УДК 94(470.51)"18
Е.Ю. Уральцева
КРЕСТЬЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗА ВЫХОД ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ (на примере сельца Аксарино Сарапульского уезда Вятской губернии)
В статье рассматриваются некоторые этапы истории крестьянской общины русского поселения Аксарино Сарапульского уезда. С опорой на исследования А.В. Эммаусского о народном движении за освобождение от помещичьего гнета, документы ЦГА УР и НА РТ показан своеобразный статус местных крестьян - между вымороченными и крепостными. Неоднократные попытки крестьян освободиться от крепостной зависимости свидетельствуют об их упорстве, свободолюбии, уникальном типе русского характера.
Ключевые слова: крестьянство, Удмуртия, А.В. Эммаусский, народное движение, община, Сарапульский уезд, вятская губерния.
По переписной книге дворцового села Сарапула Арской дороги Казанского уезда, территория юго-западной части Сарапульского уезда и юго-восточная часть Елабужской провинции Вятки принадлежала вотчинникам-башкирам, потомкам князя Ишболду (Ижболдины). Исследования топонимической системы Елабужского района Л.Ш. Араслановым показывают, что часть русских населенных пунктов на указанной территории и фамилии поселенцев имеют тюркские (татарские и башкирские), марийские, угро-самодийские корни. На территории современного Киясовского района УР проживали племена древних народов -башкир, черемисов и татар, оставив названия своих станов и угодий: Атабаево, Аксарино, Яжбахтино, Шихостанка, Унур, Иж.
История жизни русских крестьян небольшой деревни Аксарино Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне - Киясовский район УР) отразила
важные моменты в развитии сельской общины российского крестьянства и всего общества - за 288 лет своего существования местные крестьяне относились к различным разрядам - ясашным, экономическим, крепостным и государственным.
В укромном лесном массиве, недалеко от поселений и дорог, на берегу полноводной тихой и богатой живностью р. Шихостанки разбил свой улус служилый башкирского князя - аксар, имеющий полномочия собирать ясак с населения княжества. Башкирское урочище находилось на границе между племенами, заселявшими данную территорию: вотяками на северо-востоке, черемисами на юго-западе, башкирами на востоке и татарами на западе. За поселением закрепилось и название исполнителя княжеской власти - Аксарино.
«Камские пираты» (по описанию историков А. Куклина и Н.Я Аристова) смело разгуливали по широкому пространству Вятского края и «не
Уральцева Елена Юрьевна - краевед, член Ижевского отделения Удмуртского регионального отделения Российского общества историков-архивистов, член Ижевского отделения Уральского историко-родословного общества, краевед, [email protected]
давали ни свободного прохода, ни проезда». В мирное время немногочисленные поселяне этих мест старались вступать в договоры с воинственными племенами, но едва вспыхивали бунты (которые случались довольно часто), местные племена нападали на русские поселения, «учиняли разорения и осады». После нескольких «усмирений»: переговоров, наказаний и строительства военных укреплений в XVII в., переселенцы из соседних округов стали смелее осваивать «пустоши» и лесные массивы Сарапульской и Елабужской округ. А после ухода башкир за Каму на их земли пришли переселенцы из центральной Руси и беглые крестьяне с северных районов Вятской губернии. В это время на «пустошах» застраиваются русские деревни: Данилово, Атабаево, Яжбахтино, Сабан-чино, Аксарино, Балтыган.
Ближе к р. Иж, на высоких угорьях, названных Малая и Нижняя Шипка (Аксарино тож) жили ясашные татары - в документах по Казанскому уезду Зюрейской дороги Андреевой сотни за 1719-1721 гг. приводятся имена старосты и выборных людей тюркского происхождения [6, л. 557, 600]. На этих взгорьях сейчас располагается с. Данилово и местное население самые высокие холмы по-прежнему называет «Шипкой». Несколько отважных крестьян д. Старое Атабаево во главе с Силой Терентьевичем перебрались на земли бывшего башкирского урочища, поставили избы, перевезли семьи и принялись за обработку земель вдоль р. Шихостанки, корчевали лес для пастбищ и угодий. За новым поселением осталось старое название - Аксарино, территория южной части нового поселения была названа Заполье. Всего было 4 двора: будущие Петровы и Тарасовы. Но у земли был хозяин - урочище принадлежало служилому татарину Мустафе мурзе Богданову, князю Яушеву [13, с. 243]. Вероятно, для крестьян, переселившихся с гористой части побережья р. Иж в долину р. Шихостанки, не было препятствий для проживания на территории землевладельца, существовали какие-то договора и обязательства, выгодные для новопоселенцев. Датой основания нынешней русской д. Аксарино считается 1730 г.
Силантий Терентьевич долгое время оставался старостой починка. Братья Петровы - Фома, Роман, Федор, Ларион и Яков, дружной и многочисленной семьей всегда отличались трудолюбием, выносливостью и праведностью. Яков Петрович в переписи
1795 г. числился как выборный староста деревни [7, л. 262-267]. Старшие мужчины привезли своих жен из д. Атабаево, а подрастающее поколение искали невест в соседней д. Яжбахтино [9]. Будучи крепостными, крестьяне не имели фамилий. Братья Верховцевы поселились позже и прижились на новом месте. Из всех жителей деревни оказался только один грамотный - Осип Григорьевич Вер-ховцев, который участвовал в общественных делах поселения, заверяя документы своей рукой.
В 1737 г. вотчинная коллегия конфисковала у Мустафы мурзы Богданова все владения за нежелание перейти в православную веру. В это время в д. Аксарино числилось уже 20 душ мужского и 24 женского пола. Пашни - 100 четвертей (150 десятин в трех полях), покосов - 2500 копен на 125 десятинах. Крестьяне были свободны, но статус ясашных аксаряне носили недолго. По данным ревизской сказки 1744 г., они отнесены к крепостным, с числом 23 ревизских души и с адресом проживания по Арской дороге Казанского уезда [12]. В 1748 г. аксаринской землей незаконно завладел Свияжский Богородский монастырь. Только при секуляризации 1764 г. Аксарино было изъято из монастырских владений и передано в управление коллегии Экономии -аксаринцы стали экономическими крестьянами [14, с. 216]. Но еще в 1763 г. эту деревню пожелал приобрести чиновник Коллегии Иностранных дел - прапорщик Павел Иванович Бичурин (из служилых татар). Он принял православие и в награду просил поместье - Аксарино, утверждая, что он предок бывших землевладельцев с XVI в. Просьба Бичурина была удовлетворена и он стал господином аксаринских крестьян.
IV Ревизская сказка 1782 г. зафиксировала следующее: мужских душ насчитывалось 46; женских - 49 крепостных. Бичурин умер в 1786 г., а имение досталось его жене Аграфене Алексеевне, которая владела деревней до 1793 г., а затем уехала в Санкт-Петербург, оставив управляющим имением и выборным старостой Якова Петровича. Роль «вымороченных» крестьян (оставшихся после владельца без наследника) была по нраву свободолюбивым аксарянам, они жили и трудились обычным порядком, не заявляя в Земскую управу, пока не появился уездный землемер для определения крестьянских владений.
V Ревизская сказка 1795 г. определила рост количества крестьян. Теперь насчитывалось 56
Крестьянское движение за выход из крепостной зависимости...
податных душ мужского населения и 58 женского. 13 крестьянских дворов, зафиксированы в документах Елабужского уезда [7, л. 459]. В этот период они записаны как государственные русские крестьяне. По сведениям уездной Палаты Имуществ, Сарапульский уездный суд подал объявление о розыске наследников Бичуриных в «Московские ведомости» 6 октября 1800 г. В январе 1802 г. по этому объявлению в Сарапульский уездный суд обратился Егор Иванович Дельгольц, предоставив «верящее письмо» (доверенность) о том, что его мать - Варвара Ивановна Дельгольц, являлась родной сестрой умершего помещика Бичурина.
После долгих размышлений и сбора сведений о наследнике Земской суд вынес решение об утверждении за Дельгольцем поместного имения Аксарино. Егор Иванович Дельгольц состоял на службе в лейб-гвардии конного полка в чине капрала Казанского военного округа, а «по увольнении в отставку с присвоением прапорщичьего чина», получил должность городского секретаря [8, л. 5об.-6]. В документах Даниловского прихода Николаевской церкви впервые появилась помещичья семья д. Аксарино. В Духовных росписях 1803 г. «Егор Иванович Дельгольц 1766 г.р. - городской секретарь; его жена Александра Михайловна 1774 г.р., и их дети: Александр 1800 г.р.; Наталья 1795 г.р.; Параскева 1797 г.р. Девица Евдокия Михайловна (свояченица), дочь поручика Кирпичева 1772 г.р. Дворовые девки: Параскева 1784 г.р. и Федосья 1785 г.р.». Уже в усадьбе Аксарино рождаются дети: Олимпиада (1804) и Владимир (1807) [10].
Новый хозяин построил усадьбу на высоком месте правого берега р. Шихостанки на расстоянии одного километра от деревни [2]. Вступив во владения своего поместья, Егор Иванович жестоко эксплуатировал крестьян, применял телесные наказания и допускал «непристойности» к женскому полу. В 1812 г. появляются жалобы и ходатайства от крепостных и государственных крестьян о бесчеловечном обращении с крестьянами помещика-самозванца. Но Отечественная война с Наполеоном надолго отложила выяснения отношений между крестьянами и господином. Егор Иванович Дельгольц уходит на службу в действующую армию и по возвращении в 1815 г. умирает в имении. Наследием управляет жена Александра Михайловна, но отношения между господами и крестьянами не изменились. Вольнолюбивые
аксаринцы продолжали еще несколько лет искать справедливость среди чиновников уезда, губернии и Санкт-Петербургского Синода [5, л. 1-1об., 23-25об., 64-64об., 93-93об, 114-114об.].
Большой вклад в изучение крестьян д. Акса-рино сделал вятский историк А.В. Эммаусский, глубоко разрабатывавший тему крестьянского движения в Вятской губернии [3, л. 357; 4, л. 361-420]. Его труд «Ходатайства помещичьих крестьян Вятской губернии о личном освобождении / отыскание вольности» содержит несколько подробных исторических эпизодов, но самым ярким, динамичным, полным драматизма и сочувствия, является именно исследование борьбы крестьян сельца Аксарино за свои права [14, с. 215-219].
15 апреля 1813 г. в г. Сарапуле состоялся уездный суд, к которму были привлечены Тимофей Быков, Параскева Кузьмина, пономарь Кибардин, Ларион Петров, Семен Яковлев и еще ряд пособников из сарапульских мещан и елабужских чиновников. Нолинский уездный суд вынес окончательный приговор в 1822 г. Сурово наказаны бунтари - Семен Яковлев и Иван Петров пороты плетьми со ссылкой в Сибирь на поселение. Ларион Петров (1756 г.р.), бывший дворовый помещиков, определен в Сибирь на поселение. 12-летняя борьба крестьян за свободу и волю закончилась судом не в пользу крестьян. Так, по мнению А.В. Эмма-усского, попытка крестьян д. Аксарино легальным путем выйти из крепостной зависимости оказалась безуспешной.
Но желание быть свободными на своей земле не исчезло. Вплоть до 1841 г. в Вятской палате гражданского суда рассматривались взаимные жалобы от дворянки, городовой секретарши Александры Дельгольц и обиды от крепостных сельца Аксарино. Только в 1850 г., по итогам IX Ревизской сказки, д. Аксарино зарегистрирована в Коробейниковском сельском обществе Кырлы-ганской волости как государственные крестьяне с количеством 168 мужских и 157 женских душ. Сведений о состоянии по предыдущей переписи нет [1]. Упорство крестьян, убежденность их в несправедливости и незаконности крепостной зависимости вызывают уважение и гордость.
В Сарапульском уезде находилось 6 помещичьих имений: 2 наследных - господ Юмашевых (с. Новоселки и Шумшоры); 1 - надворной советницы Чайковской (с. Арзамасцево); 1 - хозяйство
майорши Ковалдиной (д. Ковалдино и Мыза); 1 - надворного советника О.Н. Шиманского (с. Тимеевка); 1 - надворного советника, помещика Г.В. Имшенецкого (д. Агаревка). Такие данные представлены в «Записке о сведениях, требующихся от Сарапульского Земского Суда для включения в отчеты начальнику Вятской губернии государю Императору за 1862 год» [11, л. 50]. Седьмое по-
мещичье имение на территории Сарапульского уезда - Аксарино, помещика Дельгольца, к 1850 г. удалось перевести в государственное земельное владение путем долгих судебных дел и нежелания подчиняться помещику местных крестьян. О своем прошлом крестьяне старались не вспоминать. Дух свободолюбия и непокорности на долгое время укрепился в сельской общине.
Список использованных источников и литературы
1. Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. 176. Оп. 2. Д. 1325.
2. ГАКО. Ф. 712. Оп. 24. Д. 31/22.
3. ГАКО. Ф. 1326. Оп. 1. Д. 329.
4. ГАКО. Ф. 1326. Оп. 1. Д. 347.
5. ГАКО. Ф. 582. Оп. 45. Д. 7.
6. Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). Ф. 169. Оп. 2.
7. НАРТ. Ф. 3. Оп. 2. Д. 447.
8. Центральный государственный архив Удмуртской Республики (ЦГА УР). Ф. 4. Оп. 1. Д. 142.
9. ЦГА УР. Ф. 344. Оп. 1. Д. 5-53; Д. 94-161.
10. ЦГА УР. Ф.344. Оп.1.Д.18, л.2. д.19-25.
11. ЦГА УР. Ф. Р-1655. Оп. 4. Д. 111.
12. Пислегин Н.В., Чураков В.С. Справочник по малому административно-территориальному делению Удмуртского Прикамья (по данным 1-10 ревизий) [Электронный ресурс]. Ижевск: УИИЯЛ УРО РАН, 2016.
13. Писцовая книга Казанского уезда 1647-1656 гг. / ИРИ РАН, КГУ, Институт истории АН РТ. М, 2001.
14. Эммаусский А.В. Исследования по истории Вятской земли / сост.: М.М. Эммаусская, М.С. Су-довиков; науч.ред. М.С. Судовиков. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009.