Научная статья на тему 'КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА, СОВЕРШАЮЩЕГО НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА, СОВЕРШАЮЩЕГО НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
224
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПНИК / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ИЗНАСИЛОВАНИЕ / ПОТЕРПЕВШИЙ / ДЕТЕРМИНАНТЫ / НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ / ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЯМИ РЕБЁНКА / ШКОЛЬНОЕ НАСИЛИЕ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корецкая Татьяна Олеговна

В статье выдвигаются приблизительные портреты преступных и потерпевших лиц, вопросы личности субъектов, их возможные социальные взаимосвязи, важные личностные аспекты и признаки патологий преступного лица. В ней также рассматриваются острые социальные вопросы совершаемых насильственных действий в семьях и приводится статистика преступлений в контексте гендера. Исследуемая тема в статье находит своё отражение в важности нахождения потерпевшего, потому как именно от него зависит вероятность совершения насильственных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORENSIC CHARACTERISTICS OF THE PERSONALITY OF A CRIMINAL WHO COMMITS VIOLENT ACTS AGAINST MINORS

The article puts forward approximate portraits of criminals and victims, issues of the personality of subjects, their possible social relationships, important personal aspects and signs of pathologies of a criminal. It also examines the pressing social issues of violent acts in families and provides crime statistics in a gender context. The topic under study in the article is reflected in the importance of finding the victim, because the likelihood of committing violent acts depends on him.

Текст научной работы на тему «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА, СОВЕРШАЮЩЕГО НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

УДК 34

Корецкая Татьяна Олеговна

Магистрант

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА, СОВЕРШАЮЩЕГО НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация

В статье выдвигаются приблизительные портреты преступных и потерпевших лиц, вопросы личности субъектов, их возможные социальные взаимосвязи, важные личностные аспекты и признаки патологий преступного лица. В ней также рассматриваются острые социальные вопросы совершаемых насильственных действий в семьях и приводится статистика преступлений в контексте гендера. Исследуемая тема в статье находит своё отражение в важности нахождения потерпевшего, потому как именно от него зависит вероятность совершения насильственных действий.

Ключевые слова:

преступник, криминалистическая характеристика, изнасилование, потерпевший, детерминанты, насилие в семье, несовершеннолетние, гендерный подход, жестокое обращение, пренебрежение потребностями ребёнка, школьное насилие, использование психолого-педагогических технологий.

FORENSIC CHARACTERISTICS OF THE PERSONALITY OF A CRIMINAL WHO COMMITS

VIOLENT ACTS AGAINST MINORS

Abstract

The article puts forward approximate portraits of criminals and victims, issues of the personality of subjects, their possible social relationships, important personal aspects and signs of pathologies of a criminal. It also examines the pressing social issues of violent acts in families and provides crime statistics in a gender context. The topic under study in the article is reflected in the importance of finding the victim, because the likelihood of committing violent acts depends on him.

Keywords:

offender, forensic characterization, rape, victim, determinants, domestic violence, minors, gender approach, abuse, neglect of the child's needs, school violence, use of psychological

and educational technologies.

Проблема борьбы с преступностью против семьи и несовершеннолетних уже давно является актуальной общественной проблемой не только в России, но и в иностранных государствах. Это значительно препятствует воспитанию детей и их полноценному и правильному росту и социальном, и в личностном плане. Особое внимание мы обращаем на насильственные действия в семейном окружении. Преступления, которые предполагают насильственные действия в отношении несовершеннолетних, по большей части происходят в кругу семьи, что подкрепляется статистическими данными - более 40% от всех насильственных преступлений. [2, с. 241]

В первую очередь дадим определение насилию и насильственным действиям. Согласно философской науке, насилие определяется как духовное и физическое действие в концепции смысла жизни, которое выступает в виде подчинения личности целям и задачам другой личности вопреки желаниям пострадавшего. Уголовно-правовая категория же трактует данное определение как уголовно и административно наказуемое деяние, которое представляется в виде аморального

поступка, в конкретном исследовании - по отношению к несовершеннолетним. Несомненно, это общественно опасное деяние, проявляющееся в причинении вреда моральному или физическому здоровью человека. Применение здесь категории «общественно опасное деяние» объясняется в том числе тем, что преступление способно изменить поведение и паттерны мышления человека и побудить его к нежелательным для него поступкам или мыслям. Многие авторы уже несколько десятилетий связывают насильственные действия с инструментальным характером, подтекстом. Это связано с тем фактом, что насилие выступает в качестве органической части сложной организованной преступной деятельности.

Криминалистическая характеристика насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних подразумевает методику раскрытия, предупреждения и расследования преступлений. Все методики обусловлены обстоятельствами криминалистической ситуации, подлежащей доказыванию. Сам же механизм преступной деятельности является объективным и субъективным показателем взаимосвязанных событий и объектов преступления. Все методики сводятся к разумному заключению по уголовному делу с учётом всей криминалистической характеристики личности преступного лица. Процессы, исследуемые в ходе характеристики, причисляются к личностной активности и выражаются поведенческим проявлением, которые выявляют доминирующие отношения к объекту посягательства, а также условиям и обстоятельствам преступления. В процессе рассуждения о криминалистической характеристике, важно также указать личность. В систему характеристики включены детерминанты мотивообразующей системы при совершении преступных действий в отношении несовершеннолетнего. Мотивы доминирования обуславливаются желанием контролировать социальное окружение и взгляды, влиять на поведение окружающих, самой способностью к этому. Также немалое значение имеет такая личностная характеристика как стремление к обретению независимости.

Мотивы же агрессии отражаются в восприятии окружающей среды, социума как врага. Насилие для такой личности являются способом действия, целью которого является возмездие. Характеристика преступного лица находит свое начала во внутренних личностных конфликтах с самим собой. Именно подобное внутреннее противоречие является движением к преступному деянию.

Также следует отметить, что в некоторых случаях совершение насильственных действий в отношении несовершеннолетних помогает преступнику самоутвердиться, что является побудительной основой для совершения преступления. Нередко подобная мотивация сопровождается всё теми же вспышками агрессии из-за ощущения собственной неполноценности. Всё это объясняется рядом психологических и социальных причин, которые сопряжены с различными недостатками и проблемами в личной жизни и очень часто в воспитании. Учитывая это, насильника можно сравнить с подростком, который не смог перейти в следующую стадию психологического развития. Всё вышеперечисленное связано с личностными факторами, к которым можно отнести низкую самооценку, сексуальную заторможенность, подавленность и неполноценность, невротическую личность, психопатическую личность, психопатологию, психическую закомплексованность, нарушения сексуальной аутоидентификации.

При исследовании насилия в целом можно отметить, что, исходя из социальных позиций, насилие и сама агрессивность считаются естественным природным свойством человека, унаследованным им от животного мира. Переходя к теме, отметим, что насилие в семейных кругах является большой проблемой и соответственно - нарушением прав человека, так как это является преступлением против личности.

Важно отметить, что воспитание детей с применением насилия поддерживается многими правовыми системами, а не так давно насилие было принято считать «частным» делом, которое не

должно было выноситься на всеобщее обозрение за пределы семьи, в которой это происходит.

Отметим несколько криминалистических факторов, способствующих развитию насилия в кругу семьи. На первом месте, по нашему мнению, стоит развал семьи, на втором - психические отклонения членов семьи, на третьем - непосредственно домашнее насилие в семье, на четвёртом -неспособность полицейской и судебной системы адекватно и эффективно противостоять насилию в узком семейном кругу. Говоря о лицах, совершающих акт домашнего насилия, мы имеем в виду достижение власти и контроля в семье. Сюда относится эмоциональное насилие, экономическое, сексуальное, а также манипулирование всевозможными методами. Насилие в кругу семьи очень часто не является отношением любви или сексуальной близости. В основном это способ достижения власти и контроля (вербальное насилие, физическое, ограничение свободы поведения, преследование и др.).

Некоторые авторы и адвокаты изучали насилие (в частности семейное насилие) с двух сторон: жертвы насилия нередко обращаются в правоохранительные органы после наступления тяжёлых последствий, и даже несмотря на это, заключают со своим обидчиком мир, сворачивая уголовное дело и само разбирательство. Вторая же сторона обусловливается тем, что российский менталитет не признает равноправные браки: один из супругов всегда доминирует над другим, в моральном, экономическом, эмоциональном и других аспектах. В связи с этим полиция часто неохотно вмешивается в семейные распри, в которых и само избиение, и насилие стали вполне привычным явлением. Всё это в конечном итоге способствует формированию безграмотности жертвы в защите своих прав и низкому уровню ответственности правоохранительных органов, что является очень актуальной и серьезной проблемой.

Именно этому мы уделим большее внимание в данной статье. Причины домашнего насилия могут лежать далеко за пределами конкретной семьи, в прошлом, в другой семье, где насильник вырос и рос. Дисфункциональные семьи обычно состоят из неблагополучных семей, которые унаследовани от них свои негативные антисоциальные характеристики. Помимо этого, бесспорно, что дети, пережившие физическое или психологическое насилие или насилию со стороны родителей или других лиц, воспитывающих несовершеннолетних, могут повторить то же самое в своей взрослой жизни. Это связано, в том числе, с тем, что в детстве, в процессе обучения, в сознании детей закладываются определенные нормы и паттерны поведения.

Важно отметить, что воспитание детей, в частности, зависит больше не от того, запрещают ли родители, например, своему ребёнку что-либо делать, а от того, какие отношения формируются между родителями в семье, часто ли они спорят и ругаются на глазах детей и т. д. Поэтому ребенок в итоге просто копирует манеру поведения и действий своих родителей. Однако, это зависит не только от воспитания и образовательного процесса. Многие черты характера людей наследуются в генах, что выражается в предрасположенности человека к определенному поведению или поступкам.

Не стоит забывать, что каждый человек, владеющий неповторимой генетической организацией, также обладает уникальной скоростью реакции, то есть уникальным личным способом реагировать на социальные и физические воздействия окружающей среды. В современности некоторые правозащитники также акцентируют внимание на роли пола как фактора насилия. Например, кроме характеристик отдельных сообществ, также выделяются данные факторы: высокий уровень безработицы и бедности, отсутствие надлежащего жилья или услуг для поддержки семей, а также компетентных учреждений, способных снизить риск жестокого обращения с детьми, гендерного и социального неравенства. Поскольку главный критерий, который правозащитники взяли за основу для определения характеристик гендерного неравенства, они не объясняют подробно.

Тем не менее, даже если обратиться к этимологии этой категории, то под «гендерным неравенством», как определяют многие словари и энциклопедии, следует понимать «характеристику

социальной структуры, согласно которой различные социальные группы (в нашем случае это мужчины и женщины) имеют устойчивые различия и, как следствие, неравенство возможностей в обществе». Исходя из этого определения, можно выдвинуть предположение, что причины жестокого обращения с детьми могут варьироваться в зависимости от того, кто является объектом агрессии и жестокости: мужчина или женщина.

Согласно статистическим подсчетам, виновниками жестокого обращения с детьми чаще всего являются родители (94,2%), из которых 85% - биологические родители. Матери из числа коренного населения почти в два раза чаще подвергаются жестокому обращению, чем отцы (75% против 41%). Примечательно, что главным субъектом преступления является ближайший к ребёнку человек - мать, что на первый взгляд довольно странно, потому что именно она, больше чем кто-либо другой, должна заботиться о своём «сыне». В то же время, бесспорно, мы не отрицаем равных образовательных обязанностей обоих родителей. Помимо этого, анализ показал, что одной из распространенных причин пренебрежения родительскими обязанностями является алкогольное опьянение родителей, и в основном это распространено среди матерей-одиночек несовершеннолетних. Таким образом, анализ ещё раз доказывает, что причины человеческой агрессии и жестокости в большинстве случаев следует искать в семье, где чаще всего происходит насилие в отношении детей и женщин. Как справедливо подчеркивают исследователи, жертва насилия проявляется и в семье, что включает роль самих потерпевших в совершении насильственных преступлений.

Также было отмечено, что корни насилия иногда не ограничиваются пределами семьи, и берут свое начало в среде, где вырос потенциальный насильник. Бесспорно, что на условия и причины жестокого обращения с детьми оказывают влияние в том числе гендерные стереотипы, и приведённые выше статистические данные иллюстрируют важную роль женщин в жестоком обращении с детьми, в том числе тех, кто совершал преступления в состоянии алкогольного опьянения. Тем не менее, на наш взгляд, это положение нельзя полностью подтвердить, так как анализ проводился по уже установленным случаям насилия, например, за зарегистрированные правонарушения. Но в любом случае, если женщины являются объектом преступления, то большее негативное влияние на развитие ребёнка оказывает образование.

Насильственные действия в отношении несовершеннолетних происходят также на территории учебных учреждений, интернатов и детсадов. В этом плане, преступными лицами являются те же несовершеннолетние, находящиеся в одной социальной и возрастной группе с потерпевшим. Каждый несовершеннолетний является потенциальной, но выбирают обычно для этого тех, кто послабее или же выделяется в толпе. Наиболее часто жертвами насилия в школе являются дети со следующими характеристиками:

• физическими недостатками (ношение очков, проблемы со слухом или с моторикой);

• поведенческие характеристики (замкнутость, импульсивность и т.д);

• характеристики внешности (рыжие волосы, веснушки, торчащие уши, кривые ноги, особая форма головы, масса тела (полнота или худоба);

• плохие социальные навыки (плохо развитая психологическая защита от словесного и физического насилия из-за недостаточного опыта общения и самообороны, боязнь школы; отсутствие опыта групповой жизни(дети дома);

• низкий интеллект и трудности в обучении.

Те, кто принимает на себя роль жертвы, смиряются с ситуацией как неизбежной, часто внутренне находят оправдание насильнику.

Насилие в отношении детей в учреждениях, как в интернатах так и в лечебных учреждениях, вызвано многими факторами, и это насилие принимает множество форм. Насилие, совершаемое

одним ребёнком против другого ребёнка, часто бывает столь же серьёзным, как и насилие со стороны персонала этих учреждений.

Несомненно важным аспектом статьи следует выделить сравнение личности преступника, совершающего насильственные действия в отношении несовершеннолетних, и самого потерпевшего (потерпевшую) от насилия либо изнасилования.

Забегая вперёд, отметим, что, добавляя в список совершаемых действий именно изнасилования определено практикой сопряжением насильственных действий и действий сексуального характера. В сравнении личностных аспектов мы проведём линию между насилием и изнасилованием для полноты ответа на вопросы разницы психологии, юридических последствий, а следовательно и мотивов. [1, с. 19]

Исследуемое нами преступное лицо легко разделить на две группы. В первую входят лица с аномалиями психики, а также патологией в виде проявления нестандартного полового влечения. Отмеченные странности и дефекты психики идентифицируются в нелогичности, странности поведения, а также в речи преступного лица. Эта группа также полниться субъектами с острым старческим слабоумием, психозом позднего возраста. Посягательства в отношении несовершеннолетних в основном принадлежат именно этой группе лиц.

Вторую группу составляют, соответственно, лица, не имеющие патологий первой группы. Этих лиц, в свою очередь, можно разделить ещё на три подгруппы. Первую составляют граждане, подверженные различным зависимостям в самых запущенных формах: наркомания, алкоголизм. Также сюда входят лица, ранее судимые за разбои, хулиганства, моральную распущенность. Вторую подгруппу составляют лица, не имеющие признаков первой подгруппы, но отличны примитивными интересами, циничным отношением к несовершеннолетним. Третью группу составляют несовершеннолетние насильники, признаки которых описывать не имеет смысла в виду несоответствия предмету исследования. [3, с. 163]

В описании и сравнении личности преступника с личностью потерпевшего нельзя обойтись без портрета преступника. Среднестатистический преступник в Российской Федерации, совершающий насильственные действия в отношении несовершеннолетних - это 22-26 летний насильник. Воспитываются в благополучных семьях, где доминирующую роль занимает мать, любят родителей, ранее не судимы и не имеют приводов. Образование в основном среднеспециальное. Работал или работает, с коллективом дружит. Насильники активизируются в ненастную погоду и в целом чувствительны к климату, атмосферному давлению и так далее.

Теперь о потерпевшем. В этом вопросе важны взаимоотношения с преступным лицом. В случае их наличия, преступное лицо приглядывается к жертве и зачастую следит за ней, притворяясь одним из социальной группы окружения. Потерпевший может своим поведением спровоцировать преступника, поэтому нельзя не учитывать характер потерпевшего. Потерпевшими в основном являются женщины 18-30 лет, имеющие недолгую социальную связь с преступником. Большому риску также подвержены и школьницы, в отношении которых происходит 25% всех преступлений исследуемого нами характера. Характеристика различна исходя из региона проживания или нахождения субъектов исследования. В курортных, к примеру, и сельских местах, процент совершения насильственных действий или изнасилований будет отличаться.

Таким образом, криминалистическое сравнение и изучение данных о личности субъектов по делам о насилии или изнасиловании в отношении несовершеннолетних, их социальной взаимосвязи и психологических особенностей может выдвинуть и проверить версии с учётом всей необходимой информации позволяет определить тактические приёмы допроса и предотвращения некоторых преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних.

Подведя итог, отметим, что знание криминалистической характеристики преступника неоспоримо наиболее значимо на первом этапе расследования, потому как при обнаружении преступных деяний и их предпосылок, когда кроме места происшествия у следователя нет другой информации. В такой обстановке криминалистическая характеристика не только поможет сориентироваться в направлении расследования, но также повысит эффективность лиц, расследуемых преступление.

Список использованной литературы:

1. Брылёв В.И. Криминалистический анализ личности преступника и потерпевшей от изнасилования // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2012. -№ 3. - С. 19-24.

2. Ивасюк О.Н. Семейное насилие в механизме детерминации преступного поведения несовершеннолетних // Российский криминологический взгляд. - 2013. - № 3. - С. 241-243.

3. Халиуллина А.Ф. Криминалистическая характеристика насильственных действий сексуального характера, совершенных в отношении малолетних и несовершеннолетних // Правовое государство: теория и практика. - 2017. - № 1. - С. 161-166.

©Корецкая Т.О., 2022

УДК 34

Лубкова Валерия Владимировна,

Студент

Научный руководитель: Воронов Евгений Николаевич

Юго-западный государственный университет,

г. Курск, РФ

СТОРОНЫ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ Аннотация

В статье рассматриваются стороны гражданского судопроизводства, а именно истец и ответчик.

Ключевые слова:

гражданский процесс, истец, ответчик, стороны судопроизводства, субъекты гражданско-

процессуальных отношений.

Lubkova Valeria Vladimirovna, student

Southwest State University, Kursk, Russia

PARTIES IN CIVIL PROCEEDINGS Abstract

The article deals with the parties of civil proceedings, namely the plaintiff and the defendant.

Keywords:

civil procedure, plaintiff, defendant, parties to legal proceedings, subjects of civil procedural relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.