Научная статья на тему 'Криминалистическое изучение биографических фактов, связанных с социальным статусом личности обвиняемого'

Криминалистическое изучение биографических фактов, связанных с социальным статусом личности обвиняемого Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
биографический метод / биографический факт / личность обвиняемого / социальный статус / опрос / семья / образование / доходы / профессия / место проживания / biographical method / biographical fact / accused / social status / survey / family / education / income / profession / place of residence

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Владимир Лишиньевич Юань

Раскрывается взаимосвязь между составляющими социальный статус обвиняемого биографическими фактами и его личностными особенностями, оценка прикладной ценности которой была проведена на основе опроса исследователей в сферах криминалистики, психологии и практикующих сотрудников правоохранительных органов. Была проверена гипотеза о том, что криминалистическое знание о семье обвиняемого, его профессиональной деятельности, месте жительства, об образовании, источниках дохода, уровне заработка и образовательном росте выводит на возможность эффективной индвидуализации тактических приемов, используемых для решения криминалистических задач расследования преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Владимир Лишиньевич Юань

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forensic study of biographical facts related to the social status of the accused person

The article reveals the relationship between biographical facts and the social status of the accused person. The range of problems involves methodological, historical, forensic, and psychological aspects. The subject of the study is a complex of psychological entities with the property of measurability and acting as a result of tactical influence. There are following general scientific methods were used in the study: analysis, synthesis, system-structural. There are following private scientific methods were used in the study: modeling, statistical analysis, comparative historical, expert assessment. There is a number of the following conclusions are received in the article. In the structure of a person’s biography, three groups of biographical facts are distinguished: biological parameters, social status and psychological data. Social statuses include information about the accused’s family, place of residence, professional activities, education, sources of income, level of earnings and his or her educational growth. Each of these biographical facts is associated with a certain pronounced predisposition of the individual in the form of a tendency. In order to measure the degree of effectiveness of knowledge about biographical facts related to the social status of the accused, a list of questions was compiled based on available data in modern human sciences, linking biographical facts with personality traits, the reliability assessment of which was obtained based on a survey of researchers in the fields of criminology and psychology, as well as law enforcement practitioners. A total of 228 people were interviewed, including 11 people who had worked in their specialty for less than one year, 39 people from 1 to 3 years, 77 people from 3 to 5 years, 71 people from 5 to 7 years, and 7 to 18 years – 18 people, from 10 to 15 – 12 people. The majority of respondents noted a high relationship between the level of earnings of the accused and personal characteristics; on the other hand, the relationship between biographical information about the family in which the accused grew up and personal characteristics was noted by the smallest number of respondents. The final conclusion is that biographical information related to professional activities, sources of income, level of earnings and location of the accused’s home reveals the deepest connection with the personal characteristics of the accused, which can form the basis for studying his personality to individualize tactical techniques in solving forensic problems of crime investigation.

Текст научной работы на тему «Криминалистическое изучение биографических фактов, связанных с социальным статусом личности обвиняемого»

Вестник Томского государственного университета. 2024. № 504. С. 231-238 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2024. 504. рр. 231-238

Научная статья УДК 343.98

doi: 10.17223/15617793/504/26

Криминалистическое изучение биографических фактов, связанных с социальным статусом личности обвиняемого

Владимир Лишиньевич Юань1,2

1 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томск, Россия 2 Западно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия, Томск, Россия

12 [email protected]

Аннотация. Раскрывается взаимосвязь между составляющими социальный статус обвиняемого биографическими фактами и его личностными особенностями, оценка прикладной ценности которой была проведена на основе опроса исследователей в сферах криминалистики, психологии и практикующих сотрудников правоохранительных органов. Была проверена гипотеза о том, что криминалистическое знание о семье обвиняемого, его профессиональной деятельности, месте жительства, об образовании, источниках дохода, уровне заработка и образовательном росте выводит на возможность эффективной индвидуализации тактических приемов, используемых для решения криминалистических задач расследования преступлений.

Ключевые слова: биографический метод, биографический факт, личность обвиняемого, социальный статус, опрос, семья, образование, доходы, профессия, место проживания

Для цитирования: Юань В.Л. Криминалистическое изучение биографических фактов, связанных с социальным статусом личности обвиняемого // Вестник Томского государственного университета. 2024. №№ 504. С. 231238. doi: 10.17223/15617793/504/26

Original article

doi: 10.17223/15617793/504/26

Forensic study of biographical facts related to the social status of the accused person

Vladimir L. Yuan1

1 Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, Tomsk, Russian Federation

2 West Siberian Branch of the Russian State University ofJustice, Tomsk, Russian Federation

12 [email protected]

Abstract. The article reveals the relationship between biographical facts and the social status of the accused person. The range of problems involves methodological, historical, forensic, and psychological aspects. The subject of the study is a complex of psychological entities with the property of measurability and acting as a result of tactical influence. There are following general scientific methods were used in the study: analysis, synthesis, system-structural. There are following private scientific methods were used in the study: modeling, statistical analysis, comparative historical, expert assessment. There is a number of the following conclusions are received in the article. In the structure of a person's biography, three groups of biographical facts are distinguished: biological parameters, social status and psychological data. Social statuses include information about the accused's family, place of residence, professional activities, education, sources of income, level of earnings and his or her educational growth. Each of these biographical facts is associated with a certain pronounced predisposition of the individual in the form of a tendency. In order to measure the degree of effectiveness of knowledge about biographical facts related to the social status of the accused, a list of questions was compiled based on available data in modern human sciences, linking biographical facts with personality traits, the reliability assessment of which was obtained based on a survey of researchers in the fields of criminology and psychology, as well as law enforcement practitioners. A total of 228 people were interviewed, including 11 people who had worked in their specialty for less than one year, 39 people from 1 to 3 years, 77 people from 3 to 5 years, 71 people from 5 to 7 years, and 7 to 18 years - 18 people, from 10 to 15 - 12 people. The majority of respondents noted a high relationship between the level of earnings of the accused and personal characteristics; on the other hand, the relationship between biographical information about the family in which the accused grew up and personal characteristics was noted by the smallest number of respondents. The final conclusion is that biographical information related to professional activities, sources of income, level of earnings and location of the accused's home reveals the deepest connection with the personal characteristics of the accused, which can form the basis for studying his personality to individualize tactical techniques in solving forensic problems of crime investigation. Keywords: biographical method, biographical fact, accused, social status, survey, family, education, income, profession, place of residence

For citation: Yuan, V.L. (2024) Forensic study of biographical facts related to the social status of the accused person. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 504. рр. 231-238. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/504/26

© Юань В.Л., 2024

Теоретические основы использования биографического метода в криминалистическом изучении личности обвиняемого

Вопрос о криминалистическом изучении личности обвиняемого невозможно решить, обойдя вниманием факты из его жизни - биографии. Некоторые биографические факты могут сыграть ключевую роль в решении задач проведения следственных действий, поскольку именно они лежат в основе индивидуализации тактических приемов. Не секрет, что общие рекомендации к проведению следственных действий имеют определенную степень эффективности, однако также очевидно, что чем более неконкретная рекомендация, чем меньше она учитывает индивидуальные признаки личности, и если не учитывает вовсе, - тем ниже ее эффективность в решении узкого круга вопросов в рамках процесса расследования.

Какие биографические факты уже на сегодняшний день собираются в рамках следственных действий? -Известная на практике анкетная часть протоколов допроса включает в себя множество биографических фактов, которые фиксируются следователем или дознавателем, в числе которых наиболее распространена информация о его роде деятельности, семейном положении, месте жительства, образовании и т.д. Наиболее полный пакет биографических сведений из его жизни поможет более точно составить психологический портрет обвиняемого, что позволит индивидуализировать тактические приемы взаимодействия на него и скорректировать план расследования с учетом личности лица, в отношении которого ведется уголовное преследование.

С целью измерения степени эффективности знания о биографических фактах, связанных с социальным статусом личности лица, в отношении которого ведется уголовное преследование, среди которых выделены сведения о его семье, месте жительства, профессиональной деятельности, об образовании, образовательном росте, источнике заработка и уровне доходов, для решения криминалистических задач расследования преступлений в правоприменительной практике был составлен перечень вопросов на основе имеющихся в современных науках данных о человеке, связавших биографические факты со свойствами личности. Оценка надежности была получена на основе опроса исследователей в сферах криминалистики и психологии, а также в среде практикующих сотрудников правоохранительных органов.

Оценка прикладной ценности взаимосвязи биографических фактов, составляющих социальный статус обвиняемого, с его личностными предрасположенностями

Опрос состоял из двух блоков: блок анкеты, в которой каждый опрашиваемый заполнял данные о своей профессиональной деятельности в общем, и блок специальных вопросов, связанных с той или иной категорией биографических фактов. Всего нами было опрошено 228 человек, среди которых проработавших в своей специальности менее одного года - 11 человек,

от 1 до 3 лет - 39 человек, от 3 до 5 - 77 человек, от 5 до 7 лет - 71 человек и от 7 до 18 лет - 18 человек, от 10 до 15 - 12 человек. Опрос показал следующее:

1. Затраты по времени на подготовку к проведению следственного действия занимают 15-45 минут в 4,8% случаев, в 16,2% случаев - один час, в 61% случаев -от одного до двух часов, в 18% случаев - несколько часов.

2. В процессе подготовки к проведению следственного действия привлекаются 20,2% всех опрошенных оперативных работников, 38,6% - ответили «скорее да, чем нет», 24,1% - «скорее нет, чем да». Отрицательно на вопрос о привлечении оперативных работников к проведению следственных действий ответили 2,2% опрошенных, 14,9% - затруднились с ответом.

3. С утверждением, что изучение обвиняемого помогает в подготовке к проведению следственного действия с его участием, согласились 14% опрошенных, ответили «скорее да, чем нет» - 63,2%, «скорее нет, чем да» - 14%. Отрицательно ответили 3,1% опрошенных, затруднились с ответом 5,7% опрошенных.

4. С тем, что источников информации, содержащих сведения о личности обвиняемого, достаточно, согласились 10,1% опрошенных, выбрали ответ «скорее да, чем нет» - 30,7%, ответ «скорее нет, чем да» - 34,2%. Отрицательный ответ получен от 12,7% опрошенных, затруднились с ответом 12,3%.

5. О том, какие сложности имеются при получении доступа к источникам информации, сложилась следующая картина.

Вариант «источник располагается в труднодоступном месте» отметили 66,2% опрошенных, «источник располагается в отдаленном месте» - 57,9%, «тяжело определить точное расположение источника» - 51,8%, «процесс получения доступа к источнику занимает слишком много времени» - 76,8%, «при попытке получить доступ к источнику существует высокая вероятность его искажения» - 35,1%, «при попытке получить доступ к источнику существует высокая вероятность его повреждения» - 47,8%, «при попытке получить доступ к источнику, существует высокая вероятность его уничтожения» - 36,8%, «доступу к источнику препятствует деятельность незаинтересованных в этом лиц» -64%, «получение доступа к источнику сопряжено с большими финансовыми затратами» - 86%, «получение доступа к источнику связано с трудностями процессуального оформления» - 54,8%, «получение доступа к источнику требует специальных технических средств» - 41,2%, «существует необходимость в привлечении широкого круга узких специалистов» - 25% опрошенных.

6. С тем, что для изучения личности обвиняемого необходимо использовать данные в сети Интернет, однозначно согласились 86,8%, ответили «скорее да, чем нет» - 7,9%, «скорее нет, чем да» - 2,2%. Отрицательный ответ получен от 0% опрошенных, затруднились с ответом 3,1%.

7. С необходимостью опроса близких и знакомых обвиняемого для получения информации о нем однозначно согласились 21,1% опрошенных, ответ «скорее да, чем нет» выбрали 23,2% опрошенных, «скорее нет,

чем да» - 33,8%. Не согласились 12,7% опрошенных, затруднились с ответом 9,2%.

8. С утверждением о том, что изучение близких родственников обвиняемого помогает в изучении самого обвиняемого, согласились 54,8% опрошенных, ответ «скорее де, чем нет» выбрали 9,2% опрошенных, «скорее нет, чем да» - 3,1%. Не согласились 7% опрошенных, затруднились с ответом 25,9%.

9. Пользу изучения рабочего места обвиняемого для криминалистического исследования однозначно подчеркнули 28,9% опрошенных, ответили «скорее да, чем нет» - 15,8%, «скорее нет, чем да» - 26,8%. Отрицательный ответ получен от 9,2% опрошенных, затруднились с ответом 19,3%.

10. Тезис о том, что изучение жилья обвиняемого способствует эффективности изучения самого обвиняемого, нашел безоговорочную поддержку у 51,8% опрошенных, ответили «скорее да, чем нет» - 37,3%, «скорее нет, чем да» - 1,8%. Отрицательных ответов нет, затруднились с ответом 9,2% опрошенных.

11. По поводу значимости для изучения личности обвиняемого общения с ним вне проведения следственного действия, утвердительно высказались 13,2% опрошенных, «скорее да, чем нет» - ответили 30,3%, «скорее нет, чем да» - 43,9%. Выразили отрицательную позицию 8,8% опрошенных, затруднились с ответом 3,9%.

12. Эффективность изучения биографии обвиняемого для подготовки к проведению следственного действия положительно отметили 61,8% опрошенных, выбрали ответ «скорее да, чем нет» - 27,2%, «скорее нет, чем да» - 1,8%. Обозначили отрицательную позицию 4,4% опрошенных, затруднились с ответом 4,8%.

13. Прикладную ценность изучения официальных и служебных характеристик обвиняемого однозначно положительно отметили 29,8% опрошенных, ответили «скорее да, чем нет» - 32%, «скорее нет, чем да» -35,1%. Крайней отрицательной позиции никто из опрошенных не придерживался, затруднились с ответом 3,1%.

14. На вопрос о том, часто ли информация об обвиняемом, имеющаяся на начальном моменте расследования, соответствовала действительности, 14% опрошенных ответили утвердительно, скорее да, чем нет -11%, скорее нет, чем да - 25,9%. Отрицательно ответили 42,1% опрошенных, затруднились с ответом 7%.

Во втором блоке ставится следующий вопрос: какие трактовки отмечают наиболее ярко выраженную тенденцию, проявляющуюся во взаимосвязи биографических фактов с личностными особенностями, по мнению опрошенных и с учетом их профессионального и бытового (житейского) опыта. В силу ограниченности объема проведенного исследования ниже даны лишь те варианты трактовок, которые в наибольшей степени проявились в виде выраженной тенденции.

1. Основываясь на результатах специализированной литературы [1. Р. 224; 2. Р. 761; 3. С. 618, 622; 4. С. 12-28; 5. С. 32-36; 6. С. 181-187.], можно утверждать, что обвиняемый, выросший в полной семье вместе с обоими родителями, с высокой степенью вероятности

имеет поддержку, психологический комфорт, и его нежелательно повторно допрашивать, с чем согласны 184 опрошенных.

Если обвиняемый вырос в полной семье, в которой он был приемным ребенком, то с высокой степенью вероятности можно сказать, что он недоверчив и подозрителен, и с этим согласны 102 опрошенных.

Если обвиняемый вырос в полной семье с детьми, в которой члены семьи проживали раздельно, то высока вероятность того, что он эмоционально неустойчив и излишне тревожен. И с этим согласны лишь 39 опрошенных, а 123 полагают, что такой обвиняемый чаще всего страдает осознанием глубокого чувства одиночества.

В случае когда обвиняемый вырос в семье, проживая раздельно со своими родителями, - с высокой степенью вероятности он имеет страх перед социальным непризнанием, если обвиняемый - женщина. С этой трактовкой согласен 21 человек, участвующий в опросе. Если обвиняемый -мужчина, то он характеризуется как инфантильный, эгоистичный и безответственный, но с этим никто из опрашиваемых не согласен. Однако 105 человек, участвующих в опросе, считают, что такой обвиняемый чаще всего страдает осознанием глубокого чувства одиночества.

Если обвиняемый вырос в неполной семье и воспитывался отцом-одиночкой, то в большинстве случаев он характеризуется волевой неразвитостью - с этим согласились всего 11 опрошенных; однако 160 считают, что такой обвиняемый, чаще всего, имеет проблемы в общении с представителями женского пола.

Если обвиняемый вырос в неполной семье и воспитывался матерью-одиночкой, то в большинстве случаев он характеризуется волевой неразвитостью, с чем согласны 5 опрошенных, однако 182 опрошенных полагают, что такой обвиняемый чаще всего имеет проблемы в общении с представителями мужского пола.

Если обвиняемый вырос без матери и проживал отдельно от своего отца, то чаще всего он имеет проблемы в общении с представителями мужского пола, -с этим согласны лишь 25 опрошенных, а 77 полагают, что такой обвиняемый чаще всего характеризуется эмоциональной неразвитостью, 62 - что он в большинстве случаев имеет проблемы в общении с представителями женского пола, и столько же - с высокой степенью вероятности страдает осознанием глубокого чувства одиночества.

Если обвиняемый вырос без отца и проживал отдельно от своей матери, то с высокой степенью вероятности он имеет проблемы в общении с представителями женского пола, с чем согласны 62 опрошенных, столько же полагают, что часто он страдает осознанием глубокого чувства одиночества, а, по мнению же 86 опрошенных, чаще всего такой обвиняемый характеризуется эмоциональной неразвитостью. Если обвиняемый вырос без семьи, то в большинстве случаев он страдает осознанием глубокого чувства одиночества, с чем согласны 107 опрошенных.

2. Перейдем к изучению криминалистически значимой информации о профессиональной деятельности

обвиняемого. Так, на основе имеющихся научных данных [7. С. 3-49; 8. С. 30-33; 9. С. 30-37], если обвиняемый занят в сфере просвещения, то с высокой степенью вероятности он обладает развитыми навыками аналитического, абстрактного мышления и работы с информацией, с чем согласны 87 опрошенных; по мнению же 89 опрошенных, такой обвиняемый в большинстве случаев имеет высокий уровень социализации, коммуникабельный.

Если обвиняемый занят в сфере службы, то чаще всего он характеризуется склонностью к иерархии и подчинению, а также высоким уровнем физической подготовки, с чем согласны 159 опрошенных. Если обвиняемый занят в сфере торговли, то в большинстве случаев он имеет высокие навыки планирования, прогнозирования и оценки, с чем согласны 159 опрошенных. Если обвиняемый занят в сфере производства, то чаще всего он очень внимателен и уверен в себе, с чем согласны 86 опрошенных, а 87 полагают, что часто такой обвиняемый имеет высокие навыки планирования, прогнозирования и оценки. Если обвиняемый занят в сфере сервиса, то чаще всего он имеет высокий уровень социализации, коммуникабельный, с чем согласны 153 опрошенных.

и&

1 2 3 4 5 6 7 й 9 10

Рис. 1. Соответствия полученных данных с ответами опрошенных относительно семьи происхождения обвиняемого

22В

178

12 3 4 5

Рис. 2. Соответствия полученных данных с ответами опрошенных относительно профессиональной деятельности обвиняемого

3. Обратим внимание на трактовки, связанные с образованием обвиняемого. На основе имеющихся данных из специализированной литературы [10. С. 22; 11. С. 164-167; 12. 169-177] можно сделать следующие

выводы. Если обвиняемый имеет неоконченное общее образование (до 8 классов школы), то чаще всего он страдает от проблем, связанных с социализацией, с чем согласны 114 опрошенных. Если обвиняемый имеет оконченное среднее и оконченное полное общее образование (9 или 11 классов школы), то часто он характеризуется склонностью к конформизму, с чем согласились 68 опрошенных; по мнению 66 опрошенных такой обвиняемый в большей степени характеризуется уверенностью в себе и высоким уровнем самоуважения, а 89 опрошенных уверены, что он с высокой степенью вероятности менее склонен к конкуренции, иерархии и слабо подвержен социальным шаблонам.

Если обвиняемый имеет среднее специальное образование или прошел курсы рабочих профессий, то в большинстве случаев он характеризуется уверенностью в себе и высоким уровнем самоуважения, с чем согласны 87 опрошенных. Если обвиняемый имеет высшее образование в области технических наук или военную специализацию, то часто он обладает низким уровнем социализации, высокими навыками и самоуважением, с чем согласны лишь 43 опрошенных; 46 опрошенных полагают, что он чаще всего страдает проблемами с социализацией; 110 опрошенных считают, что такой обвиняемый с высокой степенью вероятности характеризуется уверенностью в себе и самоуважением.

Если обвиняемый имеет высшее образование в области естественных наук, то чаще всего он менее склонен к конкуренции, иерархии и слабо подвержен социальным шаблонам. Однако лишь 45 опрошенных поддержали эту версию, столько же опрошенных поддержали версию о том, что с высокой вероятностью он склонен к иерархии и стремится переносить профессиональные идеи в окружающую действительность, а 89 опрошенных уверены, что такой обвиняемый чаще всего характеризуется уверенностью в себе и высоким уровнем самоуважения.

Если обвиняемый имеет высшее образование в области гуманитарных наук или в сфере искусств и культуры, то он склонен к иерархии и стремится переносить профессиональные идеи в окружающую действительность. Но только 62 участника опроса поддержали этот вариант, когда как 107 опрошенных сочли, что чаще всего такой обвиняемый характеризуется уверенностью в себе и высоким уровнем самоуважения.

4. Проанализируем информацию о месте жительства обвиняемого. Обобщив результаты исследований по данному вопросу [13. С. 170-179; 14. С. 33-40; 15. С. 102-103; 16. С. 88-92; 17. С. 34-37], мы можем утверждать, что если обвиняемый проживает в индустриальном районе, то чаще всего он имеет косное мышление, ограниченный круг интересов и высокий уровень социализации. С этим согласились лишь 29 опрошенных, а 196 полагают, что такой обвиняемый имеет высокий уровень интеграции и установку на социальную мобильность. Если обвиняемый проживает в спальном районе, то очень вероятно, что он характеризуется низким уровнем социализации, завистливостью и инертностью, с чем согласились 169 опрошенных. Если обвиняемый живет в административном

районе, то в большинстве случаев он имеет высокий уровень интеграции и установку на социальную мобильность, с чем согласились 134 опрошенных.

|||.1

I

Рис. 3. Соответствия полученных данных с ответами опрошенных относительно имеющегося у обвиняемого образования

имеет низкий уровень дохода (менее 34 806 руб.), то с высокой степенью вероятности он характеризуется отсутствием изначальной установки на взаимодействие, озлобленностью, нежеланием идти на психологический контакт, ощущает беспомощность, нерешительный, имеет стресс, небольшой спектр радостей, с чем согласны 110 опрошенных. Вместе с тем, по мнению 116 опрошенных, такой обвиняемый с высокой степенью вероятности психологически непластичный, конформист, обладает стереотипным мышлением, типичный обыватель и мещанин. Если обвиняемый имеет средний уровень дохода (от 34 806 до 60 тыс. руб. в мес.), то с высокой степенью вероятности он психологически непластичный, конформист, обладает стереотипным мышлением, типичный обыватель и мещанин, с чем согласны 176 опрошенных. Если обвиняемый имеет высокий уровень дохода (свыше 60 тыс. руб. в мес.), то он высокомерный, самоуверенный, неуважительно относится к окружающим, умеет гибко реагировать на ситуации и имеет высокий уровень тревожности, с чем согласны 205 опрошенных.

Рис. 4. Соответствия полученных данных с ответами опрошенных относительно местонахождения жилья обвиняемого

5. Перейдем к рассмотрению криминалистически значимой информации об источниках дохода обвиняемого. Так, по обобщенным результатам имеющихся данных в специальной литературе [18. С. 73-75; 19. С. 132-135], можно с высокой степенью вероятности утверждать, что если обвиняемый имеет бюджетный доход, то он стремится к стабильности, имеет слабую адаптацию и не уверен в себе, с чем согласны 135 опрошенных. Если обвиняемый имеет договорный доход, то в большинстве случаев он характеризуется негативным отношением к давлению, иерархии, недоверчив и является классическим тактиком, с чем согласны 75 опрошенных, столько же считают, что чаще всего он стремится к стабильности, имеет слабую адаптацию и не уверен в себе, а 78 опрошенных полагают, что в большинстве случаев такой обвиняемый склонен к стратегическому планированию и мышлению, а также высоко оценивает статус. Если обвиняемый имеет предпринимательский доход, то с высокой степенью вероятности он склонен к стратегическому планированию и мышлению, а также высоко оценивает статус, что нашло свое подтверждение по мнению 159 опрошенных.

6. Приступим к изучению данных об уровне среднемесячного заработка обвиняемого. Так, на основе обобщения сведений из специальной литературы [20. С. 186; 21. С. 158-167; 22. С. 168], если обвиняемый

Рис. 5. Соответствия полученных данных с ответами опрошенных относительно источников дохода обвиняемого

Рис. 6. Соответствия полученных данных с ответами опрошенных относительно уровня заработка обвиняемого

7. Далее рассмотрим сведения об образовательном росте обвиняемого. На основе обобщения данных из специальной литературы [23. С. 603-605; 24. С. 5-6; 25. С. 23; 26. С. 54-55; 27. С. 46-50] с высокой степенью вероятности можно утверждать, что если обвиняемый не стремится повысить свой образовательный уровень, то в большинстве случаев он характеризуется самоуверенностью и интеллектуальной негибкостью, с чем согласны 107 опрошенных. Однако 87 опрошенных полагают, что чаще всего такой обвиняемый не

уверен в себе. Если обвиняемый периодически проходит курсы повышения квалификации, то с высокой степенью вероятности он склонен к конформизму, однако лишь 45 опрошенных с этим согласны. По мнению же 159 опрошенных такой обвиняемый чаще всего обладает высоким профессионализмом и является профессионально состоятельным. Если обвиняемый осваивает промежуточные области знаний, то в большинстве случаев он обладает высоким профессионализмом и является профессионально состоятельным, с чем согласны 87 опрошенных, а 86 опрошенных полагают, что такой обвиняемый характеризуется самоуверенностью и интеллектуальной негибкостью. Если обвиняемый проходит курсы профессиональной переподготовки, то с высокой степенью вероятности он не уверен в себе, однако лишь 25 опрошенных поддержали эту версию, а 130 опрошенных полагают, что чаще всего такой обвиняемый обладает высоким профессионализмом и является профессионально состоятельным. Если обвиняемый перешел в кардинально новую сферу деятельности, то в большинстве случаев он авантюрист или профессионально не состоялся, с чем согласны 148 опрошенных.

228 17В 128

12 3 4 5

Рис. 7. Соответствия полученных данных с ответами опрошенных относительно образовательного роста обвиняемого

Рассматривая полученные результаты соответствия научных данных с опросами, вырисовывается следующая картина:

1. Поскольку общее количество вопросов по каждой категории криминалистически значимой информации в опроснике отличается (по одним категориям было всего 3 вопроса, когда по другим - 5 и даже 10 вопросов), целесообразно вычислять не простую сумму соответствий, а именно среднее значение по количеству вопросов по каждой категории сведений об обвиняемом:

- по категории криминалистически значимых сведений о семье обвиняемого общая сумма соответствий достигает 556 единиц, тогда как среднее значение в округленном формате - 56 единиц (556/10 = 55,6);

- по категории данных о профессиональной деятельности обвиняемого общая сумма соответствий составляет 644 единицы, тогда как среднее значение в округленном формате - 129 единиц (644/5 = 128,8);

- по категории сведений об образовании обвиняемого общая сумма соответствий имеет показатель в 419 единиц, тогда как среднее значение в округленном формате приобретает значение в-70 единиц (419/6 = 69,8);

- по категории информации о месте нахождения жилья обвиняемого общая сумма соответствий имеет 332 единицы, тогда как среднее значение в округленном формате -111 единиц (332/3 = 110,7);

- по категории информации о разновидности источника дохода обвиняемого общая сумма соответствий достигает 369 единиц, тогда как среднее значение приобретает значение в-123 единицы (369/3 = 123);

- по категории данных об уровне заработка обвиняемого общая сумма соответствий - 491 единица, тогда как среднее значение - 164 единицы (491/3 = 163,7);

- по категории криминалистически значимой информации об образовательном росте обвиняемого общая сумма соответствий имеет показатель в 412 единиц, тогда как среднее значение в округленном формате - 82 единицы (412/5 = 82,4).

2. Максимальный уровень соответствия отмечается во взаимосвязи полученных данных с ответами опрошенных относительно имеющегося у обвиняемого уровня заработка.

3. Минимальный уровень соответствия отмечается во взаимосвязи полученных данных с ответами опрошенных относительно семьи обвиняемого.

4. Чуть меньше половины опрошенных согласны с полученными данными, связанными с криминалистически значимой информацией о месте нахождения жилья обвиняемого.

5. Более половины опрошенных согласны с полученными данными, связанными с криминалистически значимыми сведениями о профессиональной деятельности и источниках дохода обвиняемого.

6. Лишь чуть более 1/3 от общего числа опрошенных в среднем согласны с трактовками криминалистически значимых сведений об образовании и образовательном росте обвиняемого.

Таким образом, значительная часть исследователей и практикующих сотрудников правоохранительных органов отмечают существование ярко выраженных тенденций между биографическими фактами социальной категории с личностными особенностями, связанными с данными относительно имеющегося у обвиняемого уровня заработка, его профессиональной деятельности, источников дохода и месте нахождения его жилья, что может быть положено в основе изучения личности обвиняемого для индивидуализации тактических приемов в решении криминалистических задач расследования преступлений.

Список источников

1. Gupta U.J., Agrawal G. Orphans: Psychological Condition and Prevention // World Wide Journal of Multidisciplinary Research and Development (WWJMRD). Shantikunj Haridwar. 2018. Vol. 4 (1). P. 222-225.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Jaffer U., Nassir C.M.N.C.M., Ahmed M.A., Osman R.A.H., Zaki M.Z.H.A.M., Azeman H.I., Muzamir N.S.M., Reshad H.Z.M., Aminondin S.A. Examining Psychological Distress in Orphan Children // International Journal of Education, Psychology and Counseling. 2023. Vol. 8 (52). P. 759772.

3. Жданова С.Ю., Аликина Е.Л. Познание матерью индивидуальности ребенка в зависимости от характеристик семейной среды // Психологические проблемы современной семьи : сб. ст. М. : Звенигород, 2015. 1387 с.

4. Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители : материалы к курсу «Педагогическая психология». Самара : Универс-групп, 2003. 52 с.

5. Ермакова Л.В. Социально-психологические проблемы студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Сибирский вестник специального образования. 2015. № 2. С. 32-3б.

6. Терегулова O.A. Социально-психологический статус семьи несовершеннолетнего правонарушителя // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25, № 2(81). С. 181-187.

7. Шкаратан О.И., Ястребов T.A. Социально-профессиональная структура населения России. Теоретические предпосылки, методы и некоторые результаты повторных опросов 1994, 2002, 200б гг. // Мир России. 2007. № 3. C. 3-49.

8. Дубровина О.И. Профессиоведение : учеб.пособие. Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2012. 15б с.

9. Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования : учеб. пособие. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2004. 125 с.

10. Медведева Ю.С. Связь креативности и мотивации субъектов научно-исследовательской деятельности на довузовском и вузовском этапах профессионализации : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2015. 2б с.

11. Aрутюнян Ю.И. Искусство и искусствоведение в системе современного гуманитарного образования // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 201б. № 3(28). С. 1б4-1б7.

12. Негреев ДА, Лыков A-П. Aттестация офицеров в России: исторический аспект // Личность курсанта: психологические особенности бытия : сб. ст. Краснодар : ВУНЦ ВВС «BBA»; Кубанский гос. ун-т, 2012. 275 с.

13. Пироцкая A.B., Карпов A^. Восприятие жителями функционального зонирования в городах // Мир экономики и управления. 2014. Т. 14, № 1. С. 170-179.

14. Шмельков A.B. Город как регионализированные социальные практики // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. VIII, № 4 (33). С. 33-40.

15. Трутнев Э.К. Правовое зонирование города. Введение в проблемы градорегулирования в рыночных условиях. М. : Фонд «Институт экономики города», 2002. 10б с.

16. Белянкова Е.В. Психология покупателей недвижимости: влияние на стратегии продаж // Инновации и инвестиции. 2023. № 7. С. 88-92.

17. Жданова С.Ю., Краева В.С. Психологическое пространство личности в контексте проживания в среде общежития // Вестник Курганского государственного университета. 2018. № 3 (50). С. 34-37.

18. Aбдулгамидова ДА. Заработная плата как ключевой аспект современного рынка труда // Теория и практика общественного развития. 2015. № 4. С. 73-75.

19. Леонова ЛА., Шушунина KA. Неформальная занятость в России: проблемы появления и изучения // Молодой ученый. 2011. Т. 1, № 11 (34). С. 132-135.

20. Попова Г.Л., Филатова О.В. Доходы населения: сравнительный анализ и прогноз (на примере Тамбовской и Волгоградской областей) // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2013. № 1 (45). С. 185-190.

21. Руди Л.Ю., Тропникова ТА. Доступность жилья для населения Новосибирской области : методические подходы // Вестник НГУЭУ. 2012. № 2. С. 158-1б8.

22. Российский статистический ежегодник. 2023 : стат. сб. М., 2023. 701 с.

23. Гилева О.Я., Шиманчик И.П. Дополнительное профессиональное образование взрослых: принципы и особенности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 3 (3). С. б03-б05.

24. Тарарышко С.И. Дополнительное образование взрослых: опыт программно-методического обеспечения : сб. программ доп. образования взрослых. Минск : Пропилеи, 2012. 180 с.

25. Бородина Д.Р. Организации дополнительного образования взрослых на рынке образовательных услуг: стратегии руководителей. Информационный бюллетень. (Мониторинг экономики образования; № 7 (81)). М. : Национальный исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2014. 44 с.

26. Хакимова Н.Р. Психологические условия профессионального самоопределения. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2010. 131 с.

27. Горбунова ГА. Aнализ причин смены профессионального профиля взрослыми людьми // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 13. С. 4б-50.

References

1. Gupta U.J., Agrawal G. Orphans: Psychological Condition and Prevention // World Wide Journal of Multidisciplinary Research and Development

(WWJMRD). Shantikunj Haridwar. 2018. Vol. 4 (1). P. 222-225.

2. Jaffer U., Nassir C.M.N.C.M., Ahmed M.A., Osman R.A.H., Zaki M.Z.H.A.M., Azeman H.I., Muzamir N.S.M., Reshad H.Z.M., Aminondin S.A.

Examining Psychological Distress in Orphan Children // International Journal of Education, Psychology and Counseling. 2023. Vol. 8 (52). P. 759772.

3. Zhdanova S.Yu., Alikina E.L. Poznanie mater'yu individual'nosti rebenka v zavisimosti ot kharakteristik semeynoy sredy // Psikhologicheskie

problemy sovremennoy sem'i: sb. statey. M.: Zvenigorod, 2015. 1387 s.

4. Berezin S.V., Evdokimova Yu.B. Sotsial'noe sirotstvo: deti i roditeli: materialy k kursu "Pedagogicheskaya psikhologiya". Samara: Univers-grupp,

2003. 52 s.

5. Ermakova L.V. Sotsial'no-psikhologicheskie problemy studentov iz chisla detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley // Sibirskiy

vestnik spetsial'nogo obrazovaniya. 2015. No. 2. S. 32-3б.

6. Teregulova O.A. Sotsial'no-psikhologicheskiy status sem'i nesovershennoletnego pravonarushitelya // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh

organakh. 2020. T. 25, No. 2(81). S. 181-187.

7. Shkaratan O.I., Yastrebov G.A. Sotsial'no-professional'naya struktura naseleniya Rossii. Teoreticheskie predposylki, metody i nekotorye rezul'taty

povtornykh oprosov 1994, 2002, 200б gg. // Mir Rossii. 2007. No. 3. C. 3-49.

8. Dubrovina O.I. Professiovedenie: ucheb.posobie. Tyumen': Izd-vo Tyumenskogo gosudarstvennogo universitet, 2012. 15б s.

9. Gudkova E.V. Osnovy proforientatsii i professional'nogo konsul'tirovaniya: ucheb. posobie. Chelyabinsk: Izd-vo YuUrGU, 2004. 125 s.

10. Medvedeva Yu.S. Svyaz' kreativnosti i motivatsii sub"ektov nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti na dovuzovskom i vuzovskom etapakh professionalizatsii: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Yaroslavl', 2015. 2б s.

11. Arutyunyan Yu.I. Iskusstvo i iskusstvovedenie v sisteme sovremennogo gumanitarnogo obrazovaniya // Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 201б. No. 3(28). S. 1б4-1б7.

12. Negreev D.A., Lykov A.P. Attestatsiya ofitserov v Rossii: istoricheskiy aspekt // Lichnost' kursanta: psikhologicheskie osobennosti bytiya: sb. statey.

Krasnodar: VUNTs VVS "VVA", Kubanskiy gos. un-t, 2012. 275 s.

13. Pirotskaya A.V., Karpov A.E. Vospriyatie zhitelyami funktsional'nogo zonirovaniya v gorodakh // Mir ekonomiki i upravleniya. 2014. T. 14. No. 1. S. 170-179.

14. Shmel'kov A.V. Gorod kak regionalizirovannye sotsial'nye praktiki // Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii. 2005. T. VIII, No. 4 (33). S. 33-40.

15. Trutnev E.K. Pravovoe zonirovanie goroda. Vvedenie v problemy gradoregulirovaniya v rynochnykh usloviyakh. M.: Fond "Institut ekonomiki goroda", 2002. 10б s.

16. Belyankova E.V. Psikhologiya pokupateley nedvizhimosti: vliyanie na strategii prodazh // Innovatsii i investitsii. 2023. No. 7. S. 88-92.

17. Zhdanova S.Yu., Kraeva V.S. Psikhologicheskoe prostranstvo lichnosti v kontekste prozhivaniya v srede obshchezhitiya // Vestnik Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. No. 3 (50). S. 34-37.

18. Abdulgamidova D.A. Zarabotnaya plata kak klyuchevoy aspekt sovremennogo rynka truda // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2015. No. 4. S. 73-75.

19. Leonova L.A., Shushunina N.A. Neformal'naya zanyatost' v Rossii: problemy poyavleniya i izucheniya // Molodoy uchenyy. 2011. T. 1, No. 11(34). S. 132-135.

20. Popova G.L., Filatova O.V. Dokhody naseleniya: sravnitel'nyy analiz i prognoz (na primere Tambovskoy i Volgogradskoy oblastey) // Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo. 2013. No. 1(45). S. 185-190.

21. Rudi L.Yu., Tropnikova T.A. Dostupnost' zhil'ya dlya naseleniya Novosibirskoy oblasti: metodicheskie podkhody // Vestnik NGUEU. 2012. No. 2. S. 158-168.

22. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2023: stat. sb. M., 2023. 701 s.

23. Gileva O.Ya., Shimanchik I.P. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie vzroslykh: printsipy i osobennosti // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. 2010. T. 12, No. 3(3). S. 603-605.

24. Tararyshko S.I. Dopolnitel'noe obrazovanie vzroslykh: opyt programmno-metodicheskogo obespecheniya: sbornik programm dopolnitel'nogo obrazovaniya vzroslykh. Minsk: Propilei, 2012. 180 s.

25. Borodina D.R. Organizatsii dopolnitel'nogo obrazovaniya vzroslykh na rynke obrazovatel'nykh uslug: strategii rukovoditeley. Informatsionnyy byulleten'. (Monitoring ekonomiki obrazovaniya; No. 7 (81)). M.: Natsional'nyy issledovatel'skiy universitet "Vysshaya shkola ekonomiki", 2014. 44 s.

26. Khakimova N.R. Psikhologicheskie usloviya professional'nogo samoopredeleniya. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2010. 131 s.

27. Gorbunova G.A. Analiz prichin smeny professional'nogo profilya vzroslymi lyud'mi // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2009. No. 13. S. 46-50.

Информация об авторе:

Юань В.Л. - старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин и правоохранительной деятельности Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (Томск, Россия); старший преподаватель кафедры уголовно-процессуального права Западно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия (Томск, Россия). E-mail: [email protected]

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

V.L. Yuan, senior lecturer, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics (Tomsk, Russian Federation); senior lecturer, West Siberian Branch of the Russian State University of Justice (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 31.05.2024; одобрена после рецензирования 01.07.2024; принята к публикации 30.07.2024.

The article was submitted 31.05.2024; approved after reviewing 01.07.2024; accepted for publication 30.07.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.