Научная статья на тему 'Кредитный риск-менеджмент и надежность коммерческого банка'

Кредитный риск-менеджмент и надежность коммерческого банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1825
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демчук Ирина Николаевна

Рассматриваются вопросы формирования и функционирования системы кредитного риск-менеджмента (КРМ), обосновывается необходимость включения в нее подсистемы стресс-менеджмента и других элементов, а также подчеркивается зависимость финансовой устойчивости и надежности коммерческого банка от эффективности и качества КРМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Credit risk management and commercial bank reliability

The article deals with the problems concerning credit risk management system: its shaping up and functioning, it also suggests including stress management and other elements as subsystems and stress dependency of commercial bank financial stability and reliability on credit risk management efficiency and quality.

Текст научной работы на тему «Кредитный риск-менеджмент и надежность коммерческого банка»

И.Н. Демчук

КРЕДИТНЫЙ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ И НАДЕЖНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Рассматриваются вопросы формирования и функционирования системы кредитного риск-менеджмента (КРМ), обосновывается необходимость включения в нее подсистемы стресс-менеджмента и других элементов, а также подчеркивается зависимость финансовой устойчивости и надежности коммерческого банка от эффективности и качества КРМ.

Банковское дело представляет собой особую сферу предпринимательской деятельности, где происходят привлечение и аккумуляция временно свободных денежных средств, их распределение между отдельными хозяйствующими звеньями на условиях платности, срочности и возвратности. Ведущим принципом в работе коммерческих банков является стремление к получению большей прибыли. Однако размер возможной прибыли прямо пропорционален риску.

Риски в банковской практике - это опасность (возможность) для банка понести потери при наступлении определенных событий. Риски могут быть как банковскими, связанными с функционированием самой кредитной организации, так и внешними.

Классическое учение о банковской системе основывается на трех ведущих критериях, в соответствии с которыми банки осуществляют свою деятельность, -это ликвидность, рентабельность и безопасность. В банковской практике исходят из одинаковой значимости этих трех критериев или из необходимости максимизации прибыли при поддержании ликвидности и с учетом требований рентабельности и безопасности.

Управление рисками, их классификация, методы анализа и минимизации рисков, методологические и практические системы по управлению рисками постоянно подвергаются модификации под влиянием:

- динамики политической и экономической конъюнктуры, стратегии развития страны и выбранных приоритетов;

- изменения структуры и емкости рынка;

- обострения конкуренции;

- слияний и поглощений предприятий, банков;

- природных катаклизмов и форс-мажорных обстоятельств;

- концентрации капитала;

- внедрения в экономику иностранного капитала;

- развития и расширения финансовых инструментов;

- изменений процентной ставки, обусловленных конъюнктурой, денежной политикой, усилением небанковской конкуренции, политическими факторами, корректировкой ставки рефинансирования;

- повышения требований клиентов к качеству услуг, банковских продуктов и оперативности обслуживания;

- инфляции, состояния бюджета региона, округа, страны.

Банки практически ежедневно сталкиваются с различными рисками, отличающимися по месту и времени возникновения, совокупности внешних и внутренних факторов, влияющих на их уровень, по способу анализа рисков и методам их описания. Все они оказывают влияние на функционирование банков, и при этом все виды рисков системно взаимосвязаны.

Но все же главное место среди банковских рисков занимают кредитные. Кредитный риск включает в себя

значительное количество элементов, определяющих его понятие. Кредитный риск - это:

1. Риск неуплаты заемщиком основного долга и процентов по нему.

2. Возможность финансовых потерь по кредитным операциям.

3. Необходимость страховой защиты кредитора от риска неспособности должника оплатить долг.

4. Риск трансформации ресурсов.

5. Риск получения прибыли отсроченного дохода организации.

6. Риск роста стоимости ресурсов, затрат за счет увеличения начисления резервов.

7. Риск недостаточности капитала.

8. Риск банкротства.

9. Риск ошибки или неисполнения управленческих решений.

10. Риск неисполнения договорных обязательств.

11. Риск санкции.

12. Судебные и правовые риски.

13. Риск утраты залогового обеспечения.

14. Финансовые риски, риск невыполнения сроков страхования.

15. Риск ущерба вследствие смерти инвесторов, акционеров, собственников.

16. Риск выгодоприобретателя.

17. Риск права требования.

18. Риски непреодолимой силы, имеющие природный, климатический, экономический и политический характер.

19. Риск военных действий.

20. Риск конфискации, национализации, экспроприации собственника.

21. Риск конвертируемости национальной валюты, режима вывода капитала.

22. Риск мошенничества [1].

Таким образом, кредитный риск многогранен, он связан с негативными тенденциями в бизнесе заемщика, контрагента по сделке, в рыночной среде, с нарушением и невыполнением должником своих обязательств.

Риск может возникнуть на любой стадии управления и управленческого решения. Возможны ситуации, когда предоставленные материалы абсолютно соответствуют всем предъявляемым требованиям, финансовое состояние заемщика хорошее, деловая активность высокая, но в итоге обязательства не выполняются, а предприятие доводится до банкротства. Поэтому кредитный риск наиболее проблемный, т.к. в кредитовании сосредоточено очень большое количество услуг, соответственно, объем рисков по этому направлению всегда будет высоким.

Следовательно, процесс управления кредитным риском должен базироваться на изучении всех возможных вариантов развития событий и учете отраслевой специфики.

Этапы и последовательность управления кредитным риском не могут быть стандартными для всех заемщиков в силу особенностей их бизнеса, хотя можно определить их основные направления:

1. Формирование элементов и признаков кредитного риска.

2. Анализ и оценка кредитного риска.

3. Оценка кредитного риска на основе финансового состояния и деловой репутации клиентов, их структуры и аффилированности.

4. Анализ и определение кредитного риска с учетом группы родственных или связанных между собой лиц.

5. Оценка возможности невыполнения обязательств и формирование групп кредитных рисков.

6. Формирование объема обеспечения, гарантий и определений характера кредитных рисков.

7. Анализ рисков в связи с отраслевой направленностью и целевым использованием кредита.

Структурирование

8. Анализ акционерного капитала и возможной реструктуризации кредитного риска.

9. Оценка кредитного риска с учетом профессиональных качеств менеджмента: способности контроля риска и оперативного реагирования на возможные изменения.

10. Расчет риска на основе принятой методики определения категории качества ссуды и проведения текущего мониторинга по представленным кредитным продуктам.

Отсюда следует, что управление кредитным риском должно быть основано на его идентификации, планировании и прогнозировании, нормировании и лимитировании, регламентации и создании конкретных процедур и технологий контроля и постоянного мониторинга.

Кредитный риск можно структурировать по видам (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

кредитных рисков

Вид кредитных рисков Характеристика

Риск выплат Основные признаки формируются за счет неуплаты всех принятых обязательств своевременно

Риск расчетов Несвоевременность расчетов и поступления финансовых средств от партнеров, контрагентов, невыполнение договорных условий

Риск обесценения Высокий уровень инфляции, не соответствующий уровню процентной ставки и маржи, низкая оборачиваемость ресурсов и доходности

Риск трансформации ресурсов Невозможность поддержания необходимой ликвидности привлеченных долгосрочных ресурсов

Риск недостаточного обеспечения Высокая оценка залогового обеспечения при невысокой его ликвидности, временные ограничения его реализации при низком спросе

Риск спроса и предложения Рыночные рычаги управления бизнесом должны оцениваться взвешенностью с учетом занимаемой емкости рынка

Риск рейдерства, слияния и поглощения Смена собственников и акционеров может кардинально изменить стратегию и тактику развития, нельзя исключить сговор акционеров по поглощению бизнеса и организации банкротства

Количественная и качественная оценка кредитного риска основана на фундаментальных и концептуальных основах Положения ЦБ РФ от 26.03.04 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».

На основании данного Положения коммерческие банки формируют методики (регламенты) определения категории качества ссуды и проведения текущего мониторинга кредитных продуктов.

В нормативных документах банка должны находить отражение все направления функционирования подразделений банка, определяющих порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, оценку кредитного риска, классификацию и оценку риска конкретной ссуды и ссуд, сгруппированных в портфель однородных.

В соответствии с п. 2.3 гл. 2 (Письмо ЦБ РФ от 17.02.05 г. № 31-П - дополнительно) вышеупомянутого Положения № 254-П «...внутренние документы кредитной организации по вопросам классификации ссуд и формирования резерва, принимаемые уполномоченным органом... кредитной организации, должны соответствовать требованиям настоящего Положения.».

Определение категории качества ссуды и оценка кредитного риска - одно из важнейших направлений работы кредитных подразделений, поэтому разработанные в коммерческих банках внутренние документы

должны отражать все факторы влияния на общую оценку риска по ссуде заемщика.

На наш взгляд, методика определения качества должна содержать следующие разделы:

1. Определение категории качества ссуды на момент ее предоставления.

2. Текущий (оперативный) мониторинг качества ссуды.

3. Периодичность проведения мероприятий по текущему мониторингу.

4. Перечень показателей, оцениваемых в ходе проведения текущего мониторинга заемщика.

5. Информационная база для проведения текущего мониторинга.

6. Критерии формирования мотивированного суждения.

7. Мониторинг финансового состояния заемщика (поручителей, гарантов, залогодателей, принципалов) и страховых компаний.

8. Мониторинг финансового состояния компаний-нерезидентов (оценка финансового состояния заемщика (поручителей, гарантов, залогодателей, принципалов) с выделением разделов по особенностям оценки финансового состояния заемщика для вновь созданных компаний (предприятий), компаний-нерезидентов с учетом особенностей бухгалтерской отчетности юридических лиц, подготовленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности или национальными стандартами государств (GAAP)).

9. Оценка финансового состояния страховых компаний.

10. Мониторинг сумм, предоставленных физическим лицам, и оценка кредитных рисков.

11. Порядок оценки кредитного риска по портфелю (портфелям) однородных ссуд, предоставленных физическим лицам.

12. Мониторинг качества обслуживания долга.

13. Мониторинг предоставленного обеспечения.

14. Расчет рекомендуемых ставок и суммы резерва по сделке с учетом обеспечения.

Категория «устойчивость» обычно применяется как характеристика функционирования сложных динамичных систем, подверженных влиянию большого числа факторов, в том числе факторов со случайными характеристиками. Поскольку банк также является сложной динамичной системой, функционирующей в изменяющихся условиях рыночной среды, его необходимо рассматривать с точки зрения системного подхода. Устойчивость экономических систем была предметом рассмотрения ряда выдающихся экономистов прошлого и настоящего [2].

В экономической теории очень часто понятия «надежность» и «устойчивость» отождествляют. Хотя, по мнению автора, это не совсем корректно.

Термин «устойчивость» чаще используется в значении «стабильность, равновесие». Так, в публикациях по экономическому анализу и менеджменту устойчивость определяется как база при прогнозе платежеспособности, в маркетинге - как сохранение объема продаж и занимаемого сектора рынка. Есть целый ряд и других определений устойчивости.

При определении устойчивости и надежности банка его надо рассматривать как условно-открытую систему, т. е. упорядоченную, самостабилизирующуюся и самоорганизующуюся целостность. Под самоорганизацией понимается способность преодолевать внутренние ограничения и достигать нового, более устойчивого состояния, а под самостабилизацией - динамичный баланс между внутренними возможностями субъекта и внешним воздействием окружающей среды.

К устойчивости стремятся все системы, однако реально достигнуть такого состояния могут лишь открытые системы адаптивного характера. Схематически процесс адаптации можно представить следующим образом: постановка конкретной цели в условиях реальной экономической среды ^ несовпадение результатов деятельности с поставленной целью ^ выход из состояния равновесия ^ адаптация ^ коррекция цели или системы ^ равновесие на новом уровне, разработка технологии бизнес-процессов, риск-менеджмента.

15. Заключительные положения, определяющие

взаимодействие функциональных подразделений, порядок принятия решений.

Достоверная оценка кредитного риска является одним из условий обеспечения финансовой устойчивости и надежности коммерческого банка.

Остановимся более подробно на понятиях надежности и устойчивости.

Надежность систем первоначально рассматривалась в технических науках, где накоплен богатый опыт формального определения надежности (табл. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Под бизнес-процессами понимается последовательность технологически связанных операций по осуществлению конкретного вида деятельности банка. Различаются процессы, связанные с:

- управлением активами/пассивами (кредитование, операции на валютном и межбанковском рынке, управление ликвидной позицией, торговые операции с ценными бумагами и др.);

- операционным обслуживанием и предоставлением услуг (операционно-кассовое обслуживание, процессинг платежных карт, розничное обслуживание физических лиц, инкассация и т.д.);

- внутрибанковской деятельностью (бухгалтерский и управленческий учет, внутренний контроль и аудит, контроль рисков, управление персоналом, другие управленческие процессы и виды административнохозяйственной деятельности).

В понятие «процесс» включаются также конкретные технологии, порядок и документооборот, связанные с проведением соответствующих операций.

Кредитный риск присутствует во всех экономических отношениях банка, где происходит движение ссуженной стоимости, но не везде данный риск является определяющим.

Рассмотрим здесь лишь те экономические отношения банка, где кредитный риск является превалирующим, требующим применения соответствующих методологии и инструментария. Проявление данных отношений находит выражение в банковских процессах, связанных с проведением активных операций с юридическими и физическими лицами и осуществлением операций на межбанковском рынке.

Отметим, что бизнес-процесс является одной из форм производственных отношений банка, движущей силой которой выступают экономические интересы участников. С точки зрения их интересов бизнес-процессы можно представить как средство достижения обоюдной цели банка и контрагента (получение дохода, прибыли и т.д.). А то обстоятельство, что экономи-

Т а б л и ц а 2

Основные понятия категории «надежность», применяемые в технических науках

Источник Определение Парадигма

Советский энциклопедический словарь Надежность - комплексное свойство технического объекта; состоит в его способности выполнять заданные функции, сохраняя свои основные характеристики (при определенных условиях эксплуатации) в установленных пределах Предметная

Политехнический словарь Надежность - свойство изделия выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в определенных пределах, при заданных режимах работы и условиях использования изделия, его технического обслуживания, ремонта и транспортирования Предметная

Энциклопедия кибернетики Надежность - способность систем сохранять свои наиболее существенные свойства (безотказность, ремонтопригодность и др.) на заданном уровне в течение фиксированного промежутка времени при определенных условиях эксплуатации Системная

ческие интересы первичны по отношению к кредитному риску, в определенной мере осложняет оценку и управление риском.

Возможность получения дохода или прибыли - это безусловная мотивация, а определение кредитного риска - контрмотивация. Поиск оптимального баланса между доходом и риском - важная задача, требующая решения и учета взаимодействия факторов качественного и количественного характера. Мотивация банка находится в рамках извлечения максимальной прибыли при минимально возможном риске, т. е. максимум в соотношении «доход - кредитный риск» и минимум в соотношении «кредитный риск - доход», что в принципе равнозначно. В данном аспекте и раскрывается двойственная природа кредитного риска.

Бизнес-процессы коммерческого банка можно условно разделить на шесть стадий: изучения спроса, разработки, тестирования, утверждения, внедрения и реализации. Каждой из указанных стадий свойствен свой риск, кредитному же риску наиболее подвержена стадия реализации, т.к. именно на этой стадии происходит передача денежных средств (движение ссуженной стоимости) между коммерческим банком и контрагентом. Причем на данном этапе банк является активной стороной, ибо исключительно от него зависит решение о предоставлении денежных средств.

Логическим завершением рассматриваемых нами бизнес-процессов является удовлетворение потребностей контрагента, который, в свою очередь, становится активной стороной, и теперь уже именно от него зависит судьба конкретной сделки. Поэтому заключение любой сделки, предполагающей движение ссудного капитала, отождествляется с открытием рисковой позиции. Естественно, реализация любого бизнес-процесса связана с заключением нескольких сделок, имеющих общие параметры и характеристики, что приводит к формированию портфелей сделок.

Двойственность кредитного риска, обусловленная характером экономических отношений между коммерческим банком и контрагентом, проявляется при осуществлении бизнес-процессов, направленных на взаимную реализацию интересов всех участников.

Связанный с определением вероятности наступления рискового события экспертный анализ охватывает полный объем факторов, влияющих на материализацию кредитного риска, причем уровень детализации диктуется объективными условиями функционирования банка.

На начальном этапе управления риском превалирующую роль играют профессиональный опыт, эрудиция, интеллект, интуиция риск-менеджера, с одной стороны, и база организации (информационная, нормативная) - с другой, структурированные в метод экспертного анализа.

В общем виде метод экспертного анализа можно представить как регламентированную систему получения и обработки экспертных оценок, где главной задачей является удачное формирование группы экспертов и организация их опроса. Данный метод, широко используемый в научной и практической деятельности, положил начало развитию ряда неформализованных методов получения и обработки экспертных мнений, в

том числе в сфере финансово-правового анализа кредитных сделок.

Неотъемлемой частью системы бизнес-процессов коммерческого банка является риск-менеджмент, включающий следующие элементы:

- концепция или политика управления рисками (на уровне банка);

- система регламентов и технических порядков взаимодействия подразделений банка при осуществлении сквозного процесса управления рисками;

- система методик расчета оценок уровней рисков и лимитов по объектам и категориям источников рисков;

- информационные технологии управленческого учета;

- система текущего мониторинга, расчета оценок уровней рисков и лимитов по всем объектам риска;

- процедуры контроля и оценки качества внутренних процессов риск-менеджмента в функциональных подразделениях и др. [3].

Сущность риск-менеджмента отражена на рис. 1.

Ядром системы риск-менеджмента является кредитный риск-менеджмент как совокупность концептуальных подходов, методов, технологий и инструментов, моделей, сценариев и управленческих решений (см. рис. 2), применение которых при эффективной организации управления кредитным риском обеспечивает качество кредитного дела.

Эффективный кредитный риск-менеджмент (КРМ) предопределяет устойчивость и надежность банка.

Одним из базовых условий обеспечения эффективного КРМ является оценка кредитоспособности заемщика, сущность которой показана на рис. 3.

Решения в области оценки кредитоспособности заемщика и обслуживания долга принимаются людьми, поэтому «человеческий фактор» здесь играет существенную роль. Причем речь идет не только о профессиональной компетентности, коммуникативности, кли-ентоориентированности, но и о стрессоустойчивости.

Принято считать, что главная причина возникновения стресса - поведение руководителя. Однако в банковской практике чаще всего стрессы возникают при изменении поведения заемщика в связи с проявлением негативных тенденций в его бизнесе. Для укрепления стрессоустойчивости и принятия более взвешенных решений в коммерческих банках необходимо применять инструментарий стресс-менеджмента (он является элементом КРМ), который схематично представлен на рис. 4. По мнению автора, от стрессоустойчивости, профессиональной компетентности, мотивированности и кредитной этики зависит способность кредитного специалиста объективно оценить уровень кредитного риска в целях дальнейшего управления им (или осуществление КРМ).

КРМ охватывает все стадии кредитования от рассмотрения кредитной заявки до завершения расчетов и рассмотрения вопроса о возобновлении (продолжении) кредитования. При этом от эффективности КРМ зависит качество управления всем процессом кредитования. Последний включает следующие этапы (элементы):

- анализ кредитных заявок;

- санкционирование кредитных операций;

- контроль за кредитными операциями;

- отчет о кредитных рисках и состоянии портфеля;

- наблюдение за кредитной деятельностью подразделений банка;

- обеспечение прибыльности кредитных операций; управление «проблемными» кредитами;

- контроль за общими кредитными рисками;

- обучение персонала современным методикам разработки и осуществления кредитных операций.

Главная задача КРМ - обеспечение финансовой устойчивости и надежности банка.

Риск-менеджмент: концепция, политика управления рисками и регламенты

1. Идентификация рисков.

2. Организационно-технологическая система управления риском.

3. Стратегии кризисных сценариев (план мероприятий).

4. Иммунизация кредитного портфеля и его стабильность

Общие принципы риск-менеджмента (как системы) 1. Организационно-технологическая система управления риском. 2. Стратегии кризисных сценариев (план мероприятий). 3. Иммунизация кредитного портфеля и его стабильность

1. Методологические. 2. Технологические. 3. Контрольные

Принципы управления рисками Принципы управления рыночными рисками

1. Объекты и источники крупного риска. 2. Способы ограничения кредитных рисков (КР). 3. Оценка ожидаемых и непредвиденных потерь 1. Модель VAR. 2. Метод оценки рыночных рисков на основе статистического анализа исторических рядов

1

Принципы ограничения рисков 1. Объемные лимиты на виды кредитных подпортфелей. 2. Оптимизация кредитного портфеля. 3. Контроль КР. 4. Стандарты Базель I и II

1. Установление лимитов на виды кредитных продуктов и операций. 2. Портфельные оценки КР

I

Основные методы оценки кредитных рисков

1. Рейтинговые методы оценки заемщиков, контрактов.

2. Методы расчета вероятности дефолта.

3. Методы портфельной оценки КР

| '

Основные виды рисков, совокупные риски

1. Кредитные риски.

2. Рыночные риски.

3. Операционные риски.

4. Риск ликвидности

1. Метод количественной оценки риска (сценарное моделирование).

2. Лимиты, нормативы.

3. Коэффициенты избытка /недостатка ликвидности.

4. Резервы ликвидности.

5. Методы снижения.

6. Внутренний контроль.

7. Определение зон рисков.

8. Построение структуры управления рисками

Характеристика риск-менеджмента

1. Процессы и операции.

2. Неблагоприятные события.

3. Каталог операционных рисков.

4. Служба внутреннего контроля.

5. Анализ и оценка (объекты риска, источники риска, измерение риска, контроль, технологии).

6. Информационно-технические системы управления.

7. Организационные свойства банка (люди, структура банка и реализуемые бизнес-процессы).

8. Структура межперсональной связанности (риск неадекватности персонала

по знаниям, по выделенным ресурсам, риск неравномерности в организации общих процессов и т.д.)

1. Матрица фондирования.

2. Анализ потоков и их классификация.

3. Плановые и прогнозные, вероятные платежи.

4. Таблица потоков платежей.

5. Лимиты платежей, нормативы.

6. Стресс-тестирование.

7. Оценка заемной способности банка.

8. Фондирование и трансфертное ценообразование.

9. Анализ рынка межбанковских кредитов.

10. Дюрация

Рис. 1. Сущность риск-менеджмента

Рис. 2. Кредитный риск-менеджмент

Иммунизация кредитного портфеля и возможностей заемщика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

\ Условия кредитования

Кадры, их /Г |Ю /^эвская к°нкур^^ Факторы и объекты риска

профессиональная компетентность, подготовка качественного пакета документов для банка Кредитоспособность заемщика л учета

V о Пирамида рисков, иерархия кредитных рисков. V Спрос и предложение у кредитных продуктов г готовность к кредитованию

Возможности выполнения обязательств заемщиком, в том числе в зависимости от уровня организационно-правового обеспечения

Качество контрагентов, поставщиков, покупателей, поставок Структура бизнеса

Рис. 3. Концептуальная модель оценки кредитоспособности заемщика

Рис. 4. Инструментарий стресс-менеджмента

Основные составляющие управления рисками предполагают проведение постоянного мониторинга не только каждого заемщика, но и отрасли, в которой складывается его основная деятельность.

Очевидно, что четко разработанные слагаемые управления кредитными рисками в коммерческом бан-

ке позволят отработать систему контроля за кредитными операциями, включая процедуры обнаружения причин возможной неуплаты, что позволит коммерческому банку оперативно реагировать на любую опасность в процессе организации кредитного дела и не допустить невозврата кредитных ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Демчук И.Н. Управление кредитными рисками / И.Н. Демчук // Сибирская финансовая школа. - 2006. - № 1. - С. 40-44.

2. Влияние стратегического партнерства вузов на повышение эффективности экономического сотрудничества России и Казахстана / Под общ.

ред. Н.В. Фадейкиной. - Новосибирск: САФБД, 2007. - С. 372^23.

3. Демчук И.Н. Управление кредитными рисками как средство предупреждения банкротства, рейдерства, мошенничества и обеспечения каче-

ства кредитного дела / И. Н. Демчук // Сибирская финансовая школа. - 2007. - № 1. - С. 56-70.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 17 июня 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.