Научная статья на тему 'Креативный и воспитательный потенциал облачных технологий'

Креативный и воспитательный потенциал облачных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ОБОЛОЧКА / CLUSTER / CLOUD TECHNOLOGIES / INTERACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL PROCESS / TOOL SHELL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Алевтина Ивановна, Пичкуренко Елена Андреевна, Иванов Виктор Александрович

Показано, что креативный потенциал облачных технологий проявляется в стимулировании коллективной и индивидуальной творческой деятельности студентов благодаря групповым формам обучения, в возможности обмена опытом творческой деятельности с практикующими учителями, в диверсификации функций в группе студентов и освоении новых видов деятельности. Приведено описание специфики работы студентов по созданию коллективного инновационного продукта «Матрицы инновационных технологий обучения». Обоснована идея о доминировании облачных технологий в создании кластерных образовательных структур. Изложены предложения по использованию облачных технологий социальных сетей для актуализации проблем воспитания молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архипова Алевтина Ивановна, Пичкуренко Елена Андреевна, Иванов Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE AND EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE CLOUD

It is shown that the creative potential of cloud technologies is manifested in the stimulation of collective and individual creative activity of students through group forms of training, the possibility of sharing experiences of creative activity with practicing teachers, in the diversification of functions in a group of students and the development of new activities. The paper describes the specifics of students 'work on the creation of collective innovative product "Matrix of innovative learning technologies". The idea of the dominance of cloud technologies in the creation of cluster educational structures is substantiated. The proposals on the use of cloud technologies of social networks for the actualization of the problems of youth education are presented.

Текст научной работы на тему «Креативный и воспитательный потенциал облачных технологий»

Близкое проживание старших с молодыми супругами приводит к избытку контактов и морально-психологической напряженности, на это указывают 56% опрошенных молодых супругов проживающих в городе. Конечно, вопрос совместного или раздельного проживания с родителями решается индивидуально, но в городском социуме такая практика более распространена, чем на селе.

Практика показывает, что совместное проживание молодых семей с родителями зависит от традиций, согласно которой не следует оставлять своих родителей одинокими. Сохранение в сельской местности данной традиции совместного проживания старых родителей с молодыми отвечает, прежде всего, требованиям гуманности по отношению как к молодому, незнающему в житейских делах практически ничего, так и к его родителям. Так, среди опрошенных молодых семей, с родителями живут 43% на селе, 18% в городе.

Выше опрос показал, что 50% молодых людей хотели бы иметь троих детей. В основном такой результат показали молодые люди, живущие на селе, т.к. в современных селах предпочтительнее иметь многодетную семью.

Исследователи называют ряд объективных условий, содействующих развитию такой семьи. Первое, это то, что женщины не заняты в сельской местности в жестко регламентированном общественном производстве, второе, близость с природой благоприятно влияет на воспитание и развитие подрастающего поколения. Третье условие это то, что на селе сравнительно больше времени уделяется вниманию семье, детям, домашнему хозяйству. Поэтому, на наш взгляд, количество многодетных семей больше в сельском социуме.

Данные о брачности у молодежи показывают, что в целом ее активность в создании семьи довольно высокая, хотя неодинаковая в разных районах (улусах) республики. Большая разница в брачности отмечается у молодых женщин в возрасте 18- 19 лет и 20-24 лет по сравнению с молодыми мужчинами этого возраста.

Выводы. Семья отдает культурное наследство, которым располагают народ и общество на определенном этапе развития. И при этом каждая отдельная семья создает свою собственную культурную среду, которая определяет особенности формирования культурных ориентаций.

Новое поколение перенимает от родителей родной язык, нормы поведения, морально-этические правила, обряды, обычаи, эстетическое отношение к действительности, т.е. получает ориентацию на все жизненные ценности. Благодаря этому семья обеспечивает единство непрерывности культурных традиций народа.

Литература:

1. Андросова, М.И., Афанасьева, Л.И. Этнокультурные традиции семейного воспитания народов Северо-Востока России // Проблемы современного педагогического образования. 2017. - выпуск 55, часть 6 С. 10-17.

2. Николаев, С. И. Народ Саха / Сомоготто. - Якутск: Якутский край, 2009. - 300 с.

3. Наслежно-улусное социальное воспитание. Ч. 1 и 2 / Под ред. Д.А. Данилова и А.Г. Корниловой. М.: РАО, 1997. - 127 с.

4. Репринцева, Г.И., Азизова, Н.Р. Семейные традиции воспитания детей в культуре и быту народов России: Учебно-метод. Пособие / Г.И. Репринцева, Н.Р. Азизова - М.: ФОРУМ, 2013. - 304 с.

Педагогика

УДК 37.022

доктор педагогических наук, профессор Архипова Алевтина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования

«Кубанский государственный университет» (г. Краснодар);

кандидат педагогических наук, доцент Пичкуренко Елена Андреевна

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Кубанский социально-экономический институт» (г. Краснодар);

преподаватель Иванов Виктор Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

КРЕАТИВНЫЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Показано, что креативный потенциал облачных технологий проявляется в стимулировании коллективной и индивидуальной творческой деятельности студентов благодаря групповым формам обучения, в возможности обмена опытом творческой деятельности с практикующими учителями, в диверсификации функций в группе студентов и освоении новых видов деятельности. Приведено описание специфики работы студентов по созданию коллективного инновационного продукта «Матрицы инновационных технологий обучения». Обоснована идея о доминировании облачных технологий в создании кластерных образовательных структур. Изложены предложения по использованию облачных технологий социальных сетей для актуализации проблем воспитания молодёжи.

Ключевые слова: кластер, облачные технологии, интерактивные учебные технологии, образовательный процесс, инструментальная оболочка.

Annotation. It is shown that the creative potential of cloud technologies is manifested in the stimulation of collective and individual creative activity of students through group forms of training, the possibility of sharing experiences of creative activity with practicing teachers, in the diversification of functions in a group of students and the development of new activities. The paper describes the specifics of students 'work on the creation of collective innovative product "Matrix of innovative learning technologies". The idea of the dominance of cloud technologies in the creation of cluster educational structures is substantiated. The proposals on the use of cloud technologies of social networks for the actualization of the problems of youth education are presented.

Keywords: cluster, cloud technologies, interactive educational technologies, educational process, tool shell.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и администрации Краснодарского края в

рамках научного проекта №18-413-230033 «Конструирование интерактивной обучающей среды по математике для общего и высшего образования как основы создания регионального кластера педагогических

инноваций»

Введение. Набирает силу применение в образовании облачных технологий, представляющих собой набор программного и аппаратного обеспечения для хранения, обработки и передачи по каналам связи больших объёмов информации. Многие педагоги уже оценили по достоинству возможность удаленного хранения своих файлов в подобных виртуальных хранилищах. Благодаря этим технологиям отсутствует необходимость устанавливать на своем персональном компьютере большое количество разнообразных программ, для работы в этой среде необходим только доступ к Интернету. Поэтому использование облачных технологий позволяет экономить материальные ресурсы на приобретении оборудования и постоянном обновлении программного обеспечения.

Способы применения облачных технологий в педагогической деятельности разнообразны: это электронные журналы и дневники, дистанционный контроль и диагностика учебных результатов, взаимодействия с учениками и их родителями, передача информации управленческого и административного характера, организация документооборота и т.д. Вероятно, что облачные технологии в будущем найдут применение и для хранения всей учебно-воспитательной информации (учебников и сопутствующих пособий, тестовых систем, интерактивных обучающих сред, средств контроля и воспитательной работы), входящей в инфраструктуру образовательного процесса каждого учебного заведения [6].

Однако пока явно недостаточно используются возможности облачных технологий в процессе творческой деятельности студентов, несмотря на высокий креативный потенциал этого программно-аппаратного обеспечения. Особенно он может быть востребован в процессе создания виртуальных кластеров педагогических инноваций, главное качество которых как раз и состоит в их инновационности.

Изложение основного материала статьи. Понятие «кластер» в трудах по педагогике и образованию стало употребляться сравнительно недавно и заимствовано было из области экономики, где кластерные технологии убедительно доказали свою эффективность, прежде всего, в деятельности транснациональных компаний. Их экономический успех и высокая степень конкурентоспособности были обеспечены тем, что эти структуры целенаправленно и планомерно выстраивали цепочку: наука, производство, рынок продукции, и кроме того, дислокация первых двух звеньев имела обычно региональный характер, а последнее звено имеет тенденцию к расширению. Такая стратегия получила название «кластерная», а соответствующая структура -кластер. (Термин взят из английского языка и буквально означает «внутренний дворик» для нескольких домов). Поэтому кластер можно определить как структуру, состоящую из нескольких частей, каждая из которых выполняет определённую функцию, а их интеграция обеспечивает условия для создания и внедрения на рынок коллективного инновационного продукта.

Несмотря на то, что в России тема кластеров получила развитие с некоторым отставанием от развитых стран, в Правительстве России кластерная политика рассматривается, как одна из ключевых инновационных инициатив. Для системы образования идея создания кластеров особенно привлекательна, если иметь в виду интеграцию результатов инновационной педагогической деятельности. Известно, что большинство педагогических инноваций генерируется на основе практики, а не в кабинетах начальников. Но обычно новшества педагогов остаются незамеченными, невостребованными, часто игнорируются или просто отвергаются руководством [3, 4]. А если сконцентрировать инновации практикующих педагогов-новаторов хотя бы в масштабе одного региона в одной структуре, например, в виртуальном кластере педагогических инноваций (ВКПИ), а затем обобщить и обеспечить соответствующую методическую и компьютерную поддержку, то какой качественный рывок можно было бы обеспечить образовательному процессу! Именно на скачкообразный характер - рывок - в развитии любой отрасли науки и производства и указывает Президент В.В. Путин. А облачные технологии в этом процессе и смогли бы сыграть ключевую роль, инструментально обеспечив соответствующий стиль развития. Но мы пока в начале пути, а первые шаги уже сделаны, поскольку отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность, а кластерная форма организации образовательного процесса на основе общей цели может приводить к созданию особой формы инновации - совокупного инновационного продукта. Так, благодаря использованию облачных технологий была создана инструментальная оболочка «Матрица технологий инновационной компьютерной дидактики», интегрирующая большое число нетрадиционных компьютерных технологий учебного назначения, как локальных, так и сетевых, которые использовались в учебном процессе. Так как студенты кроме занятий в университете вынуждены выполнять ещё и обязанности учителей математики в школах города вследствие нехватки педагогических кадров, то общение с преподавателем проходило, в основном, дистанционно. Каждый из них установил на личном компьютере «облачную» программу Dropbox и через электронную почту получил приглашение от преподавателя «Поделиться». Предварительно студенты на занятиях изучили отдельно дидактическую роль, методическую основу, программный компонент и алгоритм его модификации для каждой их учебных технологий, входящих в общую инструментальную оболочку «Матрицы» [1, 2]. Общая оболочка была размещена в «облаке» Dropbox и состояла из 30 строк и 5 столбцов, т.е. включала 150 ячеек. Каждая ячейка представляла собой кнопку, открывающую папку с файловой системой интерактивной учебной технологии. Технологии матрицы подразделялись на категории и выделялись цветом.

Рисунок 1. Первая часть технологий «Матрицы ИКД»

Первая категория - это сетевые учебные технологии, которые создаются в Интернете, на сайте http://ya-znau.ru с помощью конструктора технологий «Сила знаний» [ 7 ]. Их состав постоянно пополняется, сейчас конструктор создаёт 8 технологий: «Тест знаний», «Поле знаний», «Формула знаний», «Матрица знаний», «Пробелы в знаниях», «Фасетный тест», «Кроссворд знаний», «В поисках знаний», «Словарь знаний» (рис. 1). Достоинство этих технологий в том, что для их создания не требуется даже элементарных знаний процедуры программирования, используется только клавиатурный ввод в соответствии с подсказками программы. При этом они включают компонент итоговой оценки. Каждая из них ориентирована на исполнение определённой дидактической задачи, например, «Поле знаний» покажет преподавателю диаграмму, наглядно отображающую в условном масштабе уровень знаний студента об основных вопросах изученной темы, а «Формула знаний» покажет, насколько осознанно студент владеет дефинициями изученных понятий и т.д.

Вторая категория - именуется «веб-шаблонами», эти технологии допускают «ручную» модификацию программы, которая открывалась редактором Блокнот или Notepad, выполняющим выделение синтаксиса. Изменяя содержимое программы, студенты размещали другой контент, а меняя программные коды среды HTML могли обеспечить программе другие дидактические функции. Но всех их объединяет одно - они предназначены для самоподготовки, оперативной самопроверки, синхронного закрепления знаний, запоминания ключевых понятий путём многократного повторения в различных ситуациях их применения. В арсенале ИКД подобных программ очень много, но в матрице размещены только те, методическая основа которых была заложена в технологическом учебнике ещё в «докомпьютерный» период. Это технологии: «Слепая схема», «Перемещение», «Зрительный диктант», «Учебный лабиринт», «Выпадающий список», «Фреймы» и др., всего 13 шаблонов [2].

Третью категорию технологий ИКД в «Матрице» составляют комплексные программы, инструментальные оболочки, включающие в свой состав ряд других технологий, связанных между собой на основе содержания или специального сценария. Четыре таких программы имеют регистрацию в ФСИС Роспатент, но в «Матрицу» включены те, которые использованы в обучении математике. Основная из них -программа «Учком» - учебник + компьютер (свидетельство о государственной регистрации № 2012610691, авторы Архипова А.И., Золотарёв Р.И.). Эта программа первоначально создавалась для новой модели учебника как его электронное приложение. Однако, по мере расширения состава технологий, сопровождающих учебник, было выяснено, что, если в одну программу разместить содержимое всего учебника, то получается громоздкая структура, с которой затруднительно работать. Поэтому стали создавать тематические «Учкомы». Так, студенты-математики разработали большое число программ «Учком» по различным темам курса математики для общего и высшего образования [2].

Но были и другие соображения, почему программа приобрела лаконичную форму. Как показала практика работы педагогов в условиях перманентного реформирования системы образования, продолжающегося много десятилетий, реформы сопровождаются перестановкой учебных тем внутри учебных курсов. Например, в математике тема «Дроби» традиционно следовала за темой «Делимость чисел», так как содержательно опирается на неё. Но в последних вариантах государственных образовательных стандартов их поменяли местами. Поэтому прошлогодние учебники уже не пригодны для обучения. Но, чтобы созданные учебные материалы не были одногодками, их не следует объединять в единый учебник, а

создавать автономно, в виде отдельных тематических комплектов с интерактивными приложениями. Эту миссию и призвана выполнять программа «Учком», в которой происходит интеграции учебной информации и методики её освоения. Результатом этой интеграции явилась качественно новая учебная продукция, в которой реализуется схема: «информация + дидактические инновации + компьютер».

Создавая программы «Учком», как адекватное интерактивное отражение структуры учебника нового поколения, технологического [1], студенты руководствовались тем, что главным в учебном материале любого жанра является не сам текст, а та работа, которая может быть с этим текстом проделана. Поэтому, стремились обеспечить максимальную технологичность учебной книги, следовательно, и её электронного приложения на основе программы «Учком».

Таким образом, в программу «Учком» заложены функции, как носителя содержания образования, так и организатора процесса активного усвоения этого содержания, что отражено в названии новой модели учебника (технологический) - в нём примерно 20 % объёма занимает изложение учебной информации, а 80 % - деятельностные технологии активного освоения этой информации. При этом компьютер не вытесняет книгу из учебного процесса, а органически дополняет её, создавая позитивный эмоциональный фон учебных занятий. Более того, использование QR-кодов и мобильных устройств с выходом в Интернет обеспечивает реализацию идеи «учебник управляет компьютером», поскольку весь сценарий освоения учебной темы заложен в технологическом учебнике, а с помощью кода и видеокамеры устройства к текстовой части учебника подключается интерактивная часть, обеспечивая синхронное закрепление знаний. Разумеется, при этом коммуникативные и управленческие функции выполняют электронные «облака».

Рисунок 2. Навигационная карта

В программе «Учком» навигация по электронному приложению осуществляется с помощью навигационной карты (рисунок 2). Для каждого учебного курса она своя, со своим набором упражнений и обучающих блоков. На ней все кнопки активные. Для каждой веб-страницы предусмотрен переход на главную. После выполнения упражнения или технологии и их закрытия происходит возврат на карту. Важно, что в комплекте сохраняется работа с книгой. «Учком» - это очень мобильная структура, в которой все элементы легко модифицируются. Четвёртая категория программ в структуре «Матрицы» - это тематические компьютерные учебные игры (КУИ). Их в составе среды ИКД около сотни, в программу заложены только 5, программы которых являются инструментальными оболочками с несложной модификацией контента. При этом, работая коллективно в платформе Dropbox, студенты на основе имеющегося в ИКД программного арсенала создали самостоятельно несколько игровых программ для школ, например, «Математический футбол». Первоначально для содержательного наполнения «Матрицы» студентам были предложены темы по курсу математики средней и высшей школы: «Натуральные числа», «Делимость», «Логарифмы», «Производная», по которым ранее было создано много учебного материала.

Однако, многие студенты пятого курса не пожелали идти «проторенным» путём и создали самостоятельно новые технологии по предложенным темам. Таким образом, работа в команде, в условиях, обеспечиваемых облачными технологиями, стимулирует у студентов стремление к творческой деятельности, результатом чего является коллективный учебный продукт, аккумулирующий результаты инновационной студенческой деятельности. Поэтому эти средства ЭВМ приобретают свойства и преимущества кластерных технологий, доказавших свою эффективность в области экономики, и пока медленно внедряемых в систему образования.

Исследуя воспитательный потенциал облачных технологий, мы обратили внимание на деятельность пользователей социальных сетей, функционирующих на этих платформах, учитывая, что большинство

учащихся и студентов включены в эти среды. Нас заинтересовал вопрос, почему многие студенты и аспиранты покидают «соцсети». Оказалось, их не удовлетворяет содержание публикуемой в них информации: её примитивно-бытовой характер, отсутствие интересных и полезных фактов и сообщений, обилие бессодержательных изображений, наличие в текстах грамматических ошибок и даже ненормативной лексики, а главное, отсутствие всяких смыслов. Характерно, что даже на страницах наших коллег, преподавателей и учителей, трудно найти что-либо полезное для «ума и сердца». Например, сеть Фейсбук, по-видимому, воспринимается как «книга лиц» (или попросту физиономий), а не личностей, поэтому изобилует персональными «фото» на разных фонах. Попытались повлиять на ситуацию, призвав коллег наполнить Интернет-пространство информацией воспитательного характера или хотя бы текстами с позитивными смыслами. Предложили для начала два проекта [5].

Проект 1. Бессмертный полк приходит в школу. Цель проекта - привлечь учащихся школ и студентов, будущих педагогов, к созданию в сети Интернет страниц, освещающих героическое прошлое членов своей семьи, к изучению истории их участия в победе народов России в Великой Отечественной войне; создать интерактивную составляющую Интернет поддержки проекта. С её помощью через Интернет «собрать» виртуальные полки, затем «двинуть» эти полки в сети к Победе, описать их путь, сражения, потери, военную технику, используя иллюстрации.

Ученики должны сами написать истории своих полков, найдя в сети и литературе соответствующие сведения. Интернет должен возродить живую память о войне. А сейчас память очень отдалённая, обобщённая, абстрактная. Большинство мероприятий на тему ВОВ - это массовки, не для души, не для памяти, а для «галочки». И очень обидно, что нашу Победу «украли» иностранцы, поэтому надо, чтобы интернет «кричал» им о нашей победе, о наших жертвах. Возможно, следует затем сделать перевод страниц проекта на английский, разместить в мировых поисковиках информацию, сделать рекламу проекту, не навязчивую, а трогательную, чтобы каждый захотел посмотреть о своём, о сокровенном. Ведь с годами память совсем уйдёт, как почти ушли ветераны ВОВ, а это несправедливо, а вырастать будут «киберчеловеки», для которых интернет - это инструмент развлечений и всемирная торговая площадка. Но начинать надо с малого, с одной школы. «Великие дела делаются не наскоком, а малыми шагами» (Махатма Ганди). В каждой школе с помощью облачных технологий можно создать локальную сеть «Дороги наших отцов» для патриотического воспитания. Эпиграф взять из Гамлета: «Порвалась поколений нить, и надо нам её восстановить».

Как пример, разместили в сети небольшие публикации учеников. Так в «Письме польским школьникам» есть такие строки: «Пишу вам, потому что мой дедушка освобождал от фашистов ваш город, а вы, возможно, и не знаете об этом, о подвигах наших солдат. А ведь все они герои. Но ваше правительство сносит памятники нашим героям. Они не знают, что память уничтожить невозможно. Пусть не помнят люди, но память живёт во Вселенной, она хранится в земле, камнях памятников, которые разбили ваши правители, даже в тех деревьях, которые видели войну, а если их уже нет, то передали через свои семена своим потомкам. Я не могу приехать в ваш город, поэтому прошу вас сходить на место уничтоженного моему деду памятника, прислониться к дереву или просто к земле и сказать им, что я помню о нём и буду помнить всегда».

Проект 2. «Спаси жизнь» как актуальный социальный проект. Наш Президент неоднократно утверждал, что большинство острых проблем нашего общества находятся в сфере нравственности. Но в основе всех нравственных поступков лежит человеческая доброта. Доброта ко всему живому, будь то человек, бездомная собака или дерево. А в наших городах на каждом шагу видим проявление жестокости к нашим «меньшим братьям». Не в этом ли нравственная основа терроризма и фашизма? Поэтому предлагаем коллегам включиться в Интернет проект «Спаси жизнь» (о бездомных животных в городе) и приводим рассказ одного ученика «Рыжик».

«У соседа появился очередной щенок. Он быстро превратился в доброго золотисто-рыжего пса с весёлыми голубыми глазами. Как будто всё время чему-то улыбался. Стал общим любимцем. Так как огород у соседа был разгорожен, то Рыжик «промышлял» и у других соседей, все его кормили.

Однажды я услышал пронзительный собачий плач в конце сада. Оказалось, что Рыжик неудачно прыгнул к нам через сетчатый забор и повис головой вниз на проткнутой проволокой лапе. Я сразу подбежал к нему, чтобы снять с забора. Но тут же получил укус в ногу, так что пришлось обращаться к врачу. Рыжика мы сняли, набросив на «морду» куртку. Но позже я всех предупреждал, что нельзя трогать раненую собаку. Рыжик быстро выздоровел, но, к сожалению, стал часто уходить на собачьи свадьбы. А недалеко от нас оживлённая магистраль. Потом он совсем исчез. Но вскоре на этой магистрали я увидел раскатанную почти в лепёшку золотисто-рыжую шёрстку, из которой на меня смотрел весёлый голубой глаз».

Мы привели примеры страниц из Интернет проектов, которые можно было бы развивать с помощью облачных технологий в социальных сетях, наполняя их информацией для «воспитания чувств» и развития творческих способностей школьников. Однако, наши призывы пока не получили отклика в педагогическом сообществе, а мощный технологический потенциал социальных сетей, а следовательно, и облачных технологий пока остаётся невостребованным для целей воспитания молодёжи.

Выводы. В чём же проявляется креативный и воспитательный потенциал облачных технологий?

- Организация работы в команде создаёт условия, стимулирующие как коллективную, так и индивидуальную творческую деятельность студентов благодаря ситуации соревнования и широким возможностям взаимодействия. Приобретённый опыт творческой деятельности закладывает у студентов основы формирования личностных качеств, направляющих их в дальнейшем на профессиональную деятельность в режиме творческого поиска, отрицая сугубо исполнительский стиль работы.

- Появляется возможность привлечения творчески работающих учителей к работе над общими проектами и передача студентам передового опыта.

- Размещение в облачных хранилищах, программах-аккумуляторах новых учебных технологий (например, «Матрицы ИКД») позволяет существенно расширить область их применения, что будет играть роль катализатора творческой деятельности студентов и учителей.

- Появляется необходимость и возможность диверсификации функций в группе студентов, например, выявляются инноваторы - разработчики новых моделей учебных материалов; программисты, создающие программы на основе новых моделей; тьюторы, обеспечивающие коммуникации и управление процессом обучения приёмам творческой деятельности, патентоведы и редакторы, обеспечивающие защиту

интеллектуальной собственности и издание учебной продукции; менеджеры, решающие задачи логистики и внедрения инновационной продукции и т.д.

- Воспитательный потенциал социальных сетей, которые так популярны у молодежи, пока остается нереализованным. Но это социально-педагогическое пространство очень перспективно для последующих исследований, так как объединяет большие сообщества и обладает высокими программно-технологическими преимуществами и возможностями для воспитательной работы среди молодежи.

Литература:

1. А.И. Архипова. Механика. Технологический учебник. Краснодар. АУФК. 2000.

2. А.И. Архипова, Р.И. Золотарёв, Т.Л. Шапошникова, В.В. Вязанкова. Учебно-методический комплект «УЧКОМ» как прообраз учебника будущего // Школьные годы. 2011. № 37.

3. А.И. Архипова, Р.И. Золотарёв, М.С. Мочалова. Проблемы внедрения проектов инновационной компьютерной дидактики и венчурного бизнеса в сфере образования. Информатизация как целевая ориентация и стратегический ресурс образования: Материалы международной научной конференции. -Архангельск, 2012.

4. А.И. Архипова, С.П. Седых.Образовательный кластер инновационной компьютерной дидактики: структура, концепция (РИНЦ) // Школьные годы. 2012. № 44.

5. https://www.facebook.eom/alevtina.arkhipova.5

6. Архипова А.И., Грищенко В.И. Электронные образовательные ресурсы инновационной компьютерной дидактики и их применение в воспитательной работе педагогов. - Монография. 2017. Краснодар, КубГУ.

7. Пичкуренко Е.А., Архипова А.И. Учебные Интернет технологии на основе сетевого конструктора «Сила знаний» // «Проблемы современного педагогического образования» август 2017, г. Ялта, № 56 (1), с. 9 - 18.

Педагогика

УДК: 372.461.2

старший преподаватель Архипова Юнонна Ивановна

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА

УРОКЕ

Аннотация. В статье представлено описание управления образовательной коммуникацией младшего школьника в процессе обучения.

Показано, что управление коммуникацией носит опосредованный характер, предполагает конструирование педагогом коммуникативной ситуации на основе актуально значимой тематики (содержание ситуации). Коммуникативная деятельность младшего школьника позволяет понимать позицию Другого, выйти на взаимопонимание (согласование смыслов и мнений, достижение согласия), на порождение дискурса и на понимание учебного материала.

Ключевые слова: образовательная коммуникация, младший школьник, процесс обучения, урок по федеральным государственным образовательным стандартам.

Annotation. The article presents a description of the management of educational communication of the younger student in the learning process.

It is shown that the management of communication is mediated in nature; it involves the teacher constructing a communicative situation on the basis of topical issues (the content of the situation). Communicative activities of a junior schoolchild allow understanding the position of the Other, reaching an understanding (agreeing on meanings and opinions, reaching agreement), generating discourse, and understanding educational material.

Keywords: educational communication, younger school child, learning process, lesson on Federal state educational standards.

Введение. Изменение младшего школьника, рост его информированности и самостоятельности определяют и необходимость изменения процесса обучения, в котором управление образовательной коммуникацией играет важнейшую роль. Новые требования к метапредметным результатам, необходимость формирования коммуникативных УУД обусловливают необходимость поиска педагогических условий построения образовательной коммуникации в процессе обучения младших школьников. Результативность и эффективность многих задач в настоящее время зависят не только от индивидуальных качеств и умений ученика, но и от его готовности и умения включиться в совместную деятельность на уровне партнерства, сотрудничества, сотворчества, от культуры социального поведения. Сегодня не вызывает сомнения то, что во всех сферах человеческой деятельности профессиональная компетентность органически связана с компетентностью коммуникативной.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования охватывает:

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

• готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою;

• определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Перечисленные требования ФГОС к преподаванию показывают, что важнейшими составляющими обучения являются готовность и умение вести диалог, вступать в сотрудничество со сверстниками и взрослыми, осознавать свою роль в жизни общества. Именно готовность к коммуникации позволяет учителю и ученику социализироваться, выстраивать свои отношения, взаимодействие с окружающим миром, с людьми и с самим собой.

Изложение основного материала статьи. Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок - основная организационная единица процесса обучения, где происходит совместная деятельность учителя и учащихся. Учитель на уроке включается в многообразные связи с каждым отдельным учеником, с классом в целом, с преподаваемым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.