Научная статья на тему 'Креативная составляющая современного предпринимательства'

Креативная составляющая современного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
779
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукин А.С., Воробьева Л.В.

В статье рассмотрены актуальные вопросы становления современного креативного предпринимательства, автором описана структурная модель креативности предпринимателя, показана взаимосвязь личных качеств предпринимателя и его склонности и способности к креативному предпринимательству, предложено рассматривать предпринимателей в качестве особой группу креативного класса современного постиндустриального общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креативная составляющая современного предпринимательства»

КРЕАТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

А. с. лУкиН, кандидат экономических наук, доцент

л. в. воробьева

вятская государственная сельскохозяйственная академия

В современных условиях возрастающей конкурентной борьбы решающее значение в достижении предпринимательского успеха имеет способность предпринимателя генерировать, разрабатывать и реализовывать оригинальные предпринимательские идеи.

Данный теоретический тезис наглядно подтверждается практикой современного предпринимательства. Например, Билл Гейтс — успешный предприниматель, посвятивший свою жизнь созданию программного обеспечения для персональных компьютеров. В 1975 г. 20-летний Гейтс и его друг Пол Аллен образовали малое предприятие MicroSoft для реализации разработанной ими версии языка программирования BASIC для бытового вычислительного устройства Altair 8800. Результатом их работы стала продажа их разработки фирме MITS. В 1981 г. Гейтс получает подряд от IBM на создание операционной системы для разрабатываемого этой фирмой персонального компьютера (PC). В результате компания Microsoft создала операционную систему MS-DOS, которая стала восприниматься пользователями как неотъемлемая часть компьютера, что привело к небывалому коммерческому успеху. Основной вершиной в предпринимательском успехе Била Гейтса стала разработка операционной системы Microsoft Windows.

Ингвар Кампрад — предприниматель шведского происхождения с личным состоянием в размере 33 млрд долл. США. В 15 лет он открыл первую фирму, торговавшую различными товарами повседневного спроса по каталогам. Через два года Кампрад основал фирму ИКЕА. Первое время новая компания занималась почтовой рассылкой товаров. Затем предприниматель приобрел старый завод, где стал выпускать дешевую мебель. Но такая торговая политика стала причиной бойкота, который в конце 1950-х гг. объявила Кампраду шведская национальная ассоциация продавцов

мебели, возмущенная низкими ценами на продукцию ИКЕА.

Кампрад предпринял необычный в то время для шведского бизнеса шаг: приобрел часть компонентов, необходимых для сборки мебели, по низким ценам у польских поставщиков. Так, Кампрад впервые осуществил будущую стратегию фирмы — размещать заказы на товар в тех странах, где это стоит дешевле. Идея о мебели, упакованной в плоские коробки, пришла к предпринимателю в 1950-е гг., когда он увидел, как его сотрудник открутил ножки у стола, чтобы тот поместился в машину покупателя. В начале 1960-х гг. Ингвар Кампрад побывал в Соединенных Штатах. Там как раз набирали обороты огромные магазины самообслуживания. В результате родилась идея мебельного супермаркета. Уже в 1963 г. в Стокгольме открылся Kungens Kurva, первый подобный магазин IKEA площадью 45 800 м2, имеющий необычную круглую форму. Совершенно неожиданно для руководства компании магазин стал пользоваться большой популярностью. За день его посещало по 30 тыс. чел. Опыт оказался столь удачным, что с тех пор такой формат торговли стал фирменным стилем IKEA.

Таким образом, сегодня в мировой экономике на первый план выходит новый тип предпринимателей, сумевших с нуля создать успешные компании за счет реализации оригинальной предпринимательской идеи. Еще в большей степени эта тенденция прослеживается в областях среднего и малого бизнеса. Сегодня можно говорить о формировании нового типа креативного предпринимателя — первооткрывателя новой потребности, товара, отрасли производства, технологий производства, маркетинга и управления бизнесом.

Креативность представляет собой совокупность творческих способностей предпринимателя, способностей порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать

региональная экономикА: теория и практика

37

проблемные ситуации. Хотя креативность включает способность к синтезу, ее нельзя приравнивать к интеллекту. Креативность требует от предпринимателя уверенности в себе и способности идти на риск. Креативность предпринимателя, на наш взгляд, складывается из взаимодействия четырех компонентов: компетентности, творческих способностей, мотивации, лидерских и организаторских способностей. Компетентность — это сумма знаний (общих, специальных, технических, методических), которыми обладает предприниматель. Творческие способности определяет гибкость и изобретательность в поиске решения проблемы. Мотивация представляет собой движущую силу креативности. Существуют разные виды мотивации. Внутренняя заинтересованность в проблеме обычно ведет к неординарным решениям скорее, чем внешние стимулы, такие как, например, денежное вознаграждение. Именно увлечение, интерес, идущее изнутри желание что-то сделать лежат в основе внутренней мотивации. Лидерские

и организаторские способности заключаются в умении организовать воплощение в жизнь предпринимательских идей, без чего невозможна подлинная реализация креативности.

Три последних составляющих предложенной нами формулы креативности напрямую связаны с типом личности предпринимателя. Поэтому креативность предпринимателя предполагает определенный тип мышления и характера. Наибольший интерес с точки зрения предпринимательства, на наш взгляд, имеет теория личности, предложенная К. Юнгом [6]. В структуре личности он выделяет следующие комплексы: коллективное бессознательное, индивидуальное бессознательное, индивидуальное сознательное. Возникающие в психической структуре личности комплексы Юнг связывает с определенной направленностью психики личности, ее доминирующими установками: интроверсией и экстраверсией. Кроме того, К. Юнг выделял четыре подтипа переработки информации: мыслительный (логика — 7), чувственный (этика—I), ощущающий (сенсорика — и интуитивный (интуиция — 14). Доминирование одного из них придает своеобразие экстравертивной или интровертивной установке человека. Работы К. Юнга послужили основой для дальнейшей разработки теории психологических типов. Так, К. Бриггс и И. Майерс дополнили систему Юнга еще одной парой качеств: они выделили решающий (I) и воспринимающий (Р) типы личности. В результате утвердился типоведческий стандарт, выделяющий 16 типов личности (см. таблицу).

Характеристику отношения типа личности к креативной способности дает вторая пара качеств, выделенная Юнгом, S-N., Как и первая, она относится к ядру типа личности и является самой сложной для диагностики. С точки зрения исследования креативной способности предпринимателя наибольший интерес представляют интуитивные типы личности, обладающие наибольшим творческим потенциалом.

Международный классификатор типов личности в кадровом менеджменте Association for Psychological Type (APT)

(ST) (SF) (NT) (NF)

ESTP ESFP ENTP ENFP

«Маршал» «Политик» «Новатор» «Инициатор»

ESTJ «Администратор» EFSJ «Энтузиаст» ETNJ «Предприниматель» EFNJ «Наставник»

ITSJ IFSJ ITNJ IFNJ

«Инспектор» «Хранитель» «Аналитик» «Гуманист»

ISTP ISFP INTP INFP

«Мастер» «Посредник» «Критик» «Романтик»

38

региональная экономикА: теория и практика

Классическому предпринимателю, по мнению М. Вебера [1] и В. Зомбарта, присущи следующие характерные черты личности. Личность предпринимателя характеризуется высоким уровнем интеллектуального развития. Современный предприниматель должен быстро находить новые знания и информацию об изменяющейся предпринимательской среде. Предприниматель обладает чувством самодостаточности и уверенности в себе, постоянен в своих планах и привязанностях. Для предпринимателя большое значение имеет самостоятельность и независимость, он обладает ярко выраженным стремлением к увеличению личной власти и самореализации. Для предпринимателя характерна ответственность, обязательность, добросовестность. Предпринимателю свойственно стремление к риску и острым ощущениям. Предприниматель обладает хорошо развитой интуицией, он насторожен и критически анализирует информацию об окружающей среде. Для предпринимателя характерны расчетливость и рациональный тип поведения. Предприниматель обладает развитыми творческими способностями, склонен к постоянной генерации новых предпринимательских идей. Ему присущи хорошие организаторские способности, умение заставить работать группы людей для реализации целей своего бизнеса. В то же время он должен обладать позитивным мышлением, быть уверенным в своих успехах и возможностях.

Нами произведено соотнесение психологических типов с представлениями теоретиков экономической науки [4, 5] о личностных характеристиках предпринимателя. Например, такая личностная характеристика, как активность и уверенность в себе, присуща психологическим типам «Маршал», «Политик», «Энтузиаст», «Предприниматель». Хорошо развитой интуицией обладают «Новатор», «Предприниматель» и «Аналитик». На риск готов идти «Предприниматель». Креативность и инновационность свойственны «Новатору» и «Предпринимателю». Организаторские способности присущи «Маршалу», «Администратору», «Предпринимателю» и «Новатору». Таким образом, по нашему мнению, с точки зрения представления о личностных характеристиках предпринимателя, наибольшими способностями к креативному предпринимательству обладают психологические типы «Предприниматель» и «Новатор».

Представители данных психологических типов формируют так называемый креативный класс современного общества. Более того, современная экономика по существу является креативной экономикой.

Питер Друкер [2, 3] так характеризует этот экономический факт: «Основным экономическим ресурсом является уже не капитал, не естественные ресурсы... и не труд. Им стало — и останется — знание». В основе креативной экономики, получившей широкое развитие в странах Западной Европы, и особенно в США, лежит креативный класс. Отличительная особенность креативного класса заключается в том, что его представители заняты работой, отличительной чертой которой является творческий характер. На наш взгляд, предпринимателей необходимо выделить в отдельную особую группу креативного класса современного постиндустриального общества, потому что предпринимательство как экономическая активность и сфера человеческой деятельности обладает специфическими свойствами. Предприниматель с момента принятия решения заняться бизнесом находится в постоянном творческом процессе, который заключается, во-первых, в поиске предпринимательской идеи, заключающейся зачастую в идее создания нового товара, нового способа удовлетворения существующих потребностей или актуализации новых потребностей. Во-вторых, — в поиске наиболее эффективных вариантов организации бизнеса, способных обеспечить наилучшее по сравнению с конкурентами удовлетворение разнообразных потребностей конечных потребителей. Таким образом, ключевым фактором предпринимательского успеха в условиях современной экономики является способность предпринимателя к генерации и реализации такого рода креативных идей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вебер М. История хозяйства. Город / Пер. с нем. — М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001. — 437 с.

2. Друкер П. Ф. Бизнес и инновации / Питер Ф. Друкер; [пер. с англ. и ред. К. С. Головинского] — Москва [и др.]: Вильямс, 2007. — 423 с.

3. Друкер П. Ф. Практика менеджмента [перевод с англ.] / Питер Ф. Друкер — Москва [и др.]: Вильямс, 2007. — 397 с.

4. Смит А Исследование о природе и причинах богатства народов — М.: Эксмо, 2007. — 956 с.

5. Сэй Ж. Б. Трактат по политической экономии // Жан-Батист Сэй. Экономические софизмы; экономические гармонии / Фредерик Бастиа; — М.: Академия народного хозяйства при Правительстве Росийской Федерации: Дело, 2000. — 229 с.

6. Танаев В. М., Карнаух И. И. Практическая психология управления. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. — 304 с.

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.