УДК 392.91
КРЕАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ГЕНЕРАЦИИ ИДЕЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Толкачев Андрей Николаевич
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129010, г. Москва, Протоповский переулок, 9), кандидат юридических наук, заведующий кафедрой маркетинга и рекламы, 9757417@gmail.com, 8-915-123-07-63.
В статье автор раскрывает ресурсы творческой деятельности человека, являющиеся основой для создания оригинальных идей. Анализируются виды этих ресурсов, мотивирующих творческое поведение менеджера. Показаны условия развития указанных ресурсов в виде соответствующих подходов менеджера к разработке идей.
Ключевые слова: творческий процесс; оригинальные идеи; ресурсы творческой деятельности; интуиция; креативность; конвергентное мышление; творческие действия.
CREATIVE WAYS OF GENERATING IDEAS IN MANAGEMENT
Tolkachev Andrei Nikolaevich
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 127550, Moscow Protopopovskiy lane, 9), Candidate of Legal Sciences, head of the Department of Marketing and Advertising, 9757417@gmail.сom, 8-915-123-07-63.
In the article the author reveals the resources of a person's creative activity which is the basis for creating original ideas. Types of these resources motivating a manager's creative behavior are analyzed. Conditions of developing the specified resources in the form of a manager's corresponding approaches to ideas development are also shown.
Keywords: creative process; original ideas; resources of creative activity; intuition; creativity; convergent thinking; creative actions.
В современных условиях бизнеса умение менеджера организовать творческий процесс является необходимым критерием его конкурентоспособности [5, с. 12]. Творчество всегда представляет собой относительно уникальное сочетание выразительных форм, необходимое для достижения определенной цели, рассчитанное на восприятие и поведение целевой аудитории.
Творчество как процесс самореализации субъекта индивидуальными и оригинальными методами основано на таких свойствах личности как вдохновение и воодушевление. Это порождает создание оригинальной идеи в том смысле, что данная идея - это новое видение или мысль, возникающая за счет соединения концепций, ранее не связанных друг с другом. Причем независимо от того, является ли идея оригинальной или модернизируемой [3, с. 43].
Каковы же ресурсы творческой деятельности?
Первым из таковых ресурсов можно назвать интуицию. Как сказал Дэвид Линч: «Превыше всего ценю интуицию, она объединяет мышление и чувство вместе, и она выше, чем интеллект и эмоции, взятые по отдельности» [2, с. 76].
1. Телесная (или физическая) интуиция.
Люди, у которых развит этот вид интуиции, получают интуитивные подсказки через физические ощущения - боль или удовольствие, апатию или прилив сил, и делают выводы относительно своего потенциального успеха в том или ином событии на основании своего самочувствия. В книге Лауры Дей «Самоучитель по развитию интуиции» приводится пример из жизни знаменитого миллионера Джорджа Сороса. В своей книге «Сорос о Соросе» он так описывает свои физические ощущения в ответ на колебания котировок акций: «Я чувствую боль. Я в очень большой степени полагаюсь на животные инстинкты. Когда я активно управлял Фондом, у меня болела спина. Я интерпретировал начало острой боли как сигнал того, что в моих делах что-то не так. Боль в спине говорила мне, что именно не в порядке (допустим, низ спины - для краткосрочных инвестиций, левое плечо - для валюты), но она побуждала меня к поиску неполадок» [1, с. 102]. Дж. Сорос не полагается на научные знания, например «бычий тренд», «боковой тренд» или «медвежий тренд» - Дж. Сорос полностью доверяет интуиции...
2. Эмоциональная интуиция.
Эмоциональная интуиция обращается к нашим чувствам, и с помощью, например «необъяснимой» тревоги, беспокойства или страха сигнализирует нам: «что-то тут не так». Эмоции (гнев, страх) испокон веков служили нам для реакции на опасность (думать некогда!), поэтому этот вид интуиции пытается предупредить нас с помощью ощущения первобытного страха об угрожающей нашей жизни или здоровью опасности.
3. Интеллектуальная интуиция «вызревания» интуитивного решения.
Вторым ресурсом после интуиции, являются дивергентные способности.
Дивергентные способности (креативность) - это умение выдвигать
максимальное количество интересных и необычных идей применительно к одному и тому же объекту, ломать стереотипы.
Критерии:
1. Беглость: скорость генерирования большого числа идей в определенную единицу времени.
2. Гибкость: число категорий ответов. Например, ответы типа: «из журнала можно сделать коллаж, разрисовать, поставить картинку в рамку» относятся к одной категории — создание искусства. Гибкость определяется способностью к продуцированию разнообразных идей с переключением с одного класса объектов на другой и находя в объекте новые признаки и новое использование. Сумев рассмотреть предмет (ситуацию, событие, слова) с разных ракурсов, вы сможете научиться находить наилучшие решения.
3. Оригинальность - это умение отойти от стереотипов (шаблонов), и продуцировать отдаленные ассоциации, метафоры, нестандартные решения. Оригинальность — число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается
оригинальным, если между ним и искомым предметом много промежуточных сфер. Один оригинальный ответ — 5 баллов. Все баллы за оригинальные ответы суммируются.
4. Чувствительность: способность воспринимать необычные моменты в деталях, видеть неопределенность или противоречия, а также умение оперативно переходить от одной идеи к другой. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.
5. Образность: стремление выражать свои мысли с помощью ассоциаций и символов, работать в воображаемом контексте, умение находить сложное в том, что кажется абсолютно простым, и видеть простоту там, где все выглядит запутанным.
Третьим ресурсом можно признать конвергентные способности.
Конвергентное мышление - это нахождение единственно правильного решения в заданных условиях деятельности. Например, тест на определение IQ.
Три свойства интеллекта представляют способности к конвергентному мышлению:
Уровневые свойства: скорость восприятия, концентрация внимания, словарный запас, сенсорное различение и так далее.
Комбинаторные свойства: умение сочетать имеющийся багаж знаний с элементами поставленной задачи, выявлять взаимосвязи, закономерности и различные соотношения.
Процессуальные свойства: стратегии трансформирования полученных сведений, способы интеллектуальной деятельности и ее операции.
Указанные ресурсы развиваются в том случае, если менеджер задействует соответствующие подходы к разработке идей. Речь идет о коммуникационном и психологическом подходе.
В итоге данного анализа можно назвать те творческие действия, которые будут мотивировать, а также максимально характеризовать творческое поведение, как основу для генерации и творческого воплощения идеи. В приведенный ниже перечень включены методы креатива.
1. Найдите новость! Новостью может быть человек, картина, фильм, запись в ЖЖ, старая найденная записка, фотография, выставка, брошенная вещь на чердаке. Для одного - это развалины Критского дворца, для другого -чашечка кофе на Bahnhofstrasse в Цюрихе. Вот испуг Jasper Goodall, иллюстратора из Англии: «Однажды я сидел в кафе в Берлине, и мне в голову пришло столько идей, что я не знал, что с ними со всеми делать».
2. Открывайте референсы! На улице, в сети, в альбомах любое изображение или фотография могут открыть новую идею, и Вы сможете точнее передать детали.
3. Нарушайте правило! Найдите правило, которое можно наРУШИТЬ (даже если это правило продуктивности). Генри Миллер нарушил все правила и получился роман «Тропик рака». С.С. Прокофьев нарушил каноны классической музыки и сегодня самый исполняемый композитор в мире.
Ванесса Мэй открыла новый стиль, сумев сплавить акустическую и электрическую скрипки с современными ритмами - техно, джаз, рэггей...
4. Создавайте ассоциацию! И Вы найдете на первый взгляд невидимую связь образов в Вашем сознании. Например, дом ассоциируется с кораблем, потерявшим курс в океане. А корабль с путешествием, а путешествие с фотографией в альбоме. Посмотри, сколько ассоциаций увидел З. Фрейд, когда нырнул в свои сны.
5. Проведите аналогию. Снимите признаки с того объекта, что Вам интересен, и перенесите на свой объект. И зафиксируйте свой неожиданный взгляд на образе жизни, внешности, стереотипных представлениях реальности.
6. Создайте свой прототип. Прототип станет носителем образа. Набросьте свое внимание на образ, хотя бы на несколько сотен или тысяч секунд. Теперь пробуйте его в разных ситуациях. Посмотрите, сколько увидел Дега в балеринах и прачках.
7. Сделайте ремикс любого произведения. Возьмите то, что тебя зацепило - сделайте новый прорыв! Задайте другое направление, ритм и темп!
8. Секвестируйте. Разбивайте свои крупные долгосрочные проекты на мелкие куски и наслаждайтесь каждым, как куском руды, как самородком, добытым с глубин неосвоенных рудников.
9. Займитесь купажированием. Смешайте идеи как вина и пробуйте, пока не получите то, что вкусно. Все новые идеи - это различные комбинации уже существующих. Прообразом печатного станка И. Гутенберга был винный пресс. Современный факс - это комбинация телефона и фотокопировального устройства.
10. Выращивайте гиперболы. Пусть все преувеличено. Но в преувеличенном можно разглядеть то, что не было видно сразу. Гиперреализм выпячивает невидимое.
11. Создавайте фантасмагории. «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фиордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», - говорил Эдвард Мунк об истории создания картины «Крик».
12. Организуйте переворот. Возьмите вещь и спроецируйте какое-то ее качество наоборот - уже прикольно. Переверните знакомую ситуацию.
13. Деконструируйте. Разложите объект, проблему, ситуацию на части, посмотрите на каждую из них. Анализируйте! Разбросайте, чтобы найти в каждом шаге новые решения, а затем соедините все части в любой конфигурации и последовательности, если не складывается - займитесь любым куском.
14. Применяйте итерацию (с лат. йегайо — повторяю). Это любимый прием альпинистов. Это процесс, в котором каждый предыдущий результат действий используется следующим этапом.
15. Придумайте фан-фикшен для уже существующего персонажа.
16. Делайте сиквелы. Продолжайте чужие сюжеты с теми же персонажами.
17. Заразитесь Метонимией. И создадите образы, из которых как создатель Франкенштейна, извлечете то, что у него было всегда и добавите что-то новое от других.
18. Превратите любую ситуацию в абсурд. Взгляните на предмет или ситуацию, где понятен смысл происходящего - внесите туда людей или предметы, которые лишают предмет или ситуацию смысла - все становится абсурдным - получаем новое видение, значение ситуации.
19. Сравнивайте! И можно переоценить существующие ценности. «Оденьте скафандр» синектики, чтобы сделать погружение в ситуацию объекта. Ставим себя на место объекта - входим в ситуацию - решаем проблему.
20. Метаморфозы происходят с нами каждую секунду, пора обратить на них внимание. Перевоплощается все, а не только избитая примерами бабочка из гусеницы.
21. Создавайте скрапбук. Вырезайте страницы из журналов и лица из фотографических карточек и создавайте из них коллажи в своем скрапбуке. Как гениальный С.И. Параджанов!
22. Назовите свое занятие! Нейминг помогает сфокусироваться. Бегло придумайте название своему любимому занятию (хобби) любым словом, которое придет в голову. Например, игра, баловство, шалость, розыгрыш, сумасбродство, хобби, украшение мира, сочинительство, творчество и т.п. Запомните! Фиксация названия - фиксация создания.
Сегодня, когда для журнала нужно взять интервью у какой-нибудь зарубежной VIP-персоны - используем какую-нибудь «фишку», как вы догадались, из 133 инструментов креатива, и эксклюзивное интервью непременно выйдет в номер. По сути, так и произошло с известными зарубежными бизнесменами Брайаном Трейси, Бобом Дорфом, Алланом Пизом, Ларсом Валлентином, Малкольмом Макдональдом, Рашидом Каримом, Нилом Уайтхедом и другими. По телефону и скайпу договорились с их промоутерами и получили в разговоре ценные сведения [4, с. 54].
Таким образом, креативный подход используем давно и успешно, это необходимо планировать в концептуальном плане на старте любого проекта. «Все успешные люди когда-то начинали с нуля» [6, с. 8], - так сказал в одном из интервью Брайан Трейси.
Список литературы
1. Дей Л. Самоучитель по развитию интуиции. Библиотека практической психологии. М.: ACT, Астрель, 2001.
2. Линч Дэвид. Поймать большую рыбу. Медитация, осознанность и творчество. М.: Эксмо, 2009.
3. Толкачев А.Н. Личные продажи: практика и новые подходы. М.: Эксмо, 2010.
4. Толкачев А.Н. Эффект звонка. Санкт-Петербург: Питер, 2016.
5. Толкачев А.Н. Коммерческое право: учебное пособие. М.: Дашков и К°, 2014.
6. Трейси Б. Все успешные люди когда-то начинали с нуля // Event-маркетинг. 2014. - N
4.
References
1. Dey L. Samouchitel po razvitiyu intuitsii. Biblioteka prakticheskoy psikhologii. M.: AST, Astrel, 2001.
2. Linch Devid. Poymat bolshuyu rybu. Meditatsiya, osoznannost i tvorchestvo. M.: EKSMO,
2009.
3. Tolkachev A.N. Lichnye prodazhi: praktika i novye podkhody. M.: EKSMO, 2010.
4. Tolkachev A.N. Effekt zvonka. Sankt-Peterburg: Piter, 2016.
5. Tolkachev A.N. Kommercheskoe pravo: uchebnoe posobie. M.: Dashkov i K, 2014.
6. Treisi B. Vse uspeshnye lyudi kogda-to nachinali s nulya - Event-marketing. 2014. no 4.