КРЕАТИВНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
СУРОВЦЕВА Н.А.
В статье раскрывается понятие и структура креативности как компонента учебнопознавательной компетенции школьников. Выявлены сущностные характеристики креативности как компонента учебнопознавательной компетенции.
The article deals with the concept and structure of creativity as a component of learning and cognitive competence of students. Identified the essential features of creativity as a component of learning and cognitive competence.
Адекватный запросам общества процесс обучения ориентирован на достижение целей образования, обеспечивающих приобретение инструментальных знаний. Ожидаемые результаты образования, проектируемые в процессе обучения школьников, зафиксированы в ведущих документах о развитии российского образования. Следует отметить, что проектирование процесса обучения, в данном контексте выстраивается в рамках личностноориентированного, компетентностного, системно-деятельностного подходов. При этом цели образования ориентированы на формирование творческих качеств личности и креативности. В контексте новой парадигмы образования авторы (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, В.В. Краев-ский, В.В. Сериков, А.В. Хуторской) рассматривают новое качество образования в терминах компетентностей, формируемых в опыте самостоятельной деятельности. Компетентностно-ориентированное образование позволяет упрочить связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегося. В целом можно отметить, что ценность компетентностного подхода к процессу обучения заключается в усилении прагматического компонента образования при сохранении достаточно высокого базового уровня подготовки. Также исследователи отмечают, что результаты образования, формулируемые в компетенциях, обладают большей устойчивостью к устареванию [см. например Равен Дж., Воровщиков С.Г.]. Что, в свою очередь, ориентирует наше исследование креативности, как компонента учебно-познавательной компетентности. При этом отметим, что на сегодняшний день креативность и творческие качества личности в рамках компетентностного подхода исследованы мало.
В Кронбергской декларации о будущем процессов приобретения и передачи знаний, прогнозируется, что в ближайшие двадцать пять лет значимость приобретения фактографических знаний будет снижаться, тогда, как способность разбираться в сложных системах; находить, оценивать, организовывать и творчески использовать соответствующую потребностям информацию, также как и способность обучаться, станет критически важной [3]. Можно утверждать, что снижается значимость приобретения фактографических знаний (школьник знает) и возрастает значимость инструментальных знаний (школьник умеет). Поэтому нам интересно было определить сущность креативности как компонента ключевых компетенций, выявить сущностные характеристики креативности как компонента компетентности, установить в каком аспекте компетентностного подхода к обучению развитие креативности школьников подлежит рассмотрению и обладает практической значимостью.
В нашем исследовании мы придерживаемся определения компетентности предложенного А.В. Хуторским, как «совокупности личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере». При этом, А.В. Хуторским компетентность рассматривается как владение, обладание учеником соответствующими компетенциями. Тогда как компетенции являются своего рода заданными нормами (требованиями) к об-
разовательной подготовке ученика. В данном контексте учебно-познавательные компетенции исследуются в составе ключевых компетенций, являющихся универсальными, определяемыми главными целями общего образования. Таким образом, личностно-окрашенный процесс овладения компетенциями, ориентированный на учет возможностей, потенций каждого учащегося, позволяет эффективно развивать качества личности, которые помимо знаний, умений, навыков и способов деятельности входят в компетентность индивида. Следовательно, процесс обучения, ориентированный на приобретение инструментального знания, выраженного в формировании компетентности учащегося, эффективно развивает качества личности, в том числе и креативность.
По мнению А.В. Хуторского, перечень групп личностных качеств, опирается на целостное представление об ученике как об индивиде, имеющем физическую, эмоциональную и интеллектуальную составляющие, а также ценностную, духовно-нравственную основу жизнедеятельности. Поэтому, по мнению А.В. Хуторского, эти качества личности - сквозные по отношению к нижеприведенным блокам качеств. Так, в составе общеучебных умений, навыков и способов деятельности, А.В. Хуторской выделяет блоки соответствующих личностных качеств, подлежащих развитию: когнитивные (познавательные) качества, креативные (творческие) качества, оргдеятельностные (методологические) качества, коммуникативные качества, мировоззренческие качества [4]. Где, креативные качества личности, способствуют приобретению опыта деятельности в нестандартных, не линейных ситуациях. Отметим, также, что, по мнению А.В. Хуторского, общеучебные компетенции относятся к качеству учебного процесса, и отражают владение учениками самоорганизацией, планированием, рефлексией, самооценкой и другими способами деятельности, проявляющимися в умении учиться. А.В. Хуторской рассматривает учебно-познавательную компетентность, как владение умениями в сфере самоуправляемой учебно-познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, а также владение креативными умениями продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением эвристическими методами решения проблем [4]. Учитывая тот факт, что русле новой парадигмы образования возрастает ответственность учащихся за освоение знаний по изучаемым дисциплинам, а роль учителя рассматривается как роль наставника, развитая самоуправляемая учебно-познавательная деятельность школьников позволит обеспечить необходимый уровень мотивации, необходимый для самостоятельного добывания знаний.
Необходимость формирования учебно-познавательной компетентности в изменчивых социально-экономических условиях позволит выпускникам школ быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний (общепредметными компетенциями) быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общеучебными компетенциями. Важную роль в этом, также, играет умение совершать выбор, брать на себя ответственность и принимать решения, а также обладать гибкостью мышления, что выражается в креативности личности. При этом, следует отметить, что исследователи креативности, как адаптивного качества личности предполагают связь человека с культурой, как результат его творческой деятельности, что способствует личностному развитию и становлению, путем формирования разнообразных способов деятельности творческих способностей, необходимых для самореализации личности в познании, труде, научной и художественной деятельности. На современном этапе исследования природы креативности, большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления [1]. Несмотря на активное исследование проблемы творчества и феномена креативности, авторами отмечается отсутствие однозначно интерпретируемых категорий в этой области, а также указывается на отсутствие единого объяснения данного феномена. В настоящее время ведется активный поиск и разработка надежных способов изуче-
ния и развития креативности и творческого мышления школьников.
Рассматривая проблему развития творческого мышления, необходимо упомянуть, что сама проблема креативности возникла в процессе изучения интеллекта и творческого мышления (Г.Ю. Айзенк, Дж. Гилфорд, Э. де Боно, А. Ротенберг, Е.П. Торранс и др.). Так, отмечаемая
Э. де Боно ограниченность шаблонного мышления, затрудняющая выработку новых идей, в частности, определяет важность развития навыков нешаблонного мышления у учащихся. Это позволит учащимся более уверенно и эффективно справляться с нестандартными, проблемными ситуациями, которые требуют, порой незамедлительных действий и продуктивнее применять знания и умения на практике. Однако, по мнению исследователей (И.А. Зимняя, С.Г. Воровщиков, М.А. Холодная и др.), в настоящее время в системе образования основной акцент, все еще приходится на развитие у учащихся абстрактно-логического мышления. Учитывая, что на современном этапе социально-экономического развития общества взаимодействие со сложными системами требует от человека интегральных знаний, умений, навыков и способов деятельности, роль креативности возрастает, позволяя своевременно перестраивать собственную активность, в соответствии с запросами среды. Но что делать в ситуациях, опыта деятельности в которых у человека еще нет, и нет представления о том, что могло бы помочь разрешить проблему? В частности, школьник, обладающий богатыми знаниями, сформированными умениями и обладающий соответствующими навыками, тем не менее, чаще всего затрудняется осуществить перенос данных ЗУН в реальные изменчивые условия нетипичных ситуаций, опыт деятельности в которых не был реализован. Одним из возможных выходов из этого затруднения может быть осознание, выявление и формирование креативности как компонента общеучебных компетенций.
Рассмотрим креативность с позиции компетентностного подхода. В нашем исследовании мы придерживаемся определения креативности как способности к умственным преобразованиям и творчеству. При этом, исследователи рассматривают в качестве критериев креативности: оригинальность, адаптивная гибкость, способность к чуткому восприятию дисгармонии. Отметим также, что креативность, будучи личностной характеристикой, не является суммой личностных черт, а реализуется в индивидуальности, проявляемой в деятельности. Тогда, креативность, как качество личности, формируемое в процессе обучения, проявляемое в деятельности входит в состав компетентности. При этом требования к нормам формирования данного качества личности формулируются своего рода заданные нормы (требования) к образовательной подготовке ученика, т.е. компетенции. Согласно перечня ключевых компетенций, предложенного А.В. Хуторским, исследователи разрабатывают различные модели компетенций. Так, например, С.Г. Воровщиков предлагает обоснованную модель учебнопознавательной компетентности учащихся. В исследованиях автора, роль креативности, а точнее креативных умений учащихся, определяется как определяющая для формирования продуктивности учебной деятельности. Помимо прочих компонентов учебно-познавательной компетенции С.Г. Воровщиков, вслед за А.В. Хуторским, формулирует заданное требование к усвоению данной компетентности так: «Владение креативными умениями продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением эвристическими методами решения проблем» [2; 62]. Таким образом, определим роль креативности, как компонента учебно-познавательной компетентности, которая заключается в обеспечении необходимой адаптивной гибкости и продуктивности учебной деятельности школьников. Умение школьника, на основании получаемых ЗУН, формировать опыт продуктивной учебной деятельности, направляемой учителем, но реализуемый в соответствии с личностными склонностями, интересами и качествами школьника. В этом контексте целенаправленное и системное развитие креативности школьников представляется необходимым условием для полноценного усвоения и проявления приобретаемых предметных компетенций и формирования
общеучебной компетентности и, в целом может способствовать увеличению результативности процесса обучения.
Ввиду того, что в русле новой парадигмы развития образования процесс обучения школьников ориентирован на развитие личности, способствование самоопределению и самоактуализации, а не сугубо информативную и подготовительную к дальнейшему наращиванию объема знаний деятельность, на наш взгляд, развитие креативности как компонента учебнопознавательной компетентности способствует избавлению от консервативности, шаблонности в мыслях и действиях, актуализирует ответственность учащихся и учит осознанному подходу к приобретению знаний, расширяет диапазон инструментов приобретения и использования знаний. Безусловно, мы далеки от абсолютизирования роли креативности как компонента ключевых компетенций в массовом обучении. Также, нельзя не осознавать, что управление процессом развития креативности учащихся задача трудоемкая, требующая от учителя полной осознанности в отношении каждого параметра этой деятельности.
Таким образом, креативность, это не нечто магическое, присущее единицам, согласно позиции современных исследователей феномена креативности, а качество личности, которое можно развивать. Развитие креативности происходит в опыте, постепенно, входя в практику, становится все более эффективным. На наш взгляд, основное значение развития креативности школьников с точки зрения компетентностного подхода - в расширении диапазона опыта школьников, развитии у них гибкости мышления, которая необходима и актуальна в изменчивых условиях.
В заключении следует отметить, что компетентностно-ориентированное обучение, является современным ответом на запросы общества в целом и конечных потребителей образовательных услуг, в частности. Устойчивые к динамичным изменениям в обществе и устареванию ключевые компетенции, позволят выпускникам школы продолжить дальнейшее обучение, обучаться в течение жизни, и при необходимости переквалифицироваться. Креативность как компонент учебно-познавательной компетенции, в данном контексте, является механизмом, позволяющим формировать гибкое адаптивное мышление, актуальное в изменчивых условиях, и обеспечивать максимально широкий диапазон умений действовать в сложных, нелинейных системах. Развитие креативности школьников позволит им более уверенно и эффективно справляться с нестандартными, проблемными ситуациями, которые требуют незамедлительных действий (адаптивный компонент), а также позволит продуктивнее добывать и применять полученные знания и умения на практике. По нашему мнению, дальнейшее исследование креативности в рамках компетентностного подхода целесообразно продолжить в уточнении состава общеучебных компетенций, поиске путей, методов и средств развития креативности как компонента учебно-познавательной компетенции, необходимо определить состав и объем ЗУН и опыта деятельности учащихся, катализирующих опыт проявления креативности в решении межпредметных задач. Также необходимо уточнить на каком этапе процесса школьного обучения формирование креативности целесообразно.
Библиографический список:
1. Боно Э. Серьёзное творческое мышление // Пер. с англ. Д. Я. Онацкая, Мн.: «Попурри», 2005.- 416 с.
2. Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: Опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения / С.Г.Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М.Новожилова, Е.В.Орлова и др. - М.: 5 за знания, 2009. - 304 с.
3. Кронбергская декларация о будущем процессов приобретения и передачи знаний // Высшее образование сегодня. 2007. N 9. - С.74-75.
4. Хуторской А.В. Принцип человекосообразности и его роль в обновлении современного
образования // Инновации в образовании: человекосообразный ракурс: Сборн. научн. тр./ Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2009. - С. 10-20.
Ключевые слова: креативность, компетенции, учебно-познавательные компетенции. Keywords: creativity, competencies, learning and cognitive competence.