Научная статья на тему 'КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1148
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новикова Елена Павловна

В статье анализируется криминологическая характеристика преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения, рассматриваются данные статистики, иллюстрирующие состояние, структуру и динамику дорожно-транспортных преступлений в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Новикова Елена Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS TRAFFIC CRIMES

The article analyzes the criminological characteristics of crimes related to violation of traffic rules, examines statistical data illustrating the state, structure and dynamics of road traffic crimes in Russia.

Текст научной работы на тему «КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

Е. П. Новикова,

кандидат юридических наук, доцент

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS TRAFFIC CRIMES

В статье анализируется криминологическая характеристика преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения, рассматриваются данные статистики, иллюстрирующие состояние, структуру и динамику дорожно-транспортных преступлений в России.

The article analyzes the criminological characteristics of crimes related to violation of traffic rules, examines statistical data illustrating the state, structure and dynamics of road traffic crimes in Russia.

В современном мире человек не может существовать, развиваться и удовлетворять свои различные потребности без регулярного перемещения с использованием транспортных средств. Средства передвижения весьма разнообразны и позволяют любому человеку подобрать наиболее удобный и приемлемый для себя вариант. По данным аналитического агентства «Автостат», российский автопарк за период 2010—2020 гг. вырос на 30%. В начале 2010 года объем всех транспортных средств составлял 43,9 млн единиц, а в 2020 году он увеличился практически на 15 млн и составил 58,7 млн единиц.

Ежегодно на дорогах нашей страны происходит огромное количество дорожно-транспортных происшествий и преступлений, в результате которых погибают десятки тысяч человек и еще сотни тысяч получают серьезные травмы. В январе — декабре 2020 года на территории нашей страны произошло 137 662 ДТП (-11,07%), погибло 15 788 (-4,49%) и ранено 175 170 (-12,75%) человек из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств. За 2016—2020 годы количество ДТП сократилось на 8,7%, погибших — на 6,8%, раненых — на 12,7%.

Согласно официальным данным МВД России, в 2020 году зарегистрировано 18 629 преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Кроме того, зарегистрировано 68 438 нарушений правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию. За период с 2016 по 2020 год произошло сокращение количества преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств на 15,4%. За первые пять месяцев 2021 года зарегистрировано 7358 нарушений ПДД и 27 066 нарушений ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию.

Безопасность движения и эксплуатации транспорта проявляется в виде состояния защищенности граждан от движения и эксплуатации транспортных средств. Легальная дефиниция «безопасность дорожного движения» зафиксирована в ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В законодательной трактовке безопасность дорожного движения — это «состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных про-

исшествий и их последствий». Что касается безопасности эксплуатации транспортных средств, то, как отмечает Р. Ш. Аюпова, данное понятие предполагает состояние защищенности личности от дорожно-транспортных происшествий и причиняемого ими вреда, находящееся в зависимости от соответствия технического состояния транспортного средства предъявляемым к нему нормативным требованиям [1].

Структура дорожно-транспортных преступлений представлена следующими видами нарушений ПДД:

- превышение скорости движения, проезд перекрестков, обгон транспортных средств (более 23% от общего числа нарушений);

- управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения (12%);

- управление неисправным автотранспортным средством (2%).

Данные нарушения можно квалифицировать по статьям 264, 264.1 и 268 УК РФ.

Исследование проблемы предупреждения дорожно-транспортных преступлений предполагает анализ основных криминологически значимых по-

Как видим, в сравнении с 2015 г. наблюдается определенное сокращение числа регистрируемых дорожно-транспортных преступлений (-26,4%).

С 2017 г. ведется статистический учет преступлений, предусмотренных ст. 264.1 УК РФ. По данным ГиАц МВД России, за период с 2017 по 2019 г.

В силу специфики дорожно-транспортных преступлений большинство из них совершается в общественных местах (на улицах). Удельный вес дорожно-транспортных преступлений, совершенных в общественных местах, составляет: по ст. 264 УК РФ — в среднем 52,3% от общего числа заре-

казателей данных деяний. Проведение всестороннего анализа показателей дорожно-транспортной преступности позволяет обеспечивать своевременное реагирование на ее негативные изменения, выявить детерминанты возникновения таких изменений и разработать эффективные меры профилактики указанных преступлений.

В настоящее время в России за год совершается в среднем 149 418 ДТП: в 2015 г. — 157 943, в 2016 г. — 150 860, в 2017 г. — 143 458, в 2018 г. — 148 142, в 2019 г. — 146 688, в 2020 г. — 145 073. Приведенные данные показывают, что за исследуемый период число ДТП сократилось на 7,1%.

Что касается дорожно-транспортных преступлений, то за период с 2015 по 2020 г. в Российской Федерации было официально зарегистрировано 128 073 преступления, предусмотренных ст. 264 УК РФ. Согласно данным ГИАЦ МВД России, количество преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в период с 2015 по 2019 г. составило: в 2015 г. — 26 662; в 2016 г. — 22 013; в 2017 г. — 21 007, в 2018 г. — 20 144, в 2019 г. — 19 618, в 2020 г. — 18 629 (таблица 1).

количество регистрируемых нарушений ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию, составило 222 312: в 2017 г. — 81 171, в 2018 г. — 73 106, в 2019 г. — 68 035, в 2020 г. — 68 438. Таким образом, за исследуемый период количество данных преступлений сократилось на 16,2% (табл. 2).

гистрированных преступлений по данной статье, а по ст. 264.1 УК — 85,3%.

Официальная статистка преступлений, предусмотренных ст. 268 УК РФ, не ведется. Поэтому проанализировать данный состав в статье не представляется возможным.

Таблица 1

Сведения о зарегистрированных в Российской Федерации преступлениях, предусмотренных ст. 264 УК РФ, за 2015—2020 гг.

Год 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Темп прироста, %

Всего преступлений 2 388 476 2 160 063 2 058 476 1 991 532 2 024 337 2 044 221 -15,2

Ст. 264 УК 26 662 22 013 21 007 20 144 19 618 18 629 -26,4

Таблица 2

Сведения о зарегистрированных в Российской Федерации преступлениях, предусмотренных ст. 264.1 УК РФ, за 2017—2019 гг.

Год 2017 2018 2019 2020 Темп прироста, %

Всего преступлений 2 058 476 1 991 532 2 024 337 2 044 221 -1,7

Ст. 264.1 УК РФ 81 171 73 106 68 035 68 438 -16,2

Уровень латентности преступных нарушений ПДД является невысоким и составляет около 2%. Данное обстоятельство связано с тем, что пострадавшие в ДТП всегда нуждаются в медицинской помощи, а информацию об этом скрыть невозможно по объективным причинам.

Из данных, приведенных в таблице 3, вытекает, что за исследуемый период количество лиц, совершивших преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ, сократилось с 26 430 человек в 2015 году до 16 874 человек в 2020 году, то есть

Как представляется, важно провести анализ количества выявленных лиц, совершивших дорожно-транспортные преступления. Проиллюстрируем динамику выявления таких лиц на основании данных официальной статистики МВД России, приведенных в таблице 3.

имеет место устойчивое снижение, которое составило 32,8%.

Важно отметить, что смертность от ДТП является одной из самых распространенных среди причин гибели людей.

рожно-транспортных преступлений приходится на пятницу (16,2%). В четверг совершается 15,7%, понедельник — 13,6%. Менее всего исследуемых преступлений совершается в субботу (11,8%) и воскресенье (10,6%) [2].

К. В. Порошина также отмечает, что дорожно-транспортные происшествия совершаются, как правило, в пятницу или субботу. При этом по времени суток это приходится на промежуток времени с 18 до 19 часов [3].

По данным А. Ю. Кравцова, абсолютный минимум дорожно-транспортных преступлений происходит с 4 до 5 часов, а максимальное их число приходится на 17—19 и 22—24 часа [4].

Стоит отметить, что в вечерние часы большинство ДТП совершается по вине водителей личного транспорта.

Согласно статистическим данным Госавтоинспекции, в 2020 году наибольшее число ДТП на дорогах России происходило по пятницам, но погибших в ДТП больше по субботам. На пятницу пришлось свыше 25 тысяч ДТП, в которых погибло более 2,4 тысячи человек. В субботу погибли в результате ДТП свыше 3 тысяч человек. Реже всего аварии на российских дорогах происходили в

Таблица 4

Сведения о лицах, погибших и раненных в результате ДТП, за период 2015—2020 гг.

Год 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Темп прироста, %

Погибло 19 011 16 933 15 691 15 297 14 420 16 152 -24,1

Ранено 207 985 200 622 191 648 196 653 195 037 183 040 -6,2

Итак, количество погибших в результате ДТП за исследуемый период сократилось на 24,1%, а раненых — на 6,2%. Данное обстоятельство можно объяснить тем, что в этом периоде наблюдалась тенденция к снижению и числа зарегистрированных дорожно-транспортных преступлений (на 26,4%).

В. И. Тарасова приводит данные исследования дорожно-транспортных преступлений, совершенных водителями маршрутных транспортных средств. Структура данных преступлений выглядит следующим образом: 34% таких случаев составили столкновения с транспортными средствами; 22% — наезды на пассажиров во время посадки (высадки) на остановках транспорта; 20% — наезды на пешеходов, пересекающих проезжую часть, на пешеходных переходах; 13% — наезды на неподвижное препятствие; 11% — выпадение пассажиров из салона маршрутного транспортного средства.

Одной из значимых криминологических характеристик дорожно-транспортных преступлений является время их совершения. По данным, приведенным Е. А. Таюрской и А. В. Шишмаре-вой, по дням недели самое большее число до-

Таблица 3

Сведения о выявленных в Российской Федерации лицах, совершивших преступления, предусмотренные ст. 264 УК РФ, за 2015—2020 гг.

Год 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Темп прироста, %

Всего преступников 1 075 333 1 015 875 967 103 931 107 884 661 852 506 -17,7

Ст. 264 УК РФ 26 430 20 199 19 265 18 539 17 754 16 874 -32,8

воскресенья и среды. В большинстве случаев ДТП совершались в утреннее и вечернее время.

Подобное распределение числа дорожно-транспортных преступлений во времени, на наш взгляд, можно объяснить возрастанием в указанный период интенсивности движения транспорта на дорогах, что ведет к увеличению вероятности ДТП.

Общественная опасность дорожно-транспортных преступлений и виновных в их совершении представляется вполне очевидной. В преступлениях данной категории большую значимость имеет «человеческий фактор», ибо примерно 80% из них совершается из-за нарушения водителями ПДД.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аюпова Г. Ш. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию : дис. ... канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2018. — 225 с.

2. Таюрская Е. А., Шишмарева Е. В. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений // Сибирский юридический вестник. — 2020. — № 2 (89). — С. 89—93.

3. Порошина К. В. Криминологические аспекты предупреждения дорожно-транспортных

преступлений // Проблемы реформирования российской государственности : материалы XIV Всероссийской конференции по национальному и международному праву. — Екатеринбург : Учебно-научная лаборатория <^АРШЭТ1А», 2019. — С. 395—399.

4. Кравцов А. Ю. Направления совершенствования индивидуального предупреждения дорожно-транспортной преступности // Сибирский юридический вестник. — 2016. — № 3. — С. 97—102.

REFERENCES

1. Ayupova G. Sh. Ugolovnaya otvetstvennost za narushenie pravil dorozhnogo dvizheniya litsom, podvergnutyim administrativnomu nakazaniyu : dis. ... kand. yurid. nauk. — Ekaterinburg, 2018. — 225 s.

2. Tayurskaya E. A., Shishmareva E. V. Krimi-nalisticheskaya harakteristika dorozhno-transport-nyih prestupleniy // Sibirskiy yuridicheskiy vestnik. — 2020. — # 2 (89). — S. 89—93.

3. Poroshina K. V. Kriminologicheskie aspektyi preduprezhdeniya dorozhno-transportnyih prestuple-

niy // Problemyi reformirovaniya rossiyskoy gosu-darstvennosti : materialyi XIV Vserossiyskoy konferentsii po natsionalnomu i mezhdunarod-nomu pravu. — Ekaterinburg : Uchebno-nauch-naya laboratoriya «SAPIENTIAL», 2019. — S. 395— 399.

4. Kravtsov A. Yu. Napravleniya sovershenstvo-vaniya individualnogo preduprezhde-niya dorozhno-transportnoy prestupnosti // Sibirskiy yuridicheskiy vestnik. — 2016. — # 3. — S. 97—102.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Новикова Елена Павловна. Доцент кафедры уголовного права и криминологии. Кандидат юридических наук, доцент.

Воронежский институт МВД России. E-mail: epasyaeva@mail.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-36.

Novikova Elena Pavlovna. Associate Professor of the chair of Criminal Law and Criminology. Candidate of Law, Associate Professor.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: epasyaeva@mail.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-36.

Ключевые слова: криминологическая характеристика; дорожно-транспортное преступление; нарушение правил дорожного движения.

Key words: criminological characteristics; traffic crime; violation of traffic rules.

УДК 343.7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.