Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УСТНОЙ РЕЧИ И БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА В ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УСТНОЙ РЕЧИ И БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА В ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
137
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТНАЯ РЕЧЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП / ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алексеева Татьяна Александровна, Юань Владимир Лишиньевич

Обозначена необходимость сочетания психологических и криминалистических методов изучения личности преступника. В качестве методов представлены анализ устной речи и биографический метод. Приведена взаимосвязь элементов структуры устной речи и биографии. Описаны типовые речевые модели поведения отдельных психологических типов во время дачи показаний. Особенности устной речи отдельных психологических типов проанализированы с учетом криминалистической структуры устной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF ORAL SPEECH AND THE BIOGRAPHICAL METHOD IN THE STUDY OF PERSONALITY

The study of personality is a cross-cutting direction of research in forensic science. One of the most effective methods for studying personality is the analysis of biographical information. Oral speech is of particular importance in the production of investigative actions that have a communicative aspect, such as interrogation, confrontation and presentation for identification on the basis of voice and speech. Signs of speech are individual, which determines their forensic significance. The aim of the work is to consider the possibilities of forensic research of personality through psychological analysis of oral speech and the biographical method. The main research methods were the biographical method of studying personality and the method of analyzing oral speech. The features of a typical speech model of participants in investigative actions belonging to various psychological types were analyzed. In recent decades, a new integrative field of scientific knowledge, the forensic doctrine of speech, has been actively formed in world forensic science at the intersection of psychology and linguistics. This line of research is based on the premise that a person's oral speech is the richest source of information about a wide variety of features that characterize the speaker. Information about these features is established on the basis of an analysis of vocabulary, syntax, accent, and many other features of oral speech. Participating in the process of trace formation, reflection of events, recorded oral speech becomes a carrier of forensically significant information necessary for the detection and disclosure of crimes. The interrelation of the personality's biography with the elements of the structure of oral speech is determined. For example, some structural elements of oral speech (content) reflect individual symbols and personally significant information in speech, which is closely related to the psychological data and social status of the individual (education and professional activity). The authors note a tendency in the analysis of speech behavior - the use of a typological approach, which makes it possible to individualize tactics in the production of investigative actions. The characteristics of a typical speech model of ten psychological types of participants in investigative actions are considered. The integration of psychological research methods into forensics also gives rise to a number of problems, such as the choice of the optimal personality typology, the need to develop a unified methodology for the psychological analysis of oral speech and the availability of specialists capable of analyzing speech on the basis of a special technical base.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УСТНОЙ РЕЧИ И БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА В ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ»

Вестник Томского государственного университета. 2022. № 485. С. 233-239 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2022. 485. рр. 233-239

ПРАВО

Научная статья УДК 343.98

аог 10.17223/15617793/485/26

Использование психологического анализа устной речи и биографического метода в изучении личности

Татьяна Александровна Алексеева1, Владимир Лишиньевич Юань2

1 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томск, Россия,

[email protected]

2 Западно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия, Томск, Россия, [email protected]

Аннотация. Обозначена необходимость сочетания психологических и криминалистических методов изучения личности преступника. В качестве методов представлены анализ устной речи и биографический метод. Приведена взаимосвязь элементов структуры устной речи и биографии. Описаны типовые речевые модели поведения отдельных психологических типов во время дачи показаний. Особенности устной речи отдельных психологических типов проанализированы с учетом криминалистической структуры устной речи. Ключевые слова: устная речь, психологический тип, личность преступника

Для цитирования: Алексеева Т.А., Юань В. Л. Использование психологического анализа устной речи и биографического метода в изучении личности // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 485. С. 233-239. аог 10.17223/15617793/485/26

Original article

doi: 10.17223/15617793/485/26

The use of psychological analysis of oral speech and the biographical method in the study of personality

Tatyana A. Alekseeva1, Vladimir L. Yuan2

1 Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, Tomsk, Russian Federation,

[email protected]

2 West Siberian Branch of the Russian State University of Justice, Tomsk, Russian Federation [email protected]

Abstract. The study of personality is a cross-cutting direction of research in forensic science. One of the most effective methods for studying personality is the analysis of biographical information. Oral speech is of particular importance in the production of investigative actions that have a communicative aspect, such as interrogation, confrontation and presentation for identification on the basis of voice and speech. Signs of speech are individual, which determines their forensic significance. The aim of the work is to consider the possibilities of forensic research of personality through psychological analysis of oral speech and the biographical method. The main research methods were the biographical method of studying personality and the method of analyzing oral speech. The features of a typical speech model of participants in investigative actions belonging to various psychological types were analyzed. In recent decades, a new integrative field of scientific knowledge, the forensic doctrine of speech, has been actively formed in world forensic science at the intersection of psychology and linguistics. This line of research is based on the premise that a person's oral speech is the richest source of information about a wide variety of features that characterize the speaker. Information about these features is established on the basis of an analysis of vocabulary, syntax, accent, and many other features of oral speech. Participating in the process of trace formation, reflection of events, recorded oral speech becomes a carrier of forensically significant information necessary for the detection and disclosure of crimes. The interrelation of the personality's biography with the elements of the structure of oral speech is determined. For example, some structural elements of oral speech (content) reflect individual symbols and personally significant information in speech, which is closely related to the psychological data and social status of the individual (education and professional activity). The authors note a tendency in the analysis of speech behavior - the use of a typological approach, which makes it possible to individualize tactics in the production of investigative actions. The characteristics of a typical speech model of ten psychological types of participants in investigative actions are considered. The integration of psychological research methods into forensics also gives rise to a number of problems, such as the choice of the optimal personality typology, the need to develop a unified methodology for

© Алексеева Т.А., Юань В.Л., 2022

the psychological analysis of oral speech and the availability of specialists capable of analyzing speech on the basis of a special technical base.

Keywords: oral speech, psychological type, offender's personality

For citation: Alekseeva, T.A. & Yuan, V.L. (2022) The use of psychological analysis of oral speech and the biographical method in the study of personality. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 485. рр. 233-239. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/485/26

Криминалистическое изучение личности представляет собой сложную аналитическую работу, в процессе которой используются как широкий круг источников информации о личности, так и большой спектр научных методов познания. Точность и полнота результата анализа находятся в прямой зависимости от методов познания, поэтому необходимо применение всех доступных методов изучения личности в криминалистической науке. Данный вывод был сделан на основе проведенных исследований, которые наглядно показали эффективность криминалистического изучения личности посредством различных методов [1. С. 212]. Достижение большей полноты, глубины и точности познания посредством использования большего числа методов криминалистического изучения личности происходит следующими путями:

1) дополнением собранной информации о личности новыми сведениями;

2) уточнением ранее выявленных одним методом криминалистически значимых тенденций и характеристик изучаемой личности другим методом;

3) путем проверки собранной совокупности информации с целью выявления противоречий и достаточной целостности сформированной картины.

Последний пункт требует уточнения. В психологических исследованиях известен феномен искажения экспериментального результата, который имеет даже специальный научный термин - «артефакт». Артефакты возникают как из-за отклонений в процедуре проведения исследования, так и из-за дефектов используемых методик. Сказанное приводит к выводу о том, что нет никаких гарантий безусловного и абсолютного результата криминалистического изучения личности, вместе с тем, есть вероятность повысить результативность за счет сочетания использования различных методов изучения личности в криминалистической науке. Среди доступных методов криминалистического изучения личности наибольший интерес представляют методы анализа устной речи и анализ биографии. Особую актуальность названные методы приобрели после марта 2020 г., когда впервые произошел принудительный массовый переход на дистанционный формат обучения и работы, в рамках которого на первый план вышли тексты (электронный документооборот) и звуковой форматы взаимодействия в обмене информацией, а в политическом дискурсе вновь был поднят вопрос о повсеместной циф-ровизации, которая затронет все сферы жизни граждан, включая перевод информации биографического характера гражданина в электронный формат.

Совместное использование анализа устной речи и биографического метода возможно путем соотношения основных структур устной речи [2. С. 167] и био-

графии изучаемой личности [3. С. 377] в криминалистической науке. Так, вокальность устной речи строго индивидуальна и обусловлена в наибольшей степени физиологической природой человека, что позволяет говорить о возможной взаимосвязи биологических параметров с вокальностью в структуре речи изучаемой личности. В свою очередь, тональность речи является показателем эмоциональной насыщенности речи, на основе чего можно сделать вывод о ее связи как с биологическими параметрами (темперамент, способ рефлексии), так и с психологическими данными (психологическая ориентация) личности. Содержательность речи отражает индивидуальные символы и личностно значимую информацию в речи, что тесно взаимосвязано с психологическими данными и социальными статусами личности (образование и профессиональная деятельность) (таблица).

Взаимосвязь элементов структуры устной речи и биографии

Элемент структуры устной речи Биологические параметры Социальные статусы Психологические данные

Вокальность Высокая взаимосвязь Не выражена взаимосвязь Не выражена взаимосвязь

Тональность Высокая взаимосвязь Не выражена взаимосвязь Высокая взаимосвязь

Содержательность Не выражена взаимосвязь Высокая взаимосвязь Высокая взаимосвязь

Анализ устной речи вызывает в настоящее время все больший интерес, начиная от производства экспертных исследований и заканчивая проведением переговоров. Речевая деятельность является объектом исследования нескольких областей наук: лингвистики, психологии, криминалистики, проявляя свою междисциплинарную природу.

В лингвистике устная речь понимается как совокупность индивидуальных особенностей порождения речи: скорости речи, тембра голоса и интонационных явлений [4. С. 213]. С точки зрения психологии анализ устной речи - это способ получения информации о свойствах личности и состоянии говорящего. Рассмотрим некоторые возможности психологического анализа речи.

1. Определение зависимости между особенностями устной речи и психологическими свойствами личности (психологическим типом).

В 1960-е гг. было установлено, что такая черта как «экстраверсия - интроверсия» (предложенная К.Г. Юнгом и оцениваемая по опроснику Г. Айзенка), влияет на характер и частоту пауз в речи и связана с темпом речи. Помимо этого, разные исследователи выделили отрицательную взаимосвязь громкости речи и преобладания в ней низкого тона с интроверсией и положительную корреляцию между громкостью и

экстраверсией. Нейротизм обнаруживает связь и с беглостью речи, а также с безапелляционностью говорящего лица. Выраженные невротики в устной речи часто используют местоимения и глаголы [5]. Наряду с этим есть данные, что интроверты проявляют тенденцию к большей вариативности в ответах по сравнению с экстравертами. Для их устных высказываний типичны более длинные предложения, большое число союзов, прилагательных, личных местоимений и наречий. Экстраверты же обнаруживают более высокое словарное разнообразие и большее количество предложений для выражения замысла речи [4. С. 216]. Продолжая характеристику речевого поведения экстравертов и интровертов, можно отметить также особенности темпа речи. Экстравертов отличает быстрый неравномерный темп речи в совокупности с неравномерной интонацией, а речь интровертов характеризуется средним по скорости или медленным темпом, равномерной интонацией. Указанные особенности могут быть следствием скорости протекания психических реакций: экстраверты принимают и озвучивают решения быстрее, тогда как интроверты обычно сомневаются, обдумывают свой ответ, перед тем как высказаться [6. С. 216].

И.Т. Кривошеин в своей работе рассматривал два типа личности, в основе которых выделял особенности деятельности и поведения: первый - интеллектуально-волевой (рациональный), второй - интеллектуально-эмоциональный (эмоциональный). Для каждого из указанных типов автор выделил и особенности речевого поведения. Речь рационального типа характеризуется преимущественно наличием элементов логического, аналитического и оценочного характера. Высказывания излагаются, как правило, взвешенно, аргументированно, логично. В речи прослеживается не спонтанная, не ситуативная, а предварительная продуманность. Речь рационального типа сопровождается такими выражениями, как «видите ли...», «да знаете...», «понимаете...». С них обычно начинается ответ на вопрос, построение фразы. Данные выражения указывают на такую особенность в познавательной, мыслительной деятельности, как склонность к обдумыванию. Темп речи, в общем, спокойный, уравновешенный, рассудительный, эмоциональная окраска невыразительная, неброская, очень сдержанная, что можно объяснить отчасти значительной развитостью волевых свойств, их приоритетом над эмоциями, контролем поведения [7. С. 64].

Речь эмоционального типа, как правило, быстрая, сумбурная, нелогичная (рваная), без особой аргументации, по тону выше среднего. В речи и поведении лиц с преобладанием эмоционального компонента в способах реагирования чаще встречаются элементы алогичного характера, оценочные суждения имеют выраженную эмоциональную окраску, сопровождаются эмоциональными восклицаниями (например, «ай», «ой», «ну»), выражающими недовольство, беспокойство, растерянность, удивление, гнев [7. С. 65].

Одним из наиболее распространенных в криминалистических исследованиях подходов к изучению личности, позволяющих проанализировать особенности устной речи, является типология акцентуирован-

ных личностей К. Леонгарда [8]. Указанный типологический подход был адаптирован к криминалистическим исследованиям профессором Р.Л. Ахмедшиным, в том числе применительно к анализу устной речи участников следственных действий [9]. Достоинством типологии акцентуированных личностей является то, что она позволяет выделить десять типов, характеризующихся уникальным сочетанием поведенческих маркеров, в том числе и речевых характеристик. Кроме того, акцентуироанные типы можно соотнести с психологическими типами, предложенными К.Г. Юн-гом и И.Т. Кривошеиным, описанными выше, тем самым усилив возможность определения типовых особенностей устной речи. Акцентуированные типы соотносятся с экстраверсией/интроверсией следующим образом:

1) экстравертный тип: эпилептоид, гипертим, циклоид, истероид, застревающий;

2) интровертный тип: гипотим, параноид, шизоид, сензитив, конформный.

Рациональная модель поведения характерна для таких акцентуированных типов, как циклоид, парано-ид, шизоид, гипотим, застревающий. Эмоциональная модель поведения присуща следующим психологическим типам: эпилептоид, гипертим, истероид, сензи-тив, конформный.

Т.А. Алексеева в своей монографии предложила структуру устной речи, включающую в себя три элемента: вокальность, тональность и содержательность, и проанализировала устную речь указанных десяти акцентуированных типов, сформулировав признаки типовой речевой модели для каждого типа [10]. Преимуществом такого подхода является то, что следователь, обладая знаниями о таком биографическом признаке, как психологический тип, может заранее подготовиться к производству коммуникативных следственных действий (например, допроса) и учесть особенности устной речи и поведения в целом участника следственного действия. В то же время типологический подход позволяет провести анализ и в обратном направлении, т.е., обладая знаниями о типовой речевой модели каждого психологического типа, следователь способен определить тип личности участника коммуникативного следственного действия, что будет способствовать установлению психологического контакта и индивидуализации тактических приемов. Рассмотрим типовую речевую модель каждого акцентуированного типа личности.

Для эпилептоида свойствен громкий голос в сочетании со средним или быстрым темпом; короткие паузы, а также неравномерная (восходящая) интонация. Содержательная сторона речи характеризуется употреблением указательных, повелительных интонаций, требующих совершения действия. Эпилептоиду присущи такие слова, как «конкретно», «должен», «обязан», а также необоснованные категоричные высказывания. Как в профессиональной сфере, так и в быту представители рассматриваемого психологического типа считают необходимым подчеркнуть свое положение и статус в обществе, высказать свое мнение, которое должно быть авторитетным для всех. Если

человек эпилептоидного типа находиться на руководящем посту, то его будут отличать следующие фразы: «я так сказал», «слушайте меня», «я уже все сказал», «я лучше знаю», «по моему мнению», при этом они эмоционально и интонационно подчеркиваются. Однако, находясь в подчинении, эпилептоид будет говорить не так громко, избегать употребления повелительных конструкций, но подчеркнет свое мнение.

Отличительной особенностью речи гипертима является громкий голос, быстрый темп речи и короткие паузы, часто не соответствующие синтаксическим. Это самый громкоговорящий акцентуированный тип личности. Интонация неравномерная, речь малоэмоциональна, что компенсируется употреблением наречий. Гипертимы словоохотливы, выделяются своей активностью и дружелюбностью в коллективе, у них всегда имеется достаточное количество историй, разнообразных идей, которыми они готовы поделиться с окружающими. Однако в силу некоторой безответственности, озвучив свои идеи и предложения, гипертимы не спешат на их реализацию, предпочитая, чтобы остальную работу проделали другие: «Самое сложное я сделал - подал идею, теперь дело уже за малым». В общении как с коллегами, так и с руководителем гипертиму свойственна фамильярность, что не является признаком неуважения - представители данного психологического типа не понимают принятые в обществе нормы иерархичного общения.

Речь истероида характеризуется вокальной насыщенностью: громкость, интонация изменяются в зависимости от ситуации, целью такого изменения, как правило, является привлечение внимания окружающих. От природы владея ораторским искусством, люди истероидной акцентуации используют речевые паузы не столько в качестве синтаксических, сколько в качестве «театральных», фокусируя внимание окружающих на себя. Представители рассматриваемого психологического типа употребляют провокационные фразы, неуместные специфические термины, склонны провоцировать окружающих на негативную реакцию. Истероид всегда найдет момент, чтобы переключить внимание на себя, поэтому в его речи постоянно присутствуют местоимения «я», «мне», «мое», и такие выражения, как «мое мнение», «я так думаю», «это мое личное мнение, отношение», «послушайте, что я скажу». Кроме того, люди, принадлежащие к данному психологическому типу, в общении прибегают к лести по отношению к одним («великий человек», «господин», «уважаемая персона»), особенно в отношении вышестоящего руководства, и к оскорблениям - по отношению к другим.

Особенностью устной речи циклоида является чередование вокальных характеристик, т.е. громкость голоса со средней меняется на громкую, а темп со среднего переходит на быстрый, и наоборот. Интонация неравномерная, речевые паузы средние по длине. Как правило, циклоиды читают достаточно много разнообразной литературы, поэтому обладают широкими знаниями в нескольких областях, используя соответствующую специальную терминологию. Используют в речи сложносочиненные и сложноподчи-

ненные предложения, статистические данные. Кроме того, речь изобилует не констатацией фактов, а анализом событий, поведения людей, постановкой проблемы и прогнозом на будущее. Негодование циклоида может вызвать некомпетентность коллег, изложение «глупой» на его взгляд информации, постановка очевидных вопросов. Однако особенностью циклоида является то, что он склонен рассматривать вопрос с разных точек зрения, поэтому, обосновав свою позицию, может обсудить и позицию своего оппонента. Представители циклоидной акцентуации не признают авторитетов, соблюдая формальные правила приличия с вышестоящим руководством. Уважение циклоида нужно заслужить, доказав свою компетентность.

Застревающий психологический тип характеризуется громким голосом, четким произношением слов, хорошей артикуляцией, средним темпом речи с четким соблюдением интонационных пауз и интонационной завершенностью каждого предложения. В профессиональной сфере представители застревающей акцентуации особое внимание отводят соблюдению субординации, расписания, не терпят опозданий. Никогда не бывают голословны, доказывая свою точку зрения различными фактами, правилами, законами и нормативами, употребляя такие вводные конструкции, как «во-первых», «во-вторых» (или «первое», «второе»). Рассказ застревающего похож на доскональный отчет о проделанной работе, поэтому для него характерно частое употребление глаголов, преобладает описание действий, без личностной оценки. Рассматриваемый психологический тип очень точен в своих высказываниях, дотошен в мелочах, ничего не будет утверждать, если не уверен в своих словах.

Параноида характеризует громкий голос, средний темп речи и низкий тембр голоса, равномерная интонация, средние по продолжительности речевые паузы. В устной речи параноида прослеживается принципиальность и категоричность практически во всем: в оценке происходящих событий и поведения людей, во взглядах на жизнь и т.д. Категоричность проявляется и в том, что параноида очень сложно переубедить; скорее всего, выслушав все доводы противоположной стороны, он останется при своем мнении. Предпочитает высказываться точно, по существу проблемы, обходя абстрактные рассуждения, негативно относится к сплетням, равнодушен к лести в свой адрес. Па-раноиду важно ассоциировать себя с группой единомышленников, поэтому при общении он употребляет такие местоимения, как «мы», «наш», «нами», «нас» и т. д. Представители рассматриваемого психологического типа уважают людей со своей позицией, точкой зрения, которая может не совпадать с их собственной, главное, чтобы человек твердо стоял на своем. При работе в коллективе берут много ответственности на себя, считая, что и остальные должны максимально вкладываться в общее дело: «мы не можем подвести», «это наш долг», «я несу за это ответственность».

Конформный психологический тип характеризуется следующими речевыми характеристиками: громкость голоса средняя, убывающая; интонация равномерная; темп речи и количество пауз - средние. Од-

нако, в силу неуверенности в себе и зависимости от мнения окружающих, на темп будет оказывать влияние человек, с которым конформный разговаривает: если собеседник не смог расположить к себе представителя указанного психологического типа, речь конформного будет характеризоваться средним темпом с многочисленными паузами; и наоборот, если контакт установлен, использование речевых пауз сводится только к синтаксической функции. В профессиональной сфере конформному сложно высказывать, а тем более отстаивать свою точку зрения («возможно, я буду аккуратен в своих высказываниях»), поэтому он предпочитает соглашаться с большинством («я, как все»), придерживается нейтралитета или старается переложить ответственность на других. Для представителей конформного психологического типа важно одобрение и поддержка, понимание со стороны коллег, особенно руководителя, авторитет которого не может быть под сомнением.

Устная речь шизоида отличается медленным темпом (самый медленный темп из рассматриваемых психологических типов), тихим голосом, наличием продолжительных пауз. Интонация равномерная в сочетании с неэмоциональностью речи. Из-за погруженности в свои мысли шизоиды немногословны, в речи используют узконаправленные термины, могут недоговорить предложение и углубиться в размышления. Зато этот тип обладает высокими аналитическими способностями, способен разобраться с проблемой, требующей досконального изучения. Однако из-за того, что им сложно донести до окружающих свои мысли и идеи, часто остаются непонятыми и становятся изгоями в обществе.

Отличительной чертой сензитива является то, что это самый эмоциональный из акцентуированных типов, что также отражается в его речи в виде многото-нальности голоса. Как представитель интровертного типа сензитив характеризуется ровной интонацией с плавными переходами вверх-вниз, темп и громкость речи - средние, однако, указанный психотип легко владеет тоном своего голоса, переводя его с высокого на низкий, с громкого на тихий, переходя на шепот. Речь сензитива в содержательном смысле также наполнена эмоциями, чувствами, состраданием, в связи с этим наблюдается значительно большее, по сравнению с другими психологическими типами, употребление прилагательных, уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах, междометий и восклицаний.

Речь гипотима характеризуется следующими особенностями: самый тихий голос из указанных психотипов, медленный темп с частыми, но короткими паузами; интонация равномерная, нисходящая; малоэмоциональна. Если говорить о содержательной составляющей, то в речи гипотима преобладают слова, обозначающие отрицание: «нет», «ничего», «никому», или символизирующие падение вниз и безысходность: «не жду благодарности», «от тебя/меня ничего не зависит» «нет выхода», «не стоит пытаться» и т.д. В профессиональной сфере свойственна неуверенность в своей компетенции, успехе, приуменьшение

своих возможностей и заслуг: «я не столь компетентен», «до конца все равно не получится разобраться», «я ничего не умею / не знаю, не могу об этом судить».

2. Диагностика эмоционального состояния лица. К базовым эмоциям, которые испытывает человек, относятся: радость, удивление, грусть, злость, страх, отвращение. Диагностика эмоционального состояния лица по устной речи интересна как в научно -исследовательском, так и в прикладном аспектах. Особый интерес представляют исследования, позволяющие диагностировать несоответствие сообщаемой информации испытываемым эмоциям, а также определение эмоционального состояния лица, находящегося вне зоны видимости (например, при проведении переговоров о захвате заложников).

Важно отметить, что стоит различать силу эмоционального реагирования и степень выражения эмоций и учитывать, что указанные характеристики эмоционального проявления отличаются у представителей рассматриваемых акцентуированных личностей. Так, например, эпилептоид (которого можно соотнести с таким типом темперамента, как холерик) характеризуется агрессивностью, которая одинаково испытыва-ется и проявляется во вне. В то же время параноидУ, при высокой силе испытываемых негативных эмоций, присущ контроль и, соответственно, низкая степень их выражения.

Иногда в ходе расследования преступления, следователь оценивает эмоциональную реакцию свидетеля или подозреваемого, ожидая увидеть определенные эмоции: чувство сострадания, эмпатии, вины. Однако если от сензитива или конформного (двух самых эмоциональных типов) можно ожидать проявления искреннего переживания, понимания эмоций других людей или чувства причастности к произошедшему, то от таких психологических типов, как шизоид, гипотим, циклод, добиться этого будет достаточно сложно. Это не означает, что люди, принадлежащие к указанным психотипам, не испытывают эмоций, однако степень выражения их крайне мала.

3. Определение неискренности в сообщаемой информации. Достоверное определение признаков лжи в речи вызывает неподдельный интерес у исследователей различных областей наук. Психофизиологические исследования с использованием полиграфа подтвердили, что ложь является стрессом для человеческого организма, признаки которого проявляются на физиологическом уровне. Ложь - это осознанное искажение действительности в знании [11. С. 37]. Можно выделить основные особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности.

1. Особенности выбора слов: затруднения в выборе слов для выражения своих мыслей:

а) возрастает количество и длительность пауз, предшествующих искомому слову. Такие паузы наблюдаются даже перед словами, обладающими большой частотностью и легко используемыми в речи в обычном состоянии. Поисковые паузы сопровождаются заполненными паузами - «э», «кх», «гм», «мм», количество которых возрастает. Сокращается

средняя длина отрезка речи, возрастает отношение времени пауз ко времени чистой речи;

б) затруднения в осуществлении выбора слов проявляются в виде возрастающего количества повторов отдельных звуков, слогов, слов, словосочетаний: «я все не знаю, может она, может оно, может оно у меня / эээ, со дня рождения может она у меня есть»;

в) затруднения в формулировании мыслей - возрастание количества пояснительных слов: «это», «такой», растягивание конечного гласного в слове;

г) слова-паразиты: «видите ли», «типа», «как бы», «это самое», «собственно», «так сказать», «вот», «ну» и др. В состоянии эмоциональной напряженности их количество возрастает вдвое (вследствие ослабления контроля говорящего за качеством речи).

2. Снижение словарного разнообразия - говорящий отбирает слова, которые наиболее часто употребляются в его речи, т.е. он упрощает поиск слов.

3. Возникновение парафазий - слов, употребляемых неуместно в определенном контексте: «красный круг большого цвета».

4. Колебания частоты тона и интенсивности речевого сигнала, резкие перепады общего темпа речи [12. С. 59-87].

Д. В. Аксенов выделяет речевые построения, указывающие на неискренность собеседника:

- настойчивое убеждение в собственной искренности, при котором он чрезмерно подчеркивает свою честность, неизменно настаивая на том, что говорит только правду - в случаях, когда никак не выражается недоверия к его словам, например: «честное слово, я не знаю»; «клянусь здоровьем»; «даю руку на отсечение»; «честное слово, дело было так»;

- уход от обсуждения определенных тем, вопросов. Например - «я не буду это обсуждать»; «не могу вспомнить»; «я этого не говорил(а)»; «не вижу здесь никакой связи»;

- необоснованно пренебрежительный, вызывающий или враждебный тон, явно провоцирующий на грубость: «я не обязан(а) отвечать на ваши вопросы»; «я не знаю, о чем идет речь»; «я вообще не желаю с вами говорить»;

- стремление вызвать симпатию, доверие, чувство жалости у собеседника, в случае если предшествующие отношения не привели к такому сближению, например: «у меня семья, дети»; «я такой же, как и вы»; «у меня точно такие же проблемы»;

- непродолжительное отрицание или равнодушные, уклончивые ответы на прямые вопросы. Простые повторяющиеся ответы или повторение простого отрицания. Уклонение от использования слов «да» или «нет»: «я об этом ничего не знаю»; «вы же сами это говорили»; «я не уверен(а)»; «вы меня уважаете?»; «вы, несомненно, человек серьезный» [13].

Изучение признаков недостоверности устной речи является одним из наиболее сложных, но одновременно интересных и перспективных исследований. Развитие данного направления исследований представляется в анализе устной речи применительно к представителям отдельных психологических типов, что позволит сформулировать индивидуальный подход в определении признаков лжи.

Устная речь - это достаточно сложный объект исследования, поэтому неизбежно возникнут проблемы ее анализа. Рассмотрим некоторые из них.

1. Выбор «отправной точки» исследования при психологическом анализе устной речи или выбор типологического подхода. Из всего многообразия типологий, которые предполагают возможность анализа особенностей устной речи, в процессе исследования все-таки необходимо остановиться на одной. Тогда и возникает проблема выбора и оценки критериев различных типологий.

Отдавая приоритет акцентуированным типам личности, в качестве аргументов можно указать следующие: а) типология акцентуированных личностей содержит десять типов, характеризующихся специфическим сочетанием личностных свойств; б) направлена на анализ поведения, в том числе и речевого; в) ориентирована на экспериментальные, прикладные исследования, позволяющие сделать определенный вывод.

2. Необходимость разработки единой методики психологического анализа устной речи. Проблема объективности исследования порождает ограничения в выборе методики анализа речи. Главный вопрос, который возникает в данном случае: с какой целью, для чего необходимо провести психологический анализ устной речи? В одном случае будет достаточно авторитетного мнения специалиста (например, при анализе переговоров - для выбора делового партнера), в другом - четко регламентированной процедуры и объективной методики (например, в случае решения вопроса о виновности/невиновности лица, привлекаемого в рамках уголовного дела). Разрешение проблемы формулирования единых критериев оценки устной речи представляется одной из приоритетных задач в данном направлении исследований.

3. Наличие специалистов, способных провести анализ речи и необходимой технической базы. Возникновение нового вида исследований влечет и появление специалистов, способных проводить такие исследования. В случае с психологическим анализом устной речи возникает вопрос: специалисты из каких областей должны привлекаться: психологии, лингвистики, фо-носкопии или криминалистики? Скорее всего, психологические исследования в области анализа устной речи потребуют подготовки нового рода специалистов, а возможно, и появления со временем самостоятельного направления экспертных исследований.

Список источников

1. Юань В. Л., Алексеева Т. А., Ахмедшин Р. Л. Выявление истероидной акцентуации у обвиняемого с помощью анализа его речи, поведения

и биографии // Правосудие. 2020. Т. 2, № 1. С. 207-224.

2. Алексеева Т.А. Криминалистическая структура устной речи // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 381.

С. 167-170.

3. Юань В.Л. Криминалистическая формализация и классификация биографических сведений о личности // Криминалистика: теория и

практика : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. 2019. С. 374-380.

4. Марютина Т.М. Дифференциальная психология : в 2 ч. Ч. 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры. М. : Юрайт, 2017. 248 с.

5. Johar S. Emotion, Affect and Personality in Speech. The Bias of Language and Paralanguage. N.Y. : Springer, 2016.

6. Воронин С.Э., Ахмедшин Р.Л., Алексеева Т.А. Психотипологический подход в системе криминалистического знания. Красноярск, 2015.

326 с.

7. Кривошеин И.Т. Теоретические и прикладные проблемы допроса обвиняемого. Томск, 2001. 114 с.

8. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д : Феникс, 2000. 544 с.

9. Ахмедшин Р.Л. Тактика коммуникативных следственных действий. Томск, 2014. 293 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Алексеева Т. А. Исследование устной речи в криминалистической тактике. М., 2022. 200 с. (Библиотека криминалиста.)

11. Закатов А.А. Ложь и борьба с нею. Волгоград, 1984. 191 с.

12. Носенко Э.Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. Днепропетровск, 1975. 179 с.

13. Аксенов Д.В. Речевые построения, выдающие ложь // Элитариум. URL: http://www.elitarium.ru/2005/08/

12/rechevye_postroenija_vydajushhie_lozh.html

References

1. Yuan, V.L., Alekseeva, T.A. & Akhmedshin, R.L. (2020) Vyyavlenie isteroidnoy aktsentuatsii u obvinyaemogo s pomoshch'yu analiza ego rechi,

povedeniya i biografii [Identification of hysterical accentuation in the accused by analyzing his speech, behavior and biography]. Pravosudie. 1 (2). pp. 207-224.

2. Alekseeva, T.A. (2014) The criminalistic structure of oral speech. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University

Journal. 381. pp. 167-170. (In Russian).

3. Yuan, V.L. (2019) [Forensic formalization and classification of biographical information about a person]. Kriminalistika: teoriya i praktika

[Criminalistics: Theory and practice]. Proceedings of the 7th International Conference. Krasnodar. 31 May 2019. Krasnodar: Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. pp. 374-380. (In Russian).

4. Maryutina, T.M. (2017) Differentsial'nayapsikhologiya [Differential Psychology]. Part. 1. Moscow: Yurayt.

5. Johar, S. (2016) Emotion, Affect and Personality in Speech. The bias of language and paralanguage. New York: Springer.

6. Voronin, S.E., Akhmedshin, R.L. & Alekseeva, T.A. (2015) Psikhotipologicheskiy podkhod v sisteme kriminalisticheskogo znaniya

[Psychotypological Approach in the System of Forensic Knowledge]. Krasnoyarsk: Siberian Institute of Business, Management and Psychology.

7. Krivoshein, I.T. (2001) Teoreticheskie i prikladnye problemy doprosa obvinyaemogo [Theoretical and Applied Problems of the Interrogation of the

Accused]. Tomsk: Tomsk State University.

8. Leonhard, K. (2000) Aktsentuirovannye lichnosti [Accentuated Personalities]. Rostov on Don: Feniks.

9. Akhmedshin, R.L. (2014) Taktika kommunikativnykh sledstvennykh deystviy [Tactics of Communicative Investigative Actions]. Tomsk: Tomsk

State University.

10. Alekseeva, T.A. (2022) Issledovanie ustnoy rechi v kriminalisticheskoy taktike [The Study of Oral Speech in Forensic Tactics]. Moscow: Yurlitinform.

11. Zakatov, A.A. (1984) Lozh' i bor'ba s neyu [Lies and Struggle with It]. Volgograd: Nizhne-Volzhskoe knizhnoe izdatel'stvo.

12. Nosenko, E.L. (1975) Osobennosti rechi v sostoyanii emotsional'noy napryazhennosti [Features of Speech in a State of Emotional Tension]. Dnepropetrovsk: Dnepropetrovsk State University.

13. Aksenov, D.V. (2005) Rechevye postroeniya, vydayushchie lozh' [Speech constructions that give out lies]. Elitarium. [Online] Available from: http://www.elitarium.ru/2005/08/12/rechevye_postroenija_vydajushhie_lozh.html.

Информация об авторах:

Алексеева Т. А. - канд. юрид. наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин и правоохранительной деятельности Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (Томск, Россия). E-mail: [email protected]

Юань В. Л. - старший преподаватель кафедры уголовно-процессуального права Западно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия (Томск, Россия). E-mail: [email protected]

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

T.A. Alekseeva, Cand. Sci. (Law), senior lecturer, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

V.L. Yuan, senior lecturer, West Siberian Branch of the Russian State University of Justice (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 08.11.2022; одобрена после рецензирования 06.12.2022; принята к публикации 30.12.2022.

The article was submitted 08.11.2022; approved after reviewing 06.12.2022; accepted for publication 30.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.