Научная статья на тему 'Креативная деятельность предприятия как основа для извлечения прибыли из интеллектуального капитала'

Креативная деятельность предприятия как основа для извлечения прибыли из интеллектуального капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бережнов Г.В.

Креативная деятельность является научно-практической проблемой, разрабатываемой в рамках такого достаточно широкого научного направления, как управление знаниями, которые рассматриваются в качестве основного фактора развития в постиндустриальной экономике. Однако управление знаниями является частью общей проблемы развития предприятия в условиях ускоряющихся изменений и вызовов часто непредсказуемого будущего, которое требует иного мышления и типов организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креативная деятельность предприятия как основа для извлечения прибыли из интеллектуального капитала»

деньги из... головы

креативная деятельность предприятия

как основа для извлечения прибыли из интеллектуального капитала

Креативная деятельность является научно-практической проблемой, разрабатываемой в рамках такого достаточно широкого научного направления, как управление знаниями, которые рассматриваются в качестве основного фактора развития в постиндустриальной экономике. Однако управление знаниями является частью общей проблемы развития предприятия в условиях ускоряющихся изменений и вызовов часто непредсказуемого будущего, которое требует иного мышления и

типов организации.

Креативная деятельность - это теория и практика развития предприятия в ХХ! веке. Она представляет собой отрицание разделения теории и практики действия и утверждает их неразрывность как единство знаний, умений и навыков, формулирования и формирования стратегии, неразрывность знания и действий, что разделяется большинством исследователей1.

Креативная деятельность предприятия может быть определена как способность извлекать прибыль из интеллектуального капитала, то есть управлять отношениями между человеческим капиталом (способностями и знаниями сотрудников), капиталом клиента (уровнем взаимной интегрированности) и организационным капиталом (знания и культура организации), максимизирующими потенциал организации создавать стоимость2. Данный подход включает отношения с клиентами в интеллектуальный капитал организа-

Бережнов Г.В.

докт. экон. наук,

профессор

Астраханского

государственного

технического

университета

креативная деятельность ции, что должно быть

отмечено. Кроме того,

предприятия может быть подчеркивается целесообразность заимствова-

определена как способность ния необходимых зна-__ний, технологий посре-

извлекать стоимость из дством вступления в

стратегические союзы

интеллектуального капитала как в виде неофициаль-

__ных соглашений, так и в

виде явных и детально проработанных отношений.

_ Большая часть успеха компании Microsoft является результатом способности преобразовывать технические идеи, по большей части заимствованные, в рыночные стратегии и сочетать творчество с технической проницатель-

_ ностью. Компания исповедует следующие

_ принципы:

- инвестировать в научные исследования боль_ ше, чем все остальные;

_ - передовые технологии формируют будущее;

_ - развивать капитал интеллектуальной

_____собственности;

_____- обучение - это признак «умной организации»,

элемент, обеспечивающий постоянное совершенствование ее внутренних процессов;

_ - «сиди и думай» (Б. Гейтс говорит, что он платит

своим людям для того, чтобы они «сидели и ду-_ _ мали»);

- «заимствуй и приспосабливай» (часто звучит критика в адрес Microsoft, что компания на самом деле не является великим новатором, а

_ просто использует идеи других. Но она сильна

в распознавании коммерческого потенциала _ идей и в их продаже)3.

_ Прямое отношение к поставленной проблеме

_ имеет школа ключевых компетенций (способности, навыки, умения, которые представляют ценность для производителя, потребителя, уникальны, то есть принадлежат только одному предприятию и ориентированы на будущее). _ Авторы разъясняют, что ключевая компетенция не является «активом» в бухгалтерском _ смысле этого слова. Завод, канал сбыта, товарный знак или патент не могут быть ключевой

компетенцией - это предметы, а не навыки. Однако способность управлять заводом, каналом сбыта, товарным знаком или интеллектуальной собственностью может составить ключевую компетенцию4.

В рамках данной школы также подчеркивается, что с помощью альянсов, совместных предприятий, внутреннего лицензирования и использования субподрядчиков фирма может получить в свое распоряжение компетенции извне. В крайнем случае, заимствование включает не только получение доступа к навыкам партнера, но и трансформацию внешних навыков во внутренние (интернализацию) при обучении у него. Культурная интеграция и гармонизация компетенций обходятся дороже при приобретении, чем при альянсах.

Представляется, что ориентация на стратегическое сотрудничество как способ заимствования адаптированных знаний может рассматриваться в рамках более широкой концепции обслуживания, которое можно определить как непрерывный процесс формирования креативной восприимчивости рынка, востребованности им новых товаров или услуг. Кастомизация рабочего места и сотрудников (ориентация на потребителя) возникает, когда маркетинговые исследования сосредоточиваются не на потребительских сегментах, а на индивидуальных клиентах. Кастомизация работников, обладающих знаниями, означает, что с ними заключают специальные трудовые соглашения, где могут быть предусмотрены такие позиции, как возможность приобретения акций компании, доступ детей работника в частные школы, компенсация стоимости приобретенного жилья, компенсация затрат на пользование личным автомобилем в служебных целях, возмещение услуг консультантов по инвестициям и юридическим вопросам. Это так называемые кастомизированные правовые контракты.

Креативная ориентация деятельности предполагает изменение требований к работникам и руководителям5. Наиболее востребованы работники, обладающие знаниями и творчески-

_ ми способностями. Инициировать получение и

использование знаний могут человек, группа или отдел, которые принимают на себя особую ответственность за активизацию и координацию усилий по созданию знаний во всей орга-

_ низации. Этот источник должен выполнять три

_ функции: катализатора создания знаний (активное взаимодействие с остальными сотруд-

_ никами организации для объединения людей и

процессов или создания пространства (контекста), необходимых для генерирования зна-_____ний); интегратора разрозненных знаний на ос___нове единого подхода и понимания; стратега,

придающего общее направление процессу создания знаний в организации.

___ _ Смысл эволюции требований к руководителю

____ состоит в переходе от модели менеджера к модели лидера, известной в виде формулы: менеджер делает вещи правильно, лидер делает правильные вещи (менеджер управляет - лидер творит; менеджер копирует - лидер является новатором; менеджер поддерживает - лидер развивает; менеджер сосредоточивается на

_ системах и структурах - лидер ориентирован

на людей и их нужды; менеджер полагается на контроль - лидер опирается на доверие; менеджер действует, исходя из краткосрочных целей, - лидер работает на основе долгосрочной перспективы; менеджер соглашается со статус-кво -лидер его оспаривает; менеджер - это класси-_ ческий хороший солдат, а лидер - человек, который сам руководит своей судьбой и т.п.). _ В целом речь идет о переходе от традиционного кадрового менеджмента через менеджмент на базе предпочтения к человеческим ресурсам

_ к стратегии организации и использования ее

сотрудников.

_ Креативная сеть - объединение в группу

предприятий, стремящихся к созданию уникальных товаров и услуг, устраняющих с рынка уступающие им потенциальные заменители в результате естественного решения конечного потребителя. Эта группа стремится к улучшению результатов деятельности каждого участника. Содержательно она опирается на теорию игр в том смысле, что действия каждого участ-

ника бизнеса непременно оказывают влияние на прибыльность других участников. Поэтому основу бизнес-решений должна составлять оценка возможных исходов, а каждый исход, в свою очередь, определяется тем, как реагируют

другие участники. Следовательно, принципы _

сотрудничества и совместной работы получа- _

ют преимущество перед конкуренцией как доминирующей основой анализа и принятия решений, например, в системе «пяти сил», или _

кластеров, М. Портера. Такой подход означает _

также признание того, что основанная на принципе конкуренции деятельность одного предприятия, пусть и предельно интегрированного, или даже виртуальной корпорации не может быть успешной без создания сетей. В электронной экономике это называется сообществом добавленной стоимости, которое представляет собой онлайновую сеть клиентуры, поставщиков и процессов добавления стоимости.

Основными характеристиками современной бизнес-среды являются глобализм, технология,

скорость, кастомизация, интеллектуальный ка- _

питал, доходный рост, а важнейшими организационными: гибкость занятости (неполный _

рабочий день, контрактная система, гармоничность систем оплаты - гибкие ставки оплаты труда и системы премирования, выбор способа

выполнения работы - дома или в офисе); чело- _

веческий (интеллектуальный) капитал; нали- _

чие лидера; система обучения; связи с клиентами; разделяемая всеми культура организации; стратегическая ясность; ответственность; неформальный характер отношений; постоянная диагностика и оценка состояния организации. В качестве современного креативного типа

мышления выступает калейдоскопное, т.е. уме- _

ние неформально мыслить и создавать новые ключевая компетенция категории или целост-

ное мышление, кото- не является «активом» рое является признаком деловой креатив- в бухгалтерском

ности. Интегральное, _

склонное к интегра- смысле этого слова

глобальное измерение ции или целостное

мышление является ус-

деятельности предприятия ловием креативности

как личности, так и ор-

является условием его развития ганизации. Выход за

пределы традиционных

в части технологии, бренда, категорий мышления

создает новые возмож-

_рационализации издержек ности, т.е. является креативным, созидательным. Калейдоскоп есть символ постоянно меняющихся моделей мышления и бесконечных новых возможностей, приводимых в движение силой воображения и творчества.

_ Наиболее общей характеристикой креативнос-

_ ти деятельности Г. Хемел и К. Прахалад считают

_ нацеленность на опережение. Если маркетинг

заключается в раскрытии четырех основных экономических понятий (продукт, цена, продвижение продукта и место реализации), то авторы предлагают четыре составляющих терми-

____на «глобальное опережение». Это собственно

_____опережение, а также близость к рынку, благожелательное отношение потребителей и каналы сбыта6.

Глобальное измерение деятельности предприятия является условием его развития в части технологии, бренда, рационализации издержек. Следует выделить фактор увеличения гомогенности рынков и гомогенных продуктов. Глобализация повышает скорость, гибкость бизнеса и приводит к экономии средств, поскольку исследования и разработки, закупки материалов, производство, маркетинг, дистрибь-юция основаны на глобальной базе и нацелены на глобальные рынки. Это позволяет достичь указанных преимуществ, в том числе за счет экономии на масштабах и ориентации на обслуживание, имея в виду, что потребители хотят получить лучшее по всем параметрам. Одно из важнейших направлений развития предприятия в условиях глобализации состоит в глобаспециализации (глобализация + специализация) как способности извлекать выгоды из глобального производства, информацион-

ных технологий, исследований и разработок и маркетинговых ресурсов, обеспечивая при этом локальную (национальную) привлекательность.

В данном случае необходимо сочетать выпуск стандартизованной продукции и ее соответствие частным запросам; стандартизованную систему обслуживания и реагирование на частные запросы; виртуальное и физическое присутствие на рынке; централизацию управления и корпоративный федерализм; экономические и социально-политические факторы и т.п. При этом творческая деятельность требует особой структуры организации - высокоорганичной и максимально неформальной.

1 См. Нонака И., Такеучи Х. Компания - создатель знания. - М: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003; Хемел Г., Праха-лад К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. - М.: Олимп-Бизнес, 2002; Менеджмент ХХ1 века. - М.: ИНФРА-М, 2002; Букович У., Уилльямс Р. Управление знаниями: руководство к действию. - М.: ИНФРА-М, 2002; Арджирис К. Организационное научение. - М.: ИНФРА-М, 2004; Минс Г., Шнайдер Д. Мета-капитализм и революция в электронном бизнесе. Какими будут компании и рынки в ХХ1 веке. - М.: Альпи-на Паблишер, 2001.

2 См. Букович У., Уилльямс Р. Управление знаниями:руководство к действию. - М.: ИНФРА-М, 2002, С. 315 -3173 Деарлав Д. Бизнес путь: Билл Гейтс. - СПб.: Издательство «Крылов», 2003, С. 23-72.

4 Хемел Г., Прахалад КК. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. - М.: Олимп-Бизнес, 2002.

5 Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента. - М.: ИНФ-РА-М, 2002, С.20 - 23,137,274 -275,306-310.

6 Хемел Г., Прахалад К. Конкурируя за будущее. - М.: Олимп-Бизнес, 2002, С. 216.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.