Научная статья на тему 'Крещение как один из основных обрядов родильной обрядности украинского и восточно-романского населения Буковины'

Крещение как один из основных обрядов родильной обрядности украинского и восточно-романского населения Буковины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
158
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / КРЕЩЕНИЕ / БУКОВИНА / ПОВИВАЛЬНАЯ БАБКА / РОДИЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ / ETHNOS / BAPTISM / BUKOVINA / MIDWIFE / MATERNITY RITUALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Парайко Кристина Васильевна

Крестины остаются одним из основных этапов родильной обрядности украинского и восточно-романского населения Буковины. Данное исследование охватывает период второй половины XIX в. середину ХХ в. В статье мы постарались определить особенности функционирования комплекса обычаев и ритуалов во время крещения у украинцев, румын и молдаван Буковины. В процессе длительного совместного проживания на одной территории, в равных социально-экономических условиях, общее православное вероисповедание способствовало формированию комплекса общих обычаев и ритуалов в родильной обрядности указанных этносов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BAPTISM AS ONE OF THE MAIN RITUALS AND BIRTHING RITUALS UKRAINIAN POPULATION AND EASTERN ROMAN POPULATION OF BUKOVINA

Christening remain one of the main stages of birthing rituals of Ukrainian population and eastern roman population of Bukovina. This study covers the period of the second half of the XIX century the middle of the XX century. In this article we have tried to identify the peculiarities of the complex customs and rituals during the baptism in the Ukrainians, Romanians and Moldovans of Bukovina. During long-term cohabitation in the same area, equal social and economic conditions, the general Orthodox religion contributed to the formation of a set of common practices and rituals in the delivery of these rituals ethnic groups.

Текст научной работы на тему «Крещение как один из основных обрядов родильной обрядности украинского и восточно-романского населения Буковины»

КРЕЩЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ОБРЯДОВ РОДИЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ УКРАИНСКОГО И ВОСТОЧНО-РОМАНСКОГО

НАСЕЛЕНИЯ БУКОВИНЫ

Парайко Кристина Васильевна

аспирант кафедры этнологии, античной и средневековой истории Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича, Украина,

г. Черновцы E-mail: [email protected]

BAPTISM AS ONE OF THE MAIN RITUALS AND BIRTHING RITUALS UKRAINIAN POPULATION AND EASTERN ROMAN POPULATION OF

BUKOVINA

Christina Parayko

postgraduate student of ethnology, ancient and medieval history of Chernivtsi

University of Yuriy Fedkovich, Ukraine, Chernivtsi

АННОТАЦИЯ

Крестины остаются одним из основных этапов родильной обрядности украинского и восточно-романского населения Буковины. Данное исследование охватывает период второй половины XIX в. — середину ХХ в. В статье мы постарались определить особенности функционирования комплекса обычаев и ритуалов во время крещения у украинцев, румын и молдаван Буковины. В процессе длительного совместного проживания на одной территории, в равных социально-экономических условиях, общее православное вероисповедание способствовало формированию комплекса общих обычаев и ритуалов в родильной обрядности указанных этносов.

ABSTRACT

Christening remain one of the main stages of birthing rituals of Ukrainian population and eastern roman population of Bukovina. This study covers the period of the second half of the XIX century — the middle of the XX century. In this article we have tried to identify the peculiarities of the complex customs and rituals during the baptism in the Ukrainians, Romanians and Moldovans of Bukovina. During long-term cohabitation in the same area, equal social and economic conditions, the general Orthodox religion contributed to the formation of a set of common practices and rituals in the delivery of these rituals ethnic groups.

^ created by free version of

i) DociFreezer

Ключевые слова: этнос; крещение; Буковина; повивальная бабка; родильная обрядность.

Keywords: ethnos; baptism; Bukovina; midwife; maternity ritualism.

Основу обычаев и обрядов, связанных с празднованием в честь новорожденного, составляли народные традиции признания его членом семьи. Обычай приобщения новорожденного к обществу был одним из важнейших событий родильной обрядности, которое нередко совмещало несколько действий: посещение роженицы, которое на Буковине, как и на территории всей Украины, называется «родыны»; крещение; имянаречение.

Крещение каждого ребенка и присвоение ему христианского имени как символа очищения и принятия в члены семьи и в лоно церкви было жизненной необходимостью. Церковно-календарные имена утверждались в народном быту. В сознании народа постепенно укладывалась вера в родство между святым и человеком, который носит его имя, вера в то, что святой становится его небесным опекуном и наставником на всю жизнь, и за это своего патрона необходимо уважать.

На 3 день после родов и в течение нескольких недель (до обряда крещения) происходило чествование новорожденного повивальной бабкой, родственниками, соседями. Преимущественно приходили женщины и дети, мужчины не приходили. Идти с пустыми руками было неприемлемым. Гости приносили подарки, ткани, крупы, муку, сахар, деньги, игрушки. Эти дары ставили в колыбель, причем говорили: «От меня мало, от Бога много», «Ешь, чтобы быстрее выздоровела, силу имела, молоко прибывало, с ходу вставала» (Сторожинец, Каменная, Мамалыга). Блюда готовились не праздничные, а обычные. Гостей угощали галушками (galu§te), кукурузным мэлаем (malai de papu§oi), вареными сливами (friptura cu perje (prune). Запрещалось приходить на «родыны» больным и немощным [8].

w created by free version of

i) DociFreezer

Считается, что принесение пищи во время этого обряда свидетельствует о пережитках растительной жертвы богам в честь рождения ребенка по древним дохристианским верованиям украинцев [7, с. 268]. У восточно-романского населения Буковины «родыны» ("rodine") происходили после принятия роженицей первой молитвы (вывода) [8].

Большой семейной торжественностью отмечены крестины. В комментариях византийских богословов крещение рассматривалось как «новое рождение», поскольку рожденный в грехе человек в купели крещения ритуально умирает и рождается вновь, чтобы начать новую и вечную жизнь во Христе. Крещение состоит из нескольких обрядов, а именно: освобождение от пут сатаны путем екзорцису (повернувшись лицом на запад, неофит или его крестные отказываются сатаны, осуществляя символическое действие и плюют на него), миропомазание, трехкратное погружения в купель, облачение в белую одежду, возложение на грудь креста, хождения вокруг купели и пострижение волос [11, с. 47].

В церковном обряде крещения на первый план выступают крестные родители, роли которых придавали особое значение. Ребенка крестили не родители, а люди, которые после обряда становились крестными родителями для него, а для его родителей — кумовьями [3, с. 33]. У македонцев крестные отец и мать считаются родными «по крови». У румын кумовья считались вторыми родителями ребенка и, в случае ее сиротства, обязаны были заботиться о нем [6, с. 17].

С большой радостью идут в крестные родители к внебрачному ребенку — «байстрюку» (незаконнорожденному). По поверью, после крещения такого ребенка, у кума будет вестись скот и деньги. В кумовья выбирали обычно людей с хорошими чертами характера, так как считается, что они переходят на ребенка. Считают, что нельзя брать вдовцов, беременных, больных. Для украинских сел Сторожинецкого района характерно участие в данном выборе и повивальной бабки («моша», "moa§a") — она давала советы, к которым обязательно прислушивались [8].

w created by free Version of

S DociFreezer

Приглашал к кумовству отец, а иногда и мать, брали с собой пирожки, бутылку водки, соль. Существуют даже некоторые региональные особенности упрашивания кумовьев: «Просыла ваша майбутня фина (крестница), мама и тато, щоб вы прыйшлы до нашои дытыны в кумы» (с. Малятинцы, Кицманськогого района), «Прошу вас питы до мэнэ в кумы» (с. Ливинци, Кицманского района) [8].

Число крестных родителей может быть совершенно разным — от 1 и до 15 пар. У других народов их число значительно отличается. Опасались, чтобы теща с зятем или свекровь с невесткой не были кумовьями, так как это считается грехом [4, с. 44]. Большое количество кумовьев можно объяснить тем, что считалось, что от судьбы кумовьев зависела и судьба ребенка [3, с. 14].

Хорошая примета, если у девушки первым крестником будет мальчик, а у парня — девочка. Иначе говорится, что крестник «ворует счастье» у крестных (это подтверждают респонденты не только Черновицкой, но и Ивано-Франковской и Львовской областей). Отказываться от приглашения на крестины или от кумовства считалось большим грехом. Окрестить ребенка стремились до сорокового дня после рождения. Но если ребенок был болезненным, не затягивали с крещением. Пока ребенок не крещен, у него всю ночь должен гореть свет (свеча), иначе злые духи могли бы приблизиться к ребенку и нанести ему вред [5, с. 43—44]. На современном этапе детей крестят до 1—2 месяцев.

Обязательными атрибутами крестного обряда являются кумовские свечи и «крыжма» — кусок белого полотна, покрывало или скатерть и крестная свеча. Из крыжмы в будущем мама изготовит для ребенка первую распашонку, которую можно будет одеть только после крещения, а до крещения можно было только пеленать ребенка (Несвоя, Старый Волчинец, Черновка).

Крыжму обвивают вокруг свечи и обвязывают лентой (для мальчика — синяя или голубая, а для девочки — красная или розовая) и украшают цветами базилику, листочками барвинка (Бабаине, Берегомет, Молодия, Магала, Бояны, Сторожинец, Спасская, Чудей, Красноильск) [8].

Для крещения берут воду на рассвете до восхода солнца (украинцы такую воду называют — «непочата вода») от природного источника или из колодязя. Перед крещением воду подогревают и добавляют в нее немного святой (иорданской) воды (Куликовка). Существовали случаи, когда новорожденного ребенка крестила повитуха. Это делали в случае угрозы жизни ребенка. Киевская исследовательница О. Боряк отмечает, что православная церковь признавала это крещение. Когда ребенка заносили в церковь, батюшка спрашивал: «Чы хрэстыла бабка з воды?» — Тогда он читает только молитву [1, с. 447].

Известны случаи, когда повивальная бабка крестила младенца еще до его физического рождения, чтобы «легко нашлось»: «три раза перекрещивает крестом брюхо» и кропит святой водой и приговаривает: «Родится мальчик — будет Иван, девушка — будет Мария». Если ребенок рождался здоровый, ему могли дать любое имя. Но считалось, что такой ребенок уже «получил крест», и в случае смерти его хоронили как уже окрещенного, по общим правилам [2, с. 207].

После крестин в церкви, происходило семейное торжество — крестильное застолье. Кумовья и соседи собирались дома у новорожденного за праздничный стол. Обычно приглашенные приносили деньги, полотно, крупу, муку, курицу и другие продукты. Например, у румын и молдаван Буковины существовал обычай одаривания крестника платком, детской одеждой и деньгами, а родители ребенка взамен давали крестным родителям калач, при этом говоря: «Калачи ваши, а ребенок наш». Респонденты с. Мамалыга отмечают, что кроме продуктов обязательно на крестины приносили кусок материала — «рукав рубашки» [8].

Кроме этого, почти повсеместно обязательной была каша (видимо, остаток древних пожертвований в виде зерновых). В некоторых селах зафиксированы интересные обрядовые действия с кашей: у румын с. Старые Бросковцы моаша раздавала каждому присутствующему гречневую кашу [8]. В равнинной зоне Буковины в XIX — начале ХХ в. существовал обычай готовить кашу из пшеницы в керамическом горшке. Перед началом застолья кумовья «выкупали» у родителей крестника горшок с пшеницей (по приготовлению «бабья каша»

похожа на рождественскую кутью). Каждый из кумовьев подходил к столу, клал какой-то подарок или деньги, пробовал три ложки пшеницы. После этого «выкупа» старший кум или тот из кумовьев, кто сделал самый дорогой подарок или подарил самую большую сумму денег, брал горшок с остатками блюда в руки и разбивал об пол.

Каждый кум брал с собой по кусочку разбитого горшка и хранил его за иконой. Этот черепок напоминал крестным родителям об определенных обязанностях перед крестником (фином), символизировал связь между кумовьями и крестником. Традиция хранения обожженных огнем как при изготовлении посуды, так и во время приготовления блюда остатков ритуальной керамики имеет дохристианское происхождение. Она встречается в семейной обрядности от рождения ребенка и до самой смерти человека [5, с. 53].

Собранные в XIX—XX вв. этнографические материалы об обычаях и обрядах, связанных с рождением ребенка, доносят до нас богатые архаичные элементы и разнообразие их локальных вариантов. Они не всегда осмысливались согласно первоначальной магически-символической значимости. Однако хранились сравнительно устойчиво, поскольку народная традиция объединяла их с жизненно важной функциональностью — успешным рождением, здоровьем матери и ребенка, благополучием и счастьем новорожденного. Это основные мотивы всего комплекса народных обычаев и обрядов, их рациональных и магически-иллюзорных, суеверных элементов.

Список литературы:

1. Боряк О. Сшьська баба-повитуха в статус родопом^чнищ (Нов^ матер^али з юторй народного акушерства в Укршш) / О. Боряк // Вюник Льв^вського университету: Сер^я исторична. Льв^в, — 2000. — Вип. 35—36. — С. 441— 455.

2. Казимир Е. Из свадебных и родильных обычаев Хотинского уезда Бессарабской губернии / Е. Казимир// Этнографическое обозрение. — 1907. — № 1/2. — С. 207.

created by free version of

DociFreezer

3. Кайндль Р.Ф. Гуцули: 1хне життя, звича! та народш перекази. 2-е вид., виправлен 1 доп./ Пер. з шмец. З. Пенюк; наук. Редагування 1 шслямова О. Масана. Чершвщ: «Молодий буковинець», 2003. — 200 с.

4. Кайндль Р., Манастирський О. Русини на Буковиш / Переклад з шм. В. 1ванюка, шслямова М.К. Чучка / Р.Ф. Кайндль, О. Манастирський. Чершвщ: Зелена Буковина, 2007. — 192 с.

5. Кожолянко Г.К. Етнограф^я Буковини / Г.К. Кожолянко. Чершвщ: Золоти литаври, — 2001. — Т. 2. — 424 с.

6. Маковш Г. Золоте вшо з бабусино! скриш / Г. Маковш. Чершвщ, 1993. — 104 с.

7. Малинка А. Родины и крестины/А.Малинка //Киевская старина. 1898. № 5.

8. Материалы полевых этнографических экспедиций, собранные автором на территории Черновицкой области (Украина) в течение 2010—2014 гг. Ответы на анкеты хранятся в этнографическом музее Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича.

9. Толстой Н.И. Фрагмент славянского язычества: архаический ритуал-диалог / Н. Толстой // Славянский и балканский фольклор: Этногенез, общность и типол. параллели. Сб. ст. М.: Наука, 1984. — С. 5—72.

10. Трумко Д. Роль кум^в у родильнш обрядовости /Д. Трумко // Народознавч^ зошити. — № 2 (98). — 2011. — С. 332—337.

11. Чучко М.К. Церковш ташства та обряди життевого циклу в середовищ^ украшського [ схщнороманського населеня Буковини XV — початку XX ст. / М. Чучко // Матер^али до украшсько!' етнологп: Зб. наук. пр. К.: 1МФЕ ^м. М.Т. Рильського НАН Украши, — 2008. — Вип. 7(10). — С. 47—56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.