Научная статья на тему '"КРАСОТУ В ЖИЗНЬ". РАЗВИТИЕ СУВЕНИРНОГО АССОРТИМЕНТА СВЕРДЛОВСКОГО ЗАВОДА "РУССКИЕ САМОЦВЕТЫ" В 1960-Е ГОДЫ'

"КРАСОТУ В ЖИЗНЬ". РАЗВИТИЕ СУВЕНИРНОГО АССОРТИМЕНТА СВЕРДЛОВСКОГО ЗАВОДА "РУССКИЕ САМОЦВЕТЫ" В 1960-Е ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
47
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕРДЛОВСКИЙ ЗАВОД «РУССКИЕ САМОЦВЕТЫ» / СУВЕНИР / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СССР / ПОЗДНИЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ / СТИЛЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Винокуров Сергей Евгеньевич, Будрина Людмила Алексеевна

Статья посвящена рассмотрению проблем формирования сувенирного ассортимента в 1960-е годы на крупнейшем камнерезном предприятии СССР - свердловском заводе «Русские самоцветы». Исследование ранее не освещенной в контексте деятельности завода темы, построенное преимущественно на сохранившихся в Государственном архиве Свердловской области архивных сведениях, предлагает рассмотрение сувенира как важной части продукции, выпускаемой ведущим в регионе в это время художественно-промышленным предприятием. Ранее неопубликованные и неисследованные архивные материалы позволяют, во-первых, поговорить о тематических направлениях сувенирных моделей десятилетия, их истоках и развитии, проблемах однотипности и поиске новых художественных решений начиная с середины рассматриваемого десятилетия. В этом контексте особенный интерес представляют рассмотренные примеры продукции завода, связанные с важными для советской культуры персонами и крупными событиями в жизни государства, в частности с подготовкой к празднованию 100-летнего юбилея В. И. Ленина. Во-вторых, обращение к такому нетипичному и часто выпускаемому из поля зрения отечественным искусствознанием материалу как сувенир ввиду самого типа предмета (его камерного характера и изначально заложенной необходимости яркого выражения определенной идеи) позволяет в максимальной концентрации проследить стилистические трансформации, происходящие в отечественном декоративно-прикладном и связанном с ним художественно-промышленном искусстве. Так, в качестве возможной стилистической идентификации произведений художественной промышленности рассматриваемого периода предлагается применение определения «поздний функционализм». На взгляд авторов, этот термин, с одной стороны, отражает уникальность художественной ситуации в сфере декоративно-прикладного искусства 1960-х годов, с другой, - в отличие от используемого сегодня неактуального выражения «современный стиль», - он способен продемонстрировать реальную связь отечественного декоративного искусства и художественной промышленности с мировыми стилистическими тенденциями 1960-х - 1980-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"BEAUTY FOR LIFE". DEVELOPMENT OF SOUVENIR ASSORTMENT OF THE SVERDLOVSK FACTORY "RUSSKIYE SAMOTCVETY" IN 1960S

The article is devoted to the problems of the formation of souvenir assortment in the 1960s at the largest stonecarving enterprise of the USSR - Sverdlovsk factory "Russkiye Samotcvety". The study of a topic not previously covered in the context of the plant's activities, based mainly on archival information preserved in the State Archive of the Sverdlovsk Region, suggests considering the souvenir as an important part of the art-industrial factory produced by the leading in the region at that time. Previously unpublished and unexplored archival materials allow, firstly, to talk about the thematic directions of souvenir models of the decade, their origins and development, the problems of uniformity and the search for new artistic solutions since the middle of the decade under consideration. In this context, the considered examples of the factory's products are of particular interest, related to important personalities for Soviet culture and major events in the life of the state, with preparations for the celebration of the 100th anniversary of Vladimir Lenin. Secondly, the appeal to such an atypical and often overlooked by Soviet art studies material as a souvenir due to the very type of object (its chamber nature and the originally inherent need for a vivid expression of a certain idea) allows us to trace stylistic transformations taking place in domestic decorative and applied and related artistic and industrial art in maximum concentration. Thus, as a possible stylistic identification of the works of the art industry of the period under consideration, the use of the definition of "late functionalism" is proposed. In the opinion of the authors, this term, on the one hand, reflects the uniqueness of the artistic situation in the field of decorative art of the 1960s. On the other hand, unlike the irrelevant expression "modern style" used today, it can demonstrate the real connection of Soviet decorative art and the art industry with the world stylistic trends of the 1960s-1980s.

Текст научной работы на тему «"КРАСОТУ В ЖИЗНЬ". РАЗВИТИЕ СУВЕНИРНОГО АССОРТИМЕНТА СВЕРДЛОВСКОГО ЗАВОДА "РУССКИЕ САМОЦВЕТЫ" В 1960-Е ГОДЫ»

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ НАРРАТИВ В ПРОСТРАНСТВЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Сергей Евгеньевич ВИНОКУРОВ, Людмила Алексеевна БУДРИНА

| «Красоту в жизнь». Развитие сувенирного ассортимента Свердловского завода «Русские самоцветы» в 1960-е годы |

Сергей Евгеньевич ВИНОКУРОВ

'Екатеринбургский музей изобразительных искусств 620014, Россия, Свердловская обл., Екатеринбург., ул. Воеводина, 5 Заведующий отделом декоративно-прикладного искусства 2Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина 620002, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19 Старший преподаватель кафедры истории искусств и музееведения

Кандидат искусствоведения ORCID: 0000-0001-7548-8651 e-mail: serg.vinokuroff@gmail.com

Людмила Алексеевна БУДРИНА

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина 620002, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19 Доцент кафедры истории искусств и музееведения Кандидат искусствоведения, доцент ORCID: 0000-0002-8099-5292

«КРАСОТУ В ЖИЗНЬ». РАЗВИТИЕ СУВЕНИРНОГО АССОРТИМЕНТА СВЕРДЛОВСКОГО ЗАВОДА «РУССКИЕ САМОЦВЕТЫ» В 1960-Е ГОДЫ*

Статья посвящена рассмотрению проблем формирования сувенирного ассортимента в 1960-е годы на крупнейшем камнерезном предприятии СССР - свердловском заводе «Русские самоцветы». Исследование ранее не освещенной в контексте деятельности завода темы, построенное преимущественно на сохранившихся в Государственном архиве Свердловской области архивных сведениях, предлагает рассмотрение сувенира как важной части продукции, выпускаемой ведущим в регионе в это время художественно-промышленным предприятием.

Ранее неопубликованные и неисследованные архивные материалы позволяют, во-первых, поговорить о тематических направлениях сувенирных моделей десятилетия, их истоках и развитии, проблемах однотипности и поиске новых художественных решений начиная с середины рассматриваемого десятилетия. В этом контексте особенный интерес представляют рассмотренные примеры продукции завода, связанные с важными для советской культуры персонами и крупными событиями в жизни государства, в частности с подготовкой к празднованию 100-летнего юбилея В. И. Ленина.

Во-вторых, обращение к такому нетипично- 43 му и часто выпускаемому из поля зрения отечественным искусствознанием материалу как сувенир ввиду самого типа предмета (его камерного характера и изначально заложенной необходимости яркого выражения определенной идеи) позволяет в максимальной концентрации проследить стилистические трансформации, происходящие в отечественном декоративно-прикладном и связанном с ним художественно-промышленном искусстве. Так, в качестве возможной стилистической идентификации произведений художественной промышленности рассматриваемого периода предлагается применение определения «поздний функционализм». На взгляд авторов, этот термин, с одной стороны, отражает уникальность художественной ситуации в сфере декоративно-прикладного искусства 1960-х годов, с другой, - в отличие от используемого сегодня неактуального выражения «современный стиль», - он способен продемонстрировать реальную связь отечественного декоративного искусства и художественной промышленности с мировыми стилистическими тенденциями 1960-х - 1980-х годов.

| 2 (47) 2022 |

Сергей Евгеньевич ВИНОКУРОВ, Людмила Алексеевна БУДРИНА

| «Красоту в жизнь». Развитие сувенирного ассортимента Свердловского завода «Русские самоцветы» в 1960-е годы |

Ключевые слова: свердловский завод «Русские самоцветы», сувенир, декоративно-прикладное искусство, художественная промышленность, СССР, поздний функционализм, стиль.

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 22-78-00029).

Н«

а обложке первых номеров журнала -«Декоративное искусство СССР»1 за 1960 год впервые с начала издания был размещен дополнительный заголовок - «Красоту в жизнь». Эта фраза, по своей сути - лозунг, была заимствована из названия статьи министра культуры СССР Н. А. Михайлова (1906-1982)2. Она опередила на год знаменитую фразу «Искусство - в быт»3, ознаменовавшую новую стратегию развития художественной промышленности государства. «Советская страна переживает новый, невиданный подъем. Работа на фронте декоративного искусства должна успевать за этим подъемом», - писал Михайлов.

Слова, ярко прозвучавшие на страницах журнала, характеризуют ситуацию в области отечественного декоративно-прикладного и художественно-промышленного искусства второй половины 1950-х - начала 1960-х. В это время проблемы развития разных направлений в рамках этих видов искусства вызывают постоянные

1 «Декоративное искусство СССР» - ежемесячный журнал, издававшийся с 1957 по 1993 год и посвященный проблемам теории, истории и практики декоративно-прикладного, монументально-декоративного и художественно-промышленного искусства.

2 Михайлов, Н. Красоту в жизнь // Декоративное искусство СССР. - 1960. - № 1. - С. 1-3.

3 «Искусство - в быт» - выставка, состоявшаяся в 1961 году в московском Манеже по инициативе

Министерства культуры СССР, Союза художников и Союза архитекторов СССР. Сыграла важную роль в развитии декоративно-прикладного и художественно-промышленного искусства СССР 1960-х-1980-х годов.

дискуссии, разворачивающиеся, как на отраслевых смотрах и совещаниях, так и в самой художественной среде. В частности, в конце 1950-х особое внимание управляющих организаций и художественного сообщества привлекло качество сувенирной продукции, выпускаемой разнообразными предприятиями советской художественной промышленности.

Несмотря на существование достаточно полного источника архивных материалов - в Государственном архиве Свердловской области (далее - ГАСО) сохранился фонд завода «Русские самоцветы», крупнейшего советского камнерезного предприятия своего времени, - вопрос художественных поисков в этой отрасли промышленности остается практически неизученным. Издания и переиздания книги В. Б. Семенова и И. М. Шакинко4, посвященные истории свердловского завода «Русские самоцветы», не затрагивают этот важнейший аспект формирования узнаваемой стилистики продукции предприятия. В отдельном очерке о коллекции созданных мастерами этого предприятия предметов одним из авторов настоящей публикации была предпринята попытка анализа стилистики произведений, ограниченная жан-

4 Шакинко, И. М., Семёнов В. Б. Завод «Русские самоцветы». Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1976. - 384 с.; Семенов, В. Б., Шакинко, И.М. Уральские самоцветы. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1982. -285 с.; Семенов, В. Б., Тимофеев, Н. И. Книга резного художества. Под ред. Е. В. Логунова. - Екатеринбург: ИГЕММО «ЬШса», 2001. - 144 с.

44

| 2 (47) 2022 |

Сергей Евгеньевич ВИНОКУРОВ, Людмила Алексеевна БУДРИНА

| «Красоту в жизнь». Развитие сувенирного ассортимента Свердловского завода «Русские самоцветы» в 1960-е годы |

ром издания и отсутствием обращения к архивные материалам5.

Последние десятилетия ознаменованы переосмыслением идейного и стилистического содержания художественного наследия Советского Союза. На этом фоне отчетливо наметилась тенденция по активизации коллекционирования и экспонирования продукции советской художественной промышленности. Свидетельством этому могут служить, в частности, многочисленные выставочные и научно-исследовательские проекты, посвященные советской эпохе. Однако большая их часть сосредоточена на тиражных или малотиражных производствах, продукция которых получила большее распространение: фарфор6, стекло7, текстиль8 и т. д.

В настоящей статье рассматривается вариант решения задачи повышения качества и художественного уровня массовой продукции на примере одного локального кейса -завода «Русские самоцветы». Сохранившийся в Свердловском государственном архиве (далее - ГА-СО) фонд этого предприятия позволяет изучить свидетельства актуальности сувенирного и подарочного направления в художественной про-

5 Будрина, Л. А. Русские самоцветы // Путешествие в мир камня: Музей истории камнерезного и ювелирного искусства. - Екатеринбург: Издательский дом «Автограф», 2007. - С. 217-239.

6 Иванова, Е., Сапанжа, О., Баландина, Н. Искусство - в быт. Интерьерная пластика Ленинградского завода фарфоровых изделий. 1956-1966. - М.: Букс-МАрт, 2021. - 192 с.

7 Чумакова, М.В. Дятьковский хрустальный завод. Уникальные произведения и массовые изделия в творчестве художников XX в.: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.04; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С. Г. Строганова]. - Москва, 2011. - 33 с.

8 Ткани Москвы. Выставка в Музее Москвы (20 сен-

тября 2019 - 2 февраля 2020)

мышленности СССР, а также выявить пути решения обозначенной проблемы.

Свердловский завод «Русские самоцветы» на рубеже 1950-х-1960-х

Работавший в Свердловске завод «Русские самоцветы» был естественным приемником традиций императорской Екатеринбургской гранильной фабрики. На протяжении 50-х годов ХХ века стремился преодолеть сразу нескольких кризисов, среди которых особенно выделялась нехватка профессиональных художественных кадров. Это, в свою очередь, приводило к проблемам в развитии стремительно устаревавшего модельного ряда.

Несмотря на унаследованную «камнерезную историю», в 1950-е годы, согласно сохранившимся в ГАСО документам, основным направлением производства завода «Русские самоцветы» являлось создание ювелирных предметов, заложившее основы для формирования нового явления в отечественном декоративно-прикладном искусстве9.

Лишь начиная с 1957 года в отчетах завода акцент с этого производства перемещается на создание камнерезных работ. Информация о потоке ювелирных украшений становится скупой, представленной преимущественно цифрами, характеризующими объемы выпуска продукции, и перечислением шифров изделий. Это изменение, скорее всего, можно объяснить усилившейся технической базой гранильного и камнерезного цехов, а также расширением штата камнерезного цеха профессиональными художниками и камнерезами - выпускниками от-

45

9 Винокуров, С. Е., Будрина, Л. А. Истоки уральской ювелирной школы в деятельности свердловского завода «Русские самоцветы» // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2021. - № 3 (50). -С.77-82. https://doi.Org/10.25628/UNIIP.2021.50.3.013

| 2 (47) 2022 |

Сергей Евгеньевич ВИНОКУРОВ, Людмила Алексеевна БУДРИНА

| «Красоту в жизнь». Развитие сувенирного ассортимента Свердловского завода «Русские самоцветы» в 1960-е годы |

крытого в Свердловске в 1945 году художественно-ремесленного училища № 42. Это привело к постепенной, начавшейся в середине 1950-х годов, активизации ввода новых моделей, дополнивших стандартный ассортиментный ряд. Ранее он был представлен исключительно мраморными письменными приборами и малахитовыми и яшмовыми ларцами.

Так, в отчете завода за 1957 год указано: «В течение 1957 года освоено в производстве 14 видов камнерезных изделий массового выпуска, в т. ч. 5 из мрамора. Кроме того, изготовлено 12 видов камнерезных изделий подарочного и выставочного характера, в том числе 8 изделий для экспонирования на международной выставке в Брюсселе»10. Любопытно, что в следующем 1958 году относительно участия свердловского завода «Русские самоцветы» во Всемирной выставке в Брюсселе в годовом отчете указана продукция только камнерезного цеха, отмеченная почетным дипломом11. Однако, в монографии 1976 года, изданной к юбилею предприятия, сообщается, что вместе с камнерезными предметами были представлены и ювелирные изделия12. Эти сведения подтверждаются и списком награжденных советских участников брюссельской выставки, опубликованном в декабрьском номере журнала «Декоративное искусство СССР» за 1958 год, где в разделе «Почетные дипломы» указано «Завод «Русские самоцветы» (Свердловск) - за ювелирные изделия

10 Государственный архив Свердловской области. Ф 2211-р. Оп. 1., Д. 71., Л. 7.

11 Государственный архив Свердловской области. Ф. 2211-р. Оп. 1. Д. 76., Л. 47.

12 Шакинко, И. М, Семенов, В. Б. Завод «Русские самоцветы». - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1976. - С. 224.

и ларцы из малахита»13. Как видно, из всех направленных на выставку в Брюссель камнерезных произведений свердловского завода, жюри смотра отметило лишь традиционные предметы с малахитовой мозаикой.

В следующем, 1959 году, завод принимает участие в еще одном мероприятии - Советской выставке в Нью-Йорке. На этом смотре, согласно заводскому отчету, были представлены семнадцать новых камнерезных произведений, модели которых были утверждены в текущем году14, также впервые в отчетной документации мы встречаем специальное упоминание о разработке к выставке нескольких серий сувенирных изделий15.

Согласно архивным данным, можно выделить несколько тематических направлений производства сувениров из цветного камня в 1958-1959 годах. Так, уральская тематика была представлена сувенирами «Каменный цветок», «Ветка смородины», «Урал», «Букет», «Снежная баба», «Ящерица на камне»16. Свидетельством успехов советских спортсменов на международных и всесоюзных чемпионатах 19581959 годов выступают сувениры «Хоккей», «Фигуристка» и «Конькобежец», а также утвержденные годом ранее «Слаломист», «Ско-

46

13 Премии международного жюри // Декоративное искусство СССР. - 1958. - № 12. - С. 16.

14 Государственный архив Свердловской области. Ф. 2211-р. Оп. 1. Д. 80. Л. 55.

15 Там же

16 Модель сувенира «Ящерица на камне» была утверждена в 1956 году. В отчете завода за этот год встречается первое документальное упоминание об актуальном до сих пор уральском сувенире на тему сказов П. П. Бажова. Этот сувенир, согласно плану завода на 1956 год, планировалось выпустить самым большим тиражом - 1000 экземпляров, в следующие годы он неизменно входил в планы по выпуску продукции. См.: Государственный архив Свердловской области. Ф. 2211-р. Оп. 1. Д. 76а. Л. 186.

| 2 (47) 2022 |

Сергей Евгеньевич ВИНОКУРОВ, Людмила Алексеевна БУДРИНА

| «Красоту в жизнь». Развитие сувенирного ассортимента Свердловского завода «Русские самоцветы» в 1960-е годы |

роход» и «Скоростной бег». Своеобразными олицетворениями основ и достижений советского государства выступают настольные украшения «Капитал», «Маяковский», «В кос-

мос»17.

Несмотря на широкий список наименований сувениров, необходимо отметить частое исполнение мастерами однотипных моделей, дополняемых лишь небольшими элементами в зависимости от необходимой тематики. В одной из журнальных заметок за 1960 год мы находим сведения о специальном совещании Исполкома Свердловского областного совета, на котором был рассмотрен вопрос о дальнейшем развитии производства и шагах, которые необходимо для этого предпринять. Среди них, в частности, были отмечены расширение ассортимента, а также улучшение качества камнерезных произведений. В результате совещания был утвержден план по выпуску новых изделий, а также организованы художественный совет и экспериментальная мастерская, включающая профессиональных художников-камнерезов, ювелиров и гранильщиков, в обязанности которых входила разработка новых образцов сувениров и уникальных авторских произведений18.

Сувенирное направление завода «Русские самоцветы» в 1960-х

По случайному совпадению в вышеупомянутом втором номере журнала «Декоративное искусство СССР» за 1960 год, сразу за заметкой о совещании свердловского Исполкома, была помещена информация о Республиканском конкурсе на лучший сувенир. Конкурс был объявлен Министерством торговли СССР

17 Государственный архив Свердловской области. Ф. 2211-р. Оп. 1. Д. 76а. Л. 155-233.

18 Хроника // Декоративное искусство СССР. - 1960.

- № 2. - [б. с.]

«с целью расширения и улучшения ассортимента сувениров», а приглашены к участию были как частные лица, так и промышленные пред-

19

приятия19.

Не располагая точными сведениями об участии свердловского завода «Русские самоцветы» в этом и подобных конкурсах начала 1960-х годов, тем не менее, можно отметить заметную активизацию художников и мастеров камнерезного цеха по разработке новых типов сувениров из цветного камня. На основании документов приведем статистические данные о выпущенных и утвержденных в массовое производство моделях первой половины 1960-х го-20

дов20:

- деятели культуры - 4 модели: «Книга "М. Горький"», «Книга "Пушкин"», «Сувенир "Чайковский"», «Сувенир "Репин"»;

- коммунистическая тематика: «Ленин -наше знамя», «Навстречу XXII съезду», «Освоение космоса», «Африка», «Пять континентов», «Факел», «Мир», «Подпиши», «Песни мира»;

- уральская тема: «Урал», «Букет» (с надписью «Свердловск»), «Березка», «Пейзаж», «Индустриальный Урал» и др.

О доле этих и других сувенирных моделей в общей массе выпускаемого ассортимента камнерезного цеха красноречиво сообщают цифры отчета завода за 1963 год:

Выполнение ассортимента по камнерезному цеху характеризуется следующими данными:

19 [Объявление о конкурсе на обратной стороне обложки] // Декоративное искусство СССР. - 1960. -№ 2. - [б. с.]

20 Государственный архив Свердловской области. Ф. 2211-р. Оп. 1. Д. 76а.

47

| 2 (47) 2022 |

Сергей Евгеньевич ВИНОКУРОВ, Людмила Алексеевна БУДРИНА

| «Красоту в жизнь». Развитие сувенирного ассортимента Свердловского завода «Русские самоцветы» в 1960-е годы |

Изделия из мрамора - 43 212 ед.

Письм. прибор из тв. пород - 6557 ед.

Сувениры - 31 138 ед.21

Похожие внушительные цифры указаны и в отчетах за следующие несколько лет. Судя по сохранившимся документам, сувениры играли важную роль и в экспортном направлении деятельности предприятия. Так, в отчете за 1965 год, помимо общих количественных данных о выполнении камнерезным цехом планов, указано, что «из общего количества сувениров свыше 3000 штук было изготовлено для экспорта»22. Кроме того, этот вид продукции, наряду с художественными изделиями - шкатулками и ларцами из яшм и малахита, а также вазами различных форм, нередко входил в состав заказов Совета Министров СССР23.

Анализируя формы сувенирной продукции нельзя не отметить определенную однотипность моделей, выпускаемых заводом в первой половине 1960-х годов. Однажды найденное решение в зависимости от изменения тематики или необходимой привязки к конкретному персонажу претерпевало незначительные корректировки, в целом сохраняя свою основу. Эту тенденцию ярко иллюстрируют сувениры «Пушкин» (рис. 1) и «Горький», в основе которых лежал другой сувенир - «Книга», утвержденный еще в конце 1950-х годов и дополненный мастерами впоследствии металлическими деталями - профилями и фамилиями соответствующих литераторов. Отметим, что основа

48

Рис. 1. Сувенир «Книга "Пушкин"». Свердловский завод «Русские самоцветы». Начало 1960-х. Обсидиан, змеевик, латунь.

Инв. № КП 8765. Глазовский краеведческий музей.

сувенира - обобщенное воспроизведения книжного тома - восходит к пресс-папье такой же формы, традиционному виду уральского кустарного производства второй половины XIX -начала ХХ века. Та же простота буквального образного решения относится и к сувенирам, посвященным Репину (в виде палитры) и Чайковскому (основной элемент которого повторяет узнаваемую форму крышки рояля) (рис. 2).

21 Государственный архив Свердловской области. Ф. 2211-р. Оп. 1. Д. 108а. Л. 53-54.

22 Государственный архив Свердловской области. Ф. 2211-р. Оп. 1. Д. 126. Л. 112.

23 Государственный архив Свердловской области. Ф. 2211-р. Оп. 1. Д. 138. Л. 79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| 2 (47) 2022 |

Сергей Евгеньевич ВИНОКУРОВ, Людмила Алексеевна БУДРИНА

| «Красоту в жизнь». Развитие сувенирного ассортимента Свердловского завода «Русские самоцветы» в 1960-е годы |

заводскому руководству со следующими словами: «Создавая новые изделия, художникам нужна литература, опыт родственных предприятий, а наши художники не обеспечены литературой, не имеют связи с художниками родственных предприятий других стран. Например, Чехословакии, Венгрии, Франции. Мы должны создавать изделия по красоте ближе к мировым стандартам, а для этого надо, чтобы наши художники посещали выставки художественных изделий, обменивались опытом с другими предприятиями»24.

В середине 1960-х годов также происходят значительные изменения в организационной структуре свердловского завода «Русские самоцветы». Так, в 1965 году он (как и целый ряд других предприятий треста «Русские самоцветы») был передан в ведение Республиканского объединения ювелирной промышленности «Ро-сювелирпром» Совета народного хозяйства РСФСР, а уже к концу года был переведен в подчинение Главному управлению ювелирной промышленности Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР25.

Практически сразу с момента перехода большинства предприятий, связанных с камнерезным и ювелирным производством, под руководство Главювелирпрома для них на постоянной основе начали организовываться семинары, а также командировки представителей заводов на выставочные мероприятия и ознакомительные выезды на профильные производ-

Рис. 2. Сувенир «Чайковский». Свердловский завод «Русские самоцветы». Начало 1960-х. Яшма сургучная, мрамор, латунь. Инв. № СГМЗ ОФ 37452. Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник.

В ситуации с однотипностью моделей сувенирных изделий, с одной стороны, прослеживается отпечаток системы пятилеток и жестких планов, определявших в известной мере необходимость определенной доли переработки. Однако, нельзя не отметить и внутренние трудности мастеров и художников завода, замкнутых рамками производства в далеком от столичных центров городе. Свидетельства остроты этой проблемы также обнаруживаются в архиве завода. Так, на одном из собраний коллектива в 1966 году камнерез Владимир Яковлевич Бакулин (1929-1984) обратился к

24 Государственный архив Свердловской области. Ф. 2211-р. Оп. 1. Д. 126. Л. 144-145.

25 Винокуров, С. Е. Свердловский завод «Русские самоцветы» и Главювелирпром в 1960-е: к проблеме отношений // Искусство Евразии [Электронный журнал]. - 2022. - № 1 (24). - С. 70-77. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.01.007

49

| 2 (47) 2022 |

Сергей Евгеньевич ВИНОКУРОВ, Людмила Алексеевна БУДРИНА

| «Красоту в жизнь». Развитие сувенирного ассортимента Свердловского завода «Русские самоцветы» в 1960-е годы |

ства Западной и Восточной Европы26. Кроме того, теперь все новые модели проходили утверждение Художественным советом Гла-вювелиропрома, в составе которого были ведущие представители художественной, производственной и экспортирующей отраслей. Информация о процессе утверждения моделей содержится как в переписке завода с главком, так и зафиксирована в технических описаниях новых моделей.

Яркий пример контроля Главювелир-прома связан с эпизодом, произошедшим в рамках подготовки к празднованию 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Уже традиционно по случаю этого важного события зимой 1969 года был объявлен очередной конкурс на «создание лучших сувениров и памятных подарков». Архивное дело, включающее переписку завода с Главювелирпромом, демонстрирует непростой характер отношений предприятия и контролирующего органа в рамках проведения конкурса, в том числе - запросы на предоставление образцов и ответы завода о невозможности успеть в срок27. В конечном счете в сентябре 1969 года две предложенные главным художником Евгением Евграфовичем Васильевым (1926-2003) модели сувенира в виде настольного украшения с профилем Ленина были отклонены художественным советом Главювелир-прома (рис. 3-4)28.

50

Рис 3. Сувенир «Юбилейный-3». Васильев Е. Е. (модель), Саргин В. В. (камнерез). Свердловский завод «Русские самоцветы». 1967 (модель отклонена в 1969). Фото из архива завода.

26 Государственный архив Свердловской области. Ф. 2211-р. Оп. 1. Д. 149. Л. 89-102.

27 Государственный архив Свердловской области. Ф. 2211-р. Оп. 1. Д. 149. Л. 29, 36, 43-45, 54-55, 59, 64.

28 Государственный архив Свердловской области. Ф. 2211-Р. ОП. 1. Д. 292. Л. 3-4.

| 2 (47) 2022 |

Сергей Евгеньевич ВИНОКУРОВ, Людмила Алексеевна БУДРИНА

| «Красоту в жизнь». Развитие сувенирного ассортимента Свердловского завода «Русские самоцветы» в 1960-е годы |

Рис. 4. Сувенир «Юбилейный-4». Васильев Е. Е. (модель), Саргин В. В. (камнерез). Свердловский завод «Русские самоцветы». 1967 (модель отклонена в 1969). Фото из архива завода.

51

Рис. 5. Сувенир «Юбилейный». Васильев Е. Е. (модель), Конев В. В. (камнерез). Свердловский завод «Русские самоцветы». 1969. Фото из архива завода.

Окончательное утверждение значительно видоизмененная модель получила только в феврале 1970 года (рис. 5)29. Настольное украшение получило более лаконичное прочтение. Художники отказались от размещения профиля Ленина на куске камня природной формы и от использования подобной подставки, выбрав форму усеченной трапеции, главным изобразительным элементом которой стал лаконичный

29 Государственный архив Свердловской области. Ф. 2211-Р. ОП. 1. Д. 132а. Л. 47.

| 2 (47) 2022 |

Сергей Евгеньевич ВИНОКУРОВ, Людмила Алексеевна БУДРИНА

| «Красоту в жизнь». Развитие сувенирного ассортимента Свердловского завода «Русские самоцветы» в 1960-е годы |

силуэтный портрет полированного камня, выделяющийся на более светлом фоне, обработанном с помощью популярной во второй половине 1960-х годов пескоструйной техники (такая обработка придавала матовость поверхности камня, а также приглушала природные цвет и рисунок). Подтверждением этому эпизоду, зафиксированному в заводских документах, служит бытование в музейных и частных коллекциях именно второго варианта настольного украшения (рис. 6).

Рис. 6. Сувенир «Юбилейный». Свердловский завод «Русские самоцветы». Конец 1960-х - начало 1970-х. Яшма калканская и калиновская. Уральский геологический музей.

С тем же конкурсом на лучший сувенир к 100-летию Ленина связан еще один эпизод, позволяющий проследить стилистическую трансформацию модели в течение рассматриваемого десятилетия. Еще в августе 1961 года Свердловским областным управлением металлообрабатывающей промышленности была утверждена модель сувенира «Ленин - наше знамя» (рис. 7), приуроченного к проведению одного из знаковых съездов партии КПСС. В техническом описании без упоминания автора модели указано: «Сувенир "Ленин - наше знамя " - камнерезное изделие, изготовляющееся из поделочного камня в сочетании с металлом, представляющее собой земной шар, на котором расположено развевающееся знамя с изображением В. И. Ленина. Сувенир является подарочным настольным украшением»30.

Рис. 7. Сувенир «Ленин - наше знамя». Свердловский завод «Русские самоцветы». 1961. Фото из архива завода.

52

30 Государственный архив Свердловской области. Ф. 2211-Р. ОП. 1. Д. 76а. Л. 100.

| 2 (47) 2022 |

Сергей Евгеньевич ВИНОКУРОВ, Людмила Алексеевна БУДРИНА

| «Красоту в жизнь». Развитие сувенирного ассортимента Свердловского завода «Русские самоцветы» в 1960-е годы |

разнообразия выпускаемых в это время заводом сувениров, а также расширение технических приемов в зависимости от планируемой массовости выпуска той или иной модели. Так, в технических описаниях камнерезных изделий за 1966-1970 годы (являющихся по существу ассортиментными альбомами завода) при сохранении общей тематической направленности встречаются десятки моделей различных вариантов сувениров в виде панно, настольных украшений, значков, письменных приборов, лотков, статуэток, объединенных общей стилистикой и подходом к работе с материалом.

Так, главной особенностью предметов этого времени стало возвращение внимания к природным особенностям цветного камня, его рисунку, а также эффектам, возникающим при полировке или, наоборот, матировании или обработке пескоструйной техникой. Относительно формы и композиции предметов можно заметить, что именно с середины 1960-х годов отмечается значительное изменение в сторону строгости линий и объемов, характерное для многих видов искусства этого времени.

Подобного рода вираж стилистики предметов, выпускаемых свердловским заводом «Русские самоцветы», ярко демонстрирует характерные для 1960-х годов черты направления, нередко обозначаемого сегодня термином «современный стиль». Возникший в искусствоведческих текстах на рубеже 1990-х-2000-х годов, этот термин был почерпнут специалистами из публикаций 1960-х, где данное словосочетание выступало не в качестве искусствоведческой дефиниции, а определяло созвучие предмета эпохе. Об этом, в частности, пишет О. С. Са-панжа на примере деятельности Ленинградско-

Рис. 8. Сувенир «Ленин - наше знамя». Васильев Е. Е. (модель), Кардапольцев Г. И. (камнерез). Свердловский завод «Русские самоцветы». 1966 (модель повторно утверждена в 1970). Фото из архива завода.

Спустя несколько лет, в 1966 году модель этого сувенира была утверждена в новом варианте после существенной переработки Е. Е. Васильевым и Г. И. Кардапольцевым. В этом прочтении основание по-прежнему было выполнено в виде условной части земного шара с нанесенными гравировкой линии параллелей и меридианов (рис. 8). Существенно трансформировано было знамя: утратив древко и контуры развевающегося стяга, оно обрело строгий силуэт летящего спутника. Металлические (из золоченой меди) реалистичные профиль Ленина и лавровая ветвь был заменены на силуэтное изображение и исходящие от него лучи, выполненные в пескоструйной технике. В феврале 1970 года эта модель вновь прошла переутверждение Главювелирпромом для повторного запуска в производство в рамках проведения юбилейных торжеств31.

Анализ ассортиментного ряда второй половины 1960-х годов отчетливо демонстрирует значительное увеличение типологического

53

31 Государственный архив Свердловской области. Ф. 2211-Р. ОП. 1. Д. 132а. Л. 20.

| 2(47)2022 |

Сергей Евгеньевич ВИНОКУРОВ, Людмила Алексеевна БУДРИНА

| «Красоту в жизнь». Развитие сувенирного ассортимента Свердловского завода «Русские самоцветы» в 1960-е годы |

го завода фарфоровых изделий второй половины 1950-х - первой половины 1960-х32. Более справедливым определением стиля 1960-х годов в произведениях прикладного искусства представляется понятие «поздний функционализм», принятое в области архитектуры 1960-х-1980-х годов. Строгость форм, тяготение к однотонным материалам и минимализму в применении как художественно-выразительных, так и технических средств, а, главное, функциональность даже такого типа изначально декоративных изделий как сувениры, являются убедительными аргументами в пользу обращения к терминологии историков архитектуры и позволяют говорить об адаптации стилистики позднего функционализма предприятиями художественной промышленности СССР 1960-х годов. Нельзя не отметить, что новый подход позволяет с другой точки зрения взглянуть на устоявшийся и спустя шесть десятилетий обретший излишне лирическое звучание лозунг «Красоту в жизнь» и его чуть более поздний вариант «Искусство в быт», сместившие привычную трактовку украшения повседневности в направлении стремления к эстетике утилитарного.

Список литературы

Михайлов, Н. Красоту в жизнь // Декоративное искусство СССР. - 1960. - № 1. - С. 1-3.

Шакинко, И. М., Семёнов, В. Б. Завод «Русские самоцветы». - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1976. - 384 с.

32 Сапанжа, О. С. Вазы, шкатулки и декоративные светильники Ленинградского завода фарфоровых изделий 1956-1966 гг.: контекст, атрибуция, интерпретация // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. - 2021. - Т. 23. - № 4. - С. 60-78. https://doi.Org/10.15826/izv2.2021.23.4.067

Семенов, В. Б., Шакинко, И. М. Уральские самоцветы. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1982. - 285 с.

Семенов, В. Б., Тимофеев, Н. И. Книга резного художества. Под ред. Е. В. Логунова. - Екатеринбург: ИГЕММО «ШЫеа», 2001. - 144 с.

Будрина, Л. А. Русские самоцветы // Путешествие в мир камня: Музей истории камнерезного и ювелирного искусства. - Екатеринбург: Издательский дом «Автограф», 2007. - С. 217-239.

Иванова, Е., Сапанжа, О., Баландина, Н. Искусство -в быт. Интерьерная пластика Ленинградского завода фарфоровых изделий. 1956-1966. - М.: БуксМАрт, 2021. - 192 с.

Чумакова, М.В. Дятьковский хрустальный завод. Уникальные произведения и массовые изделия в творчестве художников XX в.: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.04; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С. Г. Строганова]. - Москва, 2011. - 33 с.

Винокуров, С. Е., Будрина, Л. А. Истоки уральской ювелирной школы в деятельности свердловского завода «Русские самоцветы» // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2021. - № 3 (50). -С. 77-82.

https://doi.Org/10.25628/UNIIP.2021.50.3.013

Государственный архив Свердловской области. Ф 2211-р. Оп. 1. Д. 71.

Государственный архив Свердловской области. Ф. 2211-р. Оп. 1. Д. 76а.

Премии международного жюри // Декоративное искусство СССР. 1958. № 12. - С. 16.

Государственный архив Свердловской области. Ф. 2211-р. Оп. 1. Д. 80.

Декоративное искусство СССР. 1960. № 2. - [б. с.]

Декоративное искусство СССР. 1960. № 2. - [б. с.]

Государственный архив Свердловской области. Ф. 2211-р. Оп. 1. Д. 108а.

Государственный архив Свердловской области. Ф. 2211-р. Оп. 1. Д. 126.

Государственный архив Свердловской области. Ф. 2211-р. Оп. 1. Д. 138.

54

| 2 (47) 2022 |

Сергей Евгеньевич ВИНОКУРОВ, Людмила Алексеевна БУДРИНА

| «Красоту в жизнь». Развитие сувенирного ассортимента Свердловского завода «Русские самоцветы» в 1960-е годы |

Государственный архив Свердловской области. Ф. 2211-р. Оп. 1. Д. 126.

Винокуров, С. Е. Свердловский завод «Русские самоцветы» и Главювелирпром в 1960-е: к проблеме отношений // Искусство Евразии [Электронный журнал]. - 2022. - № 1 (24). - С. 70-77. URL: DOI 10.46748/ARTEURAS.2022.01.007. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.01.007

Государственный архив Свердловской области. Ф. 2211-р. Оп. 1. Д. 149.

Государственный архив Свердловской области. Ф. 2211-р. Оп. 1. Д. 149.

Государственный архив Свердловской области. Ф. 2211-Р. ОП. 1. Д. 292.

Государственный архив Свердловской области. Ф. 2211-Р. ОП. 1. Д. 132а.

Государственный архив Свердловской области. Ф. 2211-Р. ОП. 1. Д. 76а. Л. 100.

Государственный архив Свердловской области. Ф. 2211-Р. ОП. 1. Д. 132а. Л. 20.

Сапанжа, О. С. Вазы, шкатулки и декоративные светильники Ленинградского завода фарфоровых изделий 1956-1966 гг.: контекст, атрибуция, интерпретация // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. - 2021. - Т. 23. - № 4. - С. 60-78.

https://doi.Org/10.15826/izv2.2021.23.4.067

55

| 2 (47) 2022 |

SOVIET EVERYDAY CULTURE AS A NEW NARRATIVE

Sergey Y. VINOKUROV, Ludmila A. BUDRINA

| «Beauty for Life». Development of Souvenir Assortment of the Sverdlovsk Factory "Russkiye Samotcvety" in 1960s |

Sergey Y. VINOKUROV

'Yekaterinburg Museum of Fine Arts 5 Voevodina str., Yekaterinburg, Sverdlovsk Region, 620014, Russia

Head of Decorative Arts Department 2Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin 19 Mira str., Yekaterinburg, Sverdlovsk Region, 620002, Russia Senior Lecturer of the Department of Art History and Museology

Ph.D. in Art History ORCHID: 0000-0001-7548-8651 e-mail: serg.vinokuroff@gmail.com

Ludmila A. BUDRINA

Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin 19 Mira str., Yekaterinburg, Sverdlovsk Region, 620002, Russia Associate Professor of the Department of Art History and Museology Ph.D. in Art History, Associate Professor ORCHID: 0000-0002-8099-5292

«BEAUTY FOR LIFE». DEVELOPMENT OF SOUVENIR ASSORTMENT OF THE SVERDLOVSK FACTORY "RUSSKIYE SAMOTCVETY" IN 1960S*

The article is devoted to the problems of the formation of souvenir assortment in the 1960s at the largest stonecarving enterprise of the USSR - Sverdlovsk factory "Russkiye Samotcvety". The study of a topic not previously covered in the context of the plant's activities, based mainly on archival information preserved in the State Archive of the Sverdlovsk Region, suggests considering the souvenir as an important part of the art-industrial factory produced by the leading in the region at that time.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Previously unpublished and unexplored archival materials allow, firstly, to talk about the thematic directions of souvenir models of the decade, their origins and development, the problems of uniformity and the search for new artistic solutions since the middle of the decade under consideration. In this context, the considered examples of the factory's products are of particular interest, related to important personalities for Soviet culture and major events in the life of the state, with preparations for the celebration of the 100th anniversary of Vladimir Lenin.

Secondly, the appeal to such an atypical and often overlooked by Soviet art studies material as a souvenir due to the very type of object (its chamber nature and the originally inherent need for a vivid expression

of a certain idea) allows us to trace stylistic transformations taking place in domestic decorative and applied 56 and related artistic and industrial art in maximum concentration. Thus, as a possible stylistic identification of the works of the art industry of the period under consideration, the use of the definition of "late functionalism" is proposed. In the opinion of the authors, this term, on the one hand, reflects the uniqueness of the artistic situation in the field of decorative art of the 1960s. On the other hand, unlike the irrelevant expression "modern style" used today, it can demonstrate the real connection of Soviet decorative art and the art industry with the world stylistic trends of the 1960s-1980s.

Key words: Sverdlovsk factory "Russkiye Samotcvety", souvenir, decorative art, art industry, USSR, late functionalism, style.

*This work has been supported by the grants the Russian Science Foundation, RSF 22-78-00029

| 2 (47) 2022 |

Sergey Y. VINOKUROV, Ludmila A. BUDRINA

| «Beauty for Life». Development of Souvenir Assortment of the Sverdlovsk Factory "Russkiye Samotcvety" in 1960s |

References

Mikhailov, N. (1960). Krasotu v zhizn' [Beauty for Life]. In Dekorativnoe iskusstvo SSSR. № 1 (1960). 1-3. (In Russian).

Shakinko, I.M., Semenov V.B. (1976). Zavod «Russkie samotsvety» [Factory "Russkiye Samotcvety"]. Sredne-Ural'skoe knizhnoe izdatel'stvo. (In Russian).

Semenov, V.B., Shakinko I.M. Ural'skie samotsvety [Factory " Ural'skie Samotcvety"]. Sredne-Ural'skoe knizhnoe izdatel'stvo. (In Russian).

Semenov, V.B., Timofeev, N.I. (2001). Kniga reznogo khudozhestva [Book of Carved Art]. IGEMMO «Lithi-ca». (In Russian).

Budrina, L.A. (2007). Russkie samotsvety [Factory "Russkiye Samotcvety"]. In V. Filatova (Ed.) Puteshestvie v mir kamnia: Muzei istorii kamnereznogo i iuvelirnogo iskusstva [Journey into the World of Stone: Museum of the History of Stonecarving and Jewelry Art] (217-239). Izdatel'skii dom «Avtograf». (In Russian).

Ivanova, E., Sapanzha, O., Balandina, N. (2021). Iskusstvo - v byt. Inter'ernaiaplastika Leningradskogo zavoda farforovykh izdelii 1956-1966. [Art - in Everyday Life. Interior Sculptures of the Leningrad Porcelain Factory 1956-1966]. BuksMArt, 2021. (In Russian).

Chumakova, M.V. (2011). Diat'kovskii khrustal'nyi zavod. Unikal'nye proizvedeniia i massovye izdeliia v tvorchestve khudozhnikov XX v. : avtoreferat dis. ... kandidata iskusstvovedeniia: 17.00.04 [Dyatkovsky Crystal Factory. Unique works and mass products in the works of artists of the XX century: abstract of the dissertation of the Candidate of Art Criticism: 17.00.04]. Moscow State Art and Industrial University named after S. G. Stroganov. (In Russian).

Vinokurov, S. E., Budrina, L. A. (2021). Istoki ural'skoi iuvelirnoi shkoly v deiatel'nosti sverdlovskogo zavoda «Russkie samotsvety» [The Origins of the Ural Jewelry School in the Activities of the Sverdlovsk Factory «Russkiye Samotsvety»]. Akademicheskii vestnik Ural-Nllproekt RAASN. № 3(50), 77-82. https://doi.org/10.25628/UNIIP.2021.50.3.013 (In Russian).

Premii mezhdunarodnogo zhiuri [International Jury Awards]. Dekorativnoe iskusstvo SSSR. 12 (1958). (In Russian).

Dekorativnoe iskusstvo SSSR. 2(1960). (In Russian).

Vinokurov, S. E. (2022). Sverdlovskii zavod «Russkie samotsvety» i Glaviuvelirprom v 1960-e: k probleme otnoshenii [Sverdlovsk factory "Russkiye Samotsvety" (Russian Precious Gems) and Glavyuvelirprom in the 1960s: on the problem of relations]. The Art of Eurasia, 1(24), 70-77.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.01.007 (In Russian).

Sapanzha, O. S. (2021). Vazy, shkatulki i dekorativnye svetil'niki Leningradskogo zavoda farforovykh izdelii 1956-1966 gg.: kontekst, atributsiia, interpretatsiia [Vases, Caskets, and Decorative Lamps of the Leningrad Factory of Porcelain in 1956-1966: Context, Attribution, Interpretation]. Izvestiya Uralskogo federal-nogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki, 23(4), 65-78. https://doi.org/10.15826/izv2.2021.23.4.067 (In Russian).

57

| 2 (47) 2022 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.