Научная статья на тему 'Криминологическая оценка угроз исторической безопасности со стороны членов религиозных экстремистских организаций'

Криминологическая оценка угроз исторической безопасности со стороны членов религиозных экстремистских организаций Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Криминологическая оценка угроз исторической безопасности со стороны членов религиозных экстремистских организаций»

Никита Гордеев

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УГРОЗ ИСТОРИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СО СТОРОНЫ ЧЛЕНОВ РЕЛИГИОЗНЫХ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Очевидно, что история - это не просто сведения о прошлом, это связующее звено с будущим. Еще Н.М. Карамзин в предисловии к своей знаменитой «Истории государства Российского» отмечал: «история в некотором смысле есть священная книга народов; главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего»230. Поэтому как «завет предков» история «питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие об-

231

щества» . Учитывая ценностный потенциал истории, в последнее время актуальность приобретает защита ее от искажений, обеспечение достоверности исторических сведений. Так, например, разработана единая концепция учебника истории232,

играющего системообразующую роль в проведении государственной политики на современном этапе, а также впервые в России уголовно-правовую охрану получили

233

определенные исторические сведения . В частности, отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй миро-

Карамзин Н.М. История государства Российского. - М., 2005. С. 5.

231 Там же.

232 Президент: Учебники истории должны иметь единую концепцию // «Российская газета», 25 апреля 2013 года. URL: http://www.rg.ru/2013/04/25/uchebnik-anons.html

233 С поправкой на фашизм // «Российская газета», 2

марта 2014 года. URL:

http://www.rg.ru/2014/02/03/proekt.html (дата обра-

щения 26.05.2014).

вой войны, совершенные публично, наказывается штрафом до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2-х лет, либо принудительными работами до 3-х лет, либо лишением свободы на тот же

234

срок . Следует отметить, что подобные меры давно приняты в зарубежных странах. Например, во Франции отрицание факта геноцида армянского народа запре-

235

щено и считается преступлением .

Учитывая вышеизложенное, интерес представляет изучение исторической безопасности, как одного из видов безопасности человека. А.А. Тер-Акопов классифицировал явление безопасности по двум сложным критериям оценки: во-первых, по объекту защиты, под которым следует понимать жизненно важные интересы человека (витальный, физический, психический, духовный, интеллектуальный и др.); во-вторых, по средству защиты объекта или жизненно важных интересов (экологическая, экономическая, политическая и др.)236. Очевидно, что историческая безопасность - явление такое же важное, как и другие виды безопасности человека и представляет собой состояние защищенности общественных интересов в формируемой концепции истории от искажений, политизации и использовании в интересах определенной социальной группы. Выделение исторической безопасности, криминологическая оценка существующих угроз в этой сфере важно в связи с историческим

234 Федеральный закон от 05.05.2014 № 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 12.05.2014. № 19. ст. 2333.

235 Отрицание геноцида армян отныне запрещено во Франции // «Аргументы и факты», 24 января 2012 года. URL: http://www.aif.ru/politics/world/270318

236 Тер-Акопов А.А. Преступление и проблемы нефизической причинности в уголовном праве. - М., 2003. - С. 17.

детерминизмом, когда событие в прошлом с неизменностью порождает явление в настоящем и будущем. При этом искажая исторические факты, мистифицируя первоисточники возможно влиять на мотивацию людей при совершении ими общественно опасных деяний, в том числе возбуждение ненависти или вражды, создание экстремистских организаций (идеологически консолидировать членов таких организаций), вандализм и др.

В данной статье будет дана криминологическая оценка угрозам исторической безопасности со стороны ряда религиозных экстремистских организаций, в частности, радикальных исламских и неоязыческих.

Следует отметить, что искажение истории деструктивными религиозными организациями имеет примеры в прошлом. Так, например, поиск и сохранение исторических корней в старообрядчестве привело к возникновению мистического сектантства, в числе которых изуверством выделяется движение скопцов. Скопцы трактовали историю России в своих произведениях, в том числе «Страдах», например, среди обращенных в «скопческую веру» «числились Александр I с супругой и император Наполеон, незаконный сын Екатерины Великой, которому она дала образование в Российской Императорской Академии, а затем отправила во Францию, где он и сделал свою головокружительную

237

карьеру» . Очевидна откровенная ложь вышеуказанных утверждений, однако, это не помешало широко вербовать адептов скопчества среди крестьянского населения, купечества и промышленников.

Важное значение имеет методология изучения существующих угроз исторической безопасности. Большинство экстремистских или близких к ним организаций отличает замкнутость и изолированность, ориентированность лишь на некоторые вполне определенные культурные и духовные ценности. Однако, ряд членов вышеуказанных организаций стремится к

237 Энгельштейн Лора. Скопцы и Царство небесное: Скопческий путь к искуплению. Авториз. пер. с английского В. Михайлина, при участии Е. Филипповой и Е. Левинтовой. - М., 2002. - С. 59.

прозелитизму, распространению учения, соответственно, вполне применимы качественные, а не количественные социологические методы, например, включенное наблюдение и метод «case-study». При написании данной статьи включенное наблюдение было проведено в Саратовской соборной мечети и при участии в «Русском марше» в 2012-2013 гг. в Саратове. Метод «case-study» - это метод изучения конкретного культурного феномена с учетом всех его специфических особенностей. При этом изучению подвергается все, что связано с данным объектом, от его возникновения до настоящего момента, с помощью анализа письменных документов, интервью, опросов. Применяемая методология обусловлена междисциплинарным характером исследования, использованию накопленного теоретического опыта исторической, психологической, религиоведческой и юридической наук. Также в интернет-магазине «Белые альвы» были закуплены листовки, брошюры, книги, авторы которых воздействуют на эмоциональную составляющую личности, задача которых «погрузить читателя в мир иллюзий, усыпить мысль или, наоборот, возбудить не-

238

нависть к иноверцам и инородцам» . Особый интерес представляет различная псевдонаучная литература, искажающая исторические факты в целях религиозных экстремистских организаций. Теперь необходимо рассмотреть основные виды (формы) и цели искажения истории религиозными экстремистскими организациями и дать им криминологическую оценку. Искажение и псевдонаучная трактовка истории, мистификация первоисточников - основные виды (формы) угроз исторической безопасности, осуществляемые в целях создания «своей» концепции истории, ее политизации и манипулирования сознанием с помощью авторитетных источников. В конечном счете, результатом такой деятельности является формирование системы духовно-нравственных ценностей у адептов экстремистских организаций, на основе которых возникает «экстремистский мотив» или «мотивы нена-

238 Антонян Ю.М. Экстремизм и его причины. - М.,

2012. - С. 262.

висти» к совершению преступлений, а также образ врага и цель его уничтожения.

Во-первых, у религиозных экстремистских организаций выработана «своя» концепция истории, в рамках которой им отводится ведущее место в духовном возрождении России, прослеживается их историческая преемственность. Для неоязыческих организаций такая «почва» с начала 80-х гг. XX в. готовилась патриотическими романами, что впоследствии привело к откровенной научной фантастике. В условиях возрождения православия в отдельных организациях произошел причудливый сплав различных комбинаций христианства, язычества, индуизма, традиций боевых искусств. В итоге данный духовный продукт больше имеет сходства с сектантством. Учитывая, что подобные организации возникли совсем недавно, им было необходимо утвердить свой авторитет, опираясь на историческую преемственность. Подобный процесс характерен и для исламских радикальных организаций и течений. В первую очередь это касается ваххабизма, возникшего в XVIII в., но сразу провозгласившего себя «чистым исламом», свободным от национальных особенностей и предрассудков и наиболее близко соот-

239 т-г

ветствующего раннему периоду . Процесс поиска исторических корней в рамках современных экстремистских организаций сводится к самостоятельному моделированию истории на основе отдельных идеализируемых сведений и представлений. Следует учитывать, что формируемые псевдонаучные мифы «обусловливают и определяют развитие, способ и особенности восприятия и познания индивида, а также цели, которые ставит человек, и специфику его деятельности» в рамках экстремистской организации240. Неоязычников отличает «неутолимое стремление к поиску не-

239 Глухарев Д.С. Идеология молодежного экстремизма // Вестник ЮУрГУ. Серия: «Социально-гуманитарные науки». — Челябинск: ЮжноУральский государственный университет, 2013. - С. 126.

240 Воронова Н.И. Особенности этнонационального мифотворчества в культуре современной России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - № 19. - Т. 2. - 2006. - С. 16.

«Мусульманский мир», №2, 2014 коей «русской предыстории», уходящей

г ~ 241

глубоко за рамки известной истории» . Ален де Бенуа приводит цитату Пьера Шоню «соблазн отвергнуть историю испытывают цивилизации, порожденные иу-

242

деохристианством , однако, в реальной жизни принятую концепцию истории, основанную на достоверных фактах, чаще всего отвергают последователи «Нью-эйдж», в том числе неоязычники различных направлений (родноверы и ведисты). Соответственно, среди неоязычников распространены мифологемы о русском языке как наиболее древнем, легендарной прародине славян-ариев, что сопровождается ссылками на псевдонаучные источники. Ярким примером может служить книга Бориса Татищева (ведическое направление в неоязычестве) «Логика возрождения Великой Руси»: «Строго научные исследования показали, что именно мы, русы, говорим на древнейшем языке планеты. Да, до восьмого тысячелетия в прошлое от сего дня еще встречаются надписи на других языках, не только на русском. А вот все надписи старше восьми тысяч лет вплоть до 400 (четырехсотого) века от начала «новой» эры (более ранние пока не найдены) сделаны исключительно лишь на русском языке. Некоторые из археологических объектов с такими надписями стоят в

243

наших, да и не только в наших музеях» . Неоязычники-родноверы идеализируют дохристианское прошлое Руси, считая, что только они являются носителями подлинно русской культуры: «в X в. до н.э. нам старались навязать иранскую культуру, в VI и VII вв. н.э. - греческую культуру, с X в. н.э. - византийско-еврейскую культуру, с

XVIII в. царь Петр I и последующие правители навязывали немецкую культуру, в

XIX в. вошла в моду французская культура, в XX в. появилась ни на что не похожая советская культура, а теперь в конце XX в., нам предлагают новую культуру, этакий

241 Шнирельман В. Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России (Серия «Диалог»). - М., 2012.

242 Бенуа Ален де. Как можно быть язычником. - М., 2013. С. 90.

243 Татищев Б. Логика возрождения Великой Руси. - М., 2012. С. 35.

синтез американской, советской и европейской культур»244. Чрезвычайно популярна легенда о прародине славян - мифической Гиперборее. «На гиперборейской горной гряде (одновременно это - Центр мира, ибо здесь соединяются Небо, Земля и преисподняя) были рождены гиперборейцы в результате родства веннов-славян и гиперборейцев-ариев», что является одной из главных идей сторонников неоязычества о славяно-арийском единстве и об-

245

щей прародине . На первый взгляд, такие искажения фактов не угрожают безопасности, однако, схожие процессы происходили, например, в самопровозглашенной республике Ичкерии в 90-х гг. XX в. перед волной уличного насилия в отношении нечеченского населения. Только тогда древнейшим языком признавался чеченский язык, а чеченцы - народом-прародителем. Представляет интерес процесс искажения истории последователями радикальных течений в исламе. Сегодня, очевидно, что многие из участников террористического движения не принадлежат этносам, традиционно исповедующих ислам. Для проповедников радикального ислама в России важна деятельность по распространению своего учения и, прежде всего, среди русских. Для этого всячески доказывается, что ислам на территории России имеет более древнюю историю, чем христианство. Например, утверждается, что Рюрик, варяги приняли ислам, однако, князь Владимир впоследствии принял христианство и насаждал его «огнем и мечом» (sic!). Также утверждается, что многие из великих русских ученых, писателей, поэтов были мусульманами и находили вдохновение лишь в Коране, например, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Д. Менделеев и др. Активно под-

244 Цит. по: Яшин В.Б. «Церковь православных ста-роверов-ингингов» как пример неоязыческого культа // Неоязычество на просторах Евразии. Сборник выпущен по материалам конференции, проведенной Институтом Этнологии и Антропологии РАН (Москва, июнь 1999) / Составитель и редактор В.А. Шнирельман. - Москва, Библейско-Богословский институт св. Апостола Андрея. С. 62.

245 Абашева М.П., Криницына О.П. Проблематика

национальной идентичности в славянских фэнтези

// Вестник Томского государственного университета. - № 332. - 2010. - С. 7-10.

держивается переход из православия в ислам, что сопровождается тиражированием видеозаписей новообращенных, утверждающих о «чуждости» христианства русским, о непонимании языка богослужений (церковнославянского), о злоупотреблениях со стороны священнослужителей и т.д.

Во-вторых, религиозными экстремистскими организациями осуществляется политизация истории, что выражается в поиске общего врага, выработке идеологии, в основе которой лежат новые «духовно-нравственные ценности». Ведь политическая идеология способна вызвать массовую динамику лишь в случае, если она «цепляет» иррациональные слои психики и, прежде всего, этническое бессознательное народа, что может привести к уличному насилию, нападению на культовые сооружения. Ярким примером являются неоязыческие мотивы у скинхедов. Доброслав в одной из своих статей обосновывал, что только язычество является духовно-нравственной основой русского национал-социализма246. Общим врагом у неоязычников и последователей радикального ислама выступают евреи, которые, по их мнению, насадили чуждую русским христианскую культуру, активно способствовали (и способствуют) деградации русского этноса (sic!). Соответственно в экстремистской литературе евреев всячески демонизируют. Также для неоязычников главным врагом (и конкурентом) является Русская Православная Церковь Московского Патриархата и Православие вообще. Родноверами принятие христианства на Руси рассматривается, как катастрофа русского народа, отказавшегося от своей самобытности, превратившегося в слабого и зависимого (sic!). При этом игнорируются достижения в различных сферах и военные победы, неизменно сопровождавшие развитие российского государства. На основе политизированной, искаженной истории и идеалистических представлений о дохристианском прошлом неоязычниками формируется своя система ценностей -поконов. Наряду с безобидными положе-

246 Соловей Т.Д. Несостоявшаяся революция: Исторические смыслы русского национализма / Татьяна Соловей, Валерий Соловей. - М., 2011. - С. 203.

ниями о единении с природой, поконы включают в себя положения о возможности убийства «в случае необходимости», необходимости изгнания или уничтожения различных «вредоносных» этносов, сравниваемых с паразитами. Неоязычники активно противопоставляют себя существующему «обществу потребления» и государству, позиционируют себя в качестве спасителей от технократической цивилизации.

Религиозными экстремистами, особенно неоязычниками, активно используются различного рода мистификации и подделки. Ключевыми источниками, принятыми в среде сторонников реконструкции дохристианских славянских культов в качестве «священных текстов», являются «Велесова книга» и «Славяно-Арийские Веды». В. Дорофеев справедливо отметил, что «полагаясь на лженаучные теории, взятые за основу идеологии современных языческих общин, уже из самой внутренней среды появляется новая волна псевдоисториков, далеких от классических трудов академических исследователей и научной методологии»247. Такие исследователи руководствуются не достоверными фактами и научными гипотезами, а собственными принципами и категорическим неприятием традиционной историографии, они «воссоздают» древнеславянскую духовность и дохристианское мировоззрение. Поэтому считаю неприемлемым включение упоминаний о Велесовой книге, как достоверном историческом источнике в научную литературу.

Итак, очевидно, что любое событие в прошлом может породить явление в будущем. С точки зрения уголовного права и криминологии можно говорить о неочевидных причинных связях. Искажения и мистификация исторических сведений, манипуляция сознанием с помощью авторитетных историков могут нагнетать обстановку, негативно воздействовать на

психику, создавая образ народа-жертвы, а также виновного во всех бедах врага (это может быть народ или религиозная конфессия), что служит одной из причин формирования экстремистского мотива при совершении преступлений. Этноцентристские мифы, создаваемые неоязычниками, с одной стороны, укрепляют этническое самосознание, но, с другой, нередко заставляют народы враждовать, бессмысленно отстаивая свое превосходство, историческое первенство и культурную исконность. Таким образом, исторические мифологемы неоязычников и последователей радикального ислама раскалывают полиэтничное общество, что не соответствует объединительным тенденциям в политике российского государства. Интерпретация национальной истории «отражает систему ценностей, служит базой для ее формирова-ния»248. Поэтому народы России должны ориентироваться на наш великий исторический путь и придерживаться традиционной системы ценностей, сплотившей нас в единую нацию и позволившей избежать кровопролитных национальных и религиозных войн.

247 Дорофеев В. Псевдонаучная литература в контексте возрождения дохристианских верований в современной России [Электронный ресурс] / В. Дорофеев; - Электрон. дан. - СПб.: Аналитика культурологии, 2002. - Режим доступа : http://analiculturolog.ru, свободный - Загл. с экрана.

248 Агальцов А.Н. Этнические ценности современного российского неоязычества // Научные ведомости. Серия: Философия. Социология. Право. 2010. № 20 (91). Выпуск 14. С. 178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.