ла непосредственным поводом для написания статьи. Это — 80-летие начала ее работы над сборником «Песни уличных певцов».
ЛИТЕРАТУРА
Андреев Н. П. (сост.) 1936: Русский фольклор: Хрестоматия для высших педагогических учебных заведений. М.; Л.
Бахтин В. С. 2002: Рассказы Краснобая. СПб.
Бондаренко П. П. 1993: Дети Кирпичного переулка // Невский архив: Историко-краеведческий сборник. М.; СПб., 88-129.
Гудошников Я. И. 1990: Русский городской романс. Тамбов.
Иванов В. А. 1997: Миссия Ордена. Механизм массовых репрессий в Советской России в конце 20-40-х гг. СПб.
Кобак А. В. 1993: Уничтоженные кладбища // Исторические кладбища Петербурга: Справочник-путеводитель. СПб.
Кулагина А. В., Селиванов Ф. М. (сост.) 1999: Городские песни, баллады, романсы. М.
Сергеева К. Е. 1965: О соотношении коллективного и индивидуального в сормовских рабочих песнях 90-х годов Х1Х века // Устная поэзия рабочих России. М.; Л., 149-157.
Смирнов Ю. И. 1988: Восточнославянские баллады и близкие им формы. (Опыт указателя сюжетов и версий). М.
Соколов Ю. М. 1932: Русский фольклор. Вып. IV. М.
Пропп В. Я. 1976а: Жанровый состав русского фольклора // Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М., 46-82.
Пропп В. Я. 1976 б: Фольклор и действительность // Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М., 83-115.
© 2012
М. Петрович
«КРЕПКО СПИТ ДА НЕ ПРОБУДИТСЯ...»: ПЛАЧИ КАК ФОРМА РИТУАЛЬНОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СМЕРТИ ЛЕНИНА
Уже в начале XX века многие исследователи стали заниматься политико-историческими условиями возникновения и развития культа Ленина. Поэтому официальная политика власти того времени по созданию образа вождя советского государства широко известна и понятна1. Не менее интересным, притом еще недостаточно разработанным, является отражение культа Ленина в фольклоре или, скорее, в псевдофольклоре советского времени2. Особого внимания заслуживает
Моника Петрович — аспирантка Института славянской филологии Университета Николая Коперника. E-mail: [email protected]
1 Об этом пишут: Великанова 1994, 177-184; Tumarkin 1981, 35-46; Энкер 1992, 191-202.
2 О псевдофольклорной природе текстов, созданных в результате сотрудничества советских фольклористов и исполнителей народного творчества, широко писали: Панченко 2005, 334-366; Иванова 2002, 403-431; Юстус 2000, 926-952.
образ Владимира Ильича, зафиксированный в плачах. В отличие, например, от сказок, где вождь изображался бессмертным и вездесущим существом, или новин, в которых, в свою очередь, он наделялся чертами избавителя, в плачах Ленин представлен как окончательно мёртвый. Информация о смерти героя настоящего анализа появляется обычно уже в первых строках большинства анализированных произведений, например:
Как услышали мы весточку нерадостну Да извесье невеселое (...), Мы услышали, что нет в живых Володимира Ильича Ленина3.
Как у нас было в каменной Москве Велико у нас несчастие случилося4.
Вести о смерти Ленина сопутствуют характерные, чуть ли не апокалиптические, атмосферные явления, например: дует ветер, темнеет солнце, усиливается течение реки. Короче говоря, природа чувствует и реагирует на уход вождя5:
Тут река Москва сколыбалася Да как морской волной разбегалася, Красно солнышко затемнялось всё, Дерева в саду пошаталися, Мать сыра земля разревелася, Тут погодушка взбушевалася, Снеги бурею подымалися6.
Необходимо заметить, что, кроме горя и отчаяния, смерть вождя вызывает также опасения потери чувства безопасности и стабилизации, которые раньше обеспечивал Ленин. Речь идёт, однако, не только о равновесии в общественном или политическом смысле этого слова. Есть основания полагать, что смерть вождя ставит под угрозу космический порядок мира. В плачах Ленин является центром целого советского космоса, потеря которого оказывается опасной для самого су-
7
ществования этого порядка .
3 Записано Л. Громовым от Котешковой Анны Николаевны в д. Сиверской Песчанского сельсовета Пудожского района Карельской АССР в 1937 г. 1939: Как услышали мы весточку нерадостну // Советский фольклор. 6, 97-99.
4 Записано Н. Хандзинским от Кати Перетолчиной из с. Кимильтей, временно живущей в г. Иркутске в 1924 г. 1925: Покойнишный вой по Ленине // Сибирская Живая старина. 3-4, 57.
5 С одной стороны, такая реакция природы может символизировать возвращение мира к изначальному хаосу, но с другой — такая солидарность природы может обозначать совместную борьбу против смерти. Ваг1тт8к1 1988, 101.
6 Записано Н. Хандзинским от Кати Перетолчиной из с. Кимильтей, временно живущей в г. Иркутске в 1924 г. 1925: Покойнишный вой по Ленине // Сибирская Живая старина. 3-4, 57.
7 Хотя смерть Ленина, по мнению Ольги Великановой, была не только предсказуемой, но и ожидаемой, особенно после долгой его болезни, плачи всё-таки превращают её в смерть скоропостижную, которая, согласно традиционным представлениям, всегда угрожает существованию порядка. Великанова 1994, 934.
Смерть Ленина вызывает, однако, хаос прежде всего в мире людей. Внезапный уход из жизни вождя оставляет народ в состоянии безутешного горя и отчаяния. Хотя каждая из плакальщиц переживает его смерть по-своему, то эта личная трагедия постепенно превращается в скорбь целого народа, вызывая при этом чувство единства8:
Пошел плач да по белу свету, Да пошла жалость по Росиюшки: Как мы жить нонь будем, беднушки9?
Изображению величины несчастья и страдания общества служит характерный для причетной традиции мотив синего моря, переполненного от слёз плакальщицы:
От моих ли слез да горечи Сине море переполнится, Разольются реки глыбкие10.
Хотя смерть — это естественное явление как в мире людей, так и в мире природы, она вызывает много противоположных чувств и реакций. В некоторых культурах запрещено было даже само произношение слова смерть, так как оно вызывало чувство угрозы контакта с хаосом потустороннего мира. Поэтому народ часто употреблял такие эвфемизмы, как уснуть, уйти или погаснуть11. В советских плачах также появляется характерное табу смерти. Чаще всего её отождествляют со сном, с чем связано желание пробудить спящего Ленина:
Уж будет спать да высыпатися, Уж пора со сну пробуждатися12.
Дак ты вставай-ко нонь, пожалуйста, Владимир Ильич Ленин наш13.
Пробудись-ко, восстань, дорогой Ильич, Посмотри-ко, погляди на славну матушку14.
8 Анкудинова1985, 96.
9 Записано от Павковой Матрены Филатовны в д. Мелентьевской Авдеевского сельсовета Пудожского района Карельской АССР в 1937 г. 1939: Прошел плач по бедому свету // Советский фольклор. 6, 99-102.
10 Записано от Т. А. Долгушевой из кольхоза «Красная звездочка» Шурлинского района Кировской области в 1937 г. 2002: По твоим заветам все исполнилось // Рукописи, которых не было: Подделки в области славянского фольклора / Т. Г. Иванова, А. Л. Топорков (ред.). М., 438-439.
11 Kowalski 2007, 552.
12 Записано Л. Громовым от Копейкиной Евдокии Павловны в с. Пудоже Карелской АССР в 1937 г. 1939: Уж пойти-ка мне, горюшице // Советский фольклор. 6, 91-93.
13 Записано Л. Громовым от Копейкиной Евдокии Павловны в с. Пудоже Карелской АССР в 1937 г. 1939: Уж пойти-ка мне, горюшице // Советский фольклор. 6, 91-93.
14 Записано от Крюковой Марфы Семеновны из с. Зимняя Золотица Приморского района Северной области в 1937 г. 2002: Каменна Москва вся проплакала // Рукописи, которых не было: Подделки
Однако возвращение мёртвого в мир живых оказывается невозможным: Уж как с мертва живы не родятся15. Сказанное не исключает все же некоторой противоречивости в восприятии посмертного состояния Ленина.
Дело в том, что в традиционной культуре смерть считается также одним из этапов путешествия человека в потусторонний мир, а дорога в народной культуре отражает состояние неопределённости16. Поэтому появляющийся в анализированных плачах мотив дороги может указывать на существующее в народе убеждение и надежду, что возвращение Ленина из состояния между в мир живых все же возможно. Необходимо заметить, что использованный здесь мотив дороги подчёркивает временное состояние, в котором находится не только умерший, но и весь мир17.
Тем не менее, мотив путешествия появляется и в другом контексте. Каждая из плакальщиц хочеть пойти на Красную Площадь к гробу Ленина, чтобы поблагодарить умершего за его жизнь. При этом используется характерный для при-четной традиции мотив замены плакальщицы в птицу, чтобы как можно быстрее долететь до умершего. Определенное значение имеет безусловно вид птицы, в которую они хотят превратиться. В советских плачах чаще всего выступает голубь, традиционно считающйся божьим вестником, выполняющим также функцию ме-диатора18, а кроме того, ласточка, гусь, лебедь или сокол. Учитывая символику птиц, в которые превращаются плакальщицы, можно прийти к выводу, что они выполняют функцию посредника между вождем и народом, не до конца понимающим новую ситуацию:
И кабы были бы у беднушки, У меня крылышки гусиные Да и перья лебединые, Я слетала бы, победнушка (...) К дорогому вождю Ленину19.
Если я бы стала да ясным соколом, Превратилась бы да в сиза голубя, Али в ласточку во быструю (...), До Москвы бы долетела я (...), Ко Владимиру ко Ленину20.
в области славянского фольклора / Т. Г. Иванова, А. Л. Топорков (ред.). М., 41-444.
15 Записано Л. Громовым от Копейкиной Евдокии Павловны в с. Пудоже Карелской АССР в 1937 г. 1939: Уж пойти-ка мне, горюшице // Советский фольклор. 6, 91-93.
16 Tokarska, Wasilewski, Zmyslowska 1982,89.
17 Gennep 2006, 156.
18 Kowalski 2007, 139.
19 Записано Л. Громовым от Котешковой Анны Николаевны в д. Сиверской Песчанского сельсовета Пудожского района Карельской АССР в 1937 г. 1939: Как услышали мы весточку нерадостну // Советский фольклор. 6, 97-99.
20 Записано от Т. А. Долгушевой из колхоза «Красная звездочка» Шурлинского района Кировской области в 1937 г. 2002: По твоим заветам все исполнилось // Рукописи, которых не было: Подделки в области славянского фольклора / Т. Г. Иванова, А. Л. Топорков (ред.). М., 438-439.
Описание этих особенных паломничеств в Москву часто получает мистический характер, что совсем не удивительно, поскольку в народных верованиях останки или части тела умершего и даже кусочки его одежды получали признаки потустороннего мира. Иногда уже само приближение к месту захоронения давало возможность использовать его чудодейственные особенности, например, прикосновение к гробу умершего могло исцелить больного21. Как известно, советская власть пыталась придать Ленину черты святого или даже бога, поэтому вполне понятно желание плакальщицы увидеть его мёртвое тело:
Уж мы пропустим речку быструю И поедем этой реченькой К его да телу мертвому 22. На могилу пойду Ленина23.
Мёртвое тело Ленина, лежащее в мавзолее, является осязаемым доказательством его смерти, из-за которого необходимо примириться с его уходом и признать его мёртвым, а не как, например, в сказках — бессмертным. Если, однако, учесть, что, обозначая утрату, исчерпывание, истощение жизненной энергии, потребление форм в народной культуре является исходным положением для возрож-дения24, то из плачей следует, что временная дезорганизация, в которой оказался советский народ после сметри Ленина, является необходимой для восстановления, для повторной упорядоченности мира, нуждающегося в присутствии нового демиурга25. Неудивительно поэтому, что преемник назначен, притом самим Лениным:
Передал Ильич да он Иосифу, Он Иосифу да свои знания, Свои знания да людям честныим, Людям честныим, людям хорошиим26. По твоим заветом-завещаньицу Нас ведет ко счастью Сталин наш27.
21 Kowalski 2007, 632.
22 Записано Л. Громовым от Копейкиной Евдокии Павловны в с. Пудоже Карелской АССР в 1937 г. 1939: Уж пойти-ка мне, горюшице // Советский фольклор. 6, 91-93.
23 Записано от Павковой Матрены Филатовны в д. Мелентьевской Авдеевского сельсовета Пудожского района Карельской АССР в 1937 г. 1939: Прошел плач по бедому свету // Советский фольклор. 6, 99-102.
24 Tokarska, Wasilewski, Zmyslowska 1982, 84-85.
25 Юстус 2000, 934.
26 Записано от Павковой Матрены Филатовны в д. Мелентьевской Авдеевского сельсовета Пудожского района Карельской АССР в 1937 г. 1939: Прошел плач по бедому свету // Советский фольклор. 6, 99-102.
27 Записано от Т. А. Долгушевой из колхоза «Красная звездочка» Шурлинского района Кировской области в 1937 г. 2002: По твоим заветам все исполнилось // Рукописи, которых не было: Подделки в области славянского фольклора / Т. Г. Иванова, А. Л. Топорков (ред.). Москва. 438-439.
Плакальщицы называют Сталина живым воплощением Ленина, не оставляя сомнений в том, что это наследование не столько политическое, сколько основанное на кровном родстве: Сталин Ленину да кровный брат28.
Вторая очень важная, повторяющаяся в плачах, черта Ленина — это его невероятный альтруизм. Анализ текстов доказывает, что народ относится к Ленину как к избавителю, который приходит, разрушает старый режим, вводит новый порядок, жертвуя притом своим здоровьем, а даже жизнью.
Вы вожди-руковадители, Вы страны вы избавители29.
Советские плачи относятся к известной с конца XVI века легенде о царе-избавителе, повествующей о том, как народ ждёт царя, который возвращается и изменяет жизнь своих подчинённых30. Полностью схема мотивов реализована только в легенде о Дмитрии Самозванце и Емельяне Пугачеве31. Однако некоторые исследователи считают, что существует новая, так называемая, большевистская версия легенды о царе-избавителе, в которой вместо членов царской семьи появляется Ленин, а потом также другие представители советской администрации32. По данным ГПУ (Государственное политическое управление), первые слухи о том, что народ считает Ленина избавителем, появились уже во время болезни вождя, а их количество увеличилось сразу после его смерти33. Эти документы подтверждают, что в существующей среди народа большевистской легенде появляются уже раньше известные мотивы, только место царя занимает Ленин, например: Ленин хочет быть ближе к народу, а его окружение этого не допускает; враги — приближенные пытаются отстранить или убить избавителя; Ленин хотел облегчить жизнь простого народа; Ленин подменен восковой куклой или двойником; Ленин спасается бегством за границу; воскресший Ленин придет и спасет от меньшеви-ков34. Основой всех трансформаций легенды о царе-избавителе является, однако, вера в то, что обращение с просьбой к высокому представителю власти принесёт определённое решение проблемы.
Для полного изображения всех достижений Ленина-избавителя, использован новый, неизвестный традиционным плачам образ счастливой советской действительности. Плакальщицы чётко перечисляют все изменения, которые произошли
28 Таким образом, возникает фикция династической линии, а Сталин тогда является гарантом существования политического наследства Ленина. Юстус 2000, 936.
29 Записано Л. Громовым от Копейкиной Евдокии Павловны в с. Пудоже Карелской АССР в 1937 г. 1939: Уж пойти-ка мне, горюшице // Советский фольклор. 6, 91-93.
30 Последовательность мотивов выглядит следующим образом: 1. «Избавитель» намерен осуществить социальные преобразования; 2. Отстранение «избавителя»; 3. Чудесное спасение «избавителя»; 4. «Избавитель» скрывается, странствует или оказывается в заточении; 5. Встречи с «избавителем» или вести от него; 6. Правящий царь пытается помешать «избавителю» осуществить его намерения; 7. Возвращение «избавителя»; 8. Узнавание «избавителя»; 9. Воцарение «избавителя», 10. Осуществление «избавителем» социальных преобразований; 11. Пожалование ближайших сторонников; 12. Наказание изменников, незаконного царя, придворных, дворян. Чистов 2003, 49.
31 Архипова 2008, 47-49.
32 Архипова 2010, 15.
33 Великанова 1994, 179.
34 Архипова 2010, 17.
в их жизни после свержения царизма. По их мнению, благодаря Ленину улучшились прежде всего условия жизни простого народа. Каждый взрослый гражданин получил работу, благодаря чему их дети всегда были накормлены и одеты:
Вот я имею да восемь внучат моих, Все одетыи да все обутыи, У всех платьица да у всех ботинки35.
Более того, согласно сообщениям плакальщиц, все дети ходят в школу:
Уж малых детушок повыучил, Уж как сирот наших повыростил, Уж как сады да вси повыстроил36.
Ленин ввел также социальную поддержку, благодаря чему пожилые люди получают пенсию, а больные ездят в санатории:
Старых он обеспечил пенсией, Слабо-больных он обеспечил курортом, Обеспечил матерей-родильниц отдыхом37.
Из высказываний плакальщиц вытекает, что создание новой действительности Ленин начал с удовлетворения базовых потребностей своего народа38. Улучшая условия жизни людей, он осуществил тем самым физиологические потребности, забота о народе, в свою очередь, стала залогом удовлетворения потребности в безопасности и в ощущении принадлежности к общности людей, в данном случае — общности граждан, составляющих советское государство. Однако деятельность Ленина не ограничивалась только заботой о народе. Вождь предоставил также возможность осуществить самую высокую потребность — потребность в самоактуализации. Особенно это касалось женщин, живущих в деревнях, которые начали принимать активное участие в общественной и политической жизни, например, они, как их мужья, участвовали в сельских собраниях. Поэтому самым важным достижением советского государста можно считать равенство в правах мужчин и женщин:
А куда вздумаем — отправимся:
35 Записано А. Соймоновым и В. Чистовым от Быковой Феклы Ивановны в Беломорке в 1937 г. 1939: Постройте-ка стену везде каменну // Советский фольклор. 6, 96-97.
36 Записано Л. Громовым от Копейкиной Евдокии Павловны в селе Пудоже Карелской АССР в 1937 г. 1939: Уж пойти-ка мне, горюшице // Советский фольклор. 6, 91-93.
37 Записано А. Соймоновым и В. Чистовым от Быковой Феклы Ивановны в Беломорке в 1937 г 1939: Постройте-ка стену везде каменну // Советский фольклор. 6, 96-97.
38 Согласно Абрахаму Маслоу, человеческие потребности располагаются в виде иерархии: физиологические потребности (голод, жажда, кров, тепло, сон и т.п.); потребности безопасности (безопасность семьи, здоровье, трудоустройство, стабильность); потребности принадлежности и любви (дружба, семья, принадлежность к группе, общение); потребности в уважении, признании (самооценка, отношение окружающих); потребности самоактуализации или потребности личного совершенствования (самовыражение, персональное развитие). Ма81о%г 1943, 370-396.
Уж мы в клуб на постановоцки, В сельсовет на собрание, Мы с мужьями в заседание39.
мужчины начали обращаться к своим женам с уважением, жен-не только право выбора, но и свободу, которой раньше никто не
И все хотелось тебе дать им волькую волюшку Великую свободушку. И устроил ты как тебе хотелосе, Сделал ты вольную волюшку И дал ты слободушку40.
При товарище при Ленине Была данная нам волюшка, Воля вольная — свобудушка41.
В традиционных плачах женщины часто описывали свою тяжёлую, полную забот жизнь. Они жаловались в них на жестокого мужа и свекровь или несправедливость власти42. В советских плачах также появляется мотив жалобы плакальщицы, но, что особенно интересно, только на жизнь под царским режимом, которая всегда противопаставлена счастливой советской жизни:
А как-то мы жили у Николки кровавого: Не учили-то нас грамоту, Не давали нам свету белого, Остались мы темными да глупыми43.
Следовательно, одним из важнейших достижений Ленина является свержение царизма, благодаря чему всё изменилось44. Вождь-избавитель дал работу, накормил и одел детей, обезопасил сирот и пожилых людей, обеспечил образование, а прежде всего дал свободу. В результате в советском государстве наступило общее счастье, довольство и радость:
Было в доми холоднехонько,
39 Записано Л. Громовым от Котешковой Анны Николаевны в д. Сиверской Песчанского сельсовета Пудожского района Карельской АССР в 1937 г. 1939: Как услышали мы весточку нерадостну // Советский фольклор. 6, 97-99.
40 Записано Л. Громовым и В. Чистовым от Уконнен Анастасии Степановны в Петрозаводске в 1937 г. 1939: Уж вы вспомните товарища Ленина // Советский фольклор. 6, 93-94.
41 Записано Л. Громовым от Котешковой Анны Николаевны в д. Сиверской Песчанского сельсовета Пудожского района Карельской АССР в 1937 г. 1939: Как услышали мы весточку нерадостну // Советский фольклор. 6, 97-99.
42 Громов, Чистов 1939, 89.
43 Записано А. Соймоновым и В. Чистовым от Быковой Феклы Ивановны в Беломорке в 1937 г. 1939: Постройте-ка стену везде каменну // Советский фольклор. 6, 96-97.
44 Тут снесли царю да буйну голову, Погнала министров власть советская.
Кроме того, щины получили знал:
Были дети голоднехоньки, Хила я бедна голехонька (...), В доми все перемилося, Весело да веселохонька Стало в доме хорошохонько45.
Как при царском правительстве Было денег недостаточки, У нас в хлебе недохвасточки, А у советской у Росиюшки Уж у нас хлебушка ведь досыта, Уж у нас денежек ведь дополна, Уж наши детушки повыучены, Уж как цветочики повыцвели46.
Образ счастливой советской жизни дополняется ещё появляющимся в плачах новым мотивом цветущих, колхозных полей и садов. Этот мотив используется здесь неслучайно, так как сразу ассоциируется с «приятным местом» (locus amoenus41) или с библейским раем, временем, когда человек не знал проблем, забот, а также зла. Оказывается, что при Ленине даже природа была более живой, зелёной, плодородной. Она должна отражать идеальную, счастливую жизнь советского народа:
Там сады стали зеленыя,
Распевают птички-ташецки,
Веселят да моих детушек,
Все сулят да бедным хлебушек48.
Вон сады цветут — колхозные,
Вон поля цветут — колхозные,
Как светло-светло нам жить становится!49.
По мнению плакальщиц, появление такой действительности стало возможным благодаря тяжёлой работе и самопожертвованию Ленина, которые, к сожалению, довели его до смерти. Исполнительницы народных произведений точно указывают на непосредственно влияющие на смерть вождя моменты из его жиз-
45 Записано от Павковой Матрены Филатовны в д. Мелентьевской Авдеевского сельсовета Пудожского района Карельской АССР в 1937 г. 1939: Прошел плач по бедому свету // Советский фольклор. 6, 99-102.
46 Записано Л. Громовым от Копейкиной Евдокии Павловны в с. Пудоже Карелской АССР в 1937 г. 1939: Уж пойти-ка мне, горюшице // Советский фольклор. 6, 91-93.
47 Термин locus amoenus, введенный в литературоведение Эрнстом Курциусом, закрепился в европейской поэзии как общее место. Оно включает дерево (или несколько деревьев), луг, ключ или ручей, а также пение птиц, цветы и дыхание ветра. Curtius 1997, 202-206.
48 Записано от Павковой Матрены Филатовны в д. Мелентьевской Авдеевского сельсовета Пудожского района Карельской АССР в 1937 г. 1939: Прошел плач по белому свету // Советский фольклор. 6, 99-102.
49 Записано от Т. А. Долгушевой из колхоза «Красная звездочка» Шурлинского района Кировской области в 1937 г. 2002: По твоим заветам все исполнилось // Рукописи, которых не было: Подделки в области славянского фольклора / Т. Г. Иванова, А. Л. Топорков (ред.). Москва. 438-439.
ни. Использование элементов биографии умершего является новым, неизвестым традиционным плачам приёмом, позволяющим наглядно показать те признаки Ленина, которые привели к созданию новой, советской действительности. Образ Ленина — настоящего избавителя — создаёт его невероятное трудолюбие50 в соединении со сложной, полной страдания жизнью и самопожертвованием для народа:
Было тебе трудно да тяжелешенько И на чужое на дальнее сторонушки И со чужими не с родимыми родителями51.
Его жизнь была горькая,
Была горька-горемычная:
Не видал Владимир жизни светлою52.
Необходимо добавить, что Ленин-избавитель всегда противопоставлен царской семье и буржуазии:
Эти царскии фамилии Были чистыи вредители, Всему миру да всем людушкам53. И нападали на тебя вить злые люди54.
Знаменитость Ленина, но прежде всего его общественное положение подчёркивают многократно употреблённые эпитеты: любимый вождь Ленин55, дорогой товарищ Ленин56. Появляется также определение Ясное Солнце, что может ассоциироваться с т.н. солярными мифами. Оно относится к мистике суверена и де-
50 Уж ты ведь трудничок-работничок.
51 Записано Г. Париловой и А. Соймоновым от Ватчиевной Анисьи Васильевны в дер. Мартно-волок Карельской АССР в 1937 г. 1939: Любимый вождь Ленин // Советский фольклор. 6, 94-96.
52 Его самопожертвование подчёркивается в каждом произведении:
Ты за нас работал, рук не кладучи,
Ума-разума большого не жалечи,
Ты сгорел за нас костром-полымем.
Все, что думалось тобою, все исполнилось!
Полагал свою жизнь
За своих любимых товарищей,
За хороших работников.
53 Записано Л. Громовым от Копейкиной Евдокии Павловны в с. Пудоже Карелской АССР в 1937 г. 1939: Уж пойти-ка мне, горюшице // Советский фольклор. 6, 91-93.
54 Записано Л. Громовым и В. Чистовым от Уконнен Анастасии Степановны в Петрозаводске в 1937 г. 1939: Уж вы вспомните товарища Ленина // Советский фольклор. 6, 93-94; Записано Г. Па-риловой и А. Соймоновым от Ватчиевной Анисьи Васильевны в д. Мартноволок Карельской АССР в 1937 г. 1939: Любимый вождь Ленин // Советский фольклор. 6, 94-96.
55 Записано Г. Париловой и А. Соймоновым от Ватчиевной Анисьи Васильевны в д. Мартново-лок Карельской АССР в 1937 г. 1939: Любимый вождь Ленин // Советский фольклор. 6, 94-96.
56 Записано Л. Громовым и В. Чистовым от Уконнен Анастасии Степановны в Петрозаводске в 1937 г. 1939: Уж вы вспомните товарища Ленина // Советский фольклор. 6, 93-94; Записаны от Крюковой Марфы Семеновны из с. Зимняя Золотица Приморского района Северной области в 1937 г. 2002: Каменна Москва вся проплакала // Рукописи, которых не было: Подделки в области славянского фольклора / Т. Г. Иванова, А. Л. Топорков (ред.). Москва. 41-444.
миурга. Герой спасает мир, открывает новое время, часто обозначающее новую организацию космоса57. В народном сознании таким демиургом несомненно является Ленин, разрушающий старый подядок мира и создающий новый советский космос, а затем передающий свои силы Сталину58.
Проанализированные тексты можно считать попыткой народа понять причины смерти Ленина. Следовательно, самопожертвование вождя, его трудолюбие, ведущее к истощению сил или угрожающая буржуазия являются не только вероятными, но и удобными для власти. Несмотря на это, плакальщицы оказываются верными народной традиции, указывая также на гнев умершего как причину смерти Ленина59:
Ой ишо Владимир-та да всё Ильич толька, Ой да на каво жа ты да распрагневалса, Ой да на каво жа ты да рассердилса-та60.
Подытоживая, следует сказать, что в плачах Ленин изображается как избавитель, пожертвовавший собой ради изменения жизни советского народа. Плакальщицы обращают особое внимание на его трудолюбие и альтруизм. Однако этот демиург нового времени, создатель счастливой советской действительности, представлен в плачах прежде всего как окончательно и безвозвратно мёртвый, чего осязаемым доказательством является его выставленное в мавзолее тело. Всё-таки это не устраняет некоторой противоречивости в восприятии смерти Ленина. Иногда возникает впечатление, что в сознании народа мертвый вождь все-таки оказывается в положении между, предполагающем его возвращение к миру живых. Правда, уже нет надежды, что Ленин пробудится и вернется к народу лично, тем не менее, он может прийти в новом виде, в виде своего преемника — Сталина, с которым связывает его кровное родство.
Некоторые исследователи подчеркивают, что главной функцией советского плача является окончательное удаление Ленина из сознания народа и подготовка места для нового вождя61. Это становится особенно очевидным, если сопоставить плачи, например, со сказками советского времени. В отличие от этого вида псевдофольклорного творчества, направленного на создание образа бессмертного Ленина, который нужен был власти в половине 20-х годов, плачи несомненно подтвердили его смерть, поскольку именно такой его образ оказался востребованным властью десять лет спустя, т.е. во второй половине 30-х годов ХХ века. Таким образом культ бессмертия Ленина преображается в культ его смерти62.
57 БМе 1966, 152.
58 Небезынтересно отметить, что в некоторых плачах переемником является партия, а даже Троцкий:
Ой што адин будит да испалнять у нас, Ой што адин толька да Леф Давыдавич.
59 Иванова 2006, 101.
60 Записано Н. Хандзинским от Кати Перетолчиной из с. Кимильтей, временно живущей в г. Иркутске в 1924 г. 1925: Покойнишный вой по Ленине // Сибирская Живая старина. 3-4, 57.
61 Об этом пишут: Иванова 2002, 403-431; Панченко 2005, 334-366; Юстус 2002, 926-952.
62 Юстус 2000, 930.
Создавая образ Ленина в плачах второй половины 30-ых годов, народные плакальщицы пользовались образами и поэтическими приёмами, характерными для традиционных плачей. К их числу относятся, например, мотивы синего моря, переполненного от слёз, желания плачеи превратиться в птицу, чтобы полететь к умершему, попытка разбудить умершего, а также образ смерти63. Одновременно появляются новые мотивы, выступающие только в советских плачах и подчинённые новой тематике, например: противопоставление тяжёлой жизни при царе счастливой советской жизни; цветущие колхозные поля; учащиеся в школе дети и появление электричества.
ЛИТЕРАТУРА
Анкудинова О. В. 1985: О некоторых особенностях плача // Русский фольклор. 23, 95-99.
Архипова A. С. 2010: Последний царь-избавитель: советская мифология и фольклор 20-30 годов XX // Antropologicheskij Forum Online. 12, 1-30. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:Шр: // anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/012online/12_online_arkhipova. pdf.
Архипова А. С. 2008: «Цари-избавители» и операции ГПУ // Живая Старина. 3, 47-49.
Великанова О. 1994: Образ Ленина в массовом сознании // Отечественная история. 2, 177-184.
Громов Л., Чистов K. В. 1939: Плачи о Ленине // Советский фольклор. 6, 82-102.
Иванова Т. Г. 2002: О фольклорной и псевдофольклорной природе советского эпоса // Рукописи, которых не было: Подделки в области славянского фольклора / Т. Г. Иванова, А. Л. Топорков (ред.). М., 403-431.
Иванова Т. Г. 2006: Плачи о Ленине в свете фольклорной традиции и советской идеологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1, 10-106.
Панченко А. А. 2005: Культ Ленина и "советский фольклор //Одиссей. Человек в истории. М., 334-366.
Чистов К. В. 2003: Русская народная утопия (генезис и функции социально-утопических легенд). СПб.
Юстус У. 2000: Вторая смерть Ленина. Функция плача в период перехода от культа Ленина к культу Сталина. Соцреалистический канон. СПб.
Bartminski J. 1988: Niebo si§ wstydzi. Wokól ludowego pojmowania ladu swiata // Kultura, literatura, folklor / M. Graszewicz, J. Kolbuszewski (eds.). Warszawa, 96-106.
Curtius E. R. 1997: Literatura europejska i lacinskie sredniowiecze. Kraków.
Eliade M. 1966: Traktat o historii religii. Warszawa.
GennepA. 2006: Obrz^dy przejscia. Systematyczne studium ceremonii. Warszawa.
Kowalski P. 2007: Kultura magiczna. Omen, przes^d, znaczenie. Warszawa.
Maslow A. H. 1943: A Theory of Human Motivation. New York.
Tokarska J., Wasilewski J. S., ZmysiowskaM.1982: Smierc jako organizator kultury // Etnografia Polska. XXVI, 82-107.
63 Иванова 2002. 414.