Научная статья на тему 'Краудсорсинг как средство информационно-образовательного взаимодействия в школе'

Краудсорсинг как средство информационно-образовательного взаимодействия в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КРАУДСОРСИНГ / EDUCATIONAL CROWDSOURCING / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ONLINE COMMUNICATION / КРАУДСОРСИНГОВОЕ СООБЩЕСТВО / CROWDSOURCING COMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Светлана Викторовна

Рассматривается инновационный подход к построению информационно-образовательной среды школы. Показаны возможности образовательного краудсорсинга в осуществлении успешной коммуникации субъектов образовательного процесса. Представляется информационно-образовательная среда, которая выступает платформой взаимодействия обучающихся и педагогов в сетевых сообществах, организованных на основе инициативной проектной деятельности. Освещается интернет-диалог как основа реализации образовательного краудсорсинга в информационно-образовательной среде школы.The article an innovative approach to construction of information-educational environment of the school describes. The possibilities of educational crowdsourcing in the implementation of successful communication subjects of educational process. It seems the information-educational environment, which acts as a platform for interaction of students and teachers in online communities, organized on the basis of the initiative of the project activities. Highlights the online dialogue as a basis for the implementation of educational crowdsourcing in the information educational environment of the school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краудсорсинг как средство информационно-образовательного взаимодействия в школе»

УДК 37.371.3

С.В. Журавлева,

Оренбургский государственный педагогический университет

Краудсорсинг как средство информационно-образовательного взаимодействия в школе

Оренбургский государственный педагогический университет

Одной из эффективных инновационных моделей организации информационно-образовательного взаимодействия в условиях школы становится краудсорсинг (от англ. сгошс1зоигс1пд, сгошс! - толпа и воигстд - использование ресурсов).

Краудсорсинг - это привлечение к решению тех или иных проблем инновационной производственной деятельности широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта по типу субподрядной работы на добровольных началах с применением информационно-коммуникационных технологий.

Информатизация образования обуславливает необходимость интенсивного субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса школы в сетевых сообществах, которые организуются на основе проектной деятельности. Инициативные проектные исследования обра-

зуют сетевую организацию работы сообщества (педагогов школы, обучающихся, их законных представителей и социальных партнеров). Такой подход принимает сегодня формат краудсорсинга, который определяется как технология организации проектной работы исследовательской группы в сети Интернет на основе динамичного информационно-образовательного взаимодействия.

Впервые термин «краудсорсинг» был использован Джеффом Хау в 2006 году для обозначения сетевых технологий,которые привлекали пользователей к решению задач. Он отмечает, что краудсорсинг призван привлекать людей извне к участию в творческом совместном процессе на принципах открытого входа (open call) [5].

Эрик фон Хиппель называет кра-удсорсинг «инновацией с расчетом на пользователя», при которой необходимо полагаться не только на формулировку потребностей

участников проектной группы, но и на определение способов удовлетворения этих потребностей.

Платформой для образовательного краудсорсинга являются информационно-коммуникационные технологии, способные обеспечить мгновенное массовое участие в решении проектной задачи, получить обратную связь от каждого участника информационно-образовательного взаимодействия. Организация информационно-образовательной среды школы средствами образовательного краудсорсинга основывается на принципе энтузиазма субъектов образовательного процесса, объединении учебной и внеучебной деятельности обучающихся проектной деятельностью в сети Интернет [4].

В настоящее время школьное образование все активнее применяет в учебно-воспитательном процессе информационно-коммуникационные технологии межсубъектного взаимодействия. Образовательный краудсорсинг, реализуемый на основе этих технологий, предполагает получение востребованного проектного решения на выходе образовательного процесса. Он обеспечивает новую систему оценки качества образовательных результатов на основе внешнего прозрачного контроля участников сообщества, что повышает удовлетворенность обучающегося.

Переход от сообщества, где доминируют обмен знаниями в аудитории и интенсификация индивидуальной самостоятельной работы, к формированию инициативных групп сотворчества в

© Журавлева С.В., 2017

СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА ЖУРАВЛЕВА

директор средней общеобразовательной школы № 69 г. Оренбурга, аспирантка Оренбургского государственного педагогического университета. Сфера научных интересов: педагогическая инно-ватика, инновационные технологии в информационном образовательном пространстве, информационно-образовательная среда. Автор 6 публикаций

Рассматривается инновационный подход к построению информационно-образовательной среды школы. Показаны возможности образовательного краудсорсинга в осуществлении успешной коммуникации субъектов образовательного процесса. Представляется информационно-образовательная среда, которая выступает платформой взаимодействия обучающихся и педагогов в сетевых сообществах, организованных на основе инициативной проектной деятельности. Освещается интернет-диалог как основа реализации образовательного краудсорсинга в информационно-образовательной среде школы.

Ключевые слова: образовательный краудсорсинг, информационно-образовательная среда, интернет-коммуникация, краудсорсинговое сообщество.

The article an innovative approach to construction of information-educational environment of the school describes. The possibilities of educational crowdsourcing in the implementation of successful communication subjects of educational process. It seems the information-educational environment, which acts as a platform for interaction of students and teachers in online communities, organized on the basis of the initiative of the project activities. Highlights the online dialogue as a basis for the implementation of educational crowdsourcing in the information educational environment of the school. Key words: educational crowdsourcing, informational and educational environment, online communication, crowdsourcing community.

условиях образовательного контента позволяет учитывать интересы педагогов, администрации школы, родителей (законных представителей) обучающихся и социальных партнеров. В свою очередь это обеспечивает решение задачи формирования универсальных учебных действий обучающихся, их ключевых компетенций и повышения качества результатов образовательного процесса на основе образовательного краудсорсинга.

Эффективность информационно-образовательного взаимодействия призван обеспечить интернет-диалог [1]. Интернет-диалог - это коммуникация между педагогом и группой обучающихся, организованная средствами ресурсов сети Интернет для решения поставленной педагогом или совместно с обучающимися проектной задачи, темы для обсуждения в ходе образовательного краудсорсинга.

Для организации интернет-диалога в ходе образовательного кра-удсорсинга педагогу необходимо решить следующие задачи.

1. Определить тематику диалога, поставить проектную задачу.

2. Выбрать время и место проведения интернет-диалога.

Интернет-диалог может быть организован в учебной аудитории при решении конкретной задачи проектной деятельности. При этом педагог обеспечивает открытость диалога средствами открытых форм интернет-общения или интерактивной доски, демонстрирующей новые высказывания и комментарии участников диалога. В этом случае четко выделяются временные рамки проведения этого вида диалога, ограниченного либо частью урока, либо включающих урок полностью. Такой диалог носит так называемый on-line характер, что требует присутствия всех участников диалога в указанной аудитории в назначенное время.

Диалог в сети Интернет может быть организован и вне специально оборудованной аудитории. Он чаще всего носит длительный характер, измеряемый днями или даже неделями. Педагог определяет форму проведения такого диалога. При открытом интернет-диалоге участники могут высказывать свою точку зрения, знакомиться с мнениями остальных участников интернет-диалога и писать комментарии к высказываниям других участников, в том числе и педагога. А при закрытом интернет-диалоге участники высказываются о проектной задаче, они не имеют возможность просмо-

треть решение, указанное другим участником диалога, но могут вступить в диспут с педагогом. Первая форма диалога посредствам сети Интернет наиболее продуктивна, но требует от педагога колоссальных усилий по его организации и проведению. Нужно отслеживать каждый задаваемый вопрос, определять некорректные комментарии и вносить свои поправки, не упускать из виду неактивных участников диалога, направляя им уточняющие вопросы или вопросы на рассуждение, привлекая их к тематическому обсуждению.

3. Регистрировать участников диалога.

В ходе проведения интернет-диалога педагогу важно увидеть активную позицию каждого участника. В связи с этим участники диалога должны иметь определенное имя (логин), причем оно может отличаться от его настоящего имени для более легкого высказывания своего мнения перед остальными участниками интернет-диалога. При этом педагог имеет возможность сопоставить логин с реальным именем участника. В некоторых случаях при проведении интернет-диалога допустимо участие пользователей «без имени», а также под статусом «гость» или просто «участник №».

4. Подобрать интернет-оболочку для организации базы проведения образовательного краудсорсинга.

Глобальная сеть Интернет богата разнообразными услугами по организации информационно-образовательного взаимодействия, в том числе текстового и интерактивного диалога.

Текстовый диалог можно организовать в рамках разнообразных социальных сетей (ВКонтакте, Одноклассники, Facebook и др.), создав конференцию, беседу и пригласив в них необходимых зарегистрированных участников при помощи специализированных программ (Viber, Mail.ru Агент, WhatsApp Messenger и др.). С помощью этих программ можно создавать групповые чаты в профессиональном бло-

ге педагога, где можно провести интернет-диалог в виде форума, а также на портале школы в информационно-образовательной среде, созвав специальный форум-конференцию и пригласив туда зарегистрированных участников. Каждая из форм организации текстовых интернет-диалогов дает практически равные возможности получения положительного результата. Первые две возможно реализовать на базе смартфонов участников диалога, что упрощает техническую подготовку этого приема обучения. В последних двух случаях наиболее продуктивным будет интернет-диалог при использовании персональной компьютерной техники.

Интерактивный диалог подразумевает наличие у участников персональной компьютерной техники, оборудованной дополнительно устройствами передачи видео- и звукового сигнала. Участники такого диалога получают возможность высказывать свою точку зрения различными способами (текстовым или звуковым сообщением/комментарием), но при этом не могут находиться в рамках одной аудитории. Эту возможность организации интернет-диалога дают программы Skype, Google Voice и др.

5. Представить материалы и результаты интернет-диалога.

В ходе подготовки к интернет-диалогу педагог может предложить участникам некоторый текст, репродукцию, видеофрагмент, которые и станут отправной точкой диалога, той проектной ситуацией, которая в разной степени интересует, захватывает участников диалога. В качестве результата могут выступить тезисы, полученные в ходе обсуждения, рекомендации по организации того или иного процесса, структурные компоненты изучаемого объекта в форме кластера, схемы, иерархии, шаблон или модель, отвечающие современному видению обсуждаемого вопроса и др.

Информационно-образовательное взаимодействие в интернет-диалоге обеспечивают следующие краудсорсинговые технологии [3]:

- hotlist (хотлист) - список интернет-сайтов по изучаемой теме;

- multimedia scrapbook (мультимедийный скрэпбук) - коллекция ресурсов мультимедиа (включает не только ссылки на текстовые сайты, но и на коллекцию иллюстраций, фотографий и др.);

- treasure hunt (трэжа хант) - содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. К каждой ссылке прилагаются вопросы по содержанию сайта. С их помощью педагог направляет поисково-познавательную деятельность обучающегося в нужное русло;

- subject sampler (сабжект сэмпл) - содержит ссылки на текстовые и мультимедийные материалы. После изучения темы обучающимся необходимо ответить на вопросы, которые направлены на обсуждение актуальных дискуссионных тем;

- webquest (вебквест) - сценарий организации проектной деятельности обучающихся с использованием интернет-ресурсов.

Краудсорсинг сегодня - это важнейший инструмент взаимодействия в условиях перехода от традиционных обществ (society) к сетевым сообществам (community). Число успешных практических проектов, использующих краудсорсинг в самых разных областях, постоянно растет. Некоторые успешные примеры можно найти на сайтах «Теплицы социальных технологий» (test. ru) и Федеральной сети городских порталов (citycelebrity.ru), реализующей проект «Россия - страна краудсорсинга» [2].

Применение образовательного краудсорсинга в информационно-образовательной среде школы способствует формированию де-ятельностной позиции участников краудсорсингового сообщества в сети Интернет, которое организуется в процессе интернет-диалога как в учебной, так и во внеучебной деятельности школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахаян А.А., Сазонова А.Н. Инфоноосфера и высокотехнологичная информационно-образовательная среда: размышления о соотношении понятий // XXVI Ершов-ские чтения: сборник научных статей с международным участием. Министерство образования и науки Российской Федерации, Тюменский государственный университет, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова. 2016. С. 76-79.

2. Инновации -21- Краудсорсинг URL: http://crowd21.fom. ru/book/node/308 (дата обращения: 10.12. 2016).

3. Колин К.К. Информатизация образования как фундаментальная проблема. URL: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2007_04_24.html (дата обращения: 10.12. 2016).

4. Сизинцева Н.А. Информационно-динамическая обучающая среда как фактор развития информационной культуры будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 1999.

5. Wired 14. 06: The Rise of Crowdsourcing: Wired 14. 06: The Rise of Crowdsourcing. URL: http://www.wired.com/wired/ archive/14.06/crowds.html (дата обращения: 10.12. 2016).

LITERATURA

1. Ahajаn A.A., Sazonova A.N. Infonoosfera i Vysokotehnologichnaja informacionno-obrazovatel'naja sreda: razmyshlenija o sootnoshenii ponjatii //XXVI Ershovskie chtenija: sbornik nauchnyh statei s mezhdunarodnym uchastiem. Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossiiskoi Federacii, Tyumenskii gosudarstvennyi universitet, Ishimskii pedagogicheskii institut im. P.P. Ershova. 2016. S. 76-79.

2. I nnovacii -21- Kraudsorsing. URL: http://crowd21.fom.ru/ book/node/308 (data obrashenija: 10.12. 2016).

3. Kolin K.K. Informatizacija obrazovanija kak fundamental'naja

problema. URL: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2007_04_24. html (data obrashenija: 10.12. 2016).

4. Sizinceva N. A. Informacionno-dinamicheskaja obuchayushaja sreda k ak faktor razvitija informacionnoi kul'tury budushego uchitelja: dis. ... kand. ped. nauk. Orenburg, 1999.

5. Wired 14. 06: The Rise of Crowdsourcing: Wired 14. 06: The Rise of Crowdsourcing. URL: http://www.wired.com/wired/ archive/14.06/crowds.html (data obrashenija: 10.12. 2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.