Научная статья на тему 'Креативность студенчества как фактор инновационного развития общества'

Креативность студенчества как фактор инновационного развития общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВО / ИННОВАЦИИ / CREATIVITY / STUDENTS / EDUCATION / SOCIETY / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матраева Алена Денисовна

В статье анализируется роль креативности студенчества в современных условиях инновационного развития общества. Показано, что развитие креативности происходит в связи с трансформациями, происходящими в социальной, экономической, политической, культурной сферах жизни, социальной структуре общества. Автор анализирует влияние образования на процесс развития креативности современного студенчества, выявляет его факторы и условия в процессе обучения в вузе и приходит к выводу, что развитие креативности студенчества зависит от качества, содержательных характеристик, эффективности современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATIVITY OF STUDENTS AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SOCIETY

The article analyzes the role of students' creativity in the modern conditions of innovative development of society and shows that the development of creativity occurs in connection with the transformations is taking place in the social, economic, political, cultural spheres of life, and the social structure of society. The influence of education on the development of creativity of modern students is analyzed. The author substantiates that the development of the creativity of students depended on the quality, content characteristics, and the effectiveness of modern education and reveals factors and conditions of the development of student creativity in the process of studying at the university.

Текст научной работы на тему «Креативность студенчества как фактор инновационного развития общества»

МАТРАЕВА Алена Денисовна — аспирант кафедры социологии управления факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (119991, Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1; alenamatraeva@yandex.ru)

КРЕАТИВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСТВА КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Аннотация. В статье анализируется роль креативности студенчества в современных условиях инновационного развития общества. Показано, что развитие креативности происходит в связи с трансформациями, происходящими в социальной, экономической, политической, культурной сферах жизни, социальной структуре общества. Автор анализирует влияние образования на процесс развития креативности современного студенчества, выявляет его факторы и условия в процессе обучения в вузе и приходит к выводу, что развитие креативности студенчества зависит от качества, содержательных характеристик, эффективности современного образования.

Ключевые слова: креативность, студенчество, образование, общество, инновации

Постиндустриальное общество в современных условиях претерпевает серьезные изменения. Происходят радикальные трансформации в социально-экономической, политической, культурно-духовной сферах жизни, социальной структуре общества. Одним из главных производственных активов становится человеческий капитал, т.к. трудовые ресурсы и содержание трудовых функций в наиболее развитых сферах производства на 75% связаны с обработкой знаний и информации [Инновационная экономика...2004: 205]. Формирование инновационной, знаниевой, креативной экономики требует существенных изменений во всех сферах жизни общества, одним из которых является так называемый «образованный труд» [Клементьев, Маслова 2007].

Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, «важной задачей системы образования станет ориентация образовательных программ на обучение навыкам, необходимым для инновационной деятельности, включая. креативность. готовность к работе в высококонкурентной среде»1. Международная организация труда в аналитической записке «Повышение трудоустройства молодежи: важность основных навыков работы» называет креативность одним из основных навыков, необходимых для эффективной деятельности в современном мире, и отмечает, что данный навык должен быть интегрирован в процесс профессиональной подготовки и освоения академических дисциплин2.

Креативность является характеристикой прогрессивного образования и инте-гративным свойством, присущим современной личности, что связано с востребованностью основополагающих характеристик креативности, к которым относят способность продуцировать разнообразные оригинальные идеи и стратегии; ориентацию на результат, цель; оригинальность и быстроту мышления; открытость новому опыту; индивидуализм; склонность к риску; толерантность к неопределенности, быстро меняющимся обстоятельствам [Barron 1979; Гилфорд 1965; Маслоу 2016; Sternberg 1987; Torrance 1974; Хуторской 2003].

Эффективность, содержание и качество высшего образования являются ключевым звеном в реформировании экономики, в ее инновационном развитии. Для подготовки высококвалифицированных специалистов необходимо образова-

1 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Доступ: http:// minsvyaz.ru/common/upload/2227-pril.pdf (проверено 01.04.2017).

2 Policy Brief: Enhancing youth employability: The importance of core work skills. URL: http://www.ilo.org/ skills/pubs/WCMS_234467/lang--en/index.htm (accessed 01.04.2017).

ние, основные характеристики которого — непрерывность, фундаментальность, ранние профессиональная ориентация и начало научной деятельности будущих специалистов. Студенчество, являясь особой социальной группой, имеет непосредственное отношение к формированию будущего общества и курсу развития государства. Система высшего образования, в которой студенчество реализует свою главную цель — получение высшего профессионального образования, является благоприятной средой для развития креативности, поскольку образование предполагает не только получение будущим специалистом профессиональных знаний, но и развитие личности. Основная задача современного образования заключается в создании условий для формирования мышления, общения деятельной, активной, свободной личности, умеющей понимать других людей, способной выполнять сложные задания в условиях риска и неопределенности [Современные проблемы... 2016: 10]. Реализация инновационных процессов невозможна без соответствующей системы образования.

Для изучения различных аспектов развития креативности современного студенчества автор провел исследование, включающее опрос студентов 4 вузов. Всего было опрошено 587 студентов, из них 164 студента РХТУ им. Д.И. Менделеева, 164 студента МГУ им. М.В. Ломоносова, 164 студента Московского физико-технического института, 95 студентов Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Было проанализировано отношение студенчества к необходимости обладания креативностью. Подавляющее большинство опрошенных студентов (91,7%) полагают, что креативность является важным качеством, которым нужно обладать в реалиях современного общества. Данный результат практически не имеет корреляции с вузами, в которых обучаются студенты, что позволяет сделать вывод, что креативность востребована в различных сферах и специальностях.

Креативность, по мнению студентов, необходима для повышения конкурентоспособности на рынке труда (63%), в профессиональной, исследовательской, педагогической деятельности, в меньшей степени — для формирования мировоззрения, гражданской позиции, принятия социально-экономических решений. Данные результаты коррелируют с требованиями, предъявляемыми человеку современным рынком труда, согласно которым специалист должен обладать не только определенным набором личностных и профессиональных качеств, но и креативностью, которая позволяет быстро и эффективно решать задачи.

Анализ сформированности у студенчества качеств, которые являются содержательными элементами креативности, показал, что они сформированы на среднем уровне — 3,6 балла по 5-балльной шкале. Сравнительный анализ показывает, что наиболее сформированными являются такие качества, как способность отказываться от стереотипных способов решения задач, открытость новому опыту, индивидуализм. Плохо сформированными студенты назвали такие качества, как склонность к символическому, ассоциативному мышлению, способность замечать необычные детали, противоречия и неопределенности. Однако ни одно из предложенных качеств студенты не оценили как сформированное в полном объеме. Средняя оценка сформированности креативности коррелирует с вузом, в котором студенты обучаются. Так, самая высокая средняя оценка степени развития креативности — в МГУ им. М.В. Ломоносова (4,2 балла по 5-балльной шкале). В других вузах развитие креативности было оценено студентами ниже. Несмотря на то что студенты в процессе учебной деятельности готовятся к прикладным исследованиям, научной работе, качества, составляющие креативность, являются недостаточно сформированными, что может оказать влияние на результаты профессиональной деятельности в буду-

щем. Представляется логичным предположить, что в наиболее полном объеме развитие креативности осуществляется классическими университетами, которые одновременно реализуют в программах лучшие образовательные традиции и соответствуют вызовам современности.

Большинство опрошенных студентов (78%) полагают, что образование способствует развитию креативности. Студенты полагают, что обучение в университете является главным источником развития креативности после ближайшего окружения (семьи, друзей).

В процессе обучения в вузе креативность развивается в основном благодаря интерактивным формам занятий. К таковым относятся практика, научно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, деловые игры. Большую роль играет и непосредственное социальное взаимодействие с другими студентами и преподавателями. Традиционные формы занятий (лекции, курсовые и лабораторные работы) были оценены студентами как недостаточно эффективные для развития креативности. Также достаточно высоко студенты оценили такие варианты ответов, как «участие в студенческих организациях», «встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций», «мастер-классы экспертов».

Обучение в вузе является необходимым этапом развития креативности будущих профессионалов. Образование в современную эпоху является одним из важнейших социальных институтов, поскольку удовлетворяет потребность общества в профессиональных работниках, способных к производству инноваций во времена глобальных перемен в обществе. В то же время становится очевидным, что современное образование пока не в состоянии в полной мере обеспечить условия для развития креативности.

Сегодня в сфере образования происходят изменения в подготовке будущих профессионалов, однако деятельность в данном направлении все еще не приносит достаточных результатов. Представляется необходимым осуществлять поиск, формирование, развитие технологий, методов обучения, которые были бы ориентированы на развитие креативных способностей.

Развитие креативности современного российского студенчества в процессе образования является одним из необходимых условий прогресса на пути перехода к обществу знаний.

Список литературы

Гилфорд Дж. 1965. Три стороны интеллекта. — Психология мышления (под ред. А.М. Матюшкина).М.: Прогресс. С. 433-456.

Инновационная экономика (под ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой). 2-е изд., испр. и доп. 2004. М.: Наука. 351 с.

Клементьев Д.С., Маслова А.Г. 2007. Введение в социологию личности. Материалы к лекциям. М.: МАКС-Пресс. 140 с.

Маслоу А. 2016. Мотивация и личность. СПб: Питер. 400 с.

Современные проблемы образования, педагогики, социализации детей в контексте инновационных практик: монография (науч. ред. Б.С. Павлов). 2016. М.: Перо. 200 с.

Хуторской А.В. 2003. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ. 416 с.

Barron F. 1979. The Shaping of Personality. San Francisco: Harper and Row.

Sternberg R.J. 1987. BeyondIQ: A Triarchic Theory of Human Intelligence. Cambridge: Cambridge University Press. XVI, 411 p.

Torrance E.P. 1974. The Torrance Test of Creative Thinking: norm-technical manual. Bensenville, Il: Scholastic Testing Service.

MATRAEVA Alyona Denisovna, postgraduate student at the Chair of Sociology of Management, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University (1 Leninskie Gory St, Moscow, Russia, 119991; alenamatraeva@ yandex.ru)

THE CREATIVITY OF STUDENTS AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SOCIETY

Abstract. The article analyzes the role of students' creativity in the modern conditions of innovative development of society and shows that the development of creativity occurs in connection with the transformations, taking place in the social, economic, political, cultural spheres of life, and the social structure of society. The influence of education on the development of creativity of modern students is analyzed. The author substantiates that the development of the creativity of students depends on the quality, content characteristics, and the effectiveness of modern education and reveals factors and conditions of the development of students' creativity in the process of studying at the university. Keywords: creativity, students, education, society, innovations

ВИНОКУРОВ Владимир Витальевич — аспирант Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта (236016, Россия, г. Калининград, ул. А. Невского, 14; vvinokurov.bfu@gmail.com)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация. В статье представлены результаты социологического опроса студенческой молодежи Калининградской обл. В данном исследовании миграционные установки студентов анализируются в контексте академической мобильности и интеллектуальной миграции во время и после получения высшего образования. Статистически доказана достоверная связь между миграционными установками и региональной идентичностью, опытом участия в международных программах студенческого обмена, числом иностранных языков, которыми владеет студент. Выявлены основные цели и направления потенциальной миграции студентов.

Ключевые слова: интеллектуальная миграция, «утечка умов», Калининградская обл., молодежь, студенты

Вопросы, связанные с интеллектуальной миграцией, регулярно фигурируют в научном дискурсе. Интерес к этой проблеме проявляют представители различных направлений гуманитарного знания: демографы, этнографы, политологи, социологи, экономисты. В то же время существует проблема, связанная с относительно малым числом комплексных научных исследований и методологических разработок в рамках данной проблематики.

Среди несомненных достижений следует отметить коллективный труд под редакцией М.М. Лебедевой — первое в России учебное пособие, в котором изучается и анализируется современная интеллектуальная миграция в русле политической науки. Отмечается, что международная интеллектуальная миграция обусловлена широким спектром неоднородных факторов, среди которых следует выделить как характерный для миграции в целом социально-экономический, так и политический факторы, а также доступ к определенным ресурсам (науч-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.