Е. П. Новикова,
кандидат юридических наук, доцент
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS TRAFFIC CRIMES
В статье анализируется криминологическая характеристика преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения, рассматриваются данные статистики, иллюстрирующие состояние, структуру и динамику дорожно-транспортных преступлений в России.
The article analyzes the criminological characteristics of crimes related to violation of traffic rules, examines statistical data illustrating the state, structure and dynamics of road traffic crimes in Russia.
В современном мире человек не может существовать, развиваться и удовлетворять свои различные потребности без регулярного перемещения с использованием транспортных средств. Средства передвижения весьма разнообразны и позволяют любому человеку подобрать наиболее удобный и приемлемый для себя вариант. По данным аналитического агентства «Автостат», российский автопарк за период 2010—2020 гг. вырос на 30%. В начале 2010 года объем всех транспортных средств составлял 43,9 млн единиц, а в 2020 году он увеличился практически на 15 млн и составил 58,7 млн единиц.
Ежегодно на дорогах нашей страны происходит огромное количество дорожно-транспортных происшествий и преступлений, в результате которых погибают десятки тысяч человек и еще сотни тысяч получают серьезные травмы. В январе — декабре 2020 года на территории нашей страны произошло 137 662 ДТП (-11,07%), погибло 15 788 (-4,49%) и ранено 175 170 (-12,75%) человек из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств. За 2016—2020 годы количество ДТП сократилось на 8,7%, погибших — на 6,8%, раненых — на 12,7%.
Согласно официальным данным МВД России, в 2020 году зарегистрировано 18 629 преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Кроме того, зарегистрировано 68 438 нарушений правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию. За период с 2016 по 2020 год произошло сокращение количества преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств на 15,4%. За первые пять месяцев 2021 года зарегистрировано 7358 нарушений ПДД и 27 066 нарушений ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию.
Безопасность движения и эксплуатации транспорта проявляется в виде состояния защищенности граждан от движения и эксплуатации транспортных средств. Легальная дефиниция «безопасность дорожного движения» зафиксирована в ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В законодательной трактовке безопасность дорожного движения — это «состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных про-
исшествий и их последствий». Что касается безопасности эксплуатации транспортных средств, то, как отмечает Р. Ш. Аюпова, данное понятие предполагает состояние защищенности личности от дорожно-транспортных происшествий и причиняемого ими вреда, находящееся в зависимости от соответствия технического состояния транспортного средства предъявляемым к нему нормативным требованиям [1].
Структура дорожно-транспортных преступлений представлена следующими видами нарушений ПДД:
- превышение скорости движения, проезд перекрестков, обгон транспортных средств (более 23% от общего числа нарушений);
- управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения (12%);
- управление неисправным автотранспортным средством (2%).
Данные нарушения можно квалифицировать по статьям 264, 264.1 и 268 УК РФ.
Исследование проблемы предупреждения дорожно-транспортных преступлений предполагает анализ основных криминологически значимых по-
Как видим, в сравнении с 2015 г. наблюдается определенное сокращение числа регистрируемых дорожно-транспортных преступлений (-26,4%).
С 2017 г. ведется статистический учет преступлений, предусмотренных ст. 264.1 УК РФ. По данным ГиАц МВД России, за период с 2017 по 2019 г.
В силу специфики дорожно-транспортных преступлений большинство из них совершается в общественных местах (на улицах). Удельный вес дорожно-транспортных преступлений, совершенных в общественных местах, составляет: по ст. 264 УК РФ — в среднем 52,3% от общего числа заре-
казателей данных деяний. Проведение всестороннего анализа показателей дорожно-транспортной преступности позволяет обеспечивать своевременное реагирование на ее негативные изменения, выявить детерминанты возникновения таких изменений и разработать эффективные меры профилактики указанных преступлений.
В настоящее время в России за год совершается в среднем 149 418 ДТП: в 2015 г. — 157 943, в 2016 г. — 150 860, в 2017 г. — 143 458, в 2018 г. — 148 142, в 2019 г. — 146 688, в 2020 г. — 145 073. Приведенные данные показывают, что за исследуемый период число ДТП сократилось на 7,1%.
Что касается дорожно-транспортных преступлений, то за период с 2015 по 2020 г. в Российской Федерации было официально зарегистрировано 128 073 преступления, предусмотренных ст. 264 УК РФ. Согласно данным ГИАЦ МВД России, количество преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в период с 2015 по 2019 г. составило: в 2015 г. — 26 662; в 2016 г. — 22 013; в 2017 г. — 21 007, в 2018 г. — 20 144, в 2019 г. — 19 618, в 2020 г. — 18 629 (таблица 1).
количество регистрируемых нарушений ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию, составило 222 312: в 2017 г. — 81 171, в 2018 г. — 73 106, в 2019 г. — 68 035, в 2020 г. — 68 438. Таким образом, за исследуемый период количество данных преступлений сократилось на 16,2% (табл. 2).
гистрированных преступлений по данной статье, а по ст. 264.1 УК — 85,3%.
Официальная статистка преступлений, предусмотренных ст. 268 УК РФ, не ведется. Поэтому проанализировать данный состав в статье не представляется возможным.
Таблица 1
Сведения о зарегистрированных в Российской Федерации преступлениях, предусмотренных ст. 264 УК РФ, за 2015—2020 гг.
Год 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Темп прироста, %
Всего преступлений 2 388 476 2 160 063 2 058 476 1 991 532 2 024 337 2 044 221 -15,2
Ст. 264 УК 26 662 22 013 21 007 20 144 19 618 18 629 -26,4
Таблица 2
Сведения о зарегистрированных в Российской Федерации преступлениях, предусмотренных ст. 264.1 УК РФ, за 2017—2019 гг.
Год 2017 2018 2019 2020 Темп прироста, %
Всего преступлений 2 058 476 1 991 532 2 024 337 2 044 221 -1,7
Ст. 264.1 УК РФ 81 171 73 106 68 035 68 438 -16,2
Уровень латентности преступных нарушений ПДД является невысоким и составляет около 2%. Данное обстоятельство связано с тем, что пострадавшие в ДТП всегда нуждаются в медицинской помощи, а информацию об этом скрыть невозможно по объективным причинам.
Из данных, приведенных в таблице 3, вытекает, что за исследуемый период количество лиц, совершивших преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ, сократилось с 26 430 человек в 2015 году до 16 874 человек в 2020 году, то есть
Как представляется, важно провести анализ количества выявленных лиц, совершивших дорожно-транспортные преступления. Проиллюстрируем динамику выявления таких лиц на основании данных официальной статистики МВД России, приведенных в таблице 3.
имеет место устойчивое снижение, которое составило 32,8%.
Важно отметить, что смертность от ДТП является одной из самых распространенных среди причин гибели людей.
рожно-транспортных преступлений приходится на пятницу (16,2%). В четверг совершается 15,7%, понедельник — 13,6%. Менее всего исследуемых преступлений совершается в субботу (11,8%) и воскресенье (10,6%) [2].
К. В. Порошина также отмечает, что дорожно-транспортные происшествия совершаются, как правило, в пятницу или субботу. При этом по времени суток это приходится на промежуток времени с 18 до 19 часов [3].
По данным А. Ю. Кравцова, абсолютный минимум дорожно-транспортных преступлений происходит с 4 до 5 часов, а максимальное их число приходится на 17—19 и 22—24 часа [4].
Стоит отметить, что в вечерние часы большинство ДТП совершается по вине водителей личного транспорта.
Согласно статистическим данным Госавтоинспекции, в 2020 году наибольшее число ДТП на дорогах России происходило по пятницам, но погибших в ДТП больше по субботам. На пятницу пришлось свыше 25 тысяч ДТП, в которых погибло более 2,4 тысячи человек. В субботу погибли в результате ДТП свыше 3 тысяч человек. Реже всего аварии на российских дорогах происходили в
Таблица 4
Сведения о лицах, погибших и раненных в результате ДТП, за период 2015—2020 гг.
Год 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Темп прироста, %
Погибло 19 011 16 933 15 691 15 297 14 420 16 152 -24,1
Ранено 207 985 200 622 191 648 196 653 195 037 183 040 -6,2
Итак, количество погибших в результате ДТП за исследуемый период сократилось на 24,1%, а раненых — на 6,2%. Данное обстоятельство можно объяснить тем, что в этом периоде наблюдалась тенденция к снижению и числа зарегистрированных дорожно-транспортных преступлений (на 26,4%).
В. И. Тарасова приводит данные исследования дорожно-транспортных преступлений, совершенных водителями маршрутных транспортных средств. Структура данных преступлений выглядит следующим образом: 34% таких случаев составили столкновения с транспортными средствами; 22% — наезды на пассажиров во время посадки (высадки) на остановках транспорта; 20% — наезды на пешеходов, пересекающих проезжую часть, на пешеходных переходах; 13% — наезды на неподвижное препятствие; 11% — выпадение пассажиров из салона маршрутного транспортного средства.
Одной из значимых криминологических характеристик дорожно-транспортных преступлений является время их совершения. По данным, приведенным Е. А. Таюрской и А. В. Шишмаре-вой, по дням недели самое большее число до-
Таблица 3
Сведения о выявленных в Российской Федерации лицах, совершивших преступления, предусмотренные ст. 264 УК РФ, за 2015—2020 гг.
Год 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Темп прироста, %
Всего преступников 1 075 333 1 015 875 967 103 931 107 884 661 852 506 -17,7
Ст. 264 УК РФ 26 430 20 199 19 265 18 539 17 754 16 874 -32,8
воскресенья и среды. В большинстве случаев ДТП совершались в утреннее и вечернее время.
Подобное распределение числа дорожно-транспортных преступлений во времени, на наш взгляд, можно объяснить возрастанием в указанный период интенсивности движения транспорта на дорогах, что ведет к увеличению вероятности ДТП.
Общественная опасность дорожно-транспортных преступлений и виновных в их совершении представляется вполне очевидной. В преступлениях данной категории большую значимость имеет «человеческий фактор», ибо примерно 80% из них совершается из-за нарушения водителями ПДД.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аюпова Г. Ш. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию : дис. ... канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2018. — 225 с.
2. Таюрская Е. А., Шишмарева Е. В. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений // Сибирский юридический вестник. — 2020. — № 2 (89). — С. 89—93.
3. Порошина К. В. Криминологические аспекты предупреждения дорожно-транспортных
преступлений // Проблемы реформирования российской государственности : материалы XIV Всероссийской конференции по национальному и международному праву. — Екатеринбург : Учебно-научная лаборатория <^АРШЭТ1А», 2019. — С. 395—399.
4. Кравцов А. Ю. Направления совершенствования индивидуального предупреждения дорожно-транспортной преступности // Сибирский юридический вестник. — 2016. — № 3. — С. 97—102.
REFERENCES
1. Ayupova G. Sh. Ugolovnaya otvetstvennost za narushenie pravil dorozhnogo dvizheniya litsom, podvergnutyim administrativnomu nakazaniyu : dis. ... kand. yurid. nauk. — Ekaterinburg, 2018. — 225 s.
2. Tayurskaya E. A., Shishmareva E. V. Krimi-nalisticheskaya harakteristika dorozhno-transport-nyih prestupleniy // Sibirskiy yuridicheskiy vestnik. — 2020. — # 2 (89). — S. 89—93.
3. Poroshina K. V. Kriminologicheskie aspektyi preduprezhdeniya dorozhno-transportnyih prestuple-
niy // Problemyi reformirovaniya rossiyskoy gosu-darstvennosti : materialyi XIV Vserossiyskoy konferentsii po natsionalnomu i mezhdunarod-nomu pravu. — Ekaterinburg : Uchebno-nauch-naya laboratoriya «SAPIENTIAL», 2019. — S. 395— 399.
4. Kravtsov A. Yu. Napravleniya sovershenstvo-vaniya individualnogo preduprezhde-niya dorozhno-transportnoy prestupnosti // Sibirskiy yuridicheskiy vestnik. — 2016. — # 3. — S. 97—102.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Новикова Елена Павловна. Доцент кафедры уголовного права и криминологии. Кандидат юридических наук, доцент.
Воронежский институт МВД России. E-mail: epasyaeva@mail.ru
Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-36.
Novikova Elena Pavlovna. Associate Professor of the chair of Criminal Law and Criminology. Candidate of Law, Associate Professor.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: epasyaeva@mail.ru
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-36.
Ключевые слова: криминологическая характеристика; дорожно-транспортное преступление; нарушение правил дорожного движения.
Key words: criminological characteristics; traffic crime; violation of traffic rules.
УДК 343.7