Научная статья на тему 'КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОФИЛИРОВАНИЕ, ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА, ЕГО УМЕНИЙ И НАВЫКОВ'

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОФИЛИРОВАНИЕ, ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА, ЕГО УМЕНИЙ И НАВЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
300
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
профайлинг / криминалистическое профилирование / личность преступника / судебная экспертиза

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карташева Арина Юрьевна, Аюпов Владимир Шамильевич

В данной статье рассматриваются выделенные авторами дедуктивный и индуктивный подход к изучению личности преступника субъектами оперативно-розыскной деятельности и предварительного расследования, определяется роль профайлинга, его место в системе криминалистического изучения личности преступника и выявляются некоторые его перспективы, поднимается вопрос его интерпретации в качестве криминалистической экспертизы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОФИЛИРОВАНИЕ, ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА, ЕГО УМЕНИЙ И НАВЫКОВ»



SCIENCE TIME

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОФИЛИРОВАНИЕ, ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА, ЕГО УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Карташева Арина Юрьевна,

Кемеровский государственный университет, г. Новокузнецк

E-mail: iron-arnold@internet. ru

Актов Владимир Шамилъевич, Кузнецкий металлургический техникум им. Бардина И.П., г. Новокузнецк

E-mail: ayupov_vsh@gouspo-kmt.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются выделенные авторами дедуктивный и индуктивный подход к изучению личности преступника субъектами оперативно-розыскной деятельности и предварительного расследования, определяется роль профайлинга, его место в системе криминалистического изучения личности преступника и выявляются некоторые его перспективы, поднимается вопрос его интерпретации в качестве криминалистической экспертизы.

Ключевые слова: профайлинг, криминалистическое профилирование, личность преступника, судебная экспертиза.

Криминалистическое исследование личности преступника - это комплексное понятие. В него включается и габитоскопия - его внешний облик, и «классический» набор информационных данных о человеке - данные его документов, его психологический, а иногда - психиатрический портрет, данные о специфических характерных заболеваниях; это воссозданный криминалистической системой исследований сам человек или те его особенности, касающиеся расследуемого преступления [8].

В теории оперативно-розыскной деятельности выделяют три вехи сбора данных о человеке - информационные данные, оперативные данные и разведывательные данные. Информационные данные - паспортные данные -фамилия, имя и отчество, дата рождения, пол, внешний облик, регистрационные номера документов, сведения об образовании, о месте работы, общей деятельности, о его составе семьи, месте прописки, информация о привлечении человека к административной и уголовной ответственности, сведения о воинской службе, социальные сети, сайты, на которых он зарегистрирован и которые он ведет, данные о его характерных заболеваниях, включая психиатрические, вследствие которых он может состоять на учете в ПНД. Оперативные данные - это добавление к информационному портрету

1 SCIENCE TIME 1

социального и некоторых оговорок к формальностям - допустим, человек, что будет иметь значение, может работать в какой-либо организации исключительно фиктивно, не быть судимым, но в отношении него имелись материалы оперативных проверок, которые не дошли до возбуждения уголовных дел, или возбуждались уголовные дела, производство по которым прекращалось, то, как он характеризуется по месту учебы, работы, службы, проживает ли по месту прописки. Разведывательные данные наслаивают сведения о социальных связях человека, его личных планах, его морально-нравственный портрет, при возможности - психологический - то, чем он живет. Может случиться такое, что по всем выше указанным пунктам человека можно охарактеризовать положительно, но фактически он окажется тесно связанным с организованной преступной средой [9]. Уже от этих данных можно переходить к сопоставлению с предположительно содеянным, следами содеянного, потерпевшим и др.

Этот метод - дедуктивный, и составить полноценный портрет личности преступника с помощью него возможно лишь тогда, когда таковой известен -прежде всего, органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность. Задача по сбору такой информации на стадии раскрытия преступления решается комплексом оперативно-розыскных мероприятий, начиная от наведения справок и заканчивая оперативным внедрением, на ранних стадиях предварительного расследования эта информация может дополниться заключениями экспертов, полученных в результате назначения судебно-психологических, судебно-психиатрических экспертиз.

Иной вопрос - когда личность потенциального подозреваемого установить не представляется возможным после получения сообщения о совершенном преступлении и осмотре места происшествия. Тогда поможет только индуктивный метод криминалистического профилирования - так мы подошли к самому интересному.

От частных обстоятельств - следов преступления, их характерной манеры - так называемого «почерка» преступника, личности жертвы, приходится идти к общим выводам о личности преступника (преступников), которые могли совершить данное деяние. Эти задачи ставит криминалистический профайлинг, целью которого является если не указать на конкретного подозреваемого, то сузить круг таковых, сделав расследование эффективным [1].

Более распространены ситуации неизвестности личности преступника во время краж или убийств.

Например, на месте происшествия квартирной кражи в квартире разнообразие следов разных видов и размеров грязной обуви, оставленные огрызки, конфетные фантики и упаковки от еды, банки от энергетиков, окурки, могу свидетельствовать о том, что кража была совершена группой лиц подросткового возраста. Будет иметь значение и то, что обратились с заявлением об обнаружении признаках преступления пожилые люди, поживавшие в этой квартире - понятное дело, что у зажиточных, социально устоявшихся людей

1 SCIENCE TIME 1

среднего возраста с доходами выше среднего на кражу осмелится скорее профессиональный квартирный вор [10].

Посредством чего делаются эти выводы? Можно отметить, что так именуемый профайлинг (профилирование личности преступника по следам преступления и жертве) используется при расследовании преступлений в нашей стране как постоянный, но «интуитивный» метод, который реализуется анализом комплексных данных различных экспертиз, оперативно-розыскных мероприятий, обстановки следственных действий, главным образом - осмотра места происшествия, на который все остальное наслаивается. Поэтому к участию в деле соответствующего специалиста или эксперта-профайлера относятся пренебрежительно. Для примера - обнаружены признаки убийства влиятельного предпринимателя, отличавшегося по имеющейся о нем оперативной информации дерзостью в принятии решений, неосторожностью и пристрастием открыто демонстрировать свою влиятельность. На месте происшествия имелись признаки тщательного сокрытия следов преступления; были найдены стреляная гильза и пистолет. Заключение судебно-медицинского эксперта постанавливает, что смерть потерпевшего наступила в результате огнестрельного ранения, а при вскрытии трупа была изъята пуля. Судебно-баллистическая экспертиза подтвердила, что выстрел был произведен из найденного при осмотре места происшествия оружия, установила соответствие, что найденная на месте происшествия гильза и изъятая пуля составляли один патрон, стрелянный из пистолета, найденного на месте происшествия, установлено, что произвольный выстрел места не имел, а также выявлено, что данное огнестрельное оружие не является кустарным, однако, на учёте оно не состоит [2].

Данная информация наталкивает на выдвижение версий о том, что:

1. Данное преступление могло быть совершено лицами, имеющими доступ к незаконному обороту оружия и связанными с ним;

2. Данное преступление могло быть совершено лицами, связанными со средой организованной преступной группы или сообщества;

3. Данное преступление могло быть совершено по найму.

Так, круг подозреваемых в совершенном деянии сузился, а одна из главных целей профайлинга в криминалистике, повторимся - сузить круг подозреваемых; после выдвижения данных версий можно перейти к проверкам имеющихся данных материалов оперативных учетов, уголовных дел, поскольку вполне вероятно, что эти версии соответственно могут указать на ряд конкретных (или конкретное) лиц, ранее замеченных в поле указанной социальной среды [2].

В истории российской криминалистики, глаза правоохранительных органов на необходимость наблюдения личностных черт преступника в следах преступления открылись во время расследования дела Андрея Чикатило - когда личность подозреваемого была раскрыта благодаря составленному портрету психиатром Бухановским А. О. Сам «портрет» был комплексным - в нем содержалось выявление закономерности совершаемых убийств преступником с

1 SCIENCE TIME 1

меторологическими и атмосферными явлениями, портрет жертвы - выявление пристрастия к определенным внешним чертам, а также социальный портрет самого преступника, а также его возможные физиологические черты. Именно благодаря портрету, составленному Бухановским А.О. и произошла поимка Чикатило - в 1990-ом году [7].

С тех пор, с появлением в Российской следственной практике понятия серийных сексуальных преступлений, с 1990-х годов стали развиваться различные научно-практические программы по разработке поисковых портретов неизвестных преступников, совершающих преступления против личности, исследуя при этом психофизиологические аспекты таких лиц и связь их с преступным поведением, беря за базу опыт уже совершившихся преступлений серийного характера с направленностью против личности. Так, к 1994 году были введены созданные благодаря данным исследовательским наработкам НИИ МВД России автоматизированные поисковые системы «Насилие» и «Досье», «предназначенные для сбора и первичного анализа необходимых поисковых сведений»[3]. Профайлинг имеет начало криминологии, потому как исследует личность преступника, но в этом предмете они тесно пересекаются с криминалистикой, помогая выстраивать тактические приемы и методы в расследовании преступлений.

В этой связи выделим основные направления его возможного развития:

1. Криминологический профайлинг

1.1. Профайлинг, занимающийся вопросами виктимологии - «психология жертвы». Так, в последнее время наблюдается распространенность совершения преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ (Мошенничество) - преступник пользуется доверчивостью жертвы, что существенно облегчает совершение указанного деяния.

1.2. Профайлинг прогностический или предупредительный - о личности преступника как о криминологическом предмете знания и в смысле практической реализации криминологии в предупреждении преступности.

2. Профайлинг для оперативно-розыскной деятельности

2.1. Профайлинг для работы по раскрытию и выявлению преступлений. Здесь очень большое значение имеет будничная работа отдела профилактики преступлений (участковые инспекторы). Картотека лиц, представляющих повышенный оперативный интерес, - незыблемая карточка как для участковых, так и для сотрудников уголовного розыска, что существенно повышает эффективность изобличений

2.2. Профайлинг для работы с агентурным аппаратом.

3. Профайлинг для экономической безопасности предприятий

3.1. Профайлинг для внешней экономической безопасности, который помогает обезопасить предприятие, распознав потенциальных рейдеров или мошенников, ненадежных контрагентов.

3.2. Профайлинг для внутренней экономической безопасности предприятия, который направлен, например, на предотвращение краж, совершаемых сотрудниками или поддержание кадровой безопасности предприятия.

1 SCIENCE TIME 1

4. Профайлинг для расследования преступлений

4.1. Профайлинг для планирования расследования индивидуализации тактических приемов следственных действий. Здесь важно помнить о том, что предположение о личности подозреваемого (обвиняемого) может носить характер предубеждения, заведомого обвинения и дискриминации личности по определенным социальным и психологическим признакам, и в конечном счете привести к несоблюдению принципа презумпции невиновности. Следователь должен понимать людей, и дела в его производстве должны заканчиваться установлением именно объективной истины.

4.2. Профайлинг для апробации нетрадиционных тактических приемов и методов - как применение музыки при допросе, на основании изучений личности рассказать подозреваемому любимое эссе, показать в «Тиктоке» и др.

4.3. Профайлинг как самостоятельная криминалистическая экспертиза. Здесь должны включаться традиционные методы проведения экспертиз. Также мы полагаем, что такая экспертиза не должна носить доказательственный характер, а рекомендательный - как и исследование на полиграфе; либо же закон должен четко регламентировать, когда такая экспертиза и в каких аспектах может иметь силу доказательства, когда - нет. С нашей точки зрения для проведения «профайлинговой» криминалистической экспертизы, необходимо будет постановка следующих вопросов:

1. К какому типу личности относится представленное на экспертизу лицо, и какие признаки могут на это указывать?

2. Имеет ли склонность совершать какие-либо противоправные деяния, в частности, преступления данное лицо?

3. Не могло ли данное лицо совершит преступление, в котором оно по настоящему делу подозревается (обвиняется)?

Разумеется, что во всех перечисленных ситуациях профайлинг применяется независимо от участия эксперта соответствующего профиля, но вполне вероятно - при участии (привлечении) специалиста и на основании действующей научно-исследовательской практической криминалистической базы, которой полезно будет развиваться.

Тем не менее, стоит помнить о том, что криминалистическое исследование личности преступника, в том числе и по следам преступления, не ограничивается одним лишь так называемым профайлингом, и он должен идти в ногу с иными методами и направлениями криминалистики. Не стоит забывать о «физиологическом», или медицинском исследовании человека в криминалистическом понимании, ведь по оставленными следам с помощью возможностей экспертиз трасологических, ДНК, габитоскопических возможно воссоздать внешний облик человека.

Профайлинг должен работать и на эффективность оперативно-розыскной деятельности и предварительного расследования, в том числе - помогать в апробации новых, нетрадиционных тактических приемов и методов получения значимой для раскрытия или расследования информации - к примеру,

1 SCIENCE TIME 1

применении музыки при допросе, поскольку «существует ряд исследований, отмечающих влияние музыки на эмоциональное состояние человека. А еще немаловажно, что музыка может быть связана с привычной социальной средой человека или иметь для него особое личное значение в связи с определенными событиями в его жизни (конкретная композиция).(...) Этот метод подразумевает, что при производстве допроса следователю стоит заведомо, исходя из сложившейся следственной ситуации и настроений лица, которое подлежит допросить, разузнать, какая музыка имеет значимое место в его жизни (наряду с его личностными особенностями, привычками, образом жизни, кругом общения и социальных связей), и использовать ее фоном для допроса, включив в окружающую обстановку» [4], соответственно, с данной задачей содержание метода профайлинга может справиться в купе с дедуктивными методами. Перспективно срастить криминалистический профайлинг и нейросеть для разработки автоматизированных поисковых систем искусственного интеллекта, которые по описанию характерных черт человека, его особенностей личности, будут осуществлять поиск соответствующих «досье»; при розыске лиц -использование интеллектуальных дронов, распознающих характерные признаки, возможную манеру движения, упирающуюся в психофизиологию.

Также, помимо основной ориентации на серийные сексуальные преступления и следственные ситуации с неизвестностью личности преступника, профайлинг может служить вспомогательным средством в расследовании преступлений, совершенных организованными преступными группами или сообществами, выявляя иерархическую структуру - роли членов ОПГ в ее преступной деятельности в связи с их психологическими особенностями, что может быть актуально в виду тенденций ОПГ переносить взаимодействия между членами в дистанционный формат с наименьшей степенью контактов - такое свойственно для ОПГ, занимающихся незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ и с тенденцией сращения организованной преступной деятельностью с незаконной предпринимательской, мошеннической [5].

В перспективе самих психологических «поднаук» - возможно сопряжение и развитие криминалистического профайлинга с различными типологическими системами - по типу темперамента, по акцентуации характера и др.

Детальное выявление и исследование умений и навыков преступника, также невозможно благодаря единственному использованию профайлинга: к примеру, в случае с кражами и вскрыванием дверных замков, нельзя не сопрягать вывод с выводом и заключением механоскопической экспертизы [6].

Так, можно убедиться, что профайлинг - один из вспомогательных видов криминалистического профилирования и исследования личности преступника, работающим по индуктивному принципу, один из элементов системы криминалистического (и криминологического) изучения личности преступника, который никак не может представлять всю ее целиком, однако может повысить

1 SCIENCE TIME 1

эффективность раскрытия и расследования преступлений в сочетании с другим методами и средствами, а также - помогать внедрять некоторые новые.

Литература:

1. Абрамоский, А.А. Профайлинг: понятие и основные направления его развития в криминалистике / А.А. Абрамовский // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2020. -№ 4. - С. 48-56.

2. Гурев М.С. Убийства на «разборках» (методика расследования) / М.С. Гурев - СПб: Питер, 2001. - 288 с.

3. Дзиконская С.Г. Криминологический профайлинг: понятие и виды / С.Г. Дзиконская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015.

- № 4-4. - С. 93-95.

4. Карташева А.Ю. Нетрадиционные методы и тактические приемы получения информации, значимой для раскрытия и расследования преступлений / А.Ю. Карташева // Правовая позиция. - 2022. - № 3. - С. 57-63.

5. Карташева А.Ю. Некоторые вопросы борьбы с организованной преступностью в России и современные тенденции организованной преступной деятельности / А.Ю. Карташева // Science Time. - 2022. - № 4. - С. 65-68.

6. Кругляк С.А. Доказательственное значение механоскопических экспертиз в раскрытии и расследовании преступлений / С.А. Кругляк // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки.

- 2016. - № 3-2. - С. 308-312.

7. Сергиенко А.С. К вопросу о составлении психолого-криминалистического портрета неизвестного преступника / А.С. Сергиенко // Научный компонент. - 2019. - № 4 (4). - С. 105-111.

8. Федосюткин Б.А. Справочник по медицинской криминалистике / Б.А. Федосюткин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 447 с.

9. Халиков, А.Н. Оперативно-розыскная деятельность: учебное пособие / А.Н. Халиков - М.: РИОР, 2019. - 281 с.

10. Яблоков Н. П. Криминалистика. Учебник. - М: НОРМА-ИНФРА-М, 2017. - 752 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.