Научная статья на тему 'Криминалистическое обеспечение следственного осмотра в условиях гидросферы'

Криминалистическое обеспечение следственного осмотра в условиях гидросферы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
299
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИКА / СЛЕДСТВЕННЫЙ ОСМОТР / ГИДРОСФЕРА / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / FORENSIC SCIENCE / INVESTIGATIVE EXAMINATION / HYDROSPHERE / INVESTIGATOR / SEARCH AND COGNITIVE ACTIONS / CRIMINALISTIC TACTICS / CRIMINALISTIC TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусев Алексей Васильевич

Рассматриваются вопросы формирования в криминалистической науке нового подхода к пониманию криминалистического обеспечения следственного осмотра, производимого в условиях гидросферы земли (водная среда). Определены перспективы развития тактики и технологии деятельности следователя и лиц, оказывающих ему содействие, в проведении следственного осмотра в условиях гидросферы. Высказываются предложения по классификации видов следственного осмотра, проводимого в условиях гидросферы, рекомендации по учету различных природных, техногенных и иных факторов, оказывающих непосредственное влияние на выбор тактико-технологических подходов следователя к выполнению поисково-познавательных действий в рассматриваемом следственном действии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminalistic ensuring investigative examination in the conditions of the hydrosphere

The article deals with the prospects for the formation of a new approach in forensic science to the scientific understanding of the forensic support of the investigative examination carried out in the conditions of the hydrosphere of the earth (water environment). Prospects of development of tactics and technology of activity of the investigator, and also the persons rendering him assistance in carrying out investigative survey in the conditions of a hydrosphere are defined. There are proposals for the classification of types of investigative examination carried out in the hydrosphere, the need to take into account various natural, man-made and other factors that have a direct impact on the choice of tactical and technological approaches of the investigator to the implementation of search and cognitive actions in the considered investigative action.

Текст научной работы на тему «Криминалистическое обеспечение следственного осмотра в условиях гидросферы»

Гусев Алексей Васильевич

Криминалистическое обеспечение следственного осмотра в условиях гидросферы

Рассматриваются вопросы формирования в криминалистической науке нового подхода к пониманию криминалистического обеспечения следственного осмотра, производимого в условиях гидросферы земли (водная среда). Определены перспективы развития тактики и технологии деятельности следователя и лиц, оказывающих ему содействие, в проведении следственного осмотра в условиях гидросферы. Высказываются предложения по классификации видов следственного осмотра, проводимого в условиях гидросферы, рекомендации по учету различных природных, техногенных и иных факторов, оказывающих непосредственное влияние на выбор тактико-технологических подходов следователя к выполнению поисково-познавательных действий в рассматриваемом следственном действии.

Ключевые слова: криминалистика, следственный осмотр, гидросфера, следователь, поисково-познавательные действия, криминалистическая тактика, криминалистическая технология.

Criminalistic ensuring investigative examination in the conditions of the hydrosphere

The article deals with the prospects for the formation of a new approach in forensic science to the scientific understanding of the forensic support of the investigative examination carried out in the conditions of the hydrosphere of the earth (water environment). Prospects of development of tactics and technology of activity of the investigator, and also the persons rendering him assistance in carrying out investigative survey in the conditions of a hydrosphere are defined. There are proposals for the classification of types of investigative examination carried out in the hydrosphere, the need to take into account various natural, man-made and other factors that have a direct impact on the choice of tactical and technological approaches of the investigator to the implementation of search and cognitive actions in the considered investigative action.

Key words: forensic science, investigative examination, hydrosphere, investigator, search and cognitive actions, criminalistic tactics, criminalistic technology.

С момента формирования криминалистического знания ученые-криминалисты обращали самое пристальное внимание на исследование проблем организации и проведения следственных осмотров, среди которых особое место занимал осмотр места происшествия. Такое внимание к вопросам следственного осмотра обусловлено значимостью данного следственного действия для всего дальнейшего предварительного расследования. Как известно, именно осмотр места происшествия является ключевым элементом в ряду следственных действий, позволяющим не только получить первоначальную информацию о расследуемом событии, но и планировать весь дальнейший ход предварительного расследования.

Основоположник криминалистической науки Ганс Гросс в своей книге «Руководство для судебных следователей» уделил вопросу производства осмотра целую главу, которая получила название «О производстве осмотра» [1, с. 156-172]. В криминалистической науке были

заложены основы формирования тактики как осмотра места происшествия, так и иных видов следственного осмотра. В последующем тактические вопросы осмотра стали определяющим фактором криминалистической подготовки будущих юристов. В отечественной учебной литературе по криминалистике начиная с 1935 г. тактика осмотра места происшествия рассматривается как обязательный информационный элемент [2].

Развитию тактических основ осмотра места происшествия способствовали научные исследования, проведенные отечественными учеными-криминалистами. На монографическом уровне одними из первых исследований криминалистического обеспечения осмотра места происшествия стали научные работы И.Н. Якимова, в которых не только были сформированы общетеоретические подходы к этому виду деятельности, но и предложены конкретные практические рекомендации для эффективного проведения данного следственного действия [3]. В дальнейших научных

79

исследованиях тактика осмотра места происшествия становилась предметом пристального внимания таких ведущих отечественных криминалистов, как И.И. Винберг, Р.С. Белкин, А.Ф. Волынский.

Анализируя криминалистическую информацию по вопросу следственного осмотра, в том числе касающуюся тактики осмотра места происшествия, можно сделать вывод, что в основном внимание ученых сосредоточено на научном обосновании механизма криминалистического обеспечения следственных действий, проводимых в верхних границах литосферы. Как известно, литосферой обозначают сушу, или земную поверхность. Именно в верхней части литосферы, граничащей с биосферой, созданы природные условия для естественного безопасного существования человека. Зачастую среда обитания человека становится преступной средой, противодействие которой в числе прочего оказывается криминалистическими средствами и методами.

Анализ возможности возникновения различных следственных ситуаций показывает, что производство следственного осмотра может осуществляться не только на суше, но и в условиях гидросферы - водной оболочки земли, составляющей до 71% площади нашей планеты [4]. Проведение таких исследований имеет особенное значение для работы правоохранительных органов России, поскольку ее поверхностные воды (включая болота) занимают 12,4% территории. Россия омывается 12 морями Мирового океана. Общая протяженность береговой линии морей в России составляет 60985 км. Общая площадь акватории, представляющей собой участки водной поверхности, ограниченные естественными, искусственными или условными границами (океаны, моря, заливы, бухты, озера, каналы, реки, водохранилища, порты) [5], находящейся под юрисдикцией России, составляет 8,6 млн км2. В России более 2,8 млн рек общей длиной 12,4 млн км, 2747997 озер общей площадью 408856 км2 (без учета Каспийского моря). На территории России находятся в эксплуатации около 30 тыс. регулирующих речной сток водохранилищ и прудов, суммарный объем которых превышает 800 км3. Протяженность береговой линии только водохранилищ в России составляет 75,4 тыс. км, а 1528312 км2 ее территории занимают болота [6].

В водной среде осуществляется рыбно-про-мысловая деятельность, также она использу-

ется для промышленных и грузопассажирских перевозок, что может привести к возникновению различных происшествий, в том числе и тех, которые имеют признаки преступления. Статистика водных происшествий в России свидетельствует об их ежегодном росте, причем в ряде случаев это сопряжено с гибелью людей. Так, в 2018 г. на море имели место 103 аварийных случая, в том числе 67 случаев произошли с судами торгового мореплавания и повлекли гибель 6 человек. В 2018 г. в России зафиксировано 36 аварий, произошедших с судами рыбопромыслового флота. Из них 19 были связаны с гибелью 34 человек и получением травм 4 пострадавшими [7]. Из 116 зафиксированных в 2018 г. случаев транспортных происшествий на морях и внутренних водоемах 3 случая связаны с затоплением судов [7].

Кроме происшествий с судами в России регулярно фиксируются случаи иных происшествий в условиях гидросферы, где регулярно происходит затопление других транспортных средств, в том числе сопряженных с гибелью людей. В 2017 г. только на озере Байкал сотрудники Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России подняли со дна озера на поверхность 92 автомобиля, 18 лодок и катеров, 6 снегоходов, 2 мотоцикла, 2 летательных аппарата (вертолет, самолет) и трактор. На дне Байкала продолжают еще оставаться 71 автомобиль, 12 лодок, 8 снегоходов и 3 мотоцикла [8].

Большим препятствием к эффективному проведению следственного осмотра в условиях гидросферы является отсутствие в криминалистике каких-либо четких рекомендаций по его осуществлению. Недостаточное освещение в криминалистической науке особенностей проведения следственного осмотра в условиях гидросферы обусловлено рядом обстоятельств, среди которых в первую очередь следует выделить невозможность использования традиционных для криминалистики технико-криминалистических средств и методов. Кроме этого, организация и проведение такого следственного осмотра сопряжены с рядом специфических условий, связанных с тем, что такие виды осмотра, как правило, не осуществляются непосредственно следователем. Следователь не может лично принять участие в осмотре подводных объектов, если, конечно, он не обладает определенными навыками выполнения подводных работ. Но даже в этом случае сохраняется высокая доля опасности для его жизни и здо-

80

ровья, что требует поиска иных тактических и технико-криминалистических путей осуществления данного следственного действия.

Рассматривая актуальность изучения криминалистикой вопросов проведения следственного осмотра в условиях гидросферы, нужно отметить, что данное следственное действие не является распространенным, но оно востребовано на практике. Разработку криминалистических рекомендаций по эффективному осуществлению осмотра места происшествия следует проводить с учетом специфики различных его видов. Эта специфика определяется классификационными признаками, складывающимися в зависимости от разных следственных ситуаций, которые непосредственно оказывают влияние на разработку тактики проведения осмотров мест происшествий в условиях гидросферы. Исходя из таких следственных ситуаций, полагаем, что все специфические особенности проведения осмотров мест происшествий следует классифицировать по следующим основаниям.

1. По месту проведения осмотра: морской;

озерный; речной;

искусственных водоемов; небольших водоемов.

2. По объекту осмотра:

затопленные (частично затопленные) транспортные суда;

затопленные (частично затопленные) военные корабли;

затопленные (частично затопленные) пассажирские суда;

затопленные (частично затопленные) вспомогательные суда;

затопленные (частично затопленные) маломерные суда;

затопленные (частично затопленные) автомобили;

затопленные (частично затопленные) самолеты; затопленные (частично затопленные) иные транспортные средства.

3. По осматриваемой территории: надводный осмотр незатопленных поверхностей объекта осмотра;

подводный осмотр затопленных поверхностей объекта осмотра;

надводный осмотр незатопленных отделившихся частей объекта осмотра;

подводный осмотр затопленных отделившихся частей объекта осмотра;

комбинированный осмотр изучаемого объекта (наземный (прибрежная полоса), надводный, подводный).

4. По способу подводного осмотра объекта изучения:

с использованием аквалангиста (водолаза);

с использованием подводного беспилотного аппарата (телеуправляемых подводных аппаратов);

с использованием батискафа.

В криминалистике информации по проведению осмотров мест происшествий в обозначенных выше ситуациях мало, поэтому считаем необходимым в самое ближайшее время сформировать единый подход к научному расширению тактических основ осмотра места происшествия за счет тех направлений, которые обозначены выше. Целесообразно в таких исследованиях использовать подробную информацию об особенностях тактики осмотро-вой деятельности. Важное значение приобретает и изучение механизма применения специальных знаний и специальных средств. Фактически разработка технологии и тактики осмотра мест происшествий в условиях гидросферы формирует комплексное знание, существенно дополняющее тактику осмотра места происшествия.

Отдельным направлением исследования технологии и тактики осмотра в условиях гидросферы является изучение механизма его непосредственного или дистанционного осуществления. По нашему мнению, непосредственное проведение такого осмотра предполагает его выполнение следователем только в отношении тех следственных ситуаций, когда он осуществляется в надводной части, если это безопасно. Все подводные осмотры представляют собой деятельность не только с высокой степенью риска для здоровья и жизни, но и с использованием узких специалистов -аквалангистов (водолазов), а также с возможностью использования подводного беспилотного аппарата. Существует вероятность того, что следователь может проводить непосредственно подводный осмотр, находясь в батискафе, однако такая возможность весьма мала по причине отсутствия указанных подводных аппаратов в достаточном для этого количестве.

Таким образом, вероятнее всего у следователя может появиться возможность проведения подводного осмотра дистанционно. Поэтому на данном аспекте осмотровой деятельности и остановим внимание. Следователю вряд ли

81

придется опускаться под воду в акваланге или ином снаряжении для подводной работы. Конечно, нельзя полностью исключить возможность возникновения такой ситуации, однако в большинстве случаев она маловероятна. В силу этой причины требуется проведение тщательного научного анализа тактических и технологических особенностей дистанционного осмотра объектов в подводной среде.

Грамотному проведению осмотра места происшествия в условиях гидросферы может способствовать разработка криминалистических рекомендаций по проведению фото- и видеофиксации объектов осмотра. В случае если фиксация происходит на камеру, управляемую аквалангистом, то изначально он должен быть проинструктирован о производстве такой съемки с учетом оптического искажения пространства, возникающего в подводной среде. Выбору ориентиров в качестве исходных точек начала подводного осмотра призвано помочь предварительное модельное изучение объекта, подлежащего осмотру. Такое моделирование может сформироваться путем использования данных биометрической карты и построенной с помощью телеуправляемых подводных аппаратов трехмерной фотограмметрической модели объекта, подлежащего изучению. Предложенный подход к организации подводного осмотра требует проведения научного исследования возможностей его эффективного практического применения.

В рамках рассматриваемой темы необходимо обратить пристальное внимание и на неизученность криминалистической наукой вопросов применения подводных беспилотных аппаратов (телеуправляемых подводных аппаратов) в целях проведения дистанционного осмотра подводных объектов. Данные аппараты могут применяться дистанционно с надводной поверхности, на которой располагается центр поисковых действий, возглавляемый следователем. Использование такой аппаратуры в поисковых целях создаст все необходимые условия не только для определения последовательности осмотра подводного объекта, но и для полного изучения всех его деталей.

В разработке рассматриваемых криминалистических рекомендаций следует учитывать знания наук, освещающих смежные вопросы, необходимые для правильной организации и проведения осмотра. В частности, это касается сведений из подводной археологии, морского дела, морской навигации, морского права,

подводной фото- и видеосъемки. Сведения указанных наук позволят более точно подойти к вопросу проведения осмотра места происшествия в рассматриваемых условиях. Например, в морском деле как учебной дисциплине содержатся: сведения о структуре и системе подводного поиска; общие сведения о подводной среде; сведения о подводных поисковых системах (звуковизионные, гидроакустические), подводном телевидении, подводных осветительных устройствах, буксируемых системах поиска небольших объектов; о проведении подводных поисковых операций [9].

В разрезе предлагаемого исследования представляет интерес и изучение информации о поверхностных, подводных и отбойных течениях воды. Эти течения могут создавать определенные трудности при погружении людей и аппаратов для проведения осмотра места происшествия в подводной среде. Они могут оказывать влияние на отклонение аквалангистов и (или) подводных беспилотных аппаратов (телеуправляемых подводных аппаратов) от заданной расчетной точки начала поисково-познавательных действий. Отклонения могут возникать по причине сноса течением аквалангистов и (или) подводных беспилотных аппаратов (телеуправляемых подводных аппаратов) в сторону, противоположную от осматриваемых объектов. Кроме того, могут возникать проблемы их быстрого движения по течению в сторону объектов осмотра, что может угрожать жизни аквалангистов и (или) исправности беспилотных аппаратов (телеуправляемых подводных аппаратов).

На специфику тактики и технологии осмотра места происшествия рассматриваемого вида оказывают влияние и особенности оптического восприятия пространства в подводной среде, которая определяется прозрачностью воды, что непосредственно связано с усилением или ослаблением интенсивности светового потока при его прохождении через слой воды определенной толщины. Ослабление силы света при его прохождении через слой воды обусловлено процессом поглощения и рассеяния как самой водой, так и растворенными в ней веществами, а также находящимися в ней взвешенными частицами. Таким образом, прозрачность воды -это ее способность пропускать свет. В зависимости от степени прозрачности различают следующие водные среды: прозрачные, слабо опалесцирующие, опалесцирующие, слегка мутные, мутные, сильно мутные [10].

82

Степень прозрачности воды, по нашему мнению, должна учитываться как при выборе тактики осмотра места происшествия в подводной среде, так и при подборе технических поисковых средств. При наличии высокой степени прозрачности такой среды не требуется большого количества освещения, что не только ускоряет процесс подводного осмотра места происшествия, но и формирует малозатратный механизм его осуществления. В иных случаях требуется достаточно сильное освещение, без которого полный обзор объекта осмотра подводной среды будет затруднен или невозможен. В криминалистических рекомендациях по проведению осмотра места происшествия в подводной среде это обстоятельство обязательно должно учитываться.

Любой осмотр места происшествия, в том числе проводимый в подводной среде, требует четкой пространственной ориентации объектов, подводной вещной обстановки. В реализации такой задачи, стоящей перед следователем, могут помочь различные технические устройства. Сложность определения географического положения подводных объектов осмотра характеризуется тем, что под водой нет ориентиров, которые могли бы сформировать представление о том, как именно и где объекты осмотра находятся. С этой целью следует использовать технологию определения координат путем применения буксируемой судном координатной системы с длиной базы от двух до трех километров. Такая система имеет ряд GPS-буев с встроенной в них гидроакустиче-

1. Гросс Ганс. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. С-Петербург: Типография М. Меркушева, 1908. URL: https:// нэб.рф/ЪаЛа!од/000199_003747873/ viewer (дата обращения: 16.04.2019).

2. Криминалистика: учеб. для слушателей правовых вузов. Кн. I. Техника и тактика расследования преступлений / под ред. А.Я. Вышинского; Науч.-исслед. ин-т уголовной политики при Прокуратуре СССР, Верховном Суде СССР и НКЮ РСФСР. М, 1935.

3. Якимов И.Н. Осмотр. М., 1935.

4. Водная среда обитания. URL: http://fb.ru/ artic!e/45719/vodnaya-sreda-obitaniya (дата обращения: 16.04.2019).

5. Акватория. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki (дата обращения: 16.04.2019).

ской системой, передающей информацию на судно с помощью кабель-троса [11]. Возможно использование в криминалистических целях и иных систем определения географических координат объектов, расположенных как в надводной, так и подводной среде.

Подводя итог изложенному, необходимо отметить, что вопросы тактики и технологии осмотра места происшествия в гидросфере, в отличие от тактики и технологии осмотра места происшествия в наземной среде, требуют дальнейшего научного анализа. По этой причине считаем необходимым не только определить проблему такого направления исследовательской деятельности, но и сформировать эффективные криминалистические рекомендации по осуществлению данного вида деятельности. Особое внимание при этом следует уделить внеэкспертному использованию специальных познаний, в том числе и криминалистического характера. Полагаем, что такое исследование позволит не только сформировать особые подходы к вопросам организации и тактики осмотра места происшествия в подводной среде, но и разработать принципиально новые криминалистические средства и методы обнаружения, фиксации и изъятия материальных следов преступления. Комплексное изучение данного направления криминалистического обеспечения осмотра места происшествия в условиях подводной среды, несомненно, обогатит криминалистическую теорию и практику производства такого неотложного следственного действия, как осмотр места происшествия.

1. Gross Hans. A guide for forensic investigators as a forensic system. St. Petersburg: M. Merkushev's Printing House, 1908. URL: https:// neb. RF/catalog/000199_003747873/viewer (date of access: 16.04.2009).

2. Criminology: textbook for students of law schools. B. I. Technique and tactics of crime investigation / ed. byA.Ya. Vyshinsky; Sci.-research institute of criminal policy at the Prosecutor's Office of the USSR, the Supreme ^urt of the USSR and the RSFSR. Moscow, 1935.

3. Yakimov I.N. Inspection. Moscow, 1935.

4. Aquatic habitat. URL: http://fb.ru/ article/45719/vodnaya-sreda-obitaniya (date of access: 16.04.2019).

5. Water area. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki (date of access: 16.04.2019).

83

6. Воды России. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki (дата обращения: 16.04.2019).

7. Сведения об аварийности с судами на море и внутренних водных путях за 2018 год. URL: http://sea.rostransnadzor.ru (дата обращения: 16.04.2019).

8. Со дна Байкала подняли почти сто автомобилей, трактор и самолет. URL: https:// ekabu.ru (дата обращения: 16.04.2019); Спасатели МЧС подняли со дна Байкала 92 автомобиля. URL: https: //news.drom.ru (дата обращения: 16.04.2019).

9. Жуков Р.Ф. Системы, приборы и устройства подводного поиска. М.: Воениздат, 1972. URL: http://fizich.ru/i-sistemi-podvodnogo-poiska (дата обращения: 16.04.2019).

10. Прозрачность воды. URL: https://slovar. wikireading.ru (дата обращения: 16.04.2019).

11. Система определения координат подводных объектов. URL: http://bankpatentov.ru (дата обращения: 16.04.2019).

6. Water of Russia. URL: https://ru.wikipedia. org/wiki (date of access: 16.04.2019).

7. Information on accidents with ships at sea and inland waterways for 2018. URL: http://sea. rostransnadzor.ru (date of access: 16.04.2019).

8. From the bottom of lake Baikal were risen almost one hundred cars, tractor and plane. URL: https://ekabu.ru (date of access: 16.04.2019); Rescuers lifted from the bottom of lake Baikal 92 cars. URL: https: //news.drom.ru (date of access: 16.04.2019).

9. Zhukov R.F. Systems and devices for underwater search. Moscow, 1972. URL: http:// fizich.ru/i-sistemi-podvodnogo-poiska (date of access: 16.04.2019).

10. Water transparency. URL: https://slovar. wikireading.ru (date of access: 16.04.2019).

11. The system of determining the coordinates of underwater objects. URL: http://bankpatentov. ru (date of access: 16.04.2019).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Гусев Алексей Васильевич, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России; e-mail: Gusewlescha@yandex.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

A.V. Gusev, Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Chair of Criminalistics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: Gusewlescha@yandex.ru

84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.