Научная статья на тему 'Красота и целесообразность строительных конструкций'

Красота и целесообразность строительных конструкций Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
313
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Ключевые слова
КРАСОТА ПРИРОДЫ / КРАСОТА КОНСТРУКЦИЙ / ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ КОНСТРУКЦИЙ / ЗАКОНЫ КРАСОТЫ / ЗАКОНЫ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тетиор А.Н.

Красота и целесообразность являются объективно необходимыми свойствами многих строительных конструкций: красота позволяет создать гармоничную среду жизни при оптимальной прочности, жесткости, надежности конструкций; целесообразность обеспечивает оптимальную приспособленность к условиям эксплуатации. Красота вызывает эстетическое и нравственное наслаждение, основанное на соответствии наблюдаемого предмета созданному в мышлении совершенному и гармоничному образу. Целесообразность это приспособленность конструкции к условиям эксплуатации и к выполнению определенных функций. Целесообразность необходимое свойство любых строительных конструкций, тогда как красивыми могут быть далеко не все строительные конструкции (например, фундаменты). Красивые объекты, как правило, целесообразны. Чтобы быть красивыми и целесообразными, конструкции должны соответствовать законам красоты и целесообразности законам природоподобия, криволинейности, гармонии формы и функции, пропорциональности (золотая пропорция), оптимального распределения материала по траекториям и «потокам» главных напряжений, дифференцированного использования прочных, жестких и нежестких материалов, выполнения функций в соответствии с назначением конструкции, и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEAUTY AND EXPEDIENCY OF BUILDING CONSTRUCTIONS

Beauty and expediency are objectively necessary properties of many building structures: beauty allows creating a harmonious environment life at optimum strength, stiffness, durability of structures; expediency ensures optimum adaptation to conditions of operation. Beauty causes aesthetic and moral pleasure based on exceeding the expectation of according the observed object created in the thinking of the perfect and harmonious way. Expediency is the adaptability of constructions for conditions of operating, and for fulfil certain functions. Beautiful might not be all building constructions (e.g. foundations), while the expediency is a necessary property of any designs. Beautiful constructions are usually expedient. To be beautiful and expedient, building constructions must comply with laws of beauty and expediency: laws of similarity to nature, curvature (including the use of “line of beauty” of Hogarth), harmony of form and function, proportionality (the golden ratio), optimal allocation material on trajectories and \"threads\" main stress, differential use of strong, rigid and non-rigid materials, performance the functions in accordance with the appointment of constructions, etc.

Текст научной работы на тему «Красота и целесообразность строительных конструкций»

ARCHITECTURE

КРАСОТА И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ

КОНСТРУКЦИЙ

Тетиор А.Н.

Доктор техн. наук, профессор. Россия, РГАУМСХА им. К.А. Тимирязева, г. Москва

BEAUTY AND EXPEDIENCY OF BUILDING CONSTRUCTIONS

Tetior A.

Dr. Sc., Professor Russia, Moscow Agricultural Academy

АННОТАЦИЯ

Красота и целесообразность являются объективно необходимыми свойствами многих строительных конструкций: красота позволяет создать гармоничную среду жизни при оптимальной прочности, жесткости, надежности конструкций; целесообразность обеспечивает оптимальную приспособленность к условиям эксплуатации. Красота вызывает эстетическое и нравственное наслаждение, основанное на соответствии наблюдаемого предмета созданному в мышлении совершенному и гармоничному образу. Целесообразность - это приспособленность конструкции к условиям эксплуатации и к выполнению определенных функций. Целесообразность - необходимое свойство любых строительных конструкций, тогда как красивыми могут быть далеко не все строительные конструкции (например, фундаменты). Красивые объекты, как правило, целесообразны. Чтобы быть красивыми и целесообразными, конструкции должны соответствовать законам красоты и целесообразности - законам природоподобия, криволинейности, гармонии формы и функции, пропорциональности (золотая пропорция), оптимального распределения материала по траекториям и «потокам» главных напряжений, дифференцированного использования прочных, жестких и нежестких материалов, выполнения функций в соответствии с назначением конструкции, и др.

ABSTRACT

Beauty and expediency are objectively necessary properties of many building structures: beauty allows creating a harmonious environment life at optimum strength, stiffness, durability of structures; expediency ensures optimum adaptation to conditions of operation. Beauty causes aesthetic and moral pleasure based on exceeding the expectation of according the observed object created in the thinking of the perfect and harmonious way. Expediency is the adaptability of constructions for conditions of operating, and for fulfil certain functions. Beautiful might not be all building constructions (e.g. foundations), while the expediency is a necessary property of any designs. Beautiful constructions are usually expedient. To be beautiful and expedient, building constructions must comply with laws of beauty and expediency: laws of similarity to nature, curvature (including the use of "line of beauty" of Hogarth), harmony of form and function, proportionality (the golden ratio), optimal allocation material on trajectories and "threads" main stress, differential use of strong, rigid and non-rigid materials, performance the functions in accordance with the appointment of constructions, etc.

Ключевые слова: красота природы; красота конструкций; целесообразность конструкций; законы красоты; законы целесообразности

Keywords: beauty of nature; beauty of designs; expediency of designs; laws of beauty; laws of expediency

Красота и целесообразность являются объективно необходимыми свойствами многих строительных конструкций. Они поддерживают создание гармоничной среды жизни. Красота вызывает эстетическое и нравственное наслаждение, основанное на (превышающем ожидание) соответствии наблюдаемого предмета созданному в мышлении совершенному и гармоничному образу. Целесообразность показывает, насколько конструкция приспособлена к условиям эксплуатации и к выполнению определенных функций. Красивыми являются не все строительные конструкции (например, фундаменты, находящиеся в грунте и потому не видимые), тогда как целесообразность - необходимое,

но не всегда соблюдаемое, свойство любых конструкций. Красивые объекты, как правило, целесообразны. Чтобы быть красивыми и целесообразными, они должны соответствовать законам красоты и целесообразности - законам природоподобия, криволинейности (в т.ч. использования «линии красоты» Хогарта), гармонии формы и функции, пропорциональности, оптимального распределения материала по траекториям и «потокам» главных напряжений, дифференцированного использования прочных, жестких и нежестких материалов, выполнения функций в соответствии с назначением, и др. (табл. 1).

Таблица 1

Красота и целесообразность строительных конструкций

Тип конструкции

Общий вид

Наличие красоты

Наличие целесообразности_

Фундамент в виде закрепленного массива грунта

Отсутствует

Сниженная: невозможность реставрации массива грунта_

Традиционные фундаменты с плоской подошвой

Плоские конструкции не соответствуют законам красоты

Сниженная: неоптимальное распределение материала

Фундамент свайный

Красота корневидного природопо-добного свайного фундамента

Целесообразно включает в работу большой массив грунта

Фундамент в виде оболочки

Фундамент -оболочка красив как криво -линейная конструкция_

Рациональное распределение материала в оболочке

Традиционное каркасное здание

и

Стержни плоские плиты не соответствуют законам красоты

Нерациональная форма и распределение материала

Многоэтажный жилой дом

Сниженная: здание не вписывается в ландшафт

Целесообразное выполнение не всех функций жилого дома (не экологичен вид из окон, и пр.)

Криволинейная наружная стена жилого дома

Наружная террасная стена здания - зеленого холма в равнинном городе

Красивая криволинейная конструкция

Целесообразно соединяет функцию и красоту

Озеленяемая, с не повторяющимися деталями

Целесообразно объединяет функции стены и озеленения

Панельный типовой дом

Монотонный плоский фасад не соответствует законам красоты

Не обеспечивает визуальную эко-логичность

Многоэтажный дом (Гонконг)

Плоский фасад не соответствует законам красоты

То же

Надземное здание

Надземное здание с сохранением почвенного слоя

Полифункциональное здание, сохраняющее почвенно-расти-тельный слой

Подземное здание глубокого заложения

Пространственные конструкции создают впечатление легкости

Целесообразное восприятие интенсивного давления грунта, сохранение почвы

Монолитное железобетонное перекрытие

Красивый рисунок балок по траекториям главных усилий_

Целесообразное распределение материала в перекрытии

Колонны

I! ' -

Красивы колонны круглого и кольцевого сечения

Распределение материала в разной степени целесообразно_

Панели покрытия

Легкие красивые криволинейные панели покрытия

Целесообразное распределение материала в покрытии

Капители

Красивые природопо-добные капители

Целесообразное распределение материала в капители

Покрытие

Красивое пространственное покрытие -

купол, гипар и _

Целесообразное распределение материала в оболочках

Своды

То же

Целесообразное распределение материала в сводах

Подпорная стена

Озеленяемая пространственная подпорная стена

Полифункциональная озеленяемая подпорная стена

Шумозащитная стена

Озеленяемая пространственная шу-мозащитная стена

Целесообразная полифункциональная озеленяемая шумозащит-ная стена

Водонапорная башня

во-

Красивая донапорная башня в виде оболочки

Полифункциональная башня с обзорной площадкой и кафе

Криволинейное распределение арматуры в направлении главных усилий_

Красивый криволинейный рисунок арматуры

Рациональное распределение растянутой арматуры_

Красота связана с самосохранением и саморазвитием: человек стремится минимизировать отрицательные эмоции, и усилить, продлить положительные. Восприятие красивых объектов, безусловно, вызывает положительные эмоции, отсюда следует исключительно большая роль красоты, восприятия прекрасного как положительной эмоции (стремление к получению положительных эмоций -основная движущая сила развития). При этом проблема избыточной, далеко не всегда целесообразной, красоты требует глубокого изучения. Представления о красоте формировались в ходе многовековой эволюции и существовали в природе задолго до появления человека. Например, красота

особи противоположного пола означала ее здоровье, силу и потому - привлекательность как партнера для рождения здорового потомства, для защиты от хищника. Красота объекта пищи означала будущее успешное удовлетворение пищевой потребности, и т.д. Первобытный человек, живущий в окружении естественной природы и зависящий от нее, воспринимал природу с точки зрения удовлетворения своих потребностей: красивые и крупные съедобные плоды на деревьях, упитанные (красивые) млекопитающие и другие объекты охоты, здоровые (помощники в охоте и в войнах) и красивые (для создания семьи и продолжения рода) соплеменники, и т.д.

Вполне вероятно, что первичные понятия красоты сформировались на эмоциональном уровне (в центрах более древнего мозга высших млекопитающих) в процессе удовлетворения биологических потребностей, в первую очередь пищевых и сексуальных (продолжения рода). Именно поэтому животные, а затем - и человек, стали воспринимать одни предметы и явления как прекрасные, другие -как безобразные, и пр. Вероятно также, что человек относит природные объекты (флору, фауну, природные явления) к прекрасным или безобразным как обладатель множественного мозга «всеживот-ного»; поэтому красота и привлекательность, созданные в процессе отбора только для определенных животных и адресованные только им, были использованы человеком в качестве красоты, принадлежащей также и ему. Это произошло в процессе эволюции удовлетворения потребностей, когда складывались предпочтения при восприятии внешнего мира сенсорными органами мозга. Возможно, на этот процесс влияет самовознаграждение мозга [3].

Подчеркнем непрерывающийся интерес к красоте, к красивым предметам и явлениям, в ходе всей истории человечества. Красота описывается в Библии, в трудах философов древней Индии и древнего Китая, в философских произведениях Древней Греции, Средневековья, современности. Диапазон суждений о красоте был очень широк, он включал и противоречивые мнения, вплоть до отрицания и иллюзорности красоты. Красота, своеобразие ландшафта (особенно необычного, яркого, красивого пейзажа) обладает сложным закрытым невербальным кодом, на основе которого возникает мало осознаваемая и тонкая по содержанию коммуникация. При этом особенности природных ландшафтов (например, спокойная или бурная река, плавные или обрывистые берега, расположение деревьев, наличие и окраска цветов, облачность и вообще погода, и т.д.) подталкивают человека к формированию определенных представлений о себе и мире: «...смотрел на прелестный солнечный закат. В нагроможденных облаках просвет, а там, как красный раскаленный уголь, солнце. И все это над лесом. Рожь. Радостно. И думал: нет, этот мир - ... один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее для живущих с нами и для тех, которые после нас будут жить в нем.» (Л.Н. Толстой).

Красота природы - порождение эволюции, и она же влияет на эволюцию живой природы. Окружающая нас удивительная гармония и красота природы помогают человеку и всему человечеству в устойчивости бытия. Поэтому человек должен сохранить красоту планеты и естественных ландшафтов, многообразной флоры и фауны. Он должен поддерживать естественную эволюцию красоты человека, создавать гармоничную красоту города, жилища, предметов быта, одежды, орудий труда, техники; создавать, развивать и поддерживать сложную красоту искусства, красоту физического движения, мысли, и, наконец, высшую духовную

красоту. Вся эта красота, безусловно, поддерживает жизнь планеты и человечества. Понятия красоты сформировались в процессе удовлетворения потребностей, они трансформировались и закреплялись на пути эволюции человека к «всеживотному» [5]. «Всеживотное» можно понимать, как высшее животное - человека, в составе которого (в различных системах, в том числе в многослойном мозгу) есть элементы строения, органы или части органов древнейших и древних животных - его предков. Имеется несколько объяснений восприятия объекта или явления как красивого, или в более высокой степени - прекрасного.

1. Идеальная концепция красоты опирается на вечный идеал абсолютной красоты Платона, к которому человек должен стремиться всю жизнь. Он должен восходить от красоты тела - к красоте души, от нее - к красоте нравов и обычаев, далее -к красоте наук, от нее - к вечной и божественной красоте. Эта красота придаст человеку божественную силу познания. Вся природа красива, искусство природы превосходит искусство человека.

2. На безусловном первом месте в оценке красоты человеком стоял мир природы как источник всего полезного для человека. «Прекрасное - это категория эстетики, в которой находят отражение и оценку предметы и явления действительности и произведения искусства, доставляющие человеку чувство эстетического наслаждения, воплощающие в предметно - чувственной форме свободу и полноту созидательных и познавательных сил и способностей человека во всех областях общественной жизни - трудовой, социально-политической, духовной...» [2]. Исторически красота рассматривалась как качество, присущее в первую очередь природе и ее компонентам как источникам благ, и человеку - его лицу, телу, движению, мышлению, поведению (так как человек рассматривался в качестве меры всех вещей). Вероятно, поэтому красота является частью «триединства общечеловеческих ценностей» - красоты, добра и истины [2]. Круг прекрасных предметов и явлений, как и роль красоты, сейчас постоянно расширяется, от обычных устоявшихся понятий красоты лица и тела человека и компонентов природы понятие прекрасного перешло на множество объектов искусственного мира, окружающих человека - от искусства до техники, от одежды до зданий, от мебели до жилища, от улицы до города, от науки до спорта, и пр. Поэтому сейчас можно рассматривать красоту в качестве отдельного, очень важного, признака всех предметов и явлений, вызывающих в человеке высшее эстетическое и нравственное наслаждение. Такое глубокое чувство может вызывать и красивое лицо, и прекрасные стихи, и гармоничная мелодия, и выдающееся архитектурное произведение, и прекрасный ландшафт, и оригинальная математическая теория, и глубокое, в высшей степени гуманное, движение души. Красота как качество предметов и явлений воздействует на человека в течение всей жизни, она становится все более важной в ходе эволюции, по мере отдаления современного человека от прямых контактов с природой.

3. Считается, что в процессе эволюции живой природы преобладают принципы самосохранения и саморазвития, стремления к освоению новых пространственно - временных сред [3]. Эти тенденции привели к появлению двух разновидностей эмоций - отрицательных (человек стремится минимизировать их - ослабить действие, прервать) и положительных (человек усиливает, продлевает эти эмоции). Положительные эмоции, возникающие при восприятии прекрасного или при его создании, таким образом, всячески максимизируются, и в итоге красота влияет на процесс эволюции живой природы. Исторически постоянно подтверждающиеся преимущества определенных действий человека или создания им красивых вещей, заключающиеся в получаемой гармонии, отсутствии лишних деталей, ритмичности и пр., закреплялись в сознании. После обобщения полученного положительного опыта, эти данные использовались мозгом человека автоматически [3]. Возможно, красота и целесообразность природы - важнейшие факторы, обеспечивающие развитие человечества (может быть, даже и поддерживающие жизнь на Земле) [5, 6]. Поэтому красота и целесообразность природы должны полностью исключить мысль о возможности гибели природы и поставить человека перед задачей ее безусловного сохранения и восстановления. Биологические истоки красоты подчеркиваются тем, что красота - это, прежде всего, положительная эмоция, своеобразное чувство удовольствия, в том числе и эстетического наслаждения. Считается, что таким образом мозг закреплял полезные нормы; причем эти нормы - не нормы красоты, так как красота - это «отклонение от нормы», радостная неожиданность, возникающая тогда, когда полученное ощущение превышает неосознанно прогнозируемую норму. Однако вряд ли можно полагать, что красота - это всегда отклонение от нормы. Скорее красота - это совпадение с неосознанно ожидаемой нормой, прогнозируемым представлением о красивом объекте или явлении [6]. Например, процесс любования цветущими деревьями, горами, морем, ночным звездным небом и другими красивыми пейзажами не предполагает, что человек не видел это раньше. Напротив, совпадение с действительностью сложившегося в мозгу человека представления об этих прекрасных пейзажах и создает ощущение красоты. «Радостная неожиданность» может быть следствием первой встречи с прекрасным, которое следующий раз может стать еще более прекрасным. Исторический опыт свидетельствует, что на протяжении многих веков человечество выработало общие эстетические оценки красоты. Имеются объекты, созданные в разное время и в различных странах, и оцениваемые всеми людьми как прекрасные: Тадж-Махал, скульптуры Микеланджело, рисунки Леонардо до Винчи, гравюры Дюрера, трагедии Шекспира, «Фауст» Гете, симфонии Бетховена. Представители различных культур приходят к одинаковым выводам о красоте демонстрируемого им объекта, что свидетельствует о сходстве управляю-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щих и организующих механизмов сознания, о биологических истоках красоты. В то же время и представители племен, оставшихся на примитивном уровне развития, также могут воспринимать красоту природы без всякой выработки опыта.

4. Красоту можно разделить на объективную красоту предмета (явления), и красоту в индивидуальном восприятии наблюдателя; на красоту, достигнутую и воспринимаемую ее создателем (творцом - архитектором, поэтом, композитором, и т.д.) и потребителем; на красоту достаточную и избыточную; динамичную и статичную; на красоту позитивного и негативного (с точки зрения человека) предмета или явления, и, наконец, на естественную (природную) и искусственную красоту. Возможно, что собственное тело человек избрал самым первым объектом искусственного украшения (как самый близкий и доступный предмет). Стремление к искусственному улучшению и украшению тела человека находит воплощение и в наше время (речь идет о деформировании тела, без участия в этом процессе элементов одежды, которые в свою очередь существенно меняют восприятие тела - создают искусственно узкую талию, увеличенные плечи, искусственно расширенные бедра, увеличенную грудь, дополнительный рост, и пр.).

5. Красота - это одно из первых в жизни человека понятий, оформившихся в звуки, в слово, и, бесспорно, оно была связано с полезностью, с предпочтением при удовлетворении потребностей. Предполагается, что этимология образования древнего слова «красота» одинакова у разных народов. Вероятно, это слово происходит от сильно действующих на зрительные и слуховые ощущения свойств предметов и явлений - гореть, сверкать, блестеть, и т.д. Качественные оценки множества прекрасных предметов мира могут отличаться, образуя многообразие красот, которое неподвластно единой формуле красоты (рис. 1). Этимологические исследования показывают, что слова «красота», «прекрасное» генетически связаны с важными, может быть даже основными понятиями, отражающими отношение человека к действительности: с практическим отношением (здоровый, неиспорченный, хороший, добрый, подходящий, избранный и т.д.), либо с эмоциональной оценкой (приятный, радостный и пр.). В процессе удовлетворения потребностей у человека формировались определенные предпочтения, например, пищевые, при выборе полового партнера, жилища, стаи, животных как добычи, и пр.; одновременно создавались сенсорные предпочтения в отношении врагов, защиты территории и стаи. Эти предпочтения сформировались в понятия полезности: «лепый» - приличный, пристойный, подходящий, «пригожий» (красивый) -годный, гожий, «ЪеИш» - добрый, хороший. Таким образом, красота обозначала конкретные позитивные свойства предметов и явлений, которые вначале практически использовались человеком при удовлетворении его потребностей, а затем стали важной эстетической оценкой.

Рис. 1.

Прекрасный человек и прекрасный горный пейзаж: качественные оценки прекрасного различны для них

6. Красота природы - порождение эволюции, и она же влияет на эволюцию живой природы. Гармония и красота природы помогают человеку и человечеству в устойчивости бытия. Поэтому человек должен сохранить красоту планеты и естественных ландшафтов, многообразной флоры и фауны. Он должен поддерживать естественную эволюцию красоты человека, создавать гармоничную красоту города, жилища, предметов быта, одежды, орудий труда, техники; создавать, развивать и поддерживать сложную красоту искусства, красоту физического движения, красоту мысли, и, наконец, высшую духовную красоту. Эта красота поддерживает жизнь человечества.

7. Человеческий мозг, как известно, содержит древнейшие и древние отделы, которые ранее принадлежали животным - предкам человека (например, [4]). Поэтому в мозгу человека существуют отделы (например, зрительные поля), сигналы в которые проходят через древние отделы. Можно предположить, что вследствие этого человек постепенно стал воспринимать красоту и безобразие, и промежуточные качества множества компонентов

флоры и фауны, как «всеживотное» (general animal). Древние животные оценивали объект с точки зрения удовлетворения их биологических потребностей (несколько условно, бабочка оценивала бабочку или цветок; самка - газель оценивала силу и привлекательность самца как полового партнера, а также богатство флоры и степень безопасности ландшафта; хищник оценивал привлекательность газели как объекта охоты, и пр.). Это многообразие оценок привлекательности, или непривлекательности объектов, в ходе эволюции к «всеживотному» накапливалось в многослойном мозге (рис. 2). В результате в мозгах предков человека складывались положительные образы привлекательных с точки зрения удовлетворения первоочередных потребностей, и потому красивых объектов. Затем множество этих готовых образов было передано в унаследованные отделы мозга человека. При необходимости срочной оценки объекта он мгновенно сопоставлялся с созданным ранее позитивным образом; если он соответствовал этому образу - он признавался красивым. Это явление соответствует понятию быстропротекающего инсайта, когда человека бывает потрясен неожиданной красотой.

Рис. 2. Оценка красоты мозгом человека как всеживотного

Итак, красота - это первостепенный признак предметов и явлений, обладающих высшей эстетической ценностью; это - исторически меняющееся

качество, вызывающее эстетическое и нравственное наслаждение, основанное на гармонии и многообразии, на превышающем ожидание соответствии

наблюдаемого предмета или явления созданному в мышлении совершенному и гармоничному образу. Автором предложено понятие «быстропротекаю-щего инсайта (озарения)» при восприятии красоты предмета или явления внешнего мира. Известны определения степени позитивности визуального восприятия нового объекта или явления человеком: если они привлекательны, приятны для глаза, то говорят «глянется, смотрится, красиво выглядит, красивый предмет (явление)». В этих определениях заключен глубокий смысл: объект или явление смотрятся, красивы, если они соответствуют заранее сложившемуся в мозгу человека позитивному образу. Для этого нужно, чтобы у человека был накоплен хотя бы небольшой опыт, позволяющий создать позитивный образ, или этот образ уже создан в ходе эволюции и унаследован человеком от животных -предков (в мозгу «всеживотного»). Например, образ красавицы или красавца противоположного пола (образ может быть сказочным или реальным); или образ здания, самолета, и пр. При оценке объекта очень важно соответствие нового предмета или явления этому образу. В связи с этим интересны высказывания выдающихся авиаконструкторов о самолетах: если самолет красив, «смотрится», то он благополучно полетит. Таковы же слова конструкторов зданий об отдельных конструкциях: колонна, фундамент, балка - смотрятся или не смотрятся; если смотрятся - значит, правильно рассчитаны и сконструированы. То есть самолет соответствует сложившемуся в мозгу позитивному образу (формам, пропорциям и пр.) самолета, который успешно летает. Габариты колонны соответствуют нагрузкам на нее. Это явление осознания полного соответствия нового предмета или явления сложившемуся в мозгу позитивному образу названо нами быстрым инсайтом (озарением). В отличие от него обычный инсайт - это долгосрочный процесс, включающий накопление информации по теме, ее анализ в подкорке без влияния на него автора, и внезапное озарение в любой момент времени.

Если природный или технический объект «смотрится - значит, он полностью соответствует сложившемуся ранее положительному образу этого предмета. Для этого конструкторы, художники часто тщательно и многократно «прорисовывают» объект, меняя пропорции и добиваясь наибольшего сходства со сложившимся внутренним образом, быстропротекающим инсайтом. Эти внутренние образы могут быть разнообразными или упрощенными, они зависят от уровня развития человека, от овладения им ценностями духовной и материальной культуры, от возраста, здоровья, и пр. Так, жители сохранившихся племен Африки или Севера имеют крайне ограниченный круг внутренних идеальных образов - примитивное жилище, одежда, простые украшения тела и лица, упрощенная красота, простое оружие. Хотя в их нижних отделах мозга должны быть заложены идеальные образы животных (объектов охоты и одомашненных) и растений.

В истории человечества техника и технологии развивались по пути от биологических прототипов - «катализаторов» (природных объектов или явлений, обусловивших появление технического решения) к усложненным решениям, зачастую не имеющим видимого общего с первоисточниками. По мере развития человечества эволюционировали и все объекты современной технической мощи - индустрия, энергетика, транспорт.

При всей красоте многих объектов техники, принципиальное отличие объектов живой природы от технических состоит в том, что живая природа находится в гомеостатическом равновесии с окружающей средой, живые организмы и экосистемы как высокоорганизованные системы обладают значительной негэнтропией. Но негэнтропийные искусственные объекты уже существовали и существуют в истории. Прекрасно и целесообразно устроенные природные объекты издавна копируются человеком при создании различной техники. Как бы ни развивались взаимоотношения технической и природной сред, как бы ни были губительны для природной среды многочисленные «жесткие» технологии и виды технических устройств - в итоге, как следует из истории, стратегическое направление развития техники - в создании «мягких» природоподобных технологий и видов техники. Для того, чтобы быть не только красивыми, но и негэнтропийными, технические объекты должны быть глубинно подобны объектам природы по взаимоотношению с остальной природой, то есть подчиняться принципам гомеостаза. Они должны включаться в гомеостатические отношения, не добавлять в природу физические, химические, механические, эстетические и другие загрязнения, не вытеснять природу, не занимать чужие экологические ниши, включаться в естественные цепи, предоставлять ниши флоре и фауне, и пр. (быть природоподобными).

Заключение. Красота и целесообразность многих строительных конструкций являются их объективно необходимыми свойствами: красота вызывает эстетическое и нравственное наслаждение и помогает создать гармоничную среду жизни в зданиях при оптимальной прочности, жесткости, надежности конструкций; целесообразность обеспечивает оптимальную приспособленность к условиям эксплуатации. Целесообразность как приспособленность конструкции к условиям эксплуатации и к выполнению определенных функций - необходимое свойство любых строительных конструкций, тогда как красивыми могут быть далеко не все строительные конструкции (например, фундаменты, находящиеся в грунте и потому невидимые; хотя по конструктивному решению, в чертежах или без об-валовки, фундаменты могут быть красивыми -например, фундаменты в форме оболочек). Красивые и целесообразные конструкции должны соответствовать законам красоты и целесообразности -законам природоподобия, криволинейности (в т.ч. использования «линии красоты» Хогарта), пропорциональности, гармонии формы и функции, оптимального распределения материала по траекториям

и «потокам» главных напряжений, дифференцированного использования прочных, жестких и нежестких материалов, выполнения функций в соответствии с назначением конструкции, подчиняться принципам гомеостаза, и др.

Литература

1. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981. - 215 с.

2. Столович Л.Н. Красота, добро, истина. М.: Республика, 1994. -464 с.

3. Ренчлер И., Херцбергер Б., Эпстайн Д. и др. Красота и мозг. Биологические проблемы эстетики. - М.: Мир, 1995. - 335 с.

ЛЮБОВЬ К ГОРОДУ

Тетиор А.Н.

Доктор техн. наук, профессор.

Россия, РГАУМСХА им. К.А. Тимирязева, г. Москва

LOVE TO THE CITY

4. Саган К. Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого разума. - М.: Знание, 1986. - 256 с.

5. Тетиор А.Н. Многообразие красоты. ФРГ, Ра1шапиш, 2013. - 424 с.

6. Тетиор А.Н. Целостность, красота, целесообразность мира множественной природы. - Тверь, 2004. - 423 с.

7. Тетиор А.Н., Этологические истоки упрощенного мышления и сознания человека. Ж-л «Сознание и физическая реальность», М., №1, 2003.

Tetior A.

Dr. Sc., Professor Russia, Moscow Agricultural Academy

АННОТАЦИЯ

Любовь к городу - важнейший показатель качества городской среды, обоснованного удовлетворения потребностей, соответствия представлений жителей о позитивной среде обитания фактической среде. Любимый жителями город должен удовлетворять их всесторонне обоснованные потребности в высоком качестве городской среды. Любовь к городу проявляется в устоявшихся оценках городской среды, ее архитектурной, экологической, социальной, культурной, эстетической ценности. Она включает в себя совокупность градостроительных, архитектурных, экологических, социальных, культурных, эстетических, эмоциональных факторов, формирующих отношение человека к окружающей среде. Любимый жителями город - это город с гармоничной, красивой и комфортной средой, повышающей качество жизни. Такая среда важна и для жителей, и для природы. Велика роль и значение новой экологической гармонии, красоты и комфортности города в создании высококачественной среды жизни.

ABSTRACT

Love to the city is an important indicator of the quality of the city environment, informed compliance needs of resident's environment on positive views of habitation actual environment. Favorite city residents must satisfy them fully justified needs in high quality city environment. Love the city manifested itself in established urban estimates environment, its architectural, environmental, social, cultural, and aesthetic value. It includes the totality of urban, architectural, environmental, social, cultural, aesthetic, emotional factors that shape human attitudes to the environment. Favorite residents city is a city with harmonious, beautiful and comfortable environment, improves quality of life. This environment is important both for residents and for nature. There is very importance role of environmental harmony, comfort and beauty of city in creating high-quality life environment.

Ключевые слова: любовь к городу; удовлетворение потребностей; гармония города; красота города; комфортность города

Keywords: love to the city; satisfaction of needs; harmony of the city; beauty of the city; comfort of the city

Любовь к городу - важнейший показатель качества городской среды, обоснованного удовлетворения потребностей, соответствия представлений жителей о среде обитания фактической среде. Любимый жителями город должен удовлетворять их всесторонне обоснованные потребности в высоком качестве городской среды. Любовь к городу проявляется в устоявшихся оценках городской среды, ее архитектурной, экологической, социальной, культурной, эстетической ценности. Она включает в

себя совокупность градостроительных, архитектурных, экологических, социальных, культурных, эстетических, эмоциональных факторов, формирующих отношение человека к окружающей среде. Любимый жителями город - это город с гармоничной, красивой и комфортной средой, повышающей качество жизни. Такая среда важна и для жителей, и для природы. Велика роль новой экологической гармонии, красоты и комфортности города в создании высококачественной среды жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.