Научная статья на тему 'Красноярская газета "Сусанин" в 1907-1914 годах: политическая и гражданская культура монархического издания'

Красноярская газета "Сусанин" в 1907-1914 годах: политическая и гражданская культура монархического издания Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
277
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНАРХИЗМ / MONARCHISM / ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЕДИАВЛИЯНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / POLITICAL CULTURE / ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА / CIVIC CULTURE / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА / АНТИСЕМИТИЗМ / ANTI-SEMITISM / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / POLITICAL MEDIA INFLUENCE / CULTURAL-EDUCATIONAL SOCIETIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макарчук С. В., Звягин С. П.

На основе конкретно-исторического материала в статье показаны особенности политического и культурного медиавлияния регионального средства массовой информации правомонархического направления в определённый хронологический отрезок времени. Существование издания рассматривается в контексте конфликтной политической культуры, выразившейся в постоянной борьбе «Сусанина» с либеральным и социалистическим влиянием. Авторы пришли к выводу об отождествлении в издании этих направлений с жидомасонским воздействием. Отсюда непримиримый антисемитизм и юдофобия на страницах «Сусанина» с одновременной постановкой во главу угла русского национализма как основы политической культуры издания. В этом отношении рассматриваемое СМИ являлось частью всего российского монархического культурного медиапространства. В то же время призывы газеты к участию в выборах центральных и муниципальных органов власти, а также в самодеятельных организациях экономического, благотворительного и культурнопросветительного характера способствовали становлению гражданского общества и формированию гражданской и политической культуры. Политическое влияние «Сусанина» в постреволюционный период характеризуется ослаблением экстремизма и усилением толерантности, хотя бы по отношению к либерально-монархическим элементам. Спад революционного движения неизбежно вёл к ослаблению в массовом и индивидуальном сознании медиавлияний, связанных с радикальной медиакультурой правых монархистов. Неуклонно уменьшалось и влияние «Сусанина» как печатного органа одной из организаций праворадикальной монархической партии и носителя конфликтной политической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Krasnoyarsk Gazette “Susanin” in 1907-1914: Political and Civil Culture of the Monarchical Edition

On the basis of concrete historical material, the article shows the features of the political and cultural media influence of the regional mass media of the right-monarchist trend in a certain chronological period of time. The existence of the publication is considered in the context of a conflicting political culture, expressed in the constant struggle of “Susanin” with liberal and socialist influence. The authors came to a conclusion about the identification in the publication of these directions with the Masonic influence. Hence the irreconcilable antisemitism on the pages of “Susanin,” with the simultaneous staging of Russian nationalism as the basis of the political culture of the publication. In this respect, the media in question was part of the entire Russian monarchical cultural media space. At the same time, the newspaper's appeals for participation in the elections of central and municipal authorities, as well as in self-supporting organizations of an economic, charitable and cultural-educational nature, contributed to the formation of civil society and the formation of civil and political culture. The political influence of “Susanin” in the post-revolutionary period is characterized by a weakening of extremism and an increase in tolerance, at least in relation to liberal-monarchical elements. The decline of the revolutionary movement inevitably led to a weakening in the mass and individual consciousness of media influences related to the radical media culture of right-wing monarchists. The influence of “Susanin,” as the printing organ of one of the organizations of the right-radical monarchist party and the bearer of the conflicting political culture, also steadily decreased.

Текст научной работы на тему «Красноярская газета "Сусанин" в 1907-1914 годах: политическая и гражданская культура монархического издания»

3. Mamardashvili M.K. Kak ya ponimayu filosofiyu [How I understand philosophy]. Moscow, Progress Publ., 1980. 368 p. (In Russ.).

4. Hachecukov Z.M. Fenomen dukhovnosti v razvitii rossiyskogo obshchestva: avtoref. dis. kand. filos. nauk: 09.00.11 [Phenomenon of spirituality in the development of Russian society. The author s abstract Diss. PhD Philosophy: 09.00.11]. Rostov-on-Don, 2007. (In Russ.).

УДК 008

КРАСНОЯРСКАЯ ГАЗЕТА «СУСАНИН» В 1907-1914 ГОДАХ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА МОНАРХИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ

Макарчук Сергей Владимирович, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории России, Кемеровский государственный университет (г. Кемерово, РФ). E-mail: makarchuk-sv@ mail.ru

Звягин Сергей Павлович, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России, Кемеровский государственный университет (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

На основе конкретно-исторического материала в статье показаны особенности политического и культурного медиавлияния регионального средства массовой информации правомонархического направления в определённый хронологический отрезок времени. Существование издания рассматривается в контексте конфликтной политической культуры, выразившейся в постоянной борьбе «Сусанина» с либеральным и социалистическим влиянием. Авторы пришли к выводу об отождествлении в издании этих направлений с жидомасонским воздействием. Отсюда непримиримый антисемитизм и юдофобия на страницах «Сусанина» с одновременной постановкой во главу угла русского национализма как основы политической культуры издания. В этом отношении рассматриваемое СМИ являлось частью всего российского монархического культурного медиапространства.

В то же время призывы газеты к участию в выборах центральных и муниципальных органов власти, а также в самодеятельных организациях экономического, благотворительного и культурно-просветительного характера способствовали становлению гражданского общества и формированию гражданской и политической культуры. Политическое влияние «Сусанина» в постреволюционный период характеризуется ослаблением экстремизма и усилением толерантности, хотя бы по отношению к либерально-монархическим элементам. Спад революционного движения неизбежно вёл к ослаблению в массовом и индивидуальном сознании медиавлияний, связанных с радикальной медиакультурой правых монархистов. Неуклонно уменьшалось и влияние «Сусанина» как печатного органа одной из организаций праворадикальной монархической партии и носителя конфликтной политической культуры.

Ключевые слова: монархизм, политическое медиавлияние, политическая культура, гражданская культура, культурно-просветительные общества, антисемитизм, средства массовой информации.

KRASNOYARSK GAZETTE "SUSANIN" IN 1907-1914: POLITICAL AND CIVIL CULTURE OF THE MONARCHICAL EDITION

Makarchuk Sergey Vladimirovich, Dr of Historical Sciences, Professor, Professor of Department of Russian History, Kemerovo State University (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: makarchuk-sv@ mail.ru

Zvyagin Sergey Pavlovich, Dr of Historical Sciences, Associate Professor, Professor of Department of Russian History, Kemerovo State University (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

On the basis of concrete historical material, the article shows the features of the political and cultural media influence of the regional mass media of the right-monarchist trend in a certain chronological period of time. The existence of the publication is considered in the context of a conflicting political culture, expressed in the constant struggle of "Susanin" with liberal and socialist influence. The authors came to a conclusion about the identification in the publication of these directions with the Masonic influence. Hence the irreconcilable antisemitism on the pages of "Susanin," with the simultaneous staging of Russian nationalism as the basis of the political culture of the publication. In this respect, the media in question was part of the entire Russian monarchical cultural media space.

At the same time, the newspaper's appeals for participation in the elections of central and municipal authorities, as well as in self-supporting organizations of an economic, charitable and cultural-educational nature, contributed to the formation of civil society and the formation of civil and political culture. The political influence of "Susanin" in the post-revolutionary period is characterized by a weakening of extremism and an increase in tolerance, at least in relation to liberal-monarchical elements. The decline of the revolutionary movement inevitably led to a weakening in the mass and individual consciousness of media influences related to the radical media culture of right-wing monarchists. The influence of "Susanin," as the printing organ of one of the organizations of the right-radical monarchist party and the bearer of the conflicting political culture, also steadily decreased.

Keywords: monarchism, political media influence, political culture, civic culture, cultural-educational societies, antisemitism, mass media.

Средства массовой информации (СМИ) всегда играли одну из ведущих ролей в формировании политической культуры и социализации личности. Однако теоретическое осмысление феномена политического медиавлияния делает только первые шаги [1]. В указанной монографии автор обращает внимание на двумерную природу ме-диавлияний. С одной стороны рассматривается характеристика медиавоздействий, с другой - качество массового и индивидуального сознания принимающего или отрицающего эти медиавоз-действия. Данное положение должен учитывать исследователь, на конкретно-историческом материале изучающий любой тип политического воздействия, в том числе правомонархическое, для которого характерно существование в контексте конфликтной политической культуры [23]. Методологической основой изучения конкретного СМИ служат также теоретические работы об особенностях функции социальной коммуникации СМИ [38], роли СМИ в формировании политической культуры и гражданского общества [7], значении СМИ как фактора формирования гражданской культуры [24].

В статье И. В. Малыгиной справедливо указано на актуализацию в культурологии и историографии «регионального фактора в социокультурной динамике», всё большую регионализацию культурной среды и культурного

пространства [16]. В сфере изучаемой нами проблематики это выразилось в недавнем появлении обширного обобщающего труда Г. А. Корнеевой о правомонархическом политическом движении в Сибири [11]. Следует также отметить её статью об образовании монархических организаций в Восточной Сибири в 1905-1907 годах [10]. В последние 5 лет вышли работы Д. И. Попова о борьбе правомонархических партий за массы в Сибири в условиях поляризации партийно-политических сил в 1907-1917 годах [22], А. С. Шили-ной о деятельности Красноярского и Иркутского отделов Союза русского народа в годы Первой мировой войны [39], а тезисы А. А. Гурьевой и Ю. С. Вавиловой о черносотенном движении в Енисейской губернии в 1906-1910 годах написаны по материалам красноярской монархической газеты «Сусанин» [3].

Не потеряли актуальности монографические и диссертационные работы более раннего периода, исследующие деятельность правомонархиче-ских организаций и их влияние на общественно-политическую и культурную жизнь регионов Сибири. В монографии А. А. Штырбула рассматривается политическая культура Сибири в сфере опыта провинциальной многопартийности. Наряду с политическими образованиями либерального и социалистического характера в ней уделяется внимание правомонархическим силам, в том

числе их влиянию на общественно-политические и культурные процессы посредством медиапро-паганды [40]. Омскому исследователю А. П. То-лочко принадлежит обобщающая работа о черносотенцах Сибири в 1905-1917 годах, в которой значительное внимание уделено становлению Красноярского отдела Союза русского народа (КОСРН) и его издательской деятельности [35]. В его же монографии об общественном движении в Сибири в годы нового революционного подъёма в 1910-1914 годах выделен раздел о партийно-политической работе черносотенцев и их тщетных усилиях по сохранению сибирской монархической прессы, включая «Сусанина» [37]. На уровне диссертации черносотенные организации Сибири исследовал Е. Л. Бузмаков [2].

В монографиях, посвящённых отдельным аспектам общественно-политической и культурной жизни Сибири, участию монархистов также уделяется определённое внимание. Монография О. В. Ищенко о студенческой и учащейся молодёжи как факторе общественной и культурной жизни Сибири имеет раздел «Черносотенно-монархические организации в среде студенческой и учащейся молодёжи» [9]. В монографии Д. И. Попова о культурно-просветительных обществах в Сибири также специально выделен раздел «Культурно-просветительные общества и черносотенно-монархическое движение в крае» [21]. Монография А. П. Толочко [36] и диссертация А. С. Полынского [20] посвящены историографическим проблемам партийно-политического движения в Сибири.

Появились научные изыскания, предметом которых стала Красноярская, в том числе монархическая пресса и конкретная газета «Сусанин». Это касается диссертации А. П. Миханева [18], сборника материалов по истории СМИ Красноярска [13], а также статей А. В. Давыденко [5] и С. В. Макарчука [15]. Сведения о «Сусанине» имеются также в указателе газет и журналов Сибири за вторую половину XIX - февраль 1917 года [19].

Однако, несмотря на неоднократное упоминание о «Сусанине» в различных научных работах, цитирования отдельных его статей и материалов, до сих пор отсутствует комплексный, обобщающий труд, полностью охватывающий содержание издания на протяжении всех лет его

выхода. Необходим культурологический анализ материалов газеты на предмет общей политической культуры издания и издательской культуры. Это требует специального выделения из содержания газеты вопросов общественно-политической и культурной жизни, а также особенностей их интерпретации.

Включённость правомонархических элементов в общественно-политические процессы резко возросла в период революции 1905-1907 годов Черносотенцы выступили против революции и революционеров в защиту монархии. Экстремизм их политической культуры выразился в участии в погромах, крупнейший из которых состоялся в Томске 20 октября 1905 года, а на следующий день в результате налёта черносотенцев на митинг в народном доме Красноярска было убито 11 и ранено до 40 человек [35, с. 88]. Направленные против революционеров и либералов погромы носили стихийный характер, но они способствовали институциональному оформлению правомонар-хических организаций на местах, во главе которых стояла всероссийская организация - Союз русского народа (СРН). По данным А. А. Штыр-була, первым в Сибири оформился в ноябре 1906 года Красноярский отдел СРН (КОСРН), а всего к середине 1907 года в Сибири существовало 15 организаций черносотенцев с количеством членов до 10 тыс. человек [40, с. 57-58].

Первым председателем КОСРН стал

A. Г. Смирнов, но вскоре его сменил священник Варсанофий Захаров, с именем которого связана вся деятельность организации, в том числе выход с 9 февраля 1907 года по 14 сентября 1914 года её печатного органа - газеты «Сусанин» [10, с. 196]. Прекращение существования КОСРН и выхода газеты историки связывают с отъездом про-тоирея отца В. Захарова из Красноярска в конце 1914 года [39]. Всё это время именно он являлся организатором и идейным вдохновителем выхода газеты, редакторы которой часто менялись: последовательно ими становились И. С. Зеленок, И. Н. Разночинцев, П. Н. Боровков, Н. С. Ковалёв, М. Ф. Косов, Н. А. Щагин, И. С. Егоров [19, с. 43].

«Сусанин» высоко оценивал деятельность

B. Захарова на посту председателя КОСРН, а также его вклад в политическую, гражданскую, культурную жизнь края. В номере за 30 сентября 1912 года помещена подробная биография свя-

щенника, который прибыл в Красноярск в 1887 году по окончании курса духовной академии и сразу занял должность инспектора классов Епархиального женского училища. Вскоре он открывает первую в Красноярске церковно-приходскую школу, а затем воскресную женскую школу, руководит созданием приходских попечительств в Покровской и Благовещенской церквях, целью которых является снабжение детей бедных прихожан книгами и одеждой. Биография напоминает, что отец Варсанофий является гласным Красноярской городской думы [33, 30 сент.].

В. Захаров участвовал во всероссийском монархическом движении и партийном строительстве в Красноярске. Печатный орган КОСРН за 14 апреля 1907 года официально сообщал, что «Председатель Красноярского отдела СРН отец Варсанофий Захаров выбыл в Москву на Всероссийский съезд монархистов, передав председательство в отделе товарищу Председателя -Чуевскому» [28, 14 апр.]. Газета информировала о содействии Захарова в открытии отдела СРН в Минусинске, Енисейской губернии [29, 14 сент.]. Не без участия В. Захарова в Красноярске 20 июня 1909 года создаётся параллельная КОСРН право-монархическая организация - Красноярский отдел Русского народного союза имени Михаила Архангела (КОРСН). КОСРН и КОРСН иногда проводили совместные заседания. На одном из них 2 февраля 1910 года председательствовал протоиерей В. Захаров. Он же выступил с речью, посвящённой постановке на местной сцене оперы М. Глинки «Жизнь за царя» [31, 7 февр.]. О близости позиций обеих монархических организаций говорит описанный в «Сусанине» факт выдвижения на одном из партсобраний КОСРН предложения о начале переговоров с КОРНС о создании объединённой организации [32, 9 окт.].

О появлении элементов толерантности в партийно-политической культуре правых монархистов говорит и их стремление к сотрудничеству с леволиберальной частью монархического движения. Во втором номере «Сусанина» сообщается об общем собрании КОСРН, на котором присутствовали члены местной организации Союза 17 октября. Рассматривался вопрос о совместном участии в выборах во 2-ю Государственную думу. Газета резюмирует: «Что касается октябристов, обещающих нам свою поддержку, то сочувствие

их должно быть принято с глубокой благодарностью, - и поддержка эта особенно ценна потому, что она предложена, так сказать, бескорыстно, -без требования каких-либо жертв со стороны "Союза русского народа"» [29, 11 февр.].

В свою очередь «Сусанин» выражал сочувствие октябристам Томска, где «эта партия вымирает не на шутку». Газета сожалеет, что в Томске перед думскими выборами не сложился союз левых монархистов с правыми: «В Томске есть и по сие время Союз 17 октября. Он имеет свою газету "Время" - но члены союза убывают - на общем собрании 14 сентября - членов всего около 20 человек... На выборы пойдут одни, ибо "русское Народное Общество за Веру, Царя и Отечество" их к себе не приняло, а с кадетами они спеться не могли» [28, 29 сент.].

На протяжении всего времени своего выхода «Сусанин» выполнял культурно-политическую роль издания, являющегося органом организации политической партии. Газета публиковала материалы о состоянии монархических организаций и проблемах партийного строительства не только в Красноярске, но и в Енисейской губернии, в Сибири. Номер газеты за 7 июня 1908 года большое внимание уделил состоянию отдела СРН в Томске. Сообщалось об успехах его деятельности, а также подотделов, которые «имеются почти во всех уездных городах». По статье можно судить о внутреннем устройстве отдела, его руководстве и социальном составе: «. почётным председателем состоит Архиепископ Томский Макарий. Действительным председателем купец 1 гильдии Д. Г. Малышев. Товарищем председателя - ключарь кафедрального собора протоиерей И. Беневолевский. Вторым товарищем председателя - иеромонах Игнатий, преподаватель Томской духовной семинарии» [29, 7 июня]. В одном из номеров представлен Владивостокский отдел Союза Михаила Архангела, председателем которого являлся протодиакон В. Острови-дов [28, 12 дек.]. Другой номер газеты сообщал о собрании Омского отдела РНС им. Михаила Архангела, которое должно состояться 21 ноября 1910 года [28, 19 дек.].

Особое внимание уделялось отчетам с общих собраний КОСРН. Так, к примеру, описывается собрание состоявшееся 14 мая 1910 года: «В качестве гостей присутствовали члены РНС

им. Михаила Архангела во главе с председателем А. Ф. Молочковым. На собрании присутствовало до десятка прозелитов, то есть лиц, не принадлежавших к организации, но пожелавших присутствовать на собрании» [31, 19 мая]. 27 июня 1908 года газета сообщала о собрании красноярских черносотенцев с участием представителей Новониколаевского и Барнаульского отделов Союза русского народа [29, 27 июня]. 12 сентября 1910 года в Красноярске состоялось общее собрание КОСРН. На собрании намечено создать на территории Енисейской губернии помимо действующих ещё 12 отделов Союза русского народа [31, 14 сент.]. 13 сентября 1912 года 160 человек присутствовали на совместном партийном собрании отделов СРН и РНС в Красноярске, где обсуждались проблемы действий монархистов в избирательной кампании в 4-ю Государственную думу [33, 9 сент.].

С 26 июля по 4 августа 1910 года в Иркутске проходило совещание правомонархических организаций Сибири с участием делегатов от Иркутска, Омска, Томска, Новониколаевска, Читы, Владивостока [17, с. 56]. Красноярские депутаты не присутствовали на совещании, но 5 декабря «Сусанин» опубликовал на своих страницах отчёт о ходе мероприятия, в котором приняли участие, кроме сибирских делегаций, представители от Санкт-Петербурга - действительный статский советник В. М. Скворубов и от Москвы - протоиерей отец И. Восторгов. Вынесены постановления собрания: «О распространении национальной печати в Сибири», «О русской школе» и об объединении монархических организаций [31, 5 дек.].

Под «национальной печатью» понималась исключительно монархическая печать. Либеральная кадетская пресса Сибири характеризовалась «Сусаниным» как «жидо-кадетская». В одной из статей номера за 20 июня 1910 года читаем: «Возьмите нашу Сибирь. В Томске пресловутую "Сибирскую жизнь" издаёт жидовский кагал, нанимающий... усердных лакеев жидовства! В Омске царит жид Познер, издающий "Омский телеграф", в Барнауле - жид Шпунтович издаёт "Алтайскую газету", в Красноярске жид Коха-новский издавал "газету" "Красноярский хроникёр", в Иркутске. да разве всех жидов издателей перечислишь» [31, 20 июня].

По мнению «Сусанина», именно под влиянием издающейся евреями левой прессы интеллигенция лишается русской культурно-политической идентичности: «Русский интеллигент лишён национального самосознания, ему чуждо русское национальное чувство. Если есть в России в настоящее время такое, что заслуживало бы самого глубокого презрения, беспощадного осуждения, так это без сомнения, так называемая русская интеллигенция и тянущаяся за ней полуинтеллигенция... Русский интеллигент, как заведённая шарманка, "что ему книга последняя скажет, то на душе его сверху и ляжет." А перед ним ежедневно - лист грязной жидо-кадетской газеты» (статья «Холопы мысли») [31, 20 янв.].

Монархистам из «Сусанина» вся Сибирь казалась наводнённой не только либеральной, но и «красной», революционной печатью. Приведём выдержку из статьи «Интеллигентские мечтания»: «Но нигде быть может в Российской великой империи красный гнёт левой печати не сказывается с такой силою, как в Сибири. Вся Сибирь от Челябинска до Владивостока отдана во власть красной революционной печати» [31, 12 февр.].

Активно противостоять либеральной и революционной печати в Сибири должна была сеть национальной монархической печати. К этому призывало и общесибирское совещание монархистов в Иркутске. Однако монархисты не располагали широкой издательской сетью в Сибири. Кроме «Сусанина» здесь с 1908 по 1915 год выходила газета «Сибирская правда» - орган Томского губернского совета СРН. Местный отдел РНС им. Мих. Архангела издавал в 1909-1911 годах газету «Голос Сибири» [15, с. 33]. В 1912 году под ред. Н. С. Ковалёва вышло 5 номеров юмористического журнала КОСРН «Оглобля», а после завершения издания «Сусанина» Красноярскому отделу СРН удалось выпустить 15 марта 1915 года под редакцией Н. Н. Яковлева единственный номер газеты «Сусанин XX века» [19, с. 41, 43].

По мнению исследователей монархической периодической печати Сибири, главной идейной основой её агитационно-пропагандистской культуры являлся русский национализм [12; 15; 35]. Хотя в идейном арсенале правомонархических изданий были призывы к ограждению прав русского народа от посягательств со стороны разных «инородцев» и «иноверцев». Но несомненное

первенство в этом вопросе всё же принадлежит антисемитизму. Он стал перманентной системой пропаганды сибирских монархических газет, часто приобретая гипертрофированную, оскорбительную форму юдофобии. Этому содействовали программные партийные документы монархистов и их центральная периодическая печать.

Политическая программа Союза русского народа - «Русскому народу» заявляла, что русская народность «есть народность державная; прочие народности в России пользуются правами гражданского равенства, за исключением евреев». Глава программы «Еврейский вопрос» приписывала евреям «непримиримую ненависть к России и ко всему русскому, заявляя следующее: «Переживаемая нами смута и вообще революционное движение в России. - всё это дело рук почти исключительно евреев и ведётся на еврейские деньги» [26, с. 17-30].

Центральный печатный орган СРН газета «Русское знамя» предупреждала о грядущем «жидовском полновластии» в России и об «еврейском всемирном владычестве» [35, 15 янв.; 26 нояб.]. А в одном из номеров за 1909 год сообщалось о решении жидомасонских главарей «охватить всю Россию революционным кольцом» состоящим из общественных и культурно-просветительных организаций - и во главе всех этих обществ должны стоять евреи [25, 17 дек.]. Рупором антисемитизма являлись все центральные издания СРН и РНС им. М. Архангела - газеты «Гроза», «Прямой путь», «Земщина», «Вестник СРН».

Не отставала от центральных изданий и местная периодическая печать правых монархистов, тесно связывающая антисемитизм с социалистическим движением. В одной из передовиц «Сибирской правды» читаем, что социалистическому учению «мы всецело обязаны жидам Лассалю, Бебелю, Энгельсу, Марксу и прочим лицемерным обманщикам и утопистам» [27, 26 окт.]. Социалистические партии России назывались в газете не иначе как «социал-разбойники» (с-р, социалисты-революционеры) и «социал-дьяволы» (с-д., социал-демократы). Деятельность социалистических партий тесно связывалась с «еврейским вопросом» в статьях: «Томское жидовство», «Жиды одолевают», «Еврейская работа», «Жидовский гешефт с христианством», «Жидовские налоги и засилье» [14, с. 80].

Антисемитизм стал одним из главных направлений «Сусанина». С 1-го по 30-й номер, по подсчётам А. П. Миханева, было помещено более 10 публикаций, изображающих евреев в негативном свете, возбуждающим к ним вражду и ненависть. В одном из первых военных номеров «Сусанина» от 25 июля 1914 года вышло сразу несколько антисемитских заметок - «Формуляр», «Паки и паки», «Тридцатилетний юбилей», «Благоденствующий Хаим», «Мнение великих людей об Иудеях» [39]. Для всех статей характерен грубый язык, оскорбительные эпитеты, что дало основание известному столичному журналу «Книжный вестник» назвать «Сусанина» - «погромным листком» [18, с. 70]. В этом проявился экстремизм политической культуры издания, хотя прямых призывов к еврейским погромам на его страницах не наблюдалось.

Газета не признавала никакой толерантности по отношению к революционерам и социалистам. Она призывала к борьбе с ними легальными, парламентскими средствами, обращая внимание на экстремизм политической культуры социалистов. «Сусанин» характеризовал социал-демократов как «эксплуататоров народного невежества и темноты» [28, 14 апр.]. Обращаясь к избирателям в Государственную думу и органы местного самоуправления, газета предостерегала: «Граждане! Если не хотите убийств, грабежей, насилий, кровопролития, бомб, - не давайте ни одного голоса социалистам! Подальше от этих людей, не знающих Бога, отрицающих Царя» [28, 29 сент.].

В статье «Социал-демократический рай» газета уточняет национальную принадлежность «этих людей», считая, что «в действительности же еврейство стремится поработить мир, ставши во главе социал-демократических организаций» [29, 7 июня]. Статья «Социал-демократия и евреи», указывая на засилье евреев в социал-демократическом движении, делала вывод о том, что социал-демократия может быть «только средством, но отнюдь не целью». Средством для раздоров и смуты, которыми обязательно воспользуется еврейство [32, 1 февр.]. Статья «Большевики и меньшевики», даже не пытаясь разобраться в той «неразберихе», которая творится во фракциях социал-демократов, просто опускается до банальных оскорблений, утверждая, что социал-демократия - это «картина ещё более тяжёлая и

отвратительная, чем та, которая была описана Достоевским в «Бесах», какая-то социальная клоака, где переплелись дегенераты и психопаты, - люди с природной склонностью к «запаху крови», слабоумные теоретики и заурядные грабители. Это уже даже не «бесы», а шуты, одержимые манией разрушения» [33, 11 марта].

Статья «Наши социал-психопаты» называет социалистов «Браунинг-Динамитовичами» [31, 24 февр.], а в статье «Готовьтесь», говоря о приближении второй революции, газета впервые срывается к призыву к экстремистским действиям: «Вооружённого врага встречают во всеоружии. Готовьтесь! Готовьтесь русские люди к вооружённому отпору и помните, что чем скорее вы будете готовы, тем лучше. Враги приближаются.» [31, 28 марта].

Однако в целом экстремистские призывы к вооружённому отпору не были характерны для «Сусанина». Политическая и гражданская культура издания заключалась в мирной пропаганде идей монархизма и агитации за своих представителей в законодательные органы власти и местного самоуправления. Газета начала выходить в связи с необходимостью усиления монархистской агитационно-пропагандистской работы в разгар избирательной кампании во 2-ю Государственную думу. Первые номера газеты почти целиком посвящены выборам. В это время «Сусанин» выходит ежедневно, а после завершения выборов периодичность его выхода уменьшается до двух раз в неделю и, наконец, до одного раза по субботам.

№ 1 газеты объясняет избирателям значение и смысл монархии как способа государственного управления: «Государство как единый цельный организм нуждается в таком верховном органе, который воплощал бы в себе и выражал единство его воли и мощи. В монархии таковым и является монарх. Он по своему положению и по закону высится над всеми классами населения, партиями и органами государства. В этом сила и самый глубокий смысл монархии» [28, 9 февр.]. В этом же номере монархисты пытаются доказать избирателям неприменимость парламентаризма и многопартийности для России: «Действительно, парламентаризм менее всего применим в России. При громадности её территории, при разнородности населяющих её и между собою враждующих племён, при искусственно разжигаемой ныне вражде

классов, окруженная с востока и запада могучими империями, Россия более чем когда-либо, именно теперь нуждается в крепкой и независимой власти. Парламентаризм же - есть передача власти партиям. Последние могут предъявлять претензию на соуправление с монархом, если они представляют собою действительную волю народа, хорошо организовать и уметь ставить благо отечества превыше всего и особенно своих личных интересов и соображений. Таких партий у нас нет и надолго ещё быть не может.» [28, 9 февр.].

«Сусанин» освещает ход избирательной кампании, подводит её итоги. В Красноярске, с сожалением отмечает газета, в выборщики в Государственную думу прошли социал-демократы: Никитин - 790 голосов избирателей и Юдин - 899 голосов. Лидер монархистов В. Захаров оказался на 3-м месте, набрав 628 голосов [28, 15 февр.]. Но после исключения из списка выборщиков Ф. М. Никитина, вместо него был включён В. Захаров. В конечном результате во II Государственную думу от Енисейской губернии прошли эсер А. И. Бриллиантов и социал-демократ - меньшевик И. К. Юдин [6, с. 121]. Газета «Сусанин» так характеризовала последнего: Юдин - приказчик «составивший себе в глазах полуграмотных галантерейщиков репутацию политического деятеля тем, что ни один раз был организатором приказчичьих забастовок и антиправительственных демонстраций» [28, 15 февр.].

Газета осудила участие в Государственной думе революционных, нелегальных партий: «Участие в Думе представителей нелегализованных партий есть аномалия, которая много уже вносила и на будущее время внесёт ещё больше разных нестроений в наше законодательное учреждение. Так или иначе население и правительство должны с ним бороться, как с величайшей опасностью, угрожающей нашему обществу новыми потрясениями» [28, 22 сент.]. Газета обвиняет правительство в чрезмерном либерализме в связи с открытым допуском революционной пропаганды: «А революционная - широкая пропаганда? Разве это не дурман, беспрепятственно прививаемый народной душе на почве понятых ложно свобод, благодаря попустительству не в меру либерального правительства, далёкого от должного понимания народной души и истинного настроения народных масс» [28, 14 апр.].

Черносотенец В. Захаров был избран выборщиком от Красноярска и при выборах в III Государственную думу [17, с. 52]. Орган местных монархистов резко критиковал её работу, обвиняя даже своих союзников - октябристов в «революционном перерождении»: «Дума третьего созыва, благодаря октябристам, упорно уклоняется от настоящей работы по улучшению быта населения в государстве и сильно увлекается «краснотой» [32, 13 февр.]. Революционеры всех мастей обвиняются газетой в пособничестве падению культуры и нравов. В статье «Революция и порнография» читаем: «Напрасно революционеры открещиваются от порнографии. Думаем, мы достаточно ясно показали, что падение нравов неразлучно с революцией. Революция - сила не созидательная, а разрушительная» [30, 4 марта]. «Сусанин» выражает открытую радость по поводу поражения революции: «Русская революция, будучи не национальной, инородческой по происхождению, бессмысленно кровожадной и грабительской по духу и сущности, теперь умерла» [30, 9 янв.].

В связи с выборами в IV Государственную думу, «Сусанин» призвал выставить выборщиками от г. Красноярска Захарова Варсанофия Еме-льяновича - протоиерея, настоятеля красноярской Благовещенской церкви и Терских Льва Павловича - старшего нотариуса городской думы Красноярска [33, 26 сент.]. В предвыборной агитации черносотенцы и их печатный орган стали уделять большое внимание рабочим. В статье «Рабочие должны подавать свои голоса за правых» газета ставит вопрос: «Но могут ли левые партии вообще по самой своей сути облегчить участие рабочих? Все мы знаем, что левых партий бесконечное количество и что спеться и сорганизоваться в нечто стройное и единое они не могут. Не даром же эсдеки говорят, что они и эсеры огонь и вода. И если теперь у левых есть что-либо связующее, так только ненависть к Самодержавию и Православию» [33, 25 июля]. В газете появилась «Рабочая трибуна» и статьи за подписью «Старый рабочий» с призывом голосовать за правых [33, 26 сент.].

Правомонархисты Красноярска принимали участие не только в избирательных кампаниях общегосударственного значения, но и в выборах органов местного самоуправления. Их печатный орган приветствовал зарождение на местах

институтов гражданского общества и развитие гражданской культуры: «Да, общественная самодеятельность - великое дело, важное, неоспоримое» [30, 4 нояб.]. Газета сообщала о появлении в Красноярске в связи с перевыборами городской думы самодеятельной внепартийной организации - общества избирателей и обывателей: «Ну что же? Хорошее дело - общественная самодеятельность, и не мы будем спорить против самой идеи устройства подобных обществ. Необходимо гражданам великой России просыпаться и активно приниматься за работу, которая в данный момент сводится к борьбе с инородческим засильем, с господством лево-интеллигентских течений, к борьбе за священные права в России русского народа, его тысячелетней веры и его великой государственности» [30, 4 нояб.].

Но, вопреки ожиданиям монархистов, Красноярское общество избирателей и обывателей оказалось «малолюдное и по составу чисто кадетское» [30, 21 нояб.]. КОСРН развернул с ним предвыборную борьбу. В результате городских выборов правые вместе с умеренными получили 73,6 % голосов, а прогрессивные партии - 26,4 %. «Это не так страшно, - заключал "Сусанин", - во всяком случае, победа правых и поражение левых - несомненны» [30, 9 дек.]. В последующих номерах газета продолжает злорадствовать по поводу поражения «красной сотни» на городских выборах: «В действительности же, конечно, ничего худого не произошло, и лишь только интеллигенты левые "чистой воды" получили должное и по заслугам: выброшены за борт городского самоуправления, как негодный хлам, тормозивший всякие хорошие начинания» [30, 15 янв.]. В одном из номеров «Сусанин» подводит итог деятельности обществ избирателей и обывателей по всей Сибири: «По многим городам Сибири инициаторы и учредители "общества и обыв. и избир." так и остались без избирателей и обывателей, одни -сами собою, своим малым, замкнутым красносо-тенным кружком» [31, 17 февр.].

В то же время газета отмечала успехи общества избирателей и обывателей и кадетов Барнаула. С 1906 года здесь городским головой был член СРН, купец И. И. Поляков [8, с. 107]. Однако в 1910 году создаётся Барнаульское общество избирателей и обывателей, состоящее из «левых партий» и проводящее предвыборные собрания [32,

23 марта]. В результате городским головой Барнаула был избран кадет Г. Переломов [33, 26 авг.].

Наряду с участием в организациях общественно-политического характера, правые монархисты признавали важность работы в неполитических самодеятельных институтах гражданского общества. Особое значение придавалось «организованной культурно-просветительной работе» [21, с. 485]. «Сусанин» на своих страницах призывал: «Итак, не будем думать, что с окончанием предвыборной кампании члены Союза русского народа могут успокоиться, отдохнуть; нет ни при полной победе, ни тем более после поражения союз не должен ослаблять степени напряжённости и энергии своей культурной деятельности» [28, 25 февр.]. В резолюции прошедшего осенью 1910 года собрания КОСРН ставилась задача «устройства народных чтений и бесед на религиозно-нравственные темы и по отечественной истории» [31, 24 окт.]. «Заводите свои клубы, свои собрания, устраивайте читальни и библиотеки.» - призывал «Сусанин» [28, 1 апр.].

Газета постоянно публиковала отчёты о культурно-просветительных мероприятиях, проводимых монархистами. В 1908 году КОСРН выступил инициатором открытия народной начальной школы в Красноярске [29, 26 июня]. 17 марта 1909 года красноярские монархисты устроили в городском театре духовный концерт, в котором участвовали хоры архиерейских певчих [30, 21 марта]. 16 января 1911 года состоялась организованная Красноярским отделом СРН «чтение-беседа» на темы религиозно-нравственного и национально-патриотического содержания» [32, 21 янв.]. Красноярские монархисты проводили агитацию в читальне общества трезвости [31, 12 февр.]. 8 марта 1913 года черносотенцы организовали «Праздник трезвости» в Красноярске [34, 10 марта]. В газете освещалась культурно-просветительная работа монархистов в городах губернии. В номере за 14 января 1909 года помещено объявление: «Каннский отдел СРН. сим объявляет, что в г. Канске открыта чайная с читальней и заезжим двором, цель коих обслуживать интересы бедного православного русского люда» [30, 14 янв.].

Монархисты стремились использовать в целях культурно-просветительной и партийной пропаганды такие далёкие от политики организации, как добровольно-пожарные и кредитные коопе-

ративные сообщества. «Сусанин» писал: «Теперь особенно благовременно образовывать вольные пожарные дружины, - вступая в ряды патриотических союзов и организаций, чтобы предупредить революционные поджоги, производимые преступными воззваниями, тушить пожары распространением противореволюционных изданий, разъясняющих всю ложь, всю преступность и бессмысленность революционных затей, их неосуществимость и зловредность» [28, 11 авг.]. Газета опубликовала отчёт Красноярского вольно-пожарного общества за 1909 год [31, 12 нояб.].

В газете за 19 февраля описывалось открытие клуба вольно-пожарного общества на станции Иланская, где состоялся молебен, отслуженный членом общества священником Д. Е. Евтихиевым [32, 19 февр.]. Газету возмущал тот факт, что добровольная пожарная дружина с. Тисуль «почти поголовно состоит из жидов» - «Нужно удивляться, почему до сих пор жид Гринштейн состоит дружинником, когда членам кокардоносцам хорошо известно, что сия сионская тля позволил себе словами оскорбить Их Величества» [33, 4 марта]. Газета сообщала об открытии в том же Тисуле Товарищества мелкого кредита, характеризуя его руководителей Оглава и Гринштейна: «Тёплая компания с ярко красной подбивкой. удивляемся неужели эти лица допущены без наведения справок о их прошлом и политической благонадёжности?» [33, 29 февр.].

«Сусанин» сообщал о размахе кредитно-кооперативного движения в Сибири, где на 1 января 1911 года насчитывалось 326 кредитных коопераций - из них 169 кредитных товариществ и 157 ссудно-сберегательных касс. Всего же в Империи число кредитных коопераций достигло 8,504 [32, 9 нояб.]. Однако правомонархические элементы, как показывают материалы съезда городов Енисейской губернии 15 июня 1915 года, не имели влияния в руководстве как кредитной, так и потребительской кооперации губернии [4, л. 1-4].

Призывы газеты к гражданскому участию в выборах центральных и муниципальных органов власти, а также в самодеятельных организациях экономического, благотворительного и культурно-просветительного характера способствовали становлению гражданского общества и формированию гражданской и политической культуры населения. Политическое медиавлияние

«Сусанина» в постреволюционный период характеризуется ослаблением экстремизма и усилением толерантности в отношении к близким по духу либерально-монархическим силам. В то же время в отношении леволибералов и тем более социалистов присутствовала явная политическая враждебность и непримиримость, хотя и без открытых призывов к насилию и погромам.

Центральным элементом политической культуры издания следует признать русский национализм, приписывающий революционные потрясения переживаемые Россией исключительно инородческим элементам, прежде всего, евреям. Антисемитизм и юдофобия стали неотъемлемой

частью политической медиакультуры издания. В этом отношении «Сусанин» являлся частью всего монархического культурного медиаполя и активно выполнял культурно-политическую роль издания - органа ведущей правомонархической партии - Союза русского народа.

Спад революционного движения неизбежно вёл к ослаблению в массовом и индивидуальном сознании медиавлияний, связанных с конфликтной политической культурой правых монархистов. Неуклонно уменьшалось и влияние «Сусанина» - вплоть до его полного закрытия из-за отсутствия подписчиков и денежных средств на продолжение издания.

Литература

1. Алексеев Д. Политические медиавлияния: опыт изучения. - М.: Культур. революция, 2014. - 252 с.

2. Бузмаков Е. Л. Черносотенные организации в Сибири. 1905-1917 годы: дис. ... канд. ист. наук. - Томск: ТГУ, 2000. - 243 с.

3. Вавилова Ю. С., Гурьева А. А. Черносотенное движение в Енисейской губернии в 1906-1910 годах (по мат-лам газ. «Сусанин») // Енисейская губерния - Красноярский край: 190 лет истории. VII краевед. чтения. -Красноярск, 2012. - С. 103-108.

4. Государственный архив Красноярского края. - Ф. 132. - Оп. 1. - Д. 2.

5. Давыденко А. В. Расцвет и закат черносотенной печати (1900-1917) // 300 лет отечественной журналистики. Актуальные проблемы истории, теории и современной практики. - Иркутск, 2002. - С. 31-40.

6. Енисейский энциклопедический словарь. - Красноярск: Рус. энцикл., 1998. - 735 с.

7. Зимин В. А. Роль СМИ в формировании политической культуры и развитии институтов гражданского общества в России // Изв. Саратов. гос. ун-та. Сер. Социология. Политология. - 2012. - Т. 12, вып. 1. - С. 91-94.

8. История общественного самоуправления в Сибири второй половины XIX - начала XX века. - Новосибирск: Сова, 2006. - 352 с.

9. Ищенко О. В. Студенческая и учащаяся молодёжь как фактор общественного движения и культурной жизни Сибири (конец XIX - начала XX века). - Омск: ОмГУ, 2010. - 498 с.

10. Корнеева Г. А. Образование монархических организаций в Восточной Сибири в 1905-1907 годах // Российская наука теории и истории государства и права в начале XXI века. - СПб.: Астерион, 2010. - С. 172-202.

11. Корнеева Г. А. Правомонархическое политическое движение: Сибир. регион. - СПб.: Алетейя, 2016. - 427 с.

12. Косых Е. Н. Периодическая печать Сибири от первой ко второй российской революции // Пятые Макушин-ские чтения. - Новосибирск, 2000. - С. 88-90.

13. Красноярская пресса, XX век: сб. мат-лов по истории СМИ Красноярского края. - Красноярск: Буква, 2002. -351 с.

14. Макарчук С. В. Пропаганда русской национальной идеи и политический традиционализм в Сибири в начале XX века // Рус. идея: Тез. докл. Всерос. науч. конф. - Хабаровск, 1995. - С. 79-82.

15. Макарчук С. В. Монархическая периодическая печать Сибири о евреях (1907-1915) // История общин Сибири и Дальнего Востока: сб. мат-лов II регион. науч.-практ. конф. / под ред. Я. М. Кофмана. - Красноярск: Кларе-тианум, 2011. - С. 32-35.

16. Малыгина И. В. Региональное измерение российской идентичности: между культурой и экономикой // Вестн. Кемеров. гос. ин-та культуры. - 2018. - № 42. - С. 110-118.

17. Материалы к хронике общественного движения в Сибири в 1895-1917 годах. - Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1994. - 143 с.

18. Миханев А. П. Периодическая печать Красноярска в общественно-политической жизни Енисейской губернии второй половины XIX - начала XX века: дис. ... канд. ист. наук. - Красноярск, 1998. - 181 с.

19. Периодическая печать Сибири (вторая половина XIX века - февраль 1917 года): указатель газ. и журн. -Томск: ТГУ, 2001. - 92 с.

20. Полынский А. С. Современная отечественная историография политических партий в Сибири в 1905-1914 годах: дис. ... канд. ист. наук. - Омск, 2007. - 172 с.

21. Попов Д. И. Культурно-просветительные общества в Сибири в конце XIX - начала XX века. - Омск: ОмГУ, 2006. - 511 с.

22. Попов Д. И. Борьба правомонархических партий за влияние на массы в условиях поляризации партийно-политических сил в Сибири в 1907-1917 годах // Вестн. Омск. гос. ун-та. Сер. Ист науки. - 2014. - № 3. -С. 25-36.

23. Портнягина М. А. СМИ России в контексте конфликтной политической культуры [Электронный ресурс.]. -URL: http://mediascope.ru/node/825 (дата обращения: 04.04.2018).

24. Портнягина М. А. СМИ как фактор формирования гражданской культуры в России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс.]. - URL: http://mediascope.ru/node/770 (дата обращения: 04.04.2018).

25. Русское знамя. - 1909.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Русскому народу // Сб. программ полит. партий в России / под ред. В. В. Водовозова. - СПб., 1906. - С. 17-30.

27. Сибирская правда. - 1908.

28. Сусанин. - 1907.

29. Сусанин. - 1908.

30. Сусанин. - 1909.

31. Сусанин. - 1910.

32. Сусанин. - 1911.

33. Сусанин. - 1912.

34. Сусанин. - 1913.

35. Толочко А. П. Черносотенцы в Сибири (1905 - февраль 1917 года). - Омск: ОмГУ, 1999. - 123 с.

36. Толочко А. П. Современная отечественная историография партийно-политического движения в Сибири в начале XX века. - Омск: ОмГУ, 2001. - 140 с.

37. Толочко А. П. Общественное движение в Сибири в годы нового революционного подъёма (1910-1914). -Омск: ОмГУ, 2012. - 259 с.

38. Чепкасов А. В. Об особенностях функции социальной коммуникации СМИ // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. -2010. - № 4 . - С. 167-171.

39. Шилина А. С. Деятельность Красноярского и Иркутского отделов Союза русского народа в годы Первой Мировой войны [Электронный ресурс.]. - URL: http://history.nsc.ru/website/history-institute/var/custom/File/ VMNSHK2016/019-Shilina.pdf (дата обращения: 04.04.2018).

40. Штырбул А. А. Политическая культура Сибири: опыт провинциальной многопартийности (конец XIX -первая четверть XX века). Часть 1. Конец XIX века - февраль 1917 года. - Омск: Омск. гос. пед. ун-т, 2003. -244 с.

References

1. Alekseev D. Politicheskie mediavliyaniya: opyt izucheniya [Political media effects: the experience of studying]. Moscow, Kul'turnaya revolyutsiya Publ., 2014. 252 p. (In Russ.).

2. Buzmakov E.L. Chernosotennye organizatsii v Sibiri. 1905-1917: dis. kand. ist. nauk [Blackhundred organizations in Siberia. 1905-1917. Dis. PhD History]. Tomsk, TSU Publ., 2000. 243 p. (In Russ.).

3. Vavilova Yu.S., Guryeva A.A. Chernosotennoe dvizhenie v Eniseyskoy gubernii v 1906-1910 godakh (po materialam gazety «Susanin») [Blackhundred movement in the Yenisei province in 1906-1910 (based on the newspaper "Susanin")]. Eniseyskaya guberniya - Krasnoyarskiy kray: 190 let istorii. VII kraevedcheskie chteniya [Yenisei Province - Krasnoyarsk Territory: 190 years of history. VII local lore readings]. Krasnoyarsk, 2012, pp. 103-108. (In Russ.).

4. Gosudarstvennyy arkhiv Krasnoyarskogo kraya [State Archives of the Krasnoyarsk Territory]. F. 132. Op. 1. D. 2. (In Russ.).

5. Davydenko A.V. Rastsvet i zakat chernosotennoy pechati (1900-1917) [Blossoming and decline of the Blackhundred print (1900-1917)]. 300 let otechestvennoy zhurnalistiki. Aktual'nye problemy istorii, teorii i sovremennoy praktiki [300 years domestic journalism. Actual problems of history, theory and modern practice]. Irkutsk, 2002, pp. 31-40. (In Russ.).

6. Eniseyskiy entsiklopedicheskiy slovar [Enisey encyclopedic dictionary]. Krasnoyarsk, Russkaya entsiklopediya Publ., 1998. 735 p. (In Russ.).

7. Zimin V.A. Rol SMI v formirovanii politicheskoy kul'tury i razvitiya institutov grazhdanskogo obshchestva v Rossii [The role of mass media in the formation of political culture and the development of institutions civil society

in Russia]. Izvestiya Saratovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya. Sotsiologiya. Politologiya [Proceedings of the Saratov State University. Series. Sociology. Political science], 2012, vol. 12, iss. 1, pp. 91-94. (In Russ.).

8. Istoriya obshchestvennogo samoupravleniya v Sibiri vtoroy poloviny XIX - nachala XX veka [The history of public self-government in Siberia in the second half of the XIX - the beginning of XX Century]. Novosibirsk, Sova Publ., 2006. 352 p. (In Russ.).

9. Ishchenko O.V. Studencheskaya i uchashchayasya molodozh' kak faktor obshchestvennogo dvizheniya i kul'turnoy zhizni Sibiri (konets XIX - nachala XX veka) [Student and student youth as a factor of social movement and cultural life of Siberia (lateXIX - earlyXXcenturies)]. Omsk, OmSU Publ., 2010. 498 p. (In Russ.).

10. Korneeva G.A. Obrazovanie monarkhicheskikh organizatsiy v Vostochnoy Sibiri 1905-1907 [The formation of monarchist organizations in Eastern Siberia in the 1905-1907]. Rossiyskaya nauka teorii i istorii gosudarstva i prava v nachale XXI veka [Russian science of theory and history of state and law at the beginning of the XXI century]. St. Petersburg, Asterion Publ., 2010, pp. 172-202. (In Russ.).

11. Korneeva G.A. Pravomonarkhicheskoe politicheskoe dvizhenie: Sibirskiy region [The right-monarchical political movement: the Siberian region]. St. Petersburg, Aleteya Publ., 2016. 427 p. (In Russ.).

12. Kosykh E.N. Periodicheskaya pechat' Sibiri ot pervoy ko vtoroy rossiyskoy revolyutsii [Periodic seal of Siberia from the First to the Second Russian Revolution]. Pyatye Makushinskie chteniya [Fifth Makushinsky readings]. Novosibirsk, 2000, pp. 88-90. (In Russ.).

13. Krasnoyarskaya pressa, XX vek: sbornik materialov po istorii SMI Krasnoyarskogo kraya [The Krasnoyarsk press, XX century: collection of materials on the history of SMI of the Krasnoyarsk Territory]. Krasnoyarsk, Bukva Publ., 2002. 351 p. (In Russ.).

14. Makarchuk S.V. Propaganda russkoy natsional'noy idei i politicheskiy traditsionalizm v Sibiri v nachale XX veka [Propaganda of the Russian National Idea and Political Traditionalism in Siberia in the early XX century]. Russkaya ideya. Tezisy dokladov Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii [Rssian Idea. Abstracts of All-Russian scientific conference], Khabarovsk, 1995, pp. 79-82. (In Russ.).

15. Makarchuk S.V Monarkhicheskaya periodicheskaya pechat' Sibiri o evreyakh (1907-1915) [Monarchical Periodic Form of Siberia and the Jews (1907-1915)] Istoriya soobshchestva Sibiri i Dal'nego Vostoka: sbornik materialov 2 regional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [History of the Communities of Siberia and the Far East: collection of materials 2 regional scientific and practical conferences]. Krasnoyarsk, Klaretianum Publ., 2011, pp. 32-35. (In Russ.).

16. Malygina I.V. Regional'noye izmerenie rossiyskoy identichnosti: mezhdu kul'turoy ekonomikoy [The regional dimension of Russian identity: between culture and economy]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Bulletin of the Kemerovo state institute of culture], 2018, no. 42, pp. 110-118. (In Russ.).

17. Materialy k khronike obshchestvennogo dvizheniya v Sibiri v 1895-1917 godakh [Materials to the chronicle of the social movement in Siberia in 1895-1917]. Tomsk, Izd-vo Tomsk. un-ta Publ., 1994. 143 p. (In Russ.).

18. Mikhanev A.P. Periodicheskaya pechat' Krasnoyarska v obshchestvenno-politicheskoy zhizni Eniseyskoy gubernii vtoroy poloviny XIX - nachala XX veka: dis. kand. ist. nauk [Periodic printing of Krasnoyarsk in social and political life Yenisei province of the second half of the XIX - early XX centuries. Diss. PhD History]. Krasnoyarsk, 1998. 181 p. (In Russ.).

19. Periodicheskaya pechat' Sibiri (vtoraya polovina XIX veka - fevral' 1917 goda): ukazatel' gazet i zhurnalov [Periodic printing of Siberia (second half of the XIX century - February 1917). Pointer newspapers and magazines]. Tomsk, TSU Publ., 2001. 92 p. (In Russ.).

20. Polynskiy A.S. Sovremennaya otechestvennaya istoriografiya politicheskikh partiy v Sibiri v 1905-1914 godakh: dis. kand. ist. nauk [The modern domestic historiography of political parties in Siberia in the years 1905-1914. Diss. PhD History]. Omsk, 2007. 172 p. (In Russ.).

21. Popov D.I. Kul'turno-prosvetitel'nye obshchestva v Sibiri v kontseXIX- nachalaXX veka [Cultural and educational societies in Siberia in the lateXIX- earlyXXcenturies]. Omsk, OmGU Publ., 2006. 511 p. (In Russ.).

22. Popov D.I. Bor'ba pravomonarkhicheskikh partiy za vliyanie na massy v usloviyakh polyarizatsii partiyno-politicheskikh sil v Sibiri v 1907-1917 godakh [The struggle of right-monarchist parties for influence on the masses in conditions polarization of party political forces in Siberia in 1907-1917]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya. Istoricheskiye nauki [Bulletin of Omsk State University. Series Historical Sciences], 2014, no. 3, pp. 25-36. (In Russ.).

23. Portnyagina M.A. SMI Rossii v kontekste konfliktnoy politicheskoy kul'tury [Russia's Media in the context of conflict political culture]. (In Russ.). Available at: http://mediascope.ru/node/825 (accessed 04.04.2018).

24. Portnyagina M.A. SMI kak faktor formirovaniya grazhdanskoy kul'tury v Rossii: problemy i perspektivy [Mass media as a factor in the formation of civil culture in Russia: problems and prospects]. (In Russ.). Available at: http:// mediascope.ru/node/770 (accessed 04.04.2018).

25. Russkoye znamya [The Russian banner], 1909. (In Russ.).

26. Russkomu narodu [Russian people]. Sbornikprogramm politicheskikh partiy v Rossii [Collection programs of political parties in Russia]. St. Petersburg, 1906. (In Russ.).

27. Sibirskaya Pravda [Siberian truth], 1908. (In Russ.).

28. Susanin [Susanin], 1907. (In Russ.).

29. Susanin [Susanin], 1908. (In Russ.).

30. Susanin [Susanin], 1909. (In Russ.).

31. Susanin [Susanin], 1910. (In Russ.).

32. Susanin [Susanin], 1911. (In Russ.).

33. Susanin [Susanin], 1912. (In Russ.).

34. Susanin [Susanin], 1913. (In Russ.).

35. Tolochko A.P. Chernosotentsy v Sibiri (1905 - fevral' 1917 goda) [Blackhundreds in Siberia (1905 - February 1917)]. Omsk, OmGU Publ., 1999. 123 p. (In Russ.).

36. Tolochko A.P. Sovremennaya otechestvennaya istoriografiya partiyno-politicheskogo dvizheniya v Sibiri v nachale XX veka [Modern domestic historiography of party political movement in Siberia in the early XX century]. Omsk, OmGU Publ., 2001. 140 p. (In Russ.).

37. Tolochko A.P. Obshchestvennoe dvizhenie v Sibiri v gody novogo revolyutsionnogopod'ema (1910-1914) [The social movement in Siberia in the years of a new revolutionary the rise (1910-1914)]. Omsk, OmGU Publ., 2012. 259 p. (In Russ.).

38. Chepkasov A.V. Ob osobennostyakh funktsii sotsial'noy kommunikatsii SMI [On the features of the function of social media communication]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Kemerovo tate University], 2010, no. 4, pp. 167-171. (In Russ.).

39. Shilina A.S. Deyatel'nost' Krasnoyarskogo i Irkutskogo otdelov Soyuza russkogo naroda v gody Pervoy Mirovoy voyny [The activities of the Krasnoyarsk and Irkutsk divisions of the Union of Russian people during the First World War]. (In Russ.). Available at: http://history.nsc.ru/website/history-institute/var/custom/File/VMNSHK2016/019-Shilina.pdf

40. Shtyrbul A.A. Politicheskaya kul'tura Sibiri: opyt provintsial'noy mnogopartiynosti (konets XIX - pervaya chetvert' XX veka). Chast' 1. Konets XIX veka - fevral' 1917 goda [Political culture of Siberia: the experience of the provincial multi-party system (the end of XIX - the first quarter of XX centuries). Part I. The end of XIX century -february 1917]. Omsk, Omsk State Pedagogical University Publ., 2003. 244 p. (In Russ.).

УДК 39

НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ, ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ КАЗАКОВ КАК ИСТОЧНИК ПОИСКА НОВЫХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ПОСТАНОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЛЕТМЕЙСТЕРОВ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ

Палилей Александр Васильевич, кандидат педагогических наук, профессор, декан факультета хореографии, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail:palileyav@ mail.ru

Бочкарёва Наталья Ивановна, доцент кафедры народного танца, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются вопросы о воспитании в молодом поколении интереса к истории своей родины, культуре, традициям и обычаям, к их идеалам и ценностям. Обращение к казачеству как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.