деньги из... головы
креативная деятельность предприятия
как основа для извлечения прибыли из интеллектуального капитала
Креативная деятельность является научно-практической проблемой, разрабатываемой в рамках такого достаточно широкого научного направления, как управление знаниями, которые рассматриваются в качестве основного фактора развития в постиндустриальной экономике. Однако управление знаниями является частью общей проблемы развития предприятия в условиях ускоряющихся изменений и вызовов часто непредсказуемого будущего, которое требует иного мышления и
типов организации.
Креативная деятельность - это теория и практика развития предприятия в ХХ! веке. Она представляет собой отрицание разделения теории и практики действия и утверждает их неразрывность как единство знаний, умений и навыков, формулирования и формирования стратегии, неразрывность знания и действий, что разделяется большинством исследователей1.
Креативная деятельность предприятия может быть определена как способность извлекать прибыль из интеллектуального капитала, то есть управлять отношениями между человеческим капиталом (способностями и знаниями сотрудников), капиталом клиента (уровнем взаимной интегрированности) и организационным капиталом (знания и культура организации), максимизирующими потенциал организации создавать стоимость2. Данный подход включает отношения с клиентами в интеллектуальный капитал организа-
Бережнов Г.В.
докт. экон. наук,
профессор
Астраханского
государственного
технического
университета
креативная деятельность ции, что должно быть
отмечено. Кроме того,
предприятия может быть подчеркивается целесообразность заимствова-
определена как способность ния необходимых зна-__ний, технологий посре-
извлекать стоимость из дством вступления в
стратегические союзы
интеллектуального капитала как в виде неофициаль-
__ных соглашений, так и в
виде явных и детально проработанных отношений.
_ Большая часть успеха компании Microsoft является результатом способности преобразовывать технические идеи, по большей части заимствованные, в рыночные стратегии и сочетать творчество с технической проницатель-
_ ностью. Компания исповедует следующие
_ принципы:
- инвестировать в научные исследования боль_ ше, чем все остальные;
_ - передовые технологии формируют будущее;
_ - развивать капитал интеллектуальной
_____собственности;
_____- обучение - это признак «умной организации»,
элемент, обеспечивающий постоянное совершенствование ее внутренних процессов;
_ - «сиди и думай» (Б. Гейтс говорит, что он платит
своим людям для того, чтобы они «сидели и ду-_ _ мали»);
- «заимствуй и приспосабливай» (часто звучит критика в адрес Microsoft, что компания на самом деле не является великим новатором, а
_ просто использует идеи других. Но она сильна
в распознавании коммерческого потенциала _ идей и в их продаже)3.
_ Прямое отношение к поставленной проблеме
_ имеет школа ключевых компетенций (способности, навыки, умения, которые представляют ценность для производителя, потребителя, уникальны, то есть принадлежат только одному предприятию и ориентированы на будущее). _ Авторы разъясняют, что ключевая компетенция не является «активом» в бухгалтерском _ смысле этого слова. Завод, канал сбыта, товарный знак или патент не могут быть ключевой
компетенцией - это предметы, а не навыки. Однако способность управлять заводом, каналом сбыта, товарным знаком или интеллектуальной собственностью может составить ключевую компетенцию4.
В рамках данной школы также подчеркивается, что с помощью альянсов, совместных предприятий, внутреннего лицензирования и использования субподрядчиков фирма может получить в свое распоряжение компетенции извне. В крайнем случае, заимствование включает не только получение доступа к навыкам партнера, но и трансформацию внешних навыков во внутренние (интернализацию) при обучении у него. Культурная интеграция и гармонизация компетенций обходятся дороже при приобретении, чем при альянсах.
Представляется, что ориентация на стратегическое сотрудничество как способ заимствования адаптированных знаний может рассматриваться в рамках более широкой концепции обслуживания, которое можно определить как непрерывный процесс формирования креативной восприимчивости рынка, востребованности им новых товаров или услуг. Кастомизация рабочего места и сотрудников (ориентация на потребителя) возникает, когда маркетинговые исследования сосредоточиваются не на потребительских сегментах, а на индивидуальных клиентах. Кастомизация работников, обладающих знаниями, означает, что с ними заключают специальные трудовые соглашения, где могут быть предусмотрены такие позиции, как возможность приобретения акций компании, доступ детей работника в частные школы, компенсация стоимости приобретенного жилья, компенсация затрат на пользование личным автомобилем в служебных целях, возмещение услуг консультантов по инвестициям и юридическим вопросам. Это так называемые кастомизированные правовые контракты.
Креативная ориентация деятельности предполагает изменение требований к работникам и руководителям5. Наиболее востребованы работники, обладающие знаниями и творчески-
_ ми способностями. Инициировать получение и
использование знаний могут человек, группа или отдел, которые принимают на себя особую ответственность за активизацию и координацию усилий по созданию знаний во всей орга-
_ низации. Этот источник должен выполнять три
_ функции: катализатора создания знаний (активное взаимодействие с остальными сотруд-
_ никами организации для объединения людей и
процессов или создания пространства (контекста), необходимых для генерирования зна-_____ний); интегратора разрозненных знаний на ос___нове единого подхода и понимания; стратега,
придающего общее направление процессу создания знаний в организации.
___ _ Смысл эволюции требований к руководителю
____ состоит в переходе от модели менеджера к модели лидера, известной в виде формулы: менеджер делает вещи правильно, лидер делает правильные вещи (менеджер управляет - лидер творит; менеджер копирует - лидер является новатором; менеджер поддерживает - лидер развивает; менеджер сосредоточивается на
_ системах и структурах - лидер ориентирован
на людей и их нужды; менеджер полагается на контроль - лидер опирается на доверие; менеджер действует, исходя из краткосрочных целей, - лидер работает на основе долгосрочной перспективы; менеджер соглашается со статус-кво -лидер его оспаривает; менеджер - это класси-_ ческий хороший солдат, а лидер - человек, который сам руководит своей судьбой и т.п.). _ В целом речь идет о переходе от традиционного кадрового менеджмента через менеджмент на базе предпочтения к человеческим ресурсам
_ к стратегии организации и использования ее
сотрудников.
_ Креативная сеть - объединение в группу
предприятий, стремящихся к созданию уникальных товаров и услуг, устраняющих с рынка уступающие им потенциальные заменители в результате естественного решения конечного потребителя. Эта группа стремится к улучшению результатов деятельности каждого участника. Содержательно она опирается на теорию игр в том смысле, что действия каждого участ-
ника бизнеса непременно оказывают влияние на прибыльность других участников. Поэтому основу бизнес-решений должна составлять оценка возможных исходов, а каждый исход, в свою очередь, определяется тем, как реагируют
другие участники. Следовательно, принципы _
сотрудничества и совместной работы получа- _
ют преимущество перед конкуренцией как доминирующей основой анализа и принятия решений, например, в системе «пяти сил», или _
кластеров, М. Портера. Такой подход означает _
также признание того, что основанная на принципе конкуренции деятельность одного предприятия, пусть и предельно интегрированного, или даже виртуальной корпорации не может быть успешной без создания сетей. В электронной экономике это называется сообществом добавленной стоимости, которое представляет собой онлайновую сеть клиентуры, поставщиков и процессов добавления стоимости.
Основными характеристиками современной бизнес-среды являются глобализм, технология,
скорость, кастомизация, интеллектуальный ка- _
питал, доходный рост, а важнейшими организационными: гибкость занятости (неполный _
рабочий день, контрактная система, гармоничность систем оплаты - гибкие ставки оплаты труда и системы премирования, выбор способа
выполнения работы - дома или в офисе); чело- _
веческий (интеллектуальный) капитал; нали- _
чие лидера; система обучения; связи с клиентами; разделяемая всеми культура организации; стратегическая ясность; ответственность; неформальный характер отношений; постоянная диагностика и оценка состояния организации. В качестве современного креативного типа
мышления выступает калейдоскопное, т.е. уме- _
ние неформально мыслить и создавать новые ключевая компетенция категории или целост-
ное мышление, кото- не является «активом» рое является признаком деловой креатив- в бухгалтерском
ности. Интегральное, _
склонное к интегра- смысле этого слова
глобальное измерение ции или целостное
мышление является ус-
деятельности предприятия ловием креативности
как личности, так и ор-
является условием его развития ганизации. Выход за
пределы традиционных
в части технологии, бренда, категорий мышления
создает новые возмож-
_рационализации издержек ности, т.е. является креативным, созидательным. Калейдоскоп есть символ постоянно меняющихся моделей мышления и бесконечных новых возможностей, приводимых в движение силой воображения и творчества.
_ Наиболее общей характеристикой креативнос-
_ ти деятельности Г. Хемел и К. Прахалад считают
_ нацеленность на опережение. Если маркетинг
заключается в раскрытии четырех основных экономических понятий (продукт, цена, продвижение продукта и место реализации), то авторы предлагают четыре составляющих терми-
____на «глобальное опережение». Это собственно
_____опережение, а также близость к рынку, благожелательное отношение потребителей и каналы сбыта6.
Глобальное измерение деятельности предприятия является условием его развития в части технологии, бренда, рационализации издержек. Следует выделить фактор увеличения гомогенности рынков и гомогенных продуктов. Глобализация повышает скорость, гибкость бизнеса и приводит к экономии средств, поскольку исследования и разработки, закупки материалов, производство, маркетинг, дистрибь-юция основаны на глобальной базе и нацелены на глобальные рынки. Это позволяет достичь указанных преимуществ, в том числе за счет экономии на масштабах и ориентации на обслуживание, имея в виду, что потребители хотят получить лучшее по всем параметрам. Одно из важнейших направлений развития предприятия в условиях глобализации состоит в глобаспециализации (глобализация + специализация) как способности извлекать выгоды из глобального производства, информацион-
ных технологий, исследований и разработок и маркетинговых ресурсов, обеспечивая при этом локальную (национальную) привлекательность.
В данном случае необходимо сочетать выпуск стандартизованной продукции и ее соответствие частным запросам; стандартизованную систему обслуживания и реагирование на частные запросы; виртуальное и физическое присутствие на рынке; централизацию управления и корпоративный федерализм; экономические и социально-политические факторы и т.п. При этом творческая деятельность требует особой структуры организации - высокоорганичной и максимально неформальной.
1 См. Нонака И., Такеучи Х. Компания - создатель знания. - М: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003; Хемел Г., Праха-лад К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. - М.: Олимп-Бизнес, 2002; Менеджмент ХХ1 века. - М.: ИНФРА-М, 2002; Букович У., Уилльямс Р. Управление знаниями: руководство к действию. - М.: ИНФРА-М, 2002; Арджирис К. Организационное научение. - М.: ИНФРА-М, 2004; Минс Г., Шнайдер Д. Мета-капитализм и революция в электронном бизнесе. Какими будут компании и рынки в ХХ1 веке. - М.: Альпи-на Паблишер, 2001.
2 См. Букович У., Уилльямс Р. Управление знаниями:руководство к действию. - М.: ИНФРА-М, 2002, С. 315 -3173 Деарлав Д. Бизнес путь: Билл Гейтс. - СПб.: Издательство «Крылов», 2003, С. 23-72.
4 Хемел Г., Прахалад КК. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. - М.: Олимп-Бизнес, 2002.
5 Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента. - М.: ИНФ-РА-М, 2002, С.20 - 23,137,274 -275,306-310.
6 Хемел Г., Прахалад К. Конкурируя за будущее. - М.: Олимп-Бизнес, 2002, С. 216.