Научная статья на тему 'ПОЭМА Н.А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» В ШКОЛЬНОМ ПРОЧТЕНИИ'

ПОЭМА Н.А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» В ШКОЛЬНОМ ПРОЧТЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
526
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / НЕКРАСОВ / ПОЭМА / НАРОД / ПОЭТ / ОБУЧЕНИЕ / ЛИТЕРАТУРА / УЧИТЕЛЬ / ЛИРИКА / ТЕМА / ШКОЛА / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Биджиева Зарема Солтан -. Муратовна

«Кому на Руси жить хорошо» одно из лучших произведений русской литературы. Поэма является вершиной творчества Н.А. Некрасова. Н.А. Некрасов признан народным поэтом и занимает особое место среди русских художников слова девятнадцатого века. Его произведения отличаются фольклорной насыщенностью и яркой образностью. В центре внимания находятся образ России, тема свободы, проблема народа. Целесообразно на сегодняшний день изучение поэмы «Кому на Руси жить хорошо» в школе, так как демократизация общества, свобода слова и печати выдвинули перед современной школой задачи гуманизации обучения, отказ от идеологии в процессе изучения классической литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEKRASOV'S POEM «WHO IS HAPPY IN RUSSIA?»

«Who is Happy in Russia?» is one of the best works of Russian literature. The poem is the pinnacle of N.A. Nekrasov's work. N.A. Nekrasov is recognized as a national poet and occupies a special place among Russian word artists of the nineteenth century. His works are distinguished by their folklore richness and vivid imagery. He focuses on the image of Russia, the theme of freedom, the problem of the people. It is advisable today to study the poem «Who is Happy in Russia?» at school, since the democratization of society, freedom of speech and the press have put forward the tasks of humanizing education for the modern school, rejecting ideology in the process of studying classical literature.

Текст научной работы на тему «ПОЭМА Н.А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» В ШКОЛЬНОМ ПРОЧТЕНИИ»

Выводы. Сегодня в педагогике высшего образования по всему миру активно внедряются медиатехнологии, которые значительно расширяют возможности обучения. Внедрение медиаобразовательного подхода в обучение иностранному языку оказывает положительное влияние на освоение обучающимися материала следующим образом:

• развиваются языковая и лингвистическая, коммуникативная компетенции. С использованием новых методов, технологий и заданий студенты погружаются в языковую среду, что помогает им лучше освоить лексику, научиться говорить на изучаемом языке без стеснения;

• занятия с использованием медиатекстов и медиаматериалов гораздо интереснее и насыщеннее, что повышает интерес к изучению языка и мотивацию у студентов;

• студенты учатся работать с разными типами информации, учатся критически воспринимать ее;

• медиатехнологии позволяют во время занятия общаться с носителями языка, что повышает языковую компетенцию обучающихся, развивает навыки общения.

Можно сделать вывод, что за использованием медиатехнологий в образовании будущее педагогики. Как сегодня нельзя представить жизнь современного человека без телевидения, Интернета, соцсетей и Интернет-ресурсов, так и высшее образование невозможно без использования медиа. Инновационные методы обучения иностранному языка стали более разнообразными, и именно внедрение в образовательный процесс медиатехнологий является одним из самых результативных. Использование медиа способствует повышению понимания текстов на разные темы, формирует креативное мышление, учит самостоятельно работать с разными источниками информации. Интеграция курса иностранного языка и медиа способствует формированию этических и нравственных принципов студентов, формирует уважительное отношение к культуре изучаемого языка. Параллельно с развитием языковых навыков и нравственных качеств студентов расширяется их кругозор, они узнают о происходящих в мире событиях из разных источников, формируют свое мнение, основанное на множестве взглядов. Важно правильно внедрить медиа в процесс обучения языку, не превратив курс изучения иностранного языка в чтение СМИ и общения на языковых платформах. Следует соблюдать баланс между традиционными методами обучения и инновационными.

Литература:

1. Бурлуцкая, Н.А. QR-коды как средство повышения мотивации обучения / Н.А. Бурлуцкая // Электронный научный журнал «Наука и перспективы». - 2016. - №1.

2. Вовк, Е.В. Дидактические особенности применения медиатехнологий в гуманитарном образовании студентов вуза / Е.В. Вовк // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - С. 99-102

3. Кодрле, С.В. Цифровые медиа как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции и универсальных умений студентов неязыковых вузов / С.В. Кодрле, А.А. Савченко // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2022. - Том 7. - Выпуск 1. - С. 44-50

4. Колесниченко, А.Н. Применение цифровых технологий при обучении лексике иностранного языка в высшей школе / А.Н. Колесниченко // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2021. - Т. 6. - Выпуск 2.

5. Кондрахина, Н.Г. Дидактические основы интеграции комплекса медиаматериалов в процессе обучения иностранному языку в вузе / Н.Г. Кондрахина, Н.Е. Южакова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 1 (92) 2022. - С. 44-47

6. Кудрина, Е.Л. Медиаобразование и медиаобразовательные технологии как здоровьесберегающий ресурс / Е.Л. Кудрина, К.К. Онучина, В.И. Ярных // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2020. - № 4 (40).

7. Онкович, А.В. Медиа-педагогика и медиа-образование: распространение в мире / А.В. Онкович // Чудо слово. -2017. - № 6. - С. 2-4

8. Федоров, А.В. Медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика и медиакультура / А.В. Федоров // Высшее образование в России. - 2017. - № 6. - С. 134-135

9. Хлызова, Н.Ю. Методическое обеспечение процесса формирования медиакомпетентности личности на занятии по иностранному языку / Н.Ю. Хлызова // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2016. - № 2 (09).

10. DoHge, B. Web-quest / B. DoHge. - URL: http://webquest.org/ (Дата обращения: 21.01.23)

11. Grigoreвva, I.V. Web-portfolio is in the media educational space of high school (taken from the experience of pedagogical faculty of irkutsk state linguistic university / I.V. Grigoreвva // European Researcher. - 2011. - № 12 (15). - С. 1642-1645

Педагогика

УДК 373.51

кандидат филологических наук, доцент Биджиева Зарема Солтан - Муратовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ПОЭМА Н.А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» В ШКОЛЬНОМ ПРОЧТЕНИИ

Аннотация. «Кому на Руси жить хорошо» одно из лучших произведений русской литературы. Поэма является вершиной творчества Н.А. Некрасова. Н.А. Некрасов признан народным поэтом и занимает особое место среди русских художников слова девятнадцатого века. Его произведения отличаются фольклорной насыщенностью и яркой образностью. В центре внимания находятся образ России, тема свободы, проблема народа. Целесообразно на сегодняшний день изучение поэмы «Кому на Руси жить хорошо» в школе, так как демократизация общества, свобода слова и печати выдвинули перед современной школой задачи гуманизации обучения, отказ от идеологии в процессе изучения классической литературы.

Ключевые слова: Россия, Некрасов, поэма, народ, поэт, обучение, литература, учитель, лирика, тема, школа, образование, воспитание.

Annotation. «Who is Happy in Russia?» is one of the best works of Russian literature. The poem is the pinnacle of N.A. Nekrasov's work. N.A. Nekrasov is recognized as a national poet and occupies a special place among Russian word artists of the nineteenth century. His works are distinguished by their folklore richness and vivid imagery. He focuses on the image of Russia, the theme of freedom, the problem of the people. It is advisable today to study the poem «Who is Happy in Russia?» at school, since the democratization of society, freedom of speech and the press have put forward the tasks of humanizing education for the modern school, rejecting ideology in the process of studying classical literature.

Key words: Russia, Nekrasov, poem, people, poet, education, literature, teacher, lyrics, theme, school, education, upbringing.

Введение. Николай Алексеевич Некрасов занимает видное место в истории русской литературы, выделяясь среди писателей-гуманистов XIX века как поэт гражданского направления. «Между тем, Некрасов был крепко связан с

традициями своих великих предшественников» [14, С. 19]. Его общеизвестная цитата: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» [9] выступает как афоризм и актуальна в извечном споре поэтов и писателей о посвящении искусства служению народу или «чистому искусству».

В общеобразовательной школе необходимо подойти системно к изучению произведения «Кому на Руси жить хорошо». Целесообразно осмыслить замысел поэмы, определяя историческое своеобразие дореформенной и пореформенной России, выделить образную специфику, подробно останавливаясь на «народных заступниках», конкретизируя социально-духовное рабство, народный бунт как основные темы. Уместно выявить фольклорное начало, уникальность поэтического языка, стилистические особенности поэмы.

Изложение основного материала статьи. Известно, что одной из основных задач школьного образования является поиск новых подходов к изучению классической литературы с использованием современных образовательных технологий. Проблема изучения литературного произведения в школе по сей день вызывает интерес ученых. Разработка данной проблематики в педагогической науке вызвана осознанием роли и последствий новых подходов к изучению художественных произведений. «Совсем недавно был принят ФГОС третьего поколения, поэтому важно рассмотреть, как на современном этапе изучается творчество Н.А. Некрасова в российской школе» [13, С. 55]. В настоящее время функционируют программы по литературе разных авторов, которые основаны на принципе вариативности. Это позволяет заинтересовать учителя и учащихся в познании художественного слова и возможность выбора автора, произведения и путей его изучения, поэтому целесообразно находить в литературе то, что созвучно современности и волнует школьника. «Известно, что познавательная активность человека является меняющимся свойством личности» [2, С. 36].

Творческое наследие Н.А. Некрасова отличается широким жанровым и тематическим охватом. Во всей его поэзии проявляется творческая самобытность, где лирический герой отождествляется с крестьянской Россией, сочувствуя ущемленным, глубоко переживая за будущее страны. «Поэма «Кому на Руси жить хорошо», названная «эпопеей современной крестьянской жизни» емко и многогранно охватывает все стороны российской действительности пореформенной поры» [5, С. 20].

Учитель-словесник может обратиться к истории создания поэмы. Достаточно широкий круг проблем, поставленных в произведении охватывает социально-экономический уклад жизни, особенности психологии простого народа-труженика. Простолюдин представляется уверенным в своей нравственной правоте человеком, воином, полным силы духа, творцом и созидателем будущего.

Произведение отличается самобытной поэтикой и композицией. Пролог поэмы напоминает сказку: «В каком году рассчитывай, в какой земле - угадывай....» [10, С. 5] Уместны также выражения «Шли долго ли, коротко ли, / Шли близко ли, далеко ли.» [10, С. 121] Учащиеся проникаются в самобытную атмосферу русской жизни, которая неотделима от фольклора - хранителя вековой народной мудрости. Символическая цифра «семь» также намекает на сказочность сюжета. Семь временнообязанных из разных деревень с говорящими названиями, указывающие на нищету и бедность: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка [10, С. 70]. Цель странников - найти счастливого человека. Спор героев, стремящихся к правде, отражает всеобщую тревожность: «Кому живется весело / Вольготно на Руси?» [10, С. 5].

Традиционно при чтении поэзии учащимися возникают затруднения из-за метафоричности, сжатости мысли, несовпадения образов и понятий, из-за эмоционального отношения автора к высказываемому. Поэма выступает как многосюжетная былина, отличаясь особым слогом и ритмом. Близка жанру легенды «История о двух великих грешниках», некоторые главы написаны в форме предания «Бабья правда». Текст поэмы пронизан традиционными «сказочными» тропами: «ветры буйные», «слезы горькие», «красна девица». Особый национальный колорит поэме привносит фольклорный материал. Повествование отличается мелодичностью, присутствуют уменьшательно-ласкательные суффиксы: «долюшка», «сторонушка». «Поэты-лирики не только умело используют традиционные поэтические символы и образы, но и с их помощью обогащают литературные жанры» [3, С. 10].

Обучающимся необходимо получить целостное представление об этом произведении. Так, в результате аналитической беседы с использованием графического анализа учащиеся могут освоить особенности композиции и идейного содержания текста. Духовно богатая страна, но остающаяся нищей, стянутая цепями самодержавия, нуждалась в обновлении. Поэма признана энциклопедией народной жизни, так как включает разные этапы и сферы жизни народа, а также через них передает эмоции и переживания героев. Так, тему природы автору удалось связать с бытом, земледельческим трудом и даже чувством крестьян «.человек призван быть хозяином Природы» [1, С. 256]. Душа крестьянина сравнивается с тучей, а молодая крестьянка с «ласточкой без крыльев». Пейзажные описания наполнены множеством реалистических деталей. Крестьянин, сросшийся с родной землей, работающий на ней и чувствующий ее, представлен как часть природы: И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо, Рука - кора древесная, А волосы - песок [10, С. 46-47].

Природа успокаивает человека, вселяя в него надежду на лучшую жизнь.

Современным школьникам необходимо знать, что поэма о народной жизни доступна широкому кругу читателя живым разговорным языком, просторечной лексикой, традициями устного народного творчества и гармоничным слиянием формы и содержания. Введены бытующие в массах загадки («Летит - молчит, лежит - молчит, / Когда умрет, тогда ревет») [10, С. 16], пословицы («А свиньи ходят по земле / Не видят неба век») [10, С. 291], («И, рад бы в рай, да дверь-то где?») [10, С. 35], а также поговорки, фрагменты народных песен, былин, легенд, сказочных мотивов. Национально-самобытный колорит передается использованием потешек, упоминанием народных обычаев, примет и поверьи. Так, в главе «Горькое время-горькие песни» собраны примеры из лирических и бытовых песен о несправедливости и тяжелой крестьянской доле: Люди холопского звания -Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа [10, С. 196].

Песня «Весёлая» доказывает глубину народного юмора, где горькой иронией звучит припев песни: Славно жить народу На Руси святой! [10, С. 192].

Постепенно роль народной песни в поэме возрастает. Она не только дополняет некоторые сцены, детально описывая быт и мировоззрение простолюдина, путника, но и утешает его. В поэме представлены образцы свадебных, семейно-

бытовых, любовных, лирических песен. Ближе к развязке песни звучат обнадеживающе, проникаясь мотивом веры в светлое будущее. Многие фольклорные песни были переработаны Н.А. Некрасовым.

Учащиеся, при анализе поэмы, в устных, письменных высказываниях, развивают представление о лексических и художественных возможностях русского языка, углубляя историко-культурные познания. В результате наблюдаем овладение ими навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; формируется представление о системе стилей языка художественной литературы. Язык поэмы насыщен выразительными средствами, постоянными эпитетами - «добрый молодец», «горе лютое», «ветры буйные»; часты повторы - «полным-полно», «рад-радешенок». Пользуясь эпитетом «всесильной», поэт указывает на способность народа побеждать: Ты и забитая, Ты и всесильная, Матушка-Русь!.. [10, С. 234]

В речи персонажей часто встречаются афоризмы: «Эй, счастие мужицкое! / Дырявое с заплатами, / Горбатое с мозолями.» [10, С. 57], «Клейменый, да не раб!» [10, С. 142].

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» воспринимается как «крестьянская эпопея», так как в ней отображается прошлое и настоящее крестьянства в России как сословия, чей вклад в развитие страны несоизмерим с деятельностью других сословий. Автор по-новому располагает эпизоды, то расширяя рамки повествования, включая эпические картины с участием толпы, массовых сцен, то сосредотачивая на судьбе одного героя, свободно обращаясь со временем и пространством, используя форму путешествия.

На примере анализа образов центральных героев педагог ставит своей целью раскрыть идейно-тематическое содержание произведения. Поэму пронизывает мотив сочувствия, покорности. Особое сострадание вызывает судьба русской женщины-крестьянки, например, в собирательном образе Матрены Тимофеевны Корчагиной, испытавшей на себе «обиды смертные» и горечь унижений. Все обрядовые сцены в главе «Крестьянка» сопровождаются народными песнями, отражающими женскую долю, которая была счастлива лишь в родительском доме. Образ матери-крестьянки перерастает в образ матери-природы, которую нужно беречь: За клином огляделась я: Равнина белоснежная, Да небо с ясным месяцем, Да я, да тень моя. [10, С. 176].

Целесообразно обратить внимание учащихся на то, как природный пейзаж сливается с идеей народного счастья. Автор, разделяя чувства героев, с грустью размышляет о последствиях крепостного права, глубоко заронивших в души крестьян рабскую покорность. Вместе с тем основная задача поэта - показать постепенное пробуждение народа, вступающего в борьбу со своими угнетателями через образы Савелия - «богатыря святорусского», являющегося воплощением мужества и справедливости и Гриши Добросклонова, в характере которого отражаются типичные черты представителей передовой демократической молодежи семидесятых годов девятнадцатого века. Для них главное посвятить жизнь борьбе за права народа в надежде на светлое будущее. «Из всех созданных поэтом образов Савелий, богатырь святорусский, принадлежит числу наиболее монументальных» [7, С. 3].

В ходе совместного обсуждения учащиеся могут прийти к выводу, что народный характер основан на фольклорных образах. «Как известно исследование мира и человека в литературе не отрывается от художественных традиций» [4, С. 40]. В показе образа Савелия особенно ощутимо звучат фольклорные мотивы в словах героя о себе: А потому терпели мы, Что мы - богатыри. В том богатырство русское. Ты думаешь, Матренушка, Мужик - не богатырь? [10, С. 149].

Фольклор в поэме играет ключевую роль, инспирируя на художественный метод автора, идейно-тематическое содержание и поэтику произведения.

Образ дороги, который продолжается в поэме от начала до конца, дает возможность представить пореформенную жизнь России - сельские ярмарки, мужицкий труд, нищету деревенской жизни. Раскрывается не только образ жизни, но и характер самых разных людей - представителей духовенства, помещиков, крестьян. Поэма построена по форме путешествия, где образ дороги - символ, отражающий жизненный путь человека: Дороги наши трудные, Приход у нас большой [10, С. 19].

Вместе с тем раздумья лирического героя переходят на путь целого народа с богатым духовным потенциалом, который приведет к свету:

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь [10, С. 206].

В школьном курсе творчество Н.А. Некрасова актуально по сей день. В центре проблемы изучения проблемно-тематический диапазон. На первом плане всегда гражданственность его поэзии как «певца крестьянской доли», «женской судьбы». Автор назвал поэму «эпопеей современной крестьянской жизни», так как изобразил жизнь народа во всей полноте через представителей всех сословий, лиц, действий. Образ народа разнолик, но всех объединяет одна родина, ответственность за ее судьбу, которая и тревожит самого поэта. Вместе с тем через авторский замысел и систему художественных образов рассматривается проблема взаимодействия литературы с устным народнопоэтическим творчеством.

Творчество Н.А. Некрасова изучается в младших и средних классах российских школ. Вместе с тем осмыслить учащимися глубину поэтической мысли автора можно в 10 классе на примере поэм «Кому на Руси жить хорошо», «Тишина», «Коробейники», «Мороз красный нос». В общей сложности творчеству Некрасова в общеобразовательной школе отводится 19 часов, поэме «Кому на Руси жить хорошо» в разных программах отводится неодинаковое количество часов -от 1 до 6 часов. На уроках анализируются проблемно-тематические, стилистические и жанровые особенности поэмы, рассматриваются идея и история создания поэмы, особенности композиции, фольклорные традиции, образы народных заступников, крестьян и помещиков. В качестве домашнего задания учащимся предлагается написать сочинение по выбору на темы «Счастливы ли крестьяне в поэме?», «Фольклорные мотивы в поэме», «Савелий, богатырь святорусский», «Образ Гриши Добросклонова» или выполнить контрольную работу.

Одна из важнейших особенностей современного литературного образования - возможность научить обучающихся воспринимать лирическую поэзию, так как лирика, изображая внутренний мир, чувства и переживания героев, является наиболее трудным для восприятия жанром при изучении литературы в школе.

Выводы. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» отражены как все стороны жизни на Руси в бытность поэта, так и философские раздумья автора о судьбах народа, о назначении человека. «Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостоянье» личности» [11, С. 3]. Реализация целей и задач образования на современном этапе гуманитарного развития общества предусматривает формирование как филологической культуры отдельной личности, так и общества в целом.

Сегодня, в XXI веке, творчество Н.А. Некрасова остается востребованным, так как основные его мотивы такие нравственные понятия как сострадание и совесть, вся поэзия лирика пронизана темой любви к родине, верой в светлое будущее народа. Традиции, проложенные поэтом, по сей день продолжаются в лучших поэтических образцах мировой художественной мысли. Изучение поэмы «Кому на Руси жить хорошо» в школах России способствует формированию литературоведческого мировоззрения, морально-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Литература:

1. Биджиев, А.С.-М. Некоторые аспекты трансформации осмысления ценности здоровья / А.С.-М. Биджиев // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 52. - Ч. 4. - С. 254-260

2. Биджиева, В.И. Духовно-нравственное развитие учеников начальных классов в условиях поликультурной среды на уроках литературного чтения / В.И. Биджиева // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 74. - Ч. 2. - С. 36-38

3. Биджиева, З.С.-М. Современная карачаевская лирическая поэзия / З.С.-М. Биджиева. - Карачаевск: КЧГУ, 2004. - 172 с.

4. Биджиева, З.С.-М. Слово о первом поэте (о творчестве Асхата Биджиева) / З.С.-М. Биджиева // Национальные литературы и национальное литературоведение. Сто лет пути / Материалы всероссийской научной конференции, посвященной 95-летию первого карачаевского профессионального ученого-литературоведа - Асият Исмаиловны Караевой. - Карачаевск: Издательство КЧГУ, 2017. - С. 40-44

5. Богданова, О.В. Тенденциозный дуализм авторского видения (глава «Поп» в контексте поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») / О.В. Богданова // Верхневолжский филологический вестник. - 2020. - № 1 (20). - С. 19-27

6. Измайлова, Е.А. Изучение художественных концептов на уроках литературы в профильной школе: автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.02 / Измайлова Елизавета Алихановна. - СПб., 2011. - 25 с.

7. Камалова, Л.А. Изучение поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в школе в контексте традиций русского фольклора / Л.А. Камалова // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. -2008. - № 1 (12). - С. 57-60

8. Литература: программы для общеобразоват. учреждений. 5-11 классы / сост. Г.Г. Полубинская. - М.: Дрофа, 2010. - 528 с.

9. Мир фразеологизмов. - URL: https://fraze.ru/index.php/aforizm/aforizmy-na-bukvu-p/poetom-mozhesh-ty-ne-byt-no-grazhdaninom-byt-obyazan (дата обращения: 18.01.2023)

10. Некрасов, Н.А. Собрание сочинений: в 15 т. Т. 5. Кому на Руси жить хорошо / Н.А. Некрасов. - Ленинград: Наука, 1982. - 687 с.

11. Программа курса «Литература». 10-11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - Москва: «Русское слово - учебник», 2018 - 48 с.

12. Скатов, Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему...»: о творчестве Н.А. Некрасова: монография / Н.Н. Скатов. -Москва: Просвещение, 1985. - 174 с.

13. Федотова, Л.Л. Изучение творчества Н.А. Некрасова на уроках литературы в средней школе [Электронный ресурс] / Л.Л. Федотова, П.С. Золотухина // Язык и текст. - 2021. - Том 8. - № 4. - С. 54-59

14. Чуковский, К.И. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 10: Мастерство Некрасова. Статьи / К.И. Чуковский. - Москва: Агентство ФТМ, Лтд, 2012. -736 с.

Pedagogy

UDC 378.1

candidate of pedagogical sciences, associate professor Buzina Yulia Nikolayevna

Plekhanov Russian University of Economics (Moscow); Senior lecturer Bernatskaya Marina Vladimirovna

Plekhanov Russian University of Economics (Moscow)

VIEWS TO REMOTE STUDYING AT UNIVERSITIES: CHALLENGES AND SOLUTIONS

Annоtation. The authors consider the specifics and possibilities of using information technologies in teaching foreign languages in non-linguistic universities in Russia, especially in the context of preventing the spread of a coronavirus infection (Covid-19) in the Russian Federation. The research is based on the statistics obtained from online surveys of professors and students of Plekhanov Russian University of Economics in 2021/22 academic year. The study included about 100 students and foreign language teachers. While analyzing students' responses, the authors tried to reveal the difficulties faced by students in using digital tools while improving their communication skills in foreign language studying. The research also identified the major problems professors were facing while giving their online seminars. The results can be used for improving strategies of educating students online and developing students' competences in foreign language learning. As a result, the use of information technologies is aimed at achieving the stated learning results in the discipline "Foreign language" and meets the requirements of the higher education standards.

Key words: remote format of education, distance learning technologies, digital competences, digital transformation, educational skills.

Аннотация. Авторы исследования рассматривают специфику и возможности применения информационных технологий при обучении иностранным языкам в неязыковых вузах России, особенно в условиях предотвращения распространения коронавирусной инфекции (Covid-19) в Российской Федерации. Исследование базируется на статистике, полученной в ходе онлайн опросов студентов и преподавателей Российского Экономического Университета имени Г.В. Плеханова в 2021/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.