КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ СУБЪЕКТА, СОВЕРШАЮЩЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПО НЕОСТОРОЖНОСТИ
М.Ю. Карасева
Кафедра юриспруденции, интеллектуальной собственности и судебной экспертизы Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
2-я Бауманская ул., 5, Москва, Россия, 105005
В статье отражается криминологическая характеристика субъекта, совершающего преступления по неосторожности. Данные преступления носят, как правило, бытовой характер, но и не исключается заранее обдуманное преступление. Данная категория преступлений характерна для возрастной группы 25-29 лет. Чаще всего данные лица не имеют высшего образования, определенного источника дохода и определенного занятия. Эмоциональная сфера субъекта преступления, совершающего преступления по неосторожности, характеризуется наличием черт, присущих насильственным преступникам. Данная информация о личности преступника помогает более эффективно предупреждать преступления этого вида.
Ключевые слова: криминологическая характеристика субъекта, преступления по неосторожности, мотив, хулиганство.
Преступления против жизни и здоровья, описанные в гл. 16 УК РФ, представляют собой исключительную общественную опасность, наносят непоправимый ущерб. Несмотря на активную борьбу против данных преступлений, количество преступлений в данной сфере растет. От данного деяния ежегодно погибают тысячи людей. С каждым годом жизнь человека все более обесценивается. В стране — кризис, не хватает еды, жилья, низкая оплата труда, не оказываются должным образом медицинские услуги — но это ли повод лишать жизни человека?! Можно ли решать конфликты, не прибегая к насилию?! При этом данная ситуация происходит не только в России (дело Расула Мирзаева, «Блондинка с пистолетом», «Русский Брейвик»), но и приобретает мировую тенденцию. Поэтому возникает вопрос — кто эти люди, субъекты преступлений, которые не умеют решать проблемы и конфликты мирным путем? Они решают их путем лишения жизни человека. Кто им дал право?! Адекватны ли меры наказания, применяемые к ним? Вне сомнения, высокий уровень насильственных преступлений требует обсуждений и нововведений в УК РФ. Но в данной статье мне хотелось бы обратить внимание именно на криминологическую характеристику преступного поведения субъекта в ситуации причинения умышленного вреда здоровью повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, описанного в ч. 4 ст. 111 УК РФ [7].
Анализ судебной практики показывает, что данная категория преступлений, охватываемая ч. 4 ст. 111 УК РФ, носит, как правило, бытовой, ситуатив-
ный характер. Как правило, лица, создающие такие ситуации, изначально настроены агрессивно-насильственно, они порицаемы обществом и неправильно себя ведут с точки зрения общественной морали. В результате чего общество чувствует себя незащищенным от данных деяний, что подрывает веру в правоохранительные органы и возможность защиты от данных ситуаций. Очевидно, что можно в очередной раз сказать про кризис, про низкий уровень жизни, недостаточное материальное обеспечение — все это, вне сомнения, способствует агрессии, которая может провоцировать ситуации, влекущие за собой смерть человека. Поэтому необходимо изучить криминологический портрет преступника, совершающего преступление по ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего) [3].
Хотелось бы обратить внимание на бытовые и ситуативные конфликты. Так же следует учитывать и искаженную статистику данных преступлений. Не секрет, что снижение числа регистрируемых покушений на убийство может быть переведено в состав умышленного причинения вреда здоровью, а оконченные убийства могут быть неверно квалифицированы по ч. 4 ст. 111 УК РФ. Также следует обратить внимание на то, что возросло количество безмотивных (по поводу или вообще без повода) преступлений. Эти преступления бессмысленны, поэтому особенно общественно опасны (скорее, тут налицо хулиганский мотив, так как хулиганам все равно, кого и за что убивать). Также необходимо учитывать, что в России присутствуют не только негативные изменения в социально-экономических, но и в демографических плоскостях.
Рассмотрим криминологическую характеристику преступника, совершающего преступление по ч. 4 ст. 111 УК РФ. Первое, на что мне бы хотелось обратить внимание, — это социально-демографическая характеристика субъекта, совершающего преступление. Изучая судебную практику по ч. 4 ст. 111 УК РФ, выяснилось, что большинство субъектов, совершающих преступления по данной категории, — мужчины (90%). Проанализируем данный факт. Если рассмотреть традиционные понятия семьи, то по социальной роли женщина выполняет определенные функции [4]. Они, как правило, заняты домашними обязанностями, воспитывают детей и т.д., соответственно, проводят большее время дома. Следовательно, возникновение конфликтных ситуаций меньше, чем у мужчин. Мужчины, как правило, меньше обременены домашним хозяйством, воспитанием детей. Также надо учитывать тот фактор, что мужчины чаще употребляют алкоголь. Поэтому вероятность попадания мужчин в конфликтную ситуацию больше. Как правило, и мотивы вступления в конфликт различные. Для женщины — это чаще всего ревность, месть, обида, зависть и т.д. Чаще всего преступление, совершаемое в быту женщиной, провоцирует поведение мужчины (избиение жены, детей, принятие спиртных напитков и аморальный образ жизни). Мужчины же зачастую вступают в конфликт с незнакомыми людьми, чтобы доказать свою правоту, превосходство и т.д.
Теперь обратим внимание на такую криминологическую характеристику, как возраст. Возраст, прежде всего, определяет физическое состояние организ-
ма. Это определяет потребности организма, стремление, желание получить от жизни какие бы то ни было материальные ценности. Очевидно, что с изменением возраста меняются привычки, потребности, также, вне сомнения, появляется контроль над ситуациями, которые ранее было сложно контролировать. Поэтому в основном за преступления, указанные в ч. 4 ст. 111 УК РФ, привлекаются к ответственности люди молодого и среднего возраста (18-24 лет — 6,2%, 25-29 лет — 18,6%, 30-39 лет — 30%). Если проанализируем преступления, совершаемые несовершеннолетними (16-17 лет), то их роль невелика — всего 2%.
Проанализировав возрастную группу 25-29 лет и 30-39 лет, очевидно, что именно в этом возрасте решаются наиболее важные жизненные цели, попытка совершить «карьерный прыжок», обустроить быт и личные потребности. Поэтому возникновение конфликтных ситуаций велика как в быту, семье, так и на работе. А также надо учитывать роль антисоциального фактора.
Очевидно, что группа 25-29 лет имеет менее развитую возможность контролировать свои действия. Конфликты, как правило, происходят в компании, после посещения ночных клубов, то есть у лиц, ведущих антиобщественный образ жизни. Также необходимо учитывать, что навык решения конфликта без драк и оскорблений приходит тоже с возрастом.
Можно обратить внимание, что для данной категории, как правило, характерны дерзкие, насильственные мотивы — например, хулиганские. Данному возрасту все еще свойственна «кучность» и дружеские компании, что нередко приводит к ощущению безнаказанности и личной неответственности [2].
Далее необходимо обратить внимание на такую криминологическую характеристику, как образование. Уровень образования играет очень важную роль в социуме. Очевидно, что уровень образования играет роль в определении целей, мотивов, жизненных ценностей, потребностей и путей их достижений, то есть формирует мотивы и цели, правила поведения в обществе, а также реакцию на разрешение конфликтных ситуаций. Хотя если будем учитывать моменты, привитые воспитанием, то становится очевидным, что прямой зависимости между образованием и антиобщественным поведением нет. Тем не менее, уровень образования играет роль и является важной составляющей криминологического исследования. Итак, высокий образовательный уровень далеко не всегда может служить фактором, который будет удерживать от антисоциальных поступков.
Теперь рассмотрим такую важную составляющую криминологической характеристики субъекта преступления, как социальный статус. Социальное положение личности является одним из важных показателей, характеризующих человека. Статус, занимаемый в обществе, играет огромную роль в формировании общественных отношений и умении без агрессии отстаивать свое мнение в конфликтной ситуации. Очевидно, что по антисоциальному положению первое место занимают лица без постоянного источника дохода и без определенных занятий (40%) [5].
Возможно, что асоциальное поведение в данной группе следует из того, что в стране кризис и сокращение рабочих мест. Также в настоящее время в связи с тем, что не выплачивается заработная плата или она достаточно низкая,
приходится часто менять место работы. Отметим, что достаточно высокий процент преступников наблюдается среди работников, занятых в строительстве, торговле, бытовом обслуживании, то есть в тех сферах, в которых не требуется высшее образование. Также нельзя не обратить внимание, что в крови задержанных часто присутствует алкоголь или наркотические вещества. Также важно учитывать, что во время конфликтов между описанными субъектами неизвестно, кто станет преступником, а кто жертвой.
Следующая криминологическая составляющая характеристики субъекта — это место жительства. Как правило, местом жительства осужденных является тот населенный пункт, рядом с которым было совершенно преступление. В городах, как правило, совершается 73% преступлений, тем самым становится очевидно, что городские условия способствуют совершению данного преступления (ч. 4 ст. 111 УК РФ) [6]. Возникновение конфликтных ситуаций в городе гораздо больше, так как гораздо больше контактов между людьми, менее устойчивы семейные элементы, более высокий ритм жизни, который увеличивает психическую нагрузку, что и приводит к конфликтам в быту и на работе [1]. Также необходимо учитывать, что личные жизненные ситуации переносятся более остро в условиях городской жизни. Необходимо обратить внимание на лиц, которые недавно освободились из мест лишения свободы, образ жизни которых порождает конфликтные ситуации. Следует обратить внимание, что на фоне военных действий на Северном Кавказе (Чечня) увеличивается число беженцев, что способствует совершению данного вида преступления (ч. 4 ст. 111 УК РФ).
Следующая криминологическая составляющая нашего исследования — это семейное положение данной категории лиц. Исследования показали, что 73% процента преступников в браке не состояли. Женатых — 27%. Однако 17% этих лиц с женой совместно не проживали, итак, по факту в браке — лишь 10%. Очевидно, что отсутствие семьи и свободный образ жизни ведет к преступлению.
Необходимо учесть аморальность поведения осужденных, которое также является препятствием к созданию семьи. Можно сделать вывод, что семья является сдерживающим фактором в данном виде преступления. Очевидно, что данный вывод не будет касаться неблагополучных семей, где члены семьи не уважают друг друга, систематически скандалят, дерутся, употребляют спиртные напитки, что, как правило, приводит к разводу. С другой стороны, развод может выбить человека из привычной жизненной колеи, и он становится на путь преступного поведения. Распад семей и массовое увеличение разводов особо характерно для крупных городов. Отсутствие детей также способствует антисоциальному поведению личности — время, которое могло быть заполнено родительскими обязанностями, остается незаполненным, что повышает вероятность попадания в конфликтные ситуации [8].
Следующая составляющая нашего криминологического исследования — это употребление спиртных напитков субъектами данного вида преступления (ч. 4 ст. 111 УК РФ). Как правило, в состоянии опьянения человек плохо контролирует свое поведение, искажается привычная реакция на повседневные
внешние раздражители. Человек теряет способность к самоконтролю, а также высвобождаются те качества, которые в трезвом состоянии обычно контролируются. Как правило, такие действия характерны в ссоре и драке, обычно из хулиганских побуждений. Состояние алкогольного опьянения по-разному влияет на субъекта преступления. У одних появляется раздражительность, злобность, склонность к агрессивным действиям. У других наступает ослабление нравственных чувств, поражаются волевые способности.
Итак, проведя данное исследование, можно сделать следующие выводы.
1. Очевидно, что официальная статистика не дает четких представлений о данном виде преступления (ч. 4 ст. 111 УК РФ). Искажение результатов происходит из-за высокой латентности данного вида преступления, а также за счет трудностей в квалификации данного вида преступления, так как оконченные убийства могут быть ошибочно квалифицированы по ч. 4 ст. 111 УК РФ так же, как и покушение на убийство.
2. Вне сомнения, данный вид преступления во многом носит бытовой характер, хотя и не исключается заранее обдуманное преступление.
3. Также одним из факторов, влияющих на рост насильственных преступлений, является происходящий в Росси кризис, снижение уровня жизни людей, что приводит к агрессии и, соответственно, к совершению насильственных преступлений.
4. Исследование показало, что данный вид преступления, т.е. причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, характерно для возрастной группы 25-29 лет.
5. Чаще всего данный вид преступления совершают лица, не имеющие определенного источника дохода и определенного занятия.
6. Данный вид преступления характерен для лиц, не имеющих высшего образования, а так же для лиц, не находящихся в браке и ведущих асоциальный образ жизни.
7. Большинство преступлений происходит в крупных населенных городах.
8. Алкоголизм, как правило, ведет к деградации личности, что способствует совершению тяжких насильственных преступлений и поэтому представляет большую опасность для общества.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Вердеев С.А. Личность насильственного преступления. — М.,2003.
[2] Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М., 1979.
[3] Постановление Пленума Верховного Суда о судебной практике по делам об убийстве
от 27 января 1999 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1999. — № 9.
[4] Серебрякова В.А. Преступления, совершаемые женщинами. — М., 1973.
[5] Спиридонов Л.И. Проблемы причинного комплекса преступности. Теоретические вопросы изучения причинного комплекса преступности. — М., 1981.
[6] Тишков С.В. Криминологическая характеристика сельской преступности по материалам Южного федерального округа: автореф. дисс. ... к.ю.н. — М., 2004.
[7] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. (в ред. Федерального закона № 307-ФЗ от 02.11.13, в ред. Федерального закона № 308-ФЗ от 08.11.11, в ред. Федерального закона № 312-ФЗ от 30.12.08). — М.: Проспект, 2013.
[8] Шестаков Д.В. Введение в криминологию семейных отношений. — Л., 1980.
CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE PERSONALITY MADE CRIME IN NEGLIGENCE
M.Yu. Karaseva
The Department of Jurisprudence, Intellectual property and Forensic Enquiry Bauman Moscow State Technical University
5, 2-ya Baumanskaja st., Moscow, Russia, 105005
The article reflects the criminological characteristics of the personality made crime in negligence. The crimes have everyday nature and they may be premeditated crimes as well. This type of crimes is common for people aged 25 to 29 years old. Often these people don't have higher education, a particular source of income and employment. Emotional sphere of the people is characterized by features typical of violent criminals. This information about the criminals efficiently helps to prevents the types of criminal offences.
Key words: criminological characteristics of the subject, the crime of negligence, motive, hooliganism.
REFERENCES
[1] Verdeev S.A. Lichnost' nasil'stvennogo prestuplenija. — M.,2003.
[2] Kon I.S. Psihologija junosheskogo vozrasta. — M., 1979.
[3] Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda o sudebnoj praktike po delam ob ubijstve ot 27 janvarja 1999 g. // Bjulleten' Verhovnogo Suda RF. — 1999. — № 9.
[4] Serebrjakova V.A. Prestuplenija, sovershaemye zhenshhinami. — M., 1973.
[5] Spiridonov L.I. Problemy prichinnogo kompleksa prestupnosti. Teoreticheskie voprosy izuchenija prichinnogo kompleksa prestupnosti. — M., 1981.
[6] Tishkov S.V. Kriminologicheskaja harakteristika sel'skoj prestupnosti po materialam Juzhnogo federal'nogo okruga: avtoref. diss. ... k.ju.n. — M., 2004.
[7] Ugolovnyj kodeks Possijskoj Fedepacii ot 13 ijunja 1996 g. (v ped. Federal'nogo zakona № 307-FZ ot 02.11.13, v red. Federal'nogo zakona № 308-FZ ot 08.11.11, v red. Federal'nogo zakona № 312-FZ ot 30.12.08). — M.: Prospekt, 2013.
[8] ShestakovD.V. Vvedenie v kriminologiju semejnyh otnoshenij. — L., 1980.