МАСЛАНОВ Евгений Валерьевич — к.филос.н., сотрудник Научно-исследовательского физико-технического института Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (603950, Россия, г. Нижний Новгород, пр-кт Гагарина, 23; [email protected]) МАСЛАНОВ Дмитрий Валерьевич — аспирант Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (603950, Россия, г. Нижний Новгород, пр-кт Гагарина, 23; maslanov.dmitry@ yandex.ru); консультант отдела по разработке и координации специальных программ и проектов аппарата Правительства Нижегородской области
ПОДСЕВАТКИН Илья Сергеевич — аспирант Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (603950, Россия, г. Нижний Новгород, пр-кт Гагарина, 23;podsevatkin.ilya@ mail.ru), эксперт Института развития Интернета
краудсорсинговые проекты:
пространство взаимодействия
общества и власти
Аннотация. Статья посвящена анализу набирающих популярность краудсорсинговых технологий в сфере государственного управления. Они направлены на участие граждан в общественном контроле и выработке управленческих, политических и законодательных решений. Авторы приводят примеры проектов политического краудсорсинга, которые показывают эффективность применения данной технологии и ее важность для формирования опыта гражданского участия в государственном управлении и общественном контроле. Этот опыт способствует развитию гражданского общества и формированию политической среды, содействующей прогрессу «хорошего управления» - важной части успешного развития страны. Ключевые слова: Интернет, краудсорсинг, политический краудсорсинг, гражданское общество, информационно-коммуникационные технологии
Социально-экономическая и политическая модернизация в России, несомненно, будет тесно связана с развитием интернет-технологий. Интернет уже стал важной частью жизни общества, одним из основных каналов передачи информации, «социальным пространством свободной коммуникации» [Кастельс 2004: 7, 164]. Кроме того, наступление эры Web 2.0/3.0 позволило каждому пользователю выступать не только пассивным получателем, но комментатором, критиком и создателем информации. Многие исследователи отмечают возрастание роли интернет-технологий, сообществ в социальных сетях, указывают на то, что «современное государственное строительство уже невозможно без создания эффективной информационно-коммуникационной системы» [Крайнова 2013; Соколов 2015].
Л.Н. Никовская и В.Н. Якимец отмечают, что с возрастанием экологических, геополитических, демографических и иных рисков усложняются и функции государства, которое стоит перед вызовом более тонкого отражения интересов и потребностей общества [Никовская, Якимец 2015: 50]. Одним из механизмов настройки «государственной машины» становится использование краудсорсин-говых технологий. Краудсорсинг является методом решения задачи с использованием интеллектуального потенциала и знаний большого числа людей. Политический краудсорсинг, в свою очередь, определяется нами как использование добровольного «ресурса толпы» для решения политических задач любым из акторов политического процесса, создавшим каудсорсинговую площадку. Он может быть задействован для разработки законодательных предложений, общественного «мозгового штурма» или контроля за исполнением государственного законодательства. Организация проектов политического краудсорсинга позволит активизировать процесс сбора общественных инициатив и привлечь граждан
;30
ВЛАСТЬ
2016'04
к участию в выработке государственных решений, даст возможность государству уйти из некоторых сфер, в которых велики трансакционные издержки, а результат работы бюрократической машины меньше, чем результат общественной деятельности.
Р.В. Петухов показывает, что граждане хотели бы более активно участвовать в улучшении среды своего обитания [Петухов 2014], а интернет-сообщества -наиболее привлекательная для них форма общественного участия [Петухов, Петухов 2015: 34-35]. И.С. Шаповалова также приводит данные регионального исследования, которые показывают, что россияне готовы быть участниками краудсорсинговых проектов: примерно 50% опрошенных готовы предлагать идеи и участвовать в формировании экспертных коллективов, 70% - голосовать за инициативы [Шаповалова 2014: 19-21]. Стоит отметить, что успешность крауд-сорсинга напрямую связана с уровнем распространения Интернета. По данным ФОМа весной 2015 г. доля активных интернет-пользователей (выходящих в сеть ежедневно) составила 53% опрошенных. При этом следует отметить, что в крупных городах им пользуются более 70% респондентов, а в средних, небольших и селах - только около 60-50%1.
Власть понимает важность привлечения людей к государственнму управлению посредством интернет-технологий. Указом Президента РФ № 601 от 7 мая 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» была намечена «дорожная карта» развития общественно-государственного управления [Никовская, Якимец 2015: 59], в т.ч. внедрение механизмов электронного правительства. В соответствии с этим указом Фонд информационной демократии организовал площадку «Российская общественная инициатива» (далее - РОИ), которая стала одной из первых площадок политического краудсорсинга. Анализируя результаты ее работы, П.Я. Фельдман делает вывод, что краудсорсинг как институт электронной демократии достиг в России значительной степени развития [Фельдман 2014: 26], но, конечно, у него есть перспективы и в других сферах. Например, Фонд информационной демократии с 1 по 30 мая 2014 г. реализовал проект по выборам 43 членов Общественной палаты РФ, которые были избраны по итогам рейтингового интернет-голосования при помощи механизма РОИ. Кроме того, серьезное обсуждение вопроса о том, что запуск интернет-выборов в федеральном масштабе будет опробован на выборах в Государственную думу в 2021 г.2, говорит о том, что власть признает тот факт, что граждане РФ готовы принимать участие в «электронной политике».
Сегодня одним из наиболее актуальных направлений государственной политики является борьба с коррупцией. В сентябре 2013 г. на базе Общероссийского народного фронта (далее - ОНФ), главой которого является президент В.В. Путин, был организован проект «За честные закупки» - открытая интернет-площадка для борьбы с коррупцией, расточительством и неэффективным использованием бюджетных средств в сфере государственных закупок. Это - краудсорсинговый проект, который предполагает добровольное безвозмездное интернет-участие граждан в процессе поиска на электронных площадках сомнительных, наносящих материальный вред государству тендеров и профессиональную работу юристов ОНФ по их анализу, корректировке или отмене. Его деятельность - яркий пример успешной площадки политического краудсорсинга, направленной на решение задачи общественного контроля за исполнением федерального законодательства государственной властью. За 4 первых месяца работы, с сентября по
1 Интернет в России: динамика проникновения. Весна 2015. Доступ: http://fom.ru/SMI-i-internet/12275 (проверено 20.09.2015).
2 На выборах в Госдуму-2021 обкатают интернет-голосование. - Известия. Доступ: http://izvestia.ru/ news/592844 (проверено 29.10.2015).
декабрь 2013 г., число зарегистрированных пользователей составило 1 542 чел., были добавлены 440 сомнительных закупок, устранены нарушения на сумму, превышающую 38 млрд руб. Развитие проекта показывает, что общество разделяет его цели и задачи. Динамика роста числа активистов, добавленных закупок и суммы устраненных нарушений впечатляют. В 2014 г. число активистов увеличилось на 2 493 чел. (рост по сравнению с 2013 г. более чем на 160%), добавлена 2 341 сомнительная закупка (рост более чем в 5 раз), устранены нарушения на сумму свыше 110 млрд руб. (рост почти на 290%). В 2015 г. все показатели продолжают существенно расти. В период с января по июль 2015 г. на портале зарегистрировались еще 2 343 активиста (рост 58%), были добавлены 2 284 закупки на общую сумму почти 190 млрд руб.1 Ресурс меньше чем за 2 года, благодаря привлечению граждан к решению общегосударственной проблемы, сэкономил государству более 300 млрд руб., что в среднем по итогам 2013-2104 гг. составило более 50 млн руб. на каждую найденную сомнительную закупку2.
Гражданские активисты действуют не только на площадках проектов по борьбе с коррупцией. В июле 2012 г. в России вступил в силу федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации)»3, который регулирует обязательное удаление или блокировку сайтов, на которых присутствует запрещенный законом контент. Всероссийская общественная организация «Молодая гвардия Единой России» (далее - МГЕР) в 2013 г. инициировала создание проекта «МедиаГвардия». Он объединяет активных интернет-пользователей для поиска в Интернете запрещенных для распространения на территории РФ материалов. Активисты проекта поделены на две группы. Первая группа по упрощенной процедуре жалуется на противоправный контент. Вторая - производит фильтрацию этих заявок на предмет нарушения российского законодательства, помогая органам исполнительной власти, регулирующим данную отрасль. С февраля 2013 г. в сообществе зарегистрировались 4 198 чел. (в группе в «Вконтакте» состоят более 10 тыс. чел.), которые хотя бы раз отправили ссылку на сайт с запрещенной информацией. Большинство активистов проекта составляют молодые люди от 16 до 27 лет (47%). За 2,5 года работы «МедиаГвардии» юристы проекта обработали более 30 тыс. ссылок (основной поток - это сайты казино, ресурсы с пропагандой наркотиков и экстремизма), из которых только 20 тыс. прошли первичную модера-цию и были направлены в органы исполнительной власти, которые заблокировали чуть меньше 2,5 тыс. интернет-страниц, с других страниц противоправный контент был удален владельцами сайтов4. Реализация этого проекта показывает, что молодежь проявляет заинтересованность в «очистке» Интернета. Вероятно, это связано с тем, что молодые люди больше всего вовлечены в сферу новых информационно-коммуникационных технологий и воспринимают Интернет как одно из пространств своей обыденной, повседневной жизни, такое же реальное, как пространство родного двора, вуза или городского парка. В конце 2014 г. «МедиаГвардия» получила премию Рунета в номинации «Интернет без экстремизма», что свидетельствует о признании экспертным сообществом важности
1 Отчеты ОНФ «За честные закупки» за 2013, 2014 годы и за 7 месяцев 2015 года. Доступ: http:// zachestnyezakupki.onf.ru/report?doc=201507 (проверено 23.09.2015).
2 Там же.
3 Федеральный закон РФ от 28.07.2012 N 139-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». - Российская газета. 2012. 30 июля. С. 9.
4 Данные предоставлены Кириллом Андреевичем Гринченко - координатором проекта «МедиаГвардия» ВОО «Молодая гвардия Единой России».
ВлАсть
2016'04
работы краудсорсинговых проектов по общественному надзору за исполнением законодательства в сети Интернет.
Успешная работа проектов «За честные закупки» и «МедиаГвардия» показывает, что часть функций по мониторингу исполнения государственного законодательства власть вполне может отдать в ведение общественных организаций. Население посредством интернет-технологий на доступных и несложных краудсорсинговых площадках только при помощи энтузиазма и нескольких профессиональных юристов ОНФ и МГЕРа эффективно способствует борьбе с коррупцией и очистке Интернета от незаконного и опасного контента. В рамках аппарата государственной власти решение соответствующих задач в таком объеме потребовало бы привлечения больших средств, совместной работы сотрудников нескольких силовых структур... Краудсорсинг же позволяет этого избежать.
Необходимо также отметить успешный проект «Бизнес в антикризисе», проведенный летом 2015 г. на площадке «КраудСпейс», созданной Фондом общественного мнения. Его работа была направлена на то, чтобы разобраться, как ведет себя бизнес в сложной экономической ситуации, и выработать предложения по преодолению кризисных явлений как для бизнеса, так и для власти. Были привлечены 2 635 участников, выработаны 569 решений. Одно из заданий было обозначено как «Задачи и рекомендации государству». В этой рубрике было подано больше всего рекомендаций (360, тогда как у следующего задания - только 148), что говорит о серьезной заинтересованности бизнеса в участии в разработке государственных программ противостояния кризисным явлениям в экономике1.
Краудсорсинг используется не только в общегосударственных масштабах, но и на региональном уровне. В июле - августе 2013 г. в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра на платформе компании Witology, на которой используется проработанная методология реализации проектов фасилитации и модерации идей, был проведен проект «Вместе за достойную медицину». Он позволил провести общественную экспертизу программы модернизации здравоохранения, проводившейся в регионе в 2011-2012 гг., и наметить дальнейшие шаги по ее улучшению. В нем приняло участие 1 100 жителей, было подано более 1 500 тыс. предложений по совершенствованию системы здравоохранения2. В 2014 г. мэрия г. Москвы в сотрудничестве с компанией Witology создала Центр компетенций по краудсорсингу, организующий проекты на платформе компании. За 1,5 года на ней было реализовано 8 проектов, направленных на разработку стандартов и решение проблем в области экологической стратегии г. Москвы, детского отдыха, транспортной системы, городской среды, медицинского обслуживания, развития портала «Наш город», сети библиотек и школьного самоуправления. В общей сложности в них приняли участие более 107 тыс. чел., были поданы почти 60 тыс. идей, на основе которых подготовлены расширенные программы развития3. Большое число участников и предложений, которые берутся в работу, показывают заинтересованность власти в привлечении людей в обсуждение широкого круга тем по актуальным проблемам управления, общественной экспертизы, а также эффективность вовлечения активистов в проекты политического краудсорсинга.
1 Проект «Бизнес в антикризисе». - Краудсорсинговая платформа «КраудСпейс». Доступ: https:// crowdspace.ru/project/antikrizis/about (проверено 29.10.2015).
2 Проект «Вместе за достойную медицину». - Сайт компании Witology. Доступ: http://witology.com/ clients_n_projects/604/ (проверено 28.10.2015).
3 Краудсорсинг-проекты правительства Москвы. Доступ: http://crowd.mos.ru/ (проверено 28.09.2015).
2016'04
ВлАсть
33
Кроме того, говоря о региональном компоненте, нельзя не упомянуть «Народный проект "Мой Новый Нижний"», который предлагал горожанам выдвигать свои предложения по поводу улучшения городской среды к 2021 г. -800-летию со дня основания города. Это пример не самой удачной, по нашему мнению, реализации хорошей идеи1. На сайте нет пула внесенных инициатив, нет четкого механизма их утверждения и реализации, отсутствует мотивацион-ная часть. Вероятно, эти недоработки можно списать на использование проекта как предвыборного инструмента, хотя при должной реализации он мог бы стать важным инструментом улучшения городской среды, помог решить наиболее актуальные для населения проблемы, стать действенным предвыборным инструментом.
Таким образом, сейчас в России существуют различные проекты политического краудсорсинга. ОНФ и МГЕР рассматривают краудсорсинговые площадки как пространство формирования пула специалистов, решающих поставленную перед ними конкретную задачу. В проекте «Бизнес в антикризисе» узкоспециализированное сообщество рассматривалось как экспертное, которое в рамках своих компетенций предлагало удачные решения в целях преодоления кризисных явлений. Региональные проекты скорее связаны с проведением «мозгового штурма», когда население региона предлагает идеи, реализация которых может привести к решению конкретных муниципальных проблем и улучшению «общественного пространства». Различие используемых стратегий, на наш взгляд, обусловлено спецификой вовлеченности гражданина в уровни государственной жизни. На уровне своего родного города или профессиональной деятельности человек может выступать не только как «технический специалист», чья функция заключается в исполнении конкретных инструкций, но и как эксперт, способный видеть существующие проблемы и предлагать пути их решения. На этом уровне краудсорсинговые проекты стремятся использовать креативный потенциал местных или узкоспециализированных сообществ для решения проблем самих сообществ. Формирование же экспертного сообщества, способного участвовать в выработке стратегии общенационального развития лишь на основе эпизодического участия в управлении, затруднительно. Решение этих задач требует наличия комплексного знания о процессах, происходящих в стране в целом и конкретных регионах в частности, обладания различными специфическими компетенциями.
Участие в краудсорсинговых проектах позволяет гражданам проявить свою гражданскую позицию, создает у них опыт хоть и виртуального, но эмоционально вполне реального взаимодействия с властью, дает возможность активно участвовать в государственной жизни, выражать как поддержку власти, так и реализовывать свой протестный потенциал в конструктивном русле. Таким образом развивается опыт демократического участия. Благодаря этому участник проекта уже не рассматривается как объект властного управления, а становится субъектом, с которым власть действует совместно при решении общих проблем. Улучшается способность представителей гражданского общества к взаимодействию с государством, в результате чего формируется (и реализуется) понимание общественного блага, то есть повышается уровень гражданственности, гражданской культуры [Никовская, Якимец 2015: 53], которые являются неотъемлемой частью здорового гражданского общества. Продолжение внедрения практик краудсорсинга в политической сфере поможет сформировать в России отвечающее новым реалиям государственное управление. Например, использование верификации, совмещенной с указанием специализации и интересов участни-
1 Народный проект «Мой Новый Нижний». Доступ: ЬИр://мойновыйнижний.рф/ (проверено 28.09.2015).
ВЛАСТЬ
2016'04
ков проектов, и мониторинг их активности со стороны организаторов краудсор-синговых площадок может дать ценную информацию для формирования пула гражданских экспертов, которые станут источником формирования качественного резерва управленческих кадров, источником новых идей по модернизации страны. Широкая реализация проектов политического краудсорсинга будет способствовать переходу к этапу непосредственного участия граждан в управлении государством, выступит залогом «хорошего управления» - ключевого момента для государственного прогресса в части улучшения жизни общества.
Список литературы:
Кастельс М. 2004. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория (при участии Изд-ва Гуманитарного ун-та). 328 с.
Крайнова К.А. 2013. Новые коммуникационные практики в сфере управления политико-коммуникативными процессами. — Современные проблемы науки и образования. № 1. Доступ: www.science-education.ru/107-8331 (проверено 05.10.2015).
Никовская Л.И, Якимец В.Н. 2015. Формирование и отстаивание общественных интересов в России: от «административной» к партнерской модели. — Полис. Политические исследования. № 5. С. 49-63.
Петухов Р.В. 2014. Локальные сообщества и гражданский активизм. — Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. № 4(122). С. 60-71.
Петухов В.В., Петухов Р.В. 2015. Демократия участия: институциональный кризис и новые перспективы. — Полис. Политические исследования. № 5. С. 25-48.
Соколов А.В. 2015. Электронные коммуникации в социальной активности граждан. — Власть. № 3. С. 67-71.
Фельдман П.Я. 2014. Политический краудсорсинг как институт электронной демократии: проблемы становления и развития — Власть. № 6. С. 21-26.
Шаповалова И.С. 2014. Организационно-технологическая модель минимизации рисков, возникающих при внедрении технологий краудсорсинга. — Власть. № 7. С. 14 -22.
MASLANOV Evgeniy Valer'evich, Cand.Sci.(PhiIos.), Member of the Research Institute for Physics and Technology, Lobachevsky State University of Nizhny Novgrorod (23 Gagarina Ave, Nizhny Novgorod, Russia, 603950; evgenmas@ rambler.ru
MASLANOV Dmitriy Valer'evich, —postgraduatestudent, Lobachevsky State University of Nizhny Novgrorod(23Gagarina Ave, Nizhny Novgorod, Russia, 603950; [email protected]), Consultant at the Department for Development & Coordination of Special Programs and Projects for the Government of Nizhny Novgorod Region
PODSEVATKIN Il'ya Sergeevich, postgraduate student, Lobachevsky State University of Nizhny Novgrorod (23 Gagarina Ave, Nizhny Novgorod, Russia, 603950; [email protected]), Expert of the Institute for the Development of the Internet
crowdsourcing projects: a space of interaction between society and the government
Abstract. The present article deals with analyzing new information and communication technologies, in particular political crowdsourcing, in public administration, which is getting the growing popularity nowadays. It is aimed at the citizens' participation in public control processes and the elaboration of management, political and legislative solutions. The authors