Научная статья на тему 'Краткий анализ развития социальной инфраструктуры Московской области с использованием инструментов государственно-частного партнёрства'

Краткий анализ развития социальной инфраструктуры Московской области с использованием инструментов государственно-частного партнёрства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
525
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибятов Фаиль Мужипович

В статье анализируются проекты развития социальной инфраструктуры на территории Московской области с использованием инструментов государственно-частного партнерства, по результатам анализа автором выделены приоритетные направления для развития государственно-частного партнёрства в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краткий анализ развития социальной инфраструктуры Московской области с использованием инструментов государственно-частного партнёрства»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

КРАТКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА Ибятов Ф.М.

Ибятов Фаиль Мужипович - кандидат исторических наук, доцент, кафедра государственного управления, Государственный университет управления, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются проекты развития социальной инфраструктуры на территории Московской области с использованием инструментов государственно-частного партнерства, по результатам анализа автором выделены приоритетные направления для развития государственно-частного партнёрства в регионах.

Ключевые слова: региональная экономика, государственно-частное партнёрство, инфраструктура, управление регионами.

Государственная экономическая политика должна строиться таким образом, чтобы частному бизнесу было выгодно инвестировать финансовые средства в реализацию региональных и муниципальных проектов в социальной сфере. Подлинное партнерство государства и бизнеса может служить целям регионального развития, создать конкурентные преимущества регионов.

Организация социальной инфраструктуры имеет целью управление социальным развитием общества, постоянное совершенствование его социальной сферы, удовлетворение и гармонизацию социальных потребностей личности и социальных групп населения. Развитие социальной инфраструктуры направлено на:

1) создание комфортных и востребованных обществом условий воспроизводства рабочей силы и формирования прогрессивных тенденций в общественных процессах (улучшение демографии, повышение уровня образования, снижение заболеваемости и др.);

2) рациональное использование трудовых ресурсов путём оптимального сочетания жилищных, бытовых и прочих условий;

3) создание и модернизацию объектов образования, социального обеспечения, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и др.

4) эффективное сочетание с макроэкономической политикой;

5) экологическую составляющую - снижение ресурсоемкости производства, обеспечение требований природоохранного законодательства, минимизация вреда окружающей среде и здоровью населения.

Социальная сфера, являясь преимущественно объектом прямого государственного управления и финансирования, испытывает значительные потребности в ресурсах, внедрении современных методов управления, передовых технологий оказания услуг и обслуживания населения [1]. Актуальность использования государственно-частного партнерства в социальной сфере обусловлена тем, что за относительно небольшой период времени можно устранить пробелы в развитии социальной инфраструктуры посредством объединения усилий, средств, рисков двух экономических субъектов -государства и бизнеса. Государственно-частное партнёрство выступает в качестве одной из форм эффективного взаимодействия публичного партнера и частных инвесторов с целью решения различных инфраструктурных и социальных проблем [4].

В качестве примеров успешного планирования и реализации муниципальных проектов в сфере развития социальной инфраструктуры с использованием инструментов ГЧП в Московской области можно привести следующие проекты [5].

Администрация Московской области в 2019 г. выдала разрешение на ввод в эксплуатацию двух домов ЖК «Измайловский лес» в городском округе Балашиха на 942 квартиры. Для будущих жителей жилого комплекса с привлечением частного капитала строятся 3 детских сада, школа, поликлиника, торговый центр, надземные паркинги. К концу 2019 года должен быть введен первый детский сад на 350 мест, а в 2020 году - школа на 1775 мест. Застройщиком выступает ООО «Ривьера парк», входящее в периметр ПАО «Группа Компаний ПИК». Компания получила разрешение на строительство в 2017 году. Проект предусматривает возведение жилых домов и всей необходимой инфраструктуры в несколько очередей.

В настоящий момент в Щёлковском муниципальном округе работают 7 строительных компаний, которые реализуют проекты с использованием инструментов ГЧП в соответствии с принципами комплексного развития территорий. В рамках разработанных проектов планировки территорий в муниципальном образовании должны появиться 132 новых жилых дома, школы более чем на 6080 мест и детские сады более чем на 1800 мест.

На удалении 1,8 км в юго-западном направлении от центра города Сергиев Посад реализуется строительство комплекса с жилой и нежилой застройкой и развитой современной социальной инфраструктурой. Общая площадь земельного участка, задействованного под комплексное развитие, составляет более 440 тыс. кв.м. На территории расположены новые жилые дома не выше 3 этажей, многофункциональный торговый комплекс, многоуровневый паркинг, МФЦ и центр бытового обслуживания населения. Проектом планировки территории также предусмотрено строительство общеобразовательной школы на 550 мест, двух детских садов на 125 мест, появятся объекты инфраструктуры, необходимые для обслуживания кварталов: котельные, трансформаторные подстанции.

Администрация Московской области в настоящее время контролирует строительство социальных объектов в трех городских округах: Долгопрудный, Химки и Мытищи. Первый объект - строительная площадка школы на 726 мест в Химках. ОАО «Маяк» реализует уникальный проект, образовательное учреждение построено в границах жилого комплекса «Маяк», где расположится частная школа для детей 1,5 - 7 лет с обучением на иностранных языках. Одарённые дети из малообеспеченных семей смогут обучаться на бюджетной основе. В учреждении будет бассейн, танцевальный зал, большая библиотека, футбольное поле.

Второй объект - школа на 550 мест на ул. Московской в Долгопрудном. В соответствии с инвестиционным соглашением ввод школы в эксплуатацию запланирован на 2019 год. Работы ведет АО «ДУКС». Ещё одним объектом ГЧП является детский сад на 225 мест в деревне Пирогово городского округа Мытищи.

Разработка и реализация конкретных проектов на региональном уровне должна быть, прежде всего, обязанностью региональных правительств и администраций муниципальных образований, так как реализация инфраструктурных и других социально значимых проектов относится к предмету их исключительного ведения [2]. Особенное внимание должно быть уделено расчёту окупаемости проекта и разработке четких критериев, на основании которых может быть составлено технико-экономическое обоснование проекта. Кроме того, необходимо прорабатывать весь цикл реализации проекта с описанием существующих рисков и модели их распределения. В целях сохранения возможности гибкой реализации региональных проектов в сфере развития социальной инфраструктуры эти концепции должны носить рекомендательный характер.

Сегодня в России сформированы институты и определены механизмы реализации государственно-частного партнёрства в различных отраслях экономики, в стране

практически создана законодательная база. Развитие ГЧП в России сдерживается не только недостаточностью нормативных региональных актов, а также отсутствием механизмов долгосрочного финансирования. Российские банки по различным причинам отказываются кредитовать длительные проекты регионального уровня. Предприниматели инвестируют недостаточно средств в социальные проекты, что свидетельствует о необходимости создания целостной системы государственных и региональных инициатив, способных исправить сложившуюся ситуацию.

Эффективная институциональная среда в сфере ГЧП в настоящее время перестаёт быть конкурентным преимуществом регионов и превращается в обязательное (но, при этом, недостаточное) условие привлечения желаемого инфраструктурного инвестора [3]. Несмотря на сдерживающие факторы и риски реализации проектов в форме ГЧП в сфере развития социальной инфраструктуры, можно выделить приоритетные направления для развития государственно-частного партнёрства в регионах и муниципальных образованиях. Среди них: формирование благоприятных условий для развития бизнеса; совершенствование нормативно-правового обеспечения сферы ГЧП; усиление эффективной государственной поддержки и гарантий цивилизованному бизнесу в реализации инновационно - инвестиционных проектов; развитие эффективной региональной инфраструктуры реализации ГЧП, включающей формирование проектных офисов, назначение ответственных за проработку и сопровождение проектов, внедрение института «единого органа», ответственного за подготовку и проведение конкурсного отбора концессионеров, организация комплексной системы оперативного управления муниципальным портфелем соглашений, находящихся на стадии реализации; повышение роли отраслевых союзов предпринимателей и соответствующих региональных и муниципальных институтов в процессах ГЧП.

При появлении и внедрении в практику новых инструментов возврата инвестиций при реализации социальных ГЧП - проектов, устранения «белых пятен» в региональном законодательстве о ГЧП, расширения форм и моделей ГЧП следует ожидать значительного роста частных инвестиций в социальной сфере. Это, в свою очередь, будет способствовать обеспечению непокрытой финансами бюджета потребности социальной инфраструктуры.

Механизмы и инструменты ГЧП необходимо адаптировать к муниципалитетам и регионам в целях территориального развития, создания новых производств, развития региональной и муниципальной инфраструктуры. Важность развития ГЧП партнёрства обусловлена необходимостью повышения эффективности управления регионами и муниципальными территориями, что позволит повысить уровень и качество жизни населения.

Список литературы

1. Гудименко Г.В. Уровень и качество жизни населения как основа формирования государственной политики // Вестник ОрелГИЭТ, 2015. № 1 (31). С. 48-50.

2. Гудименко Г.В. Государственно-частное партнёрство как фактор развития инновационного предпринимательства (на примере Центрального Федерального округа РФ) // Успехи современной науки и образования, 2017. № 2. Том 3. С. 2428.

3. Зозулич М.Ф. Роль государственно-частного партнёрства при формировании и развитии инновационной инфраструктуры экономики / М.Ф. Зозулич, С.Н. Хасанов // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования, 2016. № 12. С. 31-37.

4. Зотов В.Б. Партнёрство для развития: взаимодействие государственного и общественного сектора в социальной сфере / Научные труды вольного экономического общества. Т. 62. М., 2006. С. 227-282.

5. Официальный сайт Правительства Московской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mosreg.ru/ (дата обращения: 30.08.2019).

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Лапковская П.А.

Лапковская Полина Алексеевна - студент, кафедра международных культурных связей, Белорусский государственный университет культуры и искусств, г. Минск

Аннотация: в статье анализируются развитие хореографического искусства в Республики Беларусь, а так же его влияние на построение межкультурных связей. Ключевые слова: международное сотрудничеств, хореографическое искусство, культура, фестиваль, конкурс, гастроли.

Международное культурное сотрудничество - это неотъемлемая часть внешней политики каждого государства. Его приоритетными направлениями являются проведение международных фестивалей и конкурсов, концертно-гастрольная и выставочная деятельность, подготовка и стажировка работников культуры, совместное производство культурных ценностей и культурных благ и обмен ими. Что же касается Республики Беларусь, то с обретением в начале 1990-х гг. независимости международное культурное сотрудничество стало развиваться в рамках нового независимого государства, которое получило возможность самостоятельно осуществлять свою внутреннюю и внешнюю культурную политику, разрабатывать нормативно-правовые основы международного культурного взаимодействия, заключать соглашения с зарубежными странами и международными организациями, формировать механизм их реализации.

Значимым для современного этапа развития белорусского хореографического искусства является проведение международных фестивалей, которые, с одной стороны, позволяют реализовывать творческий потенциал исполнителей и хореографов, а с другой - представляют собой наиболее мобильную и динамичную форму актуализации хореографии как вида искусства. Так, показательным примером для данной формы сотрудничества является Международный фестиваль современной хореографии в Витебске. Программа данного мероприятия включает балетные спектакли, выступления театров танца, оригинальные выставки фото и живописи, посвященные танцу, практические мастер-классы, лекции о современном искусстве, презентации, пресс-конференции, открытые дискуссии и кинопоказы. Основным событием фестиваля является международный конкурс, который проводится раз в два года. В 2018 г. в конкурсе приняли участие 63 претендента из 15 стран мира. Данный пример показывает нам высокий уровень проведения хореографических фестивалей в нашей стране. Более того, ежегодно в Минске проходит танцевальный фестиваль «MegaDance», который является одним из самых зрелищных событий в культурной жизни нашей страны. Различные коллективы Беларуси соревнуются за звание лучшей танцевальной команды осени в стилях Street, Dance и Latino Show, Folk Dance Show, Fantasy Show (эстрада) и MEGA Show.

Помимо фестивалей и конкурсов, важную роль в развитие международных культурных связей в области хореографического искусства играют танцевальные лагеря. Примером такой формы развития служит летний танцевальный лагерь от «Bizon Brand». В программу лагеря входят проведение около 30 мастер классов от хореографов Беларуси, Украины, России и Германии, танцевальные конкурсы и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.