Научная статья на тему 'КРЕАТИВНЫЕ ИНКУБАТОРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ'

КРЕАТИВНЫЕ ИНКУБАТОРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческие инкубаторы / культурная идентичность / молодежь / креативные индустрии / развитие культуры / creative incubators / cultural identity / young people / creative industries / cultural development

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — М.В. Острикова

В данной статье рассмотрены различные стороны влияния творческих (креативных) инкубаторов в развитии не только творческого потенциала молодежи, но и также формированию ее культурной идентичности, чувства принадлежности не только к своей культуре, но и к мировой в целом, а также развитию системы обмена культурами разных народов и разнообразных представителей молодежи. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с развитием творческих способностей молодежи, формированием ее культурных ценностей и идентичности. В статье также выделили основные аспекты влияния творческих инкубаторов на работу с молодежью и на то, как они способствуют развитию культурной среды в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — М.В. Острикова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE INCUBATORS AS A TOOL FOR THE FORMATION OF CULTURAL IDENTITY YOUNG PEOPLE

This article considers the various aspects of the influence of creative incubators in the development of not only the creative potential of young people, but also the formation of their cultural identity, a sense of belonging not only to their culture, but also to the world as a whole, as well as the development of a system of cultural exchange of different peoples and diverse youth representatives. Special attention is paid to issues related to the development of creative abilities of young people, the formation of their cultural values and identity. The article also highlights the main aspects of the influence of creative incubators on working with youth and how they contribute to the development of the cultural environment in society.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНЫЕ ИНКУБАТОРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ»

УДК 7.091.3

КРЕАТИВНЫЕ ИНКУБАТОРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

МОЛОДЕЖИ

М.В. Острикова

Московский государственный институт культуры, г. Москва e-mail: masha@mosconsv.ru

В данной статье рассмотрены различные стороны влияния творческих (креативных) инкубаторов в развитии не только творческого потенциала молодежи, но и также формированию ее культурной идентичности, чувства принадлежности не только к своей культуре, но и к мировой в целом, а также развитию системы обмена культурами разных народов и разнообразных представителей молодежи. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с развитием творческих способностей молодежи, формированием ее культурных ценностей и идентичности. В статье также выделили основные аспекты влияния творческих инкубаторов на работу с молодежью и на то, как они способствуют развитию культурной среды в обществе.

Ключевые слова: творческие инкубаторы, культурная идентичность, молодежь, креативные индустрии, развитие культуры.

В настоящее время происходит активное развитие и широкое появление и распространение творческих (креативных) инкубаторов, в феномене которых заинтересованы многие исследователи и ученые из области социологии и культурологии. Будучи местом притяжения социальных групп, объединенными общими характеристиками, такими как: студенты, специалисты и представители бизнеса - данное общественное пространство оказывает непосредственное влияние на формирование культурной идентичности молодежи, что является одной из важнейших задач современного Российского общества. Такого типа инкубаторы, будучи привлекательными или, другими словами, даже модными, для многих студентов профильных учебных заведений, могут помочь в формировании личности, ценностных ориентиров и определении типажа поведения в обществе. На рубеже XX-XXI вв. вследствие развития прогрессирующей глобализации и формирования общества потребления происходили кардинальные перемены в различных сферах общественной жизни. Возникли принципиальные

изменения социально культурных оснований в социокультурном пространстве современности, что во многом отразилось на общественном поведении и сознании населения [1].

С активным формированием творческих (креативных) инкубаторов, а также их активным распространением, появляется потребность в их анализе, поскольку, будучи сравнительно новым феноменом, они еще пока недостаточно глубоко изучены. Также поваляется необходимость понять, может ли кластер быть одним из инструментов для формирования культурной идентичности молодежи, и какую роль они играют в развитии культуры в целом?

Творческий (креативный) инкубатор - отдельный вид бизнес-инкубатора, специализирующегося на поддержке и развитии творческих (креативных) индустрий и творческого (креативного) предпринимательства в целом. Задачи творческого (креативного) инкубатора заключаются в содействии и оказании услуг, необходимых для формирования устойчивого бизнеса, доработке и актуализации творческой идеи для соответствующего вида предпринимательской деятельности; Он помогает сохранить культурные традиции в современном контексте, а также привлечь молодых ученых к изучению культурного наследия, сохранить национальную память.

Молодые люди, которые стремятся к познанию своей культуры, а также ставят перед собой цель ее популяризации и могут использовать элементы культурного достояния в своих работах, при решении задач в рамках участия в проектах, предоставленных организаторами творческих (креативных) инкубаторов. Также молодые люди могут реализоваться независимо, в своем творчестве, создавая новые и оригинальные произведения. Проекты предложенные в рамках деятельности творческих инкубаторов популяризируют отечественную культуру за счет интеграции креативных решений молодежи, в том числе студентов, в разнообразные бизнес-проекты.

На сегодняшний день существует огромное количество центров и организаций, реализующих свою деятельность в формате креативных инкубаторов. Например, в 2020 году было создано Агентство креативных индустрий Правительством Москвы для поддержки и развития творческого бизнеса. Оно является единым окном для взаимодействия органов власти и представителей креативного предпринимательства [2].

У агентства есть спецпроекты, к которым относятся: Дизайн-цех, Фабрика Музыки, Арт Фабрика и Фабрика дизайна.

Вышеупомянутый спецпроект «Дизайн-цех» ставит своей целью «Создание концепции сувенирной продукции, «мерча»» треки от таких компаний как Мосгорпарк, Музей Москвы, «Центр Зотов», Театр им. Маяковского. Организация и структура спецпроекта «Дизайн-цех» представляет собой места, где молодые люди могут проявить свой творческий потенциал, обменяться опытом и знаниями друг с другом, а также продемонстрировать свои разработки напрямую заказчику.

Например, студенты Института бизнеса и дизайна команда «ДАКК», в составе Ксении Симкиной, Екатерины Нечет, Алисы Субботиной и Даниила Мешкова - студентов 3 курса профиля «Визуальные коммуникации» - на финальном питчинге проектов одержала победу в треке-конкурсе по созданию концепции современного спортивного мерча для АНО «Московский спорт». Студенты-победители самостоятельно разработали концепции современного спортивного мерча, который, по задаче заказчиков должен отражать позитивное влияние спорта на человека, спортивные достижения и здоровый образ жизни. В работе допускалось использование образов культовых спортивных объектов Москвы и/или спортивных событий, происходивших в городе. Также решение могло быть приурочено к столетию Московского спорта в 2023 году [4]. Стояла задача разработать айдентику продукта, который соответствовал современному дизайну города и выполнял соответствующие задачи.

Таким образом, можно сказать, что творческие инкубаторы - это места, где молодые люди могут создавать проекты, которые отражают культурные особенности своего региона или страны, способствуя сохранению и популяризации не только национальных ремесел и искусств, но и гражданской и социальной культуры, показывая все грани своей национальной культуры: и материальные объекты, и духовные, например, спорт и по сей день является очень важной составляющей нашей культуры и формирует огромный пласт традиций и мероприятий, с ним связанных.

В наше время обучение и поддержка молодых талантов являются ключевыми элементами успешного развития общества. Молодежь -будущее нашей страны, и именно от ее успехов зависит процветание

всего общества. Поэтому важно создать условия для развития и поддержки молодых талантов в различных сферах деятельности. Государство, в свою очередь, активно способствует созданию условий для обучения и поддержки молодых талантов. В это число, как раз, можно включить создание вышеупомянутого Агентства Креативных индустрий. Государство и бизнес-сообщество могут выделять гранты, стипендии и инвестировать в перспективные проекты молодых специалистов, которые имеют отношения к креативным кластерам. Это поможет им реализовывать свои идеи и продвигаться в профессиональном плане. В Послании Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года, отмечалось: «Мы знаем всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего многонационального народа и с учетом этого должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования» [3].

Творческие / креативные индустрии / творческое предпринимательство / продюсерство / культурный или творческий бизнесы, представляют собой колоссальный ресурс модернизационного развития социально-экономического потенциала региона, отрасль экономики конкретной территории, фактор конкурентоспособности. Вот почему арт-проекты реализуются не только в Москве и Санкт-Петербурге как ключевых российских центрах сферы культуры и искусства, но и в других городах, стремящихся активизировать творческое/креативное начало населения - Владивостоке, Коломне, Красноярске, Перми, Петрозаводске, Самаре, Ульяновске [6].

В современном мире креативные индустрии, а также отдельные виды бизнес-инкубаторов занимают все более важное место в культурной жизни общества и в экономике. Расширение возможностей молодежи предполагает не только предоставление ресурсов для развития их проектов, но и обеспечение их связями с представителями других культур, общаться с коллегами и экспертами в своей области, участвовать в конференциях, семинарах и прочих мероприятиях, которые помогут им расширить свой кругозор и получить новые знания.

Создание специальных креативных инкубаторов, которые специализируются на поддержке и развитии творческих индустрий в целом, где мастера могут работать вместе, обмениваться опытом и

знаниями, могут помочь сохранить эти традиции и передать их будущим поколениям. Культурное наследие не ограничивается границами одной страны или региона. Создание кластеров, где мастера из разных стран и культур могут работать вместе, поможет сохранить и распространить культурное наследие по всему миру. Они являются важным инструментом в борьбе с социальной изоляцией и одиночеством. Молодые люди, работающие над проектами в инкубаторах, часто находят новых друзей и единомышленников. Это помогает им чувствовать себя частью сообщества и укрепляет их культурную идентичность.

Помимо этого, творческие инкубаторы способны быть эффективным средством не только для сохранения культурного наследия (предоставляя возможность для развития традиционных ремесел и искусств), но также для развития новых форм и направлений. Все это может происходить при условии того, что заказчик в лице представителя организации, в деятельность которого входит работа с культурным наследием, может предоставить бриф на конкурс, который будет косвенно и зачастую неосознанно самими участниками способствовать формированию культурной идентичности молодежи, определяемой по Э. Гидденсу, культурой и сферой политики, а также национальным самосознанием [5].

Также креативные инкубаторы могут стать платформой для создания новых форм и направлений в культурном наследии. Современный мир меняется очень быстро, и культурное наследие должно соответствовать этим изменениям. Создание творческих (креативных) инкубаторов, где мастера могут работать вместе над созданием новых форм и направлений, поможет сохранить культурное наследие и сделать его доступным для современного общества.

Творческие инкубаторы также помогают молодым людям самовыражаться через различные формы искусства. В таком пространстве они могут создавать свои произведения и иметь возможность показать их другим людям. Это не только помогает им развивать свои творческие способности, но также помогает им укреплять свою культурную идентичность через проявления самовыражения.

В современном мире, где все больше молодых людей сталкиваются с проблемой социальной изоляции и одиночества, творческие инкубаторы могут стать местом, где они могут обрести новых друзей и

единомышленников. Это поможет им почувствовать себя частью сообщества и укрепит их культурную связь с родной страной.

Одним из неочевидных плюсов данных инкубаторов является то, что они могут помочь заказчикам, которые ориентируются на сохранение национальной культуры, стать местом для привлечения молодых туристов и развития экономики региона, а также знакомства молодежи. Культурное наследие является одним из ключевых факторов привлечения туристов, усиливая тем самым этническую и культурную идентичность местных жителей. Таким образом, можно прийти к заключению о том, что творческие инкубаторы, помимо заключения в них духовной пользы, такой как привлечение молодёжи к их культуре, имеют также ощутимое практическое применение - они доказывают то, что распространение культуры и ее популяризация могут принести экономические плоды.

В настоящее время большинство молодых людей не проявляют интереса к культурному наследию своей страны, что может привести к потере культурных особенностей. Однако существуют способы, которые могут привлечь молодежь к изучению культурного наследия.

Культурное наследие становится все более важным для молодежи, поскольку может быть источником вдохновения, и это открывает новые возможности для развития креативных кластеров. Современные технологии позволяют создавать интерактивные формы обучения и мероприятия, которые могут привлечь внимание молодежи к культурному наследию.

Молодежь, как активная часть общества, желает иметь возможность осознавать свою культурную принадлежность и обогащать свой культурный опыт. В этом процессе важную роль играют различные культурные институты, такие как образовательные учреждения, библиотеки, выставочные центры, музеи, театры, кинотеатры и другие. Важным фактором является также влияние средств массовой информации и традиций и обычаев, передаваемых из поколения в поколение.

В конечном итоге можно сказать, что творческие (креативные) инкубаторы являются ключевым элементом в развитии культуры и творчества. Они не только способствуют созданию новых форм и направлений в искусстве, но и обеспечивают доступ к культурным ценностям для молодежи. Развитие креативных кластеров является

важным шагом для формирования культурной идентичности молодежи и сохранения культурного наследия. Это места сосредоточения новых идей, проектов и талантов. Они становятся все более популярными среди молодежи крупных городских агломераций, которая ищет возможности для самореализации и развития своего творческого потенциала, узнать больше о культурном многообразии, а также использовать его, а также могут играть роль платформы самовыражения.

Список литературы

1. Зубарева, С. С. Культурная идентичность современной молодежи в контексте общества потребления / С. С. Зубарева // Гуманитарий Юга России. - 2018. - № 4. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-identichnost-sovremennoy-molodezhi-v-kontekste-obschestva-potrebleniya (дата обращения: 08.06.2023).

2. Институт бизнеса и дизайна : Официальный сайт. - URL: https://obe.ru (дата обращения: 04.06.2023).

3. Послание Президента Федеральному Собранию. - URL: http://www.kremlin.ru/news/19825 (дата обращения: 05.06.2023).

4. Сайт Агентства креативных индустрий. - URL: https://createdin.moscow (дата обращения: 06.06.2023).

5. Смакотина, Н. Л. Национально-культурная идентичность молодежи: социологический метод оценки / Н. Л. Смакотина, Н. А. Хвыля-Олинтер // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2010. - № 2. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalno-kulturnaya-identichnost-molodezhi-sotsiologicheskiy-metod-otsenki (дата обращения: 06.06.2023).

6. Суминова, Т. Н. Творческое предпринимательство в контексте формирования креативной экономики и региональной политики в сфере культуры и искусства / Т. Н. Суминова // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2014. - № 1 (12). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskoe-predprinimatelstvo-v-kontekste-formirovaniya-kreativnoy-ekonomiki-i-regionalnoy-politiki-v-sfere-kultury-i-iskusstva (дата обращения: 05.06.2023).

CREATIVE INCUBATORS AS A TOOL FOR THE FORMATION OF CULTURAL IDENTITY YOUNG PEOPLE

M.V. Ostrikova

Moscow State Institute of Culture, Moscow e-mail: masha@mosconsv.ru

This article considers the various aspects of the influence of creative incubators in the development of not only the creative potential of young people, but also the formation of their cultural identity, a sense of belonging not only to their culture, but also to the world as a whole, as well as the development of a system of cultural exchange of different peoples and diverse youth representatives. Special attention is paid to issues related to the development of creative abilities of young people, the formation of their cultural values and identity. The article also highlights the main aspects of the influence of creative incubators on working with youth and how they contribute to the development of the cultural environment in society.

Keywords: creative incubators, cultural identity, young people, creative industries, cultural development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.