Чжан Сяопин
Доцент кафедры русского языка Института языков и культуры, Шанхайский политико-юридический университет, Шанхай, Китай.
Чжан Юйсюань
Студентка Института языков и культуры,
Шанхайский политико-юридический университет, Шанхай, Китай.
Крестовоздвиженский казачий собор в Санкт-Петербурге глазами китайских русистов: прошлое и настоящее
Эта статья выполнена при поддержке «Китайского государственного фонда социальных наук», № проекта: 19FMZB015.
Исторически для казаков главными задачами являются распространение православия, верность царю и защита родины. Сегодня российское казачество - это особая социальная группа с более чем 400-летней историей. В конце 80-х годов XX века на фоне политической перестройки, происходившей в советском обществе, в России началось движение возрождения казачества. Возрождение православной веры является главной задачей возрожденческого движения казаков.
В наши дни в России существует несколько казачьих соборов, например: Храм иконы Божьей Матери «Отрада и утешение» на Ходын-ском поле в Москве, Казачий храм преподобного Серафима Саровского в Тюмени, Казачий-Ильинский храм Пророка Божьего Илии города Костромы, Волгоградский казачий храм и Ленинский казачий кафедральный собор и т.д. Крестовоздвиженский казачий собор - один из старейших соборов в Санкт-Петербурге, имеющий долгую историю. Сегодня этот восстановленный комплекс назван казачьим, потому что в нем окормляются и несут службу казаки, живущие в Санкт-Петербурге. Этот казачий собор является одной из самых популярных достопримечательностей города, которая привлекает большое количество туристов, желающих посетить храм и помолиться в нем.
Возникновение и развитие собора тесно связано с ямщиками, которые переселились на постоянное проживание в Петербург в начале XVIII века по указу императора. В 1718 году была построена первая церковь архитектурного комплекса - однопрестольная и одноэтажная деревянная церковь (на рис. 1). Эта дата фигурирует в
ответе канцелярии Александро-Невского монастыря, данном в декабре 1730 года на запрос Санкт-Петербургского правления о сроках сооружения первой церкви [5, с. 16]. 16 октября 1730 года Предтечен-ская церковь сгорела... Новый храм был возведен достаточно быстро
- для этого была использована старая деревянная церковь. Вновь построенная церковь отличалась от старой более сложным плановым решением (на рис.2) [5, с. 17]. С 1740-ого года началось строительство нового каменного Крестовоздвиженского храма, посвященного Рождеству Иоанна Предтечи и святому Николаю Чудотворцу. Вскоре после этого рядом с каменным храмом была сооружена Церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери (на рис.3). Церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери заложили 20 июня 1764 года за алтарем Крестовоздвиженского храма. В середине находится главный престол, посвященный иконе Тихвинской Божьей Матери, а справа - небольшой придел Святого Иоанна Златоуста [5, с. 20]. Постройка колокольни была завершена в 1812 году и сразу стала главным символом собора и города. Позже, в течение последующих ста лет, две церкви были несколько раз перестроены вследствие различных причин, связанных с историей города и страны.
К XIX веку в храме молились жители Лиговской стороны, в том числе и казаки, служившие в лейб-гвардии Казачьем и Атаманском полках и не имевшие собственного храма. Возвращение казачьей гвардии из походов всегда знаменовалось службами в церквях. Судьба храма неразрывно связана с честными и сильными духом петербургскими казаками - именно им храм обязан своим возрождением [4]. В книге «Атаманская памятка» Атамана Всевеликого Войска Донского П.Н. Краснова (1869-1947) найдутся сведения о том, когда именно казаки обосновались в приходе Ямской церкви. «Более двадцати лет прошло с тех пор, как гвардейские казачьи полки покинули старые гусарские бараки села Рыбацкое и поселились в громадных казачьих казармах. Казаки не имели церкви, и команды их по невылазной грязи ходили в Ямскую слободу, где стояла Крестовоздви-женская церковь» [7, с. 29]. Первая донская станица на берегах Невы, названная «Санкт-Петербургское Общество Взаимопомощи Донских Казаков», была основана в 1899 году. Бытовало и другое ее название
- «Невская станица». Впоследствии судьба станицы будет связана с судьбой самого собора.
Церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери была закрыта в 1932 году, затем она долгое время использовалась в качестве школы и реставрационных мастерских.
/кг-во
2%, ¿Гсямеа ттр^ттгпс ^'раГ^т^г-хж
Рисунок 1. Вид Предтеченской церкви в 1718-1730 гг. Источник информации: [5, с. 16]
Рисунок 2. Северный фасад Крестовоздвиженской церкви, построенной в 1748 г.
Фиксационный чертёж Г.Г. Валлерта и В.Е. Моргана. 1841 г. Источник информации: [5, с.19]
Ж
щи»
йЛдволий 1--Нсын
Рисунок 3. Детальный план церкви Тихвинской иконы Божией Матери. Вторая половина XIX в. На плане без труда можно разглядеть контуры церкви 1764-1768 гг.
Источник информации: [5, с. 20]
Формальное закрытие прихода произошло в 1938 году. Фактически разрушение его, как и разрушение большинства храмов в России, началось с 1918 года [5, с 120]. Это коснулось и Крестовоздвижен-ской церкви. Была прекращена деятельность Приходского благотворительного общества, упразднена богадельня, распущена школа, были попраны все те добрые начинания и традиции, которые складывались десятилетиями. В середине XX века собор был вновь поврежден, однако благодаря усилиям местного населения и деятелей культуры он все же был спасен.
Реформа Горбачева и изменения социально-политической обстановки затронули не только религиозную жизнь страны (люди стали возвращаться к вере, появлялись один за другим проекты по восстановлению храмов), но и судьбу казачества, тесно связанную с православием. Казачьи общественные организации быстро возникали как внутри СССР, так и за его пределами. Потомки казаков стремились к возрождению своей культуры и идентичности, что привело к быстрому распространению движения за возрождение казачества. За последние тридцать лет русское казачество прошло не простой путь возрождения. Сегодня существует реестровое казачество, которое
включено в систему Вооруженных сил России, есть и казачьи общественные организации [8, с. 47].
Возрождение православия и возрождение казачества происходило почти одновременно в современной России. 25 октября 1990 года был принят закон РСФСР N 267-1 «О свободе вероисповеданий» [18]. Позже 3 и 4 ноября 1990 года состоялся Учредительный круг Казачьего землячества «Невская станица». Землячество, насчитывавшее в то время в своих рядах несколько сотен казаков, было зарегистрировано в органах юстиции в феврале 1991 года. Одним из решений Учредительного круга было ходатайство о передаче казакам своего православного храма и о назначении священника из казаков. Поскольку из всех, кто тогда входил в станицу, только Владимир Тимофеевич Сергиенко, родовой донской казак из г. Новочеркасска Черкасского Округа Всеве-ликого войска Донского, уже трудился в церкви в качестве смотрителя и алтарного, то выбор остановился на нем. Митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн (Снычев) благословил его на священство [5, с. 165], а казаков - на восстановление Крестовоздвиженской церкви на Лиговском проспекте, закрепив за ней статус казачьего собора.
В современной России Крестовоздвиженский казачий собор получил новую жизнь в значительной степени благодаря усилиям казаков и проведенной ими реставрации. Собор восстанавливали казаки по роду и по духу.
В этот же период времени параллельно происходило возрождение станицы, названной еще в XIX веке «Санкт-Петербургское Общество Взаимопомощи Донских Казаков». 3-го ноября 1990 года было учреждено землячество казаков «Невская станица», а Крестовоздвиженский собор стал его станичной церковью [10]. Еще одно важное событие связано с процессом возрождения собора - учреждение Крестовоз-движенского казачьего Братства, которое служит Делу возрождения казачества и святой Руси. В наши дни Братство живет активной жизнью: возрождает казачьи традиции, участвует в восстановительных работах в казачьем соборе, прочно стоит на позициях защиты православной веры, и, конечно, принимает в свои ряды новых членов [3]. Также при соборе действует и Крестовоздвиженское казачье Сестри-чество в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Казаки собираются и вместе отмечают значимые религиозные праздники, выполняют важные церемонии в своем кругу, что помогает им сохранить свои традиции и обычаи, вернуться к истокам православной веры.
За прошедшие годы казаки активно участвовали в восстановительных работах в соборе. С 1997 года по сей день Крестовоздвижен-
ский казачий собор подвергается тщательной реставрации и реконструкции, включая внешнюю реставрацию, а также восстановление внутреннего убранства, что позволяет вернуть собору первоначальный вид. Сегодняшний комплекс Крестовоздвиженского казачьего собора состоит из трех церквей (на рис.4): Крестовоздвиженский собор, Церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери, Церковь Кирилла и Мефодия (расположена в колокольне). Собор с характерным куполом и шпилем, является одним из шедевров архитектуры русского барокко и главной жемчужиной Санкт-Петербурга. Кре-стовоздвиженский казачий собор не только заставляет восхищаться многочисленных туристов и верующих, но также участвует во многих благотворительных мероприятиях, уделяя особое внимание развитию детей, организует множество просветительских мероприятий, чтобы помочь вернуть казаков прихода к православной культуре [13].
Обратимся к архитектурным особенностям собора. Православные соборы обычно имеют несколько форм, например: прямоугольную, также известную как кораблеобразная, круглую и крестообразную. Разные формы имеют свое символическое значение. Крестообразная форма этого собора является одной из причин, по которой ему было дано название «Крестовоздвиженский». Это связано с тем, что вид сверху показывает собор в форме латинского креста, с полукруглым
Рисунок 4. Иллюстрация с видом на сегодняшний Крестовоздвиженский собор с официального сайта собора // URL: http://krest-sobor.ru/o-hrame (Дата обращения: 03.03.2023)
зенитом в восточной части здания. Православный храм - сложный, ■
неисчерпаемый в своей обозримости символ. В архитектуре Кресто-воздвиженского казачьего собора и его внутреннем убранстве тоже видится символика православного храма. Возьмем для примера алтарь и иконостас этого собора.
Как известно, алтарь и иконостас занимают особо важное место во всем архитектурном устройстве собора. Два эти элемента важны для понимания религиозного значения собора, для понимания православного канона. Алтарь имеет наиболее важное значение в религиозной архитектуре. Это святое пространство поклонения Богу и главное место проведения религиозных ритуалов, самая священная зона в церкви или храме. Алтарь (от лат. alta и ara - возвышенный жертвенник) восточная, главная часть храма, в которой находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. Обычно отделяется от остальной части храма иконостасом [14]. Под влиянием архитектурных особенностей Крестовоздвиженский собор имеет пять алтарей, каждый из которых посвящен определенному объекту поклонения и обладает соответствующим названием. Главный алтарь посвящен Воздвижению Креста Господня; справа от него находится придел во имя Рождества Иоанна Предтечи; слева - придел во имя Николая Чудотворца; в южном рукаве креста находится придел во имя святых равноапостольных Константина и Елены; в северном - придел во имя преподобного Сергия Радонежского [5, с. 46-47]. Эти святые напоминают прихожанам об определенных событиях православной истории, позволяют лучше понять значимость заслуг этих святых людей.
В православной истории давно возникло явление иконопочита-ния - важной составляющей православной культуры. Православные иконы являются объектом поклонения и молитв верующих, в них через формы религиозного искусства и благодаря видимым образам выражаются православное богословие и Слово Божие [11, с. 54]. Православная Церковь всегда призывала иконописное искусство всеми возможными средствами изображать Спасителя, Богородицу, святых пребывающими в Царстве Небесном [6, с. 8]. Православный церковный образ покоится на уникальной иконографии - концентрированном выражении православного учения и духа [6, с. 9]. Иконостас - перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Представляет собой стенку с расположенными по ярусам иконами, отображающими историю попечения Бога о человеке. Обычно число ярусов бывает от трех до пяти. Их можно рассматривать, начиная от верхнего яруса к нижнему, ибо такая схема указывает на историче-
_J¿3V,
■ скую последовательность
обозначаемых этими иконами событий [15]. Иконы разных ярусов иконостаса разрешают сложнейшую проблему соединения человека с Богом. Главной иконой на иконостасе является икона Христа или Богоматери, которая располагается в самом центре иконостаса.
Иконостас Крестовоз-движенского собора построен также в строгом соответствии с канонами православия и пропорциями интерьера собора: он не очень высокий, вырезан из дерева и покрыт позолотой. Расположенный между алтарем и средней частью собора, иконостас Крестовоздвиженского собора, как и иконопись, имеет ярко выраженный православный характер. В этом казачьем храме есть немало почитаемых казаками образов и предметов, связанных с боевой славой русского воинства. Например, икона великомученика Георгия. Чтут казаки и причисленного к лику святых Федора Ушакова, и казака Ильи-Муромца, и воина-мученика Евгения Родионова [17].
Комплекс собора назван казачьим, потому что в нем окормляются и несут службу казаки, живущие в Петербурге. В течение всего времени своего существования собор имеет тесную связь с казачеством. Формирование казачества было постепенным процессом. Казаки как военное сословие в дореволюционной России были уникальны явлением. Слово «казак» до революции 1917 года означало принадлежность к казачьему военному сословию - одному из пяти главных сословий Российской империи. (Сословия - это социально-правовые группы, отличающие от других своим правовым и эконмическим статусом, передававшимся по наследству от отцов детям.) Наряду с духовенством и дворянством казаки относились к так называемым неподатным, то есть освобожденным от уплаты податей (налогов). Подати платили крестьяне и мещане. Казаки должны выполнять
военную службу на границах страны и предоставлять вооруженные _
Рисунок 5. Знамя Крестовоздви-женского казачьего братства источник информации: // URL: http:// krest-sobor.ru/chtimye-svyatyni (Дата обращения: 13.07.2023)
силы армии в случае войны [12, с. 3]. Происхождение слова «казак» ■
и его значение составляет пока один из неразрешенных историками вопросов. Часто этому слову в старину придавалось смысловое значение «вольного человека».
Казаки являются неотъемлемой частью российского общества, их культура, образ жизни и мировоззрение формировались под влиянием Русской Православной Церкви, а в основе их системы ценностей лежат такие понятия, как Отечество, вера и служение, что делает казачество уникальным явлением, свидетельствующим об особом восприятии русскими своей ответственности перед Богом, Церковью, народом и близкими. Православная вера составляла основу традиционного образа жизни казачьих общин. Основная масса казаков приняла православную веру [12, с. 133].
Собственная культура казаков и преданность божественному хранится в их душах веками. Эта группа людей, расселившихся в глубине степей, у рек, живет в тени возвышенной любви к Богу, наслаждается светом милосердия и любви Бога-Отца. Казаки - православные, обладающие чистой верой.
Православная вера - это фундамент, основа, стержень казачества. Не может быть казаков без православной веры, иначе это не казачество, а театр [8, с. 48]. Казачество призвано быть авангардом православного воинства, и осознание высокой ответственности перед своей службой дает казакам силу и мужество. Поэтому защита православной веры от еретиков является важной целью жизни и священной миссией казаков, которые немедленно вступают в противостояние с любым, кто осмелится оскорбить их благородную веру или ослушаться правил их предков.
Православие испокон веков является духовной основой казачества, а казаки были и будут верными защитниками Православной Церкви [9, с. 3]. Сегодня, чтобы сохранить свою идентичность в условиях современного общества, казаку необходимо не только чтить славные ратные традиции и обычаи предков, но и постоянно пребывать в единстве с Церковью. Для этого нужно усердно молиться, читать Священное Писание, приступать к Святым Таинствам, соблюдать посты, вести христианский образ жизни, в центре которого - вера [8, с. 48]. Сегодня очень важно, чтобы укреплялась казачья солидарность и развивалась казачество Святой Руси. Церковь будет благословлять дальнейшее сплочение казаков и всячески поддерживать усиление их общественной роли [8, с. 87].
В процессе возрождения православной веры в современной Рос_
сии, воцерковлению казаков уделяет большое внимание РПЦ. Понятие «воцерковление» очень важно для понимания возрождения православной веры казаков, их взаимосвязи и соработничества. Воцерковление объясняется в православной энциклопедии «Азбука веры» так: 1) священный обряд, совершаемый над младенцем на 40-й день по его рождении; 2) причисление новокрещенного к верным; присоединение его к Церкви; 3) в более широком смысле - приобщение верующего к Богу, к спасению, подразумевающее регулярное участие в Церковных Таинствах и богослужениях, усвоение православного вероучения, духовное совершенствование [16]. Через церковь казаки могли лучше понять и узнать о православной вере, углубить свое понимание и веру. Помимо налаживания своей духовной жизни, казаки знакомят прихожан со своей уникальной культрой. Например, в 2001 году вышел первый номер приходской газеты «Воздвижение». Приходская газета «Воздвижение» знакомит прихожан с традициями казачества, с событиями приходской жизни, с историей собора, с судьбами священников и тех, кто раньше молился в Кресто-воздвиженском храме [1]. Газета выходит почти ежемесячно и бывает приурочена к большим церковным и приходским праздникам. По запросам читателей она рассылается в исконно казачьи земли - на Дон (Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Белая Калитва), на Кубань (Ти-машевск), в Уральское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское казачьи войска, а также в Москву, Калужскую, Воронежскую, Вологодскую, Тульскую и Белгородскую области, в Америку и во Францию [2].
Сегодня Крестовоздвиженский казачий собор остается местом, которое помогает казакам поддерживать свои культурные и религиозные традиции, а также общаться и взаимодействовать с другими казаками. Собор играет значимую роль в возрождении и развитии казачьей православной веры.
Библиографический список
1. В Крестовоздвиженском казачьем храме Санкт-Петербурга отметили 70-летие настоятеля - протоиерея Владимира Сергиенко // URL: https://ruskline.ru/news_ rl/2015/07/06/v_krestovozdvizhenskom_kazachem_hrame_sanktpeterburga_otmetili_70le-tie_nastoyatelya_protoiereya_vladimira_sergienko (Дата обращения: 13.07.2023)
2. Газета «Воздвижение» // URL: http://krest-sobor.ru/gaseta (Дата обращения: 13.07.2023)
3. День Крестовоздвиженского казачьего Братства // URL: http://krest-sobor. ru/?view=3981206 (Дата обращения: 13.07.2023)
4. Елена Куршук. Крестовоздвиженский собор восстанавливают казаки по роду и по духу // URL: https://www.skvk.org/22831 (Дата обращения: 10.07.2023)
5. Кандаева А. В. Спаси, Господи, люди Твоя: к 300-летию основания и 30-летию возрождения прихода Крестовоздвиженского казачьего собора (Кестовоздвиженской церкви). - СПб.: Издание прихода Крестовоздвиженского казачьего собора, 2020. 284 с.
6. Кокори А.А. Древнерусская икона и культура Запада: Заметки художника. - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. 136 с.
7. Краснов П.Н. Атаманская памятка. - Ростов-на-Дону.: Ростиздат. 2005. 192 с.
8. Митрополит Кирилл (Покровский), Приумножая духовные и культурные традиции казачества. - Ставрополь: Издательство Ставропольской духовной семинарии, 2019. 224 с.
9. Молитвослов православного казак. - М.: УКИНО «Духовное Преображение», 2013. 592 с.
10. Невская станица // URL: http://krest-sobor.ru/http/krest-sobor.ru/stanica (Дата обращения: 10.07.2023)
11. Чжан Сяолин. Религиозное, историческое и культурное значения донской иконы Божией Матери глазами китайского ученого // Вестник ТвГУ. Серия «История». 2020. № 1 (53).
12. Черников В.В. Казачество в истории России, - М.: Айрис-пресс, 2013. 160 с.
13. http://aquaviva.ru/journal/stanitsa-na-nevskikh-beregakh-chast-2 (Дата обращения: 15.05.2023)
14. https://azbyka.ru/altar (Дата обращения: 10.05.2023)
15. https://azbyka.ru/ikonostas (Дата обращения: 10.05.2023)
16. https://azbyka.ru/vocerkovlenie (Дата обращения: 10.05.2023)
17. http://krest-sobor.ru/chtimye-svyatyni (Дата обращения: 10.07.2023)
18. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3953/ (Дата обращения: 15.05.2023)
References
1. The 70 th anniversary of the rector, Archpriest Vladimir Sergienko, was celebrated at the Holy Cross Cossack Church in St. Petersburg // URL: https://ruskline.ru/news_rl/2015/07/06/v_ krestovozdvizhenskom_kazachem_hrame_sanktpeterburga_otmetili_70letie_nastoyatelya_ protoiereya_vladimira_sergienko (07.13.2023)
2. Newspaper "Vozdvizhenie" // URL: http://krest-sobor.ru/gaseta (07.13.2023)
3. Day of the Exaltation of the Cross Cossack Brotherhood // URL: http://krest-sobor. ru/?view=3981206 (07.13.2023)
4. Elena Kurshuk. The Exaltation of the Cross Cathedral is being restored by Cossacks by birth and spirit // URL: https://www.skvk.org/22831 (07.10.2023)
5. Kandaeva A.V. Save, O Lord, Thy people: to the 300th anniversary of the founding and 30th anniversary of the revival of the parish of the Exaltation of the Cross Cossack Cathedral (Kestovozdvizhenskaya Church). - St. Petersburg: Publication of the parish of the Exaltation of the Cross Cossack Cathedral, 2020. 284 p.
6. Kokori A.A. Old Russian icon and Western culture: Notes from the artist. - M.: Publishing House of the Moscow Patriarchate of the Russian Orthodox Church, 2012. 136 p.
7. Krasnov P.N. Ataman's memo. - Rostov-on-Don.: Rostizdat. 2005. 192 p.
8. Metropolitan Kirill (Pokrovsky), Increasing the spiritual and cultural traditions of the Cossacks. - Stavropol: Publishing House of the Stavropol Theological Seminary, 2019. 224 p.
9. Prayer book of the Orthodox Cossack. - M.: UKINO "Spiritual Transfiguration", 2013. 592 p.
10. Nevskaya Stanitsa // URL: http://krest-sobor.ru/http/krest-sobor.ru/stanica (07.10.2023)
11. Zhang Xiaoling. Religious, historical and cultural significance of the Don Icon of the Mother of God through the eyes of a Chinese scientist // Bulletin of Tver State University. Series "History". 2020. № 1 (53).
12. Chernikov V.V. Cossacks in the history of Russia, - M.: Iris-press, 2013. 160 p.
13. http://aquaviva.ru/journal/stanitsa-na-nevskikh-beregakh-chast-2 (15.05.2023)
14. https://azbyka.ru/altar (10.05.2023)
15. https://azbyka.ru/ikonostas (10.05.2023)
16. https://azbyka.ru/vocerkovlenie (10.05.2023)
17. http://krest-sobor.ru/chtimye-svyatyni (10.07.2023)
18. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3953/ (15.05.2023)