Научная статья на тему 'КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В БАРНАУЛЕ - ОБРАЗЕЦ НЕБОЛЬШОГО ЦЕНТРАЛЬНО-КУПОЛЬНОГО ХРАМА НАЧАЛА ХХ В'

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В БАРНАУЛЕ - ОБРАЗЕЦ НЕБОЛЬШОГО ЦЕНТРАЛЬНО-КУПОЛЬНОГО ХРАМА НАЧАЛА ХХ В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ / ХРАМ / КАМЕННАЯ КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА / ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Целищева М.А.

В рамках выполнения гранта президента Российской Федерации в 2018 г. Красная книга объектов культурного наследия Алтайского края пополнилась материалами, посвященными объектам религиозного назначения, находящимся под угрозой разрушения. Автор в данной статье на основе архивных источников представляет сведения о постройке бесприходной кладбищенской церкви в г. Барнауле в начале ХХ в. с момента подготовки и утверждения документов в Томском строительном управлении, выбора места постройки и до современности. В частности, подробно описывает процесс строительства храма, приводит найденные в Томском архиве чертежи здания. Строительство велось на средства, пожертвованные по завещанию А.И. Алковой и представленные купцом Смирновым от имени М.М. Смирновой деньги. Храм строился по плану, составленному Г. Бодуновым. Объект культурного наследия является примером каменной культовой архитектуры русско-византийского стиля. Образцом небольшого центрально-купольного храма - кладбищенской церкви начала XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOLY CROSS EXALTATION CHURCH IN BARNAUL -A MODEL OF SMALL CENTRAL-DOMED TEMPLE OF THE BEGINNING OF 20TH CENTURY

Under the grant of the President of the Russian Federation in 2018, the Red Book of Cultural Heritage Objects of the Altai Krai was replenished with materials dedicated to religious objects under threat of destruction. In this article on the ground of archival sources, the author presents information about the construction of a cemetery church without a parish in Barnaul at the beginning of the 20th century since documents’ preparation and approval in the Tomsk Construction Department, selection of the construction place to the present. In particular, she describes in detail the process of building a church, cites drawings of the building found in the Tomsk archive. The construction was carried out with funds donated under the will of A.I. Alkova and presented by the merchant Smirnov on behalf of M.M. Smirnova money. The temple was built according to the plan drawn up by Mr. Bodunov. The object of cultural heritage is an example of stone church architecture of the Russian-Byzantine style and an example of a small central-domed temple - a cemetery church of the early 20th century.

Текст научной работы на тему «КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В БАРНАУЛЕ - ОБРАЗЕЦ НЕБОЛЬШОГО ЦЕНТРАЛЬНО-КУПОЛЬНОГО ХРАМА НАЧАЛА ХХ В»

Источники

Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф.Р. 490. Оп. 1. Д. 1, Д. 230; Ф.Р. 312. Оп. 7. Д. 1248.

Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина (Музей). ФГС. О. 4. К. 1. Л. 50. Ф1_1.

М.А. Tselishcheva

Altai regional local history non-government organization «Altai Heritage»,

Barnaul, Russia

"VOCATIONAL TECHNICAL SCHOOL" IN BARNAUL -A HISTORY OF THE EDUCATIONAL BUILDING OF THE MIDDLE OF THE 20TH CENTURY

In 2018-2019, the author took part in the teamwork on the development of a project of restoration of facades of the regional significance heritage monument "VOCATIONAL TECHNICAL SCHOOL" and in the cultural heritage site protection project development. The team has prepared project documentation on the ground of the first-time use of archival materials and other sources. Next, there a state historical and cultural examination of the submitted documentation was carried out, according to the results of which the experts have concluded the compliance of the documents with the current legislation of the Russian Federation in the field of protection of cultural heritage objects. The building was built in Barnaul, Altai Krai in 1942 and was prepared to accommodate the vocational school No. 4, evacuated from Stalingrad (Volgograd). The building has a variable number of storeys with a basement floor and is located in the city center in a row of stone buildings of the Soviet period on Lenina Prospect, with an indentation from the building line. It is an example of an educational building in the forms of Soviet neoclassicism.

Keywords: educational building, technical school, evacuated school, architectural monument, monuments of history and culture, objects of cultural heritage

001: 10.14258/2411-1503.2021.27.21 УДК 908:27(571.150)

М.А. Целищева

Алтайская региональная краеведческая общественная организация

«Наследие Алтая», Барнаул, Россия

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В БАРНАУЛЕ - ОБРАЗЕЦ НЕБОЛЬШОГО ЦЕНТРАЛЬНО-КУПОЛЬНОГО ХРАМА начала ХХ в.

В рамках выполнения гранта президента Российской Федерации в 2018 г. Красная книга объектов культурного наследия Алтайского края пополнилась материалами, посвященными объектам религиозного назначения, находящимся под угрозой разрушения. Автор в данной статье на основе архивных источников представляет сведения о постройке бесприходной кладбищенской церк-

ви в г. Барнауле в начале ХХ в. с момента подготовки и утверждения документов в Томском строительном управлении, выбора места постройки и до современности. В частности, подробно описывает процесс строительства храма, приводит найденные в Томском архиве чертежи здания. Строительство велось на средства, пожертвованные по завещанию А.И. Алковой и представленные купцом Смирновым от имени М.М. Смирновой деньги. Храм строился по плану, составленному Г. Бодуновым. Объект культурного наследия является примером каменной культовой архитектуры русско-византийского стиля. Образцом небольшого центрально-купольного храма - кладбищенской церкви начала XX в.

Ключевые слова: церковь, храм, каменная культовая архитектура, объект культурного наследия, памятник архитектуры

В январе 1902 г. Барнаульская городская Дума рассмотрела вопрос о постройке каменного храма на христианском кладбище по Московскому (Гоньбинскому) тракту, выбрав попечителем над стройкой гласного Думы купца первой гильдии В.Д. Сухова. Решено было строить храм, с тем, чтобы он не был причислен к приходским храмам и имел бы отдельного священника для исполнения ежедневных служб и треб [ГААК. Ф. 51. Оп. 1. Д. 3. Л. 9-11об.]. В июне 1902 г. из Томской Духовной Консистории в Строительное отделение Томского губернского управления были направлены на рассмотрение и утверждение проект чертежей, расчет устойчивости и пояснительная записка на постройку каменной во имя Воздвижения Животворящего Креста церкви на новом кладбище в г. Барнауле [ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 841. Л. 21, 26]. В пояснительной записке было отмечено, что на месте предполагаемого построения церкви грунт твердо-глинистый, глубоко промерзающий. Общая площадь храма составляла 14,65 кв. саж., в том числе площадь средней части храма

- 8,82 кв. саж., двух боковых частей по 1,96 кв. саж., площадь трапезной

- 2,67 кв. саж. С расчетом площади храма по 1 кв. саж. на 15-18 человек получалась вместимость церкви до 250 человек. Под фундамент решено было выкопать рвы глубиной 3,5 арш. и 1,5 арш. ширины. Толщина стен фундамента, сложенных из железняка, равнялась 4,5 кирпича, толщина цоколя - 4 кирпича и высота 1,5 кирпича. Толщина наружных стен составляла 3,5 кирпича, толщина подпружных арок - 3 кирпича, высота в замках при пролете 0,79 саж. составляла 2,5 кирпича. Перекрытие средней части храма представляло сложный свод, состоящий из четырех распалубков и четырех лотков. В северной и южной частях церкви предполагались коробчатые своды, в алтарной и трапезной - крестовые своды толщиной в 1 кирпич в замках и 1,5 кирпича в пятах. Во избежание промерзания сводов предложено было покрыть их войлоком. Полы должны были быть выполнены из разноцветного кирпича. Над камерой калорифера предполагалось устроить сводики на железных балках длиною 1,41 саж. при пролете в 1,17 саж., для этого потребуется шестипрокатная балка №15 по сортировке Тильманса. Под потолком храма (калорифер) предложено было устроить четырехкирпичные каналы, по которым должен прохо-

дить нагретый воздух к четырем жаровым душникам под четырьмя лотками. Душники для испорченного воздуха должны размещаться вверху подошвы четырех лотков центрального сводчатого перекрытия. В окнах предложено было вставить железные решетки, подоконники выполнить внутри цементные, а снаружи покрыть железом. Крышу из 12- фунтового железа предложено было покрасить медянкою. Стены внутри храма должны быть оштукатурены. Стропила предложено было использовать из пятивершкового леса, кружала - из двухдюймового, мачта - из семи-вершкового восьмигранника. Оконные рамы предложили прислонные, двери филенчатые. Колокол должен быть установлен приблизительно до 50 пудов. Работы необходимо было производить с соблюдением технических условий [ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 841. Л. 28-29].

В августе 1902 г. был составлен акт по освидетельствованию грунта на новом кладбище на месте предполагаемого строительства храма. В акте было отмечено, что поверхностный слой земли на глубину 3/4 аршина представлял собой растительную землю. Дальнейший грунт на глубину пять аршинов и глубже представлял твердую красную глину. Грунтовые воды отсутствовали, поэтому грунт отнесли к весьма надежному для строительства храма [ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 841. Л. 27]. Строительство велось на средства, пожертвованные по завещанию А.И. Алко-вой и предоставленные купцом Смирновым от имени М.М. Смирновой деньги. Храм строился по плану, составленному Г. Бодуновым [ГААК. Ф. 51. Оп. 1. Д. 3. Л. 10]. 26 мая 1903 г. началось строительство каменного храма во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня на новом кладбище по Московскому тракту [Барнаул. Летопись города..., 2007, с. 69]. В сентябре 1908 г. благочинный церквей Барнаула протоиерей А. Завадовский сообщил городской Думе о предстоящем освящении нового каменного храма на загородном кладбище и просил назначить церковного старосту. Сам он предложил на должность старосты заведующего барнаульским винным складом потомственного почетного гражданина А.Н. Моденовского, с условием, если последнему разрешит его начальство. В октябре 1908 г. городская Дума на своем заседании рассмотрела вопрос о выборе церковного старосты кладбищенской церкви. Поскольку церковь была бесприходной, городская Дума должна была выбрать старосту на трехлетие с 1908 по 1911 гг. Гласные предложили свою кандидатуру на должность церковного старосты, а именно купца В.Д. Сухова, за которого проголосовали единогласно [ГААК. Ф. 51. Оп. 1. Д. 7. Л. 352-352об.]. 5 сентября 1909 г. состоялось освящение церкви [ГААК. Ф. 138. Оп. 1. Д. 28. Л. 19-20]. В ноябре 1909 г. на очередном заседании городской Думы был поднят вопрос об отводе земельного участка под военное кладбище в г. Барнауле. По мнению городской Управы, под военное кладбище можно было отвести часть городского кладбища по Московскому тракту в размере 380 кв. саж. Го-

родская Дума постановила утвердить отвод земельного участка в размере 380 кв. саж. на новом кладбище под военные захоронения [ГААК. Ф. 51. Оп. 1. Д. 8. Л. 460].

По сведениям справочной книги по Томской Епархии за 1909/1910 гг. каменная церковь во имя Воздвижения Креста Господня на новом кладбище в г. Барнауле являлась приписной к Покровской церкви [Справочная книга..., 1911, с. 375-376]. В клировой ведомости за 1910 г. было записано, что церковь зданием каменная, в одной связи с такою же колокольнею, крепка, покрыта железом, причта не положено. В августе 1912 г. на заседании городской Думы вновь рассмотрели вопрос о выборе старосты бесприходной Крестовоздвиженской кладбищенской церкви. Было выдвинуто четыре кандидата на должность старосты, двое из которых отказались (В.Д. Сухов и Н.В. Голев), один не дал согласие на баллотировку (И.И. Поляков), в итоге 22 гласных проголосовало за А.Ф. Тала-лаева, который был избран на следующие три года [ГААК. Ф. 51. Оп. 1. Д. 11. Л. 210]. Но в октябре Талалаев отказался от должности церковного старосты, и городская Дума вынуждена была провести новые выборы и утвердить церковным старостой Н.В. Голева. Гласные Думы обратились к Попечительству о кладбищах с просьбой выделить денег на содержание кладбищенской церкви [ГААК. Ф. 51. Оп. 1. Д. 11. Л. 308]. В феврале 1913 г. гласные городской Думы рассмотрели вопрос об изыскании средств на содержание Крестовоздвиженской кладбищенской церкви. Средства необходимы были на охрану, отопление и другие расходы, так как кладбищенская бесприходная церковь не имела своих доходов. Гласные повторно обратились к Попечительству о городских кладбищах с вопросом изыскать средства на содержание указанной церкви. В ответ Попечительство дало разъяснение, что в круг его обязанностей входит только благоустройство двух кладбищ - Иоано-Предтеченского и Крестовоздвиженского, на это в его распоряжении имеется единственный источник дохода - это плата за отводимые места под могилы, и что Попечительство имеет право расходовать эти средства только на благоустройство кладбищ. В итоге гласные Думы разрешили старосте нанять сторожа для церкви, назначив ему содержание 20 руб. в месяц за счет городской казны, а также принять на счет города содержание кладбищенской церкви, выделив 264 руб. за счет запасного капитала с проведением по дополнительной смете [ГААК. Ф. 51. Оп. 1. Д. 12. Л. 151-152]. В 1914 г. справочная книга по Томской Епархии опубликовала данные о церквях. Так, к Покровской церкви в г. Барнауле была приписана каменная церковь во имя Воздвижения Креста Господня на новом кладбище [Справочная книга., 1914, с. 269].

Декретом Советской власти от 23 января 1918 г. церковь была отделена от государства. Все церковное имущество было объявлено собственностью государства и передано в пользование религиозным общинам. В 1920-х гг. кладбищенская церковь была превращена в приходскую.

18 марта 1922 г. состоялось заседание губернской комиссии по изъятию церковных ценностей в г. Барнауле. Представителей религиозных общин ознакомили с распоряжением центральной власти и инструкцией ВЦИК [ГААК. Ф. Р. 10. Оп. 4. Д. 20. Л. 31]. В 1923 г. Алтайское церковное управление (обновленцев) вышло с просьбой в административный отдел разрешить им 13 мая совершить крестный ход из Крестовоздвиженской и других церквей до Петропавловского собора, а от собора к р. Обь для исполнения обряда водоосвящения [ГААК. Ф. Р. 531. Оп. 1. Д. 61. Л. 181]. В ноябре 1923 г. вышло распоряжение Алтайского губернского исполкома о том, что на основании указаний центральных учреждений категорически запрещалось закрытие или ликвидация храмов, молитвенных домов и др., всех культов и передача их для других целей без специального на то постановления Президиума губисполкома. Госучреждения и представители власти не должны были вмешиваться во внутрицерковные дела. Государственным органам предоставлялось право наблюдения за сохранностью культового имущества и надлежащим его использованием. Запрещалось государственной власти вмешиваться в борьбу различных течений церкви в деревне и не покровительствовать никаким религиозным течениям. С санкции губернского исполкома, при наличии законных оснований к расторжению существующих договоров, считалось целесообразным закрепление по договору молитвенных домов и храмов за наиболее прогрессивными религиозными течениями [ГААК. Ф.Р. 531. Оп. 1. Д. 11. Л. 9]. На 19 декабря 1923 г. в Барнауле было 15 действующих религиозных общин, в том числе и Крестовоздвиженская (кладбищенская) община [ГААК. Ф. Р. 531. Оп. 1. Д. 1. Л. 25].

В октябре 1924 г. вышло постановление Алтайского губернского исполнительного комитета о перерегистрации религиозных общин [ГААК. Ф. Р. 531. Оп. 1. Д. 61. Л. 16]. В ноябре 1924 г. административный отдел горисполкома передал в губернский отдел Госполитуправления (ОГПУ) списки священнослужителей, членов церковного Совета и верующих, которые были предоставлены религиозными общинами. Община Крестовоздвиженской церкви относилась к общине обновленцев [ГААК. Ф. Р. 531. Оп. 1. Д. 61. Л. 22]. В 1925 г. административный отдел разрешил крестный ход 19 января из Крестовоздвиженской и других церквей до Петропавловского собора, а от собора на «иордан-пруд» [ГААК. Ф. Р. 531. Оп. 1. Д. 61. Л. 48]. 25 ноября 1931 г. на очередном заседании Президиума Барнаульского городского Совета рассмотрели вопрос о закрытии кладбищ. Было принято решение сад-городское кладбище со всеми постройками и имуществом передать для физкультурного стадиона и для строительства парка отдыха и культуры. Для этого была создана комиссия, чтобы в месячный срок проработать данный вопрос и доложить Президиуму. Городскому отделу народного образования (ГОРОНО) поручили учесть необходимые средства в бюджете на 1932 г. Для организации парка и стадиона решили провести несколь-

ко субботников [ГААК. Ф. Р. 312. Оп. 3. Д. 267. Л. 1]. 20 июля 1932 г. на месте сад-городского кладбища торжественно открыли парк культуры и отдыха Меланжевого комбината им. Ударников [Барнаул. Летопись города, 2007, с.170]. Решением Западно-Сибирского крайисполкома от 3 октября 1932 г. Крестовоздвиженская церковь была закрыта, здание передано под избу-читальню библиотеки сад-городского района. В дальнейшем здание бывшей церкви было приспособлено под библиотеку, заложен оконный проем на западном фасаде, утрачен первоначальный интерьер. В январе 1942 г. решением горисполкома Многопромсоюзу предоставили помещения бывшей церкви в парке Меланжевого комбината под общественную столовую [ГААК. Ф.Р. 312. Оп. 1а. Д. 67. Л. 80]. Но уже в марте 1942 г. для организации макаронно-лапшевой фабрики депутаты горсовета передали Горпищепромкомбинату здание бывшей церкви [ГААК. Ф.Р. 312. Оп. 1а. Д. 67. Л. 197]. В июле 1945 г. горисполком направил уполномоченному Совета по делам религиозных культов при СНК СССР по Алтайскому краю список бывших церквей, занимаемых в настоящее время различными организациями. Так, в бывшей кладбищенской церкви в парке Меланжевого комбината (кв. 431) находилась мастерская по реставрации электроламп БМК (Барнаульский меланжевый комбинат) [ГААК. Ф. Р. 834. Оп. 4. Д. 748. Л. 4].

В конце 1940-х гг. было принято решение о размещении в бывшей кладбищенской Крестовоздвиженской церкви планетария. В 1950 г. в здании церкви были разобраны глава и барабан купола, интерьеры реконструированы и приспособлены под планетарий - основной объем был разделен перегородками на главный экспозиционный зал с куполом, вестибюль, кинопроекционную, кабинет директора, лестницу. В проекционной были сохранены первоначальные кованые решетки. 12 марта 1950 г. в здании бывшей церкви разместился планетарий, второй по величине в СССР. В здании установили аппарат «П-3», который показывал звездное небо обоих полушарий и движение солнца. Купол планетария имел в поперечнике 9,4 м. Учреждение пользовалось спросом. Первым директором стал И.И. Старков. Уже в ноябре 1951 г. планетарий посетил 50-тысячный посетитель. В 1952 г. тысячи барнаульцев собрались на астрономической площадке планетария для наблюдения солнечного затмения. В 1960 г. к южному фасаду здания была сделана пристройка с декоративной колоннадой. В марте 1970 г. депутаты рассмотрели вопрос (№154/52) о реконструкции парка БМК [ГААК. Ф. Р. 312. Оп. 7. Д. 213].

В 1994 г. здание бывшей церкви было поставлено на государственную охрану как памятник архитектуры. В этом же году провели ремонт крыши, частично заменили окна без сохранения первоначальной рас-стекловки. В 2005 г. по заданию комитета по культуре г. Барнаула специалистами НПЦ «Наследие» был проведен мониторинг памятника. Приказом Управления Алтайского края по культуре и архивному делу от 26

июля 2012 г. №350 были утверждены предмет охраны, границы территории и правовой режим земельного участка в границах территории ОКН (объект культурного наследия). В ноябре 2012 г. приказом Министерства культуры РФ объект был включен в единый государственный реестр.

В 2012 г. специалистами НПЦ «Наследие» было обследовано здание и составлен акт, в котором они отметили, что здание церкви «Во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня» расположено в центральной части парка «Изумрудный» Октябрьского района г. Барнаула на территории бывшего загородного кладбища. Крестообразное в плане, сложенное из красного кирпича, на ленточном кирпичном фундаменте, с кирпичным цоколем компактное здание. Имеет центрическую крестообразную объемно-пространственную композицию. Ядром его является восьмигранник, к которому примыкают крестообразно расположенные ризалиты. Вход в церковь с западной стороны оформлен в виде арочного портала с широким килевидным архивольтом, выложенным из клинчатого кирпича и декорированным сухариками. Над входом расположена неглубокая полуциркульная ниша, где, по-видимому, располагалось окно, заложенное позже кирпичом. Пластическое решение фасадов основано на повторении архитектурных деталей. Углы здания акцентированы лопатками. Стены церкви прорезают чередующиеся строенные и одиночные оконные проемы, украшенные наличниками с килевидными архивольтами, выложенными из клинчатого кирпича и декорированными сухариками. Над строенными оконными проемами расположены неглубокие декоративные ниши с килевидными завершениями. Членение по горизонтали осуществляется профилированной тягой, опоясывающей здание под оконными проемами и карнизом, набранным из горизонтальных рядов кладки с декором в виде «сухариков». Места пересечения ризалитов с основным объемом (над линией карниза) декорированы кокошниками. Ризалиты завершаются килевидными закомарами, которые профилированы архивольтами и арочными тягами и декорированы сухариками. Интерьеры «рукавов», перекрытые цилиндрическими сводами, открываются арочными проемами в подкупольное пространство (купол - восьмигранный, завершался главкой на глухом барабане). Конструкция крыш - стропильная. Кровельные покрытия выполнены из оцинкованной стали. На момент осмотра здания кирпичные своды были оштукатурены и окрашены водоэмульсионным составом. В помещении лестничной клетки и в западном помещении обнаружены следы увлажнения стены около окна и места промерзания кладки. В подвале имелись поздние столбы для опирания железобетонных плит перекрытия. Входная дверь была современная металлическая, двустворчатая. В помещениях двери деревянные - однопольные филенчатые и высокие двупольные филенчатые, окрашенные масляной краской. В помещениях 1-го этажа

имелись штукатурные потолочные тяги и розетки. В итоге специалисты рекомендовали выполнить проект реставрации и воссоздания памятника архитектуры, провести комплексную реставрацию [Акт., 2012]. В 2014 г. специалисты НПЦ «Наследие» провели мониторинг памятника и отметили, что состояние здания неудовлетворительное, наблюдались высолы, разрушение наружной версты кирпичной кладки, выветривание швов, трещины. Состояние отмостки было также неудовлетворительным. Водосток частично разрушен. В итоге было предложено провести ремонтно-реставрационные работы по фасадам, гидроизоляцию фундаментов и устройство водостока.

В 2018 г. в Барнауле началась процедура передачи РПЦ Кресто-воздвиженского храма, который почти 70 лет занимает планетарий. В 2019 г. здание, где ранее размещался планетарий, официально, по документам было передано Барнаульской епархии. Был также подписан договор между мэрией и Барнаульской и Алтайской епархией о том, что планетарий будет еще два года находиться в здании храма. В дальнейшем для переезда планетария рассматривается здание бывшего кинотеатра «Родина». В 2020 г. была проведена государственная историко-культурная экспертиза проекта приспособления ОКН регионального значения «Кинотеатр Родина», 1941 г., по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 19 для размещения планетария, разработанная Творческой мастерской архитектора А.Ф. Деринга «Классика».

Здание, расположенное по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, пр. Сибирский, 38, является объектом культурного наследия регионального значения «Крестовоздвиженская церковь», 1908 г., согласно постановлению Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 декабря 1994 г. №169. Является примером каменной культовой архитектуры русско-византийского стиля, образцом небольшого центрально-купольного храма - кладбищенской церкви начала XX в. Приказом Министерства культуры РФ от 16 ноября 2012 г. №1398 объект включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 221210003020005.

Библиографический список

Акт технического состояния от 04.10.2012 // Архив НПЦ «Наследие».

Барнаул. Летопись города: хронология, события, факты. Барнаул, 2007. 623 с.

Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год. Томск, 1911. 810 с.

Справочная книга по Томской епархии. Томск, 1914. 594 с.

Источники

Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 51. Оп. 1. Д. 3, 7, 8, 11, 12; Ф. 138. Оп. 1. Д. 28; Ф. Р. 10. Оп. 4. Д. 20; Ф. Р. 531. Оп. 1. Д. 1, 11, 61; Ф. Р. 312. Оп. 3. Д. 267; Оп. 1а. Д. 67; Оп. 7. Д. 213; Ф. Р. 834. Оп. 4. Д. 748.

Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 3. Оп. 41. Д. 841.

M.A. Tselishcheva

Altai regional local history non-government organization «Altai Heritage»,

Barnaul, Russia

HOLY CROSS EXALTATION CHURCH IN BARNAUL -A MODEL OF SMALL CENTRAL-DOMED TEMPLE OF THE BEGINNING OF 20th CENTURY

Under the grant of the President of the Russian Federation in 2018, the Red Book of Cultural Heritage Objects of the Altai Krai was replenished with materials dedicated to religious objects under threat of destruction. In this article on the ground of archival sources, the author presents information about the construction of a cemetery church without a parish in Barnaul at the beginning of the 20th century since documents' preparation and approval in the Tomsk Construction Department, selection of the construction place to the present. In particular, she describes in detail the process of building a church, cites drawings of the building found in the Tomsk archive. The construction was carried out with funds donated under the will of A.I. Alkova and presented by the merchant Smirnov on behalf of M.M. Smirnova money. The temple was built according to the plan drawn up by Mr. Bodunov. The object of cultural heritage is an example of stone church architecture of the Russian-Byzantine style and an example of a small central-domed temple - a cemetery church of the early 20th century.

Keywords: church, temple, stone church architecture, object of cultural heritage, architectural monument

001: 10.14258/2411-1503.2021.27.22 УДК 908:7(571.150)

М.А. Целищева, М.А. Слуцкий

Алтайская региональная краеведческая общественная организация

«Наследие Алтая», Барнаул, Россия

«ОСОБНЯК КРИЧЕВЦЕВА» В БИЙСКЕ - ПРИМЕР ЖИЛОГО ДОМА С ЭЛЕМЕНТАМИ УСАДЬБЫ КОНЦА XIX В., ВЫПОЛНЕННОГО В ФОРМАХ ЭКЛЕКТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ БАРОККО И ПСЕВДОРУССКОГО СТИЛЯ

В связи с разработкой проекта границ территории и режима использования территорий объекта культурного наследия, на основании архивно-библиографических материалов автором была подготовлена историческая справка на бийский купеческий жилой особняк. В данной статье представлены сведения об истории и первом владельце здания, а также о дальнейшем использовании данного объекта с конца Х1Х в. и по настоящее время. В тексте приводятся сведения и о другом недвижимом имуществе предпринимателя В.А. Кричевцева и его родных, находящемся в г. Бийске, а также о роде деятельности хозяина особняка, который торговал с Северо-Западной Монголией разными товарами, занимался развитием скотоводства и коневодства. Сложной формы в плане зда-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.