Научная статья на тему '«Крестьянская надежда»: выставка китайского художника Ван Шэнлe в Шэньяне'

«Крестьянская надежда»: выставка китайского художника Ван Шэнлe в Шэньяне Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Ван Шэнлe / Ван Теню / выставка «Крестьянская надежда» / гохуа / китайская культура / китайская философия и искусство / «Восемь женщин бросаются в реку» / «Пахарь» / «Морской бриз» / Wang Shenglie / Wang Tieniu / exhibition “Farmer's Hope” / Guohua / Chinese culture / Chinese philosophy and art / “Eight women throwing themselves into the river” / “Tiller” / “Sea Breeze”

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сюн Пэйхань

В статье представлен аналитический обзор выставки одного из выдающихся китайских художников Ван Шэнлe «Крестьянская надежда», состоявшейся в октябре-ноябре 2023 года в Академии изящных искусств Лу Синя в городе Шэньян. Экспозиция была посвящена столетию мастера и вызвала огромный резонанс в китайском художественном мире, став одним из крупнейших событий культурной жизни Китая 2023 года. Автор статьи подробно освещает выставку картин Ван Шэнлe с целью ввести в научный оборот новые материалы и предложить перспективы изучения творчества этого живописца. Новизна исследования заключается в том, что творчество Ван Шэнлe рассмотрено с точки зрения сочетания представлений китайской традиционной философии и живописи, с одной стороны, и европейской культуры, с другой. Автор использует методы интервьюирования, искусствоведческого анализа, сравнения и обобщения для выявления вклада Ван Шэнлe в развитие китайского искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Farmer's Hope”: exhibition of Chinese artist Wang Shenglie in Shenyang

The article presents an analytical review of the exhibition of one of China's most prominent artists Wang Shenglie “Farmer's Hope”, held in October-November 2023 at the Lu Xun Academy of Fine Arts in Shenyang. The exhibition was dedicated to the master's centenary and caused a huge resonance in the Chinese art world, becoming one of the biggest events of China's cultural life in 2023. The author of the article examines the exhibition of Wang Shenglie's paintings in detail in order to introduce new materials into the scientific turnover and offer prospects for studying the work of this painter. The novelty of the study lies in the fact that Wang Shenglie's work is examined from the point of view of combining the ideas of Chinese traditional philosophy and painting, on the one hand, and European culture, on the other. The author uses the methods of interviewing, art history analysis, comparison and generalisation to reveal Wang Shenglie's contribution to the development of Chinese art.

Текст научной работы на тему ««Крестьянская надежда»: выставка китайского художника Ван Шэнлe в Шэньяне»

Искусство Евразии. 2024. № 1 (32). С. 254–267. ISSN 2518-7767 (online)

Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, 2024, (1), pp. 254–267. ISSN 2518-7767 (online)

Научная статья

УДК 7.036(510)

DOI 10.46748/ARTEURAS.2024.01.018

«Крестьянская надежда»: выставка китайского художника Ван Шэнлe в Шэньяне

Сюн Пэйхань

Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина, Санкт-Петербург, Российская Федерация

bear332008213@gmail.com

Аннотация. В статье представлен аналитический обзор выставки одного из выдающихся китайских художников Ван Шэнлe «Крестьянская надежда», состоявшейся в октябре-ноябре 2023 года в Академии изящных искусств Лу Синя в городе Шэньян. Экспозиция была посвящена столетию мастера и вызвала огромный резонанс в китайском художественном мире, став одним из крупнейших событий культурной жизни Китая 2023 года. Автор статьи подробно освещает выставку картин Ван Шэнлe с целью ввести в научный оборот новые материалы и предложить перспективы изучения творчества этого живописца. Новизна исследования заключается в том, что творчество Ван Шэнлe рассмотрено с точки зрения сочетания представлений китайской традиционной философии и живописи, с одной стороны, и европейской культуры, с другой. Автор использует методы интервьюирования, искусствоведческого анализа, сравнения и обобщения для выявления вклада Ван Шэнлe в развитие китайского искусства.

Ключевые слова: Ван Шэнлe, Ван Теню, выставка «Крестьянская надежда», гохуа, китайская культура, китайская философия и искусство, «Восемь женщин бросаются в реку», «Пахарь», «Морской бриз»

Для цитирования: Сюн Пэйхань. «Крестьянская надежда»: выставка китайского художника Ван Шэнлe в Шэньяне // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2024. № 1 (32). С. 254–267. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.01.018. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1076.

Original article

“Farmer's Hope”: exhibition of Chinese artist Wang Shenglie in Shenyang

Xiong Peihan

Saint Petersburg Academy of Arts named after Ilya Repin, Saint Petersburg, Russian Federation

bear332008213@gmail.com

Abstract. The article presents an analytical review of the exhibition of one of China's most prominent artists Wang Shenglie “Farmer's Hope”, held in October-November 2023 at the Lu Xun Academy of Fine Arts in Shenyang. The exhibition was dedicated to the master's centenary and caused a huge resonance in the Chinese art world, becoming one of the biggest events of China's cultural life in 2023. The author of the article examines the exhibition of Wang Shenglie's paintings in detail in order to introduce new materials into the scientific turnover and offer prospects for studying the work of this painter. The novelty of the study lies in the fact that Wang Shenglie's work is examined from the point of view of combining the ideas of Chinese traditional philosophy and painting, on the one hand, and European culture, on the other. The author uses the methods of interviewing, art history analysis, comparison and generalisation to reveal Wang Shenglie's contribution to the development of Chinese art.

Keywords: Wang Shenglie, Wang Tieniu, exhibition “Farmer's Hope”, Guohua, Chinese culture, Chinese philosophy and art, “Eight women throwing themselves into the river”, “Tiller”, “Sea Breeze”

For citation: Xiong, Peihan (2024) ‘“Farmer's Hope”: exhibition of Chinese artist Wang Shenglie in Shenyang’, Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (1), pp. 254–267. doi:10.46748/ARTEURAS.2024.01.018. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1076. (In Russ.)

© Сюн Пэйхань, 2024

Введение

Мастер современной реалистической китайской живописи, известный педагог Ван Шэнлe — один из самых выдающихся представителей искусства и художественного образования современного Китая. Он стоял у истоков Гуандунской школы живописи, основатель кафедры китайской живописи Академии изящных искусств Лу Синя, яркий художник-реалист, повлиявший на творчество множества мастеров и развитие китайской живописи на северо-востоке Китая. Тем не менее наследие этой знаковой для искусства и культуры Поднебесной личности в российском искусствоведении малоизвестно.

Китайские искусствоведы придают большое значение его произведениям, проведено множество исследований работ Ван Шэнлe. Большинство из них имеет характер альбомных изданий и каталогов и посвящено изучению биографии художника и отчасти анализу его произведений. Среди них: «Коллекция картин Ван Шэнлe», «Коллекция известных китайских модернистов. Ван Шэнлe», «Коллекция эскизов Ван Шэнлe», «Живопись тушью Ван Шэнлe 1923–2003 гг.» и т. д. [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7]. Картина мастера «Восемь женщин бросаются в реку» была опубликована в СССР в журнале «Огонек» в 1959 году, а известный советский писатель Б. Полевой написал краткую рецензию на это полотно (i). Имя Ван Шэнлe упоминается в ряде статей, посвященных китайскому изобразительному искусству. Однако в этих исследованиях не хватает подробного искусствоведческого анализа картин и целостного представления о творчестве китайского мастера.

Цель данной статьи — на основе анализа работ Ван Шэнлe, представленных в экспозиции «Крестьянская надежда», показать роль живописца в развитии реалистического искусства, раскрыть особенности его творческого метода, продемонстрировать, как тесно связаны образы его картин с жизнью простого китайского народа. Ван Шэнлe, по его же словам, стремился в своих картинах к «истине, добру и красоте» (ii), он старался соединить реализм западного искусства с традициями китайской живописи.

Новизна данного исследования заключается в том, что на основе выставочных и архивных материалов анализируется творчество художника Ван Шэнлe в контексте китайского искусства и философии. Можно утверждать, что в композициях его картин и творческой манере — применении приема пустоты или «ничего» для выражения «чего-то», видении малого в большом и большого в малом, реального в виртуальном и виртуального в реальном — и есть специфика его метода.

В работе использованы приемы формально-стилистического и сравнительного анализа, иконологический и биографический методы исследования, а также интервьюирование сына Ван Шэнлe — известного деятеля искусств Ван Теню, привлечены материалы семейного архива и публикации в китайских СМИ по поводу открытия выставки мастера (iii).

Краткая биография Ван Шэнлe

Ван Шэнлe (王盛烈, 1923–2003) — один из известнейших деятелей китайской культуры второй половины ХХ столетия (рис. 1). Он является выдающимся мастером современного реализма в китайской живописи, членом Коммунистической партии Китая и знаменитым педагогом в области изобразительного искусства.

Рис. 1. Ван Шэнле. Фотография. 1990. Фото: Ван Теню

Кратко представим вехи биографии художника. Он родился в Шэньяне в 1923 году. В 18 лет уехал учиться в Японию, а когда ему исполнился 21 год, вернулся на родину. В 1949 году он перешел на художественный факультет Северо-Восточного института литературы и искусства Лу Синя в качестве лектора. В 1955 году Ван Шэнлe стал директором и создал систему обучения китайской живописи в Академии Лу И (iv). Он был пионером изобразительного искусства в Северо-Восточном Китае и одним из основателей «Гуандунской художественной школы» — группы художников Академии изящных искусств Лу Синя, чьи произведения были насыщены яркими красками, акцентировали внимание на жизни, обществе и истории. Эти мастера придерживались методов реалистического искусства и оказывали значительное влияние на мир изобразительного искусства в то время.

В 1958 году Ван Шэнле был назначен первым заместителем директора кафедры китайской живописи, а в 1980 году — вице-президентом Академии изящных искусств Лу Синя, ответственным за преподавание и одновременно исполняющим обязанности директора, заведующего отделением китайской живописи. Вскоре, в 1983 году, он был назначен заместителем ректора этой академии, где и работал до выхода на пенсию в 1986 году. Важно отметить, что в 1982 году Ван Шэнле был избран президентом Ляонинской ассоциации исследований китайской живописи, в 1985 году — исполнительным директором Ассоциации китайских художников, а в 1998 году ему было присвоено звание «Почетный пожизненный профессор Академии изящных искусств Лу Синя».

Ван Шэнлe проработал в Академии изящных искусств Лу Синя 54 года, воспитав поколения выдающихся художников и преподавателей. Он часто говорил своим ученикам: «То, о чем я вам рассказываю, — это мое понимание. Но оно ограничено. А ваше понимание этих вещей будет гораздо шире моего». По свидетельству коллег, он был чрезвычайно талантлив и одарен в искусстве, но при этом сохранял скромность, ездил на заводы и в сельскую местность, в военные части и рыбацкие поселки, в гавани и на стройки, чтобы наблюдать и изучать, делать зарисовки, глубже вникнуть в жизнь, понять ее. Художником было создано много набросков и рисунков, как, например, «Уголок фабрики» (рис. 2), «Набросок Аньшаньского металлургического завода», «Верфь» (рис. 3), «Скотник Ван Говэнь» (рис. 4) и другие зарисовки, ставшие подлинными свидетельствами его художественных впечатлений.(v)

Рис. 2. Ван Шэнле. Уголок фабрики. 1962. Бумага, карандаш. 50 × 40. Фото: Ван Теню

Рис. 3. Ван Шэнле. Верфь. 1958. Бумага, акварель. 50 × 35. Фото: Ван Теню

Рис. 4. Ван Шэнле. Скотник Ван Говэнь. 1963. Бумага, карандаш. 50 × 35. Фото: Ван Теню

Мастер умер в 2003 году в возрасте 80 лет. Однако за этими скупыми биографическими описаниями стоит огромная жизнь, наполненная творческими поисками и достижениями. Художественное наследие Ван Шэнлe было представлено на персональной выставке в 2023 году.

Аналитический обзор выставки Ван Шэнлe «Крестьянская надежда» в Шэньяне

На выставке картин «Крестьянская надежда» было показано в общей сложности около 200 эскизов, набросков, творческих работ и книг, в том числе эскизы масштабных тематических творений «Восемь женщин бросаются в реку» и «Морской бриз». Анализ экспозиции и оценки деятельности Ван Шэнлe, данные выступающими на открытии, позволяют глубже взглянуть на его творчество, внимательнее рассмотреть специфику его живописи.

На церемонии открытия председатель Ассоциации китайских художников Фань Диань подчеркнул: «Нужно вновь оценить большой вклад Ван Шэнлe в искусство и художественное образование в аспекте продолжения традиций китайской живописи и ее взаимосвязи с самой жизнью. Ван Шэнлe создал такие классические произведения искусства, как «Морской бриз», основанные на глубоком понимании обычной жизни, что значительно способствовало развитию реалистического искусства в Китае. Его многочисленные работы говорят о главных жизненных проблемах китайских людей и сочетают в себе концепции и методы западного искусства со стилем китайской живописи тушью гохуа, выводя их на новые высоты. Китайская живопись гохуа имеет долгую историю, и необходимо развивать творческую природу ее традиций. Художественные концепции Ван Шэнлe являются ценным активом, который необходимо дополнительно изучить и затем включить в нашу систему преподавания, превратить в основу для создания учебных дисциплин».(vi)

В ознаменование 100-летия со дня рождения Ван Шэнлe библиотека Академии изящных искусств Лу Синя организовала литературную выставку «Вечное духовное царство», где были представлены документы и книги, связанные с Ван Шэнлe. Там же можно было ознакомиться со статьей мастера «Раздумье после живописи», которая позволяет читателям по-настоящему понять, о чем думал художник. Его работа наполнена глубоким философским содержанием, мастеру было очень важно стремление к синтезу философии и живописи, что характерно для традиционного китайского искусства. Одновременно он обогатил его и приемами реалистической западной живописи.

Традиционное китайское искусство ценит атмосферу, которая через ограниченные художественные образы раскрывает бесконечное воображение, имея в основе неявную и тонкую красоту. Эта атмосфера обладает способностью преодолевать ограничения языка и визуальных образов. Слова имеют предел, а смысл безграничен. В традиционном китайском искусстве поэзия стремится к «смыслу за пределами слов», музыка — к «звуку за пределами струн», а живопись — к «чувству за пределами картины».(vii)

Картина «Пахарь» Ван Шэнлe изображает старого земледельца, ведущего лошадь по полю (рис. 5). Не случайно именно эта работа была напечатана на афише выставки и стала ее «лицом» и сутью. Именно она олицетворяет отношение художника к крестьянской жизни. В ее атмосфере переданы главным образом надежды крестьянина на будущее, его чаяния и уверенность в нужности и плодах своего трудного дела. Картина написана тушью на рисовой бумаге, но простая жизненная сцена подана в реалистическом ключе. Мастер очень точно передает анатомию лошади, демонстрируя прекрасные способности художника-анималиста.

Рис. 5. Ван Шэнле. Пахарь. 1984. Бумага сюаньчжи, тушь. 196 × 123. Национальный художественный музей Китая, Пекин. Фото: Ван Теню

Старик держит спину прямо, его руки естественно и легко удерживают поводья, походка спокойная и непринужденная. Кажется, что он уже готов ко всему, что может произойти. Видно, что крестьянин возлагает большие надежды на будущий урожай, ведь он так заботится о лошади, которая и поможет ему в нелегком труде. Старик и лошадь на картине составляют единое целое, по форме и духу изображенного художником мы можем предвидеть, что усилия крестьянина будут вознаграждены. Это воображение преодолевает время и пространство картины и является частью атмосферы, созданной художником. В некотором смысле мастер не отделял себя от этого персонажа, Ван Шэнлe часто называл себя крестьянином — так, Ван Теню вспоминает: «Хотя мой отец был великим художником, в жизни он всё же считал себя простым человеком» (viii). Еще в 1983 году мастером была создана композиция, на которой изображен крестьянин, символизирующий самого художника. Эти параллели в картине «Пахарь» (1984) неслучайны: Ван Шэнлe — такой же укорененный в родной земле и трудолюбивый, как этот старик. Земля на полотне символизирует Родину, а лошадь, о которой крестьянин хорошо заботится, олицетворяет богатые навыки и опыт живописца и педагога — он надеется, что его ученики преуспеют в учебе, как земледелец с нетерпением ждет богатый урожай.

Действие картины происходит на фоне пейзажа, изображающего бесконечные поля, он написан очень скупыми средствами выразительности: более детально проработан передний план, и изображение почти растворяется вдали. Несмотря на монохромность, работа воспринимается именно как живописное полотно за счет тонких тональных решений и плавных переходов от света к тени. В построении пространства пейзажа улавливаются черты традиционной китайской живописи тушью. Сочетание реалистического изображения фигур крестьянина и лошади с более условно трактованным пейзажем рождает ощущение взаимодействия восточной и западной традиций искусства.

На этой выставке впервые был представлен эскиз к известной картине Ван Шэнлe «Восемь женщин бросаются в реку» (рис. 6). Сама картина хранится в Музее народной революции и военной истории Китая и давно вошла в историю китайского искусства (рис. 7). По словам Ван Теню, «отцовское произведение было признано на государственном уровне культурным достоянием и было включено в учебники для начальной школы, оставив свой след в памяти нескольких поколений» (ix). Эскиз к картине в юбилейной экспозиции стал важным напоминанием о знаменитом полотне художника.

Рис. 6. Ван Шэнле. Эскиз к картине «Восемь женщин бросаются в реку». 1957. Бумага, карандаш. Фото: Ван Теню

Рис. 7. Ван Шэнле. Восемь женщин бросаются в реку. 1957. Бумага сюаньчжи, тушь. 392 × 154. Военный музей Китайской народной революции. Фото: Ван Теню

В комментарии к репродукции картины в журнале «Огонек» (1959) автор статьи Б. Полевой ярко написал: «У большого листа Ван Шэнлe “Восемь женщин бросаются в реку” всегда клубится человеческий водоворот. Особенно много молодежи. И задумываешься: почему? Ведь мало кому из зрителей, подолгу созерцающих эту картину, известна страничка истории народно-освободительной борьбы Китая, когда горстка храбрецов смело приняла бой с японскими оккупантами и погибла, храбро сражаясь с превосходящими силами противника. Восемь женщин-бойцов во главе с политруком, преследуемые врагами, бросились в бурные воды реки, предпочтя смерть позорному плену. Но сила подвига, запечатленного талантливой кистью, такова, что и глаз не оторвешь от этой картины. И долго еще будут вспоминаться одухотворенные лица юных героинь…» (x)

Вице-председатель Ассоциации художников Китая Хэ Цзяин добавил: «Картина “Восемь женщин бросаются в реку” изображает тот момент, когда восемь женщин-воинов рука об руку вступают в бурную реку. Они упорно сражаются до последнего момента, самоотверженно и бесстрашно на краю смерти. Ван Шэнлe мастерски проводит пластические параллели: волосы героинь, развевающиеся на сильном ветру, трава, пробивающаяся сквозь береговые камни, бурные волны реки — всё подчеркивает мужество и волю женщин в трагической сцене их кровавой битвы с врагом. Благодаря этому подлинному эскизу мы можем убедиться и в тщательности художника в проработке деталей: мы отчетливо видим мимику персонажей, волосы, следы, занесенные ветром» (xi).

Произведение «Восемь женщин бросаются в реку» по композиционному построению имеет сходство с западноевропейской живописью. В русском искусстве взаимосвязь и необычайная согласованность всех элементов изображения получила название — принцип «хоровой картины». Так создается эффект единого пространства: в изображенной сцене река волнуется, героини сопротивляются ветру и течению, их волосы развеваются на ветру, одежда намокла от воды, но позы и взгляды женщин-воинов остаются непреклонными.

Композиция разделена на две группы фигур, причем группа справа имеет очевидную треугольную структуру. Если правую половину перевернуть зеркально, то очертания фигуры и камня оказываются близки к композиции классической работы французского художника Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ». Поза фигуры слева очень похожа на фигуру из произведения художника Густава Вапперса «Эпизод сентябрьских дней». Таким образом, художественная эстетика мастеров живописи разных стран и культур имеет нечто общее, независимо от национальных границ.

Что касается процесса работы над картиной, то Ван Шэнлe принял систематический метод создания крупномасштабной композиции, аналогичной западной живописи: сначала выполнил небольшой эскиз, сделал подготовительные рисунки каждого персонажа, затем увеличил эскиз до того же размера, что и окончательная работа и, наконец, завершил картину, используя кисть и тушь. Готовая картина, написанная тушью по бумаге, прекрасно сочетает в себе западный реализм и китайскую традиционную живопись.

Иное изображение восьми молодых женщин-ополченцев, с совершенной другой атмосферой, можно увидеть в картине «Морской бриз» (рис. 8). Это работа горизонтального формата, напоминает одновременно и скульптурный фриз, и свиток. После образования Китайской Народной Республики были созданы организации народного ополчения для обороны морских границ, несения караула и оказания помощи Народно-освободительной армии в защите от захватчиков. Прежде чем создать картину «Морской бриз», Ван Шэнлe отправился на один из островов в город Далянь провинции Ляонин, чтобы по-настоящему почувствовать жизнь ополченцев, и сделал большое количество набросков и зарисовок женских персонажей.

Рис. 8. Ван Шэнле. Морской бриз. 1962. Бумага сюаньчжи, тушь. 316 × 109. Национальный художественный музей Китая. Фото: Ван Теню

Восемь вооруженных женщин твердо стоят на охраняемом морском участке. Некоторые из них — в соломенных шляпах, некоторые — в белых платках. У одной из героинь на поясе висит граната, что символизирует ее мужество, силу и отвагу, — она погибнет вместе с врагом, когда это будет необходимо. В центре картины стоит девушка, чей воодушевленный взгляд устремлен вдаль и исполнен решимости и надежды, создается впечатление, что она — лидер группы, изображенной на картине. Художник тщательно прорабатывает детали одежды, движения и выражения лиц героинь.

Другая молодая женщина, находящаяся у правого края изображения, смотрит за пределы картины. На первый взгляд кажется, что она как бы обособлена, однако в действительности остальные герои картины находятся в неподвижном положении, и без этой девушки непонятно, куда они направляются и собираются ли продолжать путь. Именно ее фигура дает понять, что группа всё еще в пути. Эта серьезная девушка даже в минуты отдыха непрестанно следит за тем, что происходит вокруг.

В правой части картины изображена девушка с густыми бровями, держащая в руках оружие, — в китайской физиогномике густые брови указывают на твердый характер их обладателя. Она ловкими движениями рук перезаряжает винтовку, даже не глядя на нее. Видно, что герои картины — хорошо обученные ополченцы, знающие оружие как свои пять пальцев, они уже готовы защищать Родину, это стало неотъемлемой частью их жизни.

Фигуры женщин представлены в сильном ракурсе снизу вверх, они словно возвышаются на пьедестале. Этот прием усиливает их величественность и монументальность. На полотне «Морской бриз» художник использовал распространенный прием в создании произведений китайского искусства — сохранение пустой, не заполненной живописью поверхности белой бумаги. Используя ограниченное пространство, чтобы показать широту неба и земли, живописец изображает «ничто» для выражения «бытия», что очень похоже на даосскую концепцию в китайской философии. Большое пустое пространство выражает бескрайность и спокойствие моря. Мы не видим ни ветра, ни волн, перед нами только развевающиеся волосы и едва заметные сети рыбаков, но мы знаем, что ветер и море бушуют за их спинами.

На заднем плане картины паруса лодок наполнены ветром, что символизирует дальний путь, движение вперед, начало новой эпохи. В левом нижнем углу картины на земле лежит старый якорь. Над морем с криком летают чайки, добавляя картине жизни. Художник использует свободное пространство и символы свободы для создания настроения оптимизма и надежды на светлое будущее. Ван Шэнлe правдиво и реалистично показал дух ополченцев периода Нового Китая (xii). Эта картина наполнена уверенностью, храбростью и сильными патриотическими чувствами китаянок.

В картине «Морской бриз» традиции живописи тушью и представления китайской философии мастерски отразились в композиционном приеме: художник оставил пустое пространство бумаги. Оно создает эффект присутствия моря на заднем плане, но большая площадь белого полотна свидетельствует и об откровенности и великодушии художника, а также о его свободном владении живописью тушью. Контраст между старым якорем на берегу и парусником вдали оставляет простор для фантазии.

На выставке «Крестьянская надежда» в Шэньяне были также представлены портреты людей, нарисованные Ван Шэнлe, — мастерски, легко и эмоционально. Рисуя углем по бумаге, он использует свободные штрихи для обобщения внешности персонажей, не ограничиваясь одной-двумя линиями. Богатые и разнообразные линии создают взаимосвязь между реальностью и фантазией, ловко очерчивая пространство. Ван Шэнлe использует текстуру материала и изображает всё настолько реалистично (как, например, фактуру одежды и щетину мужского обветренного лица в картинах «Скотник Ван Говэнь»), что увиденное нами на бумаге вызывает ощущение прикосновения благодаря точности и легкости линий.

Своеобразие почерка художника заключается в виртуозном решении композиции, использующей сочетание объема и пустого пространства в картине. Ван Шэнлe умеет увеличивать мелкие объекты для правильного понимания изображения, а также уменьшать большие объекты для более обобщенного представления. Китайское древнее высказывание гласит: «В большом умей видеть малое, в малом — большое, в нереальности — действительность, в действительности — вымысел» (xiii). Черты лица на фоне общего изображения не занимают много места, художник специально увеличивает их так, чтобы они обладали бóльшим пространственным эффектом, напряженностью и величием. Линии, передающие кожу, создают контраст с рисующими одежду, точно формируя текстуру поверхности. Художник умело использует острие карандаша, его боковую поверхность и растушевку, чтобы показать меховую текстуру на воротнике, хлопковой куртке, меховой шапке.

Женские образы в творчестве Ван Шэнлe полны силы духа. В процессе рисования он наделяет персонажей своими субъективными переживаниями, придавая героям богатую эмоциональность и непосредственность, в их глазах читаются доброта и мягкость. Он действительно достигает идеального сочетания формы и духа. В картине «Заместитель секретаря отделения Молодежной лиги: Ван Чуньчжэнь» (рис. 9) видно, что художник боковой стороной карандаша быстро прорисовал черные блестящие волосы девушки. Кончиком ручки художник очертил линии лица, а для выразительности лица использовал легкие тени, благодаря чему кожа девушки выглядит еще нежнее.

Рис. 9. Ван Шэнле. Заместитель секретаря отделения Молодежной лиги: Ван Чуньчжэнь. 1963. Бумага, карандаш. 50 × 35. Фото: Ван Теню

Наряду с портретными зарисовками на выставке представлены и пейзажи: от набросков отдельных растений до изображений гор и равнин. От живых и живительных малых существ до величественных природных пейзажей — Ван Шэнлe с увлечением воспринимает всё вокруг и независимо от размера объекта рисунка он точно улавливает и воссоздает его внутреннюю красоту, словно оживающую на бумаге.

В китайской живописи ключевое значение имеют тушь и чернила, они уникальны, как отпечаток пальца, и на выставке Ван Шэнлe также были представлены его акварельные картины и каллиграфия. Пять каллиграфических работ написаны с силой и энергией, в них можно увидеть его непоколебимый характер. Кроме того, они демонстрируют и превосходное мастерство Ван Шэнлe, а также выражают искомые им правду, добро и красоту.

Выводы и заключение

Выставка Ван Шэнлe «Крестьянская надежда» в Шэньяне продемонстрировала многообразие творческого наследия мастера, его умение работать в различных техниках и материалах живописи и его роль в развитии современного китайского реалистического искусства. Она подтвердила творческое кредо мастера, который писал: «Реализм — это искренность художника по отношению к обществу, основанная на твердости понимания истины, а также сознательном выражении добрых пожеланий человечества» (xiv). В его картинах отражена действительность той эпохи, а центральной темой художника является простой человек, герой своего времени. Ван Шэнлe создал портретную галерею современников, в которой воспел простого человека, крестьянина, показал его единение с природой, связь с землей. Художник стремился отразить свою эпоху, ее философию и идеи. Творческое вдохновение живописец получал, находясь с простыми людьми, наблюдая за их работой, разговаривая с ними. Ван Шэнлe много писал с натуры. Эти портреты также отражают дух времени: глядя на них и сейчас, мы осознаем состояние и чувства героев минувших лет. Художник Ван Шэнлe побывал во многих местах, чтобы сделать свои зарисовки, ощутить жизнь и собрать материалы.

Кроме того, мастер использовал изученные им западные творческие методы и сочетал их с композициями, содержащими восточную философию. Ван Шэнлe способствовал исследованию и развитию традиционной живописи в период Нового Китая и сумел соединить в себе дар философа и живописца, педагога и творца. Ему удалось использовать в традиционной китайской живописи приемы реалистического искусства и перенести в масляную технику элементы пространственного видения гохуа.

Ван Шэнлe был художником, в сердце которого горела любовь к своей стране и забота о людях. Он стремился к истине, добру и красоте в жизни и творчестве, искренне трудился для рабочего народа, воспитывал поколения выдающихся молодых преподавателей и художников.

Примечания

(i) Полевой Б. Пафос труда и созидания // Огонек. 1959. № 10. С. 16.

(ii) 王盛烈.画余的思考. 王铁牛存档, 2000 [Ван Шэнле. Раздумье после живописи (рукопись) // Архив Ван Теню, 2000].

(iii) Автор статьи выражает благодарность сыну Ван Шэнлe — Ван Теню за предоставленные материалы о своем отце.

(iv) Яньаньский институт искусств имени Лу Синя (延安鲁迅艺术学院).

(v) 杨竞. 两百余幅素描速写见证“耕者的信念”. 辽宁日报. 03.11.2023 [Ян Цзин. Более двухсот эскизов на выставке «Крестьянская надежда» // Ляонин Дейли [газета]. 2023, 11 марта. С. 8].

(vi) Из выступления Фань Дианя на открытии выставки 28 октября 2023 года. Запись Сюн Юйтан, перевод Сюн Пэйхань.

(vii) 北大彭吉象教授:中国传统美学 [Пэн Цзисян из Пекинского университета: традиционная китайская эстетика (видеозапись) // Bilibili.com. 00:04:33 (время воспроизведения). URL: https://b23.tv/bjwMc7T (дата обращения: 20.11.2023). На китайском языке].

(viii) [文化十分] “耕者—王盛烈艺术展” [«Пахарь» — художественная выставка Ван Шэнле. Интервью Ван Теню в телевизионной программе «Культурная десятка» (видеозапись) // Телеканал CCTV-3. 19 августа 2021. 00:00:50 (время воспроизведения). URL: https://tv.cctv.com/2021/08/19/VIDEKw1KIU5kh2wCRGzP3a0R210819.shtml (дата обращения: 20.11.2023). На китайском языке].

(ix) Интервью автора статьи с Ван Теню. 15.09.2023.

(x) Полевой Б. Указ. соч. С. 16.

(xi) 杨博,高宇桐. 王盛烈《八女投江》素描原稿首次展出,辽宁. 沈阳日报,30.11.2023 [Ян Бо, Гао Ютун. Оригинальный эскиз Ван Шэнлe «Восемь женщин бросаются в реку» впервые представлен на выставке // Шэньян Дейли. 2023, 30 ноября. URL: https://k.sina.cn/article_1058106635_3f116d0b020018gm3.html (дата обращения: 29.12.2023). На китайском языке].

(xii) 1 октября 1949 года в Пекине была провозглашена Китайская Народная Республика.

(xiii) 沈复. 浮生六记. 清朝,卷二 [Шэнь Фу. Шесть записок о быстротечной жизни. Т. 2. Династия Цинь [Электронная версия]. URL: https://www.zggdwx.com/fusheng/2.html (дата обращения: 26.12.2023).

(xiv) 王盛烈,画余的思考,王铁牛存档, 2000 [Ван Шэнле. Раздумье после живописи (рукопись) // Архив Ван Теню. 2000].

Список источников

1. 王盛烈. 王盛烈画集. 辽宁: 辽宁美术出版社, 1993 [Ван Шэнле. Коллекция живописи Ван Шэнле. Ляонин: Издательство изящных искусства провинции Ляонин, 1993. 109 с.].

2. 王盛烈. 关东书画—庆祝澳门回归建国五十周年. 王盛烈书画邀请展作品集. 辽宁: 辽宁美术出版社, 1999 [Ван Шэнле. Каллиграфия и живопись провинции Гуандун — празднование 50-летия возвращения Макао Китайской Народной Республике. Коллекция выставки каллиграфии и живописи Ван Шэнле. Ляонин: Издательство изящных искусства провинции Ляонин, 1999].

3. 王盛烈. 中国近现代名家画集: 王盛烈. 北京: 人民美术出版社, 2003 [Ван Шэнле. Коллекция картин современных китайских мастеров: Ван Шэнле. Пекин: Издательство «Народное изобразительное искусство», 2003].

4. 王盛烈. 王盛烈写生作品集. 辽宁: 辽宁美术出版社, 2005 [Ван Шэнле. Коллекция эскизов Ван Шэнле. Ляонин: Издательство изящных искусства провинции Ляонин, 2005. 360 с.].

5. 王盛烈, 王铁牛. 王盛烈水墨. 写意 : 1923-2003. 北京: 中国文联出版社, 2007 [Ван Шэнле, Ван Теню. Живопись тушью Ван Шэнле: 1923–2003. Пекин: Китайская федерация литературы и искусства, 2007. 121 с.].

6. 王盛烈, 李刚. 艺术人生师生情. 北京: 中国文联出版, 2013 [Ван Шэнле, Ли Ган. Отношения между учителями и учениками в творческой жизни. Пекин: Китайская федерация литературы и искусства, 2013. 128 с.].

7. 中国美术馆. 耕者: 王盛烈艺术展. 北京: 中国美术, 2021 [Национальный художественный музей Китая. Пахарь: художественная выставка Ван Шэнле. Пекин: Изобразительное искусство, 2021].

References

1. Wáng Shèngliè (1993) Wáng Shèngliè huàjí. Liáoníng: Liáoníng měishù chūbǎn shè [Wang, Shenglie (1993) Wang Shenglie's painting collection. Liaoning: Liaoning Fine Arts Publishing House]. (In Chinese)

2. Wáng Shèngliè (1999) Guāndōng shūhuà — qìngzhù àomén huíguī jiànguó wǔshí zhōunián. Wángshèngliè shūhuà yāoqǐng zhǎn zuòpǐn jí. Liáoníng: Liáoníng měishù chūbǎn shè [Wang, Shenglie (1999) Wang Shenglie. Guandong calligraphy and painting — celebrating the 50th anniversary of Macao's return to the People's Republic of China. Collection of Wang Shenglie's calligraphy and painting invitational exhibition. Liaoning: Liaoning Fine Arts Publishing House]. (In Chinese)

3. Wáng Shèngliè (2003) Zhōngguó jìn xiàndài míngjiā huàjí: Wángshèngliè. Běijīng: Rénmín měishù chūbǎn shè [Wang, Shengli (2003) China near paintings by modern masters. Beijing: People's Fine Arts Publishing House]. (In Chinese)

4. Wáng Shèngliè (2005) Wángshèngliè xiěshēng zuòpǐn jí. Liáoníng: Liáoníng měishù chūbǎn shè [Wang, Shenglie (2005) Collection of Wang Shenglie's sketches. Liaoning: Liaoning Fine Arts Publishing House]. (In Chinese)

5. Wáng Shèngliè, Wáng Tiěniú (2007) Wángshèngliè shuǐmò Xiěyì: 1923–2003. Běijīng: Zhōngguó wénlián chūbǎn shè [Wang, Shenglie and Wang, Tieniu (2007) Wang Shenglie ink and freehand painting: 1923–2003. Beijing: China Federation of Literary and Art Circles Publishing]. (In Chinese)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Wáng Shèngliè, Lǐ Gāng (2013) Yìshù rénshēng shī shēng qíng. Běijīng: Zhōngguó wénlián chūbǎn [Wang, Shenglie and Li, Gang (2013) Relationship between teachers and students in artistic life. Beijing: China Federation of Literary and Art Circles Publishing]. (In Chinese)

7. Zhōngguó měishù guan (2021) Gēng zhě: Wángshèngliè yìshù zhǎn. Běijīng: Zhōngguó měishù [National Art Museum of China (2021). Tiller: Wang Shenglie art exhibition. Beijing: China Art]. (In Chinese)

Информация об авторе:

Сюн Пэйхань, аспирантка, Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, bear332008213@gmail.com.

Information about the author:

Xiong Peihan, Postgraduate Student, Saint Petersburg Academy of Arts named after Ilya Repin, Saint Petersburg, Russian Federation, bear332008213@gmail.com.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 11.01.2024; одобрена после рецензирования 20.02.2024; принята к публикации 22.02.2024.

The article was received by the editorial board on 11 January 2023; approved after reviewing on 20 February 2024; accepted for publication on 22 February 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.