Научная статья на тему 'Креативность как форма лидерства и основа инновационного развития и конкурентоспособности в профессиональной деятельности'

Креативность как форма лидерства и основа инновационного развития и конкурентоспособности в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
963
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЯ / МЫШЛЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЛИДЕРСТВО / КОМПЕТЕНЦИЯ / CREATIVITY / METHODOLOGY / THINKING / INNOVATION / COMPETITIVENESS / LEADERSHIP / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Редин Л. В.

Приведены аспекты актуальности формирования креативных характеристик личности в соответствии с характерными особенностями современного этапа развития социума, науки и технологий. Показаны цель и содержание образовательной программы дополнительного профессионального образования «Креативность как форма лидерства и основа инновационного развития и конкурентоспособности в профессиональной деятельности», разрабатываемой на основе методологии интегративного метасистемного инновационного мышления (МИМИМ). Выделена проблематика, препятствующая формированию творческих характеристик личности и пути ее разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Редин Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aspects of the actuality of formation of creativity features of person according to the contemporary stage of society, science, and technologies development are demonstrated. The objective and content of educational program of additional professional education “Creativity as form of leadership and base of innovative development and competitiveness in professional activity”, which is developed on base of Mental Integrative Metasystemic Innovative Methodology (MIMIM) are shown. The problems, which prevent to format the creative abilities of person and the ways of their solution are marked.

Текст научной работы на тему «Креативность как форма лидерства и основа инновационного развития и конкурентоспособности в профессиональной деятельности»

Л. В. Редин

КРЕАТИВНОСТЬ КАК ФОРМА ЛИДЕРСТВА И ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: креативность, методология, мышление, инновации, конкурентоспособность, лидерство, компетенция.

Приведены аспекты актуальности формирования креативных характеристик личности в соответствии с характерными особенностями современного этапа развития социума, науки и технологий. Показаны цель и содержание образовательной программы дополнительного профессионального образования «Креативность как форма лидерства и основа инновационного развития и конкурентоспособности в профессиональной деятельности», разрабатываемой на основе методологии интегративного метасистем-ного инновационного мышления (МИМИМ). Выделена проблематика, препятствующая формированию творческих характеристик личности и пути ее разрешения.

Keywords: creativity, methodology, thinking, innovation, competitiveness, leadership, competence.

The aspects of the actuality offormation of creativity features ofperson according to the contemporary stage of society, science, and technologies development are demonstrated. The objective and content of educational program of additional professional education "Creativity as form of leadership and base of innovative development and competitiveness in professional activity”, which is developed on base of Mental Integrative Metasystemic Innovative Methodology (MIMIM) are shown. The problems, which prevent to format the creative abilities of person and the ways of their solution are marked.

«Творческая революция по своему значению, по-видимому, не уступает революциям научной, технической, космической». Г.С. Альтшуллер [1]

Введение

В настоящее время все большее значение приобретает концептуальная форма организации экономики (общества) - четвертая волна [2]. Концептуальный способ организации общества, условно говоря, формирующийся с начала XXI века, требует принципиальной перестройки мировоззрения и мышления и осуществляет сдвиг от экономики, построенной на доминировании формально логических, линейно структурированных, последовательных, строго нормированных операций индустриальной и постиндустриальной эпох к экономике, построенной на изобретательских, инновационных, креативных и эмпатийно-коммуникативных способностях и возможностях. Это общество, в котором креативные работники являются распознавателями тенденций (триединство прошлого, настоящего и будущего) и, соответственно, целей (аттракторов) развития и созидателями будущего, созидателями ценностно-смысловых ориентиров, созидателями того, что необходимо для развития общества, хотя последнее может и не догадываться об этом [3, с. 16, 20].

Таким образом, главной движущей силой современной экономики четвертой волны становится не производство и потребление материальных благ и услуг, а создание и потребление нематериальных продуктов в виде объектов интеллектуальной собственности (ОИС). Следовательно, конкурентоспособность, ценность и экономическая значимость создаваемых материальных объектов и материальных благ и услуг начинает определяться ценностью заключенной в них интеллектуальной собственности, которая в общем

виде представляет собой коммерциализацию информации, знания, понимания, принципиально изменяя их роль и значение. Это, в свою очередь, изменяет требования к функционированию и подготовке работников всех сфер общественной, культурной, научно-образовательной, хозяйственной и производственной деятельностей (руководящие работники высшего и среднего звена, сотрудники муниципальных образований, инженеры, предприниматели, педагоги и т. д.), к условиям и принципам принятия как управленческих решений, так и любых частных решений на любом рабочем месте в условиях архиважности принципа ответственности.

В результате особенно острым становится вопрос, связанный с подготовкой кадров, способных видеть и формулировать соответствующего уровня сложности задачи, нацеленных на получение «сильного», эффективного и ответственного решения с высокой степенью новизны и надежности, умеющих находить пути выхода из кризисных ситуаций, а в идеале при необходимости и предупреждать их возможное появление, обладающих сформированными и развитыми творческими характеристиками личности, способных раскрыть «кладезь своей внутренней энергии», владеющих методами и средствами активизации творческого мышления и критериями оценки «сильного» и эффективного решения, осознающих, что основными источниками благосостояния и конкурентоспособности являются новые гипотезы, новые идеи, новые знания, новое понимание.

Таким образом, необходимо претворить в жизнь педагогическую систему подготовки кадров, обладающих знанием, пониманием, умением и инструментарием (т.е. обладающих соответствующей компетентностью) получения «сильного», эффективного решения с высоким уровнем новизны (патентоспособности), надёжности и ответственности за фактические решения и действия. Решить эту проблему оперативно и с широким охватом специа-

листов-профессионалов (в первую очередь педагогов и инженеров) можно в системе дополнительного профессионального образования. Для этого на кафедре инженерной педагогики и психологии Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ) разрабатывается образовательная программа «Креативность как форма лидерства и основа инновационного развития и конкурентоспособности в профессиональной деятельности».

1. Креативность как форма лидерства и основа инноваций и конкурентоспособности в профессиональной деятельности

В КНИТУ такая педагогическая система разрабатывается на основе методологии интегративного метасистемного (трансмерного) инновационного (изобретательского) мышления (МИМИМ) - Mental Integrative Metasystemic (Transdimension) Innovative (Inventive) Methodology (MIMIM) и охватывала системы высшего профессионального, послевузовского и дополнительного профессионального образования [2, 4,

5, 6].

Для обеспечения конкурентоспособности отдельного специалиста, организации или страны этому вопросу необходимо уделить значительно большее внимание и не избегать сложностей, связанных с необходимостью коренной перестройки мировоззрения и принципов, модальностей мышления на основе доверия к жизни.

Какие же преимущества дает инженеру развитое творческое мышление и непосредственно связанная с ним изобретательская деятельность?

Творчество:

> меняет отношение к жизни, позволяет отказаться от пассивного отношения к ней, дает возможность самим стать той силой, которая вызывает перемены и формирует ваше будущее;

> обеспечивает быстроту мысли и гибкость мышления;

> способствует широте мышления, знаний, применяемых методов, т.к. при решении различных проблем вы не зацикливаетесь только на одном моменте и способе решения;

> сокращает промежуток времени и материальные затраты, необходимые для решения проблемы;

> позволяет познать гармонию в себе и в окружающем мире;

> обогащает внутренний и внешний мир человека;

> учит находиться в настоящем и одновременно знать и чувствовать прошлое и будущее;

> обеспечивает внутренний рост;

> наполняет жизнь радостью, смыслом, целью;

> делает жизнь яркой, созидательной; творчество не может быть пресным, безразличным, нигилистским;

> помогает быть более спокойным и настойчивым при решении проблем;

> повышает вашу уверенность в правильности ваших идей;

> помогает лучше понимать мысли других людей и, следовательно, лучше ориентироваться в мире людей;

> помогает отвлечься от стереотипов в мышлении;

> повышает удовольствие, которое вы получаете от решения проблем, так называемое «творческое удовлетворение».

Кроме того, творческий человек применяет творческое мышление во всех областях жизни, будь то научная, производственная или бытовая деятельно сть, что позволяет занимать лидерские позиции на службе и более легко и просто справляться с проблемами в личной жизни.

Как следствие, творчество помогает при приеме на работу, обеспечивает более быстрый и эффективный карьерный рост. Как в нашей стране, так и за рубежом при заполнении резюме о себе обязательно просят указать свои научные труды, изобретения, рационализаторские предложения, творческие достижения. Так, например, многие ведущие фирмы содержат специальный штат творчески мыслящих сотрудников, в задачи которых входит только генерирование новых идей, обеспечивающих как бы «встряхивание» фирмы во избежание ее внутренней стагнации.

Одновременно творческая деятельность и инновации как ее результат имеют потребительскую стоимость, т. е. имеют денежный эквивалент, что позволяет решать вопросы личного материального благополучия, немаловажные в настоящее время.

И, наконец, человек обретает счастье не в удовлетворении инстинкта, а в результате своего труда, своего творчества, в самом факте полной реализации своих человеческих возможностей и способностей.

Для воплощения в жизнь творческих аспектов необходима новая парадигма и образовательные формы доведения ее до слушателей.

Отсутствие единства мировоззрения, т. к. стремительный рост научного знания (закон Мура -удвоение знаний за каждые 18 месяцев), технологи-зация средств его производства привели к резкому увеличению дробности картины мира и, соответственно, дроблению профессиональных областей на множество специальностей. Чрезмерная дифференциация (узкая специализация) знаний не позволяет построить целостную картину мира, целостное мировоззрение, затрудняет процесс понимания (осознания) знания. Очень часто научные трактовки, развитые в рамках различных дисциплин, являются несовместимыми и противоречащими друг другу. Да и в рамках одной научной дисциплины существуют принципиальные разногласия по ряду основных вопросов. Это связано, в первую очередь, с различием в исходных методологических посылках.

До настоящего времени могущество человека определялось, в основном, его естественнонаучными знаниями, т.е. познанием законов природы и порядка в ней. Именно на обеспечение человека этими знаниями делает акцент классическая научнообразовательная парадигма.

В ее основе находится механистически-детерминистическая научная картина мира. В соответствии с ней система образования формирует у обучаемых уверенность в том, что любая проблема имеет одно и только одно правильное решение. При этом в естественнонаучной картине мира нет места этике, морали и нравственности. Если задачи имеют однозначные решения, если единственный критерий научного метода - «правильно - неправильно», то человеку негде проявить свои духовно-нравственные качества, весь свой творческий потенциал.

Претендуя на однозначную определённость, безусловную объективность, предельную полноту описания, традиционная наука отрывается от жизни с ее сложностью, гибкостью, открытостью, многовариантностью, с характерными для нее свободой воли, свободой выбора, свободой творчества, свободой целепола-гания. В своём стремлении к идеалу полноты, точности и достоверности наука создала мощный аппарат моделирования завершённых (с претензией на совершенство) теорий (обычно автономных теорий, забывая

о целостности и единстве). Лишь по мере того, как классическая научная парадигма перестала удовлетворять запросам социума, новым эмпирическим данным, стало приходить понимание, что для изучения и понимания природы (ее законов) как живых, самоорганизующихся, развивающихся систем нужен иной подход, нужна иная методология и новая парадигма. При этом признаки становления новой парадигмы уже различимы. В естествознании все чаще говорится о сложных структурах, междисциплинарности, трансдисципли-нарности, полидисциплинарности, системности и метасистемности, самоорганизации; в философии все больший вес приобретают такие понятия как синтез, диалектика всеединства и целостности; в социуме провозглашается приоритет единения общечеловеческих ценностей с групповыми, акцентируется внимание на переориентации от подавления и экспансии к сотрудничеству, экологические требования обретают черты нравственного императива, мировоззренческих установок. Синтезирующую роль берёт на себя культура, объединяя науку, искусство и духовные учения в целостность ноосферы.

Совершенно иное мировоззрение и, соответственно, иные цели образования появляются при переходе задачи существования человека с познания существующего мира на его целенаправленное преобразование на основе гармоничных взаимоотношений человека с окружающей средой, в результате чего проявляется основная природная сущность человека - творить, созидать. В этом случае имеется множество вариантов решения. Это меняет поведение человека, особенно если варианты будут характеризоваться различными парадигмами предпочтения по большому числу критериев. И если далее человек будет осуществлять выбор по совокупности нескольких формально несопоставимых критериев (например, по полезности, надежности, эффективности, безвредности, целесообразности, оптимальности и т.д.), однозначные решения будут очень редким исключением, но вовсе не правилом.

Именно творчество и творческий характер мышления может справиться с такой задачей. Поэтому творчество необходимо именно сегодня, в особенности

в науке, производстве и образовании и у человечества есть для этого необходимые возможности, но требуется создать достаточные условия.

Для этого ценности, стоящие во главе приоритетов человека и человечества должны принципиально измениться. Многими авторами отмечается, в частности видными отечественными специалистами в области нового научного направления синергетики С.П. Курдюмовым (1928-2004)), Е.Н. Князевой (1959 г.р.), В.А. Аршиновым (1941 г.р.), что мир изменится вместе с изменениями в сознании людей, непосредственно связанными с тем, что люди перестанут в качестве главной цели ставить удовлетворение все возрастающих материальных потребностей, а главным приоритетом станет возрастание духа и стремление к истине.

Интересные размышления в этом направлении имеют место в диалогах авторов книги «Революция сознания», где известные современные ученые, работающие на переднем крае науки: американский психолог чешского происхождения, основатель трансперсонального направления в психологии С. Гроф (1931 г.р.), венгерский философ науки, музыкант, системный исследователь, основатель Будапештского клуба Э. Ласло (1932 г.р.), британский исследователь сознания П. Рассел (1946 г.р.) обсуждают современные многоаспектные проблемы: «Нас приучили верить, что чем больше у нас вещей, чем больше мы производим, чем больше у нас контроля над природой - тем мы счастливее... Однако эта система не отвечает нашим более глубоким, внутренним, духовным потребностям. Несмотря на все свои материальные возможности, люди чувствуют себя такими же подавленными, незащищенными и нелюбимыми, как и прежде» [7].

Новая парадигма образования должна включать в себя и базироваться на основных ключевых понятиях новой научной парадигмы, ориентированной на цели устойчивого развития общества. А это:

• диалектика единства и целостности,

• принцип восполнения (вместо принципа дополнительности),

• экологическая грамотность (в мировоззренческом аспекте),

• гармония человека и природы,

• самоорганизация,

• системное мышление,

• метасистемное мышление,

• рекурсивно-континуальность,

• открытость,

• эколого-эстетико-этические принципы,

• новая модель потребления и производства,

• сотрудничество,

• экодизайн.

Следует отметить, что переход к устойчивому будущему не является ни технической, ни концептуальной проблемой. Это проблема ценностей, политической воли и выбора, т.е. морали, эстетики, методологии.

Социальная потребность в творческих аспектах деятельности человека в условиях инновационной экономики не могла не вызвать большого коли-

чества публикаций и пристальное внимание со стороны исследователей различных научных специализаций и направлений к проблематике творческой деятельности, ее природы, истоков и механизмов, а также методов, техник и технологий, пригодных для создания принципиально новых продуктов, изобретательских, инновационных решений научных, инженерных, технических, педагогических социально-экономических и организационно-управленческих задач. Как отмечают американские ученые Марк A. Ранко (Mark A. Runco) и Стивен Р. Прицкер (Steven R. Pritzker) с 1960 до практически конца XX века было опубликовано более 10000 научных статей в сотнях журналах и других периодических изданиях, а за 90-е годы ХХ века было опубликовано более 600 книг посвященных проблематике, связанной с творчеством и творческим мышлением [8, с. XV]. В настоящее время объём изданий по данной тематике ещё более возрастает.

Творчество - определенное синтетическое (интегрированное) качество, создающее условия приобщения к высшим смыслам бытия, поиску высших реальностей и единству с ними, раскрытию и развитию сущностных, экзистенциальных характеристик человека и мира в концепции неограниченного становления и существования в соответствии с принципом бесконечности, обеспечивающее диалектическое единство и целостность мировоззренческих установок, способствующее профессиональному, экономико-социо-

культурному, внутреннему росту, трансформации, самосовершенствованию личности и сознания, которым человек наделяет свою деятельность по поиску, постановке и решению проблемы (задачи) путём перехода от дизъюнкции к конъюнкции, и основывающуюся на интегральном принципе (этике) ответственности, в процессе познания и создания нового продукта, а именно: знания, смысла, понимания, ценностных характеристик, преобразованию идеального и материального миров, отличающуюся своей уникальностью, неповторимостью, оригинальностью, целесообразностью, осознанностью, осмысленностью, историкокультурной значимостью, и имеющую гуманистическую, трансперсональную и экологическую направленности, базирующиеся на эстетическом и этическом содержаниях и не ущемляющую прав и возможностей настояшего, последующих и предыдущих поколений с ^ целью получения «сильного», эффективного решения как нового качества с высоким уровнем надёжности ^ путём трансмерного перехода из состояния меньшей ^ размерности в состояние большей размерности [9], и заключающегося в создании оптимальной, гармонич- ^ ной (соразмерно взаимосвязанной, взаимосогласованной), самоорганизующейся, саморазвивающейся сис- ^ темы высокого уровня системности (внутренней информативности, внутренней когерентности) с диалек-тико-синергийными и рекурсивно-континуальными S взаимоотношениями внутрисистемной целостности и внешнего единства (внешней информативности, внешней когерентности) с гиперсистемой в контексте • триединства прошлого, настоящего и будущего. •

В соответствии с современной научной парадигмой поиск высших реальностей - это поиск параметров высшего порядка в синергийно-многослойно- • сетевом пространстве (имеющем эволюционно-

голографическую природу), структурированном рекурсивными причинно-следственными связями.

Мышление в данном аспекте - психическая деятельность по разворачиванию комплекса причинно-следственных связей в многомерном (многофакторном) фазовом рекурсивно-континуальном пространстве.

Реализация данного подхода к содержанию творческой (инновационной) деятельности осуществляется в образовательной программе дополнительного профессионального образования «Креативность как форма лидерства и основа инновационного развития и конкурентоспособности в профессиональной деятельности». В назначении и содержании данной программы выполняется прямое условие инновационной экономики - непосредственная связь образовательного процесса, науки, производства и бизнеса. Предполагается, что слушатель курсов непосредственно после их окончания способен принципиально изменить свой подход к поиску проблемных ситуаций, постановке задач, переходя к «сильным» решения.

Целью реализации данной программы является повышение эффективности и надежности принятых решений в нестандартных проблемных ситуациях в соответствии с требованиями инновационной экономики в условиях ВТО.

При этом изучение курса должно обеспечивать:

> ознакомление с содержанием и механизмами творческой деятельности;

> овладение принципами и технологией развития креативных способностей;

> формирование творческого мышления для поиска нестандартных решений;

> усвоение основ творческого мышления и творческого подхода к решению задач;

> овладение приемами алгоритмических и эвристических методов решения профессиональных задач.

Слушатель по окончанию курса «Креативность как форма лидерства и основа инноваций и конкурентоспособности в профессиональной деятельности», должен знать:

креативные методы решения профессиональных задач;

структуру и принципы творческого мышления;

методы развития логического, образного мышления;

признаки и критерии задач различного уровня сложности;

роль психологических возможностей человека в творческой деятельности, виды и способы их развития;

методы и алгоритм решения творческих задач.

Слушатель, изучивший дисциплину, должен

уметь:

выделять и формулировать задачу;

использовать эвристические и алгоритмические методы для решения задач различного уровня сложности;

переводить задачи из разряда сложных в простые;

применять методы развития творческого мышления и его основных компонентов.

Программа состоит из 5 модулей.

1 модуль: «Основные черты современной парадигмы менеджмента инновационной экономики», включает следующие тематические подразделы:

1. Программа «Развитие рынка интеллектуальной собственности в РТ на 2013-2020гг.».

2. Творчество как основа интенсификации развития общества и повышения качества жизни, организации и продукции.

3. Новые правила для инновационной экономики.

4. Основные принципы современной парадигмы. Принципы устойчивого развития.

5. Интеллектуальные (самоорганизующиеся) организации.

6. Современные требования к управлению персоналом: преемственность и креативность, самостоятельность и исполнительность, инициативность и ответственность, обязательность и независимость, целепола-гание и перспектива.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Лидер и команда.

8. Конкурентоспособность.

9. Управленческое решение.

2 модуль: «Управление интеллектуальной собственностью», включает следующие тематические подразделы:

1. Исторические аспекты права интеллектуальной собственности.

2. Объекты интеллектуальной собственности: Патенты. Авторское право. Смежные права. Изобретения. Полезные модели. Промышленные образцы. Товарные знаки.

3. Коммерциализация интеллектуальной собственности.

4. Соглашение 1С ВТО: Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) [10].

3 модуль: «Психологические аспекты креативности», включает следующие тематические подразделы:

1. Творческая личность: Мотивация. Восприятие. Воображение. Эмоции.

2. Интеллект, инстинкт, интуиция.

3. Психология лидерства.

4. Коммуникативные качества.

5. Тренинги: Диагностика лидерских качеств. Образное и аналитическое мышление. Воображение и восприятие. Развитие творческих качеств личности. Тесты на определение 1р.

4 модуль: «Инновационное» мышление для инновационной экономики», включает следующие тематические подразделы:

1. Логика, ее законы: Ассоциация. Воображение. Метафора и ее функция, многоплановость. Суждение. Умозаключение. Алгоритм логических операций. Виды логических ошибок. Системность. Метасистемный подход. Анализ. Синтез.

2. Диалектика, ее принципы, значение.

3. Синергетика, ее принципы, методология.

4. Дивергентное и конвергентное мышления.

5. Модальности мышления: бинитарная, полиединая, интегративная метасистемная рекурсивноконтинуальная (кватерная).

6. Тренинги: Решение логических задач.

5 модуль: «Методы интенсификации творческого процесса», включает следующие тематические подразделы:

1. Эвристические и алгоритмические методы: Мозговой штурм. Метод фокальных объектов. Морфологический анализ. Синектика.

2. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

3. Методология интегративного метасистемного инновационного мышления (МИМИМ).

4. Тренинги: Противоречие и пути его разрешения. Алгоритм решения инновационных задач. Интегративное метасистемное рекурсивно-континуальное мышление.

В содержании программы важное внимание уделяется тому, что характер восприятия формируется глобальными средствами массовой информации с использованием широких возможностей информационных технологий. При этом средства массовой информации в построении характера своей деятельности учитывают, что большую часть информации человек получает зрительным путем. По известному выражению кинорежиссера А. Кончаловского, «картинка сильнее слова» (по аналогии с тезисом В.И. Ленина «Из всех искусств для нас важнейшим является кино.»). В результате происходит принципиальное изменение собственно механизма восприятия как мира в целом, так и отдельных частных его аспектов не только отдельным человеком, но и обществом в целом на всех его уровнях. На практике это означает возможность постепенного принижения роли второй сигнальной системы (вербальной) - восприятия, понимания слова, связанного с логикой как с преобладающим типом мышления, со смыслом, и перехода к восприятию целостных, отдельных, конкретных образов, связанного с непосредственным воздействием на чувства (аналогичное восприятие имеет место в искусстве, преимущественно в музыке, балете и в непосредственных творческих «инсайтах»). В результате человек формирует некоторую систему образов, которая лежит в основе формирования и регуляции поведения и, в конечном счете, его жизни в целом. Своеобразие формируемого у человека мировоззрения определяет глубину и границы познания («конус возможностей» познания), эмоционально-чувственное отношение и качественно-количественные показатели его деятельности. В случае доминирования у человека образной составляющей в мышлении, его мышление является преимущественно "чувственноконкретным", в отличие от вербально-понятийного (абстрактного) мышления, что является проявлением невербального (образного) интеллекта. Следствиями превалирования образного мышления является зацикливание мысли на определенном объекте, временном моменте или ситуации и снижение способности к логическим операциям - обобщения, прогнозу, синтезу. В результате имеет место слабое восполнение (важнейший принцип, более конструктивный и соответствующий условиям синергизма, чем принцип дополнительности) понятийной и образной составляющими друг друга в мировоззрении, что снижает качество принятых решений, их значи-

мость. В итоге имеющее место в настоящее время расширение возможностей коммуникаций в результате применения информационных технологий позволяет человеку, не углубляя своего восприятия мира, получать и создавать новую информацию, в результате простого общения с другими людьми, либо получая из глобальных средств массовой информации готовые мнения, решения, что приводит к утрате человеком умений и навыков (привычки) самостоятельного мышления. В этих условиях индивидуальное мировоззрение становится отражением не объективного мира, а некоторого "виртуального", созданного на основе специфически организованной (с помощью информационных технологий) информационной модели. Жизнь человека в таком "виртуальном мире" все сильнее отгораживает его от реальности, от адекватности восприятия реальной проблематики и ее разрешения [11].

2. Практическая проблематика формирования творческих характеристик личности

Одновременно с декларацией необходимости инноваций и творческого подхода к решению проблем развития, социум в стремлении к росту количественных показателей материального производства и благосостояния, к сиюминутной экономической прибыли, удовлетворению узкособственнических интересов непроизвольно подавляет естественные и необходимые для формирования, развития и раскрытия личности такие качества как независимость, спонтанность, фантазия, воображение, свободомыслие, непосредственность, стремление к нестандартному, неординарному, индивидуальному, иррациональному.

Профессор М.А. Холодная отмечает: «.на обыденно-житейском уровне существует стойкий стереотип о необязательности и даже нежелательности интеллекта (творческого начала. - Авт.) в ряду других личных психологических качеств. «Горе от ума» - с этой констатацией готовы согласиться очень многие. В одном из наших исследований практически все взрослые испытуемые, отмечая в виде точки свое положение на оси с полюсами «очень глупый - очень умный», стремились сместить себя к середине шкалы. Общее мнение выразил в объяснении своего выбора один из испытуемых, заявив: «Я не настолько глуп, чтобы быть умным».

Государство как общественный институт, призванный заниматься организацией жизни своих граждан, как правило, настороженно относиться к интеллектуально одаренным людям, явно отдавая свои симпатии людям с другим типом одаренности (спортсменам, певцам, поэтам, мастерам по вышивке бисером и т.д.). Социально-государственный инстинкт отвержения «чересчур умных», несомненно, связан с боязнью инакомыслия как явления, способного поставить под вопрос или разрушить общепринятые социальные ценности. В целом по отношению общества к своей интеллектуальной элите можно судить о том, здорово оно либо поражено вирусом тоталитаризма (независимо от того, исповедуется при этом коммунистическая, националистическая, демократическая или религиозная идеология). Ни один тоталитарный режим не заинтересован в развитии интеллектуальных возможностей

своих граждан, поскольку неумными людьми управлять значительно легче» [12].

Так же можно отметить упоминание великого китайского мыслителя Лао-цзы (6-5 вв. до н.э.) о том, что трудность управления народом состоит в том, что у народа слишком много знаний и слова польского писателя С.Е. Леца: «У кого шире кругозор, у того уже перспективы» [13].

Непростое отношение социума к интеллекту и творчеству в историческом процессе и их перспективы отмечал еще 75 лет назад русский философ

Н.А. Бердяев в работе «Кризис интеллекта и миссия интеллигенции». Основные положения данной работы очень ярко и точно отображают отношение к интеллекту и творчеству в условиях доминирования сиюминутных прагматических целей и архиакту-альны и на современном этапе.

«Положение в мире интеллекта и его представителей, интеллигенции, делается все более и более тяжелым и угрожающим. Независимость мысли, свобода духовного творчества отрицаются могущественными движениями нашей эпохи. Сейчас происходит восстание против духа, против качества духа, свободы духа со стороны воли к жизни, воли к могуществу, воли к организации, и это восстание сопровождается идеализацией инстинктов и интересов, которые поставлены выше ценно-стей.Во все времена существовал в мире конфликт между качеством и количеством, между созерцанием и действием. Интеллект. требует качества возвышения к совершенству. Побеждает принцип количества. От духа могут потребовать, чтобы он был слугой материальных интересов и потребностей. Движения социально революционные могут оказаться духовно реакционными. Подлинные in-tellectuels - представители духа, то есть свободы, смысла, ценности, качества. Будущее человечества зависит от того, будут ли соединены в мире движение духовное и движение социальное.» [14].

В основе многих экономических теорий, оценок, прогностических моделей и рекомендаций в их историческом ракурсе находится концепция рациональности мышления участников экономического процесса. В тоже время психологическая наука говорит о том, что на самом деле решения наши нередко иррациональны. Новой концепцией в экономической науке на рубеже XX-XXI вв. стала «экономика поведения», «поведенческая экономика» или «бихевиоральная экономика» (Behavioral Economics). Принято считать, что ее концептуальные основы были заложены в статье двух американо-израильских психологов — лауреата Нобелевской премии по экономике 2002 года Дэниэла Кане-мана (1934 г.р.) и его многолетнего соавтора Амоса Тверски (1937-1996). В статье «Теория перспектив (лотерей): Принятие решений в рискованных ситуациях» (Prospect Theory: Decision Making Under Risk), опубликованной в 1979 году в журнале Econometrica приведены оценки иррациональности отношения человека к риску в принятии решений и в управлении своим поведением [15].

Человек участвует в экономической жизни, основываясь на своих установках или импульсах,

которые далеко не всегда поддаются обычной логике (иррациональны). В то же время данная иррациональность предсказуема как убедительно доказывает Д. Ариели, человек обычно действует по одним и тем же неочевидным сценариям [16].

Поведенческая экономика представляет собой перспективное научное направление, связывающее воедино вопросы экономики, психологии, аксиологии с проблематикой творческой деятельности.

Признание неустранимой иррациональности человеческого поведения открывает путь к поиску действий (например, в сфере финансовой или социальной политики), способных скорректировать эту иррациональность и ослабить ее неопределенность (субъективность, хаотичность) в последствиях для человека и общества и акцентирует внимание на понятиях «иррациональное начало», «рациональность», «доверие» и их взаимосвязи. Это сложная задача, вызывающая настороженное отношение к творческой деятельности на различных уровнях и в различных сферах деятельности.

Разрешить проблематику формирования творческих характеристик личности можно только путем изменения мировоззрения, ценностных ориентиров, мотивации и мышления через систему непрерывного образования.

Заключение

Инновации во всех областях жизнедеятельности человека - насущнейшая потребность настоящего времени, заключающаяся в превращении потенциального абстрактно-идеального (в философском понимании данной категории) представления о научнотехническом прогрессе в реальный (осмысленно конкретный), воплощающийся в новых мыслеформах, мыслесодержаниях, смыслах, ценностях, целях, приоритетах, продуктах и технологиях. При этом инновации можно охарактеризовать как формирование нового характера мышления и отношения к нему, новое направление действия, новый путь и новая методология (мировоззрение) формирования и воплощения решений, а в итоге - новый результат.

Образовательная программа дополнительного профессионального образования «Креативность в принятии решения и создании интеллектуальной собственности как форма лидерства и основа инноваций и конкурентоспособности в профессиональной деятельности» и направлена на подготовку специалистов указанного уровня.

Литература

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 400с.

2. Редин Л.В. Методология интегративного метасистем-ного инновационного мышления: инструмент конкурентоспособности в условиях ВТО / Л.В. Редин // Вестник КНИТУ, 2012. - № 24. - С. 185-191.

3. Альпеншталь А. Новый век - новое мышление / А. Альпеншталь; пер. с англ. // Роу Алан Дж. Креативное мышление / Алан Дж. Роу; пер. с англ. - М.: НТ Пресс, 2007. - 176 с.

4. Редин Л.В. Феномен и категория «творчество» в контексте филогенетического подхода / Л.В. Редин // Вестник КГТУ, 2010, № 12. - С. 279-284.

5. Редин Л.В. Методология интегративного метасистем-ного изобретательского мышления - паттерн системы подготовки инновационного специалиста / Л.В. Редин // Вестник Казанского государственного технологического университета. - Казань: КГТУ. - 2011. - № 7. - С. 270275.

6. Редин Л.В. Апробация методологии интегративного метасистемного изобретательского мышления в рамках международной образовательной программы Erasmus Mundus / Л.В. Редин // Вестник Казанского государственного технологического университета. - Казань: КГТУ. - 2011. - № 22 - С. 342-346.

7. Гроф С. Революция сознания. Трансатлантический диалог / С. Гроф, Э. Ласло, П. Расселл. - М.: АСТ, 2004. - 256 с.

8. Encyclopedia of Creativity, / M.A. Runco, S.R. Pritzker (eds). Vols. I, II San Diego, Academic Press, 1999, 1,663 PP.

9. Кобляков А.А. Основы общей теории творчествпа / А.А. Кобляков // Философия науки. Вып. : Синергетика человекомерной реальности. М.: ИФРАН, 2002. - С. 95106..

10. Приложение 1С к Соглашению об утверждении ВТО:

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Режим доступа:

http://wto.ru/documents.asp.

11. Дружилов С.А. Картина мира как форма репрезентации новой информационной реальности / С.А. Дружилов, Т.В. Богдановская. Режим доступа URL: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3694

12. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. - СПб.: Питер, 2002. -272 с.

13. Великие мысли великих людей. Антология афоризма. В 3-х томах. Т. 3. XIX-XX века / Сост. И.И. Комарова, А.П. Кондрашов. - М.: «РИПОЛ Классик», 1998. - 736 с.

14. Бердяев Н.А. Кризис интеллекта и миссия интеллигенции /Н.А. Бердяев // Новый град (Париж). - 1938. -№ 13. - С. 6-11.

15. Kahneman, D, Tversky, A Prospect Theory: An Analysis of Decision under Risk Econometrica, Vol. 47, No. 2. (Mar., 1979), pp. 263-292.

16. Ариели Д. Поведенческая экономика. Почему люди ведут себя иррационально и как заработать на этом. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 296 с.

© Л. В. Редин - ведущий конструктор, к.т.н., доцент каф. ИПП КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.