КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ НОВАЦИЙ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ
В.В. Орлов
Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, Россия, Саратов
Б01:10.24412/с1-37145-2023-1-113-114
Многовековую историю западноевропейской музыкальной культуры с точки зрения влияния на неё принято делить на три глобальные эпохи: античность и средневековье (до XVI в.), Новое время (XVII - XIX вв.), Новейшее время (с XX в.). Такая традиция периодизации истории музыки, в которой объединяются в одну эпоху античность и средневековье, была предложена С.С. Скребковым [1, С.13]. Основанием для этого служит онтологически обусловленная ориентация музыкального искусства на вечные, неизменные сущности и ценности (мифологизм), в период Средневековья уже оформившаяся в требование канона.
В этой связи представляется важной и актуальной культурологическая концепция Ю.М. Лотмана [2], связанная с дихотомией двух типов культур - канонического и неканонического. Один из них ориентирован на канонические системы («искусство эстетики тождества»), другой - на нарушение канонов и заранее предписанных норм («искусство эстетики различий»). В искусстве первого типа эстетические ценности возникают в результате выполнения норматива, а во втором, напротив, вследствие его нарушений.
Культура античности и средневековья воспринимается в контексте единой парадигмы культуры канонического типа, главным свойством которой была теоцентрическая направленность мировоззренческого и метафизического поиска. Музыка этих эпох не являлась самостоятельным, самодостаточным видом искусства, пребывая в служебном положении и выполняя прикладную функцию (элемент молитвы, богослужения, церковного обряда). Отсюда - особое положение творца-анонима и отсутствие музыкального произведения как оригинального опуса. Законы построения музыки давали автору минимальную свободу, в рамках которой он был способен сказать свое слово, показать свое видение, собственное отношение к миру трансцендентного. Новации проявлялись на уровне индивидуального постижения автором канонических форм искусства.
В эпоху Нового времени на смену «эстетике тождества» приходит «эстетика различий». Человек становится центром вселенной. Новация в музыкальной культуре Нового времени связана с нарушением канона, с «эстетикой различий» и с сопоставлением несопоставимого (например, трех жанров в Ля-мажорной прелюдии Ф. Шопена - мазурки, хорала и вальса). В эту эпоху впервые появляются понятия автора и его музыкального произведения как опуса. Автор выражает в произведении собственную индивидуальность и стремится сделать в каждом опусе «художественное открытие», что во многом связано с антропоцентризмом, ставшим основой мировоззренческой вселенной культуры Нового времени.
В Новейшее время происходит серьезное изменение музыкального языка, открываются новые звуковые пространства. На рубеже веков появляются новые нормы музыкально-научного мышления, связанные с исторической эволюцией музыкальных систем и пересмотром традиционных норм композиции. Сливаются воедино музыкальная философия, эстетика, теория музыкального числа. Начиная с XX века, творчество каждого композитора стало представлять собой неповторимый звуковой мир, с собственной художественной логикой, кругом выразительных средств и техникой письма. В XX столетии наблюдается расщепление целостного художественного движения на множество индивидуальных потоков, которое привело к параллельному существованию разнообразных и несовместимых эстетически и стилистически мышлений, логик, техник, систем. При этом все новации Новейшего времени находят свои истоки в эпохе античности и средневековья. Таким образом, в Новейшее время мы обнаруживаем своеобразное возвращение идеалов и ценностей канонического искусства. Тем не менее, значимость новаций в этот период не утрачивается и не перестает существовать в парадигме «эстетики различия».
Искусство Новейшего времени началось с девальвации антропоцентризма, с отрицания бытовых жанров, со стремления композиторов уйти от «слишком человеческого». Отсюда вытекает усложнение музыкального языка, который оторван от языка массового человека.
Таким образом, каждая из трёх глобальных музыкально-исторических эпох по-своему отвечает одной из парадигм, выявленных Лотманом [3]. Античность и средневековье - эстетика тождества, Новое время - эстетика различий, Новейшее время - сосуществование обеих эстетик в одновременности.
Список литературы
1.Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка. 1973. 446 с.
2.Лотман Ю.М. Искусствометрия. Методы точных наук и семиотики. М.: Либроком. 2009. 368 с.
3.Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства.-СПб.: Академический проект. 2002. 543с.