Научная статья на тему 'КРАСНОМОРСКАЯ МИССИЯ ЕВРОСОЮЗА'

КРАСНОМОРСКАЯ МИССИЯ ЕВРОСОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Красное море / Хути / хуситы / Йемен / Саудовская Аравия / ОАЭ / Франция / Италия / Евросоюз / ЕС / ВМФ / Аспидес / Персидский залив. / Red Sea / Houthi / Houthis / Yemen / Saudi Arabia / UAE / France / Italy / European Union / EU / Navy / Aspidas / Persian Gulf.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шумилин Александр Иванович

В статье рассматривается общая ситуация в районе Красного моря, сложившаяся после начала в октябре 2023 г. регулярных вооружённых нападений йеменских хуситов на иностранные торговые суда там. Приводятся данные ущерба, наносимого этой повстанческой организацией в Йемене региональной и мировой торговле. Особое внимание уделено анализу роли военно-морских сил западных государств в Красном море. С октября 2023 г. там сформирована самая мощная за последние десятилетия группировка ВМС США, а после 19 февраля 2024 г. в том же районе расположились военные корабли стран ЕС в рамках операции «Аспидес». Тем самым Брюссель сделал заметный шаг в рамках реализации своей стратегии усиления геополитического влияния не только на Ближнем Востоке, но и в более широком масштабе, учитывая значимость красноморских маршрутов для мировой торговли, а также для региональной системы безопасности. Следует ожидать, что в скором времени зона ответственности этой военно-морской миссии ЕС будет расширена, распространившись на районы Персидского залива и северную часть Индийского океана. В совокупности автор рассматривает ситуацию в Красном море как свидетельство деградации сферы безопасности Ближнего Востока и в мире в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шумилин Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROPEAN UNION RED SEA MISSION

The article examines the general situation in the Red Sea region that has developed since the start of regular armed attacks by the Yemeni Houthis on merchant ships there in October 2023. Data is provided on the damage caused by this rebel organization in Yemen to regional and global trade. The author pays special attention to the analysis of the role of the naval forces of Western states in the Red Sea. Since October 2023, the most powerful US Navy grouping in recent decades has been formed there, and after February 19, 2024, warships from EU countries joined it as part of Operation Aspides («Shields» from ancient Greek). Thus, Brussels took a noticeable step as part of its strategy of strengthening geopolitical influence not only in the Middle East, but also on a broader scale, taking into account the importance of the Red Sea routes for world trade, as well as for the regional security system. It is expected that the area of responsibility of this EU naval mission will soon be expanded to include the Persian Gulf and the northern Indian Ocean. Taken together, the author views the situation in the Red Sea as a manifestation of degradation in the security sphere of the Middle East and in the world as a whole.

Текст научной работы на тему «КРАСНОМОРСКАЯ МИССИЯ ЕВРОСОЮЗА»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2024, № 1

УДК 327 EDN:RHECNY

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran120241724

КРАСНОМОРСКАЯ МИССИЯ ЕВРОСОЮЗА

Александр Иванович Шумилин

ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: mideast@bk.ru, ORCID: 0000-0003-1778-4828

Ссылка для цитирования: Шумилин А. И. Красноморская миссия Евросоюза // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2024. №1. С. 17-24. DOI: 10.15211/vestnikieran120241724

Аннотация. В статье рассматривается общая ситуация в районе Красного моря, сложившаяся после начала в октябре 2023 г. регулярных вооружённых нападений йеменских хуситов на иностранные торговые суда там. Приводятся данные ущерба, наносимого этой повстанческой организацией в Йемене региональной и мировой торговле. Особое внимание уделено анализу роли военно-морских сил западных государств в Красном море. С октября 2023 г. там сформирована самая мощная за последние десятилетия группировка ВМС США, а после 19 февраля 2024 г. в том же районе расположились военные корабли стран ЕС в рамках операции «Аспидес». Тем самым Брюссель сделал заметный шаг в рамках реализации своей стратегии усиления геополитического влияния не только на Ближнем Востоке, но и в более широком масштабе, учитывая значимость красноморских маршрутов для мировой торговли, а также для региональной системы безопасности. Следует ожидать, что в скором времени зона ответственности этой военно-морской миссии ЕС будет расширена, распространившись на районы Персидского залива и северную часть Индийского океана. В совокупности автор рассматривает ситуацию в Красном море как свидетельство деградации сферы безопасности Ближнего Востока и в мире в целом.

Ключевые слова: Красное море, Хути, хуситы, Йемен, Саудовская Аравия, ОАЭ, Франция, Италия, Евросоюз, ЕС, ВМФ, Аспидес, Персидский залив.

Статья поступила в редакцию: 10.03.2024.

EUROPEAN UNION RED SEA MISSION

Alexander I. Shumilin

Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: mideast@bk.ru, ORCID: 0000-0003-1778-4828

To cite this article: Shumilin, A. I. (2024). European Union Red Sea Mission. Nauchno-analiti-cheskij vestnik IE RAN 37(1): 17-24. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran120241724

© Шумилин А. И. - д.полит.н., г.н.с., рук. Центра «Европа - Ближний Восток» Отдела европейской безопасности ИЕ РАН, главный редактор «Научно-аналитического вестника ИЕ РАН.

Abstract. The article examines the general situation in the Red Sea region that has developed since the start of regular armed attacks by the Yemeni Houthis on merchant ships there in October 2023. Data is provided on the damage caused by this rebel organization in Yemen to regional and global trade. The author pays special attention to the analysis of the role of the naval forces of Western states in the Red Sea. Since October 2023, the most powerful US Navy grouping in recent decades has been formed there, and after February 19, 2024, warships from EU countries joined it as part of Operation Aspides («Shields» from ancient Greek). Thus, Brussels took a noticeable step as part of its strategy of strengthening geopolitical influence not only in the Middle East, but also on a broader scale, taking into account the importance of the Red Sea routes for world trade, as well as for the regional security system. It is expected that the area of responsibility of this EU naval mission will soon be expanded to include the Persian Gulf and the northern Indian Ocean. Taken together, the author views the situation in the Red Sea as a manifestation ofdegradation in the security sphere of the Middle East and in the world as a whole.

Key words: Red Sea, Houthi, Houthis, Yemen, Saudi Arabia, UAE, France, Italy, European Union, EU, Navy, Aspidas, Persian Gulf.

Article received: 10.03.2024.

На своей встрече 19 февраля 2024 г. главы МИД стран - членов Евросоюза одобрили решение о запуске военно-морской миссии (под названием «Аспидес»1 - EUNAVFOR ASPIDES) в районе Красного моря. В тот же день об этом объявил Совет ЕС. Целями операции обозначены следующие: 1) защита гражданских судов от продолжающихся атак хуситов; 2) сопровождение судов; 3) мониторинг происходящего в данной акватории, оценка угроз для свободы мореплавания. В сообщении Совета подчёркивается, что миссия носит сугубо оборонительный характер, призвана защищать суда в случае атак на них с моря или с воздуха, а её участники не будут наносить удары по наземным целям (Eunavfor operation aspides ... 2024). Срок «Аспидес» определён в один год, штаб-квартира группировки ВМС расположена в греческом городе Ларисса, её командующий - греческий генерал Василеос Грипарис.

Красное море: от Моисея до хуситов

Значимость происходящего в Красном море для мировой экономики и геополитики очевидна: это водное пространство через Суэцкий канал обеспечивает кратчайший маршрут из Индийского океана к Средиземноморью, к Европе. Американский журнал Foreign Policy образно выразил это в одной фразе с намёком на библейскую историю: «Моисей, возможно, и пересёк Красное море (место спасения евреев, бежавших из плена египетского фараона -А. Ш.), но сегодня - из-за ракетных атак хуситов - судоходные компании массово покидают его» (Lu 2023). В последние месяцы всё, действительно, наоборот: оппоненты Израиля пытаются создать в Красном море ситуацию, погибельную для еврейского государства. Лидеры хуситов открыто говорят, что развернули «охоту на коммерческие суда, направляющиеся в израильские порты» с целью принудить страны Запада воздействовать на Израиль, чтобы тот остановил войну против экстремистской группировки ХАМАС в секторе Газа. Подчеркнём, что составляющая основу движения хуситов организация «Ансар Алла» является идеологически близкой ХАМАС - обе придерживаются базовой концепции ассоциации «Братья-мусульмане». И им обеим оказывает военную поддержку Иран через своё действующее в араб-

1 Пер. с др.-греч. «Щиты».

ских странах подразделение «Аль-Кодс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Вместе с ливанской «Хезболла» и шиитскими-проиранскими организациями в Ираке эти группировки образуют так называемую «ось сопротивления» Израилю, странам Запада и их арабским партнёрам в ближневосточном регионе.

По ёмкому выражению британского аналитика Ионы Крейг, Йемен являет собой уникальный пример геополитического ядра - места, где пересекаются география и политика (Graig 2023). Действительно, по красноморским маршрутам, а затем через Суэцкий канал в страны Европы, Ближнего Востока и Северной Африки поступает 15% товаров, произведённых в Азии и Персидском заливе. По этим водным артериям переправляются 21,5% очищенной и 13% сырой нефти. Навигация в Красном море обеспечивает порядка четверти всей внешней торговли Израиля (Wintour 2024). Многие крупнейшие судоходные компании во избежание рисков вынуждены доставлять груз в обход Африки (вокруг мыса Доброй Надежды), что, понятно, существенно увеличивает издержки и повышает цену доставки в порты Средиземноморья. По данным аналитической группы Flexport, к началу 2024 г. 389 контейнеровоз-ных судов различных крупнейших компаний в мире (а это пятая часть глобальных перевозок данной категории) предпочли обходные маршруты Красному морю и Суэцкому каналу (Eavis, Bradsher 2024). На этом фоне аналитики делают выводы, что наибольшие потери несёт экономика Египта: по итогам января 2024 г. его доходы от навигации через Суэцкий канал упали до 428 млн долл. по сравнению с 804 млн долл. за аналогичный период прошлого года (Морозова 2024).

Напомним, что попытки Египта при президенте Г. Абдель Насере в мае 1967 г. перекрыть доступ к израильским портам в Акабском заливе (часть Красного моря) были расценены в самом Израиле и в ООН как проявление «агрессии», став поводом для последовавшей 5 июня 1967 г. Шестидневной войны. Впрочем, сегодня хуситы открыто заявляют о своём намерении воевать против Израиля на стороне ХАМАС. В интервью агентству РИА Новости член политбюро «Ансар Алла» Хузам аль-Асад сказал, что его движение проводит «всеобщую народную мобилизацию, чтобы подготовить бойцов для участия в военных действиях на стороне палестинского сопротивления в секторе Газа». Касательно самой мобилизации он пояснил, что она была начата во всех провинциях - «там были открыты тренировочные лагеря, десятки тысяч молодых людей пошли добровольцами обучаться военному ремеслу» (На севере Йемена ... 2023). Здесь уместно уточнить, что речь в основном идёт о северной части этой страны, включая столицу - г. Сане. В южной части (в г. Адене) находится законное правительство Йемена, которое при опоре на арабскую коалицию (Саудовская Аравия, ОАЭ) до недавнего времени вели боевые действия против хуситов. Однако в конце декабря 2023 г. стороны достигли соглашения о прекращении огня в рамках запущенного ООН миротворческого процесса (Yemen warring parties. 2023). Переговоры велись на территории Саудовской Аравии и султаната Оман.

Апогеем проблем, создаваемых хуситами в Красном море, стал вывод из строя в конце февраля - начале марта 2024 г. четырёх подводных телекоммуникационных кабелей, соединяющих Европу, Азию и Африку. Всего их проложено по дну там порядка полутора десятков. По оценке авторитетной компании HGC Global Communications Limited (Гонконг), на повреждённые кабели приходилось 25% трафика в регионе. Компания назвала пострадавшие маршруты важнейшими для передачи данных из Азии в Европу: почти 90% информационных потоков между Европой и Азией проходят через инфраструктуру в Красном море.

По словам представителя HGC, «первоначальный анализ показал, что повреждённые сегменты кабелей находятся в южной части Красного моря и подпадают под юрисдикцию

Йемена». Как именно и кем они были повреждены, в компании не уточняют (Gambrell 2024). Однако аналитики подчёркивают, что разрыв межконтинентальной коммуникации произошёл на фоне продолжающихся атак хуситов на корабли и суда различных стран. В свою очередь, хуситы возложили ответственность за технологический коллапс на США и Британию, наносящих удары по их позициям на территории Йемена. Высказывается также и нейтральная версия: кабели в принципе могут задеть якоря, сброшенные с судов и тянущиеся за ними, в том числе с тех, которые получили повреждения в результате атак в Красном море.

ВМС США и ЕС: вместе, но порознь

До 19 февраля задачу усмирять хуситов брали на себя Соединённые Штаты в рамках операции «Страж процветания» (Prosperity Guardian). По мнению экспертов, эта военно-морская группировка оценивается как «самая мощная за последние десятилетия» (Evans 2023). С конца декабря 2023 г. непосредственно в Красном море находятся американские эсминцы USS Carney, USS Laboon и USS Thomas Hudner, а также атомная подводная лодка класса Ohio. Поддержку им оказывают британский эсминец HMS Diamond и многоцелевой фрегат Languedoc ВМС Франции. В районе Аденского залива стоит на рейде авианосец USS Dwight D. Eisenhower с тремя кораблями сопровождения, а также атомная подлодка класса Los Angeles. Помимо этого, на Ближний Восток был направлен американский авианосец USS Gerald R. Ford с пятью кораблями сопровождения. Туда же переброшен штабной корабль USS Mount Whitney, на борту которого находился командующий 6-м флотом ВМС США вице-адмирал Томас Иши (США создали в Красном море ... 2023).

Из европейских ВМС до 19 февраля в Красном море курсировали несколько боевых судов Франции и Италии. Теперь к ним добавляются корабли ещё пяти стран сообщества. Многие из них оборудованы системами раннего противовоздушного оповещения и обороны. По словам главы внешнеполитической службы ЕС Жозепа Борреля, «запуская операцию "Аспи-дес", Европейский союз быстро реагирует на необходимость восстановления морской безопасности и свободы судоходства в стратегически крайне важном морском коридоре. Операция сыграет ключевую роль в защите коммерческих интересов и интересов безопасности на благо ЕС и более широкого международного сообщества» (Josep Borrell confident. 2024).

Заметим, что Евросоюз начал наращивать своё присутствие в Красном море только после принятия Совбезом ООН 10 января 2024 г. резолюции 2722 (2024) с осуждением нападения хуситов на торговые и коммерческие суда. В основополагающем документе делается акцент на важности осуществления навигационных прав и свободы судоходства для всех государств в этой акватории (Resolution 2722. 2024). Примечательно, что данная резолюция ссылается на предыдущую СБ ООН за номером 2216 (2015) от 2015 г., в которой осуждаются действия хуситов по захвату власти в северной части Йемена Resolution (Resolution 2216. 2015).

Говоря о запуске «Аспидес», высокопоставленные представители ЕС подчёркивают, что она будет проводиться отдельно от американо-британской миссии «Страж процветания». Эта принципиальная установка продиктована не только документами Глобальной стратегии, предполагающей повышение удельного веса ЕС в мировой геополитике. Определённую роль сыграл и тот факт, что после обстрела американскими и британскими ракетами позиций ху-ситов на территории Йемена (в январе - феврале 2024 г.) те начали наносить ответные удары по кораблям США и Великобритании. Формально дистанцируясь от военно-морской операции США и Британии, европейцы, судя по всему, хотели бы понизить уровень угроз своим судам, в частности, от ударов возмездия со стороны хуситов.

В обосновании целей «Аспидес» упоминается, что миссия будет осуществляться в тесной координации с «Операцией Аталанта» (EUNAVFOR Atalanta). Речь идёт о запущенной Евросоюзом ещё в 2008 г. операции ВМС с целью борьбы с пиратством в море у Африканского Рога и в западной части Индийского океана. Именно она считается первой военно-морской миссией ЕС в этом районе, предпринятой на базе резолюций 1814, 1816, 1838 и 1846, одобренных в 2008 г. Совбезом ООН. В январе 2023 г. мандат «Аталанта» был продлён Евросоюзом до декабря 2024 г. С 29 марта 2019 г. оперативный штаб миссии расположен на военно-морской базе Рота в Испании (до того он находился в Лондоне). Участники «Аталанты» были нацелены на борьбу с актуальными на тот момент угрозами - на противодействие пиратству и переправке наркотиков, обеспечение защиты судоходства и соблюдение эмбарго ООН на поставки оружия повстанческим организациям в районе Африканского Рога (на тот момент речь шла о сомалийской исламистской группировке «Аш-Шабаб»).

Кроме оперативного управления военными кораблями в рамках операции «Аталанта» нынешняя миссия ЕС («Аспидес») должна координировать свои действия также с другой военно-морской операцией Евросоюза - запущенной в 2020 г. «Европейской группировкой по мониторингу в Ормузском проливе» (European-ledMaritime Awareness in the Strait ofHormuz, EMASoH). Её особенность в том, что эта миссия не обладает мандатом ЕС, она учреждена по инициативе Франции в феврале 2020 г. Перед ней стоит задача по наблюдению за обстановкой, отслеживанию уровня напряжённости и повышению морской безопасности в этом экономически важном регионе. Помимо Франции и Дании, в ней также участвуют Нидерланды, Бельгия, Германия, Греция, Италия и Португалия. Штаб-квартира расположена на территории французской военно-морской базы в Абу-Даби.

Другая особенность EMASoH в том, что изначально её работа проводилась по двум направлениям: дипломатическом и военном. Последнее обозначено в базовых документах как «Операция Аженор» (Operation AGENOR). Военная сила может быть применена в рамках «Аженор» только для обеспечения безопасности прохода коммерческих судов. Информация о нарушениях свободы навигации и различных инцидентах с судами в обозначенной акватории собирается в базе данных EMASoH's в рамках т.н. «Схемы добровольного уведомления»1, которая предполагает направление командирами судов в базу данных EMASoH координат своего местонахождения в пределах т.н. «Района добровольного уведомления»2. Последний распространяется на весь Персидский залив, Ормузский пролив и часть Аравийского моря. В случае предварительного добровольного уведомления данное судно получает приоритет для проведения спасательных операций со стороны кораблей и авиации EMASoH.

Информационные системы EMASoH фиксируют следующие среднестатистические показатели активности в зоне своей ответственности. На каждый конкретный момент запроса в обозначенных акваториях находятся 4-5 тыс. коммерческих судов (это число не включает мелкие индивидуальные лодки «дау» и рыболовецкие суда). Только 10% из обозначенного числа ходят под флагами стран EMASoH, либо осуществляют перевозки в интересах этих стран. В сутки через Ормузский пролив проходят 25-30 таких судов (Information Bulletin ... 2023).

Новая «Европейская стратегия морской безопасности 2023 г.»

«Аспидес» стала первой военно-морской миссией, организованной на основе новой «Европейской стратегии морской безопасности 2023 г.» (EU maritime security strategy 2023) (Ma-

1 англ. Voluntary Reporting Scheme.

2 англ. Voluntary Reporting Area.

ritime security: Council approves ... 2023). Этот новый основополагающий документ был принят Советом Евросоюза 24 октября 2023 г. Как и предыдущая Стратегия (2014 г.) он состоит из текста с изложением основных целей и задач, а также Плана действий. В документе делается прогноз касательно дальнейшего увеличения объёмов и значимости морских перевозок для мировой экономики, несмотря на формирующуюся неблагоприятную атмосферу на морях и океанах из-за существенного возрастания угроз для судоходства, из чего делается вывод о необходимости наращивания силового компонента военно-морских миссий. Заметим, что в «Аспидес» дипломатический компонент явно ушёл на второй план, а на первом - силовая составляющая.

Стратегия носит глобальный характер, а потому она включает не только обеспечение безопасности навигации в южных морях, но и активизацию операций по береговой охране в районе Средиземноморья. В документе чётко выделяются основные стратегические задачи, на которых стоит остановиться подробнее.

ЕС должен наращивать активность на морях и в океанах. С этой целью военно-морские силы стран ЕС должны чаще проводить совместные учения, включая развитие и совершенствование системы береговой охраны путём создания комбинированных формирований с добавлением авиации к боевым судам. Другое направление деятельности в рамках данной задачи - усиление борьбы с криминалом, пиратством, вооружёнными ограблениями, борьба с организованной преступностью, включая незаконную миграцию, торговлю людьми. Предполагается усилить системы инспекции портов на территории ЕС.

Расширять и углублять сотрудничество с партнёрами. В рамках обновлённой стратегии ЕС предполагает налаживать и расширять партнёрские отношения со странами-единомышленниками, а также с региональными и международными организациями. И это с целью утверждения на море «порядка, основанного на правилах», в частности, на Конвенции ООН по морскому праву. Подчёркивается, что ЕС намерен интенсифицировать взаимодействие с НАТО по вопросам безопасности на море - в духе третьей Совместной декларации ЕС -НАТО от января 2023 г. (Council of the EU. Joint Declaration ... 2023).

Играть ведущую роль в мониторинге информации о положении с безопасностью на морях. ЕС будет задействовать все имеющиеся в его распоряжении механизмы сбора информации, делиться ею со странами партнёрами. Предполагается также развивать и использовать информацию со спутников и от служб береговой охраны.

Управление рисками и угрозами. В обновлённой стратегии также уделяется большое внимание повышению коллективной устойчивости и готовности ЕС и его государств-членов к управлению различными рисками и угрозами безопасности на море. Ключевым направлением действий в рамках этой цели является укрепление жизнестойкости и защищённости критически важной морской инфраструктуры, такой как газопроводы, подводные кабели, порты, морские энергетические объекты и терминалы сжиженного природного газа во всех морских бассейнах по всему ЕС, а также активизация сотрудничества по разработке регионального плана наблюдения за подводной и офшорной инфраструктурой.

Укрепление потенциала. Другая стратегическая цель касается развития гражданского и военного потенциала в области обеспечения безопасности на море с привлечением, при необходимости, предприятий определённых видов промышленности. Предлагаемые направления действий включают разработку общих требований к технологиям надводной и подводной обороны, создание совместимых беспилотных систем для мониторинга критически важной морской инфраструктуры и активизация работы над несколькими проектами Постоянного структурированного сотрудничества (PESCO), связанными с безопасностью на море.

Подготовка и обучение. Стратегия также направлена на обеспечение высокого уровня специализированного образования, навыков и переподготовки, которые необходимы ЕС для решения нынешних и будущих проблем безопасности на море. Некоторые из ключевых действий в этой области сосредоточены на навыках, необходимых для борьбы с гибридными и киберугрозами, а также на проведении специальных учебных программ, открытых для партнёров, не входящих в ЕС (Maritime security: Council approves ... 2023).

Эффективность и результативность Стратегии будут оценены через три года в форме доклада, подготовленного Комиссией и офисом Высокого представителя ЕС по внешней политике и безопасности.

* * *

Начиная с октября 2023 г. акватория Красного моря остаётся зоной самой высокой военной напряжённости вследствие действий йеменских повстанцев-хуситов, развернувших атаки на коммерческие корабли только при подозрении, что те направляются в израильские порты. Если попытки Египта блокировать Акабский залив в мае 1967 г. привели тогда к Шестидневной войне, то сегодня ожидать аналогичных последствий для региона нереально в силу того, что находящиеся на содержании Ирана йеменские хуситы не встречают понимания в арабских странах. К тому же свободу навигации в этой акватории пытаются поддерживать две мощные военно-морские группировки - американо-британская (в рамках операции «Страж процветания») и Евросоюза («Аспидес»). Эта миссия ЕС сформирована на основании обновлённой в октябре 2023 г. Стратегии морской безопасности, которая предполагает наращивание силовой составляющей с целью борьбы против вооружённых судов хуситов, повстанцев-исламистов и организованных преступных группировок в этом районе. Эта задача теперь ставится в один ряд с прежде главной - мониторингом положения с безопасностью, причём не только в Красном море, но уже и в Персидском заливе и Аравийском море. Данные действия ЕС вписываются в Общую глобальную стратегию, нацеленную на усиление геополитической роли Евросоюза.

Список литературы / References

Council of the EU (2023). Joint Declaration on EU-NATO Cooperation, 10 January 2023 Available at: https://www.consilium.europa.eu/es/press/press-releases/2023/01/10/eu-nato-joint-declaration- 10-january-2023/ (accessed 11.03.2024).

Eavis, P., Bradsher, K. (2024). Red Sea Attacks Leave Shipping Companies With Difficult Choices. The New York Times. 06.01.2024. Available at: https://www.nytimes.com/2024/01/06/business/red-sea-shipping-houthi.html (accessed 11.03.2024).

Eunavfor operation aspides. 02.2024. Available at: https://www.eeas.europa.eu/sites/default/ files/documents/2024/EUNAVF0R%200PERATI0N%20ASPIDES_2024_0.pdf (accessed

11.03.2024).

Evans, M. (2023). US sends nuclear submarine to Middle East to boost naval presence in region, The Times. 07.11.2023 Available at: https://www.thetimes.co.uk/article/us-nuclear-submarine-israel-hamas-gaza-fb3tzcqgb (accessed 11.03.2024).

Gambrell, J. (2024). 3 Red Sea data cables cut as Houthis launch more attacks in the vital waterway. The Associated Press. 05.03.2024. Available at: https://apnews.com/article/red-sea-undersea-cables-yemen-houthi-rebels-attacks-b53051f61a41bd6b357860bbf0b0860a (accessed 11.03. 2024).

Graig, I. (2023). Who are Yemen's Houthi rebels attacking Israeli ships? Declassified UK.

19.12.2023. Available at: https://www.declassifieduk.org/who-are-yemens-houthi-rebels-attacking-israeli-ships/ (accessed 11.03.2024).

Information Bulletin February 2023. European-Led Maritime Awareness in the Strait of Hor-muz. Available at: https://d1fdloi71mui9q.cloudfront.net/gieRwHTny7TDROuD4BaQ_FEBR23% 20EMASoH%20Information%20Bulletin.pdf (accessed 11.03.2024).

Josep Borrell confident Aspides mission will be launched by 19 February. Agency Europe.

01.02.2024. Available at: https://agenceurope.eu/en/bulletin/article/13340/23 (accessed 11.03.2024).

Lu, C. (2023). The Red Sea Crisis, Explained. Foreign Policy. 21.12.2023. Available at: https:// foreignpolicy.com/2023/12/21/red-sea-houthi-attacks-shipping-trade-energy-economy/ (accessed 11.03.2024).

Maritime security: Council approves revised EU strategy and action plan. Council of the EU. 24.10.2023. Available at: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2023/10/24/ maritime-security-council-approves-revised-eu-strategy-and-action-plan/ (accessed 11.03.2024).

Resolution 2216 (2015) Adopted by the Security Council at its 7426th meeting, on 14 April 2015. United Nations. 14.04.2015. [(in Russian).] Available at: https://documents.un.org/doc/undoc/ gen/n15/103/72/pdf/n1510372.pdf?token=N57FC2uptZVGeSuQoU&fe=true (accessed 11.03.2024).

Resolution 2722 (2024) Adopted by the Security Council at its 9527th meeting, on 10 January 2024. United Nations. 10.01.2024. [(in Russian).] Available at: https://documents.un.org/doc/undoc/ gen/n24/009/28/pdf/n2400928.pdf?token=pFrScmoWMlF1qZj 1pz&fe=true (accessed 11.03.2024).

Wintour, P. (2024). How Houthi anger with Israel is reshaping the Middle East conflict. The Guardian. 13.01.2024. Available at: https://www.theguardian.com/world/2024/jan/13/how-houthi-anger-with-israel-is-reshaping-the-middle-east-conflict (accessed 11.03.2024).

Yemen warring parties commit to ceasefire, UN-led peace process, says envoy. Aljazeera. 23.12.2023. Available at: https://www.aljazeera.com/news/2023/12/23/yemen-warring-parties-commit-to-ceasefire-un-led-peace-process-says-envoy (accessed 11.03.2024).

Морозова, А. (2024). Египет сообщил о двукратном падении доходов от Суэцкого канала. Forbes. 05.02.2024. [Morozova, A. (2024). Egypt reported a two-fold drop in revenue from the Suez Canal. Forbes. 05.02.2024. (in Russian).] Available at: https://www.forbes.ru/biznes/505572-egipet-soobsil-o-dvukratnom-padenii-dohodov-ot-sueckogo-kanala (accessed: 11.03.2024).

На севере Йемена началась мобилизация для отправки бойцов в сектор Газа. РИА Новости. 20.12.2023. [In northern Yemen, mobilization has begun to send fighters to the Gaza Strip. RIA Novosti. 20.12.2023. (in Russian).] Available at: https://ria.ru/20231220/yemen-1917000420.html (accessed 11.03.2024).

США создали в Красном море самую мощную группировку за последние десятилетия. ТАСС. 21.12.2023. [The United States has created the most powerful group in the Red Sea in recent decades. TASS. 21.12.2023. (in Russian).] Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19601117 (accessed 11.03.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.