Научная статья на тему 'Крестовоздвиженский казачий собор в Санкт-Петербурге глазами китайских русистов: прошлое и настоящее'

Крестовоздвиженский казачий собор в Санкт-Петербурге глазами китайских русистов: прошлое и настоящее Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
крестовоздвиженский казачий собор / казачество / православие / РПЦ / возрождение казачества / Holy Cross Cossack Cathedral / Cossacks / Orthodoxy / Russian Orthodox Church / revival of the Cossacks

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чжан Сяолин, Чжан Юйсюань

После Крещения Руси в 988 году православие оказывало влияние на развитие российского общества в области политики и культуры на протяжении всего исторического пути. За последнюю тысячу лет в России сформировалась уникальная православная культура, являющаяся важной частью православной культуры в целом. История казачества и история РПЦ во многом схожи между собой. В современной России православные соборы и храмы играют важную роль в возрождении православной веры среди казачества. Крестовоздвиженский казачий собор – исторически значимое здание, которое не только связывает прошлое и настоящее казачества, но и воплощает собой православную веру и культурные традиции казачьего сообщества. Это место, где можно почувствовать глубину казачьей культуры и важность традиционных ценностей, способствующих сохранению и развитию казачьей культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Holy Cross Cossack Cathedral in St. Petersburg through the eyes of Chinese Russianists: past and present

After the Baptism of Rus’ in 988, Orthodoxy influenced the development of Russian society in the field of politics and culture throughout its entire historical path. Over the last thousand years, a unique Orthodox culture has formed in Russia, which is an important part of Orthodox culture as a whole. The history of the Cossacks and the history of the Russian Orthodox Church are in many ways similar to each other. In modern Russia, Orthodox cathedrals and temples play an important role in the revival of the Orthodox faith among the Cossacks. The Exaltation of the Cross Cossack Cathedral is a historically significant building that not only connects the past and present of the Cossacks, but also embodies the Orthodox faith and cultural traditions of the Cossack community. This is a place where you can feel the depth of Cossack culture and the importance of traditional values that contribute to the preservation and development of Cossack culture.

Текст научной работы на тему «Крестовоздвиженский казачий собор в Санкт-Петербурге глазами китайских русистов: прошлое и настоящее»

Чжан Сяопин

Доцент кафедры русского языка Института языков и культуры, Шанхайский политико-юридический университет, Шанхай, Китай.

Чжан Юйсюань

Студентка Института языков и культуры,

Шанхайский политико-юридический университет, Шанхай, Китай.

Крестовоздвиженский казачий собор в Санкт-Петербурге глазами китайских русистов: прошлое и настоящее

Эта статья выполнена при поддержке «Китайского государственного фонда социальных наук», № проекта: 19FMZB015.

Исторически для казаков главными задачами являются распространение православия, верность царю и защита родины. Сегодня российское казачество - это особая социальная группа с более чем 400-летней историей. В конце 80-х годов XX века на фоне политической перестройки, происходившей в советском обществе, в России началось движение возрождения казачества. Возрождение православной веры является главной задачей возрожденческого движения казаков.

В наши дни в России существует несколько казачьих соборов, например: Храм иконы Божьей Матери «Отрада и утешение» на Ходын-ском поле в Москве, Казачий храм преподобного Серафима Саровского в Тюмени, Казачий-Ильинский храм Пророка Божьего Илии города Костромы, Волгоградский казачий храм и Ленинский казачий кафедральный собор и т.д. Крестовоздвиженский казачий собор - один из старейших соборов в Санкт-Петербурге, имеющий долгую историю. Сегодня этот восстановленный комплекс назван казачьим, потому что в нем окормляются и несут службу казаки, живущие в Санкт-Петербурге. Этот казачий собор является одной из самых популярных достопримечательностей города, которая привлекает большое количество туристов, желающих посетить храм и помолиться в нем.

Возникновение и развитие собора тесно связано с ямщиками, которые переселились на постоянное проживание в Петербург в начале XVIII века по указу императора. В 1718 году была построена первая церковь архитектурного комплекса - однопрестольная и одноэтажная деревянная церковь (на рис. 1). Эта дата фигурирует в

ответе канцелярии Александро-Невского монастыря, данном в декабре 1730 года на запрос Санкт-Петербургского правления о сроках сооружения первой церкви [5, с. 16]. 16 октября 1730 года Предтечен-ская церковь сгорела... Новый храм был возведен достаточно быстро

- для этого была использована старая деревянная церковь. Вновь построенная церковь отличалась от старой более сложным плановым решением (на рис.2) [5, с. 17]. С 1740-ого года началось строительство нового каменного Крестовоздвиженского храма, посвященного Рождеству Иоанна Предтечи и святому Николаю Чудотворцу. Вскоре после этого рядом с каменным храмом была сооружена Церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери (на рис.3). Церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери заложили 20 июня 1764 года за алтарем Крестовоздвиженского храма. В середине находится главный престол, посвященный иконе Тихвинской Божьей Матери, а справа - небольшой придел Святого Иоанна Златоуста [5, с. 20]. Постройка колокольни была завершена в 1812 году и сразу стала главным символом собора и города. Позже, в течение последующих ста лет, две церкви были несколько раз перестроены вследствие различных причин, связанных с историей города и страны.

К XIX веку в храме молились жители Лиговской стороны, в том числе и казаки, служившие в лейб-гвардии Казачьем и Атаманском полках и не имевшие собственного храма. Возвращение казачьей гвардии из походов всегда знаменовалось службами в церквях. Судьба храма неразрывно связана с честными и сильными духом петербургскими казаками - именно им храм обязан своим возрождением [4]. В книге «Атаманская памятка» Атамана Всевеликого Войска Донского П.Н. Краснова (1869-1947) найдутся сведения о том, когда именно казаки обосновались в приходе Ямской церкви. «Более двадцати лет прошло с тех пор, как гвардейские казачьи полки покинули старые гусарские бараки села Рыбацкое и поселились в громадных казачьих казармах. Казаки не имели церкви, и команды их по невылазной грязи ходили в Ямскую слободу, где стояла Крестовоздви-женская церковь» [7, с. 29]. Первая донская станица на берегах Невы, названная «Санкт-Петербургское Общество Взаимопомощи Донских Казаков», была основана в 1899 году. Бытовало и другое ее название

- «Невская станица». Впоследствии судьба станицы будет связана с судьбой самого собора.

Церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери была закрыта в 1932 году, затем она долгое время использовалась в качестве школы и реставрационных мастерских.

/кг-во

2%, ¿Гсямеа ттр^ттгпс ^'раГ^т^г-хж

Рисунок 1. Вид Предтеченской церкви в 1718-1730 гг. Источник информации: [5, с. 16]

Рисунок 2. Северный фасад Крестовоздвиженской церкви, построенной в 1748 г.

Фиксационный чертёж Г.Г. Валлерта и В.Е. Моргана. 1841 г. Источник информации: [5, с.19]

Ж

щи»

йЛдволий 1--Нсын

Рисунок 3. Детальный план церкви Тихвинской иконы Божией Матери. Вторая половина XIX в. На плане без труда можно разглядеть контуры церкви 1764-1768 гг.

Источник информации: [5, с. 20]

Формальное закрытие прихода произошло в 1938 году. Фактически разрушение его, как и разрушение большинства храмов в России, началось с 1918 года [5, с 120]. Это коснулось и Крестовоздвижен-ской церкви. Была прекращена деятельность Приходского благотворительного общества, упразднена богадельня, распущена школа, были попраны все те добрые начинания и традиции, которые складывались десятилетиями. В середине XX века собор был вновь поврежден, однако благодаря усилиям местного населения и деятелей культуры он все же был спасен.

Реформа Горбачева и изменения социально-политической обстановки затронули не только религиозную жизнь страны (люди стали возвращаться к вере, появлялись один за другим проекты по восстановлению храмов), но и судьбу казачества, тесно связанную с православием. Казачьи общественные организации быстро возникали как внутри СССР, так и за его пределами. Потомки казаков стремились к возрождению своей культуры и идентичности, что привело к быстрому распространению движения за возрождение казачества. За последние тридцать лет русское казачество прошло не простой путь возрождения. Сегодня существует реестровое казачество, которое

включено в систему Вооруженных сил России, есть и казачьи общественные организации [8, с. 47].

Возрождение православия и возрождение казачества происходило почти одновременно в современной России. 25 октября 1990 года был принят закон РСФСР N 267-1 «О свободе вероисповеданий» [18]. Позже 3 и 4 ноября 1990 года состоялся Учредительный круг Казачьего землячества «Невская станица». Землячество, насчитывавшее в то время в своих рядах несколько сотен казаков, было зарегистрировано в органах юстиции в феврале 1991 года. Одним из решений Учредительного круга было ходатайство о передаче казакам своего православного храма и о назначении священника из казаков. Поскольку из всех, кто тогда входил в станицу, только Владимир Тимофеевич Сергиенко, родовой донской казак из г. Новочеркасска Черкасского Округа Всеве-ликого войска Донского, уже трудился в церкви в качестве смотрителя и алтарного, то выбор остановился на нем. Митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн (Снычев) благословил его на священство [5, с. 165], а казаков - на восстановление Крестовоздвиженской церкви на Лиговском проспекте, закрепив за ней статус казачьего собора.

В современной России Крестовоздвиженский казачий собор получил новую жизнь в значительной степени благодаря усилиям казаков и проведенной ими реставрации. Собор восстанавливали казаки по роду и по духу.

В этот же период времени параллельно происходило возрождение станицы, названной еще в XIX веке «Санкт-Петербургское Общество Взаимопомощи Донских Казаков». 3-го ноября 1990 года было учреждено землячество казаков «Невская станица», а Крестовоздвиженский собор стал его станичной церковью [10]. Еще одно важное событие связано с процессом возрождения собора - учреждение Крестовоз-движенского казачьего Братства, которое служит Делу возрождения казачества и святой Руси. В наши дни Братство живет активной жизнью: возрождает казачьи традиции, участвует в восстановительных работах в казачьем соборе, прочно стоит на позициях защиты православной веры, и, конечно, принимает в свои ряды новых членов [3]. Также при соборе действует и Крестовоздвиженское казачье Сестри-чество в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Казаки собираются и вместе отмечают значимые религиозные праздники, выполняют важные церемонии в своем кругу, что помогает им сохранить свои традиции и обычаи, вернуться к истокам православной веры.

За прошедшие годы казаки активно участвовали в восстановительных работах в соборе. С 1997 года по сей день Крестовоздвижен-

ский казачий собор подвергается тщательной реставрации и реконструкции, включая внешнюю реставрацию, а также восстановление внутреннего убранства, что позволяет вернуть собору первоначальный вид. Сегодняшний комплекс Крестовоздвиженского казачьего собора состоит из трех церквей (на рис.4): Крестовоздвиженский собор, Церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери, Церковь Кирилла и Мефодия (расположена в колокольне). Собор с характерным куполом и шпилем, является одним из шедевров архитектуры русского барокко и главной жемчужиной Санкт-Петербурга. Кре-стовоздвиженский казачий собор не только заставляет восхищаться многочисленных туристов и верующих, но также участвует во многих благотворительных мероприятиях, уделяя особое внимание развитию детей, организует множество просветительских мероприятий, чтобы помочь вернуть казаков прихода к православной культуре [13].

Обратимся к архитектурным особенностям собора. Православные соборы обычно имеют несколько форм, например: прямоугольную, также известную как кораблеобразная, круглую и крестообразную. Разные формы имеют свое символическое значение. Крестообразная форма этого собора является одной из причин, по которой ему было дано название «Крестовоздвиженский». Это связано с тем, что вид сверху показывает собор в форме латинского креста, с полукруглым

Рисунок 4. Иллюстрация с видом на сегодняшний Крестовоздвиженский собор с официального сайта собора // URL: http://krest-sobor.ru/o-hrame (Дата обращения: 03.03.2023)

зенитом в восточной части здания. Православный храм - сложный, ■

неисчерпаемый в своей обозримости символ. В архитектуре Кресто-воздвиженского казачьего собора и его внутреннем убранстве тоже видится символика православного храма. Возьмем для примера алтарь и иконостас этого собора.

Как известно, алтарь и иконостас занимают особо важное место во всем архитектурном устройстве собора. Два эти элемента важны для понимания религиозного значения собора, для понимания православного канона. Алтарь имеет наиболее важное значение в религиозной архитектуре. Это святое пространство поклонения Богу и главное место проведения религиозных ритуалов, самая священная зона в церкви или храме. Алтарь (от лат. alta и ara - возвышенный жертвенник) восточная, главная часть храма, в которой находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. Обычно отделяется от остальной части храма иконостасом [14]. Под влиянием архитектурных особенностей Крестовоздвиженский собор имеет пять алтарей, каждый из которых посвящен определенному объекту поклонения и обладает соответствующим названием. Главный алтарь посвящен Воздвижению Креста Господня; справа от него находится придел во имя Рождества Иоанна Предтечи; слева - придел во имя Николая Чудотворца; в южном рукаве креста находится придел во имя святых равноапостольных Константина и Елены; в северном - придел во имя преподобного Сергия Радонежского [5, с. 46-47]. Эти святые напоминают прихожанам об определенных событиях православной истории, позволяют лучше понять значимость заслуг этих святых людей.

В православной истории давно возникло явление иконопочита-ния - важной составляющей православной культуры. Православные иконы являются объектом поклонения и молитв верующих, в них через формы религиозного искусства и благодаря видимым образам выражаются православное богословие и Слово Божие [11, с. 54]. Православная Церковь всегда призывала иконописное искусство всеми возможными средствами изображать Спасителя, Богородицу, святых пребывающими в Царстве Небесном [6, с. 8]. Православный церковный образ покоится на уникальной иконографии - концентрированном выражении православного учения и духа [6, с. 9]. Иконостас - перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Представляет собой стенку с расположенными по ярусам иконами, отображающими историю попечения Бога о человеке. Обычно число ярусов бывает от трех до пяти. Их можно рассматривать, начиная от верхнего яруса к нижнему, ибо такая схема указывает на историче-

_J¿3V,

■ скую последовательность

обозначаемых этими иконами событий [15]. Иконы разных ярусов иконостаса разрешают сложнейшую проблему соединения человека с Богом. Главной иконой на иконостасе является икона Христа или Богоматери, которая располагается в самом центре иконостаса.

Иконостас Крестовоз-движенского собора построен также в строгом соответствии с канонами православия и пропорциями интерьера собора: он не очень высокий, вырезан из дерева и покрыт позолотой. Расположенный между алтарем и средней частью собора, иконостас Крестовоздвиженского собора, как и иконопись, имеет ярко выраженный православный характер. В этом казачьем храме есть немало почитаемых казаками образов и предметов, связанных с боевой славой русского воинства. Например, икона великомученика Георгия. Чтут казаки и причисленного к лику святых Федора Ушакова, и казака Ильи-Муромца, и воина-мученика Евгения Родионова [17].

Комплекс собора назван казачьим, потому что в нем окормляются и несут службу казаки, живущие в Петербурге. В течение всего времени своего существования собор имеет тесную связь с казачеством. Формирование казачества было постепенным процессом. Казаки как военное сословие в дореволюционной России были уникальны явлением. Слово «казак» до революции 1917 года означало принадлежность к казачьему военному сословию - одному из пяти главных сословий Российской империи. (Сословия - это социально-правовые группы, отличающие от других своим правовым и эконмическим статусом, передававшимся по наследству от отцов детям.) Наряду с духовенством и дворянством казаки относились к так называемым неподатным, то есть освобожденным от уплаты податей (налогов). Подати платили крестьяне и мещане. Казаки должны выполнять

военную службу на границах страны и предоставлять вооруженные _

Рисунок 5. Знамя Крестовоздви-женского казачьего братства источник информации: // URL: http:// krest-sobor.ru/chtimye-svyatyni (Дата обращения: 13.07.2023)

силы армии в случае войны [12, с. 3]. Происхождение слова «казак» ■

и его значение составляет пока один из неразрешенных историками вопросов. Часто этому слову в старину придавалось смысловое значение «вольного человека».

Казаки являются неотъемлемой частью российского общества, их культура, образ жизни и мировоззрение формировались под влиянием Русской Православной Церкви, а в основе их системы ценностей лежат такие понятия, как Отечество, вера и служение, что делает казачество уникальным явлением, свидетельствующим об особом восприятии русскими своей ответственности перед Богом, Церковью, народом и близкими. Православная вера составляла основу традиционного образа жизни казачьих общин. Основная масса казаков приняла православную веру [12, с. 133].

Собственная культура казаков и преданность божественному хранится в их душах веками. Эта группа людей, расселившихся в глубине степей, у рек, живет в тени возвышенной любви к Богу, наслаждается светом милосердия и любви Бога-Отца. Казаки - православные, обладающие чистой верой.

Православная вера - это фундамент, основа, стержень казачества. Не может быть казаков без православной веры, иначе это не казачество, а театр [8, с. 48]. Казачество призвано быть авангардом православного воинства, и осознание высокой ответственности перед своей службой дает казакам силу и мужество. Поэтому защита православной веры от еретиков является важной целью жизни и священной миссией казаков, которые немедленно вступают в противостояние с любым, кто осмелится оскорбить их благородную веру или ослушаться правил их предков.

Православие испокон веков является духовной основой казачества, а казаки были и будут верными защитниками Православной Церкви [9, с. 3]. Сегодня, чтобы сохранить свою идентичность в условиях современного общества, казаку необходимо не только чтить славные ратные традиции и обычаи предков, но и постоянно пребывать в единстве с Церковью. Для этого нужно усердно молиться, читать Священное Писание, приступать к Святым Таинствам, соблюдать посты, вести христианский образ жизни, в центре которого - вера [8, с. 48]. Сегодня очень важно, чтобы укреплялась казачья солидарность и развивалась казачество Святой Руси. Церковь будет благословлять дальнейшее сплочение казаков и всячески поддерживать усиление их общественной роли [8, с. 87].

В процессе возрождения православной веры в современной Рос_

сии, воцерковлению казаков уделяет большое внимание РПЦ. Понятие «воцерковление» очень важно для понимания возрождения православной веры казаков, их взаимосвязи и соработничества. Воцерковление объясняется в православной энциклопедии «Азбука веры» так: 1) священный обряд, совершаемый над младенцем на 40-й день по его рождении; 2) причисление новокрещенного к верным; присоединение его к Церкви; 3) в более широком смысле - приобщение верующего к Богу, к спасению, подразумевающее регулярное участие в Церковных Таинствах и богослужениях, усвоение православного вероучения, духовное совершенствование [16]. Через церковь казаки могли лучше понять и узнать о православной вере, углубить свое понимание и веру. Помимо налаживания своей духовной жизни, казаки знакомят прихожан со своей уникальной культрой. Например, в 2001 году вышел первый номер приходской газеты «Воздвижение». Приходская газета «Воздвижение» знакомит прихожан с традициями казачества, с событиями приходской жизни, с историей собора, с судьбами священников и тех, кто раньше молился в Кресто-воздвиженском храме [1]. Газета выходит почти ежемесячно и бывает приурочена к большим церковным и приходским праздникам. По запросам читателей она рассылается в исконно казачьи земли - на Дон (Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Белая Калитва), на Кубань (Ти-машевск), в Уральское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское казачьи войска, а также в Москву, Калужскую, Воронежскую, Вологодскую, Тульскую и Белгородскую области, в Америку и во Францию [2].

Сегодня Крестовоздвиженский казачий собор остается местом, которое помогает казакам поддерживать свои культурные и религиозные традиции, а также общаться и взаимодействовать с другими казаками. Собор играет значимую роль в возрождении и развитии казачьей православной веры.

Библиографический список

1. В Крестовоздвиженском казачьем храме Санкт-Петербурга отметили 70-летие настоятеля - протоиерея Владимира Сергиенко // URL: https://ruskline.ru/news_ rl/2015/07/06/v_krestovozdvizhenskom_kazachem_hrame_sanktpeterburga_otmetili_70le-tie_nastoyatelya_protoiereya_vladimira_sergienko (Дата обращения: 13.07.2023)

2. Газета «Воздвижение» // URL: http://krest-sobor.ru/gaseta (Дата обращения: 13.07.2023)

3. День Крестовоздвиженского казачьего Братства // URL: http://krest-sobor. ru/?view=3981206 (Дата обращения: 13.07.2023)

4. Елена Куршук. Крестовоздвиженский собор восстанавливают казаки по роду и по духу // URL: https://www.skvk.org/22831 (Дата обращения: 10.07.2023)

5. Кандаева А. В. Спаси, Господи, люди Твоя: к 300-летию основания и 30-летию возрождения прихода Крестовоздвиженского казачьего собора (Кестовоздвиженской церкви). - СПб.: Издание прихода Крестовоздвиженского казачьего собора, 2020. 284 с.

6. Кокори А.А. Древнерусская икона и культура Запада: Заметки художника. - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. 136 с.

7. Краснов П.Н. Атаманская памятка. - Ростов-на-Дону.: Ростиздат. 2005. 192 с.

8. Митрополит Кирилл (Покровский), Приумножая духовные и культурные традиции казачества. - Ставрополь: Издательство Ставропольской духовной семинарии, 2019. 224 с.

9. Молитвослов православного казак. - М.: УКИНО «Духовное Преображение», 2013. 592 с.

10. Невская станица // URL: http://krest-sobor.ru/http/krest-sobor.ru/stanica (Дата обращения: 10.07.2023)

11. Чжан Сяолин. Религиозное, историческое и культурное значения донской иконы Божией Матери глазами китайского ученого // Вестник ТвГУ. Серия «История». 2020. № 1 (53).

12. Черников В.В. Казачество в истории России, - М.: Айрис-пресс, 2013. 160 с.

13. http://aquaviva.ru/journal/stanitsa-na-nevskikh-beregakh-chast-2 (Дата обращения: 15.05.2023)

14. https://azbyka.ru/altar (Дата обращения: 10.05.2023)

15. https://azbyka.ru/ikonostas (Дата обращения: 10.05.2023)

16. https://azbyka.ru/vocerkovlenie (Дата обращения: 10.05.2023)

17. http://krest-sobor.ru/chtimye-svyatyni (Дата обращения: 10.07.2023)

18. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3953/ (Дата обращения: 15.05.2023)

References

1. The 70 th anniversary of the rector, Archpriest Vladimir Sergienko, was celebrated at the Holy Cross Cossack Church in St. Petersburg // URL: https://ruskline.ru/news_rl/2015/07/06/v_ krestovozdvizhenskom_kazachem_hrame_sanktpeterburga_otmetili_70letie_nastoyatelya_ protoiereya_vladimira_sergienko (07.13.2023)

2. Newspaper "Vozdvizhenie" // URL: http://krest-sobor.ru/gaseta (07.13.2023)

3. Day of the Exaltation of the Cross Cossack Brotherhood // URL: http://krest-sobor. ru/?view=3981206 (07.13.2023)

4. Elena Kurshuk. The Exaltation of the Cross Cathedral is being restored by Cossacks by birth and spirit // URL: https://www.skvk.org/22831 (07.10.2023)

5. Kandaeva A.V. Save, O Lord, Thy people: to the 300th anniversary of the founding and 30th anniversary of the revival of the parish of the Exaltation of the Cross Cossack Cathedral (Kestovozdvizhenskaya Church). - St. Petersburg: Publication of the parish of the Exaltation of the Cross Cossack Cathedral, 2020. 284 p.

6. Kokori A.A. Old Russian icon and Western culture: Notes from the artist. - M.: Publishing House of the Moscow Patriarchate of the Russian Orthodox Church, 2012. 136 p.

7. Krasnov P.N. Ataman's memo. - Rostov-on-Don.: Rostizdat. 2005. 192 p.

8. Metropolitan Kirill (Pokrovsky), Increasing the spiritual and cultural traditions of the Cossacks. - Stavropol: Publishing House of the Stavropol Theological Seminary, 2019. 224 p.

9. Prayer book of the Orthodox Cossack. - M.: UKINO "Spiritual Transfiguration", 2013. 592 p.

10. Nevskaya Stanitsa // URL: http://krest-sobor.ru/http/krest-sobor.ru/stanica (07.10.2023)

11. Zhang Xiaoling. Religious, historical and cultural significance of the Don Icon of the Mother of God through the eyes of a Chinese scientist // Bulletin of Tver State University. Series "History". 2020. № 1 (53).

12. Chernikov V.V. Cossacks in the history of Russia, - M.: Iris-press, 2013. 160 p.

13. http://aquaviva.ru/journal/stanitsa-na-nevskikh-beregakh-chast-2 (15.05.2023)

14. https://azbyka.ru/altar (10.05.2023)

15. https://azbyka.ru/ikonostas (10.05.2023)

16. https://azbyka.ru/vocerkovlenie (10.05.2023)

17. http://krest-sobor.ru/chtimye-svyatyni (10.07.2023)

18. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3953/ (15.05.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.