Научная статья на тему 'Креативный потенциал в устойчивом развитии малых исторических поселений'

Креативный потенциал в устойчивом развитии малых исторических поселений Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
388
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малые города России / креативность / инновации / шестой технологический уклад / креативный потенциал / хозяйственное восстановление / creativity / innovations / small towns of Russia / the sixth technical mode / creative capacity / economic revival

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Н.Г. Благовидова, А.П. Мышкина, Н.В. Юдина

В статье рассматривается креативный потенциал малых городов. Авторами указывается, что в условиях смены технологического уклада культурные и интеллектуальные ресурсы становятся возможной основой новой экономики. Будучи развивающейся областью, креативная индустрия дает преимущества именно малым городам как комплексным социокультурным и ландшафтным хозяйствующим структурам. Выделены три основных метода развития малых городов на основе креативных индустрий: креативные кластеры, культурная индустрия, распределенное производство. Сделан вывод об особом потенциале рассеянных производств на территории малого города как формирующем каркас хозяйственной и планировочной устойчивости и задействующем историческую застройку без нарушения общегородской целостности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative industries in sustainable development of small historical settlements

The article considers creative capacity of small towns. The authors point out that meanwhile the technical mode is changing cultural and intellectual sources are seen as possible foundation for the new economics. Being an evolving brunch, creative industry gives advantages for small towns as complex socio-cultural and natural economic entities. There are highlighted three basic methods of small towns enhancement: creative clusters, cultural industries, distributed manufacture. The conclusion is made about a specific potential of spread manufactures on the territory of small towns, which forms sustainable economic and planning framework and gives the possibility of reuse for historic built environment without damaging its urban cohesion.

Текст научной работы на тему «Креативный потенциал в устойчивом развитии малых исторических поселений»

Н.Г. Благовидова, А.П. Мышкина, Н.В. Юдина DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0016

N.G. Blagovidova, A.P. Myshkina, N.V. Iudina

Креативный потенциал в устойчивом развитии малых исторических поселений Creative industries in sustainable development of small historical settlements.

Ключевые слова: малые города России, креативность, инновации, шестой технологический уклад, креативный потенциал, хозяйственное восстановление.

Keywords: creativity, innovations, small towns of Russia, the sixth technical mode, creative capacity, economic revival. Аннотация: В статье рассматривается креативный потенциал малых городов. Авторами указывается, что в условиях смены технологического уклада культурные и интеллектуальные ресурсы становятся возможной основой новой экономики. Будучи развивающейся областью, креативная индустрия дает преимущества именно малым городам как комплексным социокультурным и ландшафтным хозяйствующим структурам. Выделены три основных метода развития малых городов на основе креативных индустрий: креативные кластеры, культурная индустрия, распределенное производство. Сделан вывод об особом потенциале рассеянных производств на территории малого города как формирующем каркас хозяйственной и планировочной устойчивости и задействующем историческую застройку без нарушения общегородской целостности.

Abstract: The article considers creative capacity of small towns. The authors point out that meanwhile the technical mode is changing cultural and intellectual sources are seen as possible foundation for the new economics. Being an evolving brunch, creative industry gives advantages for small towns as complex socio-cultural and natural economic entities. There are highlighted three basic methods of small towns enhancement: creative clusters, cultural industries, distributed manufacture. The conclusion is made about a specific potential of spread manufactures on the territory of small towns, which forms sustainable economic and planning framework and gives the possibility of reuse for historic built environment without damaging its urban cohesion.

Большая часть малых исторических поселений России в настоящее время находится в упадке, что показывает несовершенство существующих стратегий городского развития. Малые города являются важным вектором пространственного развития и элементом социально-территориального каркаса территории России. Их отличает тесная связь с периферией, «столичность» и устойчивость в качестве центра сельского региона.

Малый город ведет непосредственный диалог с живой природой и ландшафтом и гармонично сочетает ее с искусственной городской средой. Малые города имеют потенциал развития и в области социальной организации: они обладают более тесными социальными связями, а поэтому отличаются большей организованностью. Все это представляет малый город как условно автономную систему, способную исключать влияние глобальных кризисов, что наглядно продемонстрировала пандемия, выявив гораздо меньший процент заболеваемости в малых городах по сравнению с крупными.

Переход к постиндустриальному обществу, в процессе которого сейчас находится весь мир, совпадает с изменением технологического уклада. Экономические и политические институты в этих условий во многом еще не определили направления трансформаций. Поэтому можно сказать, что все мировые системы и прежде всего города находятся в безвременье и ищут пути дальнейшего развития.

В настоящее время исследователи обобщенно выделяют некоторые особенности наступающего уклада. На первый план выступает обслуживающая экономика, особенное внимание уделяется интеллектуальным и культурным ресурсам. При этом сокращение роли государственных институтов и абсолютный примат крупного и крупнейшего бизнеса приводит к переосмыслению роли культуры: происходит переход от со-

хранения и поддержания культуры «для будущих поколений» к восприятию ее в качестве ресурса новой экономики [1]. В свою очередь интеграция экономики и культуры уже породила термин «креативная экономика». Она является не только наиболее быстро развивающимся сектором мировой экономики, но также и наиболее изменчивым. В соответствии с устоявшимся определением, креативные индустрии - это «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» [9].

В современном мире творчество стало мощной силой преобразования. И, конечно, креативные индустрии связаны с инновациями, которые все более воспринимаются в глобальном мире как залог конкурентоспособности: в поисках основных движущих сил нового технологического уклада креативные индустрии прогнозируются как одно из наиболее перспективных направлений развития. Креативность дает возможность поднять изобретательство до уровня художественного, артистического качества, дает приоритет интуитивной основе скорее, чем грубому экономическому расчету [4].

Экономический кризис вынудил малые города к поиску собственного независимого пути развития. Однако такая самодостаточность совсем не говорит о невозможности малого города проявить себя в текущей экономической системе. Особенность состоит в том, что малые городские структуры сочетают в себе характеристики стабильности и уязвимости, поэтому в оценке инновационного потенциала акцент делается на способность того или иного образования обеспечивать сбалансированность эффективности и устойчивости, стимулирующую активизацию креативных сил города [9]. В но-

Практика

111

вом технико-экономическом укладе малые города могут себя проявить в разных аспектах.

Во-первых, связь малых городов преимущество с сервисным сектором экономики позволяет зафиксировать временное преимущество, достаточное для выработки новых основ жизнеспособности, или занять свободную нишу в секторе досуга и развлечений. В России накоплен значительный потенциал творческих индустрий, которые могут опираться на интерес и платежеспособный спрос не только местных жителей, но и туристов. Это емкий и расширяющийся рынок [7].

Во-вторых, хорошим подспорьем для креативных индустрий может стать культурный потенциал: возрождение народных промыслов, выработка новой идентичности. В традиционных товарах и услугах все больший процент добавленной стоимости составляет оригинальная инновация. Именно небольшие предприятия креативного сектора занимаются интерпретацией культурного наследия и выступают катализатором современных творческих процессов на той или иной территории.

В-третьих, такие изменения при их достаточной интенсивности способны создать структурную основу экономического возрождения, в частности возрождения или создания местного производства. Во многих именно малых городах России вновь обнаруживаются архаические формы хозяйствования, коллективного производства. Гибридизация этих форм с технологическими новациями и цифровыми институтами способна создать прочную и долговременную социо-экономическую основу урбанизированных образований.

Креативные кластеры

Так, один из первых творческих кластеров в Москве - «АРТСтрелка», возникший в 2004 г. на территории бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь», за время своего существования стал стартовой площадкой для галерей XL, Paperwork» и «Риджина», ориентиром для открытия новых художественных площадок - «nROEKT_FABKMKA» и «Винзавод», а также ряда проектов в других городах России [6].

В условиях крупных городов такие арт-кластеры работают успешно. Их ограниченные возможности занятости и специфический тип создаваемой продукции (в основном услуг и деятельности творческих специальностей) не позволяет креативным пространствам города целиком заместить экономическую основу урбанизированного образования.

Культурная индустрия

Более комплексными, а потому дающими стабильный результат, хотя, зачастую и выраженную сезонную активность, можно считать инфраструктурные и культурные проекты. Следует признать успешным опыт реализации культурного проекта «Коломенская пастила» в подмосковной Коломне или арт-резиденции в Никола-Ленивце. Российская компания «Шуша», которая производит развивающие игры и игрушки на основе традиций русского авангарда, стала призером финального тура Creative Сир в Копенгагене в 2014 г. и заключила

крупный контракт с ИКЕА на продажу своей продукции [3]. Прогремевший на всю Европу успех «Бурановских бабушек» на Евровидении не только заново «открыл» потенциал народного творчества и культурных традиций, обеспечив приток инвестиций, включая строительство и ремонт дороги в село Бураново Малопургинско-го района Удмуртии, но и спровоцировал рост интереса к возрождению песенного фольклора и народных промыслов по всей России.

Распределенное производство

Производственный потенциал малых городов очень сильно пострадал во время кризиса 1990-х гг. В отличие от крупных городов, малые не обладали таким разнообразием ремесленной хозяйственной деятельности, чтобы компенсировать утрату чаще всего градообразующих предприятий, а в отличие от деревни - не могли в короткие сроки наладить натуральное хозяйство. Для многих малых городов спасением стал творческий потенциал. Ростов Великий (финифть), Кимры (сапожное производство), Урюпинск и Новохоперск (пуховые изделия), Егорьевск (гуслицкая роспись), Беломорск (золотое шитье), а также еще немалое количество малых урбанизированных образований переоткрыли для себя распределенное мануфактурное производство [5], в котором операции по созданию элементов готовых изделий (бижутерии, кожаных изделий, пуховых изделий) разделялись между домохозяйствами сельской и городской округи. Исторически сложившаяся пространственная структура таких городов позволяла вернуться к практикам ХУ11-ХУШ веков. Это решение позволило многим из них занять свое место в глобальной экономической системе, где помимо культурных активностей все более возрастает ценность ручного труда и уникальных авторских изделий.

Конечно, такой архаический институт, как распределенная мануфактура дает лишь временное решение проблем усугубляющегося экономического кризиса, проявляющегося на общемировом уровне. Чтобы соответствовать новому технологическому укладу, городам придется искать возможности технологической гибридизации, которая может порождать инновационный тип хозяйствования, отвечающий запросам времени. Распределенное же производство представляет собой «сеть слабосвязанных между собой и взаимодействующих интеллектуальных производственных (заводских) объектов по производству отдельных компонентов продукта» [8].

Вследствие этого можно говорить о высокой значимости территориальной связности для хозяйственного развития малого города и о связи его способности к инновациям с территориальным компонентом.

Приведенные примеры демонстрируют, как креативность фрагментирует сервисные и производственные мощности города или внутригородского образования, позволяя распределить масштабные культурно-досу-говые, туристические и производственные функции в сложившейся структуре городской среды. Речь идет не только о планировочных решениях, историческая основа которых дает неоспоримое преимущество и запас устойчивости локальной экономике, но и о возможно-

стях приспособления исторических объектов, как правило, ограниченных по площади и нормам использования. Такие «рассеянные» системы имеют большой потенциал в новом технологическом укладе, при широком использовании цифровых технологий, и выявляют возможности построения сетевого взаимодействия. Сети производственных и социальных отношений генерируют внешние эффекты, значительное влияние которых обуславливает необходимость синергии во имя креативного развития.

Обобщая все вышесказанное, креативные индустрии способствуют сохранению культурного наследия в малых городах. Их гибкость и широкое использование распределенных производств и информационных технологий может обеспечить эффективную рефункционализацию исторических сооружений и территорий, имеющих ограничения по площади и возможному использованию участков. Кроме того, креативные индустрии напрямую задействуют творческий потенциал исторических поселений не только в сфере услуг, но и в формировании производств на основе народных промыслов и традиций, а потому могут служить задаче возрождения хозяйственной базы города как залога его устойчивости.

Библиография:

1. Абанкина Т.В. Креативные индустрии России: тенденции и перспективы развития. Стратегии повышения эффективности использования объектов культурного наследия / Т.В. Абанкина. - Текст: электронный // XI Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества / Ред. Е.Г. Ясин. - Москва: Издательский дом Выс-

шей школы экономики, 2011. - URL: https://publications.hse. ru/mirror/pubs/share/folder/phop8x38mm/direct/71179525.pdf (дата обращения: 13.05.2021).

2. Благовидова Н.Г. Скрытый потенциал малых городов / Н.Г. Благовидова, Н.В. Юдина // Academia: Архитектура и строительство. - 2021. - №1. - С. 52-62.

3. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики / Под. ред. К. Динни; пер. с англ. В. Сечная. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 336 с. - ISBN 978-5-91657-655-9.

4. Зеленцова Е.В. Творческие индустрии: теории и практики / Е.В. Зеленцова, Н.В. Гладких. - Москва: Т8, 2021. - 119 с. -ISBN: 978-5-517-05487-6.

5. Кордонский С.Г. Архаические экономические институты: распределенные мануфактуры в малых городах России / С.Г. Кордонский, Ю.М. Плюснин // Мир России. - 2018. - Т. 27. - №4. -С. 6-30. - DOI: 10.17323/1811-038X-2018-27-4-6-30.

6. Котлер, Ф. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы / Ф. Котлер, К. Асплунд, И. Рейн, Д. Хайдер. -Санкт-Петербург: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. - 376 с. - ISBN 5-315-00027-3.

7. Маркин В.В. Малые города России: комплексный мониторинг развития. Ч. 1 / В.В. Маркин, М.Л. Малышев, Д.Ю. Землян-ский // Мониторинг правоприменения. - 2019. - № 4 (33). -С. 46-54. - DOI: 10.21681/2226-0692-2019-4-46-55.

8. Distributed Manufacturing: Paradigm, Concepts, Solutions and Examples / Ed. H. Kuhnle. - London: Springer Science & Business Media, 2009.

9. Mapping the Creative Industries / BOP Consulting; P. Rossello, S.Wright (eds.). - London: British Council Creative Economy Unit, 2010. - URL: https://creativeconomy.britishcouncil. org/media/uploads/files/English_mapping_the_creative_ industries_a_toolkit_2-2.pdf (date of access: 13.05.2021). - Text: eleceronic.

Е.С. Карпова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0017

E.S. Karpova

Смена использования и трансформация образа исторических архитектурных объектов

Change of use and transformation of the image of historical architectural objects

Ключевые слова: приспособление для современного использования, архитектурный образ, социальный фактор в архитектуре, историко-культурная ценность, экономическая целесообразность.

Keywords: adaptation for modern use, architectural image, social factor in architecture, historical and cultural value, economic feasibility.

Аннотация: В статье обобщается практический опыт приспособления исторических зданий. Проводится системный анализ утилитарных и эстетических аспектов реконструкции. Устанавливается взаимосвязь архитектурных методов адаптации с историко-культурными, социальными и экономическими факторами развития среды обитания человека.

Abstract: The article summarizes the practical experience of adapting historical buildings. A systematic analysis of the utilitarian and aesthetic aspects of reconstruction is carried out. The interrelation of architectural methods of adaptation with historical, cultural, social and economic factors of the development of the human environment is established.

Современная европейская культура развивается под лозунгом «Единство в разнообразии». Она признает уникальность каждой части целого, колебания между противоположностями и возможность их сосуществования в едином целом, а взаимодействия между разными полюсами выступают в роли движущей силы

развития 1. Применительно к проблемам повторного использования произведений исторической архитектуры

1 На рубеже ХХ-Х1 вв. европейская культура претерпела ряд существенных изменений. В современном состоянии она значительно отличается от эпохи постмодернизма. Для описания этих изменений наиболее широко применяется понятие «метамодернизма», которое связано с именами Р. Ван ден Аккера, Т. Вермюлена и Л. Тернера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.