Научная статья на тему '«Краснодарская камерата» - пространство ансамбля'

«Краснодарская камерата» - пространство ансамбля Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
195
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Краснодарская камерата» - пространство ансамбля»

№ 4 (59), 2015 "Культурная жизнь региона"

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ РЕГИОНА

Т. В. СОРОКИНА «КРАСНОДАРСКАЯ КАМЕРАТА» - ПРОСТРАНСТВО АНСАМБЛЯ

Много лет назад, в 1996 году, мне довелось принимать участие в ежегодном XXXV международном фестивале «Пасхальные хоровые встречи» в Швейцарии, в Монтре. Это небольшой городок, овеянный славой живших здесь в разное время многих деятелей культуры - Чайковского, Толстого, Набокова, Стравинского. Вспоминаю, как тогда поразила меня эта достойная восхищения традиция, сохраняющая музыкальный праздник на протяжении стольких лет.

В 2001 году в Краснодарском государственном университете культуры возникла идея проведения фестиваля-конкурса камерной музыки «Краснодарская камерата». Раз в два года стали собираться в Краснодаре ансамблисты разных возрастов, и когда их число от двадцати участников вначале выросло до двухсот, стало очевидно, что, начав дело объединения педагогов, учеников, мастеров камерной музыки, мы уже не имели права остановиться и что «Краснодарской камерате» предопределена долгая жизнь.

С 5 по 9 октября нынешнего года Краснодарский институт культуры провел Открытый международный фестиваль-конкурс камерной музыки «Краснодарская камерата» в восьмой раз. Он проходил при поддержке Федеральной программы Министерства культуры РФ, постоянную помощь оказывает конкурсу Администрация муниципального образования г. Краснодар.

В четырех возрастных категориях - от учащихся школ искусств до зрелых музыкантов-педагогов и концертмейстеров учебных заведений - в конкурсе приняли участие свыше 170 ансамблистов из различных регионов страны: из Москвы, Красноярска, Саратова, Астрахани, Ростова-на-Дону, Сочи, Новороссийска, Краснодара, многих станиц края.

Для работы в жюри были приглашены народный артист РФ Михаил Уткин (председатель); вице-президент Европейской ассоциации педагогов камерной музыки (ЕСМТА) профессор Кейо Ахо (Финляндия); заслуженный деятель искусств РФ, президент фонда «Русское исполнительское искусство», ректор ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова профессор В.И. Ворона; профессор Белградской консерватории, доктор Д.Д. Шобайич; президент фонда В. Мурадели профессор ГМПИ им. Ипполитова-Иванова Г.Е. Иванова; заслуженная артистка РФ, заведующая кафедрой камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки, художественный руководитель фестиваля-конкурса «Краснодарская камерата» профессор Т.В. Сорокина; лауреат международных конкурсов, доцент кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки В.А. Коломиец.

Важной составляющей проекта являются концерты, проходящие в период фестиваля-конкурса. Гости фестиваля и краснодарские любители музыки на церемонии открытия «Краснодарской камераты» получили редкую возможность услышать выдающихся солистов Московской филармонии «Московское трио» в составе народных артистов РФ Александра Бон-дурянского, Владимира Иванова и Михаила Уткина. Их выступление - это сложившаяся традиция, своеобразный камертон, символ нашего конкурса, определяющий статус мероприятия, его художественный уровень и значимость.

В исполнении «Московского трио» в Муниципальном зале прозвучали произведения Й. Гайдна, М. Равеля, П. Чайковского. Исполнение шедевров камерной музыки большими мастерами было отмечено замечательной художественной силой выразительности, тембровым богатством, изумительным ансамблевым единством и блистательным техническим мастерством.

6 октября в Концертном зале КГИК со сложнейшей интересной программой «Тема с вариациями» выступили лауреаты международных конкурсов пианисты Ирина Силиванова и Максим Пурыжинский. Хорошо известный у нас в стране и за рубежом, этот фортепианный

^ "Культурная жизнь Юга России"

№ 4 (59), 2015

дуэт во второй раз приезжает на «Краснодарскую камерату». Их исполнительский стиль, высочайшее мастерство получили признание и отмечены десятком побед на серьезных мировых конкурсах. Интерпретация ими сочинений И. Брамса, Р. Шумана, К. Сен-Санса, М. Регера стала истинным подарком многочисленной публике.

Одной из традиций фестиваля-конкурса является научно-практическая конференция, посвященная актуальным проблемам ансамблевой педагогики и исполнительства, художественного творчества. В нынешнем году конференция была посвящена 175-летию П.И. Чайковского и истории музыкального образования в России. Пленарное заседание вел профессор МГК им. П.И. Чайковского А.З. Бондурянский. С докладами выступили профессор Д. Шобайич (Белград, Сербия), профессор Г.Е. Иванова (ГМПИ им. Ипполитова-Иванова, Москва), кандидат искусствоведения Э.А. Ванюкова (Красноярск) и др.

Живой интерес участников и гостей вызвал гала-концерт членов жюри и краснодарских музыкантов «Время ансамбля», прошедший 7 октября в Концертном зале КГИК. В нем выступили Ансамбль «Екатеринодар-классика» под руководством заслуженной артистки РФ профессора Натальи Коробейниковой, лауреаты международных конкурсов Софья Ходосевич, Иван Овсепян, Роман Наумец, доцент Ольга Булатова. Вокальный цикл на стихи Юрия Кузнецова представили автор, заслуженный деятель искусств РФ профессор Олег Прости-тов и лауреат международных конкурсов, обладатель «Золотой маски» Франции Валерий Костин.

Замечательным примером творческого содружества учебных заведений стало исполнение концерта В. Моцарта для двух клавиров ми-бемоль мажор заслуженной артисткой РФ Татьяной Сорокиной и лауреатом международных конкурсов Виталием Коломийцем с камерным оркестром музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова (дирижер Павел Аз-наурьян).

Блестящим мастерством и особым шармом было отмечено исполнение знакомым и любимым краснодарской публикой профессором Валерием Вороной в сопровождении оркестра консерватории КГИК (дирижер лауреат международного конкурса Сергей Жмурин) скрипичных пьес Е. Подгайца, А. Раскатова, Ж. Массне. Крупный российский музыкально-общественный деятель, один из создателей и президент фонда «Русское исполнительское искусство», В.И. Ворона с 2005 года сотрудничает с фестивалем-конкурсом, являясь членом жюри, проводя мастер-классы, выступая с великолепными программами как солист и дирижер. Организаторы «Камераты» высоко ценят участие этого авторитетного музыканта, чья деятельность по сохранению великих отечественных исполнительских традиций, поддержке музыкантов - исполнителей и педагогов - не имеет себе равных.

9 октября после трехдневного марафона конкурсных прослушиваний в концертном зале им. Г.Ф. Пономаренко состоялась церемония закрытия Восьмого фестиваля-конкурса «Краснодарская камерата», на которой были вручены дипломы лауреатов и призы. Среди победителей - ученица ДШИ им. С. Рахманинова Изабелла Полтева, Виктория Петренко и Ева Конюхова (Усть-Лабинск); Анастасия Курылина и Мария Сингирцева (Саратов); Эвелина Мустафаева, КМК им Н.А. Римского-Корсакова; Марьяна Гонова, (СКГИИ, Нальчик); студенты факультета «Консерватория» КГИК Серафима Шумидуб и Диана Убайдуллоева; доцент Краснодарской академии музыки и театра Ольга Швед. Гран-при конкурса жюри присудило студентке Красноярской академии музыки и театра Олесе Абрамитовой.

Заключительным аккордом фестиваля-конкурса стало выступление председателя жюри народного артиста РФ Михаила Уткина. К празднику 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне Михаил Уткин написал «Фантазию на темы песен военных лет» и посвятил ее своему отцу - участнику Парада Победы 1945 года. Впервые музыкант исполнил это сочинение 9 мая 2015 года в концерте для ветеранов в Лужниках в Москве.

На закрытии «Краснодарской камераты» Михаил Уткин исполнил «Фантазию» в сопровождении оркестра Краснодарского государственного института культуры под управлением Сергея Жмурина. Это стало знаковым событием не только для нашего вуза, но и для Краснодара: на концерте присутствовали приглашенные ветераны, и звучание популярных и любимых песен времен войны, без сомнения, стало для них подарком.

№ 4 (59), 2015

жизнь региона

На протяжении четырнадцати лет крупные исполнители и музыкальные деятели своим искусством, опытом и вниманием поддерживают «Краснодарскую камерату». Мастер-классы А.З. Бондурянского, В.И. Вороны, Кейо Ахо и других членов жюри, открытые уроки, беседы и круглые столы делают этот праздник ансамблевого искусства бесценным и неповторимым, как неповторимо само исполнительское искусство.

Краснодарский государственный институт культуры мудрой и последовательной работой по сохранению лучших отечественных культурных традиций способствует духовному воспитанию молодого поколения. Игра в ансамбле для юных музыкантов - это мощный стимул профессионального и личностного роста, она дает опыт взаимопонимания, общности и любви и может служить моделью человеческого общения, что так ценно в современном мире.

УДК 728.03 Н. А. ГАНГУР, Л. А. ЖДАНОВА

КУБАНСКИЙ СЛЕД БАРОНОВ ФОН ШТЕЙНГЕЛЬ: ИЗ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО ИМЕНИЯ «ХУТОРОК»1

В статье рассматриваются основные этапы формирования усадебного комплекса и художественные особенности архитектурного наследия одного из самых крупных дворянских имений на Кубани в исторической ретроспективе.

Ключевые слова: усадебная архитектура Кубани, дворянская усадьба, садово-парковое искусство, модерн, «неорусский стиль», «кирпичный стиль».

UDK 728.03 N. A. GANGUR, L. A. ZHDANOVА

HERITAGE OF BARONS VON STEINHEIL IN KUBAN REGION: PAST AND PRESENT OF THE LANDED ESTATE NAMED «KHUTOROK»

The article is devoted to the main stages of estate complex formation and artistic features of the architectural heritage of one of the largest noble estates of the Kuban region in the historical perspective. Keywords: Kuban farmstead architecture, manor of the nobility, garden and park art, Art Nouveau, «neo-Russian style», «brick style».

Имение «Хуторок», как и имена их владельцев, крупных предпринимателей баронов фон Штейнгель, известно не только за пределами Кубани, но и России. Многочисленные награды на всевозможных международных и российских выставках - 6 золотых, 15 серебряных и 11 бронзовых медалей, не считая почтенных дипломов, - лучшее тому подтверждение [1, с. 183]. Владельцы имения и сами делали целенаправленные шаги в этом направлении, популяризируя свой передовой опыт и достижения не только на выставках, но и в печати. Так, для Всемирной выставки в Париже (1900) агроном П. Н. Котов по поручению барона В.Р. Штей-нгеля составил «Описание» кубанского имения. Этот своеобразный «путеводитель» к выставочным экспонатам (как и его французский перевод) был издан «Товариществом скоропе-чатни А.А. Левенсон» [2]. Иллюстрации, вошедшие в оба издания, сделаны со снимков одного из известных и титулованных польских фотографов В.В. Высоцкого, державшего собственное фотоателье в Киеве. Сами снимки выполнены не позднее 1894 года, и их печатная версия представляет несомненный интерес для нашего исследования. В предисловии к «Описанию» П.Н. Котов ссылается на более ранние издания (1895, 1896), которые были положены в основу новой редакции [3, с. 183]. Многоотраслевая сфера деятельности баронов фон Штейнгель, создавших на приобретенных и арендованных землях мощный агропромышленный комплекс, с разной степенью полноты (в зависимости от выбранного ракурса исследования) освещена в работах кубанских историков (В.Н. Ратушняк, О.А. Леусян, Е.М. Багаева, К.С. Чикаева и др.).

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-34-01028.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.