Научная статья на тему 'Кредитный рейтинг региона в концепции территориального маркетинга'

Кредитный рейтинг региона в концепции территориального маркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГ / КОНЦЕПЦИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукина Татьяна Сергеевна

В статье предпринята попытка описания кредитного рейтинга территории с помощью теоретических подходов к маркетингу территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кредитный рейтинг региона в концепции территориального маркетинга»

УДК 338.12

Т.С. Лукина Омская гуманитарная академия

КРЕДИТНЫЙ РЕЙТИНГ РЕГИОНА В КОНЦЕПЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА

В статье предпринята попытка описания кредитного рейтинга территории с помощью теоретических подходов к маркетингу территорий.

Ключевые слова: рейтинг, концепция, территориальный маркетинг.

Актуальность темы территориального брендинга сопряжена с его инвестиционной привлекательностью, финансовой устойчивостью. В настоящее время сохраняет свою значимость оценка развития территории как степень эффективности государственного, муниципального управления. Уровень финансовой устойчивости как показатель состояния и перспективы развития регионов выходит на первый план, особенно в посткризиснный период (речь идет о зарубежном опыте, например, штата Калифорния, который фактически является банкротом). Финансовой аксиомой является положение, по которому невозможен экономический рост без заимствований, однако ключевым моментом выступает масштаб долгов и эффективность применения заимствованных средств. В связи с этим профессиональные кредитные рейтинги позволяют ориентировать инвесторов, жителей, а также правительства стран в динамике финансового положения регионов.

Кредитный рейтинг долгового обязательства представляет собой оценку будущей кредитоспособности заемщика в отношении конкретного финансового обязательства, класса финансовых обязательств или финансовой программы. Такой рейтинг учитывает кредитоспособность гарантов (поручителей), страховых компаний и других организаций, предоставляющих механизм повышения кредитного качества долгового обязательства, а также валюту, в которой номинировано это обязательство. Он отражает мнение о способности и готовности заемщика своевременно исполнять свои финансовые обязательства, может отражать оценку определенных обстоятельств выпуска обязательства (например, залогового обеспечения, су-бординированности), способных повлиять на уровень возмещения долга в случае дефолта. Оценкой платежеспособности государств, регионов, городов, компаний занимаются рейтинговые агентства, являющиеся (не)коммерческой организаций, занимающейся оценкой платежеспособности эмитентов, долговых обязательств, качества корпоративного управления, качества управления активами и т.п. К наиболее известным международным рейтинговыми агентствам относятся: Fitch Ratings (США, Нью-Йорк, основанное в 1913 г.), Moody's (США, Бостон основанное в 1900 г), Standard & Poor's (США, Нью-Йорк, основанное в 1860 г), Morningstar (США, Чикаго, основанное в 1984 г.) и др. Среди отечественных агенств можно выделить «Эксперт РА» (Москва, 1997 г.), Moody's Interfax Rating Agency (совместное предприятие Moody's Investors Service и Интерфакс) (Москва, 1997 г.), Рус-Рейтинг (Москва, 2001 г.), Рейтинговое агентство АК&М (Москва, 1994 г.).

Кредитный рейтинг долгового обязательства основывается (в той или иной степени) на результатах анализа следующих факторов:

• вероятность платежа - способность и готовность заемщика исполнить свои финансовые обязательства по данному обязательству согласно условиям соответствующего договора;

• характер обязательства и условия соответствующего договора;

• механизмы защиты интересов кредиторов по обязательству и позиция (ранг) данного обязательства относительно других обязательств, в случае банкротства, реорганизации или иного способа урегулирования, реализуемого в соответствии с законами о банкротстве или иными законами, касающимися прав кредиторов.

Кредитный рейтинг долгового обязательства может быть долгосрочным или краткосрочным. Краткосрочные рейтинги, как правило, присваиваются обязательствам, которые на данном рынке считаются краткосрочными. Например, в США это обязательства с первоначальным сроком погашения не более 365 дней. Краткосрочные рейтинги используются, помимо прочего, для обозначения кредитоспособности заемщика в отношении опционов на досрочное погашение долгосрочных обязательств. Отражая возможность исполнения опционов по долгосрочным обязательствам, краткосрочные рейтинги исполняют двойную роль, «дополняя» обычные долгосрочные рейтинги.

Кредитные рейтинги агентств имеют похожую концепцию, но различные обозначения и методики расчета. В основном рейтинги обозначаются латинскими буквами в порядке уменьшения уровня надежности от А до С (у некоторых агентств до D) (табл. 1).

Таблица 1

Обозначения кредитных рейтингов

Moody's S&P Fitch НРА Уровни надежности

Ааа AAA AAA AAA Максимальная надежность

Аа1 АА+ АА+ АА+ Высокая надежность

Аа2 АА АА АА

АаЗ АА- АА- АА-

А1 А+ А+ А+ Выше среднего надежность

А2 А А А

A3 А- А- А-

Ваа1 ВВВ+ BBB+ ВВВ + Низке среднего надежность

Ваа2 ввв ввв ввв

ВааЗ ввв- ввв- БББ-

Ва1 ВВ+ ВВ+ ВВ-н Спекулятивный уровень

Ва2 ВВ ВВ ВВ

ВаЗ вв- вв- ВВ-

В1 в+ в+ В+ Высокоспекулятивный уровень

В2 в в в

ВЗ в- в- в- надежности

Саа1 ССС+ ссс СС+ Существенные риски

Саа2 ссс сс Экстремально спекулятивный уровень

СааЗ ссс- сс- Преддефолтное состояние

Са сс с+

с с

С □ □□□ с- Дефолт

/ D

/ □ /

В мировой практике существует понятие финансовой несостоятельности территорий. Впервые специальная процедура банкротства муниципальных органов была установлена в США в 1934 г., несостоятельность муниципальных образований регулируется двумя механизмами - муниципальным банкротством, согласно части 9 федерального Кодекса банкротств, и неотложными финансовыми процедурами на уровне штата.

Подача документов о признании банкротства с недавних пор стала в стране распространенным трендом, в прошлом году такие заявки подавали Джефферсон в Алабаме, Хар-

рисбург в Пенсильвании. В июле 2012 г. городские власти Стоктона, штат Калифорния, подали заявление о банкротстве; на тот момент город был самым крупным несостоятельным муниципалитетом в США, также Коста-Меса, Лонг-Бич, Санта-Ана, Маммот Лейкс штат Калифорния - на грани банкротства. Сентрал Фоллс, штат Род-Айленд - объявил себя несостоятельным в мае 2010 г. В январе 2012 г. городской совет Сан-Бернардино, штат Калифорния одобрил решение подать заявление о признании банкротом. Летом 2013 г. рассматривается вопрос о крупнейшем банкротстве города - Детройта, штат Мичиган. Аналогичные ситуации в городах Испании и Кипра.

Системаре-гиональных (муниципальных) финансов

Финансовые Долговая на-

Экономика показатели и грузка и ус- Ликвидность Управление

финансовая ловные обяза- финансами

гибкость тельства

Рейтинг по матрице

«Доминирующие» факторы:

-ограничения, задаваемые суверен-

ным рейтингом

-очень низкий уровень ликвидности

или управления финансами

-долговые /финансовые показатели-

существенно ниже пограничных зна-

чений

-высокая вероятность поддержки со

стороны государства

Рейтинг регионального (местного) органа власти

Рис. 1. Индивидуальный кредитный профиль

Обратим внимание, что не только хозяйствующие субъекты, но и регионы нуждаются в заимствованиях, в связи с перекосами в распределении бюджетов различных уровней, и отсутствием налоговой базы, например у сельских муниципалитетов, которые работают по сметам, фактическая идентификация субъектов федерации как «доноры» и «реципиенты» носят политический оттенок. Заимствования в финансировании регионов и муниципалитетов используются, когда необходимо решить отдельную задачу экономического или социального развития территории - сократить дефицит бюджета, закрыть предприятия убыточной отрасли, ликвидировать отставание отдельной отрасли или создать ее заново, создать отдельные комплексы производственной, финансовой или социальной структуры и т.д. Для муниципалитетов эта форма долгового финансирования является весьма значительной, превосходя по объему заимствования все другие формы долгового финансирования.

Кредитный рейтинг региона, бесспорно, влияет на уровень бренда территории.

В данной статье предпринята попытка рассмотреть взаимосвязь между кредитным рейтингом и инвестиционной привлекательностью территории ее ценностью не только для инвесторов, но и жителей, а так же для посетителей территорий.

Рассмотрим зарубежный и отечественный опыт составления рейтингов регионов, городов. Особый интерес представляют методики используемые Standard & Poor's и AK&M (рис. 1).

Аналитическая методология Standard & Poor's, применяемая при присвоении рейтингов РМОВ (региональных муниципальных органов власти).

Матрица определения индикативного уровня кредитоспособности регионального (местного) органа власти в зависимости от сочетания индивидуального кредитного профиля и оценки системы региональных (муниципальных) финансов (табл. 2)

Матрица определения индикативного уровня кредитоспособности. Индивидуальный кредитный профиль.

Таблица 2

Оценка Характеристика 1 Чрезвычайно сильный 1,5 Очень сильный 2 Сильный 2,5 Относительно сильный 3 Сред ний 3,5 Относи-тельно слабый 4 Слабый 4,5 Оче нь слабый 5 Чрезвычайно слабый

1 Предсказуемая и обеспечивающая поддержку ААА ААА АА+ АА АА- А ВВВ+ ВВ+ СК

2 Предсказуемая и хорошо сбалансированная ААА АА+ АА АА- А+ А- ВВВ ВВ СК

3 Развивающаяся, но надежная ААА АА АА- А+ А- ВВВ ВВ+ ВВ- ССС/СС

4 Консолидирующаяся, но неустойчивая А+ А А- ВВВ ВВ+ ВВ- В ССС/СС

5 Развивающаяся и несбалансированная А- ВВВ+ ВВВ ВВ+ ВВ- В В- ССС/СС

6 Неустойчивая и недофинансированная ВВВ- ВВ+ ВВ- В+ В- ССС+ СС

СК - спекулятивная категория. Сочетание индивидуального кредитного профиля со средней оценкой ниже 4,5 и «предсказуемой и обеспечивающей поддержку» институциональной среды представляется крайне маловероятным, так как для получения указанной оценки баллы по всем группам факторов, включая экономику, должны быть «4» или «5». Мы не исключаем дефолтов РМОВ, осуществляющих свою деятельность в столь благоприятной институциональной среде, но считаем, что их первоочередными причинами могут стать либо очень низкое качество управления финансами, либо очень низкая ликвидность РМОВ, либо обе эти группы факторов, которые мы в таких случаях квалифицируем как «доминирующие» Если оценка по одной из указанных групп факторов - «качеству управления финансами» или «ликвидности» - окажется равной «5», то рейтинг данного регионального (местного) органа власти не может быть выше «ВВ+». Если оценка по обеим этим группам факторов окажется равной «5», то рейтинг данного регионального (местного) органа власти не может быть выше

«В+». Более низкие значения рейтингов возможны в случае, если, с нашей точки зрения, существует больший риск дефолта в краткосрочной перспективе. В качестве примера по данной методике, приведены кредитные рейтинги (табл. 3, 4)

Таблица 3

Кредитный рейтинг Новосибирска _

Показатель Рейтинг Дата присвоения рейтинга Нормативные идентификаторы Дата изменения Прогноза/CreditWatch

Долгосрочный рейтинг по обязательствам в иностранной валюте BB+ Раскрытие информации (£0060/2009) 29-окт-2013 EU 29-окт-2013 Outlook STABLE

Долгосрочный рейтинг по обязательствам в национальной валюте BB+ Раскрытие информации (Б0060/2009) 29-окт-2013 EU 29-окт-2013 Outlook STABLE

Таблица 4 Кредитный рейтинг Ханты-Мансийского автономного округа

Показатель Рейтинг Дата присвоения рейтинга Нормативные идентификаторы Дата изменения Прогноза/CreditWatch

Долгосрочный рейтинг по обязательствам в иностранной валюте BBB Раскрытие информации (Б0060/2009) 16-мар-2012 EU 16-мар-2012 Outlook STABLE

Долгосрочный рейтинг по обязательствам в национальной валюте BBB Раскрытие информации (Б0060/2009) 16-мар-2012 EU 16-мар-2012 Outlook STABLE

Российские рейтинговые агентство используют свой набор финансовых индикаторов. Ниже описывается принципы проведения рейтинга Агентством AK&M:

Присвоение рейтинга региону (МО) осуществляется на основе аналитической оценки совокупности объективных и субъективных параметров кредитоспособности, а также прогноза их изменения, позволяющих региону (МО) в той или иной мере отвечать по уже имеющимся или будущим долговым обязательствам. Объективные параметры кредитоспособности региона (МО) характеризуют возможность региона отвечать по своим долговым обязательствам и трактуются как наличие у него финансовых ресурсов для погашения текущего или будущего долга, регулярность поступления денежных средств на счета заемщика с учетом характера общей финансово-экономической ситуации, влияющей на регулярность пополнения финансовых ресурсов региона (МО) в перспективе. К ним относятся:

1. Качество бюджетной системы субъекта федерации (МО) (сбалансированность бюджета, соответствие нормам Бюджетного кодекса РФ, Закону о бюджетной классификации, соответствие отчета об исполнении бюджета бюджету и др.).

2. Экономические факторы, влияющие на состояние бюджета региона (МО).

3. Финансовые факторы, характеризующие состояние бюджетных показателей региона (МО) и их динамику (долг, дефицит, объем заимствований, доходы, расходы и др.).

Субъективные (ситуационные) параметры кредитоспособности определяют социально-политическую ситуацию и уровень государственного (муниципального) управления в регионе (МО):

1. Устойчивость региональной (муниципальной) власти.

2. Благоприятность предпринимательского климата в регионе (МО).

3. Характер высказываний высших должностных лиц субъекта федерации (МО).

4. Кредитная история субъекта федерации (МО).

5. Качество финансового управления в регионе.

6. Обеспеченность природными ресурсами.

7. Культурный и профессиональный уровень населения.

Рейтинговым агентством AK&M исследован интегрированный уровень относительной кредитоспособности субъектов РФ (рис. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

-Г Ж

* У ^ У У

J? > #

° S У У у

у /

I по финансовым показателям

I по экономическим показателям

I уровень относительной кредитоспособности

Рис. 2. Интегрированный уровень относительной кредитоспособности субъектов РФ

Из восьмидесяти трех субъектов РФ в графике представлены субъекты, занявшие в исследовании по итогам 2011 г. первое, второе, третье, восьмидесятое, восемьдесят первое, восемьдесят второе место, а также Омская область, занявшая 34-е место.

В процессе рейтингования рейтинговое агентство АК&М указывает также прогноз изменения рейтинга на ближайшую перспективу (1-2 года):

Позитивные перспективы - возможно повышение рейтинга.

Негативные перспективы - возможно понижение рейтинга.

Стабильные перспективы - рейтинг, скорее всего, останется неизменным [2].

Рассмотрев методики определения рейтингов, предлагаем при определении финансовой устойчивости территорий и соответственно эффективности государственного и муниципального управления в субъектах РФ и муниципальных структур применять следующие оценочные подходы:

• подход с точки зрения законодательства о банкротстве территорий,

• политический подход,

• экономический подход (с позиций рейтинговых агентств), на основании статистических данных.

Изучив опыт муниципальных банкротств в США, существующий около 70 лет и предусматривающий разнообразные правовые режимы в отношении несостоятельных муниципалитетов и имеющий государственное федеративное устройство, можно сделать вывод, что данный опыт может быть применен в России. Помощь местным правительствам-банкротам по законодательству США более совершенна, чем помощь, предусмотренная для юридических и физических лиц. Основная цель данного закона о банкротстве состоит исключительно в том, чтобы обеспечить процедуру, в рамках которой муниципалитеты могут реструктурировать их задолженность. Находясь под защитой федерального закона о банкротстве, неплатежеспособный муниципалитет сохраняет свободу в текущей деятельности, в том числе в вопросах планирования и осуществления бюджетных расходов, налогообложения, заимствований, эмиссии муниципальных ценных бумаг и операций с муниципальным имуществом.

Закон предполагает судебную защиту для муниципалитета, позволяя ему урегулировать свои долговые обязательства, в то время как муниципалитет продолжает оказывать общественные услуги.

Если слабые муниципальные образования следует сохранять по соображениям государственной власти, то необходимо указать в нормативно-правовой базе источники их финансирования. Когда для субъекта Российской Федерации достаточно простого решения президента, то вмешательство в деятельность органов местного самоуправления может производиться только на основании четко прописанной в федеральном законодательстве процедуры [3].

Вопросом реформы местного самоуправления и государственного строительства в России уделяется должное внимание, как законодателями, так и Президентом РФ. В своем Послании Федеральному собранию Президент отметил: «...Сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, и вы это хорошо знаете, несбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района в регион, с поселения на район и обратно. Органы местного самоуправления то и дело сотрясают и коррупционные скандалы.

Районный уровень фактически выхолощен. Его полномочия в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты переданы в регионы.

Кроме того, местная власть должна быть устроена так - а ведь это самая близкая власть к людям, - чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до нее рукой. В этой связи обращаюсь к Всероссийскому совету местного самоуправления, Конгрессу муниципальных образований, к губернаторам, членам Федерального собрания, Правительству Российской Федерации. Давайте посмотрим на эти проблемы еще раз со всех сторон, чтобы, наконец, привести ситуацию в соответствие со здравым смыслом, с требованием времени.

Повторю, считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах.. .[4]».

На уровне региона принят стратегический документ, предусматривающий развитие Омского региона до 2025 г. Долгосрочный план позволит области двигаться вперед, при этом он будет ежегодно пересматриваться - с учетом экономической ситуации в регионе, стране и мире. Были выделены четыре высокотехнологичных кластера: сектор высокотехнологичных компонентов и систем - это все, что связано с ВПК, машиностроением и радиоэлектроникой, агропищевой кластер, продукты из древесины и нефтехимия.

Экономический подход может рассматриваться с позиций рейтинговых агентств, а также социально-экономических показателей эффективности муниципалитетов, на основании статистических данных. Федеральная служба государственной статистики по Омской области издает ежегодный статистический сборник «Социально-экономическое развитие районов Омской области», а также справочники регионы России по федеральным округам предоставляют сведения на сайтах, используя эти показатели, оценивают эффективность деятельности органов местного самоуправления.

В мониторинге эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2012 г. в Омской области используется комплексная оценка, рассчитанная по федеральной методике. При расчете определялся сводный индекс каждого из 12 показателей, охватывающих все ключевые стороны жизнедеятельности любой территории. Перечень «оцениваемых» показателей сформирован из шести показателей сферы экономики и пяти - по социальной сфере. Учтены также данные опросов населения в части удовлетворенности деятельностью органов местного самоуправления. Оценки исходят из среднего темпа роста и среднего объема значения каждого показателя за три года (с 2010 по 2012 г.).

Ключевая сфера в оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления характеризуется ситуацией в малом и среднем предпринимательстве, объемом привлеченных инвестиций, состоянием налогооблагаемой базы, уровнем доходов населения. Лиде-

ры комплексной оценки получат грандовую поддержку. В топ-3 вошли Колосовский район (1-е место), Шербакульский район (2-е место) и Москаленский район (3-е место).

Во всех районах доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета не превысила 24%. И это еще один довод в пользу необходимости наращивания собственного экономического потенциала. Лидерами по увеличению доходной базы стали Таврический (на 29,5%) и Усть-Ишимский (на 17,4%) районы. Наибольшее значение показателя доли площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения, отмечено в Калачинском, Таврическом и Одесском районах, а самое низкое - в Тевризском районе.

В 2012 г. в Омской области введено в эксплуатацию 739 тыс м2 жилья. Среди районов наибольшее значение показателя ввода жилья отмечено в Исилькульском (0,6 м на 1 жителя), Омском, Таврическом, Тевризском, Азовском и Оконешниковском районах (0,5 м2на 1 жителя).

По блоку социальной сферы выделен показатель очередности детей в возрасте от одного года до шести лет, в муниципальные дошкольные учреждения [5].

Безусловно, все выше названые факторы, являются значимыми для привлекательности территорий. Территориальный маркетинг исходит из признания того, что поведение всех экономических субъектов территориально, то есть разворачивается в рамках конкретной территории и детерминировано рядом социально-экономических, культурных, пространственных тенденций, отражающих закономерности развития конкретного места. При выявлении структуры потребностей, особенностей и закономерностей потребительского поведения в целевых группах потребителей территорий присутствуют разные интересы:

• местные жители - заинтересованы, в качестве предоставляемых общественных благ, уровне развития инфраструктуры, в низком уровне социального напряжения;

• инвесторы - заинтересованы в недорогой рабочей силе, налоговых преференциях, а так же в уровне развития инфраструктуры и транспортного сообщения;

• посетители - заинтересованы наличием культурно-исторических объектов (туристы), а приезжающие в поисках работы, заинтересованы в наличии выгодных рабочих вакансий.

Исходя из рассмотренных различных интересов потребителей территорий, несомненно имеется и объединяющие факторы например, открытость, которая характеризуется удобным местоположением и развитостью транспортных сетей, так же наличие развитой инфраструктуры, которая удовлетворит разных потребителей (наличие социальных объектов: школа, дом культуры, детский сад, спортивные сооружения, наличие коммунальных благ).

Субъектами, активно осуществляющими продвижение и, условно говоря, «продажу территорий», выступают территориальные органы власти и управления.

Как один из инструментов маркетинга территорий около двух лет назад был запущен проект бренда Омской области. Было первоначально разработано 6 вариантов графического оформления бренда. Названия основных направлений программы яркие и амбициозные: «Омская область - рубеж России», «Омск - евразийский транспортный узел», «Омск - культурный центр всероссийского значения», «Лучшая практика территориального маркетинга», «Омские товары высшего качества», «Омск - место встречи атлетов мира».

Для эффективного продвижения региона было решено выпустить ряд изданий, включающий в себя основные направления экономики, бизнеса, строительства, товарные знаки [6].

Разработка маркетинговых стратегий направлена на определенную целевую аудиторию, и здесь можно увидеть недостаточную обратную связь с населением территорий. Особенно, если речь идет о территориях на уровне - «муниципальное образование» - «более локальное место».

Реализация стратегических и тактических задач маркетинга территорий, обеспечивается организационными механизмами и технологиями, способствующими вовлечению субъектов территории в процессы принятия управленческих решений, относительно направлений и форм позиционирования территории в условиях обостряющейся конкуренции, согласованию их интересов в ходе выработки и реализации управленческих решений по продвижению ин-

тересов территории, развитию имиджа и повышению инвестиционно - ресурсной привлекательности.

Анализируя, состояние территорий можно сделать вывод - разрабатывая, комплексную программу развития муниципалитета, очень сложно обойтись без заимствований, без которых невозможен экономический рост. Таким образом, проведение муниципальных займов становится реальным механизмом формирование и модернизации промышленной структуры регионов, однако ключевым моментом является масштаб долгов и эффективность применения заимствованных средств.

Библиографический список

1. Standard&Poor's : сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.standardandpo-ors.com/prot/ratings/articles/ru/ru/.

2. Рейтинговое агентство AK&M : сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akmra-ting.ru/.

3. Тарасов, В.А. Несостоятельность (банкротство) муниципальных образований: опыт США и предложения для России / В.А. Тарасов // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. -2011. - Т. 4. - № 2. - С. 47-59.

4. Сайт Президента России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremIin.ru/transcripts/19825.

5. РИА. Федерал Пресс : сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fedpress.ru/news/po-!it_vlast/news_polit/13 87277731 -opredeleny-luchshie-i-khudshie-raiony-omskoi-oblasti.

6. Российская газета : сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/07/12/la-pa.html.

T.S. Lukina Omsk Academy of the Humanities THE CREDIT RATING OF THE REGION IN THE CONCEPT OF TERRITORIAL MARKETING

The article attempts to describe the credit rating of the territory with the help of theoretical approaches to marketing areas.

Keywords: rating, the concept of territorial marketing.

References

1. Standard&Poor 's Available at: http://www.standardandpoors.com/prot/ratings/articles/ru/ru/.

2. Reytingovoe agentstvo АК&Ы (Rating Agency AK&M) Available at: http://www.akmrating.ru/.

3. Tarasov V.A. Insolvency (bankruptcy) of municipal formations: the U.S. experience and suggestions for Russia. Problemnyy analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie. 2011, vol. 4, no. 2, pp. 47-59.

4. Site Of The President Of Russia Available at: http://kremlin.ru/transcripts/19825.

5. RIA. Federal Press Available at: http://fedpress.ru/news/polit_vlast/news_polit/1387277731-opredeleny-luchshie-i-khudshie-raiony-omskoi-oblasti.

6. Rossiyskaya gazeta Available at: http://www.rg.ru/2011/07/12/lapa.html.

© Лукина Т.С., 2013

Автор статьи - Татьяна Сергеевна Лукина, соискатель, Омская гуманитарная академия, депутат Совета Омского муниципального района, e-mail: lukina33@rambler.ru.

Рецензенты:

О.В. Демиденко, кандидат технических наук, доцент, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (г. Омск);

М.Г. Родионов, кандидат экономических наук, доцент, Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.