Научная статья на тему 'Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых лицами, получающими общее и среднее профессиональное образование, как объект криминологического исследования'

Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых лицами, получающими общее и среднее профессиональное образование, как объект криминологического исследования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
141
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
67.511 / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / STUDENTS / ЛИЧНОСТЬ / PERSON / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / КРИМИНОЛОГИЯ / CRIMINOLOGY / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гиниятуллина Екатерина Закариевна

В статье рассматривается теоретическое исследование вопроса, посвященного поиску путей снижения роста преступлений среди несовершеннолетних и молодежи и повышения эффективности их профилактики. Особое внимание уделяется предупреждению преступлений, совершаемых лицами, получающими общее и среднее профессиональное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гиниятуллина Екатерина Закариевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTIC AND PREVENTION OF CRIMES COMMITTED BY STUDENTS OF SECONDARY AND SECONDARY VOCATIONAL SCHOOLS AS AN OBJECT OF A CRIMINOLOGICAL STUDY

The paper examines the theory of searching for the ways to reduce the growth in the number of crimes committed by minors and young adults as well as to improve the efficiency of crime prevention. The author pays special attention to preventing crimes committed by students of secondary and secondary vocational schools.

Текст научной работы на тему «Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых лицами, получающими общее и среднее профессиональное образование, как объект криминологического исследования»

ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

RESEARCH BY YOUNG SCHOLARS

УДК 343.9 Е. З. Гиниятуллина

ББК 67.511 Иркутский юридический институт (филиал)

Российской правовой академии Минюста России, Иркутск, Российская Федерация

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ЛИЦАМИ, ПОЛУЧАЮЩИМИ ОБЩЕЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИЯ Пролог: журнал о праве. 2014. Т. 2, № 4. С. 64-67. ISSN 2306-7136

О СТАТЬЕ DOI: 10.15727/2313-6715.2014.2.4.64-67

Дата поступления: 28.05.2014

АННОТАЦИЯ В статье рассматривается теоретическое исследование вопроса, по-

священного поиску путей снижения роста преступлений среди несовершеннолетних и молодежи и повышения эффективности их профилактики. Особое внимание уделяется предупреждению преступлений, совершаемых лицами, получающими общее и среднее профессиональное образование.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА Молодежь; обучающиеся; личность; правовая культура; криминология; предупреждение преступлений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ Гиниятуллина Е. З. Криминологическая характеристика и предупреж-

ОПИСАНИЕ дение преступлений, совершаемых лицами, получающими общее и

среднее профессиональное образование, как объект криминологического исследования // Пролог: журнал о праве. — 2014. — Т. 2, № 4. — С. 64-67. — DOI: 10.15727/2313-6715.2014.2.4.64-67.

Ye. Z. Giniyatullina

Irkutsk Law Institute (Affiliate) of the Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation, Irkutsk, the Russian Federation

CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTIC AND PREVENTION OF CRIMES COMMITTED BY STUDENTS OF SECONDARY AND SECONDARY VOCATIONAL SCHOOLS AS AN OBJECT OF A CRIMINOLOGICAL STUDY

Journal about Law, 2014, vol. 2, no. 3, pp. 64-67. (In Russian). ISSN 2306-7136 DOI: 10.15727/2313-6715.2014.2.4.64-67 Submission date: 28.05.2014

The paper examines the theory of searching for the ways to reduce the growth in the number of crimes committed by minors and young adults as well as to improve the efficiency of crime prevention. The author pays special attention to preventing crimes committed by students of secondary and secondary vocational schools.

Youth; students; person; legal culture; criminology; crime prevention.

Giniyatullina Ye. Z. Criminological characteristic and prevention of crimes committed by students of secondary and secondary vocational schools as an object of a criminological study. Prolog: zhurnal o prave = Journal about Law, 2014, vol. 2, no. 4, pp. 64-67. (In Russian). DOI: 10.15727/23136715.2014.2.4.64-67.

PUBLICATION DATA

ABSTRACT

KEYWORDS

REFERENCE TO ARTICLE

© Е. З. Гиниятуллина, 2014

2014 • 2 • 4

В последние годы в Российской Федерации вновь стали проявлять заинтересованность в воспитании молодого поколения, формировании личностей с активной жизненной позицией, поддержке молодых граждан, позитивно настроенных к Закону и Праву. Согласно ст. 1 Конституции РФ Россия признается демократическим правовым государством1. В то же время данное положение, несмотря на свое конституционное закрепление, является декларативным, в массовом сознании граждан право не является безусловной ценностью и общественной нормой жизни. В настоящее время в России сложились такие экономические и социальные условия, при которых не исключено попадание детей и подростков под влияние негативных общественных факторов, влекущих за собой совершение правонарушений (в первую очередь преступлений).

Как известно, дети, подростки и молодежь в целом являются одной из самых незащищенных категорий граждан. С одной стороны, молодые, не имеющие жизненного опыта люди часто подвергаются насилию, нарушаются их права, не реализуются предусмотренные законодательством свободы. С другой стороны, молодежь огромную часть времени предоставлена сама себе, родителям и законным представителям молодого поколения часто просто физически некогда заниматься воспитанием своих детей. В результате перечисленного, а также воздействия иных немаловажных социальных факторов появляется такое общественное явление, как повальное употребление психотропных и психоактивных веществ, алкоголизм, табакокурение, нежелание учиться и работать, жестокость и агрессия, провоцирующие совершение преступлений и правонарушений [3].

В этой связи поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики являются одной из самых актуальных и социально значимых задач, которые стоят перед современным обществом. Особую роль в этой сфере играет предупреждение преступлений, совершаемых лицами, получающими общее и среднее профессиональное образование. В силу возрастных особенностей, отсутствия знаний, опыта по противодействию криминальным угрозам и рискам эта социальная группа является одной из наиболее уязвимых, поэтому государство стремится найти специальные подходы к решению указанных

1 Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская газета. —1993. — 25 дек.

задач. Работа по профилактике преступлений и правонарушений среди лиц, получающих общее и среднее профессиональное образование, правоохранительными органами предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных на индивидуальную коррекцию личности несовершеннолетних, а также формирование правовой культуры и повышение правовой грамотности обучающихся.

Следует отметить, что в современный период развития преступность среди молодежи, в том числе и среди лиц, получающих общее и среднее профессиональное образование, по-прежнему имеет место. Это связано с различными проблемами, существующими в современном обществе: социальными, экономическими, правовыми и т. п. В свою очередь, государство стремится к снижению роста названного вида преступности, тем или иным образом разрешая проблемы общества. Посвящая научные исследования изучению преступлений, совершаемых лицами, получающими общее и среднее профессиональное образование, ученые в определенной мере помогают предотвратить совершение названных видов преступлений.

Принято считать, что молодое поколение является будущим любой страны, от их привычного поведения, образа жизни, личностных качеств зависит судьба общества и государства в целом. В этой связи становится неудивительным, что подростково-молодежной преступности уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной литературе: криминологической, социологической, психологической, педагогической и др. [4]. Подростки и молодежь характеризуются повышенной криминальной активностью.

При этом нельзя не отметить, что обозначенная социальная проблема — преступность среди лиц, получающих общее и среднее профессиональное образование, — является не столь простой и однозначной, как может показаться на первый взгляд.

Во-первых, негативная оценка взрослыми поведения детей, подростков, молодежи наблюдается на протяжении всей истории человечества. И это неудивительно: конфликт поколений присущ не только новой истории, старшие всегда недовольны младшими, а последние отвечают взаимностью [1, с. 34-35].

Во-вторых, подросткам, молодежи закономерно присуща повышенная активность, проявляющаяся как в негативной (относительно высокая криминализация,

О

с!

о

а

0)

N Р

№ е

о о

3

3

№ (Л

о

О 3

3

5 № О.

Ь

№ 5 С О. № 3

N

о

(0 О

о

3

о.

0)

а

(Л № О О 3

о.

0)

о

0

3 о

3

1

№ О 3

о о №

наркотизация, сексуальные девиации), так и в позитивной (художественное, техническое, научное творчество) форме девиант-ности [2]. Дети, подростки, молодые люди часто обладают юношеским максимализмом, стремлением сделать что-то новое, попробовать ранее неизведанное, самоутвердиться в инновационной деятельности. Однако поиск молодыми людьми своего пути нередко приводит как к творческим достижениям, так и к негативным девиациям, в том числе к преступности.

В-третьих, взрослые, предъявляя повышенные требования к подрастающему поколению, сами нередко показывают своим поведением и поступками далеко не лучший пример. Справедливо осуждая тяжкие преступления, совершаемые подростками, часто не обращают внимания на детскую безнадзорность, заброшенность, прямое насилие над детьми и подростками со стороны взрослых, включая их родителей, родственников и учителей.

Стоит отметить, что существенный вклад в разработку концептуальных положений криминологической характеристики и предупреждения молодежной преступности (и в частности, предупреждения преступлений, совершаемых лицами, получающими общее и среднее профессиональное образование) внесли исследования целого ряда авторов: Г. А. Аванесов, Ю. М. Антонян, М. М. Бабаев, С. А. Беличе-ва, Н. И. Ветров, Г. С. Гаверов, А. И. Долгова, В. Д. Ермаков, К. Е. Игошев, Г. И. Забрян-ский, Г. Л. Касторский, В. М. Кормщиков, М. С. Крутер, Н. Ф. Кузнецова, А. И. Лебедева, В. В. Лунеев, Г. М. Миньковский, Г. Г. Мошак, О. В. Пристанская, С. Л. Сибиряков, В. С. Харламов, Д. А. Шестаков и др. Исследованием схожих научных тем занимались и многие зарубежные криминологи-правоведы, такие как Э. Фромм, Ж. Дюпрель, И. Егер, Р. Кларк, Т. Селлин, Г. Тард и др. К исследованию данной научной темы обращались и многие другие ученые-юристы. Правоведы занимались и занимаются изучением проблем преступности среди молодежи, в том числе среди лиц, получающих общее и среднее профессиональное образование. Это обусловлено тем, что молодежная преступность, независимо от того, в какой стране мира она имеет место, нередко обусловлена схожими для различных государств факторами: неблагополучной социальной средой, личностными факторами, экономическими проблемами государства и т. д. Все это способствует особой заинтересованности отечественных

и зарубежных ученых-юристов заниматься исследованием молодежной преступности.

Вместе с тем многие проблемы в этой области решены еще в недостаточной степени. В контексте современных политических и экономических реалий назрела необходимость провести исследование, посвященное криминологической характеристике и предупреждению преступлений, совершаемых лицами, получающими общее и среднее профессиональное образование. На наш взгляд, подобное научное исследование будет способствовать повышению эффективности профилактических мер, дальнейшему их совершенствованию как на законодательном, так и на правоприменительном уровнях.

Стоит заметить, что в России уже осуществлен переход от плановой экономики к рыночной, когда происходят и вводятся на практике изменения в такой важной сфере общественной жизни, как образование. При этом характерной особенностью является то, что отечественная образовательная система подвергается постоянным изменениям и совершенствованию. Нас уже не удивляет, например, обязательная сдача обучающимися единых государственных экзаменов (а когда-то такая форма сдачи выпускных экзаменов школьниками была лишь «пилотным проектом» и реализовы-валась только в отдельных регионах России). Кроме того, мы начинаем привыкать к новой системе высшего профессионального образования, при которой обычный для советского времени специалитет, предполагающий пятилетнее обучение в высшем учебном заведении, заменен бакалавриатом и магистратурой1.

Эти и другие немаловажные обстоятельства современной жизни тем или иным образом влияют на такое социальное явление, как молодежная преступность, и в частности преступность среди лиц, получающих общее и среднее профессиональное образование.

При теоретическом исследовании указанной общественной проблемы необходимо не только исследовать, рассматривать и анализировать криминологические и уголовно-правовые аспекты предупреждения преступлений названной категории лиц, но и выдвигать на их основе предложения, направленные на совершенствование законодательства, посвященного профилакти-

1 Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 53, ч. 1, ст. 7598.

ке и предупреждению преступности среди - проанализировать виктимологиче-

обучающихся. Для этого необходимо: ский аспект преступлений, которые совер-

- выявить и обозначить основные проти- шаются обучающимися;

воречия, существующие в системе общего и - исследовать особенности предупреж-

среднего профессионального образования, дения преступных посягательств, совер-

способствующие формированию противо- шаемых лицами, получающими общее и

правного поведения обучающихся (право- среднее профессиональное образование

вые, социальные, экономические и иные); (общесоциальная и специально-кримино-

- раскрыть значение и роль правовых ме- логическая профилактика);

ханизмов и других инструментов преодоле- - разработать и обосновать выводы и

ния противоречий, существующих в системе предложения по совершенствованию про-

общего и среднего профессионального обра- филактики преступлений, совершаемых

зования и способствующих формированию лицами, получающими общее и среднее

противоправного поведения обучающихся; профессиональное образование.

- дать криминологическую характери- Подводя итог, отметим следующее: что-стику преступлений, совершаемых лицами, бы сократить рост молодежной преступ-получающими общее и среднее професси- ности в целом, необходимо уделить особое ональное образование, причины и условия внимание проблемам преступности среди их совершения; лиц, получающих общее и среднее профес-

- исследовать с криминологической сиональное образование. Для этого необхо-точки зрения личность лиц, получающих димо обосновать систему детерминант на-общее или среднее профессиональное об- званного вида молодежной преступности и разование и совершившего преступление; сформулировать предложения по совершен- раскрыть причины и условия пре- ствованию системы мер профилактики преступлений, совершаемых обучающимися ступности среди лиц, получающих общее и лицами; среднее профессиональное образование.

-о-о

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». — СПб., 2004. — 520 с.

2. Девиантное (отклоняющееся) поведение подростков: многообразие, опыт, трудности, поиск альтернатив : материалы Регионального научно-практического семинара / под общ. ред. проф. Ю. А. Клейберга. — Тверь, 2000. — С. 10-12.

3. Плахтий А. Профилактика преступности среди учащихся // Керченский рабочий. — 2013. — 21 мая.

4. Понятовская О. Ребенок имеет право // Социальная защита. —1999. — № 6. — С. 7-8.

REFERENCES

1. Gilinskiy Ya. I. Deviantologiya: sotsiologiya prestupnosti, narkotizma, prostitutsii, samoubijstv i drugikh «ot-klonenij» [Deviantology: Sociology of Crime, Drug Addiction, Prostitution, Suicide and other «Deviations»]. Saint-Petersburg, 2004. 520 p.

2. Klejberg Yu. A. (ed.) Deviantnoe (otklonyayushcheesya) povedenie podrostkov: mnogoobrazie, opyt, trudnosti, poisk al'ternativ: materialy Regional'nogo nauchno-prakticheskogo seminara [Deviant Behavior of Teenagers: Diversity, Experience, Difficulties, Search for Alternatives. Materials of Regional Research Workshop]. Tver, 2000, pp. 10-12. (In Russian).

3. Plakhtij A. Crime Prevention among Pupils. Kerchenskij rabochij = Kerch Workman. May 21, 2013. (In Russian).

4. Ponyatovskaya O. A Child has a Right. Sotsial'naya zashchita = Social Protection, 1999, no. 6, pp. 7-8. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Гиниятуллина Екатерина Закариевна (Иркутск) — аспирант кафедры уголовного права и криминологии. Иркутский юридический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» (664011, г. Иркутск, ул. Некрасова, 4, e-mail: rpa38@mail.ru)

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Giniyatullina, Yekarina Zakariyevna (Irkutsk) — Ph.D. student, Chair of Criminal Law and Criminology. Irkutsk Law Institute (Affiliate) of the Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation (Nekrasova st., 4, Irkutsk, 664011, e-mail: rpa38@mail.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.