катастрофы транспортных средств, летательных аппаратов, аварии на химических и экологически вредных производствах, в энергосистемах, системах для транспортировки горючих веществ, повлекшие причинение значительного имущественного ущерба, гибель людей,

экологические загрязнения и т.д. Ликвидация последствий таких явлений требует привлечения значительных материально-технических ресурсов, проведения аварийно-спасательных работ, массовой эвакуации населения, установления специальных карантинных мероприятий и т.д.

3. Социальный фактор: резкое ухудшение социально-экономического положения населения в целом или же в конкретном регионе; безработица и социальная неустроенность молодежи; бюрократизм и коррупция; осложнение криминогенной ситуации; низкий уровень правовой культуры значительной части населения; запущенность идеологической и политико-воспитательной работы с молодежью и т.д. [3].

Чрезвычайные условия представляют собой исключительную, не предусмотренную обычным ходом дел обстановку, вызванную чрезвычайными обстоятельствами какого-то рода и включающую в свое содержание отклонения от обычного порядка, проявляющиеся в многообразных формах в сферах государственной власти и управления, хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения, общественно-политической, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, которые в совокупности затрагивают жизнедеятельность всего региона в целом и требуют для нормализации ситуации применения чрезвычайных мер.

К чрезвычайным обстоятельствам криминогенного характера, составляющим основания для введения правового режима чрезвычайного положения, Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» отнесены: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти; вооруженный мятеж; массовые беспорядки; террористические акты; блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей; подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований; межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В то же время к обстоятельствам введения чрезвычайного положения законом отнесены чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, сти -хийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Содержание чрезвычайных условий многообразно. Они касаются характера чрезвычайных обстоятельств и вызвавших их преступлений, материально-технического и ресурсного обеспечения, уклада гражданской жизни, функционирования властных структур и т.д.

В каждой сфере государственной и общественной жизни чрезвычайные условия могут получать конкретное выражение. Обобщение реальных обстоятельств введения чрезвычайного положения в различных регионах дает основание представить их следующим образом.

1. В сфере государственной власти и управления: местные органы государственной власти не обеспечивают надлежащего осуществления своих функций; блокируется выполнение решений федеральных органов государственной власти; не выполняются законные решения местных органов государственной власти; предпринимаются попытки насильственного изменения установленного Конституцией РФ государственного и общественного строя.

2. В сфере хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения региона: организация забастовок, прекращение работы предприятий в регионе, в том числе связанных с жизнеобеспечением населения; перебои в снабжении продуктами, водой, электричеством, газом, теплом; прекращение работы транспорта; закрытие магазинов, рынков, предприятий бытового обслуживания.

3. В общественно-политической сфере: значительная активизация деятельности различного толка националистических и сепаратистских объединений, подрывных групп;

разжигание национальной розни и вражды, втягивание в противоборство широких слоев населения; эскалация напряженности на почве межнациональных отношений, территориальных притязаний; рост числа беженцев, лишенных нормальных условий жизни и работы.

4. В сфере охраны общественного порядка, безопасности и борьбы с преступностью: обстрелы населенных пунктов, массовые погромы, поджоги, убийства, насилие и другие беспорядки, охватывающие весь регион в целом; блокирование работы правоохранительных органов, захват заложников из числа их сотрудников, невозможность выполнения ими функций в условиях напряженных межнациональных отношений в силу преимущественно мононационального состава; нехватка личного состава правоохранительных органов, выбытие значительной части его из строя вследствие различных причин (гибели, ранений и увечий, деморализации, предательства); постоянная угроза жизни, здоровью, имуществу работников правоохранительных органов и членов их семей.

Для случаев, когда чрезвычайные условия возникают в результате крупных аварий, характерны должностные преступления (халатность, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий), нарушение правил безопасности при ведении различного вида работ.

В случаях эпидемий и эпизоотий расследуются нарушения правил, установленных в целях борьбы с эпидемиями, нарушения ветеринарных правил, правил охраны окружающей среды.

Возникновение чрезвычайных ситуаций, обусловленных природными бедствиями и техногенными катастрофами, всегда протекает неожиданно и бесконтрольно, что практически исключает прогнозирование и предупреждение соответствующих криминальных деяний. Исходя из основных элементов обстановки, которые предшествуют противоправным деяниям, преступления, связанные с условиями природных бедствий или техногенных катастроф, можно подразделить на две группы.

К первой относятся преступления, создающие условия природных бедствий или техногенных катастроф (связанные с воздействием на объекты, создающее повышенную

опасность для окружающих, а также с нарушением различных правил и предписаний), приводящие к опасным последствиям, в которых в последующем могут совершаться иные преступления. К ним относятся ряд составов, посягающих на общественную безопасность: нарушение правил безопасности на объектах атомной энергии (ст. 215 УК РФ); приведение в негодность объектов жизнеобеспечения (ст. 2152 УК РФ); самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепро-дуктопроводам и газопроводам либо приведение их в негодность (ст. 2153 УК РФ); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ); нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов (ст. 217 УК РФ); нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ст. 2171 УК РФ); нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218 УК РФ); нарушение требований пожарной безопасности (ст. 219 УК РФ); незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами (ст. 220 УК РФ); хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ (ст. 221 УК РФ); ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 225 УК РФ). Указанную группу преступлений образуют и преступления против здоровья населения: нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ); производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ). А также ряд экологических преступлений: нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ); нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ).

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение долж-

ностных полномочий (ст. 286 УК РФ), служеб -ный подлог (ст. 292 УК РФ) и халатность (ст. 293 УК РФ) могут быть отнесены к рассматриваемому виду преступлений при условии, что должностные лица своими действиями или бездействием способствовали возникновению ситуаций, создающих условия природных бедствий или техногенных катастроф (указанные нормы являются общими).

Ко второй группе относятся преступления, совершаемые в уже сложившихся условиях природных бедствий или техногенных катастроф, также влекущие наступление общественно опасных последствий. К ним относятся так называемые общеуголовные преступные деяния, составы которых не предусматривают соответствующую обстановку в качестве конструктивного или квалифицирующего признака, например, деяния, посягающие на жизнь и здоровье человека (ст. 105, 109, 111, 112, 115, 118 УК РФ); неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ) и оставление в опасности (ст. 125 УК РФ); преступления, посягающие на собственность (ст.158, 159, 160, 161, 162, 164, 166, 167 и 168 УК РФ). Совершение указанных преступлений в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках влечет более строгое наказание для виновного, так как соответствующее обстоятельство закреплено в перечне обстоятельств, отягчающих наказание (п. «л» ч. 1 ст. 63 УК РФ). В условиях чрезвычайной обстановки исключительно важное значение приобретает обеспечение организованности и дисциплины, соблюдения гражданами и должностными лицами законности и правопорядка. Совершение криминальных деяний в условиях общественного бедствия усиливает общественную опасность действий и свидетельствует о крайней аморальности виновного, который осознает обстановку общественного бедствия и использует ее для совершения преступления.

На указанное обстоятельство обращает внимание и Пленум Верховного Суда, акцентируя внимание на повышенной опасности хищений, совершаемых в условиях стихийного или иного общественного бедствия путем изъятия имущества из помещений организаций, предприятий и учреждений, жилищ или иных построек,

независимо от того, подверглись они разрушению или нет, а также посягательства на имущество, имевшееся при раненых либо погибших гражданах (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 23 декабря 1988 г. № 17 «О рассмотрении судами дел, связанных с преступлениями, совершенными в условиях стихийного или иного общественного бедствия» [2]).

Рассматриваемая обстановка в одних случаях повышает степень общественной опасности преступления, совершаемого в условиях природного бедствия и техногенной катастрофы, в других может выступать обстоятельством, исключающим общественную опасность деяния, при условии, что соблюдены условия причинения вреда при крайней необходимости (ст. 39 УК РФ) или обоснованного риска (ст. 41 УК РФ).

К преступлениям, совершаемым в уже сложившихся условиях природных бедствий или техногенных катастроф, относятся ряд экологических преступлений. Указанные составы отличаются тем, что соответствующая обстановка закреплена законодателем в качестве альтернативно-обязательного признака объективной стороны, образующего основной состав, например, незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (п. «г» ч. 1 ст. 256 УК РФ), либо квалифицированный состав преступления, например,

нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, совершенное в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 2 ст. 247 УК РФ); загрязнение вод, совершенное в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 2 ст. 250 УК РФ); порча земли, совершенная в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 2 ст. 254 УК РФ).

К рассматриваемой группе преступлений могут быть также отнесены отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ) и публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан (ст. 2072 УК РФ).

Таким образом, выявленное многообразие преступлений, которые могут провоцировать возникновение чрезвычайных ситуаций или совершаются в условиях природных бедствий или техногенных катастроф исключает комплексную уголовно-правовую характеристику, так как указанные деяния не отличаются универсальностью объективных и субъективных признаков состава преступления. Положения значительной части указанных выше составов уже нашли содержательное наполнение в результате судебного толкования в рамках Постановлений Пленума Верховного Суда РФ [7-11].

Список литературы_

1. Антонов В. А. Правовое регулирование деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы по обеспечению безопасности и правопорядка на режимных объектах в условиях чрезвычайных ситуаций : дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2009.

2. Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 23 декабря 1988 г. № 17 «О рассмотрении судами дел, связанных с преступлениями, совершенными в условиях стихийного или иного общественного бедствия» // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1989. № 1.

3. Григорьев В. В. Правовые и процессуальные аспекты профилактики преступлений в условиях чрезвычайных ситуаций // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». 2014. Т. 14. № 4. С. 38-44.

4. Космынина П. В. Правовой режим предупреждения преступлений в условиях чрезвычайных ситуаций : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. МЧС: в 2020 году в России снизилось число погибших в чрезвычайных ситуациях. URL: https://yandex.ru/ turbo/regnum.ru/s/news/3149981.html (дата обращения: 08.04.2021).

6. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : фе-дер. закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

7. О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 (ред. от 24.12.2019) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2013. № 9.

8. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 (ред. от 11.06.2020) // Вестник Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. 2009. № 4.

9. О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2002 № 29 (ред. от 16.05.2017) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. № 2.

10. О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 48 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2018. № 2.

11. О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ) : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.1999 № 1 (ред. от 03.03.2015) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1999. № 3.

References_

1. Antonov V. A. Legal regulation of the activities of institutions of the penal enforcement system to ensure security and law and order at high-security facilities in emergency situations : dis. ... cand. jurid. sciences. SPb., 2009.

2. Resolutions of the Plenum of the Supreme Court of the USSR of December 23, 1988 No. 17 «On the consideration by courts of cases related to crimes committed in the conditions of a natural or other public disaster». Bulletin of the Supreme Court of the USSR. 1989. No. 1.

3. Grigoriev V. V. Legal and procedural aspects of crime prevention in emergency situations. Bulletin of the South Ural State University. The series «Law». 2014. Vol. 14. No. 4. Pp. 38-44.

4. Kosmynina P. V. The legal regime of crime prevention in emergency situations : abstract. dis.... cand. jurid. sci. M., 2004.

5. The Ministry of Emergency Situations: in 2020, the number of deaths in emergency situations decreased in Russia. URL: https://yandex.ru/turbo/regnum.ru/s/news/3149981.html (accessed: 08.04.2021).

6. On the protection of the population and territories from natural and man-made emergencies: feder. the law of 21.12.1994 No. 68-FZ. SPS «ConsultantPlus».

7. On judicial practice in cases of bribery and other corruption crimes : Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 09.07.2013 No. 24 (ed. of 24.12.2019). Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2013. № 9.

8. On judicial practice in cases of abuse of official powers and abuse of official powers: Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 16.10.2009 No. 19 (ed. of 11.06.2020). Bulletin of the Investigative Committee under the Prosecutor's Office of the Russian Federation. 2009. No. 4.

9. On judicial practice in cases of theft, robbery and robbery : resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 27.12.2002 No. 29 (ed. of 16.05.2017). Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2003. № 2.

10. On judicial practice in cases of fraud, embezzlement and waste: Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 48 dated 30.11.2017. Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2018. № 2.

11. On judicial practice in cases of murder (Article 105 of the Criminal Code of the Russian Federation) : Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 27.01.1999 No. 1 (ed. of 03.03.2015). Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 1999. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.