Научная статья на тему 'КРЕСТЬЯНСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ Н. А. НЕКРАСОВА'

КРЕСТЬЯНСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ Н. А. НЕКРАСОВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская поэзия / русские поэты / поэтическое творчество / поэтические жанры / поэтические образы / крестьянство / тема крестьянства / русский народ / трудолюбие / крестьяне / народность / счастье / любовь к Родине / свобода / Russian poetry / Russian poets / poetic creativity / poetic genres / poetic images / peasantry / theme of peasantry / Russian people / hard work / peasants / nationality / happiness / love to motherland / Liberty

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сатыбалдиев Мусабек Маматович

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы темы крестьянства в творчестве Н. А. Некрасова. Тема крестьянства является в русской литературе актуальной. К данной теме обратились, в основном, все великие писатели и поэты. Крестьянство – это боль и разочарование, вера в прекрасное и доброе. Н. А. Некрасов, обращаясь к теме крестьянства описывает прелести и красоту русского человека, России. Поэт продолжает лучшие традиции Рылеева, Пушкина, Лермонтов и других ярких представителей русской литературы. Вера поэта в простой народ, в его духовные силы так сильно заражает молодых потому, что она основана на изучении и глубоком понимании крестьянской жизни, а не на её идеализации. В произведениях Н. А. Некрасова мы чувствуем пафос любви к народу, Родине и труженику. Его произведения помогают нам не только понять, но и почувствовать сердцем, какое духовное величие и благородство воспитывают в народе неустанный труд, трудолюбие. Принцип народности в творчестве поэта занимает центральное место.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEASANTRY IN THE WORK OF N. A. NEKRASOV

The theme of the peasantry is relevant in Russian literature, mostly all great writers and poets have addressed this topic. The peasantry is pain and disappointment, faith in the beautiful and good. N. A. Nekrasov, addressing the topic of the peasantry, describes the charms and beauty of the Russian man, Russia. The poet continues the best traditions of Ryleev, Pushkin, Lermontov and other outstanding representatives of Russian literature. The poet’s faith in the common people, in their spiritual powers, so strongly infects the young because it is based on the study and deep understanding of peasant life, and not on its idealization. In the works of N. A. Nekrasov, we feel the pathos of love for the people, the Motherland and the hard worker. His works help us not only to understand, but also to feel with our hearts what spiritual greatness and nobility are brought up in the people by tireless work, diligence. The principle of nationality occupies a central place in the poet’s work.

Текст научной работы на тему «КРЕСТЬЯНСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ Н. А. НЕКРАСОВА»

УДК 821.161.1-1 (Некрасов Н. А.) ГРНТИ 17.07.29 Код ВАК 5.9.1

М. М. Сатыбалдиев

Ош, Кыргызстан SPIN-код: 3739-7852

КРЕСТЬЯНСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ Н. А. НЕКРАСОВА

АННОТАЦИЯ. В данной статье рассматриваются актуальные вопросы темы крестьянства в творчестве Н. А. Некрасова. Тема крестьянства является в русской литературе актуальной. К данной теме обратились, в основном, все великие писатели и поэты. Крестьянство - это боль и разочарование, вера в прекрасное и доброе. Н. А. Некрасов, обращаясь к теме крестьянства описывает прелести и красоту русского человека, России. Поэт продолжает лучшие традиции Рылеева, Пушкина, Лермонтов и других ярких представителей русской литературы. Вера поэта в простой народ, в его духовные силы так сильно заражает молодых потому, что она основана на изучении и глубоком понимании крестьянской жизни, а не на её идеализации. В произведениях Н. А. Некрасова мы чувствуем пафос любви к народу, Родине и труженику. Его произведения помогают нам не только понять, но и почувствовать сердцем, какое духовное величие и благородство воспитывают в народе неустанный труд, трудолюбие. Принцип народности в творчестве поэта занимает центральное место.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: русская поэзия; русские поэты; поэтическое творчество; поэтические жанры; поэтические образы; крестьянство; тема крестьянства; русский народ; трудолюбие; крестьяне; народность; счастье; любовь к Родине; свобода

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Сатыбалдиев Мусабек Маматович, старший преподаватель, Ошский государственный педагогический университет им. А. Мырсабекова; 714017, Кыргызстан, г. Ош, ул. Исанова, 73; e-mail: e-turdubekova@mail.ru

M. M. Satybaldiev

Osh, Kyrgyzstan

PEASANTRY IN THE WORK OF N. A. NEKRASOV

ABSTRACT. e theme of the peasantry is relevant in Russian literature, mostly all great writers and poets have addressed this topic. The peasantry is pain and disappointment, faith in the beautiful and good. N. A. Nekrasov, addressing the topic of the peasantry, describes the charms and beauty of the Russian man, Russia. The poet continues the best traditions of Ryleev, Pushkin, Lermontov and other outstanding representatives of Russian literature. The poet's faith in the common people, in their spiritual powers, so

© Сатыбалдиев М. М., 2023

strongly infects the young because it is based on the study and deep understanding of peasant life, and not on its idealization. In the works of N. A. Nekrasov, we feel the pathos of love for the people, the Motherland and the hard worker. His works help us not only to understand, but also to feel with our hearts what spiritual greatness and nobility are brought up in the people by tireless work, diligence. The principle of nationality occupies a central place in the poet's work.

KEYWORDS: Russian poetry; Russian poets; poetic creativity; poetic genres; poetic images; peasantry; theme of peasantry; Russian people; hard work; peasants; nationality; happiness; love to motherland; Liberty

ABOUT THE AUTHOR: Satybaldiev Musabek Mamatovich, Senior Lecturer, Osh State Pedagogical University named after A. Myrsabekova (Osh, Kyr-gyzstan)

Тема крестьянства занимает центральное место в творчестве Н. А. Некрасова. Поэт отражает крестьянские радости и горести, сомнения и надежды, крестьянскую жажду воли и счастья. В. И. Ленин в статье о Л. Н. Толстом писал: «Народное море, изволнованное до самых глубин, крестьянские массы, которые только что вышли на свободу из крепостного права и увидели, что эта свобода означает новые ужасы разорения, голодной смерти, бездомной жизни» [1].

Произведения поэта явились своеобразными энциклопедиями русской жизни и народа в самые трудные времена в исторической летописи русского народа. На первый план выходит интересы простых мужиков, крестьян. Во второй XXI века половине социально-экономическая жизнь начала обостряться. Начинает усугубляться противоречие между помещиками и крестьянами. Дворянства занимается поиском выхода из сложившихся ситуации и начинает выдвигать на первый план общественной жизни самые злободневные социальные вопросы общества. Общественное сознание прогрессивных людей были заняты вопросами политической жизни России. Декабристы впервые в истории России открыто ставит перед народом политические вопросы. Вокруг декабристов собираются самые авторитетные, молодые писатели, поэты, которые отразили в своих произведениях самые трудные дни и чаяния простых людей. Народный быт и жизнь крестьян становятся предметом изучения свободолюбивых писателей и поэтов.

Подавление восстание декабристов сыграло важное значение в общественно-политической жизни России и дворянства А. С. Пушкин начинает переживать и больше писать вольнолю-

бивые произведения, которые открыто разоблачает ложь и лицемерие царской власти и возвышает свободолюбивые чувства декабристов [4]. Восстание декабристов было подавлено, но оно стало мощным рычагом развития общественно-политической жизни России. М. Ю. Лермонтов также в своих художественных произведениях остро ставит злободневные вопросы времени. Мцыри-главный герой романтической поэмы начинает искать свободу [5].

Вольнолюбие, свободолюбие, становятся вопросами первой значимости. Свобода человеческой жизни становится прогрессивным предметом передовой части молодежи. Человека интересует не столько материальные ценности, столько духовные ценности. Н. А. Некрасов, продолжая лучшие традиции русской и мировой литературы, выдвигает на арену общественности тему счастья человека. Поэтому он назвал свою поэму. «Кому на Руси жить хорошо» [2]. Некрасов, изображая жизнь крестьянства, становится своеобразным поборником и защитником обиженных и обездоленных. Поэт выступает как заступник простых людей и радуется, что народ пробудился. Крестьянство начинает пробуждаться. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала своеобразной символом весны и пробуждения простого крестьянина за своё счастье. Крестьянство начало искать истину, своё место, своё счастья в большом мире. Они начали осознавать своё величие и место в этом мире. Крестьянство отдаёт предпочтение не материальному миру, а духовно-нравственному. Таких событий еще на Руси не было. Справедливость и истина, счастье и любовь - категория нравственности становится важнее:

"В домишки не ворочаться, Не видеться ни с женами, Ни с милыми ребятами, Ни с старинами старыми, Покуда делу спорному Решенье не найдут".

Их главная цель- найти «счастье мужицкое» [2]; они ищут непоротой губернии, Непотрошенной волости, Избыткова села! Подобных искателей истины и справедливости много в поэме. В отличие от героя поэмы Лермонтова «Мцыри» герои Н. А. Некрасова находятся большом душевном подъеме. Во-вторых, по численности они много. А Мцыри одинок. Вот из основных трагедий один «Мцыри». Герои Некрасова начали осо-

знавать свою личность, что им не столько хлеб важен, а столько счастье, духовно-нравственные ценности. Некрасов как художник проникает в глубь духовного мира героев поэмы и как зеркало показывает сострадание, гнев, обиду, печаль, боль простых крестьян. Не зная, как добиться правды, Матрена Тимофеевна-одна из героев поэмы, хочет обращаться к царю с жалобой на старосту к губернатору. Она не склоняет головы и перед страшными представителями власти. Она говорит:

"В груди у них нет душеньки

В глазах у них нет совести,

На шее-нет креста!"

Вот как Некрасов разоблачает истинное лицо представителей царской власти. дальше жить по-старому невозможно и нельзя. Их нельзя называть людьми. Народ терпел и ждал, и думал, что совесть проснётся в душе правителей. К сожалению, нельзя назвать правителей людьми. У них нет ни совести, ни души и веры. В русской литературе тема человечности открыто поднимается на высокий уровень общественного развития, что духовно- нравственные ценности должны иметь все члены общества. Жить по законам совести - вот главный принцип и кредо человеческой жизни. Придет время, когда представители власти будут отвечать за свои безнравственные поступки, которые совершали по отношению к крестьянам. Некрасов верен исторической и духовно-нравственной правде. Жизнь бумеранг «Что посеешь то и пожнёшь», Ветер сеешь - бурю получишь», - гласит русская народная пословица. Придёт тот день, когда правители власти будут сожалеть за совершенное действие. Ничто в мире не останется без следа. Растёт гнев в душе крестьян. Матрена Тимофеевна обращается к богу с просьбой помочь, читает молитву. Обращение человека к богу-есть высокий образец, эталон духовности и нравственности. Богатые, представители власти даже забыли бога, который создал их и делает им все самое хорошее, что есть на земле.

Трагизм представителей власти заключается в том, что они перестали общаться с богом. Они отчуждены от самого бога. Бездуховность порождает новые проблемы для царской власти. Царская власть ещё не осознает силу закона нравственности. Поэтому поэт в полной мощи разоблачает истинное лицо богач. Вера в силу правды и справедливости, вера в народ, в его пробуждения, осмысление силу своей личности выражена в словах поэта, ставших крылатыми:

"В рабстве спасённое Сердце свободное Золото,золото Сердце народное!"

Поэт, создавая образы крестьян, которые ищут справедливости и правды, показывает недовольство простых народных масс по отношению к царской власти. Рассказ о крестьянке Корчагиной показывает, что приближается новая эпоха, эпоха душевного подъема. Теперь крестьяне не одиноки в борьбе с представителями царской власти. Ярким борцом против воли барин выступает в поэме Савелий. Савелий- крестьянин правдоискатель и бунтарь. Он за убийство барина провёл много лет на каторге, на поселении. Несмотря на то, что много лет находился на каторге, и все не смирился. Савелий верит в силу справедливости, добро должно устанавливать торжество, придёт день света.

Создавая образ Савелия, поэт показывает пробуждающееся крестьянское сознание. Савелий считает, что надо бороться против барских сторон, которые угнетают простой народ. В отличие от других крестьян Савелий видит причины зла, он не верит в божью помощь и в доброго барина: «высоко бог, далеко царь» Савелий стал понимать, что надо действовать. И в то же время Савелий временами начинает проповедовать терпение и смирение. Изображая стремление крестьян к светлому обществу, Некрасов показывает противоречивости сознания крестьян. Вековая привычка к рабству и бунтарские мысли крестьян не дают крестьянам полную свободу мыслить решительно против баринов. Савелий говорить: "Недотерпеть - пропасть, Перетерпеть - пропасть".

Некрасов, изображая пробуждение общественного сознания крестьян показывает наличие рабского сознания в поведениях отдельных крестьян. В главе «Счастливые» лакей князя Переметьева причисляет себя счастливым, потому что был у своего барина « любимым рабом» болел болезнью благородною»- подагрой, лизал барские тарелки» [1]. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам», - писал В. И. Ленин, с другой стороны, он критикует рабское сознание отдельных крестьян, которые не давали вырваться из тёмного царства. Некрасов подчёркивает, что рабство общественная опасная болезнь и лечиться от неё тоже не

легко. Рабство калечит души, не даёт мыслить свободно. В поэме поэт широким планом изображает образ Гриши Добросколо-нова. Его образ в отличие от других героев отличается тем, что он проявляет решительность и храбрость. Если в эпоху Пушкина против царской власти боролись декабристы, то теперь крестьяне начинают выступать против самодержавия. Путь Гриши -это путь декабристов, Мцыри, Павла Власова и многих других героев русской литературы. Гриша - это в полном смысле гражданин своей страны, который любить и готов служить Отчизне ради свободы народа. В поступках Гриши можно обнаружить оптимизм, веру в прекрасное веру в народ.

ЛИТЕРАТУРА

Ленин В.И. Сочинение Т.2. Политиздат. - М.,1947 Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо. -М., 1977 Даль В. Пословицы русского народа -М., 1984 Пушкин А.С. Жизнь и творческий путь. -М.,1974 Лермонтов М.Ю. Жизнь и творческий путь. -М.,1962

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.