Научная статья на тему 'Криминологическая характеристика насильственной преступности в современной России'

Криминологическая характеристика насильственной преступности в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22690
2606
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛЬСТВЕННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артюшина О. В.

В статье исследуются состояние, уровень (коэффициент), удельный вес, латентность, география, структура, характер и динамика насильственных преступлений по состоянию на 2014 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Криминологическая характеристика насильственной преступности в современной России»

УДК 343.61

О.В. Артюшина

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАСИЛЬСТВЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ

РОССИИ

В статье исследуются состояние, уровень (коэффициент), удельный вес, латентность, география, структура, характер и динамика насильственных преступлений по состоянию на 2014 год.

Ключевые слова: насильственная преступность, преступления против личности, показатели преступности.

Насильственная преступность является традиционным объектом криминологического изучения. Еще в начале развития социально-правовых знаний по признаку мотивации были выделены первые два вида преступности: корыстная и насильственная.

В настоящее время за рубежом сформировалась самостоятельная криминологическая теория - виолентология / вайленси-ология (от лат. violentia, от англ. violence - насилие) [1, с. 5; 2]. Её развитие актуализируется и в отечественной литературе, подобно привычной криминальной викти-мологии и заявившими о себе на рубеже ХХ-ХХ1 века криминофамилистике, крими-нопенологии, криминотеологии [3; 4; 5; 6].

В России изучению насилия посвящены работы таких известных учёных, как, например, Ю.М. Антонян, Я.И. Гилинский, Д.А. Шестаков и многие другие авторы. В связи обилием фундаментальных исследований насилия Я.И. Гилинский называет виолентологию «наукой» [1, с. 5].

Исследование насильственной преступности актуально во все времена, поскольку такие преступления характеризуются высокой общественной опасностью. Они наносят ущерб наиболее важным в цивилизованном обществе ценностям - жизни, здоровью, неприкосновенности человека, и поэтому они наиболее опасны с точки зрения права и общечеловеческой морали.

Под насильственной преступностью понимается совокупность преступлений,

совершенных с применением физической силы либо с угрозой применения таковой, имеющих основной непосредственной целью лишение человека жизни либо причинение вреда его здоровью, физической свободе, телесной (в том числе половой) неприкосновенности против его воли, а также совокупность лиц, совершивших насильственные преступления за определенный период на определенной территории.

Основным признаком насильственных преступлений является физическое или психическое насилие над личностью или угроза его применения. При этом насилие является элементом мотивации, а не средством достижения криминальной цели. На этом основании в число таких преступлений не включаются насильственный грабеж, разбой, вымогательство, террористический акт, диверсия и ряд других деяний, где проявляется так называемое инструментальное насилие, используемое исключительно как средство достижения иной преступной цели - корыстной, политической и т.п.

Круг насильственных преступлений весьма разнообразен. Но обычно внимание акцентируется на преступлениях против личности. Как указывается в сборнике о состоянии преступности [7, с. 29], к ним относятся: убийство и покушение на убийство; убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление;

причинение смерти по неосторожности; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью; причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта; истязание; изнасилование и покушение на изнасилование.

В юридической науке под криминологической характеристикой понимается научное описание значимых явлений, процессов, их особенных черт в целях раскрытия закономерностей и выработки соответствующих рекомендаций. Она основывается на анализе статистических данных о совершенных преступлениях и выражается в количественных и качественных показателях. К ним относятся состояние и уровень; структура, удельный вес, характер, география, латентность и социальные последствия; а также динамика, отражающая количественные и качественные изменения преступности во времени (например, динамика состояния, динамика удельного веса) [8; 9].

Состояние насильственной преступности в Российской Федерации определяется общим количеством зарегистрированных преступлений, а также числом лиц, их совершивших на данной территории за календарный год. Так, в официальных источниках указывается, что в 2014 году было зарегистрировано 93 009 преступлений против личности, в том числе без Крымского федерального округа (далее - КФО) - 91 763 [10; 11]. В 2013 году их было зарегистрировано всего 94 652 [7, с. 30].

Общий уровень (коэффициент) преступлений против личности в 2014 году по нашим подсчетам составляет 63,5 преступления на 100 тыс. населения России [12]. В 2013 году этот показатель был равен 66,0, а индекс криминальной активности - 77,7 преступлений в расчете на 100 тыс. криминально активного населения (то есть лиц в возрасте от 14 лет и старше) [13].

Удельный вес (С) исследуемых преступлений последние годы составляет 4,3% от всех зарегистрированных преступлений [7, с. 31-32].

Латентность насильственной преступности вызывает тревогу у ведущих отече-

ственных криминалистов [14]. Традиционно считалось, что в большинстве случаев в силу характера насильственных деяний и их трудно скрываемых последствий уровень латент-ности насильственных преступлений невысок. Однако специалистами отмечается рост латентности некоторых преступлений. Например, высоко латентными стали убийства [15]. Об этом свидетельствуют несколько факторов. Резко возросло число обнаруженных трупов с неустановленной причиной смерти, неопознанных трупов, а также лиц, пропавших без вести, скрывшихся от следствия и суда и не обнаруженных. При разделах бизнеса крайне редко заявляют о совершенных в отношении них насильственных преступлениях. Не всегда правоохранительные органы ставятся в известность о случаях обращения в медицинские учреждения лиц с повреждениями насильственного характера. Высока латентность так называемого «домашнего» насилия над женщинами и детьми [16; 17].

А.И. Долгова пишет, что среди числа лиц, пропавших без вести, по оценкам экспертов, обычно до половины убитых [18] Во-вторых, ежегодно по 3,5-4% из всех исследованных трупов причину смерти установить не удается по причине гнилостных изменений, скелетирования, озоления и расчленения. В.В. Лунеев объясняет высокую латентность убийств тем, что в России (как и в СССР) учет убийств осуществляется по фактам, а не по жертвам, как, в частности, в США [15]. При таком подходе, по его мнению, например, в 1990 году к общему числу умышленных убийств необходимо было бы прибавить еще около тысячи деяний, так как за это время было совершено свыше 700 умышленных убийств двух и более человек. К тому же он обращает внимание на то, что умышленные убийства в Вооруженных силах РФ не включаются в общую статистику.

География (территориальное распределение). По официальным данным о коэффициенте преступлений против личности в регионах России видно, что наибольшие показатели отмечаются в Республике Тыва -366,6 преступлений на 100 тыс. населения; Чукотском АО - 286,5; Республике Алтай -245,2; Забайкальском и Пермском крае - 212,8

и 195,2 соответственно; Кемеровской области - 184,6; Республике Саха (Якутия) - 182,6; Магаданской области - 155,5 [13, с. 31-32].

Структура насильственной преступности характеризуется следующим образом:

1) убийство и покушение на убийство (ст. 105-107 УК РФ) - 13,1%;

2) убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержа-ниялица,совершившегопреступление-0,3%;

3) умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - 36,8%;

4) умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью - 38,2%;

5) изнасилование и покушение на изнасилование - 4,5%;

6) иные - 7,1%.

Утяжеляется характер насильственной преступности, в первую очередь, за счет возросшего числа преступлений, осуществленных с применением холодного и огнестрельного оружия. Это вызвано тремя группами обстоятельств: большей доступностью оружия и расширением торговли им; активностью организованной преступности; военными конфликтами на территории России и стран СНГ, в том числе на Украине [19; 20; 21; 22]. Кроме этого, нельзя не отметить высокий процент совершения тяжких насильственных преступлений - 80% (убийств и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью) - в состоянии алкогольного опьянения.

Социальные последствия преступности в целом представляют собой реальный вред, причиняемый преступлениями общественным отношениям, выражающийся в

совокупности негативных для социальных ценностей последствий в результате совершения преступлений, а также в экономических и иных издержках общества, связанных с правоохранительной деятельностью [23].

Насильственные преступления характеризуются максимальным ущербом для личности и общества. По степени общественной опасности и тяжести причиняемых последствий они во многом превосходят другие криминальные проявления. Утрата жизни, а во многих случаях и здоровья - невосполнима. Ежегодно в России отмечаются около 30 тыс. погибших в результате совершенных преступлений. При этом по уровню смертности от убийств на 100 тысяч жителей Россия превосходит большинство стран с показателем 16, в то время как в Германии, Японии, Автралии, Австрии, Норвегии он составляет около 1, во Франции, Дании, Швейцарии, Польше, Канаде, Италии, Венгрии - около 2, в США - 6. Лишь в Колумбии этот показатель явно превосходит российский - 37 [1, с. 56]. Непосредственно потерпевшими от них ежегодно выступают сотни тысяч людей, в том числе около 40 тыс. лиц причиняется тяжкий вред здоровью. Велики затраты общества на расследование данных дел, доведение до суда, содержание виновных в местах лишения свободы.

Динамика преступлений против личности может быть выражена следующим образом (см. таблицы 1 и 2 [1, с. 53; 7, с. 62, 67, 69, 79; 10, с. 5]).

Так, в последние годы в России наблюдается стабильное снижение числа зарегистрированных преступлений против лично-

Таблица 1.

Динамика состояния и удельного веса преступлений против личности в России (2009-2014 годы)

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Всего 118266 107220 102324 99456 94652 93 009 (в т.ч. без КФО - 91763)

Абс. рост (снижение): 1) к предыдущему году 2) к 2009 году -11 046 -11 046 -4 896 -15 942 -2 686 -18 810 -4 804 -23614 -1 643 -25 257

Удельный вес в общем числе, в % 3,9 4,1 4,3 4,3 4,3 4,2

Таблица 2.

Динамика тяжкой насильственной преступности в России (1997-2014 годы)

Умышленные убийства Умышленное причинение тяжкого

Годы (с покушениями) вреда здоровью

Состояние Уровень Состояние Уровень

(абс. число) (на 100 тыс. населения) (абс. число) (на 100 тыс. населения)

1997 28 285 19,9 46 131 31,4

1998 29 551 20,1 45 170 30,8

1999 31 140 21,3 47 669 32,6

2000 31 829 21,9 49 784 34,2

2001 33 583 23,1 55 739 38,4

2002 32 285 22,5 58 469 40,7

2003 31630 22,1 57087 39,9

2004 31553 21,9 57352 39,8

2005 30849 21,5 57863 40,3

2006 27039 19,2 51429 36,0

2007 21895 15,6 47348 33,3

2008 19740 13,9 45436 32,0

2009 17681 12,5 43112 30,4

2010 15563 11 39745 28,0

2011 14305 10,0 38512 27,1

2012 13 265 9,3 37 091 25,9

2013 12 361 8,6 34 786 24,3

2014 11 933 8,2* 32 899 22,5**

Расчет по вышеуказанной формуле уровня: 11 933*100 000 / 146 270 033 = 8,1582. ** Расчет также по вышеуказанной формуле: 32 899 * 100 000 / 146 270 033 = 22, 49196.

сти. При этом удельный вес исследуемых

преступлений в целом остается на прежнем уровне (с небольшим снижением в 2014 г.), является достаточно стабильным.

Интересными также представляются подробные данные о тяжкой насильственной преступности.

Динамика тяжкой насильственной преступности также свидетельствует об устойчивой тенденции снижения. Так, за последние десять лет (по сравнению с 2004 годом) в России состояние и уровень зарегистрированных убийств с покушениями сократились в 2,6 раз, а показатели умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - в 1,7 раз.

Представляется, что снижение насильственной преступности в России является

годы существенных изменений, позитивно отразившихся на состоянии общества. Если 90-е годы ХХ века оказались тяжелыми для россиян, что выразилось в массовой нищете, безработице, безысходности, кризисе духовно-нравственной сферы жизни, массовых тревожных, депрессивных состояниях [24; 25; 26], приведших к экска-лации насилия, агрессии и жестокости, то начало XXI века ознаменовало себя целым рядом положительных нововведений. Можно констатировать, что приход молодых энергичных сил к руководству страны стабилизировал ее внутреннюю и внешнюю политическую жизнь, поддержал экономику, социальную сферу, возродив тем самым уверенность граждан в завтрашнем дне.

результатом произошедших в последние

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Гилинский Я. И. Социальное насилие : монография / Я. И. Гилинский. - СПб. : Алеф-Пресс, 2013. - 185 с.

2. Исаев Н. А. Вайоленсиология как трансдисциплинарная область исследования / Н. А. Исаев // Известия Ингушского научно-исследовательского института им. Ч. Ахриева. - 2013. - № 2

(2). - С. 102-107.

3. Ривман Д. В. Криминальная виктимология / Д. В. Ривман. - СПб. : Питер, 2002. - 304 с.

4. Шестаков Д. А. Семейная криминология. Криминофамилистика / Д. А. Шестаков. - 2-е изд. - СПб. : Юридический центр Пресс, 2003. - 389 с.

5. Старков О. В. Криминопенология / О. В. Старков. - М. : Экзамен, 2004. - 480 с.

6. Старков О. В. Криминотеология: религиозная преступность / О. В. Старков, Л. Д. Башкатов; под об. ред. О. В. Старкова. - СПб. : Юридический центр Пресс, 2004. - 386 с.

7. См.: Преступность и правонарушения (2009-2013): статистический сборник. Министерство внутренних дел Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Департамент надзорной деятельности и профилактической работы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. - М., 2014.

8. Криминология : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. Г. А. Аванесова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2013. - С. 204.

9. Уголовное право России. Общая часть : учебник для вузов / под ред. Ф. Р. Сундурова. - Казань, 2003. - С. 118.

10. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2014 года. - М. : ФКУ: «Главный информационно-аналитический центр МВД России», 2015. - С. 5-6.

11. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2014 года. - URL: https://mvd.ru/ folder/101762/item/2994866/

12. Уровень = абс. число исследуемых зарегистрированных преступлений за 2014 г. * 100 тыс.на-селения / общ. численность населения России в 2014 г. = 93 009 * 100 000 / 146 270 033 =63,58719.

13. Коэффициенты преступлений против личности по регионам России // Преступность и правонарушения (2009-2013): статистический сборник. Министерство внутренних дел Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Департамент надзорной деятельности и профилактической работы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. - М., 2014. - С. 32.

14. Иващенко А. В. Нераскрытая насильственная преступность / А. В. Иващенко, А. В. Ревя-гин. - М. : Юрлитинформ, 2013. - 192 с.

15. Лунеев В. В. Преступность ХХ века: мировые, региональные и российские тенденции / В. В. Лунеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2005. - С. 408-409.

16. Шестаков Д. А. Семейная криминология / Д. А. Шестаков. - СПб., 2007. - С. 134.

17. Сердюк Л. В. Семейно-бытовое насилие: криминологический и уголовно-правовой анализ / Л. В. Сердюк. - М. : Юрлитинформ, 2015. - 320 с.

18. Преступность в России / под ред. А. И. Долговой. - М., 2001. - С. 8-13.

19. Сидоренко Э. Л. Вооруженное насилие: уголовно-правовая и криминологическая оценка : монография / Э. Л. Сидоренко, М. И. Катмамбетов. - М. : Юрлитинформ, 2014. - 288 с.

20. Максимов С. В. Концепция борьбы с организованной преступностью в России : монография / С. В. Максимов, В. Е. Эминов. - М. : Норма, Инфра-М, 2015. - 80 с.

21. Ванакина Ю. С. Криминологическая характеристика и предупреждение убийств, совершаемых на Дальнем Востоке / Ю. С. Ванакина, В. Д. Ларичев. - М. : Юрлитинформ, 2015. -152 с.

22. Олькова О. А. Сравнительный анализ преступности в России и Украине в советский и постсоветский период (1960-2013 годы) / О. А. Олькова. - М. : Юрлитинформ, 2014. - 224 с.

23. См.: Цена преступности (методология ее определения) : монография / под ред. Н. А. Лопа-шенко. - М. : Юрлитинформ, 2014. -216 с.

24.КудрявцевВ.Н.Преступностьинравыпереходногообщества/В.Н.Кудрявцев.-М.,2002.-С.89-96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Трунцевский Ю. В. Права ребенка и секс-индустрия (подрастающее поколение России нуждается в государственной защите от разлагающего влияния безнравственной продукции) / Ю. В. Трунцевский, А. В. Сумачев // Государство и право. - 1999. - № 2. - С. 97-103.

26. Холмогорова А. Б. Культура, эмоции и психическое здоровье / А. Б. Холмогорова // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 61-74.

© Артюшина О.В., 2015 Статья получена: 28.04.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.