Научная статья на тему 'Криминальное насилие молодежи: анализ концептуальных подходов'

Криминальное насилие молодежи: анализ концептуальных подходов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
333
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ / КРИМИНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ / АГРЕССИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА / ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гомонов Н.Д., Труш В.М., Пирогов П.П., Тимохов В.П.

В статье проводится анализ концептуальных подходов к объяснению причин криминального насилия молодежи. Акцентируется внимание на психологических детерминантах, вызывающих агрессивное поведение. Насильственное поведение проявляется в процессе взаимодействия социума и особенностей конкретной личности. Рассматриваются психодинамический, поведенческий, когнитивный, личностный подходы. В генезисе криминальной агрессии молодежи необходимо учитывать факты наличия психопатии, злоупотребления психоактивными веществами, психических заболеваний. Психические девиации могут выступать звеном в механизме преступного поведения, однако они сами не являются его причиной. Психологическая коррекция личности представляется эффективным фактором предупреждения криминального насилия. Программы первичной профилактики должны включать стратегии, направленные на выявление и устранение личностных проблем и расстройств до того, как они приведут к преступному поведению. Применение мероприятий психологического плана, в конечном итоге, приведет к снижению уровня насильственных преступлений в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Криминальное насилие молодежи: анализ концептуальных подходов»

Криминальное насилие молодежи: анализ концептуальных подходов

Гомонов Николай Дмитриевич,

доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета СЗИ(Ф) МГЭУ, Gomonov_Nikolay@mail.ru

Труш Владимир Михайлович,

кандидат психологических наук, психолог, психологической лаборатории ФКУ ИК-16, УФСИН России по Мурманской области, krist56@mail.ru

Пирогов Павел Павлович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции СЗИ(Ф) МГЭУ, , ppp17@mail.ru

Тимохов Виктор Петрович,

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин, Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, tvp1986@yandex.ru

В статье проводится анализ концептуальных подходов к объяснению причин криминального насилия молодежи. Акцентируется внимание на психологических детерминантах, вызывающих агрессивное поведение. Насильственное поведение проявляется в процессе взаимодействия социума и особенностей конкретной личности. Рассматриваются психодинамический, поведенческий, когнитивный, личностный подходы. В генезисе криминальной агрессии молодежи необходимо учитывать факты наличия психопатии, злоупотребления психоактивными веществами, психических заболеваний. Психические девиации могут выступать звеном в механизме преступного поведения, однако они сами не являются его причиной. Психологическая коррекция личности представляется эффективным фактором предупреждения криминального насилия. Программы первичной профилактики должны включать стратегии, направленные на выявление и устранение личностных проблем и расстройств до того, как они приведут к преступному поведению. Применение мероприятий психологического плана, в конечном итоге, приведет к снижению уровня насильственных преступлений в молодежной среде.

Ключевые слова: преступление, преступность, криминальное насилие, агрессия, молодежь, личность преступника, изучение личности, предупреждение

X 2 о о

CSI

Проблема насилия в молодежной среде является важной темой в рамках современной криминологической науки. Криминологи и криминальные психологи, прежде всего, сосредотачиваются на исследовании особенностей взаимодействия индивидуальных характеристик личности с социальной средой, вызывающих насильственное событие. В указанном процессе зачастую игнорируется биологическая основа преступления, а внимание акцентируется на том, как психические процессы влияют на индивидуальные склонности к насилию. Поэтому предметом исследования выступает связь между обучением, интеллектом, личностью и агрессивным поведением. Мы покажем основные подходы к объяснению насильственного поведения молодежи - психодинамический подход, поведенческий, когнитивный и теорию личности. Также рассмотрим связь между психическим отклонением и насилием.

Психодинамический подход во многом основан на идеях S. Freud. Так, он считал, что человеческое поведение, включая насильственное поведение, является продуктом «бессознательных» сил, действующих в уме человека. Он утверждал, что опыт раннего детства оказывает глубокое влияние на поведение подростков, а конфликты, возникающие на разных психосексуальных стадиях развития, могут повлиять на способность человека нормально функционировать в будущем. Таким образом, для S. Freud агрессия была основным человеческим импульсом, который подавляется у хорошо адаптированных людей, которые пережили нормальное детство. Однако, если агрессивный импульс не контролируется или подавляется в недостаточной степени, некоторая агрессия может «просочиться» из бессознательного, и человек может совершать случайные акты насилия. S. Freud назвал это «перемещенной агрессией». Однако он сравнительно мало теоретизировал о преступлениях или насилии.

Современное развитие этого подхода мы находим в работах G. Ammon, который разработал представление о принципе «социальной энергии», возникающей на основе межличностных отношений и передаваемой людьми «межчеловеческой психической энергии», обеспечивающей взаимодействие людей [1]. Основываясь на его Я-

структурной теории личности, наши исследования компонентов личности преступника направлены на выявление таких особенностей личности, которые в совокупности разрешают, оправдывают и подводят логическую основу под совершение преступления. Совокупность таких личностных особенностей мы назвали «криминогенная зараженность личности» [2]. В перечень таких особенностей, естественно, включается и снижение самоконтроля. Но Gottfredson и T. Hirschi анализу подвергают только один компонент - снижение личностного самоконтроля, при этом оставляя вне своего внимания остальные компоненты личности. Сказанное дает нам возможность утверждать, что общая теория, по сути, является частным случаем «теории криминогенной зараженности» [3, 4, 5], основу которой, в свою очередь, составляет теория опасного состояния R. Garofalo [6,7,8].

Среди психоаналитиков, детально изучавших детерминацию преступности, можно выделить A. Aichhorn. В отличие от многих социологов своего времени, он считал, что воздействие стрессовой социальной среды автоматически не приводит к преступлению или насилию. В конце концов, большинство молодых людей подвержены сильному стрессу, но не участвуют в серьезных формах преступности. A. Aichhorn полагал, что стресс порождает преступление только у тех, у кого есть особое психическое состояние, известное как скрытая преступность. Скрытую преступность он называл следствием неадекватной социализации в детстве, которая проявляется в необходимости немедленного удовлетворения потребности, импульсивности, отсутствии эмпатии и неспособности чувствовать вину [9]. Поэтому психоаналитики стали рассматривать насильственных преступников как личностей, которые не могут контролировать свои импульсивные стремления к удовольствию. Также утверждается, что молодежь со слабым эго является незрелой и легко ведет к преступлениям и насилию со стороны девиантных сверстников. Таким образом, психодинамические теории изображают насильственного преступника как импульсивного, разочарованного человека, в формировании которого большую роль играют события или проблемы, которые произошли в раннем детстве.

Теория поведения утверждает, что все человеческое поведение, в том числе насильственное поведение молодежи, проявляется через взаимодействие с социальной средой. Бихевиористы утверждают, что люди не рождаются с насильственными тенденциями. Скорее всего, они начинают думать и действовать агрессивно в результате своего повседневного опыта [10]. Сторонники бихевиористского подхода утверждают, что этот опыт может включать наблюдение за вознаграждением друзей или семьи за жестокое поведение или даже прославление насилия в средствах массовой информации. Так, исследования семейной жизни показывают, что агрессивные дети часто моделируют агрессивное поведение своих родителей.

В рамках поведенческого подхода определены факторы, вызывающие насилие: 1) стрессовое событие, которое вызывает возбуждение; 2) агрессивные навыки или приемы, полученные в результате наблюдения за другими; 3) убеждение в том, что агрессия или насилие будут социально вознаграждены; 4) система ценностей, которая оправдывает насильственные действия в определенных социальных контекстах.

Когнитивные теоретики акцентируют внимание на том, как люди воспринимают свою социальную среду и учатся решать проблемы. Перспектива нравственного и интеллектуального развития является отраслью когнитивной теории, которая больше всего связана с изучением преступности и насилия. Так, дети начинают реагировать на свою социальную среду простым способом, сосредотачивая свое внимание на интересных объектах и развивая свои моторные навыки. К завершающей стадии развития дети развиваются в зрелых взрослых, способных к сложному мышлению и абстрактному мышлению. L. Kohlberg утверждал, что все люди проходят через шесть различных этапов нравственного развития. На шестой стадии люди подчиняются закону потому, что они верят в универсальные принципы справедливости, равенства и уважения к другим [11]. В своем исследовании он обнаружил, что у насильственной молодежи было значительно ниже моральное развитие, чем у ненасильственной молодежи. Кроме того, люди с более низким уровнем морали будут участвовать в преступлениях и насилии, когда они надеются избежать наказания, а люди с более высоким уровнем морали будут воздерживаться от преступного поведения, потому что считают такое поведение неправильным.

Согласно теоретикам обработки информации, несовершеннолетние лица, совершающие насилие, могут неправильно использовать информацию в процессе принятия решений. Так, молодежь, склонная к насилию, может считать людей более агрессивными, чем на самом деле. Поэтому некоторые молодые люди будут отвечать насилием при малейшей провокации. Согласно этой точке зрения, агрессивные дети более подозрительны, чем нормальная молодежь, - этот фактор значительно увеличивает вероятность их участия в насильственном поведении. Исследования показывают, что некоторые молодые люди, совершающие насильственные нападения, абсолютно уверены, что они защищают себя, даже в случае неверного истолкования уровня угрозы [412, с. 404410]. Интересно, что мужчины-насильники часто мало сочувствуют своим жертвам, но сочувствуют женщинам-жертвам других сексуальных преступлений. Данный вывод свидетельствует о том, что из-за проблем с обработкой информации некоторые правонарушители не могут распознать вред, который они наносят другим [13, с. 17-21].

Психологическая концепция «личности» была определена исследователями как устойчивые модели поведения, мыслей или действий, которые отличают одного человека от другого. Поэтому

5

m

о т;

>

У

т; А

X 2

о сч

О!

криминологи утверждали, что определенные типы личности более склонны к преступному поведению. Например, Б. Glueck и Е. Glueck выявили ряд черт личности, которые, по их мнению, были связаны с насилием, в том числе самоутверждение, неповиновение, экстраверсия, нарциссизм и подозрение [14]. Совсем недавно исследователи связывали насильственные действия с такими чертами, как враждебность, эгоизм, злобность, ревность и безразличие или отсутствие сочувствия к другим. Также было установлено, что преступникам не хватает амбиций и настойчивости, им трудно контролировать свой характер и другие побуждения, и они чаще, чем обычные люди, придерживаются нетрадиционных убеждений. Подростки, склонные к насилию, обычно реагируют на неприятные события или ситуации сильными негативными эмоциями [15, с. 35-41]. Они часто чувствуют стресс, беспокойство и раздражительность перед лицом неблагоприятных социальных событий или условий [16, с. 118-134 ]. Психологическое тестирование также показывает, что склонная к преступности молодежь импульсивна, параноидальна, агрессивна, враждебна и быстро принимает меры против предполагаемых явных или мнимых угроз [17, с.163-195].

Исследования показывают, что у некоторых несовершеннолетних насильственных преступников имеет место серьезный дефект личности, обычно известный как психопатия. Психопаты импульсивны, не испытывают чувство вины и часто нарушают права других. Мы описываем их как эгоцентричных, манипулятивных, хладнокровных, сильных и неспособных испытывать беспокойство или раскаяние по поводу своих насильственных действий. Психопаты, как правило, оправдывают и рационализируют свои действия [18, с. 156-164]. Они более склонны к насилию по сравнению с уровнем популяции. Данные наших исследований также свидетельствуют о том, что психопаты часто продолжают свою криминальную карьеру намного дольше других преступников. Примерно 34 процента осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющих психические девиации, являются психопатами [19, с. 6874]. В целом, исследования показывают, что психопаты значительно чаще демонстрируют насилие, чем другие категории преступников. Диагноз психопатии у юношей является четким предиктором будущего насилия в зрелом возрасте. Результаты также показывают, что психопатия в значительной степени связана с рецидивом преступной деятельности.

Наши исследования показывают, что на фоне депрессии вполне возможно проявление агрессивных тенденций несовершеннолетних как дома, так и в школе. Однако некоторые эксперты полагают, что молодежь, страдающая аффективными расстройствами, на самом деле более склонна к самоотречению и аутоагрессии, чем к насильственным действиям по отношению к другим [20, с. 9-13].

В целом, проведенные нами исследования подтверждают гипотезу, согласно которой психиче-

ская девиация может выступать первичным элементом механизма преступного поведения. Но она оказывает только опосредованное влияние на поведение путем формирования патопсихологического комплекса, не являясь первопричиной преступления.

В процессе анализа причин криминальной агрессии несовершеннолетних не стоит упускать из виду, что те же социальные условия, которые порождают насильственное поведение - безнадзорность детей, жестокое обращение с детьми, давление со стороны сверстников и бедность - также могут вызывать и психические девиации [21, с. 8889].

Злоупотребление психоактивными веществами, включая алкоголь, официально признано психическим заболеванием. Мы установили, что существует выраженная положительная корреляция между уровнями злоупотребления психоактивными веществами и насилия. Предполагается, что алкоголь и наркотики могут воздействовать на насилие несколькими способами. Прежде всего, алкоголь и наркотики могут оказывать психофармакологические эффекты, которые ухудшают познавательную способность и впоследствии увеличивают вероятность агрессивного поведения. Воздействие психоактивных веществ на неокрепшую психику несовершеннолетнего вызывает снижение роли социальных ограничений, дает возможность действовать в соответствии с их насильственными побуждениями. Криминологические исследования показывают, что социальные последствия употребления алкоголя существенно различаются в разных странах. В некоторых странах алкогольное опьянение связано с насилием, а в других - нет. Следовательно, некоторые люди могут использовать факт употребления алкоголя или наркотиков в качестве оправдания своего агрессивного поведения. Примечательно, что люди более снисходительны к лицам, совершающим насильственные действия в состоянии опьянения, и меньше прощают людей, которые совершают насилие в трезвом состоянии [22, с. 195-213]. Наркомания, как правило, приводит к увеличению экономических потребностей. Так, многие наркоманы вынуждены совершать насильственные преступления, чтобы быстро получить деньги на очередную дозу наркотика.

За последние годы исследование психологических аспектов криминального насилия несовершеннолетних оказало серьезное влияние на политику предупреждения преступности. Программы первичной профилактики включают стратегии, направленные на выявление и устранение личностных проблем и расстройств до того, как они приведут к преступному поведению. Субъектами профилактического воздействия выступают центры семейной терапии, ассоциации психического здоровья, администрации школ, учителя, социальные работники, молодежные суды и работодатели. Предполагается, что расширение таких мероприятий психологического плана в конечном итоге приведет к снижению уровня насильственных преступлений в молодежной среде.

Не следует забывать и о постпенитенциарном предупреждении, которое предполагает психологическое воздействие после того, как преступление было совершено и преступник стал вовлеченным в систему уголовного правосудия. Многие из этих программ основаны на принципах социального обучения. Кроме того, как только осужденные попадают в исправительные учреждения, они подвергаются психологической оценке для определения уровня их криминогенной зараженности. Участие в таких программах также может быть условием условно-досрочного освобождения. В последнее время возникли серьезные споры относительно эффективности реабилитационных усилий психологического плана в рамках исправительных учреждений.

Таким образом, находясь в объеме биосоциальных теорий, психологические теории сосредоточены на выявлении и коррекции отдельных признаков, которые могут предрасполагать человека к криминальному насильственному поведению. В то же время, последователи психологического подхода в объяснении причин преступного поведения неоднократно получали упреки в относительном игнорировании социальных детерминант преступности - бедности, социальном неравенстве, стратификации общества, национальной розни, которые также могут оказать существенное влияние на криминальное насильственное поведение. Однако такие факторы уже были исследованы достаточно широким кругом социологических теорий преступного поведения.

Литература

1. Ammon G. Handbuch der dynamischen Psychiatrie / Hrsg. G. Ammon: Bd. 2. - Munchen: Reinhardt, 1982.

2. Труш, В. М. Исследование личности преступника с применением психодинамически ориентированного подхода: Монография / В. М. Труш, Н. Д. Гомонов. - Мурманск: Кн. изд-во, 2013. - 139 с.

3. Труш, В. М. Криминогенная зараженность личности преступника: понятие, основание и реализация / В. М. Труш, Н. Д. Гомонов // Юридические исследования. - 2017. - № 12. - С. 35-63. DOI: 10.25136/2409-7136.2017.12.24714. URL: http://e-notabene.ru/lr/article_24714.html

4. Труш, В. М. Криминогенная зараженность личности преступника с позиции судьбоанализаL. Szondi / М. В. Труш, Н. Д. Гомонов // Юридические исследования. - 2018. - № 1. - С. 1-30. DOI: 10.25136/2409-7136.2018.1.25092. URL: http://e-notabene.ru/lr/article_25092.html

5. Труш, В. М. Методологические и психологические аспекты исследования криминогенности личности преступника: Монография / В. М. Труш, Н. Д. Гомонов. - Мурманск: Рекламный центр «Тритон ДеЛюкс», 2016. - 226 с.

6. Garofalo R. Criminologia: studio sul delitto, sulle sue cause e sui mezzi di repressione. — Torino: Fratelli Bocca, 1885.

7. Garofalo R. Polemica in difesa della Scuola criminale positiva. — Bologna: Zanichelli, 1886.

8. Garofalo R. Criminologia: studio sul delitto e sulla teoria della repressione. — Torino: Fratelli Bocca, 1891.

9. Aichorn, August. Wayward Youth. New York: Viking Press, 1935.

10. Bandura, Albert. Social Learning Theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1977.

11. Kohlberg, L. Stages in the Development of Moral Thought and Action. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1969.

12. Lochman, J. Self and peer perceptions of at-tributional biases of aggressive and non-aggressive boys in dyadic interactions. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 55, 1987, 404-410.

13. Lipton, D., E. McDonel and R. McFall. Hetero-social perception in rapists. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 55, 1987, 17-21.

14. Glueck, Sheldon and Eleanor Glueck. Unraveling Juvenile Delinquency. Cambridge: Harvard University Press, 1950.

15. Саблина, Л. С. Криминогенное поведение несовершеннолетних: Учебное пособие / Л. С. Саблина, Н. Д. Гомонов, А. В. Баженов / Под общ. ред. В. П. Сальникова: Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности; Московская академия экономики и права. СПб.: Фонд «Университет», 2003. - 135 с.

16. Гомонов, Н. Д. Социально опасное поведение несовершеннолетних с психическими отклонениями / Н. Д. Гомонов, А. В. Баженов. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2006. - 250 с.

17.A, Caspi, T. Moffitt, P. Silva, M. Stouthamer-Loeber, R. Krueger and P. Schmutte. Are some people crime prone? Replications of the personality-crime relationship across countries, genders, races and methods. Criminology, 32, 1994, 163-195.

18. Гомонов, Н. Д. Личность преступника с психическими девиациями / Н. Д. Гомонов, В. М. Труш, В. П. Тимохов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». - 2018. № 5. - С. 156-164.

19. Гомонов, Н. Д. Психические девиации и преступное поведение (криминологический и уголовно-правовой анализ): Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.08 / Гомонов Николай Дмитриевич. СПб. 2002. 496 с.

20. Hillbrand, Marc, J. Krystal, K. Sharpe and H. Foster. Clinical predictors of self-mutilation in hospitalized patients. Journal of Nervous and Mental Disease, 182, 1994, 9-13.

21. Баженов, А. В. Детерминация и превенция девиантного поведения несовершеннолетних в Рос-сии: Монография / А. В. Баженов, Н. Д. Гомонов, Ф. Ю. Сафин / М-во образования и науки Российской Федерации, гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Санкт-Петербургский гос. ун-т аэрокосмического приборостроения. СПб.: Изд-во ГУАП, 2010. - 192 с.

22. White, Helen Raskin. A summary of research on drug related violence. In M. Zahn, H. Brownstein and S. Jackson (Eds.), Violence from Theory to Research, New York: LexisNexis and Anderson Publishing, 2004, 195-213.

5

■о

-C

m

о т;

>

У

т; А

Criminal abuse of youth: an analysis of conceptual approaches Gomonov N.D., Trush V.M., Pirogov P.P., Timokhov V.P.

Moscow Humanities and Economics University, Russian Federal Penitentiary Service in Murmansk region, Moscow Ministry of Internal Affairs University named after V.Y. Kikot The article analyzes the conceptual approaches to explaining the causes of young people criminal violence. Attention is focused on psychological determinants that cause aggressive behavior. Violent behavior is manifested in the process of interaction between society and a particular person characteristics. Psychodynamic, behavioral, cognitive, personal approaches are considered. In the genesis of young people criminal aggression it is necessary to take into account the facts of the psychopathy, substance abuse, mental illness presence. Mental deviations can be a link in the mechanism of criminal behavior, but they themselves are not its cause. Psychological personality correction is an effective factor in the prevention of criminal violence. Primary prevention programs should include strategies aimed at identifying and eliminating personality problems and disorders before they lead to criminal behavior. The use of psychological measures will ultimately lead to a decrease in the level of violent crime among the youth. Keywords: crime, criminality, criminal violence, aggression, youth,

criminal personality, personality study, prevention References

1. Ammon G. Handbuch der dynamischen Psychiatrie / Hrsg. G.

Ammon: Bd. 2. - Munchen: Reinhardt, 1982.

2. Trush, V. M. Research on the personality of the criminal using a

psychodynamically oriented approach: Monograph / V. M. Trush, N. D. Gomonov. - Murmansk: Prince. publishing house, 2013. - 139 p.

3. Trush, V. M. Criminogenic infection of the personality of the

criminal: concept, basis and implementation / V. M. Trush, N. D. Gomonov // Legal Studies. - 2017. - № 12. - p. 35-63. DOI: 10.25136 / 2409-7136.2017.12.24714. URL: http://e-notabene.ru/lr/article_24714.html

4. Trush, V.M. Criminogenic infection of the personality of the criminal from the standpoint of fate analysis. Szondi / M.V. Trush, N.D. Gomonov // Legal Studies. - 2018. - № 1. - p. 1-30. DOI: 10.25136 / 2409-7136.2018.1.25092. URL: http://e-notabene.ru/lr/article_25092.html

5. Trush, V. M. Methodological and psychological aspects of the

study of the criminality of the personality of the perpetrator: Monograph / V. M. Trush, N. D. Gomonov. - Murmansk: Triton DeLux Advertising Center, 2016. - 226 p.

6. Garofalo R. Criminologia: studio sul delitto, sulle sue cause e sui

mezzi di repressione. - Torino: Fratelli Bocca, 1885.

7. Garofalo R. Polemica in difesa della Scuola criminale positiva. -

Bologna: Zanichelli, 1886.

8. Garofalo R. Criminologia: studio sul delitto e sulla teoria della

repressione. - Torino: Fratelli Bocca, 1891.

9. Aichorn, August. Wayward Youth. New York: Viking Press, 1935.

10. Bandura, Albert. Social Learning Theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1977.

11. Kohlberg, L. Stages in the Development of Moral Thought and Action. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1969.

12. Lochman, J. Self and Peer Perceptions of Attribution. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 55, 1987, 404-410.

13. Lipton, D., E. McDonel and R. McFall. Heterosocial perception in rapists. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 55, 1987, 17-21.

14. Glueck, Sheldon and Eleanor Glueck. Unraveling Juvenile Delinquency. Cambridge: Harvard University Press, 1950.

15. Sablina, L. S. Criminogenic behavior of minors: Study Guide / L. S. Sablina, N. D. Gomonov, A. V. Bazhenov / Ed. ed. V. P. Salnikova: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Academy of Law, Economics and Life Safety; Moscow Academy of Economics and Law. SPb .: University Foundation, 2003. - 135 p.

16. Gomonov, N. D. Socially dangerous behavior of minors with mental disabilities / N. D. Gomonov, A. V. Bazhenov. -Murmansk: MGTU Publishing House, 2006. - 250 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. A, Caspi, T. Moffitt, P. Silva, M. Stouthamer-Loeber, R. Krueger and P. Schmutte. Are some people crime prone? Replications of the personality-crime relationship across countries, genders, races and methods. Criminology, 32, 1994, 163-195.

18. Gomonov, N. D. The personality of the criminal with mental deviations / N. D. Gomonov, V. M. Trush, V. P. Timokhov // Modern science: actual problems of theory and practice. Series "Economics and Law." - 2018. № 5. - p. 156-164.

19. Gomonov, N. D. Mental deviations and criminal behavior (criminological and criminal law analysis): Dis. ... Dr. Juridical Sciences: 12.00.08 / Gomonov Nikolay Dmitrievich. SPb. 2002. 496 p.

20. Hillbrand, Marc, J. Krystal, K. Sharpe and H. Foster. Clinical predictors of hospitalized patients. Journal of Nervous and Mental Disease, 182, 1994, 9-13.

21. Bazhenov, A. V. Determination and Prevention of Deviant Behavior of Minors in Russia: Monograph / A. V. Bazhenov, N. D. Gomonov, F. Yu. Safin / Ministry of Education and Science of the Russian Federation, State. educational institution of higher. prof. Education St. Petersburg State. University of Aerospace Instrumentation. SPb .: Publishing house of SUAI, 2010. - 192 p.

22. White, Helen Raskin. A summary of research on drug related violence. In M. Zahn, H. Brownstein and S. Jackson (Eds.), Violence from Theory to Research, New York: LexisNexis and Anderson Publishing, 2004, 195-213.

X 2

0 cs

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.