Научная статья на тему 'КРЕАТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ В ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛИТЕТА'

КРЕАТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ В ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативная индустрия / дуальная система / профессионалитет / образовательный стандарт / организационные технологии. / creative industry / dual system / professionalism / educational standard / organizational technologies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитин Захар Николаевич

В статье рассмотрены основные аспекты организации обучения в учреждениях среднего профессионального образования в области креативной индустрии при переходе на технологию профессионалитета; раскрыта тема современных подходов к процессу приближения образовательного процесса к сфере труда с сохранением традиций российской системы дуального обучения, уточнены процедуры согласования образовательных стандартов с профессиональными требованиями и прохождением профессионально-общественной аккредитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никитин Захар Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE INDUSTRY IN EDUCATION IN A PROFESSIONAL ENVIRONMENT

The article discusses the main aspects of organizing training in institutions of secondary vocational education in the field of the creative industry during the transition to professional technology; the topic of modern approaches to the process of approaching the educational process to the labor sphere while preserving the traditions of the Russian dual education system is disclosed, the procedures for coordinating educational standards with professional requirements and passing professional and public accreditation are clarified.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ В ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛИТЕТА»



JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH PEDAGOGY

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

УДК 378

КРЕАТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ В ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛИТЕТА

CREATIVE INDUSTRY IN EDUCATION IN A PROFESSIONAL ENVIRONMENT

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены основные аспекты организации обучения в учреждениях среднего профессионального образования в области креативной индустрии при переходе на технологию профессио-налитета; раскрыта тема современных подходов к процессу приближения образовательного процесса к сфере труда с сохранением традиций российской системы дуального обучения, уточнены процедуры согласования образовательных стандартов с профессиональными требованиями и прохождением профессионально-общественной аккредитации.

Ключевые слова: креативная индустрия, дуальная система, про-фессионалитет, образовательный стандарт, организационные технологии.

ABSTRACT

The article discusses the main aspects of organizing training in institutions of secondary vocational education in the field of the creative industry during the transition to professional technology; the topic of modern approaches to the process of approaching the educational process to the labor sphere while preserving the traditions of the Russian dual education system is disclosed, the procedures for coordinating educational standards with professional requirements and passing professional and public accreditation are clarified.

Keywords: creative industry, dual system, professionalism, educational standard, organizational technologies.

Захар Николаевич НИКИТИН,

кандидат педагогических наук, директор ГБ ПОУ РС (Я), «Якутский колледж культуры и искусств им. А. Д. Макаровой», baatyk1978@mail.ru

Zakhar Nikolaevich NIKITIN,

Candidate of Pedagogical Sciences,

Director of GB POU RS (Z) «Yakutsk College of Culture and Arts named after A.D. Makarova", baatyk1978@mail.ru

ПЕДАГОГИКА

ЖУРНАЛ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Известный афоризм о том, что все новое -это хорошо забытое старое, наиболее актуален при переходе российской системы среднего профессионального образования в формат организационно-управленческой технологии «профессионалитет», которая предполагает единство теоретического и практического обучения в условиях максимально приближенным к реальному производству [2].

В исследованиях современных авторов система обучения, связанная с практической подготовкой на конкретном рабочем месте, позиционируется как дуальная и ее появление связывается с зарубежным опытом, в частности с Германией. Данное утверждение является достаточно спорным, так как если обратится к профессионально-техническому образованию советского периода, можно констатировать факт наличия обучения при участии базовых предприятий [3].

Дуальное обучение соответствовало уровню производства, знакомило обучающихся с реальными условиями труда, сводило к минимуму профессиональную и социальную адаптацию молодых специалистов. В процессе обучения были задействованы современные технологии и оборудование. Практическая подготовка велась в условиях реального производства силами рабочего и технического персонала организаций и предприятий.

Дуальное обучение в условиях профессионально-технических училищ было логически выстроенной системой, объединяющей образование и производство или, если употреблять, современный язык, бизнес. Оно позволяло осваивать в определенные стандартом сроки, профессиональные умения и навыки (компетенции). Форма обучения была, по сути, непрерывной, так как предполагала базовое обучение, профилированное и предусматривала по мере необходимости, повышение квалификации или сертификацию с присвоением разряда. Аналогом современных компетентностных характеристик были квалификационные, которые составляли основу единых тарифно-квалификационных справочников, которые сменили современные профессиональные стандарты.

Теоретический курс в системе дуального обучения не превышал 25%, а практическая подготовка занимала значительно большее количество времени и могла осуществляться в форме производственной стажировки. В рам-

ках дуальной системы обучения использовались контекстные технологии и методики, ориентированные на действие.

В соответствии с поручением Президента РФ В. В. Путина система образования России в ближайшее время должна вернуться к своим историческим традициям подготовки профессиональных кадров. Был принят ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих долгосрочную концепцию и программу развития образования на период до 2030 года. В их числе Постановление Правительства РФ по утверждению государственной программы РФ «Развития образования», Постановление Правительства от 16.03.2022 № 387, регулирующее нормативное сопровождение эксперимента по организации обучения по программам профессионалитета. Согласно статистике перечня регионов и образовательных организаций, вступивших в эксперимент, можно констатировать тенденцию увеличения числа участников. Если в 2022 году таких учреждений было 71, то в 2024 году - 150. Возросло и количество базовых предприятий, на базе которых предполагается проводить практическую подготовку обучающихся.

Эксперимент предполагает синхронизацию кадровой потребности предприятий и организаций в условиях политики импорт замещения и развития отечественной системы народного хозяйства. Создан координационный совет образовательно-производственных центров и образовательных кластеров для согласования заявок участников эксперимента и возможного оказания консультационной и методической помощи. Последнее утверждение носит предположительный характер.

Эксперимент по внедрению и апробации профессионалитета предусматривает комплексную модернизацию системы среднего профессионального образования, создание новых отраслевых, а где-то региональных моделей подготовки квалифицированных кадров. В этой связи следует ожидать изменений в организационно-правовой структуре учреждений данного типа. Введение в штатное расписание мастеров производственного обучения, заместителей директоров по производственной практике, изменение тарификационной нагрузки инженерно-педагогического состава. Учитывая то, что нормативно закреплено право образовательных организаций разрабатывать и корректировать образовательные стандарты и учебные

JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

PEDAGOGY

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

планы, программы, необходима система учебно-методической поддержки эксперимента.

По этой причине на приоритетную позицию в эксперименте следует поставить подготовку инженерно-педагогических кадров, прерванную несколько лет назад, провести адресное повышение квалификации и профессиональную переподготовку руководящих и педагогических кадров. Обучение должно коснуться не только инженерно-педагогический состав образовательных организаций, но персонал, задействованный на производстве в процессе практической подготовки обучающихся.

Эксперимент возвращает систему среднего профессионального образования в формат практик ориентированной подготовки. Реализация эксперимента фактически проходит в условиях интеграции утраченной системы начального профессионального образования и среднего профессионального образования, основные дидактические принципы двух систем являются составной частью программ колледжей.

Полагаем, что успешность эксперимента во многом зависит не только от финансовой поддержки на федеральном и региональном уровнях, но и от того насколько можно восстановить функционал институтов Российской академии образования, которые выполняли Институт профессионально-технического образования и Институт образования взрослых, реорганизованные в объединенное учреждение в 2018 году. Только при такой организации эксперимента можно надеяться на положительное и самое главное долгосрочные результаты. Именно этим научным учреждениям принадлежат разработки научно-методологического и методического характера, поддерживающие и продвигающие дидактику профессионального образования в соответствии с требованиями реальной сферы труда. Разработанные про-фессиограммы логично встраиваются в идеологию эксперимента по профессионалитету [4].

Важным аспектом организации эксперимента по профессионалитету является федеральная финансовая поддержка не процесса обучения, а его результативности. В этой связи основным дидактическим принципом организации и содержания учебных программ профес-сионалитета должно стать выполнение триады задач. Первая из них связана с целеполаганием обучения, определяемым вопросом «что будет по окончании освоения программ?». Далее, «при помощи каких ресурсов будет обеспечен

процесс обучения?». И, наконец, «как доказать, что запланированный результат получен?» [5].

Система российского профессионального образования на современном этапе претерпевает период системных изменений. Кроме перехода среднего профессионального образования на практик ориентированный уровень ведется работа по апробации основных составляющих практик креативной индустрии в системе обучения [1].

Эксперимент по профессионалитету требует творческого, креативного подхода к решению поставленных задач. Именно такой подход отличает технологии, относящиеся к креативной индустрии. Именно креативные образовательные пространства становятся основой образовательно-производственных кластеров, в рамках которых через конкурсы, гранты и образовательные проекты выстраивается новая модель обучения. Но обязательным условием в среднем профессиональном образовании остается дуальная основа.

Применение креативных технологий дает возможность конструировать современные модульные программы учебных курсов и профессиональных модулей. Разработчиками программ являются коллективы инженерно-педагогических кадров и представителей производственной сферы. В организации образовательного процесса задействована ресурсная база, максимально приближенная к реальным условиям труда. В этой ситуации очень важно обучение умениям и навыкам не только по базовому компетентностному кластеру. Необходимо обучать навыкам реализации индивидуального творческого решения профессиональных задач, первоначально учебных, а затем и реальных производственных.

Развитие системы среднего профессионального образования в условиях перехода в формат профессионалитета с использованием особенностей технологий креативной индустрии потребует формирование определенного ряда дополнительных компетенций, в рамках которых можно получить специалиста, обладающего способностью к:

- социальной сплоченности;

- ответственности за результативность труда;

- инновационной деятельности;

- быстрой адаптации к изменяющимся условиям труда [6].

Перечисленные компетенции в полной мере соответствуют социальном потребностям

ПЕДАГОГИКА

ЖУРНАЛ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

общества в целом, и сферы современного бизнеса в частности.

Формирование компетенций, отличающих современного специалиста среднего звена, позволит заполнять вакансии, появляющиеся на производстве, выполняющим государственный социальный заказ военного и гражданского комплексов, сокращать диспропорции дефицита товаров в условиях импорт замещения, создать экспортный потенциал отечественного производства, в том числе и в сфере культуры.

Организация и содержание среднего профессионального образования в современных условиях экспериментальной и инновационной работы требует корректировки экспертной оценочной деятельности. К демонстрационному экзамену как достаточно новой универсальной форме оценки полученных результатов добавляются форматы общественной и профессионально-общественной аккредитации. Первая связана с рейтингом образовательной организации на региональном и федеральном уровнях, фиксирует брендовые и престижные основы обучения в конкретном учебном заведении.

Вторая предполагает независимую оценку результатов образовательной деятельности сообществом профессионалов и признанием качества образовательных программ, позволяющих готовить достаточно профессиональных специалистов среднего звена.

Заключение

Современная система среднего профессионального образования развивается в условиях системных изменений, к которым следует отнести организационные и содержательные процессы, учитывающие дидактические основы дуальной системы обучения, синхронизацию кадровых потребностей предприятий и возможностей образовательных организаций в подготовке квалифицированных специалистов. Интеграция основных аспектов экспериментальной и инновационной работы по реализации программ професси-оналитета и технологий креативной индустрии требует изменений в оценке результатов работы колледжей, что в определенной степени обеспечивается процедурами в рамках общественной и профессионально-общественной аккредитации.

Литература

1. Афанасьев В.В. Инновация как технологическая основа и критерий эффективности управления образовательными системами / В.В. Афанасьев, Е.Н. Сепиашвили // Инновационные технологии обучения в условиях глобализации рынка образовательных услуг: XIII Международная научно-методическая конференция, Москва, 27-28 марта 2007 года. Том 3. Москва: Типография ООО «Фирма Восход», 2007. С. 42-47. EDN UJCWPV.

2. Балдин С.С. Профессионально-техническое образование в России / С.С. Балдин // Россия и АТР. 2006. № 1(51). С. 125-140. EDN HZNCGL.

3. Интегральная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования / А.П. Беляева; Рос. акад. образования, Ин-т проф.-техн. образования. СПб., 2002. 238 с.

4. История профессионального образования в России: монография / Российская академия образования [РАО]. Институт истории и теории педагогики. Центр непрерывного образования, Российская академия наук [РАН]. Ассоциация «Профессиональное образование»; под науч. ред.: С.Я. Батышев, А.М. Новиков, Е.Г. Осовский. Москва: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. 663 с.

5. Кавера В.А. Креативный потенциал в ребрендинге учреждений культуры / В.А. Кавера // Креативные индустрии региона: опыт, перспективы, подготовка кадров: Тезисы докладов всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 28-29 сентября 2023 года. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный институт культуры, 2023. С. 15-17. EDN CZRWNX.

6. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: учеб. пособие для преподавателей образоват. учреждений сред. проф. образования / О.Н. Олейникова [и др.]. Москва: Альфа-М, 2005. 283 с.

References

1. Afanas'ev V.V. Innovacija kak tehnologicheskaja osnova i kriterij jeffektivnosti upravlenija obrazovatel'nymi sistemami. V.V. Afanas'ev, E.N. Sepiashvili. Innovacionnye tehnologii obuchenija v

JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

PEDAGOGY

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

uslovijah globalizacii rynka obrazovatel'nyh uslug: XIII Mezhdunar-odnaja nauchno-metodicheskaja konferencija, Moskva, 27-28 marta 2007 goda. Vol. 3. Moskva: Tipografija OOO «Firma Voshod», 2007. Pp. 42-47. EDN UJCWPV.

2. Baldin S.S. Professional'no-tehnicheskoe obrazovanie v Rossii. Rossija i ATR, 2006, no. 1(51), рp. 125-140. EDN HZNCGL.

3. Integral'naja teorija i praktika mnogourovnevogo nepreryvnogo professional'nogo obrazovanija. A.P. Beljaeva; Ros. akad. obrazo-vanija, In-t prof.-tehn. obrazovanija. SPb., 2002. 238 p.

4. Istorija professional'nogo obrazovanija v Rossii: monografija. Rossijskaja akademija obrazovanija [RAO]. Institut istorii i teorii ped-agogiki. Centr nepreryvnogo obrazovanija, Rossijskaja akademija nauk [RAN]. Associacija «Professional'noe obrazovanie»; pod nauch. red.: S.Ja. Batyshev, A.M. Novikov, E.G. Osovskij. Moskva: Associacija «Professional'noe obrazovanie», 2003. 663 p.

5. Kavera V.A. Kreativnyj potencial v rebrendinge uchrezhdenij kul'tury. Kreativnye industrii regiona: opyt, perspektivy, podgotovka kadrov:

Статья поступила в редакцию 20.07.2024; принята к публикации 26.08.2024.

The article was submitted 20.07.2024;

accepted for publication 26.08.2024.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author read

and approved the final version

of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.